Необходимость и сущность денег
14
января 1931г. Совнарком СССР принял постановление «О мерах улучшения практики
кредитной реформы», положившее конец автоматизму расчетов. Платежи поставщикам
были обязаны производить сами покупатели за счет собственных оборотных средств
или в необходимых случаях за счет банковских ссуд. Были введены три формы
расчетов – акцептная, аккредитив и с особого счета. При акцептной форме
расчетов банк вправе оплачивать счета поставщиков лишь при условии согласия
покупателя. Только в тех случаях, когда покупатель в установленный срок не
заявил о своем отказе от акцепта, банк может, охраняя интересы поставщика,
перечислить средства на его счет со счета покупателя и без согласия (акцепта)
последнего.
Вторая
форма расчетов—аккредитив – применялась в тех случаях, когда необходимо было
производить на месте – у поставщика – приемку товаров или осуществлять расчеты
по степени готовности. Оплата банком принятых покупателем товаров или
выполненных для него работ производилась по поручению покупателя в пределах
суммы выставленного аккредитива. Особый счет вводился для расчетов с
несколькими поставщиками, обслуживаемыми одним и тем же учреждением банка.
В
связи с введением новых форм расчетов постановление СНК СССР от 14 января
1931г. установило два дополнительных вида кредита – на суммы в пути и
подтоварный. Первый должен был покрывать дополнительную потребность поставщика
в оборотных средствах на период с момента отгрузки товара до получения денег от
покупателя; второй предоставлялся хозорганам в тех случаях, когда задержка
реализации товаров, а стало быть, и высвобождения оборотных средств происходит
по причинам, непосредственно не зависящим от хозоргана.
В
целях улучшения расчетной деятельности Госбанка была установлена минимальная
сумма счета (1000 руб.), принимаемого банком к оплате в порядке безналичных
расчетов; более же мелкие счета подлежали оплате помимо банка, наличными
деньгами.
Ликвидация
обезлички собственных и заемных оборотных средств была осуществлена на основе
постановления Совета труда и обороны (СТО) от 23 июля 1931г. «Об оборотных
средствах государственных объединений, трестов и других хозяйственных
организаций». Каждая государственная хозяйственная организация наделялась
собственными оборотными средствами, достаточными для обеспечения минимальных
запасов сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, незавершенного производства
и готовых изделий и товаров, а также вложений в расходы будущих периодов. Эти
минимальные запасы, необходимые для нормальной деятельности предприятия,
выражались в днях и получили название нормативов.
Для
доведения размеров собственных оборотных средств государственных предприятий до
уровня норматива в 1931г. была проведена конверсия задолженности хозорганов
Госбанку, а именно часть этой задолженности с государственных хозорганов
списывалась и зачислялась в их собственные оборотные средства.
Проведение
кредитной реформы было неразрывно связано с перестройкой всей кредитной
системы. Основная линия такой перестройки заключалась в разграничении функций
краткосрочного кредитования и капитальных вложений с отраслевой специализацией
банков долгосрочных вложений.
5
мая 1932г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об организации специальных
банков долгосрочных вложений», которым предусматривалось «организовать в
системе Народного комиссариата финансов Союза ССР всесоюзные специальные банки
долгосрочных вложений»:
а)
банк финансирования капитального строительства промышленности и
электрохозяйства (Промбанк), преобразуемый из банка долгосрочного кредитования
промышленности и электрохозяйства;
б)
банк финансирования социалистического земледелия (Сельхозбанк»;
в)
банк финансирования капитального строительства кооперации (Всекобанк),
преобразуемый из Всероссийского кооперативного банка;
г)
банк финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк).
После
кредитной реформы 1930 – 1932г.г. банковская система России стабилизировалась,
и ее структура не подвергалась существенным изменениям вплоть до начала реформ,
связанных с переходом от жестокого централизованного планирования экономики к
рыночным отношениям.
В
апреле 1959г. была проведена реорганизация системы банков долгосрочных
вложений. Промбанку были переданы операции, ранее выполнявшиеся системой
Цекомбанка и местными коммунальными банками, а также частично Сельхозбанком.
Остальные операции этих банков перешли к Госбанку СССР. Еще ранее (в 1956г.)
Сельхозбанку и Цекомбанку были переданы также функции ликвидированного
Торгбанка. Промбанк был переименован во Всесоюзный банк финансирования
капитальных вложений (Стройбанк СССР).
В
Стройбанке СССР сосредоточилось финансирование примерно 70-75% всех капитальных
вложений. Стройбанк был выведен из состава Министерства финансов СССР и
подчинен непосредственно Правительству. В 1963г. в ведение Госбанка СССР были
переданы сберегательные кассы, находившиеся ранее в системе Министерства
финансов СССР. Это позволило сконцентрировать кредитные ресурсы и более
эффективно их использовать.
На
протяжении 60-70-х г.г. и первой половины 80-х г.г. банковская система
практически не изменялась.
6.
Российские загранбанки.
Неотъемлемой составной частью российской
банковской системы стали созданные еще в первые десятилетия ХХ века так
называемые заграничные банки. Они расположились в центрах мировых финансовых
рынков – Лондоне, Цюрихе, Франкфурте-на-Майне, Париже и Вене.
В
течение 20-30-х г.г. в Риге действовал Транзитный кооперативный банк.
Свое
широкое развитие заграничные банки получили в 20-е г.г. ХХв. в силу
необходимости поддержания зарождающейся советской внешней торговли иностранными
кредитами и расширения банковских операций с иностранной валютой. Возможности Внешторгбанка
СССР были достаточно ограничены, сеть отделений и представительств банка за
рубежом действовали слабо.
С
целью привлечения иностранного капитала в 1922г. создается в Германии (Берлин)
акционерный банк «Гаркребо» (Гарантийный и кредитный банк фюр ден Остен).
Прекратил свою деятельность «Гаркребо» в 1941г.
Благодаря
активной работе Госбанка СССР были предоставлены дополнительные капиталы для
организации с начала 20-х г.г. еще нескольких банков. В Великобритании
(Лондоне) был создан Аркос-банк, в Дании (Копенгаген) – Норд-Кредит, в Норвегии
(Осло) – Сокрабанк (Банк для русской торговли), в Швеции (Стокгольм) –
Свенскабанк.
Процесс
создания подобных банков получил свое развитие и в Азии. В Китае (Харбин)
создается Дальневосточный банк, который усиленно кредитовал транзитный экспорт
из Китая через Владивосток, а также способствовал регулированию курса червонца
путем его скупки на рынках Манчжурии.
Для
развития торговли и экономической жизни Тувы (в те годы республика не входила в
состав СССР) учреждается Тану-Тувинский торгово-промышленный банк, в Монголии
(Урга) – организуется Монгольский торгово-промышленный банк. Для банков
Азиатского региона была характерна высокая прибыль.
Важную
организующую роль, которая в значительной мере не определялась объемами
проводимых операций, играли два банка в рамках регионов своей деятельности. В
Западной Европе – это Эйробанк (Евробанк, Париж) и в Азии – Русско-Персидский
(Русско-Иранский, Тегеран).
Эйробанк
в 1925г. был выкуплен советским правительством для обслуживания внешнеторговых
платежей между СССР и Францией (образован в 1921г. русскими эмигрантами). В
годы Второй мировой войны 1939 – 1945г.г. банк свою деятельность прекратил, но
уже к 1950г. он стал лидером на евро-долларовом рынке, что позволило расширить и
диверсифицировать направления его деятельности. Эйробанк оставался важным
форпостом участия Госбанка СССР, а затем Центрального банка РФ (Банка России) в
операциях на развитых западных финансовых рынках.
Русско-Иранский
банк, действовавший в форме акционерного общества с участием капитала советских
организаций, работал в период с 1923 по 1980г. Это был единственный в Иране
банк с иностранным капиталом и количеством более 10 филиалов. В 1980г. в связи
с национализацией банков, осуществленной в Иране, советское правительство
передало право собственности на банк правительству Исламской Республики Иран.
Остальные
из вышеперечисленных действовавших банков как Западно-Европейского, так и
Азиатского регионов после Второй мировой войны не были восстановлены.
Особое
положение занимает Московский народный банк в Лондоне. Он был создан еще в
1919г. русскими эмигрантами на базе Лондонского отделения, действовавшего в
России с аналогичным названием банка. Основным пайщиком (поскольку он
действовал вначале как кооперативный банк) являлся Всероссийский кооперативный
банк, финансировавший советскую кооперацию за границей.
Позднее,
после его выкупа советским правительством, ведущими ею акционерами стали
Госбанк СССР и Внешторгбанк СССР. Обладая богатейшим опытом проведения кредитных
операций, банк аккумулировал более половины всех привлеченных иностранных
кредитов, идущих от банков и фирм Западной Европы и Северной Америки, причем
треть кредитов проходила через английские отделения американских банков.
Налаживание устойчивых связей с крупнейшими финансовыми группами Запада
определяло особую роль банка в обеспечении необходимых валютных потребностей
Советского государства. Осуществляя международные расчеты с ведущими
капиталистическими государствами, банк поддерживал корреспондентские отношения
с крупнейшими банками мира. Он имел отделения в Бейруте (Ливан) и Сингапуре.
Банк до сих пор продолжает занимать ведущее положение в банковской системе
страны.
С
60-х годов явственно обозначилась потребность расширить сеть акционерных зарубежных
банков (к тому времени действовало только три – Московский народный, Эйробанк и
Русско-Иранский). На протяжении десятилетия, с середины шестидесятых, было
создано еще четыре банка.
В
октябре 1966г. создается банк с участием Госбанка СССР, Внешторгбанка СССР,
внешнеторговых организаций и уже действовавших зарубежных акционерных банков –
Восход Хандельсбанк в Цюрихе (Швейцария).
В
1974г. учреждается в Вене (Австрия) Донау-банк АГ. В 1974г. организуется
подобный банк в Люксембурге – Ист Вест Юнайтед банк.
В
1971г. создается во Франкфурте-на-Майне – Вест Хандельсбанк АГ.
Система
совзагранбанков стала важным звеном кредитной системы Советского Союза. С
распадом СССР они стали представлять интересы Российской Федерации.
За
последние годы, начиная с 1996г., система росзагранбанков значительно изменила
содержание своей работы. В современных условиях, предоставляя Банку России
информацию о состоянии и тенденциях развития мирового, европейского и
азиатского финансовых рынков, они по-прежнему являются посредниками между
российскими и западными финансовыми рынками. Система осуществляет расчетное и
документарное обслуживание российских коммерческих банков и внешнеторговых
организаций, реализацию инвестиционных проектов в России.
Основными
направлениями взаимодействия Банка России с росзагранбанками как их акционерами
оставались процесс финансового оздоровления банков и постепенный возврат
средств, ранее предоставленных им в виде финансовой помощи. В связи с
проведением операций по санации росзагранбанков была осуществлена выверка
встречных финансовых требований между Банком России, Министерством финансов
России и Внешэкономбанком, возникших еще в 1992-1993г.г. Получаемая банками
прибыль в последние годы направлялась на формирование резервов и покрытие
убытков прошлых лет. Взаимодействие Банка России с росзагранбанками включало
систематический контроль за их деятельностью и участие (в рамках прав
акционера) в управлении ими через представителей Банка России в наблюдательных
органах банков.
Важным
шагом Банка России стала разработка новых стратегических направлений в работе
загранбанков. Новая система централизованного управления банками на основе
консолидации финансовой отчетности и рисков этих банков должна была устранить
параллелизм в их деятельности, повысить эффективность проводимых ими
коммерческих операций и, как следствие, – привести к росту доходов на вложенный
капитал. В рамках указанных направлений стала разработка Банком России
концепции управления росзагранбанками на базе формирования двух банковских
групп: Европейской (Моснарбанк – Евробанк – Ост-Вест Хандельсбанк) и группы
Внешторгбанка (Внешторгбанк – Донау-банк – Русский коммерческий банк, Лимасол –
Русский коммерческий банк, Цюрих).
ТЕМА:
«Современная банковская система».
1.
Понятие и элементы банковской
системы.
2.
Особенности современных
банковских систем. Создание двухуровневой банковской системы в России.
3.
Центральные банки и основы их деятельности.
3.
Коммерческие банки и их
деятельность.
1. Понятие
и элементы банковской системы.
Банковская
система – форма организации функционирования в стране специализированных
кредитных учреждений, сложившаяся исторически и закрепленная законами.
Как денежная и финансовая системы,
банковская система несет на себе значительные национальные черты, она
формируется и преобразуется под влиянием целого комплекса факторов, характерных
для данного региона: природные и географические условия, климат, национальный
состав населения, его занятия и промыслы, контакты с соседями, торговые пути и
др.
Банковская система функционирует на базе
законов и соответствующих подзаконных актов, образующих в совокупности
инфраструктуру, закрепляющую и регулирующую ее.
Понятие «банковская система» предполагает,
в первую очередь, определение ее составляющих: банки и система.
Банки представляют собой организационные
структуры финансового рынка, кредитные организации, в задачу которых входит
комплексное осуществление операций по привлечению временно свободных средств,
накоплений и сбережений физических и юридических лиц, по размещению
аккумулированных ресурсов от своего имени на основе возвратности, срочности и
платности.
Рассмотрение всей совокупности банков
именно как системы предполагает соблюдение ряда условий, по сути являющихся
базовыми признаками самого понятия система.
К ним относятся:
–
наполненность, т.е. наличие ряда элементов, в целом
образующих совокупность, относительно замкнутый комплекс;
–
структурированность, группировка отдельных
элементов в сегменты, уровни со сходными классификационными признаками;
–
целостность системы как наличие элементов, причем
достаточное для стабильного, эффективного функционирования всех необходимых
сегментов, уровней и всех элементов, их наполняющих;
–
взаимосвязанность, взаимодействие между отдельными
элементами.
Банковская система – понятие неоднозначное,
она может быть рассмотрена и структурирована с ряда позиций, и, в первую
очередь, как организационная и как институциональная схема. Кроме того,
достаточно важное значение имеют подходы, структурирующие систему по функциям,
взаимосвязям, иерархии, а также по специализации (ориентации), комплексности,
сферам реализации и т.д.
Институциональная схема включает
совокупность отдельных элементов – организационных структур (учреждений и
организаций), прямо или косвенно участвующих в банковской деятельности, их
состав, задачи, функции и операции, сферы, взаимосвязи и иерархию.
Организационная схема объединяет
функционирующие в данном государстве виды и формы кредитов, в которых участвуют
учреждения банковского типа. Схема структурируется по формам кредита и
характеру участия банков.
Организационная схема банковской системы в
значительной степени определяется формой кредита, в которой реализуется
банковская деятельность.
Участие кредитных организаций банковского
типа в банковской форме кредита, где они выступают в роли универсальных
посредников, аккумулирующих и распределяющих кредитные ресурсы, является для
этой формы определяющим, классификационным признаком. В ней реализуются все
виды сделок, в которых предусмотрено участие банков. К особенностям банковской
формы кредита относятся преимущественное использование в качестве кредитных
ресурсов не собственных, а привлеченных и заемных средств, временно
высвобождаемых в процессе кредитного оборота, которые превращаются в капитал –
прирастаемую собственность. Ряд форм кредита предполагает возможное, но отнюдь
не обязательное участие в них отдельных элементов банковской системы, например,
кредитных организаций банковского типа.
Коммерческий кредит иногда рассматривается
как кредит торговым организациям или на торговые проекты, т.е. как
разновидность банковского кредита. Однако классический коммерческий кредит
замкнут в предпринимательской сфере, и представляет собой предоплату или
отсрочку платежа при реализации продукции одним предпринимателем другому.
Наиболее распространенным документом этой формы кредита является коммерческий
вексель, а именно в операциях с векселями активно участвуют банки (учет,
переучет, авалирование векселей), внедряясь в сферу коммерческого кредита.
Кроме того, доступность банковского кредита
снижает потребность в коммерческом кредите и наоборот.
Особенностью потребительского кредита
является его некоммерческая, производственная, целевая установка, отсутствие
адекватных денежных потоков погашения. Это кредиты в сферу конечного потребления,
получателями которых, заемщиками, в большинстве случаев являются физические
лица, население (за исключением инвестиций в личное товарное производство).
Однако объекты потребительского кредита могут присутствовать и в
предпринимательской сфере (имиджевые активы, обеспечение персонала), и в сфере
финансов общественных, некоммерческих организаций (социальные проекты), и в
бюджетной сфере (бюджет текущих расходов).
Кредиторами в потребительском кредите
выступают предпринимательские структуры, общественные организации, кредитные
учреждения небанковского профиля (ломбарды, прокат и т.д.). Активно участвуют в
потребительском кредите и учреждения банковской системы практически всех
уровней: и коммерческие банки, и кредитные кооперативы, а в отдельных случаях и
центральные банки. Это могут быть и целевые кредиты (по приобретению жилья,
автомобилей, образовательные и др.) и бесцелевые (на неотложные нужды).
Приобретая государственные ценные бумаги
(займы и обязательства), а также кредитуя правительственные программы,
бюджетные организации, банки и иные элементы банковской системы принимают
активное участие в государственном кредите.
Кроме того, государственный кредит является
направлением специализации некоторых банков. Необходимо отметить, что особый
статус Центрального банка Российской Федерации и Сберегательного банка России
предполагает их обязательное участие в операциях государственного кредита.
Для международного кредита, как кредиторы,
так и заемщики могут быть представлены достаточно широко, от государственных
официальных или специально создаваемых организаций до предпринимательских
структур. В их числе банки и кредитные организации, а также специализированные
структуры международного кредита (Мировой банк, МВФ, МБРР и др.) часто играют
ведущие роли.
В отличие от организационной схемы
банковской системы, построения институциональной схемы более разнообразны и по
классификационным признакам, и по составу сегментов. Различают следующие
основные структуры и признаки, определяющие институциональную схему банковской
системы.
1.
Центральные банки – самостоятельные, но
подконтрольные государству кредитные организации, в основные задачи и функции
которых входит:
–
обеспечение устойчивости национальной валюты,
минимизация инфляции (эмиссия наличных денег и организация их обращения;
определение системы, порядка и формы расчетов; разработка и проведение единой
денежно-кредитной политики, регулирование денежного обращения; валютное
регулирование и валютный контроль);
–
обеспечение эффективности и стабильности банковской
системы (государственная регистрация, выдача и отзыв лицензий коммерческих
банков, организаций банковского аудита, надзор за деятельностью банков,
установление правил бухгалтерского учета, регистрация выпуска и размещения
ценных бумаг банков; кредитор последней инстанции коммерческих банков;
банковские операции по поручению Правительства).
Организационно-правовые формы центральных
банков могут представлять собой унитарный банк со 100%-ным участием государства
в его капитале (Российская Федерация); систему независимых банков, в
совокупности выполняющих функции Центрального банка (Федеральная резервная
система (ФРС) в США); акционерное общество с различной долей участия
государства или объединение типа ассоциации, как с участием государства, так и без.
В организационную структуру Банка России
входят:
–
центральный аппарат с функциональными службами,
департаментами и управлениями;
–
территориальные учреждения;
–
расчетно-кассовые центры;
–
полевые учреждения;
–
учебные заведения.
2.
Агентства по реструктуризации кредитных организаций
(АРКО) как представители параллельных структур демонополизированного уровня
органов банковского надзора достаточно широко представлены в других странах
(США – федеральная корпорация страхования депозитов; Канада – бюро надзора за
финансовыми учреждениями; Германия – Федеральное ведомство по контролю на д
банками; Бельгия – Банковская комиссия; Италия – Министерский комитет по
кредитам и сбережениям); АРКО учрежден Правительством и Банком России в
качестве небанковской кредитной организации, в задачи которой входят:
–
оперативная работа по взаимодействию с
восстанавливаемыми банками из числа проблемных (работа с «плохими» активами;
участие в управлении; оказание экономической поддержки);
–
участие в проведении ликвидации обанкротившихся
банков, в том числе и по реализации имущества ликвидируемых банков.
Организационная структура АРКО включает как
обеспечивающие элементы (управление региональным властям), осуществляют
банковскую деятельность хотя и под достаточно жестким контролем, но с высоким
уровнем государственной гарантии, что определяет и соответственно высокий
уровень доверия к ним. Эти «государственные» банки, являясь, по сути,
правительственными агентами, берут на себя значительную нагрузку по реализации
денежно-кредитной политики.
3.
Универсальные коммерческие банки (кредитные
учреждения), в основе формирования которых может лежать либо их величина
(размер), либо их особая системообразующая роль, либо наличие у них генеральной
лицензии. Отличительной чертой этих банков является осуществление полного
комплекса банковской деятельности по привлечению и размещению ресурсов,
расчетам и инвестициям, операциям с валютой, ценными бумагами, драгоценными
металлами, а также депозитарные и консультационные услуги.
4.
Специализированные коммерческие банки (кредитные
учреждения), сформировавшие в своей политике определенные приоритеты
деятельности. Это предполагает известные ограничения проводимых ими операций и
сделок, но вместе с тем и высокий уровень качества, профессионализма и
компетентности по их ведущим направлениям.
5.
Небанковские кредитные организации (НКО) (кредитные
учреждения банковского типа).
6.
Коммерческие объединения кредитных организаций
(группы и холдинги) или объединения с участием кредитных организаций (финансово-промышленные
группы (ФПГ)), создаются путем заключения соответствующего договора между
участниками с делегирования полномочий или на основе участия ведущей структуры
в капитале подчиненных.
7.
Филиалы и представительства иностранных банков
действуют в Российской банковской системе в рамках жестких надзорных нормативов
и квот, ограничиваясь обычно обслуживанием зарубежных физических и юридических
лиц.
2.
Особенности современных банковских систем.
Создание двухуровневой банковской системы в России.
До 1987г. банковская система России
состояла из трех банков: Госбанка СССР, Стройбанка СССР и Внешторгбанка.
Госбанк СССР и Стройбанк СССР имели свои отделения на всей территории СССР. В
стране существовала система гострудсберкасс. Советский союз имел за рубежом
эффективно работающую систему совзагранбанков.
Главное место в советской банковской
системе отводилось Государственному банку СССР. Он был эмиссионным институтом и
в то же время являлся центром краткосрочного кредитования и расчетно-кассового
обслуживания в народном хозяйстве. Это был орган государственного управления и
одновременно – орган государственного контроля. Он осуществлял плановое
руководство в денежной и финансовой системе. Поэтому такую банковскую систему
следует считать банковской системой одного уровня.
Реорганизация банковской системы началась в
1987г. в связи с переходом к рынку и к новой экономике в целом. Тогда
считалось, что нужно повысить роль банков в механизме кредитования и развития
новой экономики. На первом этапе была создана модернизированная структура
государственных банков. Этот период создания банковской системы включал:
а) создание двухуровневой банковской
системы (центрального эмиссионного банка и государственных специализированных
банков);
б) перевод специализированных банков на
полный хозрасчет и самофинансирование;
в) совершенствование форм и методов
кредитных отношений с предприятиями различных отраслей экономики.
В то время главной задачей считалось
отделение эмиссионной деятельности банков от деятельности по кредитованию
хозяйства. Государственный банк должен был, во-первых, координировать
деятельность специализированных банков, а, во-вторых, проводить единую для всех
банков государственную денежно-кредитную политику. Промышленно-строительный
банк СССР (Промстройбанк СССР), Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР),
Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк
СССР) стали специализироваться на обслуживании определенных
народно-хозяйственных комплексов. Другие банки: Банк трудовых сбережений и
кредитования населения (Сбербанк СССР), Банк внешнеэкономической деятельности
СССР (Внешэкономбанк СССР) стали оказывать отдельные виды специализированных
услуг.
В то же время создавались филиалы этих
банков, но создавались довольно своеобразно. До сих пор в банковской системе
существуют понятия, давно не соответствующие нормам Гражданского Кодекса РФ и
федерального закона «О банках и банковской деятельности». Речь идет о понятии
«отделение». Оно не предусмотрено действующим законодательством, однако
существует на практике.
Процесс становления банковской системы
происходил спонтанно. В июле 1987г. жестко централизованная банковская система
СССР (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) была несколько реорганизована и
пополнилась пятью специализированными банками (Внешэкономбанк, Промстройбанк,
Сбербанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк).
Тем самым происходило дозированное
внедрение рыночных элементов в социалистическую экономику. Однако
государственная монополия в банковской системе сохранялась. Поэтому о начале
реформ в банковской системе можно говорить лишь с принятием в декабре 1990г.
законов СССР «О государственном банке СССР» и «О банках и банковской
деятельности». Новая правовая система предусматривала экономическую
самостоятельность банков, которые уже не отвечали по обязательствам
государства. Госбанк СССР и Центральные банки республик были выведены из
подчинения соответственно союзного и республиканского правительств и стали
подотчетны Верховным Советам.
Банковская система претерпела серьезную
ломку в связи с распадом Советского Союза и поэтому функционирование в
«рублевой зоне» наряду с российскими еще 14 центральных банков новых суверенных
государств резко снизило эффективность денежно-кредитного регулирования,
осложнило отлаживание связей между центральным банком и кредитными
организациями, с одной стороны, и между кредитными организациями – с другой.
Если в августе 1990г. в России действовало 202 коммерческих банка, то к октябрю
1992г. их число превышало 1600.
3.
Центральные банки и основы их деятельности.
Ключевым элементом финансовой системы
любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий
официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь,
денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего
государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность
центрального банка является одним из условий эффективного функционирования
рыночной экономики.
Первые центральные банки возникли более 300
лет назад. Первым эмиссионным банком считается созданный в 1694г. Банк Англии,
поскольку он первым начал выпускать банкноты и учитывать векселя.
Повсеместное распространение и современное
значение центральные банки получили только в ХХ веке.
Первоначально банки верхнего уровня
назывались эмиссионными и образовывались как акционерные компании, наделенные
особыми полномочиями. Позже они стали называться центральными банками. При этом
акционерный статус центральных банков в ряде стран сохранился. Например,
капитал Банка Италии принадлежит банкам и страховым компаниям, капитал
Федеральной резервной системы (ФРС) США принадлежит банкам – членам ФРС.
Центральные банки могут иметь смешанную
форму собственности на капитал, когда часть капитала центрального банка
принадлежит государству, а часть находится в руках юридических и/или физических
лиц. Так, например, 55% капитала Банка Японии принадлежит государству, а 45% –
частным лицам; в Австрии 50% капитала принадлежит государству, а 5-% –
собственность физических и юридических лиц – резидентов.
В большинстве случаев капитал центрального
банка полностью принадлежит государству (Банк Англии, Франции, Дании, России и
др.).
Выделившись из числа коммерческих банков
значительными размерами капитала и большими объемами проводимых операций,
центральные банки утратили свои позиции, уступив лидерство в этой сфере
коммерческим банкам. Их функции и методы воздействия на финансовую систему
модифицировались, а степень влияния на состояние денежно-кредитной системы
страны неизмеримо возросла. При этом степень влияния центрального банка на
формирование денежно-кредитной системы в различных странах неодинакова и
зависит от степени свободы, какими обладает центральный банк и его руководство.
Чаще всего центральный банк подотчетен
непосредственно законодательному органу власти страны или образованной
последним специальной банковской комиссии.
Управляющий центральным банком не входит в
правительство, и его назначение на должность не совпадает по срокам с
формированием нового кабинета министров.
Назначение на пост управляющего центральным
банком производится монархом, президентом, парламентом. Может провести свою
кандидатуру и правительство, но в этом случае оно должно опираться на
парламентское большинство.
Время пребывания в должности высшего
руководства центрального банка либо не ограничивается вовсе (Дания, Финляндия,
Норвегия), либо ограничивается достаточно большим сроком: 7 лет – в Канаде,
Нидерландах, Австралии; 8 лет – в Германии.
Наиболее зависимыми от государственных
органов являются центральные банки Франции и Италии, где законодательно
закреплено право правительства на вмешательство в деятельность центральных
банков. В законодательствах Великобритании, Японии, Швеции, Нидерландов четко
установлено право государственных органов отменять решения центрального банка,
а также инструктировать его. Наиболее независимы центральные банки Германии и
Швеции. В законодательстве этих стран отсутствуют нормы, разрешающие
правительству вмешиваться в денежно-кредитную политику, проводимую центральным
банком.
Поскольку правительство, как правило,
озабочено, прежде всего, краткосрочными и среднесрочными целями – победой на
очередных выборах, мнением избирателей и т.д., деятельность правительства может
вступать в противоречие с долгосрочными интересами государства.
В этих условиях независимый центральный
банк обеспечивает стабильность экономического развития. Вместе с тем,
независимость центрального банка имеет свои пределы. Это связано с тем, что
между центральным банком и правительством не должно быть принципиальных
противоречий, поскольку тогда экономическая политика была бы неэффективной.
Принципиальное значение имеет четкое
разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение
возможностей правительства пользоваться средствами центрального банка.
Во многих странах прямое кредитование
правительства практически отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания,
Швеция, Швейцария) или законодательно ограничено (Германия, Франция,
Нидерланды).
Функции центрального банка на протяжении
многих десятилетий достаточно постоянны. Это:
–
эмиссионный банк, за которым закреплена монополия
денежной эмиссии;
–
банк правительства: исполнению бюджета и управление
госдолгом;
–
банк банков: расчетный центр, кредитор последней
инстанции;
–
проводник денежно-кредитной и валютной политики;
–
орган надзора за банками и финансовыми рынками.
Государственный банк России был учрежден
Указом императора Александра II 31 мая (12 июня по новому
стилю) 1860г. Коммерческий банк преобразовали в Государственный банк. Ему
передали капиталы упраздненного Заемного банка. Упразднили также Сохранные
казны, а ссудные казны поступили в распоряжение Министерства финансов.
В отличие от центральных банков
западноевропейских стран и США Государственный банк России сочетал в своей
деятельности выполнение эмиссионных и различных торговых операций, особенно по
торговле хлебом, экспорт которого был главным источником иностранной валюты.
Государственный банк России являлся «банком
банков». В нем имели счета и хранили свои резервы коммерческие банки.
Значение Государственного банка как
эмиссионного банка резко возросло в конце XIX века в
результате денежной реформы 1895-1897г.г., когда в обращение были выпущены
золотые монеты достоинством 5, 7, 10 и 15 рублей.
Началом нового, «рыночного» этапа
деятельности Центрального банка России можно считать 1990г., когда в России
была ликвидирована государственная монополия в банковском деле и банковская
система законодательно стала двухуровневой.
Центральный банк Российской Федерации (банк
России) был учрежден 13 июля 1990г. на базе Российского республиканского банка
Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался
Государственный банк РСФСР.
2 декабря 1990г. Верховным Советом РСФСР
был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому
Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен
Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области
организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования
внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и
кооперативных банков.
В июне 1991г. был утвержден Устав
Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.
В ноябре 1991г. в связи с образованием
Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР
объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом
государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики
республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению
курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992г. принять в свое полное
хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы
Госбанка, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
20 декабря 1991г. Государственный банк СССР
был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР
были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя
банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
В течение 1991-1992г.г. под руководством
Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была
создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была
изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ)
Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять
куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке,
устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по
отношению к рублю.
С декабря 1992г. начался процесс передачи
Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь
созданному Федеральному казначейству.
Свои функции, определенные Конституцией
Российской Федерации (ст.75) и Законом «О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России»» (ст.22), банк осуществляет независимо от федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и
органов местного самоуправления.
В 1992-1995г.г. в порядке поддержания
стабильности банковской системы Банка России создал систему надзора и
инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и
валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России
организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в
функционировании.
С 1995г. Банк России прекратил
использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета
и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.
С целью преодоления последствий финансового
кризиса 1998г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской
системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их
ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг
были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления
банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства
по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного
координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК).
В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор
экономики в середине 2001г. в основном преодолел последствия кризиса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|