бесплатные рефераты

Опыт зарубежных стран в области менеждмента

2) Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры, работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается создать также общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких как приоритет качественного обслуживания, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.

3) Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства, качественных характеристик производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.

4) Управление, ориентированное на качество. Президенты компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством, и в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.

5) Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы справиться с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения японцы зачастую размещают управленческий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.

6) Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров является чистота и порядок на производстве. Руководители устанавливают такой порядок, который бы содействовал повышению производительности и качеству труда.

В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, коллективизм, высокие моральные качества рабочих и служащих, стабильность занятости и гармонизация отношений в корпорации между рабочими и управляющими.

Принципы японского управления.

Мы любим людей и землю.

Лозунг фирмы "Sanyo Electric"

Современные методы управления сложились в Японии в условиях послевоенной разрухи, которая поставила перед руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под влиянием американской оккупационной администрации будущие японские менеджеры познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом. Именно в этот период лидеры японского бизнеса начали постигать социальную ответственность за последствия своей деятельности. Это не означает, что до 1945 года в Японии не было эффективной системы управления производством. Еще 5 мая 1932 года К. Мацусита, основатель компании "Мацусита Денки", которого в Японии называют "всесильным волшебником менеджмента" и "основателем вероучения об управлении", произнес перед почти двумястами своих служащих пламенную речь. Именно в этот день он постиг предназначение производителя: "Роль производителя в том, чтобы преодолеть бедность".

Руководители японских предприятий, сочетая применения традиционных методов управления с теориями и методами американского менеджмента, извлекая полезные уроки проверки теории практикой пытались найти новый японский путь развития.

В результате основные черты японской системы управления определяет ряд концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений.

Японское общество однородно и пронизано духом коллективизма. Японцы всегда мыслят от имени групп. Личность осознает себя, прежде всего, как члена группы, а свою индивидуальность - как уникальность части целого. Руководящий принцип японского менеджмента находится по утверждению Э. Майо в том, что работа есть групповая деятельность. Вопрос о том, какие черты человека окажутся достаточно прочными для того, чтобы на них можно было опереться в условиях быстрого изменения общественной психологии и этических ценностей, для Японии, как и для других стран, остается до сих пор открытым. Многие исследователи считают, что даже кажущиеся наиболее современными особенности мышления и чувствования личности и общественных групп являются порождением прошлых эпох и по ходу развития общества исчезнут. Вместе с тем, все выразительней звучат голоса в поддержку национальных духовных ценностей и основанных на традиционных подходах концепциях, ярко продемонстрировано в следующем высказывании одного из виднейших предпринимателей С. Хонды:

"Тот, кто является руководителем организации, должен прежде всего сделать свое управление всесторонне обоснованным. Это значит, что он должен прекрасно понимать цели деятельности своей организации, обосновывать политику и создавать планы по достижению поставленных задач таким образом, чтобы его подчиненные работали с сознанием собственного достоинства и получали от работы удовлетворение. Для того чтобы выработать такой образ мышления, который бы подталкивал подчиненных к достижению поставленных целей в любых условиях, лидер должен обладать теоретически сильной и практически применимой концепцией".

Другой немаловажной особенностью японского менеджмента является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного обучения может существенно улучшить показатели своей работы. Это приводит к саморазвитию. Достигнув результатов, приносящих моральное удовлетворение, человек приближается к цели на пути к самореализации. С другой стороны, целью обучения является подготовка к более ответственной работе и продвижению по службе. Но, в отличие от западного подхода к управлению, японцы придают особое значение долгу в совершенствовании мастерства без ожидания какой-либо материальной выгоды. У них есть убежденность, что повышение мастерства само по себе может приносить человеку огромное удовлетворение.

Японцы восприимчивы к новым идеям. Они любят учиться на чужых ошибках и извлекать выгоду из чужого опыта. Они внимательно наблюдают за происходящим в мире и систематически изучают информацию из-за рубежа, заимствуя и быстро усваивая новые технологические методы и процессы. Японские рабочие не оказывают сопротивление внедрению новинок научно-технического прогресса. Инновация - основа экономического роста, и японцы ей искренне привержены.

В 1947 году предприниматель, один из основателей компании "Panasonic" И. Мацусита основывает творческую лабораторию "Дойкай" для исследования новых управленческих решений. В одном из первых трудов этой лаборатории господин Мацусита отмечает: "Каждая компания, вне зависимости от ее размеров, должна иметь определенные от получения прибыли, цели, которые оправдывают ее существование. Она должна иметь свое собственное призвание в этом мире. Если руководитель обладает пониманием этой миссии, он обязан довести до сознания служащих, чего хочет достичь компания, указать ее идеалы. И если его подчиненные осознают, что работают не только за хлеб насущный, они получают стимул к более напряженной совместной работе во имя достижения общей цели".

Таким образом, современное японское управление приобрело дух открытости, который позволил подчинить технологическое развитие решению выдвигаемых самой жизнью проблем. Японскую систему управления можно рассматривать как синтез импортированных идей и культурных традиций. Поэтому, что понять природу современной управленческой мысли Японии, необходимо коснуться некоторых черт традиционной культуры этой страны.

Поведение в организации

Как отмечалось, японская система управления сформировалась к настоящему времени как органический сплав национальных традиций и передового опыта менеджмента. Что касается национальных традиций, то их отличительная черта состоит в том, что японцы предпочитают не придерживаться писаных правил. Их языку в силу иероглифического характера письменности несвойственна четкая однозначность определений, характерная для европейских языков. Сами японцы пишут "… в традиционном японском обществе отсутствовали как всеобщий этический кодекс, так и категорические, религиозные предписания. Не существовало даже четкой системы представления о грехе…"(М. Йосино).

Чийе Накане провел блестящее исследование, имевшее своим предметом типы отношений в группах в связи с традициями национальных культур. Он выдвинул основные положения концепции анализа внутренней структуры социальных групп, разделив типы устанавливающихся между людьми взаимоотношений на два: горизонтальный, как совокупность индивидов, которые обладают общими чертами (например, люди одной профессии) и вертикальный, при котором индивиды, обладающие различными чертами, связанны определенной социальной связью (например, семья, клан, клуб). Именно второй, "вертикальный" тип отношений является характерным и определяющим "лицо" японского общества.

Группа, к которой принадлежит японец, значима для него так же, как семья. В японской фирме ее глава похож на отца. Члены семьи сотрудничают спонтанно. Царит неформальная атмосфера. Внутренние конфликты сведены к минимуму, в группах царит дружелюбные отношения. В Японии фирма считается органическим целым, живым организмом, наделенным душой. Может смениться руководитель, но фирма остается. Считается, что фирма - долговременная организация, потому что она гарантирует пожизненный найм.

Формула "предприятие есть люди" является искренним убеждением работодателей. Японские управляющие прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные ценности.

Как порождением концепцией "человеческого потенциала" можно рассматривать систему группового принятия решений Ринги. Согласно ей ответственность за принятие решения не персонифицирована. За принятое решение несет ответственность вся группа. Предполагается, что ни один человек не имеет права единолично принимать решение. Сущность системы Ринги в том, что решения должны приниматься путем консенсуса. Система требует, чтобы решение было принято всеми. Если кто-то против, то предложение возвращается к его инициатору. Этот подход все еще сохранен, хотя процедурная часть системы Ринги претерпела изменения. Каждое предложение обсуждается в неофициальных группах. Решение некогда не выносится на официальное обсуждение без неформального.

Вот как описывает процесс группового принятия решений Ричард Халлоран:

"В процессе официального обсуждения каждый член группы высказывает небольшую часть своих мыслей на этот счет, но никогда не выходит с законченным убедительным выступлением. Японцы, имеющие крайне чувствительное эго, не желают попадать в состояние находящегося в меньшинстве или, что еще хуже, с особым мнением. Боятся они и случайно обидеть коллегу своим резким выступлением, которое может противоречить мнению товарищей. Когда лидер уверен, что все в основном согласны с минимальным решением, он суммирует мнение группы, спрашивает, все ли согласны, и оглядывает зал для получения одобрительных кивков".

Нужно четко понимать, что японский метод предполагает полное единодушие. Это не решение большинства. Японцы питают отвращение к тирании большинства. Если полного единодушия нет, решение не принимается. Если решению противопоставлено мнение небольшого меньшинства, его убеждают уважать взгляды остальных. Эта компромиссная позиция будет позже вознаграждена. Для японца считается невежливо открыто возражать старшему и вышестоящему: несогласие нужно выражать очень дипломатично.

Японцы допускают в организационной жизни неопределенность, двусмысленность, несовершенство, как и многое другое, реально существующее. Кроме того, японцы чувствуют себя гораздо более взаимозависимыми. Поэтому они готовы предпринимать постоянные усилия, направленные на совершенствование людей и воспитание умения эффективно работать друг с другом.

В противовес традиционной модели поведения "Х" и "У" японцы развили и успешно применяют модель "человеческого потенциала", согласно которой на первый план выдвигается идея о том, что людям требуется возможность применять и развивать свои способности, получая от этого удовлетворение. Концепция "человеческого потенциала" защищает такие условия труда, в которых способности работника поощряются к развитию, а также стимулируется стремление к самоуправлению и самоконтролю.

Вот что советует японским руководителям среднего звена исследователь менеджмента Исикава Каору:

1) Потребность фирмы в сотруднике определяется такими качествами, как быстрота реакции, сообразительность, инициатива.

2) Тот, кто управляет подчиненными, - руководитель лишь наполовину. Состоявшимся руководителем можно назвать того, кто способен управлять и вышестоящими по должности.

3) Наделение подчиненных правами стимулирует всестороннее развитие их способностей и активизирует их творческие возможности. Руководитель является воспитателем своих подчиненных. Он должен делиться с ними знаниями и накопленным опытом непосредственно на рабочих местах. Одним из методов подготовки кадров, является наделение подчиненных необходимыми правами, позволяющими им решать вопросы по своему усмотрению, но с учетом соблюдения требований общей стратегии фирмы.

4) Не стремиться постоянно следить за реакцией вышестоящего руководства на результаты труда.

5) Руководители среднего звена и его подчиненные отвечают за достоверность информации о результатах своего труда.

6) Руководство среднего звена несет ответственность за деятельность кружков качества.

7) Сотрудничество и связь с другими отделами - это и есть управление по функциям.

8) Ориентация на перспективу - залог успешной деятельности фирмы. Глава фирмы должен ориентироваться в своей работе на 10 лет вперед, руководитель высшего звена - на 5 лет, руководитель отдела - на 3 года.

Считается, что власть менеджмента в Японии законна, и поэтому она с готовностью принимается и уважается. Рабочие чувствуют, что их менеджеры более образованы и компетентны. Менеджеры не имеют избыточных привилегий, что могло бы вызвать ревность. Их оклады и другие вознаграждения считаются скромными по сравнению к их заслугам. А эффективный менеджмент является необходимым условием для процветания самих рабочих.

Таким образом, в Японии поведение в организации имеет свои особенности, а именно:

  • поведение определяется вертикальной связью в структуре фирмы, которая способствует надежности и удовлетворенности ее членов;
  • стратегическая нацеленность корпоративного духа приводит к гармонию интересов и результатов;
  • система группового принятия решения стимулирует использование потенциала каждого работника в достижении целей и задач предприятия.

Система контроля

Управленческий контроль включает в себя планирование на основе обратной связи. Для более ясного представления японской системы контроля рассмотрим, как он организован в фирме "Мацусита". В Основу организации фирмы положена система филиалов. Планирование в филиалах предусматривает составление плана внутреннего капитала филиалов и ежемесячных бухгалтерских отчетов. При этом каждый отдел разрабатывает свой план. На их основе разрабатывается общий план всей компании. В общих чертах метод планирование предусматривает такие этапы: Декларация стратегии компании, выработка директив о планировании в филиалах, определение политики планирования в филиалах, подготовка плана и проекта бюджета отделения и филиала.

Последним этапом является передача проекта плана филиала. Эта смета называется "документом с королевской печатью". Церемония этой передачи - чисто японская особенность, потому что "документ с королевской печатью" рассматривается, как контракт между президентом компании и управляющим филиалом. Каждый управляющий несет ответственность только исполнение пунктов этого плана. Выбор метода выполнение плана предоставляется управляющему филиалом. Очевидно, что такой подход к управлению требует от управляющего высокого чувства ответственности и самоконтроля. Нужно отметить, что управленческий контроль за выполнением поставленных задач осуществляется не путем принятия определенных директив, как это принято в традиционном менеджменте, а путем оказания помощи и выявлении слабых звеньев в производственном процессе. Таким образом, слово контроль у них ассоциируется не с моделью "выявление-наказание", а "проверка-помощь".

Чтобы не искушать себя субъективизмом японские менеджеры, где возможно применяют статистические методы. Японцы верят цифрам. Они стараются количественно описать все аспекты бизнеса. И делают это с присущей им старательностью и безупречностью.

Для поддержания дисциплины и совершенствование качества японский менеджмент больше полагается на вознаграждение, чем на наказание. Вознаграждение полагается за полезные предложения, спасение жизни при авариях, за выдающиеся результаты в учебных курсах, за отличное выполнение обязанностей, и за "преданность делу, как образец для своих коллег". Эти вознаграждения могут быть разными: грамоты, подарки или деньги, дополнительный отпуск. Среди наказаний практикуются выговоры, штрафы и увольнения. Последние допускаются в случае воровства, взяточничества, жестокости, преднамеренного неповиновения инструкциям старших. В дополнение к стимулированию японцы активно использует практику декларации корпоративных лозунгов, принципов. Так, например, "Хитачи" выдвинула в своем корпоративном манифесте три принципа: искренность, дух оптимизма и конечная гармония.

Таким образом, японскую систему контроля можно охарактеризовать, как гуманную стремящуюся к превалированию воздействия вознаграждения над наказанием.


 Управление трудовыми ресурсами

Расцвет государства - в людях

и упадок государства - в людях.

Древняя мудрость

Одним из отличительных аспектов в японской системе менеджменте является управление персоналом. Корпорации стремятся управлять своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами: эффективные системы заработной платы, анализ организации труда и рабочих мест, аттестации служащих. Вместе с тем, они в отличие от американских систем делают в своей мотивации большой акцент на преданности служащих своим компаниям, способствующим укреплению морали и достижению высокой эффективности труда.

Японский служащий, с самого начала работы полностью отождествляет себя с нанявшей его корпорацией. При этом, система управления стремиться усилить это отождествление, доводя его до жертвенности интересам фирмы. Как высшие должностные лица, так и рядовые исполнители считают себя представителями корпорации. В Японии каждый работающий убежден, что он важное и необходимое лицо для компании - это одно из проявлений отождествления себя с фирмой. Другим проявлением является то, что японский работник в ответ на вопрос о его занятии называет компанию, где он работает. Многие служащие редко берут дни отдыха, и часто не полностью используют свой оплаченный отпуск, так как убеждены, что их долг работать, когда компания в этом нуждается, тем самым, проявляя свою преданность компании.

Пожизненный найм - это не юридическое право. Его утверждение - дань традиции, возможно, имеющей начало в первобытной общине и получившей законченную форму в японском феодальном обществе. Фирма морально заботить о своем работнике вплоть до выхода на пенсию Штат комплектуется на основе личных качеств, биографических данных и характера. Лояльность ценится больше, чем компетентность. К каждому рабочему относятся, как к члену семьи. Точно также, если возникают финансовые трудности, все достойно переносят сокращение доходов.

Японские менеджеры верят, что люди - это величайшее достояние. При отборе претендентов для менеджмента высшего уровня больше всего ценится способность руководить людьми.

Поскольку фирма должна функционировать как одна сплоченная команда, то больше всего ценятся такие качества, как взаимное доверие, сотрудничество, гармония и полная поддержка в решении задач, стоящих перед группой. Индивидуальная ответственность и самостоятельное выполнение работы сознательно затушевывается с целью улучшения работы группы, укрепления солидарности.

Подводя итог, необходимо отметить, что японская система управления персоналом во многом похожа на другие американо-европейские модели в аспектах подбора кадров, развитие сотрудников, контроля за организацией бизнес процессов. Вместе с тем, отличительным является совпадение корпоративной и личной стратегии работника, ориентированных на эффективное долгосрочное сотрудничество, гармонию интересов, приоритетов, успех фирмы, как совокупность успехов каждого сотрудника.

Система управления качеством

Движение за улучшение качества впервые было декларировано в общегосударственной стратегии, которое со временем переросло в комплексный метод управления качеством.

Изначально система контроля и управления качеством основывалась на кружках качества. По мнению основателя и теоретика управления качества в Японии Исикава Каору, для организации кружков руководителям необходимо следовать следующим принципам:

  • добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не по команде сверху;
  • саморазвитие. Члены кружка должны проявлять желание учиться;
  • групповая деятельность;
  • применение методов управления качеством;
  • взаимосвязь с рабочим местом;
  • деловая активность и непрерывность функционирования;
  • взаимного развития. Члены кружка должны стремиться к расширению своего кругозора и сотрудничать с членами других кружков;
  • атмосфера новаторства и творческого поиска;
  • всеобщего участия в конечном итоге. Конечной целью кружков качества должно стать полноценное участие всех рабочих в управлении качеством;
  • осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области.

Теоретики качества выделяют несколько особенностей японской системы управления качеством отличающих ее от западных аналогов:

  • управление качеством на уровне фирмы это участие всех звеньев в управлении качеством;
  • подготовка и обучение методам управления качеством;
  • деятельность кружков качества;
  • инспектирование деятельности по управлению качеством;
  • использование статистических методов;
  • общенациональные программы по контролю качества.

На сегодня японский менеджмент использует систему комплексного управления качеством. Комплексное управление качеством проникает в сознание людей и помогает выявить ложную информацию. Оно помогает фирмам избежать не релевантных данных о выпуске и реализации продукции. "Знание -сила" - вот лозунг комплексного управления качеством.

Основные идеалы, воплощенные в комплексной системе управления качеством, можно охарактеризовать так:

  1. Естественная потребность каждого человека является достижение совершенства в работе. Если по ним осуществлять правильное руководство и поощрять, то они могут совершенствовать свою работу бесконечно.
  2. Люди, выполняющие индивидуальную работу - настоящие в ней специалисты. Существует множество деталей в работе, выполняемых неправильно, и профессионалы могут внести ценное предложение по устранению трудностей и улучшению системы производства.
  3. Рабочие наделены способностями и воображением. Они обладают доскональным знанием работы и соответственно мастерством. Они стремятся к успеху и не боятся ответственной работы. Если их обучать непосредственной ответственности за качество своей работы, можно получить взрыв творческой активности в организации.
  4. Кружки качества - это не механическая машина, а непрерывный процесс. Он имеет две особенности. С одной стороны, это образовательный и познавательный процесс. С другой стороны, это процесс, который содействует участию рабочих в мероприятиях, затрагивающих их повседневную работу. Это обеспечивает основу для взаимного сотрудничества менеджмента и рабочих.

Таким образом, в связи с постоянно изменяющимися вкусами, потребностями людей и появлением новых технологий от руководителей требуется постоянная перестройка самосознания и ориентиров, которые в самом общем виде могут быть сформулированы как:

  1. Прежде всего - качество, а не кратковременные прибыли;
  2. Главный человек - потребитель, со своей точкой зрения конечного пользователя;
  3. Следующий этап производственного процесса - потребитель твоей продукции;
  4. Информационное обеспечение и применение экономико-математических методов делает процесс решений спокойным, эффективным и более творческим занятием;
  5. Человек в системе управления вовлекается в процесс управления качеством;

Исламский опыт управления бизнесом

Ислам, как религия является самой молодой. Зарождение ее относят к шестому веку, вобравшей в себя все лучшее от своих старших братьев иудаизма, христианства. Сила, власть и богатство как последствия дифференциации жизни арабов были закреплены в писании. Основу монотеистических религиозных учений составляет вера во всемогущего Бога, управляющего миром, и обязательное Божье воздаяние, будь то вознаграждение или наказания в конце мироздания. Три мировых религии: иудаизм, христианство и ислам - едины в отношении справедливого воздаяния за содеянное человеком, который несет за это единоличную ответственность.

В исламской мире, например источником всякого закона признается только Аллах. Отсюда отрицание за человеком права на законотворчество, требование неукоснительного подчинения закону Аллаха - шариату.

Анализируя влияние религиозной исламской этики на экономику, мусульманские теоретики исследовали взаимосвязь между нравственными предписаниями ислама, его духовно-нравственными ценностями и концепцией личности, ее экономического поведения. В результате исследования были раскрыты основные черты характера и добродетели, которые формируют личность, способную к саморазвитию, руководствующуюся здравым смыслом, волевую и предприимчивую. Изменилось также отношения к труду и трудовой активности. Умение производительно трудиться на благо самого себя, семьи и общества неизменно возводятся исламом в ранг нравственного долга. Конструктивный диалог определил сотрудничество между представителями трех моно религий в сфере международного бизнеса, который в итоге выразился принятием соответствующего этического кодекса бизнеса в 1993 году.

Как отмечалось в этом кодексе, "бизнес является частью социального порядка. Его основная цель - эффективное удовлетворение человеческих и материальных потребностей путем производства и распределения товаров и услуг". Управляющие, советы директоров компаний и фирм, акционеры получили конкретные советы, а для мусульман это и указания, как вести дела в соответствии с религиозной верой. В системе ценностей делового мира особо выделяется честность и ответственность, отмечается, что процесс производства должен быть направлен на достижение благосостояния общества. В тоже время исследование влияние исламского мировоззрения на предпринимательство и деловую культуру в настоящее время не содержит надлежащего систематического анализа[1,5].

Для достижения высокой результативности практически в любом виде предпринимательской деятельности предпринимателю необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения бизнеса, законодательстве той страны, в которой он осуществляет свою деятельность, о принципах делового общения. Несмотря на пересечение права и морали право нельзя рассматривать как отражение моральных стандартов общества.

Принято разделять, что моральные ценности в отличии от правовых актов, которые наказывают за крупные нарушения преступления, регулируют межличностные отношения между представителями разных компаний, а также создают систему правил норм и принципов поведения в отдельном коллективе, способствующих росту эффективности его функционирования. Культура делового общения способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами.

Исламская концепция бизнеса

Для более полного представления движущих сил исламского стиля управления бизнесом рассмотрим исламскую концепцию бизнеса.

Прежде всего, нужно отметить, что эта концепция основывается на этике. В арабском языке понятие этики выражено как ахлак, что в переводе означает "мотивация поведение". Понятие мотивации, как известно, включает в себя внутреннее намерение, волю и решимость, а поведение представляет собой образ жизни и действия человека. Очевидно, что мотивация лежит в основе поведения. Именно поэтому о мусульманское вероучение направлено на развитие побудительных мотивов к благочестивым действиям и праведному образу жизни.

Исламские этические принципы определяют индивидуальный выбор человека, основанный не только на максимизации личной выгоды, но и выгоды для благосостояния общества. Исламская экономическая система поддерживает частную собственность и рыночную конкуренцию, но одновременно строго следит за справедливым распределением благ. Изначально все богатства принадлежат Аллаху, который предал их во временное эффективное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно и рационально относиться к природным ресурсам, сохраняя природу для будущих поколений.

Мусульманские теоретики, доказывая нежелательность и пагубность такой категории как ссудный процент в денежно-кредитной системе, приводят следующие аргументы:

§        нарушение принципа справедливости. Заемщик должен выплачивать заранее оговоренный процент по кредиту даже в случае убытков;

§        рост потребительских, государственных и международных долгов;

§        нарушение баланса в системе распределения доходов и благ;

§        концентрация экономической власти в руках ограниченной категории лиц;

§        увеличение темпов инфляции.

Исламская концепция предполагает принципы всеобщего равенства, которые отражаются во многих положениях Корана и заключаются в равенстве:

  • мусульман перед друг другом;
  • всех перед законом и правосудием;
  • мужчины и женщины перед Богом;
  • социальной ответственности.

Если христианская этика требует забыть себя ради Бога, то исламская мораль наоборот призывает заботиться о себе, и своих ближних , об обществе, о Боге.

Два основных постулата концепции это риба (запрет ссудного процента) и закят (долг и обязанность выплачивать часть дохода в пользу малоимущих).

Ислам поощряет человека приумножать свое материальное достояние, используя при его во благо общества извлекая прибыль. Будучи собственником, человек, заинтересован в увеличении своего достатка, а это в свою очередь, является фактором производства.

Однако возрастание капитала допустимо в пределах, не нарушающих социальную стабильность, в формах, не подрывающих нравственность. Если обогащаются немногие, а бедность и нищета становится уделом большинства населения, то это разлагает все общество, возбуждая зависть, недоверие, иные порочные чувства и помыслы. Поэтому этика деловой культуры мусульман не допускает того безудержного предпринимательства в погоне за наживой, которое попирает интересы общества и мораль.

В контексте теории фирмы в рамках исламской экономики главной целью человека является достижения материальных и духовных благ. Исламский производитель, также как и исламский потребитель, стремиться увеличить блага этого мира таким образом, чтобы приобрести блага вечной жизни. Поэтому их экономическая активность определяется нормами религиозной морали. В основе теории фирмы и производства лежат следующие этические правила:

  • максимизация социальной полезности общечеловеческих интересов(маслаха).
  • цели производства фирмы и виды деятельности должны соотноситься с шариатом(например легкая промышленность не должна выпускать вещи, которые не соответствует критерию скромности и сдержанности, с/х - заниматься свиноводством и т.д. );
  • справедливая форма распределения дохода с акцентом на особый налог - закят и благотворительность;
  • двойной контроль в управлении: божественный - на основе внутренней веры, внешний - со стороны уполномоченных органов;
  • запрещение нанесение вреда или ущерба другим, минимизация общественных потерь;

Основные характеристики исламской фирмы:

  • фирма в своей деятельности ограничена этическими правилами шариата и ставит своей целью удовлетворение основных потребностей общества за счет минимизации затрат и установления приемлемых цен;
  • фирма получает прибыль в открытой конкурентной борьбе, без использования мошенничества и обмана;
  • фирма рассчитывает в работать в условиях, при которых общий доход равен общим издержкам. Однако некоторые экономисты также считают справедливым подход, когда оптимальное производство устанавливается при условии равенства предельных издержек и предельного дохода;
  • работодатель может устанавливать более высокую заработную плату по сравнению с уровнем на рынке труда, если считает, что так будет справедливо;
  • фирма несет социальную ответственность;
  • основными принципами бизнеса являются: мушарака, мудараба, бей-салям, истисна и другие виды свободные от ограничений рыбы, гарара, и мейсира.
  • права и обязанности рыночных агентов устанавливаются заранее и фиксируются в договоре.

Виды партнерства в исламском бизнесе

В исламском бизнесе существуют четыре разновидности партнерства: инан, муфавада, вуджух и амаль.

Инан - это сотрудничество и в предпринимательском деле, и в его финансировании, при разделе дохода сообразно участию и в том и другом, а убытков - в зависимости от доли участия в капитале. По форме организации инан - это общество с ограниченной ответственностью. Оно включает в себя лиц, которые вложили в общее дело разный по сумме капитал и несут различную ответственность. Соответственно, различна и получаемая ими прибыль, размер которой заранее оговариваются в договоре. Партнеры не должны превышать заранее оговоренные полномочия, если о таком превышении не была достигнута новая договоренность.

Муфавада - долгосрочное соглашение между торговыми домами относительно обоюдной коммерции и взаимной торговли, поддержки, а также страхования. Муфавада по форме представляет собой общество с неограниченной ответственностью, предусматривающего страхование предпринимательского риска и оказание посреднических услуг. Члены этого товарищества имеют равные доли в капитале. Согласно договоренности, получаемая в рамках муфавады прибыль делиться поровну между всеми партнерами.

Вуджух - соглашение о предоставлении кредита. Партнеры получают беспроцентный кредит и осуществляют совместную деятельность. Прибыль заранее оговаривается, а убытки несет каждый участник проекта на сумму используемой доли кредита.

Амаль - партнерство, основанное на совместном труде (как физическом так и интелектуальном) участников без привлечения капитала, когда двое или более производителей выбирают какой либо род деятельности и собственными силами осуществляют работу. Амаль исключает объединение денежных средств партнеров, предполагая кооперацию личных усилий; прибыли делятся на основе договоренности о вкладе каждого в общее дело.

Ограничения в исламском бизнесе

В исламском бизнесе существует ряд ограничений. К запрещенным видам деловой активности относятся:

  • ростовщичество;
  • неопределенные сделки с повышенным риском;
  • виды деятельности несовместимые с моралью ислама (игорный бизнес, лотереи, спекуляция ценными бумагами);
  • традиционное коммерческое страхование;
  • производство и торговля запрещенными товарами;
  • установление монополии, а также сговор с целью установления цен на монопольный товар;
  • нерациональное использование природных ресурсов или препятствование к их восстановлению.

В отдельную категорию можно выделить те виды деятельности являющиеся противозаконными везде:

  • коррупция;
  • коммерческий шпионаж, дезинформация, обман, разглашение секретов и тайн;
  • мошенничество, выпуск фальшивых денег.

Особенности различных моделей экономического поведения

Для более адекватного восприятия исламской концепции поведения проведем сравнения ее с различными моделями в Украине, России, США и Японии.

Обратившись к таблице №1 можно отметить, все модели имеют исторические корни, региональные причины социально-экономического поведения и в некоторой мере определяются текущим позиционирование и будущими ожиданиями.

Украинская и Российская модель при том, что экономики этих стран связывают множество различных партнерств имеют характерные отличия. Исламская модель очень близка в некоторых аспектах русской, украинской именно желаниями и устремлениями, но не всегда это удается воплотить на практике. Англо-саксонская и японская модели несмотря на ряд отличий на современном этапе имеют ярко выраженную тенденцию к взаимопроникновению.

Особенности различных моделей экономического поведения

Украинская модель

Российская модель

Исламская модель

Англо-саксонская модель

Японская модель

1.Украина привержена неформальным подходам принятия решений, построения отношений, своими действиями предвосхищая ожидания партнеров. Современный подъем духовности повлиял на повышение социальной ответственности власти и олигархов. 2.Развитие протестантских церквей используют в своих доктринах не формальный подход. 3.Многовекторность это склонность миссионерству и космополитизму проявляется в дружеских отношениях с востоком и западом 4.Инициатива следует за реальной мотивацией людей. 5.Хозяйский подход даже в лизинговых отношениях заслуживает доверия.

1. В социально- экономическом плане РФ выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономике ближе к восточному типу. Огромная склонность го-ва к патернализму и общественным формам присвоения (б.п образование, медицина). 2.Церковь благословляет мирскую жизнь, но не формализуют ее, жесткая норма отсутствует. 3.Экономическая свобода является второстепенной по отношению к задачам спасения. 4.Слабость личной инициативы при довольно сильных коллективных настроениях. 5.Исторический ход развития привел к неразвитости частной собственности, преобладанию финансового капитала над промышленным.

1. Особо подчеркивается преимущество этических ценностей перед материальными, экономическими благами, греховности стяжательства. Основной акцент на справедливом перераспре- делении материальных благ между всеми членами общества. 2.Запрет на ссудный процент в финансово- кредитной сфере. 3. Прямое долевое участие в работе фирмы

Традиции протестантского капитализма. Активно ориентировано на прибыль финансовое мышление: выраженный индивидуализм, запрет на растрату времени, обязанность интенсивного труда, опора на средний класс, сбережение и приумножение средств как жизненная обязанность. 2.Ивестора отличает более отчетливая приверженность к риску, большой индивидуализм, подконтрольность не государству а крупным компаниям. 3.Человек обязан прикладывать все усилия выполнять свою работу, к зарабатыванию денег, в этом выражается его добродетель и умение в выполнении призвания

Стремление к иерархичности к верности боссу, система пожизненного найма, меньшая приверженность к риску. Готовность быть опекаемым. Предпочтение руководством интересов персонала интереса акционеров Коллективизм , сбережение, честность и практицизм

В заключении, хотелось бы отметить, что базовыми принципами исламской концепции управления бизнесом является:

§        свобода предпринимательской деятельности и заключения договоров;

§        справедливость;

§        законность;

§        этичное поведение управляющих и управляемых;

§        благотворительность и милосердие.

При этом, подчеркивается, что этичные деловые культуры других стилей управления также изучаются, уважаются, принимаются и отдельные элементы, которые не противоречат шариату используются.


                    

























Заключение:


Американский опыт управления бизнесом это неиссякаемый источник новых идей,

технологий, инновационного творчества. Он нуждается в изучении и практическом

применении - апробации и адаптации к местным условиям. Естественно в Америке

есть и негативный опыт, связанный как с последними корпоративными скандалами,

так и продолжающейся рецессией. Вот как характеризует современные США

иностранный член Национальной академии наук Украины, член Римского клуба,

профессор Богдан Гаврилишин: "Соединенные Штаты Америки стали сверхдержавой

потому, что, во-первых, владеют самым большим военным потенциалом - ядерным

оружием и системой наведения его на остальной мир. Во-вторых, до последних двух

лет им удалось удерживать свою экономику самой здоровой. В третьих, американцы (пусть иллюзорно) убеждены в том, что знают всю правду, что их экономическая система - уникальна и умна, а политическая, социальная, юридическая и судовая система -

образцы для других. При этом политическая элита не видит противоречие в том, что

почти 50 миллионов американцев, согласно американской статистике, живет за межой

прожиточного минимума. В соединенных штатах бытует коллективное убеждение, что

их государство должно быть моделью для всех других".

В заключении, можно отметить, что феномен американского опыта управления

бизнесом будет интересен и полезен для изучения предпринимателям, ведущим

международный бизнес, с учетом понимания психологии позиционирования, разработки

конкурентоспособной стратегии, корпоративной культуры американской модели

менеджмента, с возможным сравнением ее эффективности с другими национальными

моделями менеджмента.

Япония маленькая страна с высокой плотностью населения с ограниченными ресурсами, частыми природными катаклизмами. Поэтому у японцев острое чувство необходимости национального единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности.

Японцы работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений осуществляется в Японии путем группового консенсуса.

Можно сказать, что Япония - страна парадоксов. Здесь отвергают личность как отдельного индивидуума, но проявляют уважение к мнению каждого.

В своей книге "Искусство японского управления" А. Атос и Р. Паскаль отмечают: "Японцы рассматривают каждого человека как имеющего экономические, социальные, психологические и духовные потребности, так же, как это делают американские руководители, когда специально задумываются над этим. Но японские руководители полагают, что их задачей является уделять как можно больше внимания именно человеческой личности, не столь сосредотачиваясь на других институтах (таких, как правительство, семья или религия)". При этом семья для японцев - форма существования. При достаточно жесткой вертикальной иерархии, нет "обожествления" руководителя - он "досягаем". Японцы проявляют уважение не к месту, которое занимает тот или иной человек, а к тому, что конкретное он сделал в жизни, к его опыту.

Японец дисциплинирован, мыслит интересами группы и способен на экстраординарные усилия для достижения блага. Японцы - целеустремленные люди. Они хотят совершенствовать себя до бесконечности. Они готовы упорно работать ради этой цели. Это стремление к совершенству очень помогло японскому менеджменту в интеграции европейского опыта в традиционную японскую культуру.

"Японский менеджмент изучил и вобрал в себя современные принципы и методы с энергией, граничащей с жадностью", - сказал Сусума Такамия, декан экономического факультета Токийского Университета - "Он успешно взялся за четыре основные проблемы - технологическую инновацию, индустриализацию, демократизацию и интернационализацию. Все это не повредило таким культурным ценностям, как групповое сознание и уважение старших"

Японский менеджмент взывает к естественным инстинктам работников для развития их творчества, мастерства и сознательности. Учебная программа - это стимулирование сотрудничества в работе. Она мобилизует знание и опыт всей группы. Она еще больше сплачивает ее, развивает дух сотрудничества. Желание избежать работы с оправданием "что это не моя работа", пропадает, вместо этого возникает инициатива и готовность нести дополнительную ответственность.

В заключении, хотелось бы отметить, что понимание феномена японского менеджмента возможно поможет русским, украинским консультантам, экономистам, бизнесменам разобраться в проблемах экономики нашей страны, позволит выработать гибкую стратегию развития, научит принимать оптимальные решения на пути совершенствования.






Анализируя особенности национального менеджмента, мозг рождает такую

картинку:

 

"Теряем клиентов ...", сказал с грустью капитан "Титаника", задумчиво

глядя в след уплывающим шлюпкам.

 




























 

 

Литература.

 

 

1.     Нурулина Г. "Исламская Этика Бизнеса", Издательский дом "Умма", 2004год,стр.5

2.     #"#">#"#">http://www.expert.ru/world_business/2005/11/44ex-drucker/

7.      Библиотека Геннадия Верникова

http://www.vernikov.ru/material196.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московский Институт

 Международных Экономических Отношений

 

 

 

 

 

Реферат

 

по менеджменту

 

 

на тему «Опыт зарубежных стран в области менеджмента».

 

 


















                                              Сделала: Белюженко Н.В.

  Проверил: Миронов Г.Н.





                                                2006г.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ