Организация, цели и функции центральных банков развитых стран и Банка России
Золотой
запас США составляет более 8,2 тыс. тонн. Самое большое количество золота
сосредоточено в г. Нью-Йорке. Основное хранилище золота ¾ в подвалах БФР г.
Нью-Йорка; там хранится частично золотой запас страны и золото более чем
семидесяти стран мира и Международного Валютного Фонда ¾ всего 12 тыс. тонн.
Основная же часть золотого запаса США сосредоточена в хранилище в Форт-Ноксе,
штат Кентукки. Небольшая часть запаса находится в Уэст-Пойнте, штат Нью-Йорк,
на монетных дворах в городах Денвер, Филадельфия, в пробирной палате
города Сан-Франциско.
Запасы
иностранной валюты в США в виде денег незначительны. В основном иностранная
валюта ¾ валютные счета Банков Федерального резерва и коммерческих банков,
имеющих право осуществлять операции за пределами страны, отделений иностранных
банков. Операции с иностранной валютой совершаются банками Федерального резерва
в соответствии с положениями устава без получения предварительного разрешения
Совета управляющих Системы Федерального резерва в пределах определенных сумм.
Кредитные
функции СФР осуществляются строго в соответствии с основными целями денежной
политики и направлены на поддержание здоровой и упорядоченной финансовой
системы. Эти основные цели достигаются путем влияния на общий объем и цену
кредитов через воздействие на объем и стоимость резервов депозитных учреждений.
Взятие кредитов отдельными депозитными учреждениями по учетным ставкам,
изменяющимся время от времени в соответствии с господствующими условиями на
экономическом рынке и денежном рынке, имеет прямое воздействие на положение
резервов учреждений-заемщиков и, таким образом, на их способность удовлетворять
потребности в кредите своих клиентов. Вместе с тем воздействие таких займов не
остается локальным, но имеет важное влияние на все денежные и кредитные
условия.
Каждый
БФР имеет право, по правилам и инструкциям Федеральной комиссии по операциям на
открытом рынке, покупать и продавать на открытом рынке любые прямые или
полностью гарантируемые в основной своей части и процентах обязательства
учреждений США.
Каждый
БФР обязан открывать счета в других БФР для осуществления межбанковских
операций. По указанию Совета управляющих СФР такие банки должны также открывать
счета в иностранных государствах, определять банки-корреспонденты или создавать
представительства за границей для упорядочивания системы международных расчетов
США.
С
1981 г. Совет управляющих СФР издает правила о ежегодном увеличении норм
обязательных резервов по срочным вкладам. Увеличение представляет собой
произведение последних данных о резерве в долларах на 80% от процентного
увеличения всех сделок по счетам всех депозитных учреждений. Само
увеличение сделок определяется путем вычета суммы таких сделок на 30 июня
предыдущего года из суммы таких счетов на 30 июня настоящего календарного года.
В случае, когда имели место уменьшения сделок, Совет управляющих СФР уменьшает
на будущий год норму обязательных резервов путем умножения последней суммы на
80% от уменьшения всех сделок по счетам. Само уменьшение вычисляется так же.
Рассмотрим
кредитные операции БФР. Любой БФР может предоставить кредит на период не более
15 дней своему банку-члену в обмен на простые векселя, обеспеченные вкладами
или заложенными облигациями, другими простыми векселями, долговыми
сертификатами или векселями казначейства США, а также вкладами или заложенными
облигациями Федеральных банков среднесрочного кредита. Кредит на более
длительный срок (но не больше 90 дней) предоставляется банкам-членам взамен
их простых векселей. Простые векселя банков-членов должны быть непременно
обеспечены простыми и переводными векселями и долговыми обязательствами или
акцептованными каким-либо банком векселями, годными по инструкциям к переучету
или покупке Банком Федерального резерва.
Вышеназванные
кредиты предоставляются по процентным ставкам, устанавливаемым этими БФР.
Процентные ставки могут пересматриваться Советом управляющих СФР.
Если
кредит, предоставленный банку-члену, используется не по назначению (то есть не
для кредитования сельскохозяйственного или промышленного производства или
торговли реальными промышленными или сельскохозяйственными товарами), то, после
отказа подчиниться официальному предупреждению, такой банк обязан немедленно
погасить выданный ему кредит. Кроме того, банк лишается права быть заемщиком у
БФР своего округа на срок, определяемый Советом управляющих.
Законодательством
США не предусмотрено прямое предоставление кредитов правительству. Все
государственные расходы, как и доходы, регулируются бюджетом, составляемым
министерством финансов. Министерство финансов само изыскивает недостающие
средства и часто прибегает к выпуску облигаций и векселей через Казначейство.
Банки Федерального резерва участвуют в распродаже таких бумаг.
Первой
задачей Немецкого федерального Банка в соответствии с Законом о НФБ
является регулирование денежного обращения и кредита в стране, обеспечение
платежного оборота в стране и с заграницей. Вторая задача, выполнение которой
ставится в зависимость от решения первой, ¾ поддержание общей
экономической политики правительства ФРГ.
Согласно
закону НФБ принадлежит исключительное право эмиссии банкнот, которые объявлены
единственным неограниченным законным платежным средством. НФБ может принимать
решения об изъятии банкнот из обращения в течение определенного срока, по
окончании которого банкноты становятся недействительными. Закон указывает, что
НФБ не обязан заменять уничтоженные, потерянные, фальшивые или поддельные
банкноты. Замене подлежат лишь поврежденные при условии, что предъявляется
более половины банкноты. Допускается и менее, но при условии представления
доказательств, что остальная (большая) часть банкноты была уничтожена (пожар и д.р.).
Для
осуществления воздействия на денежное обращение и состояние кредита НФБ
использует как валютные полномочия, предоставленные ему законом, так и
коммерческую политику, реализуемую через систему разнообразных банковских
сделок.
НФБ
вправе издавать обязательные для кредитных учреждений приказы и запрещения. В
этом направлении особую роль играет политика минимальных резервов. Для оказания
воздействия на денежное обращение и кредитование НФБ может требовать, чтобы
кредитные учреждения обеспечивали определенный процент своих обязательств перед
клиентурой помещением денежных средств на таро-счет в НФБ.
Коммерческая
политика Центрального банка ФРГ многопланова и имеет различные конкретные
проявления. Это политика открытого рынка, валютная политика, политика
рефинансирования, дисконтная и ломбардная политика.
Политика
открытого рынка осуществляется НФБ на рынке ценных бумаг. Немецкий федеральный
банк может для регулирования денежного рынка покупать и продавать:
1)
векселя;
2)
казначейские векселя и казначейские чеки, которые
являются имуществом федерации или земли;
3)
облигации, должниками по которым являются
федерация, учреждения федерации и земель;
4)
прочие облигации, допущенные к официальной биржевой
торговле.
Продавая
или покупая ценные бумаги на финансовом рынке, НФБ влияет на наличие денег в
обращении, а также на степень платежеспособности кредитных учреждений. Если на
денежном рынке наблюдается повышенный спрос. НФБ скупает ценные бумаги и тем
самым в оборот поступают дополнительные денежные ресурсы. Продажу ценных бумаг
НФБ производит при наличии повышенного предложения на денежном рынке. Этим
достигается высокий уровень платежеспособности в коммерческой банковской
деятельности.
Существенное
значение в работе НФБ имеет дисконтная (учетная) политика. Гибкое применение
учетной ставки дает возможность привлечения нового количества денег в оборот из
банковской системы. Действует механизм рефинансирования. При неблагоприятных
экономических процессах в период накопления денег и массового денежного спроса
НФБ снижает учетную ставку и таким образом создает более выгодные условия для
рефинансирования коммерческих банков. Одновременно снижаются процентные ставки
по кредитам, делая их более дешевыми и доступными для развития экономики. В
дальнейшем это приводит к росту спроса на кредиты, увеличению инвестиций в
экономику.
Весьма
эффективным средством поддержания платежеспособности и регулирования
рентабельности банковской системы ФРГ является ломбардная политика НФБ.
Ломбардная политика заключается в готовности НФБ предоставить коммерческим
банкам кредиты под залог различных ценностей. Под залог векселей
предоставляется заем в сумме не более девяти десятых номинала векселя. В таком
же размере предоставляется заем под залог казначейских векселей. Заем может
быть предоставлен под залог обязательств, которые выпущены федерацией или
некоторыми центральными учреждениями (федеральными железными дорогами,
федеральной почтой и др.) или одной из земель. В этих случаях размер займа не
может превышать трех четвертей от курсовой стоимости закладываемых облигаций.
Существуют и другие объекты залога в виде ценных бумаг, имеющих
публично-правовой характер.
Ломбардная
политика НФБ проводится через регулирование ломбардной ставки и установление
ломбардных контингентов. Ломбардные контингенты ¾ возможный объем
займов, предоставляемых кредитным учреждениям (в том числе главным образом
коммерческим банкам).
Банк де Франс получил право на эмиссию
денежных знаков в 1838 году. Сначала устанавливались сроки эмиссионного права,
а с 1945 года это право стало бессрочным. Банк де Франс ¾ единственный банк
страны, уполномоченный выпускать денежные знаки, являющиеся законными на
территории метрополии. Банковские билеты, выпущенные Банк де Франс, имеют
законный курс на территории Сен-Пьер и Микелон с 1 января 1973 года и в
заморских департаментах с 1 января 1975 года.
Банк
де Франс выпускает деньги в обращение через Казначейство и кредитные
учреждения, преобразуя в наличные созданные этими учреждениями «записанные на
счета центрального банка деньги» в форме вкладов.
Для
заморских территорий и департаментов денежные знаки вводятся их эмиссионными
институтами, которые действуют как банки ¾ корреспонденты Банк де Франс.
В
отличие от ряда других стран, где печатание денег отдано в частный сектор, Банк
де Франс печатает денежные купюры на подчиненных ему предприятиях: в
экспериментальной лаборатории в Путо, на бумажной фабрике в Викле Конте и в
издательстве Шамальер.
Ежегодно
Банк де Франс эмитирует свыше 600 млн. купюр и приблизительно такое же
количество он изымает из обращения.
Центральный
банк по традиции является хранителем золото-валютных резервов. В настоящее
время официальный золотой запас выполняет роль резервного актива и своего рода
гаранта в международных расчетах.
На
фонд стабилизации валют возложена задача наблюдения за курсом франка и
поддержания, с помощью различных операций, на валютном рынке определенного
соотношения иностранной и национальной валюты.
Основными
методами денежно-кредитного регулирования экономики Франции со стороны ЦБ
являются:
·
учетные операции;
·
операции на открытом рынке;
·
изменение норм обязательных резервов кредитных
учреждений в центральном банке;
·
контроль за кредитами.
Учетные
операции (переучет) ¾ старейший метод регулирования. Суть этих операций сводится к тому, что
центральный банк скупает выставленные кредитными учреждениями ценные бумаги (в
основном векселя), срок платежа по которым еще не наступил, за сумму несколько
меньшую, чем подлежащая оплате по ценным бумагам. Разница в денежных суммах
составляет прибыль Банк де Франс и называется переучетной ставкой. Банки же
получают кредиты под свои собственные обязательства.
Операции
на открытом рынке состоят в покупке или продаже центральным банком
ценных бумаг, что приводит к необходимому регулированию сальдо счета банков в
Банк де Франс.
Метод
изменения норм обязательных резервов, которые кредитные учреждения хранят на
беспроцентном счете в центральном банке, введен в 1967 году во Франции по
примеру США. За нарушение норм обязательных резервов кредитные учреждения
обязаны выплачивать штраф Банк де Франс. Изложенные выше традиционные методы
регулирования в свое время были достаточно эффективны и играли значительную
роль в механизме банковской деятельности. Однако в настоящее время они
несколько отошли на второй план.
В
1985 году был установлен новый подход к системе кредитования, заключающийся в
контроле за кредитом и пришедший на смену прямого ограничения размеров
банковских кредитов. Это свидетельствует о преобладании рыночных методов
регулирования экономики.
Кредитные
учреждения сами решают вопрос об увеличении или снижении размеров кредитования.
Банк де Франс осуществляет лишь контрольную функцию.
Центральный
банк принимает участие в эмиссии казначейских бон, облигаций и иных ценных
бумаг. Боны ¾ краткосрочные долговые обязательства казначейства. Они выпускаются на
срок не более 5 лет. Боны могут быть двух видов: в купюрах и по текущему счету.
Боны в купюрах размещаются среди населения. Боны по текущему счету
распространяются среди кредитных учреждений. Эти боны не материализованы в
определенные купюры, а представляют собой соответствующие суммы, записываемые
на счета кредитных учреждений.
С
1985 года эмитируются также облигации казначейства. Они выпускаются на срок от
7 до 25 лет и вместе с бонами являются основными формами займов,
предпринимаемых государством для покрытия своих расходов.
Однако,
если распространения бон и облигаций оказывается недостаточным для получения
необходимых денежных средств, казначейство может прибегнуть к прямым кредитам
центрального банка. Кредиты бывают следующих двух видов:
1. Постоянный беспроцентный заем государству, являющийся как бы
возмещением за предоставление Банк де Франс монопольного права эмиссии денежных
знаков.
Временные
ссуды, которые выдаются в пределах строго установленной суммы, на основе
соответствующего соглашения между управляющим Банк де Франс и Министром
экономики, финансов и бюджета. Зти ссуды не могут превышать лимит,
установленный в законодательном порядке в размере 26,35 млрд. фр., из которых
16,35 млрд. фр. предоставляются беспроцентно, а 10 млрд. фр. по ставке
денежного рынка.
Остановимся
более подробно на целях и функциях Банка России, операциях которые он
выполняет для упорядочивания денежного обращения, проведения денежно-кредитной
политики.
Так,
основными целями деятельности Банка России являются:
·
защита и обеспечение устойчивости рубля, в том
числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
·
развитие и укрепление банковской системы Российской
Федерации;
·
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования
системы расчетов.
Получение
прибыли не является целью деятельности Банка России.
К
функциям же центрального банка РФ относятся следующие:
1)
во взаимодействии с Правительством Российской
Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную
политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
2)
монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и
организует их обращение;
3)
является кредитором последней инстанции для
кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
4)
устанавливает правила осуществления расчетов в
Российской Федерации;
5)
устанавливает правила проведения банковских
операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
6)
осуществляет государственную регистрацию
кредитных организаций;
7)
выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и
организаций, занимающихся их аудитом;
8)
осуществляет надзор за деятельностью кредитных
организаций;
9)
регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными
организациями в соответствии с федеральными законами;
10) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской
Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных
задач Банка России;
11) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и
продаже иностранной валюты;
12) определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
13) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и
через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
14) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской
Федерации и организует составление платежного баланса РФ;
15) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и
прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по
регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых
отношений;
16) публикует соответствующие материалы и статистические данные.
Для достижения установленных ему целей Банк России имеет право
осуществлять с российскими и иностранными кредитными организациями следующие
операции:
1)
предоставлять кредиты на срок не более одного года
под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не
установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
2)
покупать и продавать чеки, простые и переводные
векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не
более шести месяцев;
3)
покупать и продавать государственные ценные
бумаги на открытом рынке;
4)
покупать и продавать облигации, депозитные
сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
5)
покупать и продавать иностранную валюту, а также
платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные
российскими и иностранными кредитными организациями;
6)
покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и
иные виды валютных ценностей;
7)
проводить расчетные, кассовые и депозитные
операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
8)
выдавать гарантии и поручительства;
9)
осуществлять операции с финансовыми инструментами,
используемыми для управления финансовыми рисками;
10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на
территории Российской Федерации и иностранных государств;
11) выставлять чеки и векселя в любой валюте и д.р.
При
этом обеспечением для кредитов Банка России могут выступать только:
·
золото и другие драгоценные металлы в различной
форме;
·
иностранная валюта;
·
векселя в российской и иностранной валюте со
сроками погашения до шести месяцев;
·
государственные ценные бумаги.
Банкноты
и монета Банка России являются единственным законным средством платежа на
территории Российской Федерации, обязательны к приему по нарицательной
стоимости при всех видах расчетов и обеспечиваются всеми активами ЦБ.
В
целях организации денежного обращения эмиссия наличных денег,
организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской
Федерации осуществляются исключительно Банком России и является одной из его
основных функций. Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых
банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых
денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах
массовой информации.
Заметим,
что при обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового
образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее
одного года, но не превышает пяти лет, что иногда нарушалось (например, при
обмене 50.000 купюр).
Кроме
того, для упорядочивания наличного денежного обращения в стране на Банк России
возлагаются также следующие функции:
¾ прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение
банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
¾ установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег
для кредитных организаций;
¾ установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка
замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
¾ определение порядка ведения кассовых операций для кредитных
организаций.
Основными
инструментами и методами денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются:
1)
процентные ставки по операциям Банка России;
2)
нормативы обязательных резервов, депонируемых в
Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов не могут
превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть
дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных
резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;
3)
операции на открытом рынке (купля-продажа Банком
России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих
государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с
совершением позднее обратной сделки);
4)
рефинансирование банков (кредитование Банком России
банков, в том числе учет и переучет векселей);
5)
валютное регулирование (купля-продажа Банком России
иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на
суммарный спрос и предложение денег);
6)
установление ориентиров роста денежной массы;
7)
прямые количественные ограничения (установление
лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями
отдельных банковских операций).
При
этом, Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в
соответствии с принятыми ориентирами единой государственной
денежно-кредитной политики. Он может устанавливать одну или несколько
процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику
без фиксации процентной ставки. Последняя представляют собой минимальную
ставку, по которой Банк России осуществляет свои операции.
Банк
России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные
ставки в целях укрепления рубля.
Прогнозируя
кредитно-денежную политику на следующий год, Банк России ежегодно не позднее 1
октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений
единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не
позднее 1 декабря ¾ основные направления единой государственной денежно-кредитной
политики на предстоящий год.
В
связи с принципом разделения властей предварительно проект основных
направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Основные
направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий
год включают следующие положения:
·
анализ состояния и прогноз развития экономики
Российской Федерации;
·
основные ориентиры, параметры и инструменты
единой государственной денежно-кредитной политики.
Регулируя
международную и внешнеэкономическую деятельность, Банк России
представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными
банками иностранных государств, а также в международных банках и иных
международных валютно-финансовых организациях.
Он
также выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и
филиалов иностранных банков, осуществляет аккредитацию представительств
кредитных организаций иностранных государств на территории Российской
Федерации.
Как
и другие ЦБ развитых стран, для осуществления своей внешнеэкономической
деятельности Банк России может открывать представительства в иностранных
государствах.
Подводя
итог, отметим, что основные функции центральных банков ведущих мировых держав в
целом идентичны, однако в силу особой специфики реформационного периода в
России функции и полномочия центрального банка нашего государства в области
регулирования денежного обращения, проведения денежно-кредитной политики и
упорядочивания денежно-кредитной системы более законодательно детализированы,
создан специальный аппарат для их осуществления.
Так,
в целях совершенствования денежно-кредитной системы Российской Федерации при
Банке России организуется Национальный банковский совет, состоящий из
представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, Президента
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Банка России,
кредитных организаций, а также экспертов. Заседания Национального банковского
совета проходят не реже чем один раз в три месяца.
Национальный
банковский совет выполняет следующие функции:
·
рассматривает концепцию совершенствования
банковской системы Российской Федерации;
·
рассматривает проекты основных направлений
единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного
регулирования и валютного контроля, дает по ним заключения и анализирует итоги
их выполнения;
·
осуществляет экспертизу проектов законодательных и
иных нормативных актов в области банковского дела;
·
рассматривает наиболее важные вопросы
регулирования деятельности кредитных организаций;
·
участвует в разработке основных принципов организации
системы расчетов в Российской Федерации.
Особо
отметим, что в отличие от ЦБ Англии Банк России не вправе предоставлять кредиты
Правительству Российской Федерации для финансирования бюджетного дефицита,
покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за
исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о
федеральном бюджете.
Банк
России не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов
субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов.
Данные
положения теперь полностью законодательно урегулированы, дабы исключить
возможность инфляционного покрытия расходов государственного бюджета, которая
имела место в прошлом.
V. Проблемы контроля за деятельностью ЦБ
Надзор
за деятельностью центрального банка в той или иной его форме осуществляется во
всех ведущих капиталистических странах и имеет важное значение для экономики
государства в целом.
Так,
деятельность государственного банка Испании контролирует специальная
комиссия при министре казначейства (в его распоряжении находится ревизионная
служба).
На
Банк Англии же возложена обязанность еженедельно публиковать свой баланс
(см. приложение 1). А по истечении финансового года Банк Англии должен
публиковать полный отчет о своей деятельности за истекший год. Отчет
представляется канцлеру казначейства. Реквизиты отчета таковы:
·
перечень банковских учреждений, которым разрешен
прием вкладов на конец финансового года;
·
отчет Совета по надзору за банковскими
учреждениями;
·
произошедшие изменения в публикуемых положениях о
банковской деятельности.
Примечательно,
что входящий в отчет Банка Англии перечень должен быть доведен до сведения
любого частного лица, обратившегося с просьбой об этом, в течение месяца и за «разумную»
плату.
В это время Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации. Подотчетность Банка России ГД означает:
1)
назначение на должность и освобождение от
должности Государственной Думой по представлению Президента Российской
Федерации Председателя Банка
2)
России;
3)
назначение на должность и освобождение от
должности Государственной Думой членов Совета директоров Банка России;
4)
представление Банком России Государственной Думе на
рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;
5)
определение Государственной Думой аудиторской
фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России;
6)
проведение парламентских слушаний о
деятельности Банка России с участием его представителей;
7)
доклады Председателя Банка России Государственной
Думе о деятельности Банка России (два раза в год ¾ при представлении
годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной
политики).
Существуют
также строгие требования по бухгалтерской отчетности Банка России. Отчетный
период Банка России устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.
Структура баланса Банка России устанавливается Советом директоров. Годовой
отчет Банка России включает:
1)
отчет о деятельности Банка России, анализ
состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного
обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платежного
баланса Российской Федерации, а также перечень мероприятий по единой
государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России;
2)
годовой баланс, счет прибылей и убытков,
распределение прибыли;
3)
порядок формирования и направления использования
резервов и фондов Банка России;
4)
аудиторское заключение по годовому отчету Банка
России.
Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России Президенту
Российской Федерации, а также для заключения в Правительство Российской
Федерации.
Кроме
этого, Банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном
обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о
своих операциях.
Аудит
Банка России осуществляется следующим образом: Государственная Дума до
завершения отчетного года принимает решение об аудите Банка России и определяет
аудиторскую фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на
территории Российской Федерации. Банк России обязан в соответствии с
заключенным с аудиторской фирмой договором представлять отчетность и
информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки. Договор об
аудите должен обязательно предусматривать объем передаваемой аудиторской
фирме информации, а также ее ответственность за передачу полученной информации
третьим лицам.
Существует
также внутренний аудит Банка России, осуществляемый службой главного аудита,
непосредственно подчиненной Председателю Банка России.
Таким
образом, для проверки деятельности ЦБ в нашем государстве создана сложная
многоуровневая система, включающая контроль центрального банка со стороны
Государственной Думы, ежемесячную отчетность, внешний и внутренний аудит. За
несколько лет своего существования данная система уже оправдала свою
эффективность. Новым важным звеном в ней стало привлечение независимых
международных аудиторов для осуществления проверки отчетности Банка России,
положительные результаты которой несомненно повышают привлекательность страны
для иностранных инвесторов. Однако существует также необходимость ее
постоянного совершенствования: например, сокращение периодов между публикациями
отчетности, так как отчетность месячной давности может уже не отражать
настоящего состояния в динамичной российской экономике.
Заключение
Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую
природу. Он одновременно и орган государственного управления специальной
компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.
Главной особенностью правового положения Банка России в
настоящее время является то, что осуществление его административных прав и
хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению
кредитной системой.
Административные функции можно условно разделить на
организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты
гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих
банков.
В рамках этих двух полномочий Банк России вправе
издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана
с этими полномочиями.
Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия
к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии
с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом:
во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных
учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче
лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в
иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям
экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность;
в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций.
Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего
законодательства, ряд санкций.
Таким образом, выполнение абсолютно всех
административных полномочий по управлению кредитной системой российское
законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации, в
то время как в международной практике зачастую данные функции разделены между
различными институтами. Это объясняется тем, что централизация всей полноты
власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по
отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения
кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказались как бы в
вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей
структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические
принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом не изменяется,
сохраняя монопольный характер.
Поэтому представляются следующие пути совершенствования
и дальнейшего повышения эффективности банковской системы России:
1.
Не подлежит сомнению, что двухуровневая структура
банковской системы Российской Федерации должна быть сохранена. Однако
осуществить реформирование ее верхнего уровеня.
2.
Следует ликвидировать монополизм Центрального банка
Российской Федерации по управлению банковской системой России, реорганизовав
его путем разделения на три связанных, но самостоятельных органа управления,
распределив функции центрального банка между ними так, чтобы их согласованная
деятельность исключала вариант диктата одного из органов. То есть при
формировании этих органов должен обеспечиваться принцип разделения властей, что
позволит исключить субъективизм при принятии решений.
3.
Необходимо обеспечение большей согласованности
действий органов управления банковской системой и Правительства Российской
Федерации (Министерства финансов Российской Федерации). В результате будет
гарантировано проведение единой денежно-кредитной политики государства.
4.
Требуется создать самоуправляющуюся,
саморегулирующуюся банковскую систему: органы управления банковской системой
должны сами обеспечивать принятие компетентных решений и сами проводить их в
жизнь, однако оставаясь в рамках, установленных законодательством.
5.
Вероятно, нецелесообразно переподчинять банковскую
систему какому-либо органу исполнительной власти Российской Федерации, как это
сделано в ряде европейских стран. Вместе с тем и высший законодательный орган
государства не в состоянии в силу своей природы выполнять функции управления
банковской системой. Однако общий контроль за ее деятельностью (в форме отчетов
парламенту, назначения Председателя Банка России и др.) необходимо оставить в
его компетенции.
Другими словами, законодательство Российской Федерации в
настоящее время достаточно полно отражает те правомочия и функции, которые
должен иметь Банк России, однако в свете анализа структуры построения и
правомочий ЦБ развитых иностранных государств можно выделить дополнительные
мероприятия для продолжения усовершенствования банковской системы.
Список использованной литературы
1.
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и
дополнениями от 27 декабря 1995г.)
2.
Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. «О внесении
изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в
РСФСР» (изложен в новой редакции) и д.р.
3.
Основные направления единой государственной
денежной политики на 1996 г., доработанные в соответствии с рекомендацией
Комитета Государственной Думы по бюджету, банкам и финансам от 4 июня 1996 г.
Москва. Центральный банк Российской Федерации.
4.
Banking Act 1987 // Public general acts. London.
1987. Ch. 22.
5.
Financial Services Act 1986 // Public general acts.
London. 1986. Ch. 60.
6.
Trustee Savings Banks Act 1985 // Public general
acts. London. 1985. Ch. 58.
7.
Bank d`Italia. Report of the year 1990.
8.
US Code of federal regulations. Title 12 Banks
& banking. Washington. 1988.
¨ ¨ ¨
1.
Волкова Г.М., Наумова Л.П. Мировая валютная
система. С.-П.: Литера плюс. 1995.
2.
Денежное обращение и кредит при капитализме / Под
ред. Красавиной Л.Н. М.: Финансы и статистика. 1989.
3.
Джольер Дж. Банковская система Франции. С.-П.:
Санкт-Петербург оркестр. 1994.
4.
Илларионов А.Н. Подводя итоги минувшего года (о
политике правительства и ЦБ РФ в 1995 году) // Бизнес и банки. 1996. № 1.
5.
Котлов Г.Н. Банки в системе финансового капитала
современной Англии. М.: МГИМО. 1987.
6.
Красавина Л.Н. Финансовая и денежно-кредитная
система Франции. М.: Финансы и статистика. 1981.
7.
Купер Дж. Управление и регулирование банков. М.:
Финансы и статистика. 1993 г.
8.
Международные валютные и кредитные отношения
капиталистических стран / Под ред. Красавиной Л.Н. М.: Финансы и статистика.
1986 г.
9.
Мюллер Х. О банковском надзоре в странах с рыночной
ориентацией // Деньги и кредит. 1990. № 3.
10. Основы законодательства капиталистических стран о банковской системе /
Под ред. Залесского В.В. М.: Известия. 1992 г.
11. Отчет об итальянской кредитно-финансовой системе. Доклад комиссии при
Министре финансов Италии. М.: МИД СССР. 1989 г.
12. Печникова А.В. Денежно-кредитное регулирование экономики
Великобритании. М.: Финансы и статистика. 1986 г.
13. Роде Э. Банки, биржи, валюты современного капитализма. М.: Финансы и
статистика. 1987 г.
14. Родин Ю.А. Основные тенденции в развитии кредитной системы Франции. М.
1996 г.
15. Сантиго Джавиер, Фернондо Валбена. Центральный банк Испании и его
функции в денежной политике. М.: Инвест Фонд. 1991 г.
16. Тосунян Г.А., Ефимова Л.Г. Опыт правового регулирования деятельности
органов управления кредитной системой Франции и проблема совершенствования
банковской системы России // Государство и право. 1994. № 7.
17. Федоров Б.Г. Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в
развитых капиталистических государствах // Деньги и кредит. 1990. № 4.
18. Фишер Дж. Д. Американская банковская система. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ.
1994 г.
Приложения
Приложение 1
Основные статьи баланса Банка Англии
на 27 сентября 1989 г., млн. ф.ст.[5]
|