Организация приграничного сотрудничества
Для смягчения эффекта границы, пограничные
функции должны быть как бы нейтрализованы, что предполагает определение границ
с точки зрения различных их функций или результатов разделения и соединения.
Следующие функции входят в это определение:
- военно-политическая стратегия как основной
объект территориального вопроса государства;
- разрыв в уровне развития и неравномерность в
экономической, культурной и социальной сферах;
- отбор и выбор, например, с точки зрения
иммиграции;
- создание и строительство производства
товаров, услуг и рабочих мест;
- культура и способы поведения, которые ведут
к снятию или изоляции.
Негативные воздействия на приграничные районы
в современной Европе прежде всего оказывают:
- экономический дисбаланс;
- отдаленность культур;
- политические особенности.
Термин "пограничный или приграничный
регион" имеет три очевидных аспекта: пространство (более или менее четко
определенное), сообщества и группы, а также отношения, существующие между ними,
которые могут
быть нарушены или заблокированы существованием
границы.
С точки зрения пространства приграничные
регионы могут быть рассмотрены как:
- зоны;
- полюса;
- административные и политические образования.
Термин “Приграничная зона” разграничивает
регион. жители которого должны лишь в меньшей степени выигрывать от освобождения
от налогов на оборот и пользоваться льготами по импортным пошлинам, следовало
бы понимать как окружность с радиусом 15 км. центром которой является таможенный
пункт [[4]].
Длина радиуса может меняться, как это видно из
определений понятий - приграничная рабочая сила. принятых в различных
государствах и органах Сообщества. Общим в этих определениях является то: что
приграничный рабочий- это лицо. которое имея место жительство или проживания
приграничную зону с радиусом 10, 20 или даже 50 \ в зависимости от государства
\ и периодически возвращаясь туда хотя бы раз в неделю, работает в соседнем
государстве в зоне с таким же радиусом.
ЗЕС ( Западный Европейский Союз) установил
радиус в 10 км. В ЕЭС до 1988 года в основном рассматривался радиус в 20 км.
хотя не раз ставился на обсуждение вопрос о радиусе 50 км. Директива Совета от
июня 1972 года определила приграничную зону как территорию не превышающую 15
км; в ширину / полет вороны / с точки отсчета от границы соседнего государства
члена. Каждое государство/член должно включить в приграничную зону любое
сообщество. территория которого хотя бы частью находиться в данной
зоне(неофициальная трактовка).
Определение, данное Советом Европы, довольно
обширно, так как подразумевает, что приграничный рабочий, работает на территории
одной из договаривающихся сторон и официально проживает на территории другой
договаривающейся стороны, куда он периодически возвращается каждый день или
хотя бы один раз в неделю. Относительно приграничный рабочий работает на
территории одной из договаривающихся сторон, куда он периодически возвращается
каждый день или хотя бы раз в неделю. Относительно отношений между Францией и
договаривающимися сторонами, граничащими с Францией, добавлен следующий пункт,
зона, не превышающая в радиусе 20 км с обеих от общей границы сторон.[4]
В двусторонних соглашениях получают одобрение
разные подходы и протяженности приграничных зон. Во Франко/Бельгийском
соглашении, например, определено два вида зон: “предпочтительная” зона,
объединяющая сообщества в радиусе 10 км от границы и “обыкновенная” зона,
выполняющая сообщества “до 20,25 км от границы”. В основном расстояние по
радиусу этих зон колеблется от 10 до 50 км в зависимости от государства и
действующего законодательства. На данный момент, однако, "зональный"
подход испытывает серьезную конкуренцию со стороны более политизированного и
административного подхода основанного на совокупной территории местных
субъектов, пределы которых представляют собой общую границу.
Такое политическое и административное деление,
введенное государством и/или признанное им в соответствии с федеральной
системой, нередко имеет длительную историю и является результатом
географических различий, форм взаимозависимости или пробелов между городом и
деревней, этнической ситуации в стране, или же просто продуманного выбора
центрального правительства.
И Совет Европы, и Европейский Союз
рассматривают приграничный регион в строгом смысле государственного
территориального субъекта, расположенного сразу после государственного уровня
и имеющего общую землю на границе [5]
с одним или несколькими подобными соседними субъектами.
Такое административное и политическое деление
на региональном и/или субрегиональном уровне определяет пространство применения
суверенитетов заинтересованных государств, и таким образом зону приграничного
сотрудничества. Приграничный государственный орган представляет собой международный
инструмент, основанный на политическом и/или административном делении
заинтересованных государств, а именно округа и режеены во Франции, кантоны в
Швейцарии, провинции и районы в Италии, крейзы или земли в Германии, воеводства
в Польше, графства или герцогства в Великобритании и Ирландии, номои в Греции,
автономные сообщества в Испании, административные регионы в Португалии и т.д.
В тех случаях, где речь идет о приграничных
зонах, иное толкование предполагает, что национальный суверенитет
распространяется посредством осуществления трех обычных функций, признанных, в
частности, Европейским Союзом во всех его текстах:
Граница как физическое понятие: когда имеют
место передвижения через границы между соседними территориями, барьеры и
контрольно-пропускные пункты, существующие внутри Сообщества, выявляют
недостатки европейской интеграции, как это показали продолжающиеся колебания в
связи с Шейгенским соглашением, которое вступило в силу лишь в начале 1995
года.
Граница в техническом аспекте: здесь
затрагивается вопрос снятия так называемых " технических "
ограничений, например, в сфере "свободного передвижения" рабочих и
лиц независимых профессий, а также применяемых по отношению к услугам,
общественным рынкам, перемещению капитала и товаров в общем.
Граница в финансовом смысле: "когда
государство, где проживает приграничный рабочий и его семья, обеспечивает
последнего образованием, культурными, социальными и медико-социальными услугами,
было бы нормально и естественно для этого государства взимать с таких лиц налог[6].
Особая ситуация с налогами может быть
применена в соответствующих двухсторонних договорных положениях и
двухсторонних приграничных соглашений. Пока в Сообществе нет каких либо директив
по этому вопросу, государство в праве иметь соображения или возражения против
введения единообразной системы налогообложения приграничной рабочей силы.
Приоритет может быть отдан скорее выравниванию
приграничного налогообложения чем месту налогообложения ( или места пребывания
или места жительства). Это помогло бы укрепить приграничное сотрудничество в
финансовом смысле во всех областях, где оно уже получило развитие или будет
развиваться.
У каждого приграничного региона есть свои
специфические характерные черты в зависимости от того, имеется ли на его
территории один или больше городских полюсов притяжения или же для чего
характерна малозаселенность. Что касается промышленности, то сравнение должно
проводиться с обеих сторон границы, - типы продукции, размеры и организация
компаний и отношений между ними - во многих приграничных районах слабо
осмысливается организация систем соединения городских структур в согласованную
внутригородскую сеть приграничного сотрудничества.
Экономисты первыми увидели значение
"полюсов роста" и "осей развития" и указали на их важность
для понимания природы регионов, включая приграничные регионы.
"Поляризованный регион - это разнородная
территория, различные части которой являются взаимозаполняющими и образуют с
доминирующим полюсом больше экономических связей, чем с соседними регионами [[5]].
Во многих случаях граница разрушает или
нарушает нормальное функционирование поляризации(й) таких городских структур,
что приводит к "нарушениям экономики высокого уровня", фиксируемых
экономистами в приграничных территориях.
Поляризованный регион определяется с точки
зрения плотности, где полюс играет роль центральной точки обмена товарами и
услугами, чья внутренняя плотность по всем показателям превышает плотность
привлеченной или зависимой территории. Концепция плотности может быть экстраполирована
на другие сектора экономики, например, культуру, образование, информацию,
здравоохранение, административные услуги и т. д. Эти социально-экономические и
социально-культурные функции образуют сектора притяжения в центре деловой и
культурной жизни, однако их зоны притяжения не обязательно должны быть в таком
непространственном измерении. Многофункциональный поляризованный регион может
стать (в приграничном контексте ) территорией партнерства, взаимодополнения и
экономики высокого уровня.
В этом контексте поляризации, с точки зрения
плюридисциплинарности, приграничные регионы могут рассматриваться в плане:
-целостности: формирует ли приграничный регион
одно целое? Если это так, то в каких областях и до какого предела ? С какими
участниками и на базе каких стратегий?;
-центрального положения : какими являются
центры или полюса, формирующие его городскую сеть? Каково их иерархическое
положение ? Каковы их обоюдные функции и связи, зависимости и взаимозависимости?
;
- области сил: как возникают и развиваются
интересы и стратегии соответствующих групп, социально-экономических сил и
культурных организаций ?
Другой основной подход к приграничным регионам
подразумевает четкое разграничение органических или функциональных отношений и
конфликтных отношений. Такое разграничение важно в случае с приграничными
регионами, так как на их территории в большей степени, чем на другой происходит
взаимодействие функциональных, контрактных отношений, с одной стороны, или
конфликтных отношений, с другой: теоретически для партнеров всегда существует
возможность найти совместные решения идентичных проблем, затрагивающих
окружающую среду, занятость, инвестирование, социальное обеспечение обучение
или коммуникации. Однако, из-за систем, в которые они волей-неволей вплетены,
приграничные отношения характеризуются также конфликтностью. Вот почему
население многих приграничных регионов интересует возможность и желательность
возникновения "приграничного сознания", "приграничной
культуры", основанных скорее на партнерстве, чем на "обоюдном праве
на вмешательство".
Возможно определить приграничный регион,
подчеркивая важность географических, экономических и политических
особенностей, и по правилам переменной геометрии в зависимости от вида и важности
проблем с которыми они сталкиваются.
Денис де Рушмонт писал в 1978 году, что
приграничный регион определяется во-первых и прежде всего перечнем его общих
проблем. Последние относятся к пространству секторам экономики, социальной и
культурной активностью.
Пространственное планирование и планирование
охраны окружающей среды - это те проблемы, которые главным образом
характеризуют приграничные территории и влияют на согласованные решения,
принимаемые территориальными сообществами расположенными по обе стороны от
границы.
На более глубоком уровне понимания, история
накладывает свой отпечаток на специфическую природу и оригинальность проблем
приграничных территорий. Будучи отдаленными или "пограничными
землями" государств, эти территории со временем получили в ведение
функции, которые все больше и больше становились секторальными и прекратили
быть чисто военными. Законодательные и образовательные структуры приграничных
регионов несмотря на бурные исторические события, происходившие то на одной,
то на другой национальной территории, тем не менее сохранили отличительные
черты, которые формировались в результате нестабильности государственных границ
и сделали их не похожими на такие же структуры в центральных частях
государства. История и такие отличительные структуры также сформировали
отношение к границе и приграничным территориям в большинстве старых и новых
приграничных районах центральной и восточной, а также западной Европы. Все это
говорит о сложности и самобытности приграничной проблемы во всех частях Европы.
Приграничные отношения между местными и региональными
сообществами могут быть формальными или неформальными, первичными(то есть спонтанными)
или вторичными (то есть организованными). Приграничные институты призваны содействовать
развитию такого типа организованных отношений.
Существует два определения приграничных
институтов, первое- эмпирическое, второе- юридическое.
Эмпирическое определение.
Термин "приграничный институт" в
самом широком смысле определяет любое коллективное приграничное отношение,
признанное если не обязательно официально, то хотя бы публично. Оно может
регулировать ситуацию, начиная от отношений, одобренных межгосударственным
отношением, до прочих связей, установленных между ассоциациями по обе стороны
границы. Все подобные отношения, институциализированные соглашениями,
протоколами, статутами(уставами) или долгосрочными и регулярными контрактами,
должны иметь три основных параметра, которые вписываются в любые определения
приграничного региона:
- территория применяющаяся и до определенной
степени имеющая границы;
- сообщества или административные образования,
разрушенные общей границей;
- местные и региональные функции, единые,
множественные или общие, с соответствующими положениями.
Два кратких примера, один взят из французского
законодательства, другой из конституции Швейцарии, каждый по-своему подтверждает
это определение:
Французский пример:
"Ст.9: В виде исключения, кантоны
сохраняют право на заключение с иностранными государствами договоров,
затрагивающих государственную экономику, отношения с соседями и реализацию [[6]] политики; тем не менее такие договоры не должны противоречить
Конфедерации или правам других кантонов".
"Ст.10:1. Официальные отношения между
кантонами и иностранными правительствами или их представителями производятся
при посредничестве Федерального Совета."
2. Тем не менее
кантоны могут поддерживать отношения напрямую с властями более низкой ступени и
служащими иностранных государств по вопросам, указанным в предыдущей
статье".
Юридическое определение
В самом строгом и формальном смысле термина,
приграничный институт - это международный инструмент признанный международным
правом в качестве соответствующего контекста для отношений в приграничных районах.
Этот международный инструмент, с точки зрения области применения, относится в
ведению административных подразделений заинтересованных государств.
Институциональные отношения являются эмбриональной формой приграничных
институтов и открывают начала сотрудничества, которые являются незаменимыми
для любой разграниченной территории. Если они станут постоянными, они смогут
даже сформировать основы институтов. Одной из причин для появления прямых приграничных
отношений между внутригосударственными общественными сообществами, которая
должна учитываться, является то, что государство считает трудным быстро и
эффективно решать, особенно в приграничных зонах, задачи, которые входят в
пределы их ответственности, и что "близкие отношения" выгодны
внутригосударственным сообществом, разделенным границей.
Второй причиной появления институциональных
приграничных отношений является транснациональное измерение любой общей
проблемы приграничном регионе. Окончательным решением в перспективе станет
расширение в соответствии с внутренним законодательством сферы ответственности
приграничных сообществ, независимо от местной ответственности суб-государственных
образований. Европейские институты также как и правительства государств
пытаются разработать новые инструменты сотрудничества на международном уровне-
инструменты, направленные на признание сферы ответственности, в рамках которой
приграничные сообщества смогут устанавливать прямые приграничные отношения и
создавать инструменты для сотрудничества между национальными правительствами,
где приграничные сообщества играли бы соответствующую роль.
Государствами признается тот факт, что
определенные специфические вопросы с четко обозначенными сферами и пределами
ответственности, которые хотя и кажутся ''международными’’ или по крайней мере
приграничными или транснациональными, могут не подпадать под исключительное ведение
государства- осуществлять международные отношения, а входить в прямую
компетенцию внутригосударственных структур, по крайней мере в случаях
правоприменения. Государства, таким образом, берут на себя обязательства
посредством международного соглашения, т.е. договора между государствами,
признать, что приграничные сообщества в пределах внутригосударственной
законодательной системы поделены компетенцией регулировать отношения
непосредственно и, если необходимо, заключать законные сделки с приграничными сообществами,
расположенными на территории другого государства, подписавшего соответствующий
договор [[7]]. Международные соглашения способствуют перераспределению власти
вмеждународных публичных отношениях между центральным правительством и приграничными
сообществами.
Однако, пока не видно, чтобы уже существующими
соглашениями такая цель была достигнута.
В контексте данного подхода показательны три
соглашения: соглашение 1977 года в рамках Северного Совета; Европейская
рамочная конвенция 1980 года и Бенилюкская конвенция 1986 года.
Европейская рамочная конвенция[7] обусловила
появление ряда более поздних изменений в развитии приграничного
сотрудничества, являясь основополагающим документом для возможных форм приграничных
отношений.
Европейская рамочная конвенция о приграничном
сотрудничестве была подписана в Мадриде 21 мая 1980 года. Она стала завершением
упорной работы Совета Европы. Парламентской Ассамблее отводилась роль
фундамента нового строения, в котором процесс европейского строительства сыграл
бы известную роль в приграничных территориях [[8]].
"Принципы, перечисленные в данном тексте,
могут послужить базисом новой доктрины международного права, регулирующего
отношения соседей, связанные с пересечением границы, а также разделение
ответственности между местными властями[8].
Рамочная конвенция сама по себе не имеет целью
охватить все аспекты приграничного сотрудничества, специально подчеркивая, что
ее положения” не будут препятствовать договаривающимся сторонам с обоюдного
согласия обращаться за помощью к другим формам приграничного сотрудничества [[9]] . В этом случае остается открытой дверь для последующего развития,
обеспечивающая успех применения концепции, то есть ратификацию государствами и
извлечение из нее пользы приграничными сообществами. Именно так будет решаться
вопрос о ценности данного инструмента.
Первым важным моментом рамочной конвенции
является установление связи между приграничным сотрудничеством и всеми
отношениями соседей. Во-вторых, положение рамочной конвенции не носит слишком
императивного характера. Структура конвенции необычна: состоит из довольно
краткого соглашения, практики применения международного договорного права и перечня
приложений в виде "типовых и рамочных соглашений, статутов (уставов) и
контрактов", которые "имеют исключительно рекомендательную, а не
договорную ценность” [[10]]. Конвенция вносит ясность в вопрос о том, что каждое государство
должно развивать приграничное сотрудничество между территориальными
сообществами, и что такое сотрудничество может принимать форму прямых соглашений,
заключаемых между этими сообществами под патронажем властных полномочий
правительств.
В конвенции различаются две основные формы
сотрудничества:
а) согласованные действия и обмен информацией
б) заключение соглашений и договоренностей,
включающих установление специфических юридических связей ( ст.2 пор.1).
Конвенция о приграничном сотрудничестве
рассматривает Европейские государства как одно целое. Поэтому она должна быть
подписана и ратифицирована всеми новыми государствами - членами Совета Европы,
а также государствами со специальным статусом гостя при институтах Совета Европы.
С подписанием рамочной конвенции были
предложены новые типовые соглашения, имеющие статус приложения или протокола к
рамочной конвенции [[11]].
Рыночные институты всех государств исторически
и политически связаны и отратифицированы в системе внутренней организации,
которая позволяет решать повседневные приграничные проблемы на базе.
Задача межрегиональных и межтерриториальных
организаций обычно заключается в совместном исследовании приграничными
сообществами общих проблем, возникающих из практики, с тем, чтобы выработать
согласованные решения. В этой связи эти организации не являются
специализированными. Такие структуры обычно рассматриваются в качестве рабочих
групп или "Еврорегионов".
Данные структуры могут возникать на основе
муниципальных и межмуниципальных инициатив или инициатив исходящих от региональных
и межрегиональных образований Межмуниципальное движение по организации приграничного
сотрудничества включает “Еврорежью” в “Гронау” (Германия), которое с 1973 года
объединяет местные власти Голландии и Германии.
По общему правилу, соглашения по образованию
этих структур, не включает в себя преамбулы и декларации принципов, а
фокусируют влияние на описание членов организации, ее структур и рабочих
процедур. В любом случае, хорошо известно, что структура и характерные черты
этих органов направлены на решение вопросов в основных пяти сферах
деятельности, которые либо перечислены при их создании, либо вытекают из
действий входящих в их членов. Эти сферы деятельности, присутствующие во всех
межрегиональных соглашениях или протоколах, посвященных созданию этих
приграничных органов, сводится к следующему;
- экономика и занятость;
- транспорт( туризм) и телекоммууникация;
- культура и образование;
- вопросы здравоохранения и социального
обеспечения;
- пространственное планирование ;
- окружающая
среда.
Иногда стороны с более специфическими задачами
решают вопросы секторального характера, такие как вопросы сельского хозяйства и
пищевой промышленности, исследований и технологических новшеств, энергетики и
водообеспечения, политики в отношении горных районов и т.д.
Ориентирование исключительно на внутреннее
право, или его применение к приграничным отношениям, когда это позволяет
законодательство или конституция, по многим причинам, как доказано практикой
приграничного сотрудничества, не является адекватными задачами управления
этими регионами. Во-первых, задачи таких ассоциаций по определению транснациональные.
Во-вторых, национальное законодательство весьма редко нацелено на поощрение
развития приграничного сотрудничества. Большинство участников приграничного
сотрудничества таким образом обращаются к международному праву, может оно представить
решение или нет.
При такой ситуации неудивительно, что
структуры приграничного сотрудничества, которые получили развитие вдоль
границы, в Западной Европе, должны иметь тесные связи с рамочной конвенцией
Совета Европы[9].
Хотя некоторые из этих структур существовали задолго до принятия рамочной конвенции
, большинство из них появилось именно после подписания Модридской инвестиции, и
все такие структуры в большей или меньшей степени ссылаются на нее[10].
Так как ситуация относительно правового веса и
сферы решений, принимаемых этими рабочими комитетами, остается достаточно
двусмысленной,постоянная конференция местных и региональных органов власти в
1991 году от имени приграничных сообществ
приняла резолюцию 227(1991) "О внешних отношениях местных и региональных
властей", рекомендующую Комитету министров Совета Европы: "разработать
дополнительный протокол,расширяющий сферу применения Европейской грамотой
конвенции о
приграничном сотрудничестве между
территориальными сообществами и властями, и признать:
1) право местных и региональных администраций
осуществлять приграничные отношения;
2) в качестве юридических лиц национального
законодательства органы приграничного сотрудничества;
3) законность
актов этих органов в национальном законодательстве.
Политическое, экономическое и
социально-культурное значение приграничных регионов непрерывно растет, так как
будучи отнюдь не просто периферийными территориями государств, они представляют
собой зачатки меняющейся Европы. Кроме всего прочего, они являются камнем
преткновения прогресса или стагнации европейского роста. Так как геополитика и
интеграция являются двумя ключевыми словами для будущего приграничных регионов
Европы, первое, что должно быть сделано- это определение общих секторальных перспектив.
Перспективы развития приграничного
сотрудничества в контексте европейского роста систематически описываются как
''благоприятные'', ''глобально позитивные'' или просто ''отличные''. Это
развитие состыкуется с общим происходящим курсом европейского строительства,
различными процессами приграничной интеграции, способствующими появлению Европы
с регионами. С точки зрения интеграции, происходящие изменения стимулируются, в
значительной степени, созданием европейского рынка с 1 января 1993 года,
определенным в Едином Акте и созданием с 1 января 1994 года общей европейской
экономической зоны, включая 12 и еще 6 государств Европейской Ассоциации
Свободной Торговли / ЕАСТ/ - Швейцария является исключением с 1 февраля 1994
года.
Приграничное сотрудничество распространяется
по Европе и оно необратимо. Результатом распространения приграничного
сотрудничества становится возникновение полноценных, многомерных, приграничных
регионов и практическое исчезновение функций международных границ, которые в будущем
будут соединять, а не разделять территории. Приграничные территории повсюду в
Европе существуют на договорной, а не конфликтной основе. Необратимость
инициатив приграничного сотрудничества пополняемых почти везде вдоль европейских
границ также гарантируются систематическим развитием в Европе институтов
разных видов и решений по всей Европе задач, направляемых на усиление приграничного
сотрудничества, а также важностью приграничных регионов для государств и для
европейских институтов в Брюсселе и Страсбурге, как показателей и символов
Европейского союза.
Анализ европейской интеграции показывает, что
размеры приграничных зон заново определяются и изменяются в зависимости от
того, движется ли европейская интеграция вперед, стоит ли на месте или регрессирует.
В приграничных территориях Иберийского полуострова, например, политики и исследователи
разрабатывают ряд сценариев, чтобы удостовериться, что приграничные территории
(или буферные зоны), которые иногда остаются на периферии экономического развития,
имели бы большую известность связующих районов. В этом отношении, Иберийский
полуостров рассматривает регионализацию как один из приоритетов европейского
развития. Процесс регионализации, идущий в настоящее время в Португалии,
например, обеспечивает появление политических, и административных регионов, а
также децентрализацию власти и ресурсов. Новый комитет регионов, создание
которого предусмотрено Маастрихтским договором и официально учрежденный 9
марта 1994 года в Брюсселе, поощряет регионализацию в странах, где ее не
существовало или она играла совсем незначительную роль. Экономические
изменения, более полная интеграция в европейские институты, упрочение
региональной индивидуальности и власти является частью результатов развития
Европы. Не внося вклад в развитие централизма, процесс регионализации приведет
к пересмотру границ, территорий по всей Европе с точки зрения контролируемых,
дополняющих друг друга центров, и сделает возможным преодолеть трудность управления
районами, что является по природе наилучшим административным явлением и
результатом отсутствия одинакового инвестирования и создания инфраструктуры,
в первую очередь на периферийных территориях Европы.
Развитие упрочения приграничных институтов и
отношений должны основываться на четырех приоритетных областях. Таковыми являются:
а) развитие самосознания, предполагающего
новую политику в области коммуникаций.
Усилия по развитию европейского строительства
должны основываться на совершенно новой концепции интегрированной приграничной
региональной политики с реструктаризацией приграничных институтов для
повышения их эффективности и занятости. Ряд оценок приграничных институтов показал.
что им по прежнему не хватает таких политических обязательств, которые добавили
бы веса их решениям. Приграничные институты должны сделать свое существование
более ощутимым на региональном уровне. Должны сделать определенные шаги,
направленные на упрочение их политического фундамента, чтобы у них была
политическая воля создать интегрированную социально- экономическую территорию.
сохраняющую уважение к различиям и основывающуюся на настоящем партнерстве и
чувстве солидарности в каждодневной жизни. Несоответствие в рабочих системах
были также зафиксированы на уровне консенсуса или даже компромиссных решений.
которые должны обязать различные договаривающиеся стороны заключить
приграничные соглашения.
Процесс европейской интеграции, частью
которого являются приграничные институты, приводит к большим политическим
обязательствам своих членов. Первая задача. которая стоит перед этими институтами
заключается в том, чтобы оживить собственный дух единства и сплоченности с
целью повышения доверия к ним. Следует поставить вопросы об их внутреннем
управлении, существенной базе их краткосрочной и долгосрочной деятельности. Все
эти институты обладают разными активами, которые могли бы дать им возможность
выступить с важными инициативами в соответствующих программных областях.
Прежде чем они смогут сделать это, они должны обеспечить себя политической
силой соразмерной с их амбициями и улучшить свой имидж. Обращая внимание на
свои отношения с прессой, приграничные институты не только смогут повысить
доверие к себе, но и стимулировать возникновение приграничного самосознания в
процессе строительства Европы. Каждый приграничный институт стоит перед
выбором развития подлинного партнерства - если даже оно базируется на конкуренции-
и поэтому укрепляет свой фундамент или не ничего не делает и рискует нарушить
свою систему, в этом случае приграничный регион расколется и утратит свое
операционное единство.
Приграничные институты и их договаривающиеся
стороны должны и далее отстаивать свои права на приграничном уровне
посредников между национальными и федеральными органами или властями. Если
ясные приоритеты не установлены для целого региона всеми партнерами,
приграничные институты не смогут внести существенный вклад в развитие своей
территории. Приграничные институты являются координирующими органами и должны
использовать свои ресурсы для дополнения возможностей входящих в них организаций.
Таким образом они помогут установить подлинное партнерство и реализовать одну
из целей институтов приграничного сотрудничества, развития и достижения большей
эффективности в экономической, социальной, культурной и институционной сферах.
Однако это не может предотвратить того, чтобы национальные правительства со
своими централизованными или федеральными системами не создавали бы
"координационные центры" для помощи всем приграничным институтам, которые
могут находиться на их территориях.
б)согласованное развитие, предполагающее новую
политику в области привлечения инвестиций.
Во время быстроразвивающейся фазы европейской
интеграции приграничные институты примут решение относительно направлений
действий и возьмут специфические черты каждого региона в качестве основы собственной
объединяющей роли. Будучи заинтересованными органами в региональной микроинтеграции,
они помогут принять решение о способе развития новой политики инвестирования и
управления рынком рабочей силы. Предлагая приоритетные области, они дадут
новый импульс развитию регионов, помогая:
- определить общие для региона проблемы:
- поддержать совместные или имеющие одну цель
проекты развития;
- упрочить консенсус и приграничный рефлекс.
Привлекая политических, экономических и
культурных лидеров на любом уровне, приграничные институты и их члены
содействуют развитию нормального процесса консультирования. Как только приоритеты
региона установлены, они могут сконцентрироваться на координации избранных
проектов. Ключевыми словами приграничной эффективности являются: самосознание,
обмен и совместное управление. Дебаты и дискуссии, разворачивающиеся в
некоторых приграничных институтах, создают впечатление, что хотя все выступают
за совместную деятельность, проблемы до сих пор рассматриваются с точки зрения
местного и краткосрочного значения. Развивая большую открытость, приграничные
институты помогают разрушить перегородки внутри своего региона, перестроить
экономический потенциал с каждой стороны границы и упрочить самые слабые
структуры. Таким путем они помогают выработать новую политику в области
инвестирования и развития, скоординированную с государственными и европейскими
институтами. Тот факт, что люди живут в разных странах не мешает им разделять
одни идеи и работы. Каждый приграничный институт должен внушить всем своим
членам и партнерам идею всеобщей приграничной политики и воли продвигать ее.
в)хорошо подготовленный район с точки зрения
осуществления новой политики в области защиты окружающей среды и землепользования.
На региональном уровне приграничные институты
помогают другим партнерам находить решение таких местных проблем как размещение
отходов. Очень важно чтобы они играли ведущую роль в формировании идей,
выдвижении инициатив и получении практических результатов. Они должны принять
согласованное соглашение о проблемах каждого из членов и внести вклад в
одобрение подхода, координирующего политику пространственного планирования,
которое обеспечивает сбалансированное использование приграничной территории, на
согласованной основе, между площадями под строительство, сельскохозяйственными
землями и природными и индустриальными зонами, территориями и землями предназначенными
для спорта и отдыха.
Охрана природного и культурного наследия
займет важное место в плане приграничных территории. В плане должна также
присутствовать строгая линия по сохранению водных ресурсов, очищения от
загрязнения источников и воздуха. а также совместному размещению всех видов
отходов.
Даже если приграничный регион щедро одарен основными
инфраструктурами его приграничное сообщество должны предлагать планы развития
автомобильных дорог для удовлетворения потребностей своих жителей и добиваться
обслуживания основными европейскими средствами коммуникации. Развитие артерий
коммуникаций и создание лучшей телекоммуникационной системы также является
важными способами предотвратить регион от маргинализации, улучшая его
конкурентоспособность и делая прочнее его позиции на европейской сцене.
Привести в Европу. обозначить различные точки зрения и создать местные связи -
вот ключевые элементы в области транспорта для всего приграничного региона.
2) синтез культур, предполагающий обновленную
политику в области культуры, включая обучение, средства массовой информации и
обмен между общественными организациями.
В связи с тем, что европейские регионы
переживают в настоящее время процесс быстрых изменений, приграничные территории
станут лишь более динамичными и более конкурентноспособными. если они
разработают свои институты обучения с учетом спроса на рынке рабочей силы
некоторые высокотехнологические и высококачественные сектора услуг. В некоторых
случаях имеет смысл оценить возможности развития и адаптации малого и среднего
бизнеса в приграничных районах; стимулировать возрождение высококачественной
индустрии туризма и развивать совместное контрактирование, технологические
обмены и по-возможности сельский туризм.
Особое внимание должно уделяться сети клубов и
ассоциаций - основанных на добровольных началах в каждой приграничной
территории, а также прессе, отражающей их деятельность. Приграничные институты
должны всячески поощрять исследовательские центры по повышению мастерства.
Каждый приграничный регион должен определить
общие приоритеты и соединить усилия по социально-культурному развитию таким
образом, чтобы предотвратить дублирующую деятельность и пустую трату времени в
сложный период.
Каждый регион
должен убедиться, что развитие какого либо одного сектора не нарушит баланс
другого и не наносит постоянный ущерб.
Построение диалога и дальнейшего развития
отношений с Европейским союзом (ЕС) в 1997 году возможно во всех областях:
политической, экономической, научно-технической, культурной. Оно основывается
на понимании того, что ЕС является и будет оставаться одним из важнейших
стратегических партнеров Республики Беларусь. Вступление в ЕС - главная цель
государства, а также важнейший элемент активного участия Беларуси в процессах
европейской интеграции.
В связи с выполнением Республикой Беларусь
внутригосударственных процедур по вступлению в силу Временного соглашения (ВС)
о торговле и вопросах, связанных с торговлей между Европейским сообществом,
Европейским объединением угля и стали, и Европейским сообществом по атомной
энергии и Республикой Беларусь [[12]] Министерство иностранных дел РБ направило в г. Брюссель для передачи
депозиторию указанного Соглашения - генеральному секретарю Совета ЕС.
Вместе с тем, в соответствии с принятыми
Республикой Беларусь обязательствами, предусмотренными в ВС, предпринимаются
определенные шаги по выполнению некоторых положений данного соглашения еще до
вступления его в силу, тем самым демонстрируется добрая воля белорусской
стороны и намерения развивать сотрудничество с Европейским союзом.
Страницы: 1, 2, 3
|