Организация, цели и функции центральных банков развитых стран и Банка России
В
системе государственных учреждений ФРГ Немецкий Федеральный банк занимает
особое место. Закон обеспечивает ему независимость от федерального
правительства в сфере осуществления своих правомочий. Вместе с тем на НФБ
возложена обязанность поддерживать общую экономическую политику правительства.
Для обеспечения сотрудничества федерального правительства и НФБ законом
установлено, что правительство приглашает на свои заседания президента НФБ,
если предметом рассмотрения являются вопросы денежного обращения, кредита и
иные финансовые проблемы. С другой стороны, любой член федерального
правительства вправе принимать участие в заседаниях Центрального совета банка.
Но такому участнику не предоставлено право решающего голоса, хотя он может
выступать со своими соображениями по рассматриваемому вопросу и вносить
предложения.
Для
современной организации Банк де Франс характерна централизация всей
административной власти в руках управляющего. Он и оба его заместителя
назначаются декретом Совета Министров. Управляющий приносит присягу Президенту
республики. По мере необходимости, но не реже одного раза в год, управляющий
представляет президенту отчет об операциях Банка де Франс. Управляющий
представляет банк во внешних отношениях и пользуется исключительным правом
подписания договоров и соглашений от имени Банк де Франс. Управляющий
председательствует в Генеральном совете банка и определяет его повестку дня. В
Генеральный совет, кроме управляющего и его заместителей, входят 10 советников,
обязательно имеющих французское гражданство, а также финансовый инспектор и его
заместитель, назначаемые министром экономики, финансов и бюджета. 9 советников
назначаются декретом Совета Министров, а один ¾ избирается служащими
банка на основе тайного голосования.
В
компетенцию Генерального совета входит: рассмотрение общих вопросов управления
банка, принятие бюджета и внесение в него изменений, утверждение балансового
бухгалтерского отчета и другие функции.
Решение
Генерального совета считается принятым, если за него проголосовали не менее 7
членов. Оно окончательно вступает в силу, если финансовый инспектор не приносит
свои возражения. В противном случае управляющий вновь ставит вопрос на
обсуждение. Ни одно решение Генерального совета не подлежит исполнению, если
оно не скреплено подписью управляющего.
Изложенные
выше процедура назначения, порядок деятельности и подотчетность основных
органов Центрального банка свидетельствуют об определенной зависимости Банк де
Франс от исполнительной власти.
Высшим
органом Банка России является Совет директоров ¾ коллегиальный орган,
определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий
руководство и управление Банком России.
В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета
директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке
России. Председатель Банка России назначается на должность Государственной
Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа
депутатов. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка
России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три
месяца до истечения полномочий Председателя Банка России. Если отклонена
предложенная на должность Председателя Банка России кандидатура,
Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру.
Одна кандидатура не может вноситься более двух раз. Одно и то же лицо не может
занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.
Члены
Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года
Государственной Думой по представлению Председателя Банка России,
согласованному с Президентом Российской Федерации.
Решения
Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих
членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии
Председателя Банка России или лица, его замещающего. Совет директоров
заседает не реже одного раза в месяц.
Совет
директоров выполняет следующие функции:
1)
во взаимодействии с Правительством Российской
Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений
единой государственной денежно-кредитной политики;
2)
утверждает годовой отчет Банка России и
представляет его Государственной Думе;
3)
рассматривает и утверждает смету расходов Банка
России на очередной год не позднее 31 декабря предшествующего года, а также
произведенные расходы, не предусмотренные в смете;
4)
определяет структуру Банка России;
5)
устанавливает формы и размеры оплаты труда
Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя
Банка России и других служащих Банка России;
6)
принимает решения:
¾ о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;
¾ об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций в
соответствии со статьей 61 настоящего Федерального закона;
¾ о величине резервных требований;
¾ об изменении процентных ставок Банка России;
¾ об определении лимитов операций на открытом рынке;
¾ об участии в международных организациях;
¾ об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка
России, его учреждений, организаций и служащих;
¾ о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка
России, его учреждений, организаций и служащих;
¾ о применении прямых количественных ограничений;
¾ о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме
выпуска наличных денег;
¾ о порядке формирования резервов кредитными организациями;
7)
вносит в Государственную Думу предложения об
изменении уставного
8)
капитала Банка России;
9)
утверждает порядок работы Совета директоров;
10) назначает главного аудитора Банка России;
11) утверждает внутреннюю структуру Банка России, положения о
подразделениях Банка России, учреждениях Банка России, уставы организаций
Банка России, порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и
организаций Банка России;
12) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую
систему Российской Федерации и д.р.
Сам
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной
структурой управления (см. приложение 3).
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные
учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые
учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации,
в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации,
необходимые для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки
республик являются территориальными учреждениями Банка России.
Территориальные
учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и не имеют права
принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и
поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета
директоров.
Условия
найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, система
дисциплинарных взысканий служащих Банка России определяются Советом директоров
в соответствии с федеральными законами. Совет директоров, кроме того, создает
пенсионный фонд для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка
России, а также организует страхование жизни и медицинское страхование
служащих.
Подводя
итог рассмотренному, отметим, что в целом структура Банка России наиболее
напоминает структуру банка Великобритании, однако в процессе назначения высших
управляющих имеются значительные различия: в Англии управляющий назначается на
должность правительством, а в России он утверждается ГД по представлению
Президента Российской Федерации. Данные различия обусловлены декларацией
принципа разделения властей, провозглашенного Конституцией Российской
Федерации, в соответствии с которым ветви власти в России разделяются на
исполнительную (Правительство РФ), законодательную (Федеральное Собрание) и
судебную (Конституционный суд РФ), а президент не является главой
исполнительной власти, а представляет собой гаранта законности, прав и свобод человека.
Поэтому именно с целью не дать возможность какой либо ветви получить полный
контроль над таким важнейшим институтом как ЦБ и был принят данный принцип
утверждения на руководящие посты, когда в назначении Председателя Банка России
участвуют по крайней мере два высших института власти.
В
дальнейшем данный принцип прослеживается и через всю организацию ЦБ, где
основные полномочия даны именно коллегиальному органу. В этом основное
отличие структуры Банка России от банка Франции, в котором основные полномочия
сосредоточены в руках управляющего, обладающего единоличной властью.
III. Контрольные и надзорные функции
Центрального банка
В
специальной литературе обычно выделяют следующие цели банковского надзора:
1)
защита мелких вкладчиков от плохого управления и
мошенничества;
2)
защита клиентов банка от «системного риска»[2], защита страхового фонда или
собственных фондов правительства от потерь в тех странах, которые имеют
национальные системы страхования депозитов или осуществляют другие меры по
защите банковских вкладчиков;
3)
обеспечение доверия вкладчиков и населения к
финансово-кредитной системе в целом и к кредитным институтам в отдельности.
В
некоторых странах осуществление банковского надзора возложено на центральные
банки (например, Великобритания, Италия, Россия); в других принята смешанная
система, при которой Центральный банк выполняет обязанности по надзору
совместно с другими государственными органами (например, США, ФРГ). Организация
банковского надзора закреплена соответствующими законами, и надзору придан
статус публично-правовой деятельности. Ряд аналитиков считает, что последнее
предпочтительнее закрепления функций по надзору за центральным банком, полагая,
что тем самым обеспечивается более высокий уровень независимости надзорного
органа. В этом случае объединение усилий Центрального банка и другого
государственного органа делает возможным, с одной стороны, использование в
контрольной работе высокой квалификации банковских работников и, с другой,
придает деятельности по надзору государственно-властный характер. Контрольная
деятельность Центрального банка требует развитой системы статистики, которая
обеспечивает надлежащий учет и аналитическую оценку работы самого банка и
контролируемых им других банковских учреждений.
В
соответствии с Законом 1987 г. Банк Англии учреждает комитет, носящий
название Совета по надзору за банковскими учреждениями. Совет объединяет трех
членов ex officio (управляющего, его заместителя и исполнительного директора
Банка Англии, отвечающего за осуществление надзора за учреждениями, которым
разрешен прием вкладов) и шесть независимых членов, назначаемых совместно
канцлером казначейства и управляющим Банком Англии на пять лет. После
консультаций с Банком Англии казначейство может издать приказ об изменении в ту
или другую сторону числа членов Совета. При этом, однако, в Совете должно
сохраняться большинство независимых членов. Отчеты о деятельности Совета
составляются им ежегодно.
С
1961 г. Банк Англии публикует ежеквартальный бюллетень, содержащий
статистические данные о банковских учреждениях.
В
силу Закона о банковской деятельности 1979 г. управляющий, его заместитель и
еще три лица (назначаемые управляющим и заместителем из числа должностных лиц
или служащих Банка Англии) образуют Совет по охране банковских вкладов. Совет
должен осуществлять управление фондом охраны банковских вкладов, образуемым на
случай острой нуждаемости учреждений, которым разрешен прием вкладов, в
денежных средствах при несостоятельности. Фонд образуется за счет вкладов,
вносимых этими учреждениями на счета Банка Англии, который по возможности
инвестирует эти средства и передает полученную прибыль фонду. Первоначальный
вклад должен составлять не менее 20 тыс. ф. ст., но при этом не превышать 300
тыс. ф. ст.
В
целях исполнения обязанностей по надзору за банковскими учреждениями Банк
Англии правомочен давать им указания в связи с получением разрешения на прием
вкладов. В этих указаниях могут содержаться требования о принятии определенных
мер или, напротив, о воздержании от действий, об ограничении объема
деятельности (объема принимаемых вкладов, суммы кредитований и т. п.), о
запрещении заключать сделки определенного рода, об отзыве директора, контролера
или управляющего соответствующего учреждения. Указания составляются в
письменной форме и должны быть мотивированы. Действие их прекращается по
истечении 28 дней с момента отправления.
Специфической
чертой взаимоотношений Банк Англии с другими банками является то, что эти
отношения в большей степени опираются на «джентльменские соглашения», а не на
законодательные предписания, и свои указания Банк Англии направляет банкам в
виде так называемых просьб, которые тем не менее неукоснительно
удовлетворяются.
С
1 октября 1987 г. Банк Англии публикует данные о том, каких критериев он
придерживается при даче, отзыве или ограничении действия разрешения на прием
вкладов.
Законом
от 29 июля 1988 г. о дисциплине и контроле за деятельностью кредитных
учреждений установлены широкие полномочия Банка Испании в указанной
сфере.
К
компетенции Банка Испании закон относит применение санкций к кредитным
учреждениям за незначительные серьезные правонарушения, а применение санкций за
более серьезные правонарушения осуществляется Министерством экономики и
финансов по согласованию с Банком Испании. Банк Испании вправе налагать в основном
штрафные санкции – в размере от 1 млн. до 10 млн. песет. В отдельных случаях в
виде санкции может быть аннулировано разрешение на осуществление кредитной
деятельности, может быть сделан выговор в частном или публичном порядке,
приостановление деятельности кредитного учреждения и т.д. Для осуществления
санкции Банк Испании выносит соответствующую резолюцию.
Кроме
того, если в результате проверки деятельности кредитного учреждения принимается
решение о его ликвидации, Министерство экономики и финансов должно утвердить
результаты такой проверки и обоснованность выводов инспектирующих органов.
Интересно,
что по поручению Министерства экономики и финансов Банк Испании разрабатывает и
изменяет формы бухгалтерского учета, а также формы для составления балансов и
счетов кредитных учреждений.
Банк
Испании осуществляет также контроль за распределением долей участия в капитале
банковских учреждений. Например, предусмотрено, что приобретение доли участия в
банковском капитале, равной или превышающей 15% от уставного капитала,
физическим или юридическим лицом, возможно лишь с разрешения Банка Испании.
Контрольная
функция центральных банков реализуется также и через предоставленное им право
выдачи различных разрешений в области организации и осуществления банковской
деятельности.
Банк Италии дает прочим кредитным учреждениям
разрешение на открытие филиалов и агентств в Италии и за ее пределами. Кроме
того, Банк Италии устанавливает минимальный размер капитала или дотационного
фонда, при наличии которых возможно создание новых кредитных учреждений.
При
Банке Италии ведется специальная книга, в которой регистрируются все кредитные
учреждения. О каждом кредитном учреждении должны быть приведены следующие
сведения:
1) наименование;
2) правовая форма, дата, когда учреждение было создано;
3) величина капитала или дотационного фонда и резервов на
4) основании данных последнего баланса;
5) местонахождение центральных органов и филиалов.
Кредитные
учреждения обязаны периодически предоставлять Банку Италии сведения о балансе в
установленные Банком Италии сроки и на определенных им условиях.
Банк
Италии уполномочен проводить периодические проверки деятельности кредитных
учреждений, проверки проводят чиновники, наделенные правом требовать
предоставления любых документов, необходимых для проведения ревизий.
Для
системы банков Федерального резерва США важную роль играет служба
инспекций. Она производит контроль федеральных резервных банков. В нее
регулярно поступают сведения об инспекционных операциях аудиторских служб самих
банков Федерального резерва, имеющих право проводить инспекции в отношении всех
своих членов и подконтрольных этим членам банков, кроме национальных. Доклады
представляются Совету управляющих с предложениями по совершенствованию работы
СФР в свете изученных ею фактов. Служба оказывает содействие Совету управляющих
в вопросах членства в СФР, полномочий доверительных собственников, создания
зарубежных банковских и финансовых корпораций, открытия банков-филиалов,
компаний.
В
Германии же функции надзора и контроля реализованы иначе. По Закону о
кредитном деле от 11 июля 1985 г. кредитными учреждениям являются предприятия,
которые занимаются банковским делом, если объем совершаемых сделок требует
предпринимательской деятельности. Немецкий Федеральный банк названным законом
не отнесен к кредитным учреждениям. НФБ является своеобразным учреждением,
сочетающим в себе черты властного органа и органа, выполняющего специфические
задачи Центрального банка страны. НФБ обладает реальной возможностью через
высшие органы государственного управления оказывать регулирующее воздействие на
сферу банковской деятельности.
Кроме
того, имеется Федеральное ведомство по надзору за кредитными учреждениями,
которое является самостоятельным высшим органом федерации. Федеральное
ведомство по надзору (ФВН) осуществляет надзор за кредитными учреждениями в
соответствии с правилами Закона о кредитном деле. При этом ФВН и НФБ обязаны
взаимно информировать друг друга о своих соображениях и намерениях, которые
могли бы иметь значение для выполнения обоюдных задач. В Центральном совете
банка участвует представитель ФВН, в случае отсутствия которого в заседании
Совета банка участвует Президент ФВН, не имеющий права голоса, но пользующийся
правом выступать с заявлениями.
ФВН
при выполнении своих задач может пользоваться услугами других лиц и учреждений.
Федеральный
министр финансов может своим распоряжением определить вид, объем и время
проверки кредитных учреждений, занимающихся фондовыми операциями и операциями
по вкладам. Он издает такое распоряжение в случаях, когда это необходимо для
выполнения задач федерального ведомства по надзору за кредитными учреждениями,
в частности для предотвращения возможных злоупотреблений. Контролер вкладов
назначается ФВН, которое может в отдельных случаях продлить право назначения
контролера НФБ.
ФВН
должно противодействовать нарушениям в кредитном деле, которые угрожают
безопасности ему представленных ценностей, доверенных кредитным учреждениям,
затрагивают нормальное ведение банковских операций или могут причинить
существенный вред экономике.
В
соответствии с Законом от 3 января 1973 года Банк де Франс осуществляет
контроль за банковскими операциями с заграницей. Детальную регламентацию этот
контроль получил в декрете № 89-938 от 29 декабря 1989 года. Физические и
юридические лица, в чьих интересах выполняются банковские операции, а также
сами кредитные учреждения должны ежемесячно представлять декларации о
проводимых операциях (в частности, об оплате счетов, зачете обязательных
требований и долгов, валютном обмене) на основе прямых связей с заграницей.
Предприятия
и промышленные объединения, у которых размер расчетных операций с иностранными
партнерами превышает за финансовый год размер, установленный постановлением
министра экономики, финансов и бюджета, должны немедленно поставить в известность
об этом Банк де Франс и направить отчет о проведенных операциях.
Физические
и юридические лица, пользующиеся обычным режимом местопребывания во Франции и
имеющие ссуды из иностранных банков, обязаны ежемесячно представлять информацию
в Центральный банк о ходе их погашения.
Главная
цель банковского регулирования и надзора ¾ поддержание
стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банк России осуществляет постоянный надзор за
соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных
актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов. Банк
России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения
банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и
представления бухгалтерской и статистической отчетности.
Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем,
установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у
кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать
разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную
статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской
Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.
Банк
России также регистрирует кредитные организации в Книге государственной
регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на
осуществление банковских операций и отзывает их.
Интересно,
что Банк России вправе в соответствии с федеральными законами предъявлять
квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также
к главному бухгалтеру кредитной организации.
Приобретение
более 5 процентов долей (акций) кредитной организации требует уведомления Банка
России, а более 20 процентов ¾ предварительного согласия Банка России.
В
целях обеспечения устойчивости кредитных организаций ЦБ может устанавливать им
обязательные нормативы:
1)
минимальный размер уставного капитала для вновь
создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств
(капитала) для действующих кредитных организаций;
2)
предельный размер неденежной части уставного
капитала;
3)
максимальный размер риска на одного заемщика или
группу связанных заемщиков;
4)
максимальный размер крупных кредитных рисков (не
может превышать 25% собственных средств кредитной организации);
5)
максимальный размер риска на одного кредитора
(вкладчика);
6)
нормативы ликвидности кредитной организации;
7)
нормативы достаточности капитала (предельное
соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее
активов, взвешенных по уровню риска);
8)
максимальный размер привлеченных денежных вкладов
(депозитов) населения;
9)
размеры валютного, процентного и иных рисков;
10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;
11) нормативы использования собственных средств банков для приобретения
долей (акций) других юридических лиц;
12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств,
предоставленных банком своим участникам (акционерам). Не может превышать 20%
собственных средств банка.
При
этом Банк России устанавливает методики определения собственных средств,
активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с
учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими
ассоциациями и союзами.
Кроме
того, для поддержания стабильности банковской системы Банк России проводит
проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для
исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и
применяет при необходимости санкции[3]
по отношению к нарушителям.
Проверки
могут осуществляться уполномоченными Советом директоров представителями
Банка России или по его поручению ¾ аудиторскими фирмами.
Таким
образом, Банк России имеет аналогичный, а во некоторых случаях даже более
широкий, чем в ряде развитых стран, набор инструментов для контролирования
банковской сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно
или через специально созданный орган. Выделим, что ЦБ РФ уполномочен применять
весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии в отличие от ЦБ Испании, который
осуществляет санкции лишь за незначительные правонарушения, а применение
санкций за более серьезные нарушения относится к компетенции Министерства
экономики и финансов Испании. Но одних санкций недостаточно, важна
своевременная организация контроля за деятельностью кредитного учреждения. В
этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм,
так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в
то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с
особенностями российского банковского законодательства.
IV. Основные функции Центрального банка
В
экономической литературе в течение многих лет функции центрального банка
формулируются почти неизменно:
·
монополия денежной эмиссии;
·
функции банка правительства (в частности,
исполнение бюджета и управление государственным долгом);
·
банка банков (расчетный центр, кредитор последней
инстанции);
·
проводник официальной денежно-кредитной и валютной
политики;
·
орган надзора за банками и финансовыми рынками.
Однако
отмечается снижение значения функций эмиссионной монополии и расчетного центра
в связи с модификацией денежного обращения и внедрения электронных расчетных
систем.
Монополия
эмиссии денежных знаков принадлежит центральным банкам часто только в отношении
банкнот. Чеканка монет и эмиссия казначейских билетов осуществляются
казначейством. Какого-либо строгого планирования эмиссии банкнот в странах
Запада не существует. Банк Англии, например, при эмиссии преследует цель
сокращения расходов на изготовление банкнот путем выпуска в обращение
подержанных денег.
Банк Англии обладает монопольным правом на
выпуск банкнот на территории Англии и Уэльса (они могут быть введены в
обращение также на территории Шотландии и Северной Ирландии). Наряду с ним
банкноты разрешено выпускать также трем крупнейшим коммерческим банкам Шотландии,
а также Северной Ирландии. Однако принадлежащее последним право эмиссии в
значительной степени ограничено, поскольку банкноты могут ими выпускаться
только под стопроцентное обеспечение вкладами в Банке Англии или его
банкнотами.
Банк
Англии выпускает банкноты такого достоинства, как это утверждено казначейством.
Эти банкноты освобождаются от гербового сбора.
Выпуск
банкнот, не обеспеченных золотом, разрешен Банку Англии в определенных пределах[4].
Банк
Англии периодически публикует сообщения об объеме эмитированных банкнот, а
также о количестве золотых и серебряных слитков и иного обеспечения,
хранящегося в Эмиссионном департаменте. Эти активы не реже одного раза в год
оцениваются казначейством совместно с Банком Англии по рыночным ценам. В том
случае, когда оценочная стоимость не покрывает объема выпуска, казначейство
должно потребовать от Эмиссионного департамента выплатить разницу.
Выпущенные
Эмиссионным департаментом банкноты поступают в Банковский департамент, откуда и
передаются клиентам по мере надобности.
Золотой
запас Банка Англии находится в распоряжении Уравнительного валютного фонда,
который был создан в 1932 г. при казначействе для регулирования курса фунта
стерлингов. От имени казначейства Банк Англии осуществляет управление
официальными золотовалютными запасами страны. Банк Англии является
уполномоченным маклером по операциям с золотом.
Банк
Англии также продает и покупает иностранную валюту для осуществления внешних
коммерческих операций, а также в целях поддержания курса фунта стерлингов по
отношению к другим валютам.
Формы
воздействия Банка Англии на кредитную систему страны весьма разнообразны и
включают в себя как прямое, так и косвенное воздействие на нее.
Банк
Англии устанавливает пропорции между отдельными статьями и общей суммой баланса
коммерческих банков; он может потребовать от любого банка соблюдения
определенных пропорций между собственными средствами и привлеченными
депозитами.
В
учетной сфере (установление минимальных обязательных резервов) Банк Англии дает
только рекомендательные указания.
Банк
Англии участвует в операциях на открытом рынке, продавая и покупая
краткосрочные правительственные бумаги с целью воздействия в ту или иную
сторону на ликвидность денежного рынка, процентные ставки и денежную массу.
Банк
Англии устанавливает количественные ограничения объема предоставляемых
кредитов, вводя ограничения отдельных категорий ссуд.
Банк
Англии требует от коммерческих банков депонировать в нем часть привлеченных
средств, что также является регулятором ликвидности денежного рынка и объема
предоставляемых кредитов.
Также
Банк Англии имеет два способа кредитования государства:
1)
выпуск государственных займов (долгосрочных
обязательств) и казначейских векселей (краткосрочных государственных
обязательств);
2)
эмиссия банкнот.
Мероприятия
кредитной политики в Великобритании включают как общие меры по регулированию
объема и доступности кредита, так и специальные меры, направленные на
конкретные виды кредита (селективный контроль).
В
числе первой группы мер особо выделяются меры по косвенному регулированию
Банком Англии банковских ссуд частным лицам. Это происходит за счет
регулирования им рыночной нормы ссудного процента путем повышения или понижения
ставки переучета векселей, продажи или покупки государственных обязательств и
т.д. Интересно, что, Банк Англии никогда не прибегал к прямым ограничениям
банковских кредитов, применяя косвенное ограничение в виде повышения процентной
ставки, но не отказывая в предоставлении банкам кредитов.
Такой
подход способствует укреплению монополий и вытеснению мелких предпринимателей.
Международные
платежи осуществляются Банком Англии с использованием официальных резервов
золота, иностранных валют, ЭКЮ и д.р. Эти средства хранятся в Уравнительном
валютном фонде.
Банк
Англии является членом Банка международных расчетов (Базель), объединяющего
центральные банки различных государств.
Исторически
право эмиссии денежных банкнот и ценных бумаг принадлежало в Испании
нескольким банкам (Испанскому банку де Сен Фернандо, Банку Барселоны, Банку
Кадиса и т. д.).
Декрет-законом
от 19 марта 1874 года Банк Испании был провозглашен единственным эмиссионным
банком, а все остальные банки лишались этой привилегии.
Порядок
осуществления эмиссионной деятельности Банка Испании регулируется законами, а
также распоряжениями Министерства экономики и финансов.
Так,
законодательством предусмотрено, что выпуск облигаций Банком Испании должен
быть обеспечен металлической наличностью в определенной пропорции золотых и
серебряных запасов.
Определение
суммы серебряных и золотых монет, гарантирующих выпуск облигаций,
осуществляется по курсу, действующему в Испании на данный момент. Банк Испании
не может без предварительного разрешения Совета Министров уменьшить запасы
золота в слитках и монетах и может распоряжаться этими запасами только с
согласия Совета Министров.
Предоставление
Банку Испании привилегии в области осуществления эмиссионной функции обусловило
значительное вмешательство государства в его деятельность. Государство
реализует цели кредитно-денежной политики через правительство и Министерство
экономики и финансов посредством издания обязательных для Банка Испании актов,
кроме того, правительство участвует в формировании руководящих органов Банка
Испании.
Взаимосвязь
деятельности Банка Испании с денежно-кредитной политикой государства
проявляется и в его взаимоотношениях с казначейством, в отношении которого Банк
Испании выступает основным кредитором.
Законом
1962 года к основным функциям Банка Испании относятся:
·
исключительное право эмиссии денежных знаков и
облигаций;
·
централизованное хранение золота и валюты;
·
деятельность в качестве государственного
казначейства;
·
содействие правительству в проведении денежной политики;
·
контроль за частными банками;
·
дисконтная политика в отношении частных банков;
·
регулирование и контроль денежного обращения.
Можно
заметить, что Банк Испании не располагает возможностью совершать операции на
открытом рынке, но в его распоряжение переданы такие действенные инструменты,
как установление обязательных коэффициентов и квот переучета векселей.
Среди
обязательных коэффициентов наиболее важным является норматив обязательных
резервов. Этот норматив определяется как процент от суммы вкладов на
предъявителя, сберегательных вкладов и срочных вкладов, который кредитное
учреждение должно поддерживать в своей кассе или держать на беспроцентных
вкладах в Банке Испании. Размер этого норматива влияет на объем пассивных
средств кредитного учреждения: меньший пассив кредитного учреждения означает
меньшие возможности предоставлять кредиты и в конечном счете сдерживает
увеличение денежных средств на рынке.
Вторым
важным инструментом является квота переучета векселей, устанавливаемая Банком
Испании. Увеличение этих квот означает снижение заинтересованности частных
банков в учете векселей и, соответственно, также ведет к снижению денежной
массы на рынке.
Однако
оба указанных инструмента могут эффективно применяться только непродолжительное
время. В силу того что Банк Испании не может совершать операции на открытом
рынке, в его распоряжении должны быть дополнительные, более гибкие инструменты
контроля за финансовой деятельностью. Эту функцию призваны осуществлять кредиты
«денежного регулирования», которые Банк Испании своевременно предоставляет
кредитным учреждениям для поддержания их ликвидных средств. Помимо этих
кредитов, Банк Испании регулирует количество денежных средств посредством
операций с ликвидными активами банковских учреждений.
Центральный банк Италии исполняет две основные
функции: во-первых, он выступает в качестве финансового посредника; во-вторых,
он осуществляет контроль за деятельностью кредитных учреждений.
Сделки,
осуществляемые Центральным банком Италии, входят в качестве основных компонентов
в финансовую систему Италии. Их целью является поддержание системы кредитования
и сохранение общей ликвидности банковской системы. Можно выделить 4 основные
категории функций Центрального банка Италии:
1)
эмиссия денег;
2)
операции с казначейством;
3)
сделки внутри банковской и кредитной систем;
4)
управление валютными фондами и совершение сделок на
международном валютном рынке.
Центральный
банк Италии обладает монополией на эмиссию валюты (банковских билетов);
банкноты и мелкую разменную монету выпускает казначейство.
Количество
банковских билетов соответствует объему золотых запасов.
В
качестве составной части эмиссионной функции также можно рассматривать функции
центрального банка в системе расчетов (передача фондов и клиринговые услуги).
Операции,
осуществляемые между Центральным банком и казначейством, связаны с
предоставлением кредитов казначейству. Такие кредиты могут быть предоставлены
при чрезвычайных обстоятельствах на основании специального закона.
Одним
из инструментов финансирования казначейства является предоставление займов в
иностранной валюте итальянским учреждением валютного обмена (Уффицио Итальяно
дел Камби ¾ УИК).
Однако
в настоящее время основным путем финансирования деятельности правительства
является покупка государственных ценных бумаг центральным банком. Банк дает
необходимые рекомендации по выпуску таких бумаг, определяя сумму, на которую
можно выпустить ценные бумаги, определяя срок их оплаты, и т. п.
Центральный
банк Италии совместно с Итальянским управлением по валютному обмену
осуществляет управление валютными фондами Италии. Управление по валютному
обмену (УИК) использует структурные подразделения Центрального банка, им
разрешено осуществлять обмен валюты при осуществлении внешнеэкономической
деятельности итальянскими предприятиями и компаниями. Эти подразделения банка
выступают в качестве агентов данных предприятий и компаний. Центральный банк
Италии обеспечивает Управление по валютному обмену необходимыми средствами;
последние поступают на специальный текущий счет управления.
Центральный банк США в лице СФР также
выполняет все функции, свойственные, как правило, любому Центральному банку. На
первом месте ¾ эмиссия денег. Денежная масса, обеспечивающая денежное обращение в
США, состоит из банковских билетов и разменной монеты.
Готовые
банковские билеты хранятся в казначействе, или одном из его отделений, или
монетном дворе Соединенных Штатов в зависимости от того, что находится ближе к
тому или иному БФР.
Выпуск
банковских билетов в обращение осуществляется по усмотрению Совета управляющих
СФР. Совет управляющих определяет минимальную сумму, на которую должны быть
выпущены банковские билеты (количество билетов каждого номинала от общей суммы
определяется по специальной математической формуле) каждым БФР. Периодически
эта сумма пересматривается.
Вместе
с тем любой БФР может обратиться к представителю Федерального резерва в своем
округе с просьбой о выпуске дополнительно банковских билетов на нужды
обращения. Представитель Федерального резерва удовлетворяет полностью или в
части или отклоняет такую просьбу в соответствии с решением Совета управляющих
СФР. Банкноты, выпущенные каждым БФР, должны быть обеспечены на всю сумму
ценными бумагами, ¾ простыми векселями, долговыми обязательствами, переводными векселями,
банковскими акцептами, золотыми сертификатами или сертификатами СДР,
гарантированными обязательствами США или активами, которые БФР может купить и
хранить у себя.
Страницы: 1, 2, 3
|