Опыт зарубежных стран в области менеждмента
Опыт зарубежных стран в области менеждмента
Содержание.
1.
Ведение. 2-
3стр.
2.
История менеджмента: 3-7стр.
a.
Природа управления и
исторические тенденции его развития;
b.
Влияние
национально-исторических факторов на развитие менеджмента.
3.
Основы менеджмента. 7-
12стр.
4.
Американский опыт
управления бизнесом. 13- 26стр.
5.
Японский опыт управления
бизнесом. 27- 37стр.
6.
Исламский опыт управления
бизнесом. 37- 42стр.
7.
Заключение. 43-
44стр.
8.
Литература. 45стр.
Это все он
(Дарья
Денисова).
Скончался
Питер Друкер — человек, который создал менеджмент Питера Друкера, ушедшего из
жизни 11 ноября, редко называют гуру. Чаще его называют arch-guru (выдающийся
гуру), founding father (отец-основатель), а еще — апостолом, патриархом,
пророком, великим и волшебным теоретиком менеджмента. И это не случайно. Говоря
о Друкере, сложно выделить его вклад в менеджмент: по всеобщему мнению, он сам
и есть менеджмент, он его создал от начала до конца.
Все
российские специалисты в области менеджмента, узнав о смерти Друкера,
реагируют
одинаково: сокрушенно и громко вздыхают, словно речь идет о кончине
знакомого
человека. Казалось, Друкер был и будет всегда. И не только ввиду
почтенного
возраста (он не дожил восьми дней до своего девяносто шестого дня
рождения),
но и потому, что он был в некотором смысле вездесущ — похоже, нет
такой
области науки об управлении, которая не базировалась бы на постулатах
Друкера.
«Друкер создал главное — язык, понятия, символы менеджмента, — говорит Виталий
Булавин, директор школы менеджеров 'Арсенал'. — Он создал поле, которое остальные
гуру только возделывали по частям. Конечно, до него научный подход к управлению
реализовал Фредерик Тейлор, но его концепция была сугубо механистической.
Можно сказать, что, как Эйнштейн сделал физику Ньютона частным случаем физики,
так и Друкер сделал теорию Тейлора частным случаем менеджмента».
Вначале было дело
Наиболее
известная работа Друкера, навсегда связавшая его имя с понятием «менеджмент»
(ее также называют библией современного менеджмента), — книга «Практика
менеджмента», впервые изданная в Америке в 1954 году и с тех пор переиздающаяся
почти каждый год.
Сейчас
трудно поверить, что профессия менеджера некогда была не очень уважаемой, да и
сами менеджеры не вполне понимали суть своей работы. Именно Друкер впервые
систематизировал функции менеджера и заговорил о том, что менеджер — самый
дорогостоящий ресурс предприятия, играющий исключительную роль в его
деятельности, элита бизнеса.
Сам
Друкер очень просто объяснял, что привело к рождению этого знания. В 1944
году
его пригласили в General Motors, чтобы провести исследование
управленческого
звена корпорации. Это исследование вкупе с консультационной
работой в General Electric, Sears, Roebuck &
Co. легло в основу двух
фундаментальных
трудов — «Концепция корпорации» (1946) и «Практика менеджмента» (1954).
«Чем
больше я работал с успешными и квалифицированными менеджерами, управлявшими
высокоэффективными предприятиями, тем яснее становилось для меня существование
науки менеджмента (или, по крайней мере, то, что такая наука должна
существовать), — говорил он. — Я все яснее понимал, что искусству менеджмента
можно научиться и, больше того, что этому искусству можно научить других. Но
для меня все более очевидным становилось и то, что в те времена науки
менеджмента просто не было.
Все,
чем мы в то время располагали, были какие-то байки из практики
руководителей.
Не было ни одной работы, в которой хотя бы делалась попытка
проанализировать,
изучить и представить менеджмент как самостоятельный вид
деятельности
со своим кругом обязанностей. Поэтому мне не оставалось ничего
другого,
как самому творить науку менеджмента, что я и сделал, написав эту книгу».
Мотив
— несоответствие прежней работы его жизненным ценностям: «Ценностью для меня
были люди. Я не видел смысла в том, чтобы быть самым богатым человеком на
кладбище». А вдруг кто-то еще сможет полюбить все человечество?”
Природа управления и исторические тенденции
его развития.
I. Развитие управленческой мысли.
История
управления можно разделить условно на два периода: 1) наличие практики
управления; 2) управление, как научная дисциплина. Фактически первый период
длился до начала ХХ века, т.е. управление существовало, но его характер и
структура сильно отличались от сегодняшнего управления. Объяснить этот факт
возможно, если обратиться к организациям, существовавшим в древности.
Сравнение старой и современной организации.
Старая
|
Современная
|
Отсутствие крупных организаций или их малое количество
|
Наличие гигантских коммерческих и некоммерческих организаций
|
Небольшое количество руководителей среднего звена
|
Большое количество любых руководителей
|
Управленческая работа не выделялась в отдельную работу
|
Существуют четкие управленческие группы и должности
|
Занятие руководящих постов по праву рождения и по средствам силы
|
Занятие руководящих постов с компетентностью и с соблюдением закона
|
Малое количество людей, способных принимать важное решение
|
Большое количество людей, способных принимать важное решение
|
Упор на приказ и интуицию
|
Упор на коллективную работу и рационализм
|
Развитие управления в
научно-технических дисциплинах происходит в начале ХХ века. В 1911 году Тейлор
опубликовал работу "Принципы научного управления" С этого момента
официальные источники стали считать менеджмент как науку.
Основные причины превращения
управления в науку: промышленная революция в Англии => появление гигантских
монополий, работа в которых требовала организации и координации действий.
Однако "Родиной" менеджмента становится не Англия, а США. Причины:
- США поддерживает идею образования для всех => появляется много
высокообразованных и способных к сложной деятельности работников.
- В США отсутствует государственное регулирование бизнеса =>
размеры предприятий быстро увеличиваются, и ставится задача
централизованного управления, то есть именно практика обнаружила
потребность больше внимания уделять управлению, показала зависимость
успехов в производстве от успехов в управлении.
II. Условия и факторы,
возникновения и развития менеджмента.
- Объективные изменения, происходящие в самом управлении под
влиянием различных факторов развития производства, общества, человека.
- Развитие управленческой мысли.
- Общее развитие науки, которое определяет методологию осмысления
исторических фактов на каждом из этапов развития.
- Потребность в знании истории.
- Роль истории в социально-политической жизни страны.
- Структурирование исторических тенденций - потребностей будущего.
Влияние национально-исторических факторов на
развитие менеджмента.
I. Особенности национальной деловой культуры
Существуют три уровня культуры в бизнесе:
§
национальная культура;
§
организационная культура;
§
управленческая культура (стиль руководителя).
В России существует 2 основные проблемы:
проблема власти (поскольку руководитель в системе без власти – не
руководитель), проблема отношения к работе. В большинстве российских деловых
организаций власть построена во-первых, сверху вниз, во-вторых, кластерами
(замкнутыми группами). Кластерная форма характерна для западных
бизнес-структур, но там такая группа – сплоченная команда. В отличие от Запада
в России работа в группе плохо структурирована, плохо расписаны обязанности и
функции каждого работника. На Западе работа в группе структурирована, задания,
и оценки каждого работника формализованы.
Принято выделять 4 основных вида мотиваций,
которые соответствуют той или иной группе стран или культур:
- достижение цели, где деньги играют большую роль (например, желание
стать лидером на рынке, первым выйти с какой-то новинкой и т.д.);
- защитная мотивация, то есть стремление к тому, чтобы никто не
вмешивался в дела, желание создать свой мир (эта группа стран больше всего
ценит стабильность);
- группа социальной мотивации, где зачастую действует уравнительный
подход (здесь считают, что лучше ничего не менять, чтобы не стало хуже);
- в основном страны с социальной мотивацией, однако они, желая
повысить качество жизни, согласны идти на риск.
По результатам исследований “новые русские” по
своей мотивации примыкают ко второй группе, которая больше всего ценит
стабильность, но в основном россияне предпочитают мотивацию на достижение и
отказались от мысли ничего не менять.
II Роль Российской культуры в системе
современного менеджмента
Определенную систематизацию в изучение и
описание российской культуры внесли работы Бердяева, Гумилева, Ключевского,
Чаадаева и др.
Ключевский приводит следующий перечень черт
национального характера русского человека: расчетливость, изворотливость в
мелких затруднениях, привычка в терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями;
больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед; больше осмотрительности, чем
предусмотрительности; кратковременное напряжение сил (аврал); каприз
собственной отваги (авось).
Делеганский указывает на такие
социальные установки современного русского архетипа, как способность к
терпению, духовность, приоритет духовного над материальным, широта русской
натуры, способность впитывать инородные культурные образования,
предрасположенность к социальной утопии к ожиданию чудесного и внезапного
преображения жизни. Эти стороны характера необходимо учитывать в деятельности
руководителей, как система государственного управления, так и менеджмента
организации. Кроме того следует различать культуру россиян, включающую свыше
100 национальных культур. Для культуры русского человека характерно: почитание
власти, желание участвовать в управлении, но не брать на себя ответственность.
При выборе формы участия людей в
управлении рекомендуется учитывать результаты исследований МГУ, в ходе которых
были получены две модели участия в управлении.
Модели участия в управлении
В России участие в управлении является долговременной
традицией: власть обращается к людям в тех случаях, когда чувствует свою
слабость. Брать на себя ответственность люди не привыкли, поскольку это не
стало элементом организационной культуры. Успехи и неудачи связывались
подчиненными с работой руководителей. Россия является евроазиатской страной,
поэтому российским менеджерам необходимо знать суть западной и восточной
культур.
Западная
|
Восточная
|
Преимущественно партисипативная модель участия
|
Преимущественно подданническая политическая культура
|
Индивид – основной элемент политики
|
Общность (семейная, клановая, профессиональная)
|
Устойчивые традиции политической демократии
|
Устойчивые традиции авторитаризма
|
Индивид пресыщен политикой, но воспринимает правила участия в ней
|
Индивид давно насытился политикой, но не приобщился к ней
|
Западные религии формируют открытый тип участия в политике
|
Восточные религии формируют тип скрытого участия в политике, иногда
фанатичного в экстремальных условиях
|
Преобладание общенациональных интересов
|
Первостепенная роль национально-этнического фактора
|
Преобладание модернизма в общей и политической культуре
|
Устойчивость традиционной и политической культуры
|
Возрастание роли политических лидеров в силу личностных факторов и
усложнение политического развития
|
Возрастание роли политических лидеров в силу харизмы, повышение роли
партий и общественных движений
|
Наличие солидного среднего класса и соответствующего его интересам
политического менталитета
|
Резкий разрыв между элитами и массами и соответствующий политический
менталитет
|
Основные характеристики статуса группы в системе менеджмента и их
использование в различных культурах
Япония
|
Россия
|
США
|
Работа в группе как цель
|
Работа в группе как средство
|
Работа в группе как средство
|
Способ жизни
|
Защитный элемент
|
Путь к рационализации
|
Естественное поведение
|
Необходимое поведение
|
Рациональное поведение
|
Привычка
|
Принуждение
|
Сознательность
|
Эффективность
|
Выживание
|
Производительность
|
Качество и способ сделать лучше
|
Масштаб или способ сделать лучше
|
Способ делать дешевле
|
Различия в характеристиках работы в США и России
Россияне
|
Американцы
|
Работать больше, чтобы сделать больше
|
Работать усерднее, чтобы сделать лучше
|
В работе и отдыхе больше ориентированы на количество
|
Больше ориентированы на качество в работе и отдыхе
|
Экстенсивность как главный принцип, поглощающий свободное время
|
Интенсивность как главный принцип, сохраняющий свободное время
|
Низкая структурированность работы имеет своим продолжением низкую
структурированность свободного времени
|
Высокая структурированность работы имеет своим продолжением высокую
структурированность свободного времени.
|
Вывод: принципиальные различия между трудовыми ценностями России и США
состоят в том, что российский менеджмент находится на стадии количественного
роста, поэтому качественная сторона дела пока недооценивается. Установлено, что
руководители системы государственного управления и российские менеджеры
работают в среднем на 1,5-2 часа больше, чем их американские коллеги. Отдых у
американских менеджеров планируется на предсказуемой основе.
Исторические пути реформирования системы управления можно свести к двум
главам:
- эволюционный
путь, основой которого является мирное постепенное и последовательное
преобразование с предварительной проработкой концепций, направлений,
этапов и последовательности преобразований;
- революционный
путь реформирования, когда реформаторы, опираясь на массовые симпатии
противников прежнего режима действуют в интересах большинства.
Основы менеджмента.
I. Понятие менеджмента, его содержание и место в
системе социально-экономических категорий.
Менеджмент представляет собой управленческие отношения
(комплекс взаимосвязей работника в процессе подготовки и реализации
управленческого воздействия в отдельно взятой организации). Основной задачей
менеджмента является ориентация деятельности людей в соответствии с
требованиями экономических законов. Выделяют три вида управления:
- управление в
технических системах;
- управление в
биологических системах;
- управление в
социальных системах.
Менеджмент - 1) вид деятельности по руководству людьми в самых
разнообразных организациях; 2) процесс оптимизации человеческих, материальных и
финансовых ресурсов для достижения организационных целей; 3) искусство
получения работы (достижение целей сделанной посредством других), умение
добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения
других людей. Менеджмент можно представить в виде формулы: МЕНЕДЖМЕНТ =
ИСКУССТВО + ОПЫТ + ОБУЧЕНИЕ.
Внутренняя жизнь организации состоит из большого
количества различных действий, процессов и подпроцессов, но, несмотря на это,
можно выделить 7 групп функциональных процессов, которые охватывают
деятельность любой организации и которые являются объектом управления со
стороны менеджмента:
- производство;
- материально-техническое
снабжение и сбыт;
- маркетинг;
- финансы;
- кадры;
- инновации
(нововведения);
- эккаунтинг (учет
и анализ хозяйственной деятельности).
Управление производством (производственный менеджмент)
заключается в определении оптимального объема и структуры выпуска продукции, виды применяемой технологии, рациональной
загрузки оборудования, расстановки людей и т.д.
Снабженческо-сбытовой менеджмент состоит в организации заключения
хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, а
также произведенных товаров и отправки их покупателям.
Маркетинговый менеджмент - занимается вопросом изучения рынка, существующего и
перспективного спроса на продукцию, выработка ценовой и рекламной политики.
Суть финансового менеджмента заключается в составлении бюджета и
финансового плана организации, формировании и распределении денежных ресурсов,
оценке текущего и перспективного финансового состояния.
Персонал-менеджмент - решает задачи подбора, расстановки, обучения,
повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования;
улучшения условий труда и быта персонала.
Менеджмент инновациями имеет своим объектом процесс научных исследований,
прикладных разработок, создания опытных образцов и внедрения новинок в
производство.
Менеджмент эккаунтинга связан с процессом сбора, обработки и анализа данных
о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями с
целью выявления проблем, вскрытие резервов более полного использования
имеющегося потенциала.
II. Менеджмент как особый вид профессиональной
деятельности.
Менеджер (от англ. "to manage" - управлять)
- наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению. Задачи
менеджера: координация, руководство, управление, принятие решений.
Требования, предъявляемые профессиональной компетенции менеджера:
- понимание природы
управленческого труда и процессов менеджмента;
- знание
должностных и функциональных обязанностей менеджмента, способов достижения
целей и повышение эффективности работы организации;
- умение
использовать современную информационную технологию и средства
коммуникации, необходимые в управленческом процессе;
- владение
искусством управления человеческими ресурсами;
- владение
искусством налаживания внешних связей;
- способность к
самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию.
Важным фактором повышения результативности менеджмента
является разделение труда менеджера, то есть специализация управленческих
работников на выполнение определенных выдоив деятельности, разграничение их
полномочий, прав и сфер ответственности. Существует горизонтальное и
вертикальное и вертикальное разделение всей работы на составляющие компоненты.
Вертикальное - построено на выделении трех уровней управления: низового,
среднего и высшего. К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении
работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление
бригадами, сменами, участками. Средний уровень включает менеджеров,
ответственных за ход производственных процессов, подразделений, которые состоят
из нескольких первичных образований. Сюда входят менеджеры штабных и
функциональных служб, руководителей вспомогательных и обслуживающих
производств. Высший уровень - администрация предприятия, осуществляющая общее
стратегической руководство организации, ее функциональными и производственно-хозяйственными
функциями. В зависимости от вида деятельности менеджеры бывают линейные и
функциональные. Линейные - которые отвечают за все функции управления.
Функциональные - несут ответственность за одну конкретную функцию.
Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.
III. История развития менеджмента, современные подходы
в менеджменте.
Развитие науки
управления характеризуется множественностью школ и подходов.
Школы/годы
|
1895
|
1920
|
1930
|
1940
|
1950
|
1960
|
2004
|
Научное
управление
|
|
|
|
|
|
|
|
Административная
школа
|
|
|
|
|
|
|
|
С
точки зрения человеческих отношений
|
|
|
|
|
|
|
|
С
точки зрения науки о поведении
|
|
|
|
|
|
|
|
С
точки зрения количественных методов
|
|
|
|
|
|
|
|
Процессный
подход
|
|
|
|
|
|
|
|
Системный
подход
|
|
|
|
|
|
|
|
Ситуационный
подход
|
|
|
|
|
|
|
|
1)Основателем школы научного управления был Тейлор. Он
сформулировал принципы управления индивидуальным трудом рабочих:
- научный подход к
выполнению каждого элемента работы;
- научный подход к
подбору, обучению и тренировке рабочего;
- кооперация с рабочим;
- разделение
ответственности за результаты между менеджерами и рабочими;
- систематическое
использование стимулирования.
2)Классическая (административная) школа. Основатель - Анри
Файоль. Цель школы выработка подходов к совершенствованию управления организации
в целом. Файоль разработал 14 принципов управления, которым следовал в своей
практике и от которых, как он считал, зависит успех управления:
- разделение труда;
- полномочия и
ответственность;
- дисциплина;
- единоначалие;
- единство
действий;
- подчиненность
личных интересов;
- вознаграждение
персонала;
- централизация;
- скалярная цепь;
- порядок;
- справедливость;
- стабильность
персонала;
- инициатива;
- корпоративный
дух.
3) Школа человеческих отношений. Основатель - Элтон Мейо. Он
провел "Хоуторнский эксперимент", который показал, что на поведение
человека на работе и на результаты его труда принципиально зависят от того, в
каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у
рабочих между собой, а также какие отношения существуют между рабочими и
менеджерами:
- коллектив
рассматривается, как особая социальная группа;
- межличностные
отношения являются фактором роста фактором роста эффективности и
потенциалом каждого рабочего;
- жесткая иерархия
подчиненности несовместима с природой человека и его свободой;
- руководители
промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на
продукцию.
4) Школа поведенческих наук. Основатель - Бернард. Новизна этой
школы заключалась в стремлении оказать помощь работнику в осознании его
возможностей для управления организацией. Основная цель этой школы - повышение
эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих
ресурсов.
5) Количественный подход. Достижение точности наук для
формализации процесса управления в особенности процесса принятия решений.
Количественный подход опирается на экономико-математические методы (математика,
статистика, инженерные науки). Суть заключается в исследовании операций и
моделей. Исследование операций - применение методов научного исследования кооперационным
проблемам организации. После постановки проблемы разрабатывается модель
анализируемой организации. Модель - форма представления реальности. Она или
упрощает реальность или представляет ее абстрактной. После создания моделей
переменным значениям задаются количественные значения. Ключевая характеристика
школы количественных методов моделями, символами и количественными значениями.
6) Процессный подход.
Процессный подход рассматривает функции управления,
как взаимосвязанные, и сам процесс управления является общей суммой всех
функций, Эти функции объединены связующими процессами - коммуникации и принятие
решений. Коммуникации - процесс, связанный с межличностным общением при
передаче информации, как внутри организации, так и с внешней средой. Решение -
предписание к действию с целью разрешения, выбор определенного действия из
множества возможных вариантов.
Планирование - процесс определения целей и путей их
достижения. При планировании руководитель должен:
- сформулировать
цели;
- определить
конкретные задания и работы;
- учесть наличие
всех ресурсов в организации.
Функция организации - процесс распределения работы среди сотрудников и
координация их деятельности.
Контроль - каждодневный текущий процесс, призванный обеспечить выполнение
планов организации. Этапы контроля:
- установка четких
задач для исполнения;
- проверка
реального исполнения задачи
- решение проблем,
если исполнение не соответствует поставленным задачам.
Мотивация - процесс побуждения других к деятельности для достижения цели
организации. Процесс мотивации включает:
- установление или
оценка неудовлетворенных потребностей;
- формулирование
целей, направленных на удовлетворение потребностей;
- определение
действий, необходимых для удовлетворения потребностей.
7) Системный подход - появился вследствие распространения теории
систем, которая рассматривает все объекты, как системы. Система - целостность,
состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в
характеристику целевого. Системы бывают открытые и закрытые. Закрытая система
имеет жесткие фиксированные границы. Ее действия относительно не зависят от
среды, окружающей системы. Открытая система характеризуется постоянным
взаимодействием с внешней средой.
8) Ситуационный подход - его сущность заключается в увязке
конкретных приемов и концепций с определенными ситуациями. Успех или неудача
этого подхода зависит от того, на сколько правильно определены переменные
ситуации, то есть этот подход дал возможность применения науки конкретным
ситуациям.
IV. Национальные особенности менеджмента.
Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в
многообразных направлениях.
Американская
модель - заключается в
изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов,
лежащих в ее границах:
- рациональная организация производства
продукции;
- снижение издержек за счет выявления
внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и т.д.
- фирма рассматривается, как закрытая система,
цели и задачи считаются заданными и стабильными.
Японская модель - результат системы, оценивается
специалистами, как обеспечивающая наибольшую гармоничность и мобильность
организации. Особенности этой модели проявляются в управлении персоналом и
трудовыми ресурсами, производством, сбытом, финансами.
Маркетинговая
модель - определяются
следующими моментами:
- ставка на человека самореализующегося;
- фирма рассматривается как живой организм,
состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями;
- эта модель основана на системном и
ситуационном подходе;
- фирма, как открытая система.
Американская
модель
|
Японская
модель
|
Маркетинговая
модель
|
Найм
работников на относительно короткое время
|
Пожизненный
найм
|
Долгосрочный
найм
|
Индивидуальное
принятие решений
|
Коллективное
принятие решений
|
Индивидуальная
ответственность
|
Коллективная
ответственность
|
Индивидуальная
ответственность
|
Быстрое
развитие и продвижение
|
Медленное
развитие и продвижение
|
Явный
точный контроль
|
Механизмы
косвенного контроля
|
Косвенный
неформальный контроль с точными формализованными критериями
|
Способствует
развитию специализированной карьеры работника
|
Способствует
развитию неспециализированной карьеры работника
|
Умеренно-специализированное
развитие карьеры работника
|
Избирательное
диверсифицированное отношение к работнику, как к таковому
|
Целостный
подход к работнику, как к личности
|
Целостный
подход, рассматривая семью
|
Характерной чертой новых систем российского
внутрифирменного управления является ориентация на долгосрочную перспективу,
проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную
деятельность, максимальное использование творческой активности персонала.
Характеристика российской модели управления.
- Создание новых
форм организаций, (финансово-промышленные группы, ассоциации, корпорации,
холдинги и т.д.).
- Концентрация
производства.
- Создание малых
предприятий.
- Увеличение затрат
на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг.
- Комплексная
автоматизация и компьютеризация производственных процессов.
- Повышение
качества и надежности новых изделий.
- Разработка
стратегий и тактики борьбы за лидерство.
- Определение
приоритетных областей инвестиций.
- Развитие
кадрового потенциала.
- Децентрализация и
сокращение уровня в аппарате управления.
Американский опыт управления бизнесом.
"Наша
компания неотступно стремится иметь
душу
маленькой компании - и скорость маленькой
компании
- в теле нашей большой компании"
Джек
Уелш, СЕО GE
Экономический уклад и богатейший опыт знаний и
навыков, приемов и методов, которые характеризуют американский стиль в
управлении бизнесом имели своим источником богатые культурные традиции,
привнесенные различными культурами, вследствие двух предпосылок: наплыва
иммигрантов и интерактивной экономической политики экспансии. При этом,
американцы, с одной стороны, активно воздействовали на мировые интеграционные
процессы, с другой стороны, сами были подвержены внешнему влиянию других
национальных культур.
Американский опыт может быть для нас интересен по двум
причинам. Во-первых, с точки зрения копирования, применения приемов, методов,
технологий и концепций управления с учетом их адаптации к местным условиям.
Во-вторых, он может быть полезен, так как способен помочь более глубоко
осмыслить и понять их управленческую психологию, мотивационную базу принятия
решений, для более эффективного взаимодействия и развития сотрудничества с
ними.
В этом исследовании используются три ракурса на американский опыт
управления бизнесом - с точки зрения личности, корпорации и общества.
Американский менеджмент основывается на
индивидуальной, предпринимательской инициативе. Прежде всего, его можно представить
как брак индивидуализма и конкуренции заложенный в американской бизнес
идеологии.
Индивидуализм отражает преимущество такой социальной
конструкции, в которой каждый заботиться сам о себе. Американский менеджер
имеет релевантное позиционирование своего места и роли в управленческой
системе. Это не только благодаря профессионализму и компетенции, но осознанию
себя частью деловой культуры, традиций и опыта полученного на внутреннем и
международном рынках. США на протяжении последних десятилетий постепенно
уступают доля в мировом ВВП в объемах международной торговли ЕС, Японии. Этот
процесс сопровождался обострением конкуренции на глобальных рынках. При этом,
шло изучение опыта и моделей американского, японского и европейского
менеджмента и усиление их взаимного влияния. Так, после Второй Мировой Войны,
Едвард Деминг приехал в Японию, как консультант по качеству и продуктивности.
Он разработал и внедрил концепцию управления, в которой главенствующую роль
отводилось решению проблем улучшения качества. В 1951 году в Японии был
учрежден и с тех пор регулярно присуждался лучшей компании добившейся самого
высокого качества - Приз Деминга. В США идеи и подходы Деминга, также
стремительно набирали популярность - была учреждена ежегодная премия Деминга по
качеству.
Страницы: 1, 2, 3
|