бесплатные рефераты

Обоснование и оценка инвестиционного проекта в сфере недвижимости

    Недвижимое имущество может находиться в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Поскольку Российская Федерация и Санкт-Петербург продолжают оставаться крупнейшими собственниками недвижимости, и прежде всего незастроенных земельных участков, они являются важнейшими субъектами инвестиционного процесса. На территории Санкт-Петербурга подавляющее большинство сделок, связанных с инвестициями в новое строительство и реконструкцию, совершается в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, и одной из сторон по таким сделкам выступает уполномоченный орган государственной власти Санкт-Петербурга. В Санкт-Петербурге таким уполномоченным органом является КУГИ.

    Однако совершение юридических действий по распоряжению государственным имуществом Санкт-Петербурга может осуществляться только в порядке и на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга. Это означает, что для совершения гражданско-правовой сделки в отношении государственного имущества необходимо принятие в установленном порядке соответствующего административного акта, содержащего решение о заключении такой сделки. Без этого решения у уполномоченного органа не будет оснований для ее заключения. Порядок издания соответствующих административных актов, государственные органы, уполномоченные их принимать, обязательные требования к инвесторам, в том числе относительно условий заключаемых сделок, регулируются уже не гражданским, а административным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    В Санкт-Петербурге основным законодательным актом, определяющим условия, порядок предоставления недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, является Закон Санкт-Петербурга “Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга”. Порядок предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях, порядок разработки и согласования ивестиционно-тендерной документации, порядок проведения торгов, компетенция отдельных органов Администрации Санкт-Петербурга в вопросах инвестиционной деятельности регламентируются распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 03.06.94 №585-р “О порядке предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях”, распоряжениями губернатора Санкт-Петербурга от 04.04.97 №283-р “Об упорядочивании предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях”, от 08.09.97 №678-р “Об утверждении Регламента подготовки и согласования инвестиционно-тендерной документации для предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях”, от 24.07.98 №726-р “О подготовке инвестиционно-тендерной документации для предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях”,. Распоряжением КУГИ от 30.05.96 № 292-р утверждена форма типового договора об инвестиционной деятельности и от 12 марта 2002 г. N 442-р "Об утверждении формы примерного договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях". Также установлены иные примерные формы договоров.

  В отношении земли российское законодательство следует мировой традиции, согласно которой ограничения гражданского оборота земли устанавливаются специальным законодательством в зависимости от категории земель. Основным законодательным актом в сфере регулирования земельных отношений является Земельный кодекс РФ, устанавливающий принципы государственного управления в области использования и охраны земель, разграничить в этой области полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации

 Земельного кодекса играет главенствующую роль в установлении правового режима земель, основ ведения государственного земельного кадастра, землеустройства, контроля в области использования и охраны земель, мониторинга земель, регулирует вопросы порядка предоставления и изъятия земельных участков для хозяйственной деятельности. Земельный кодекс РФ вводит новое понятие "формирование земельного участка" и закрепляет 2-х ступенчатое предоставление земельного участка. В РФ действует принцип платного землепользования.. Земельные платежи регулируются Федеральным законом “О плате за землю” и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.

В Санкт-Петербурге существующее деление территории на зоны градостроительной ценности и дифференциация средних ставок земельного налога устанавливаются Законом Санкт-Петербурга “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге”. Расчет арендной платы в Санкт-Петербурге осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 22.05.97 №450-р “О методике определения арендной платы за земельные участки”.

Ведение государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре», федеральная целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 – 2007 годы)", утв. постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г. N 745. В Санкт-Петербурге кадастровый учет и оформление границ землепользования осуществляется в соответствии с распоряжением мэра Санкт-Петербурга “ "О государственном учете недвижимости на территории Санкт-Петербурга"”, Инструкцией по утверждению границ земельных участков, ограничений и сервитутов, устанавливаемых в отношении земельных участков, фактически используемых юридическими лицами в Санкт-Петербурге, утвержденной распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 18.09.95 №1010-р “Об оформлении правоустанавливающих документов на землю юридическим лицам, фактически использующим земельные участки, находящиеся в государственной собственности в Санкт-Петербурге и на подчиненных территориях” и приказами КЗРиЗ.

    Законодательство о градостроительстве, архитектуре и капитальном строительстве регулирует общественные отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления, с одной стороны, и гражданами, юридическими лицами, с другой стороны, в процессе строительства (реконструкции) и иных преобразований объектов недвижимости. В нем содержатся обязательные для исполнения требования со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления к инвесторам, застройщикам, а также порядок осуществления ими действий при реализации намерений в отношении объектов недвижимости. При этом обязательные требования в части охраны земель, санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны окружающей и природной среды, охраны памятников истории и культуры, пожарной безопасности содержатся в иных отраслях законодательства.

  Основными законодательными актами Российской Федерации в сфере градостроительства и архитектуры являются Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», КоАП.

   На федеральном уровне утверждены также обязательные нормативно-технические документы – градостроительные и строительные нормы и правила:
    по организации, управлению и экономике, производству и приемке работ в строительстве, нормы проектирования (СНиП, СН, ВСН);

государственные стандарты РФ в области строительства – ГОСТ Р;

своды правил по инженерным изысканиям, технической эксплуатации зданий и сооружений (СП);

Основными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга в области градостроительства являются: «Правила застройки Ленинграда», градостроительные регламенты отдельных территориальных зон, иные нормативные правовые акты, утвержденные распоряжениями главы исполнительной власти Санкт-Петербурга.

 В Санкт-Петербурге действуют также территориальные строительные нормы и правила: «Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга » и «Реконструкция и застройка нецентральных районов Санкт-Петербурга».

    Вышеуказанные нормативно-правовые акты и нормативно-техническая база, наряду с гражданским законодательством (Гражданский кодекс РФ, часть 2, §3. «Строительный подряд», §4. «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ»), во многом определяют функции и обязанности заказчика-застройщика. В частности, это касается предоставления исходных данных для проектирования и строительства объектов, согласования и утверждения проектной документации, ведения технического надзора за строительством, сдачи объекта в эксплуатацию.

Генеральный план Санкт-Петербурга на период действия до 2015г. с учетом перспектив развития до 2025г. - основа для разработки градостроительной и градорегулирующей документации. Это документ общественного согласия, так как он прошел все стадии обсуждения, в том числе в общественном совете Санкт-Петербурга. В частности, план предусматривает увеличение площадей под новое жилищное строительство. К другим особенностям нового генерального плана относятся такие, как вывод промышленных предприятий из центра города, резервирование на окраинах новых территорий под промышленное строительство, развитие общественно-деловых функций города. По данным КГА, до 2015г. в Петербурге появится 42 км новых подземных путей - со строительством Фрунзенского, Красносельского, Приморского радиуса метро, вводом в строй станции "Адмиралтейская". Наряду с реконструкцией и прокладыванием новых трамвайных путей появится новый вид пассажирского транспорта - надземный экспресс. Планируется создание скоростных магистралей непрерывного движения, а также строительство новых мостов через Неву - в створе 22 и 23 линий Васильевского острова, улицы Коллонтай и Большого Смоленского проспекта. Согласно концепции социально-экономического развития, численность постоянного населения Санкт-Петербурга возрастет к 2025г. до 4,7 млн человек, а продолжительность жизни - до 73 лет, что приблизит наш город к стандартам качества жизни в европейских странах. Губернатор Валентина Матвиенко поручила комитету по градостроительству и архитектуре подготовить проект закона о генеральном плане Санкт-Петербурга до 1 июля и внести его в Законодательное собрание не позднее 1 сентября этого года. Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли до 1 апреля также поручено подготовить программу социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2025г.


2.2 Рынок земельных участков в СПб и Ленинградской области – состояние и перспективы


В 2004 году в Ленинградской области число регистрируемых сделок с объектами недвижимости увеличилось на 4-6%.

Наибольшее число операций с нежилыми зданиями и сооружениями зарегистрировано во всех районах ленинградской области.

В 2004 году по всем направлениям Ленинградской области наблюдалось увеличение стоимости земельных участков. Средняя стоимость на земельные участки за 1 сотку в Ленинградской области увеличилась до отметки в $703,33, что на 93,18 пунктов выше, чем в 2003 году. Наибольший рост стоимости в Петродворцовом, Курортном, Приозерском и Выборском районах Ленинградской области.

В Курортном районе средняя стоимость земельных участков составила $1781,34, цена предложения варьировалась от $900 до $8000 за сотку. В Пушкине и Павловске, где участков под ИЖС изначально немного, сотка стоит от $1000 до $7000 (цена зависит от многих факторов). Некоторое небольшое увеличение активности в апреле обычно для этого времени года и составляет не более 10%.

В Приозерском районе предпочтение в покупке земельных участков отдается таким районам как Токсово, Сосново и Лосево. Стоимость в этих районах составляет от $300 до $800 за сотку. В Пушкинском районе наибольшим спросом у покупателей пользуется район п. Александровская, а в Гатчинском районе Сиверская и Карташевская.

Элитные участки практически не дорожают. Цены здесь и так поражают воображение. В Курортном районе покупатели готовы платить до $7 тыс. за сотку, если участок расположен близко к заливу и имеет полный набор городских коммуникаций. В Петергофе за землю с видом на залив предлагают от $1000 до $1500 за сотку.

В 2004 году количество проданных индивидуальных домов выросло на 5,5% по отношению к марту текущего года. Количество сделок с квартирами в Ленобласти увеличилось на 2% по сравнению с мартом.

Средняя стоимость дома в апреле составляла от $10 тыс. до $30 тыс. общей площадью 50-80 кв. м. Причем дом может быть как старый, так и построенный сравнительно недавно.

За последнее время увеличился спрос на элитные коттеджи. Архитектурно привлекательные особняки, стоимость которых достигает $100 тыс. и выше.

Наиболее популярным является средний сегмент: коттеджи площадью до 300 кв.м, с участком 15-25 соток по цене от 50- до 350 тыс.$ в пределах 30 км. от Санкт-Петербурга.

За последние два года рынок загородной недвижимости существенно вырос. При этом спрос стал более дифференцирован, требования покупателей растут настолько быстро, что иногда застройщики не успевают полностью реализовать проект, а он уже морально устаревает - по инженерии, доп. услугам, и т.п.

Если рассматривать стоимость коттеджей в зависимости от направления, то самым дорогим остается Курортный район, стоимость сотки (в зависимости от стоимости строения) доходит до $200 000. Вплотную к Курортному району приближается стоимость коттеджей по Петродворцового направления, более удобному по транспортному сообщению с Санкт-Петербургом. Также высокой популярностью пользуются коттеджи в некоторых районах Всеволожского района, таких как Юкки, Лемболово и Токсово.

2.3       Организационно-финансовый  механизм строительно–инвестиционного  комплекса в Санкт - Петербурге

Общий объем инвестиций  экономику Санкт-Петербурга за 2004 год составил 91,5 млрд. рублей (в том числе  84,1 млрд. рублей – крупные и средние предприятия)  или 111% от уровня предыдущего года (в 2004 году - рост на 5%).

Распределение капитальных вложений по секторам экономики показано в Приложением 1. Здесь следует отметить опережающие темпы развития промышленности (прирост инвестиций на 30%), строительства (прирост инвестиций на 43%) и связи (прирост инвестиций на 120%). Среди отраслей социальной инфраструктуры наиболее быстрыми темпами развивались коммунальное хозяйство (прирост инвестиций на 48%) и здравоохранение (прирост инвестиций на 45%).

Рисунок 2.1 Динамика изменения объема капитальных вложений в Санкт-Петербурге  за 1997-2004 годы, %

 











Из общего объема инвестиций в нежилую недвижимость вложено 51% (2003 год - 46%),  в жилую недвижимость – 7% (2003 год - 9%),  в машины, оборудование и транспортные средства – 41%.

Структура инвестиций по формам собственности представлена на рисунке 2.2. Здесь следует обратить внимание на устойчивый рост доли государственной собственности (с 42.6% в 2002 году до 49.0% в 2003 году). При этом данный рост обусловлен исключительно увеличением доли федеральной собственности (с 25.7% в 2002 году до 35.0% в 2003 году). Доля городской собственности, наоборот, понизилась с 16.9% в 2002 году до 14.0% в 2004 году. Следует отметить также  снижение доли смешанной собственности (с 11.3% до 7,5%) и частных (российских) предприятий (с 24.0% до 19.1%). Доля иностранных предприятий невысока, но достаточно стабильна (5 – 6 %). Доля совместных предприятий также достаточно стабильна (16 – 19 %), исключая «провал» в 2003 году.

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования приведена в таблице 2.1. Здесь следует отметить существенное повышение доли собственных средств (с 39% в 2003 году до 48% в 2004 году). Соответственно снизилась доля привлеченных средств (с 61% в 2003 году до 52% в 2004 году). Во внутренней структуре привлеченных средств снижается доля банковских кредитов и повышается доля заемных средств других организаций.

Рисунок 2.2 Структура капитальных вложений в Санкт-Петербурге

по формам собственности (%)


Таблица 2.1 Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, % (крупные и средние предприятия)


2002 год

2003 год

2004 год

Собственные средства

43

39

48

   в том числе фонд накопления

27

22

26

  амортизация

15

16

21

Привлеченные средства

57

61

52

   в том числе: кредиты банков

6

8[1]

5[2]

   заемные средства других организаций

2

10

10

   средства федерального бюджета

18

15

15

   средства городского бюджетов

11

7

9

   средства внебюджетных фондов

1

0.3

0.2

   прочие

19

21[3]

13[4]

Строительство

Численность строительных организаций на конец 2004 года составила 28544 (9,4% от общей численности предприятий города). За год она выросла на 10,7%. Строительными организациями выполнено подрядных работ на сумму 47,1 млрд. рублей[5] или 104,6% к уровню 2003 года. Кроме того, хозяйственным способом предприятиями и организациями выполнено строительно-монтажных работ на сумму 116,5 млн. рублей .

На конец 2004 года в Санкт-Петербурге действовало 260 крупных и средних строительных организаций (за год их количество уменьшилось на 20 единиц). Ими произведено подрядных работ на сумму 23,7 млрд. рублей или 50,3% от общего объема. В целом объем работ и услуг по крупным и средним организациям составил 27,8 млрд. рублей.  Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним  строительным организациям в 2004 году составил 12,2 млрд. рублей или 143% по отношению к предыдущему году.

На сентябрь 2004 года в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 26 крупных и средних строительных предприятий с участием иностранного капитала (2002 год - 34 предприятия, 2003 год – 29 предприятий) с общей численностью работников 2558 человек (2003 год – 1149 человек).  За январь-сентябрь ими произведено работ и услуг на сумму 1,4 млрд. рублей ).

Крупными и средними проектно-изыскательскими организациями выполнены работы на сумму 4,7 млрд. рублей.

Численность работников строительного комплекса на конец 2003 года составила 198.7 тыс. человек (рост на 22.3%). На крупных и средних предприятиях было занято 60,8 тыс. человек, на малых предприятиях – 137.4 тыс. человек (рост на 34.3%). За январь-сентябрь малыми предприятиями строительного комплекса произведено работ и услуг на сумму 16.9 млрд. рублей или 22% от общего объема продукции малых предприятий. Производительность труда по крупным и средним предприятиям (подрядные работы) составила 390 тыс. рублей в год в расчете на одного работника, по малым предприятиям - 170 тыс. рублей.

Заработная плата в строительстве на конец 2004 года составила 9623 рубля или 107.2% по отношению к среднему уровню (в 2003 году – 91.7%). За год она выросла на 49.1% (в среднем по Санкт-Петербургу – 27.6%). Задолженность по заработной плате на конец года составила 25.5 млн. рублей (2003 год - 1.4 млн. рублей) или 128 рублей в расчете на одного работника (в 2003 году – 9 рублей).

Суммарная прибыль крупных и средних строительных организаций за 2003 год составила – 3.9 млрд. рублей[6], то есть 9,4 % от общего размера прибыли по крупным и средним организациям всех отраслей экономики. Уровень рентабельности (отношение суммарной прибыли к общему объему работ и услуг)  составил 14% (2003 год – 12.6%). Из строительной отрасли в 2004 году получено 10% всех налоговых поступлений в бюджет города.

13.3% крупных и средних строительных организаций в 2004 году были убыточными. Общий размер убытка составил 184 млн. рублей (в 2003 году – 156 млн. рублей). В целом по Санкт-Петербургу убыточными было 22.7% крупных и средних предприятий. Суммарный размер убытка составил 6.5 млрд. рублей (2003 год – 12 млрд. рублей), в том числе промышленность – 2.2 млрд. рублей, транспорт – 1.7 млрд. рублей.

Таблица 2.2 Заработная плата в расчете на одного работника по секторам экономики  Санкт-Петербурга в декабре 2004 года

Сектор экономики

Заработная плата,

руб.

К декабрю

2002 года, %

К среднему

уровню, %

Всего

8975

127.6

100

Промышленность

8851

124.7

98.6

Транспорт

10745

127.5

119.7

Связь

17748

143.4

200

Строительство

9623

149.1

107.2

Торговля и общественное питание

4223

112.9

47.1

Жилищно-коммунальное хозяйство

8759

122.7

97.6

Сфера бытового обслуживания

3072

102.3

34.2

Здравоохранение и физическая культура

7024

139.5

78.3

Образование

6556

143.6

73.0

Культура и искусство

7814

170

87.1

Наука и научное обслуживание

10897

141.7

121.4

Финансы, кредит, страхование

17234

69.5

190

Управление

17615

129.6

200


Просроченную кредиторскую задолженность на конец 2004 года имело 26% крупных и средних строительных организаций. Общий размер задолженности – 1,0 млрд. рублей или 3.6% от годового объема работ и услуг (2003 год – 7.8%, 2002 год – 8.6%), в том числе задолженность поставщикам и подрядчикам – 83%,  бюджету –3.9%, внебюджетным фондам – 1,9%. Доля просроченной кредиторской задолженности со сроком более 3 месяцев составила 62% (в 2003 году –67%).

Просроченную дебиторскую задолженность на конец года имело 38% крупных и средних строительных организаций. В сумме она составила 1.4 млрд. рублей или 5% от годового объема работ и услуг (2003 год – 8.2%, 2002 год – 10%). Просроченная задолженность государственных заказчиков составила 49 млн. рублей или 3.5% от общей задолженности.

Доля просроченной дебиторской задолженности со сроком более трех месяцев составила 52% (в 2003 году – 67%). Превышение просроченной дебиторской задолженности над просроченной кредиторской составила 34% (в 2003 году – 5%)[7].

Жилищное строительство

2004 год  для  Санкт – Петербурга стал наиболее успешным за пореформенный период в развитии жилищного строительства. Ввод жилья по сравнению с предыдущим, 2003 годом увеличился почти в полтора раза (рис. 2.3) и достиг 1758 тыс. кв. метров, что приближается к уровню 80–ых годов.  Вместе с тем, нужно отметить значительное (на 55%) снижение ввода реконструированного жилья.  Таким образом, обновление старого фонда, по-прежнему, идет чрезвычайно низкими темпами.  В настоящее время общий объем жилой застройки (строящегося жилья) составляет около 7 млн. кв. метров (в том числе 6,2 млн. кв. метров – начатые объекты). Исходя из этого, в ближайшей перспективе можно ожидать увеличения объема ввода  до 2 и более млн. кв. метров в год.

Рисунок 2.3 Динамика ввода жилья в Санкт-Петербурге по источникам финансирования в 1994-2004 годах, тыс. кв. м


Структура ввода жилья по источникам финансирования (Приложение 2) не претерпела существенных изменений. За счет средств инвесторов (с учетом индивидуального строительства) введено 96% нового и 100% реконструированного жилья.  Следует отметить отсутствие ввода жилья за счет средств ЖСК и значительное увеличение ввода за счет средств муниципального жилищного займа (с 2,9 до 26,2 тыс. кв. метров).

 На первом месте, по-прежнему, с большим отрывом Приморский район (28,6% от общего ввода нового жилья). Далее следуют Выборгский (12,4%) и Невский (9,8%) районы. В перспективе, исходя из территориального распределения объемов застройки (таблица), следует ожидать существенного снижения доли Приморского и Невского районов и увеличения доли Московского, Красногвардейского и Василеостровского районов.

По реконструкции  старого фонда лидируют Центральный,  Петроградский и Василеостровский районы. Нужно отметить продолжающееся снижение доли Адмиралтейского района (2002 год – 21,6%, 2003 год – 15,5%, 2004 год – 7,4%). По индивидуальному строительству первые места, по-прежнему, занимают Курортный, Выборгский и Приморский районы.

Типовая структура ввода жилья показана на рисунке 2.8. Здесь следует отметить существенное снижение доли кирпичного жилья  (с 64.3% до 57.5%) и, соответственно, повышение доли панельных и монолитных домов (с 35.8% до 42.5%, в том числе монолитные дома – с 3.6% до 8.7%). Таким образом, прирост  общего объема ввода жилья в 2004 году был достигнут, в основном, за счет жилья экономического класса (по кирпичным домам прирост составил 34%, а по панельным и монолитным – 78%). Что касается внутренней структуры кирпичного домостроения, то в перспективе, исходя из типовой структуры сложившейся застройки, следует ожидать значительного повышения доли кирпично – монолитных домов (с 50% до 60–70%).

Из рисунка 2.8 видно, что подавляющая часть ввода жилья (97.5%) приходится на новое строительство. В  ближайшей перспективе доля реконструкции старого фонда также не превысит 3%. Нужно отметить заметное повышение доли малоэтажных домов (с 6 до 8%). При этом доля коттеджного жилья выросла с 0.1% до 3.8%. По - видимому, этот уровень сохранится и в ближайшей перспективе.

Распределение ввода жилья в городе за 2004 год и в сумме за последние три года по основным застройщикам (новое строительство) показано в Приложениях 3 и 4. Первое место удерживает “ЛенСпецСМУ” – 331907 кв. метров. Далее следуют «Строительный трест» - 206061  кв. метров, «Петротрест» - 162843  кв. метров, ЛЭК Истейт» - 147165  кв. метров и “Строймонтаж” – 125785  кв. метров.

По объемам застройки (строящегося жилья) лидируют “ЛенСпецСМУ” – 738 тыс. кв. метров, “Лэк Истейт” – 471 тыс. кв. метров и “Строительный трест” – 270  тыс. кв. метров (таблица 2.3).


Рисунок 2.7 Распределение объемов нового строительства по типам домов за 2002-2004 годы, %

 

 


Рисунок 2.8 Структура ввода жилья в Санкт-Петербурге в 2004 году


 Глава  3   Разработка инвестиционного проекта ЗАО «Петро-Инвест»

3.1 Анализ хозяйственной деятельности ЗАО «Петро –Инвест»

Общая стоимость имущества ЗАО "Петро-Инвест" на 01.01.2005 составила 24470 тыс. руб.; стоимость внеоборотных средств– 1218,6 тыс. руб.; стоимость оборотных средств -23251,4 тыс. руб. При этом собственные средства предприятия на этот же период составили 6541,5 тыс. руб.; а величина заемных средств – 17928,5 тыс. руб. Горизонтальный анализ показателей аналитического баланса показал, что за отчетный период имущество предприятия увеличилось на 6199,7 тыс. руб. или на 34%, в том числе за счет  увеличения запасов на 2027,3 тыс. руб. или на 31%, дебиторская задолженность и краткосрочные финансовые вложения увеличились на 3846,1 тыс. руб. (45,8%) и 154,2 тыс. руб.(42,1%) соответственно. Следует отметить, что за отчетный период собственный капитал предприятия увеличился на 42,4%, что составляет 1953,5 тыс. руб., а долгосрочная задолженность увеличилась на 4261,2 тыс. руб. или на 31,2%. Это свидетельствует об улучшении финансового состояния и финансовой независимости предприятия. (Приложение 5)

Вертикальный анализ аналитического баланса ЗАО " Петро-Инвест " показал, что структура совокупных активов предприятия характеризуется значительным превышением в их составе доли оборотных активов, которые составили на конец анализируемого периода 95%, при этом их доля незначительно увеличилась на 4,2%. Доля внеоборотных активов в имуществе ЗАО " Петро-Инвест " составляет на конец анализируемого периода 5%, наоборот, уменьшилась на 4,2%.

Пассивная часть баланса на начало года характеризовалась преобладающим удельным весом заемных источников средств и их доля за отчетный период уменьшилась на 1,5% и составила 73,3% общего объема имущества. Размер заемных средств за отчетный период соответственно также изменился, увеличившись  на 455,9 тыс. руб. Размер кредиторской задолженности увеличился на 31,2% или на 3805,3 тыс. руб., доля которой в структуре имущества составила на конец отчетного периода 65,4%. (Приложение 5)

Анализ ликвидности баланса ЗАО «Петро-Инвест»

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предпринимательской организации ее активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств.

Все активы фирмы в зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, можно условно подразделить на следующие четыре группы: наиболее ликвидные активы (А1), быстрореализуемые активы (А2), медленно реализуемые активы (А3), трудно реализуемые активы (А4).

Актив

2003

2004

Пассив

2003

2004

Платежный излишек или недостаток













2003

2004

1

2

3

4

5

6

7

8

1 . Наиболее ликвидные активы, А1

366,2

520,4

1 . Наиболее срочные обязательства, П1

12200,9

16006,2

-11834,7

-15485,8

2. Быстрореализуемые активы, А2

8420,4

12266,5

2. Краткосрочные пассивы, П2

0

0

8420,4

12266,5

3. Медленнореализ уемые активы, A3

6547,9

8575,2

3. Долгосрочные пассивы, ПЗ

1466,4

1922,3

64012,6

6652,9

4. Труднореализуем ые активы, А4

1523,3

1218,6

4. Постоянные пассивы, П4

4603

6541,5

-3079,9

-5322,9

БАЛАНС (стр. 1+2+3+4)

18270,3

24470

БАЛАНС

(стр. 1+2+3+4)

18270,3

24470

-

-

Таблица 3.1 Анализ ликвидности баланса, тыс, руб.

Баланс является абсолютно ликвидным если:

А1>П1, А2>П2, АЗ>ПЗ, А4<П4

1. 366,2<12200,9  520,4<16006,2 ; 2. 8420,4>0 ; 12266,5>0; 3.  6547,9>1466,9;     8575,2>1922,3; 

4.   1523,3<4603; 1218,6<6541,5

Невыполнение этих неравенств свидетельствует о том, что ликвидность баланса ЗАО «Петро-Инвест» отличается от абсолютной. В связи с этим можно сказать, что внешние обязательства предприятия превышают текущие активы, у предприятия не достаточно собственных оборотных средств, следовательно, не соблюдается минимальное условие финансовой устойчивости.

Следует отметить, что проводимый по изложенной схеме анализ ликвидности баланса это анализ приближенный, более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов.

Таблица 3.2 Оценка относительных показателей ликвидности и платежеспособности

Наименование показателя

Норматив

Расчет

Отклонение от норматива




2003

2004

2003

2004

1

Общий показатель ликвидности,L1

>=1

0,52

0,52

(-0,48)

(-0,48)

2

Абсолютной ликвидности, L2

>0,2

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ