|
||||||||||
Использование опыта работы за пределами области и сотрудничества с зарубежными фирмами проектных организаций. Предприятия строительной индустрии. Повышение эффективности использования мощностей предприятий строительной индустрии на основе их модернизации и увеличения объемов производства за счет поставок за пределы области: цемента, силикатных изделий (ячеистого бетона и кирпича), бетонных конструкций и изделий для различных типов зданий, керамической облицовочной плитки. Организация производства предизолированных труб. Промышленность Осуществление совместных проектов по использованию и развитию производственного потенциала: Сморгонского агрегатного завода - минитракторы и инвентарь к ним; Сморгонского завода оптического станкостроения и Лидского завода “Оптик” - оптические приборы, стеклоизделия и волокна; Гродненского ПО “Радиоволна” - электронные приборы, радиоприемники; Лидского завода сельхозхимии - сельхозмашины; Гродненской мебельной фабрики ПО “Мебель” - мебель; Слонимского НП “Альбертин” - бумага; Концерна “Гродноместпром” - столярные изделия, чугунное литье, стройматериалы; Гродненского лесохозяйственного объединения - переработка отходов, лесозаготовок и лесопиления, мелкотоварной древесины, мебель; Промышленные предприятия облсельхозпрода - детское питание. Энергетика и транспорт Обеспечение более эффективного использования существующих источников электроэнергии и электролиний. Привлечение иностранных инвестиций для строительства Зельвенской электростанции, реализация программы использования энергии малых рек и ветровой энергии. Развитие транспортных коммуникаций: строительство южного автотранспортного отхода г.Гродно и подъездов к пограничным переходам; развитие пограничных пунктов пропуска “Брузги”, “Беняны”, “Соджево”; расширение использования возможностей Гродненского аэропорта, в том числе для международных грузовых и пассажирских перевозок. Создание на базе железнодорожных станций “Берестовица”, “Свислочь”, “Брузги” грузовых терминалов, том числе по обработке грузовых контейнеров. Торговля Расширение выставочно - ярморочной деятельности. Народнохозяйственный комплекс области заинтересован в приобретении у участников Еврорегиона “Неман”: энергетических ресурсов, металла и металлоизделий, химикатов, фуражного зерна, пшеницы, рыбы и рыбной продукции; семян овощных культур и кормовых корнеплодов; гербицидов и пестицидов; материалов для мясо-молочной промышленности, медикаментов и биопрепаратов; ряда других видов продукции. Производители области заинтересованы в расширении рынков сбыта продукции: машиностроения, химической промышленности, мясо-молочной промышленности, цемента, извести и других стройматериалов, овощей и картофеля, плодоовощных консерв, льноволокна и другой продукции. Экология и охрана природы Охрана и воссоздание природных комплексов, являющихся составной частью “зеленых легких Европы” (Августовская, Гродненская, Радуницкая, Линичанская, Налибокская, Беловежская пуща, пояс ноозерий). Внедрение эффективных систем очистки производственных выбросов в атмосферу. Внедрение прогрессивных технологий по переработке промышленных отходов. Развитие культуры и туризма Сотрудничество творческих коллективов, проведение фестивалей, выставок, пленеров, конференций. Охрана и реставрация старинных парков, памятников архитектуры (исторический центр г.Гродно, Каложская церковь, Гольшанский и Кревский замки, ландшафтные парки в Больтеликах, Щорсах, Всешобе). Восстановление белорусского участка Августовского канала и организаций международного водного туристического маршрута. 3.4. Программа TACIS по трансграничному сотрудничеству.Еще одной возможностью привлечения внешней помощи может быть обращение к международным донорам (зарубежным государствам и международным организациям). Примером такого участия международных доноров является программа TACIS по трансграничному сотрудничеству. Эта программа инициирована в 1996 году ЕС как программа для реализации совместных проектов технического содействия для сторон Содружества Независимых Государств (СНГ), имеющих общую границу со странами Центральной и Восточной Европы. Особенность упомянутой программы состоит в следующем: 1.Программа носит пилотный характер и в зависимости от достигнутых ей результатов в ближайшие два года будет принято решение о ее развитии в последующие годы. 2.В программу наряду с проектами технического содействия включены и проекты по развитию инфраструктуры пограничных переходов, а также небольшие инвестиционные проекты по развитию деловой активности в приграничных районах. 3.В рамках программы выделены три основных области сотрудничества: -пограничные переходы; -окружающая среда; трансграничное сотрудничество на местном уровне через “балтийский механизм малых проектов”. 4.Ориентировочный бюджет (млн.ЭКЮ) программы по странам - участницам и областям сотрудничества выглядит следующим образом: | ||||||||||
Область сотрудничества |
Общий бюджет |
Бюджет для Российской федерации |
Бюджет для Беларуси |
Бюджет для Украины |
Бюджет для Молдовы |
|||||
Приграничные переходы: |
|
|
|
|
|
|||||
инфраструктура(включая оборудование и обучение) |
16 |
9 |
3 |
3 |
1 |
|||||
консультации и обучение (включая оборудование) |
5* |
|
|
|
|
|||||
Окружающая среда |
6,2 |
5 |
0,2** |
0,7 |
0,3 |
|||||
“Балтийский механизм малых проектов” |
3 |
|
|
|
*** |
|||||
* Для всех стран - участниц программы TACIS **Бюджет межгосударственной программы ***Не финансируется |
Проблема трансграничного сотрудничества требует совместных усилий регионов граничных стран для успешного преодоления кризисных ситуаций.
Пятый план Европейской Комиссии “К сбалансированности” подчеркнул и признал более широкую ответственность стран членов Европейского Союза направлять и решать трансграничные проблемы в Центральной и Восточной Европе, включая те, которые связаны с водой. Осуществляя это, некоторые страны с экономикой переходного периода, включая Эстонию, Латвию и Литву, подписали Соглашение об ассоциированном статусе с Европейской Комиссией для того, чтобы гармонизировать их законодательство, имея ввиду желание быть действительным членом. Другие, как Беларусь и Российская Федерация, находится в процессе ратификации Соглашений о партнерстве и сотрудничеству с Европейской Комиссией. Особенный акцент должен быть поставлен на гармонизации природоохранных стандартов окружающей среды Программы TACIS и PHARE являются подходящими для управления и охраны трансграничных водоемов и озер как внутри СНГ, так и между СНГ и другими странами.
В рамках Конвенции по охране и использованию трансграничных водоемов и международных озер (Хельсинки, 1992 г.), в дальнейшем “Конвенция ЕЭК по водам”, деятельность находится на пути гормонизирования правовых (регулирующих, административных, экономических, финансовых и технических подходов к предотвращению, контролю и снижению загрязнения вод и укреплению возможности стран исполнять ее условия.
Примеры включают в себя деятельность многосторонних рабочих групп как по контролю загрязнения вод из точечных источников и диффузных источников сельского хозяйства, так и по мониторингу и оценке. Их результат требует теперь внедрения через многосторонние опытные проекты. Конвенция ЕЭК по водам была подписана Эстонией, Латвией, Литвой и Российской Федерацией и ратифицирована пока Эстонией и Российской Федерацией.
В связи с этим необходимо отметить две другие конвенции ЕЭК, которые тоже имеют отношение к проблемам трансграничных вод: Конвенция по оценке воздействий на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспоо, 1991), подписанной Белоруссией и Российской Федерацией, и Конвенцию по трансграничным последствиям промышленных аварий (Хельсинки, 1992г.), подписанный Эстонией, Латвией, Литвой и Российской Федерацией и ратифицированный Российской Федерацией.
Предполагается, для реализации в рамках Еврорегиона “Неман”, литовской стороной проект для межгосударственного PHARE-TACIS проекта с консультационным содействием ЕЭК - “Охрана и управление трансграничных вод между Белоруссией, Латвией, Литвой, Российской Федерацией и Эстонией” позволит оптимально использовать существующие и уже спланированные двусторонние договоры между сторонами.
Межхозяйственное соглашение по охране окружающей среды между Республикой Беларусь и Латвией;
Межправительственное соглашение об охране окружающей среды между Республикой Беларусь и Российской Федерацией;
Межправительственное соглашение о взаимодействии по охране окружающей среды между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством охраны окружающей среды Литовской Республики;
Договор об охране вод между Эстонией и Российской Федерацией;
Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Литовской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (подписание намечено в 1996г.)
Предполагаемая программа будет иметь связь с действующей программой HELCOM (Хельсинской комиссии по охране окружающей среды Балтийского моря) относительно источников загрязнения на суше с программой по охране окружающей среды для бассейна реки Дунай, национальными программами PHARE-TACIS. Она также будет иметь связь с деятельностью и проектами, субсидируемыми по соглашению между национальными Правительствами и договорами, Международными Финансовыми Организациями (МФО) (Всемирным Банком, Европейским банком реконструкции и развития, Организациями Объединенных наций) улучшить управление окружающей средой ( и пр. управление сточными водами) так и с двусторонними проектами содействия предпринятыми сторонами - донорами из Западной Европы. Проект будет создан на опыте и результатах, полученных из действующих проектов, таких как двусторонние проекты между Эстонией и Швецией, Россией и Швецией по мониторингу оценки для Чудского озера, сотрудничеству между Латвией, Литвой, Швецией для бассейна реки Лелупе и проекту между Латвией, Нидерландами и .Аргентиной по охране окружающей среды США, по созданию станции мониторинга своевременного оповещения в Педруе. Другие примеры работы, которые будут приняты во внимание, - это предпроектные исследования Литовского побережья и бассейна реки Неман по западу Северного Инвестиционного Банка, приготовленные Консультационной группой Konsult Water Projects AB “Kruger Consult As”. Она также использует общий Литовско - Американский научно-исследовательский проект по предопределению и влиянию загрязняющих веществ на окружающую среду . Кроме того, она заимствует опыт сотрудничества между Латвией и Литвой по бассейну реки Лелупе, которое субсидируется Швецией. Она также примет во внимание выполняемую работу по обнаружению утечки в Риге, Лиепае и Таллине, которое выполняется Комиссией Европейского Содружества, Программой PHARE и соответствующими Правительствами. В заключение, надо отметить, что Проект Всемирного Банка по охране окружающей среды г.Шауляй, касающийся загрязнений, поступающих из верховья бассейна реки Лелупе находится в подготовительной стадии.
Исходя из опыта развития Европы - культурная и общественная разнородность способствует возникновению огромного количества правовых и административных систем, структур и юрисдикций как в странах - членах Европейского Союза, так и странах, которые ими не являются. Эта разнородность сильно затрудняет организацию приграничного сотрудничества и поэтому она нивелируется. Только в этом случае приграничные территории и регионы, реализующие основные принципы сотрудничества, на практике, могут создавать общую “плоскость” между народами стран, и их структурными элементами.
Соответствующие структуры приграничного сотрудничества имеют определенные отличия в зависимости от общей цели (сотрудничество ad hoc либо долгосрочное) и этапов сотрудничества. В обоих случаях существуют разные процессы, способы работы и методы реализации инициатив и программ. Способ сотрудничества также может значительно отличаться. Независимо от того, какую форму принимают структуры, эффективность их деятельности зависит от предрасположенности и доверия людей. На всех уровнях сотрудничества существенным является участие отдельных лиц - это относится к политикам, практикам, работающим в различных учреждениях (региональных, местных администрациях, учебных заведениях), субъектов частного сектора (например: предприятий, объединений и др.), профессиональных союзов, социальных групп.
Одновременно, можно выделить два разных подхода, определяющих структуры сотрудничества приграничных регионов:
- одноразовые контакты, т.е. сотрудничество, устанавливающееся для достижения определенной цели (к примеру: для создания трансграничной информационной сети);
- стратегическое сотрудничество, направленное на развитие с целью использования внутреннего потенциала приграничного региона, посредством организации сотрудничества (инициирование новых проектов, трудоустройство и социально- экономическое развитие).
Анализ свидетельствует, что относительно всех видов сотрудничества необходима организация различных структур на различных уровнях его развития.
В этом контексте важным является утверждение, что “строительство” структур на означает создание новых правовых образований - не говоря уже об образованиях международного права. Создание структур означает прежде всего единение субъектов и организаций на региональном / локальном уровне (и в некоторых случаях государственном), которые уже существуют, и вместе с тем создание постоянной способности (политической, технической, административной) для ведения этого сотрудничества. Это подтверждается в форме трех этапов: знакомство будущих партнеров (регионов), разработка общей стратегии и утверждение программы реализации совместных проектов.
Современной моделью организации приграничного сотрудничества являются “еврорегионы”. Это форма организации сотрудничества посредством учреждения трансграничного союза двух либо трех приграничных регионов стран, имеющих общие границы и расположенных на удалении от государств - партнеров.
Яркий пример: организация “еврорегиона” с участием Гродненской области Республики Беларусь - это формируемый трансграничный союз Еврорегион “Неман”, особенность которого выражается в регистрации на начальной стадии как макрорегиона приграничных территорий, в который войдут: районы городов Нестеров, Гусев, Озерск, Черняховск от Калининградской области Российской Федерации, Гродненская область Республики Беларусь, Сувалкское воеводство Республики Польша, Алитусский и Мариампольский уезды Литовской Республики.
Организация приграничного сотрудничества в рамках Еврорегиона "Неман", с учетом европейского опыта, позволит решить на первоначальной стадии следующие проблемы:
- строительство новых “локальных” и развития действующих пограничных переходов на белорусско-польской и белорусско - литовской государственной границе;
- реализация совместных программ по охране окружающей среды;
- активизации инвестиционной деятельности;
- создания условий взаимного доступа к информации о солидности фирм, заинтересованных в инвестициях.
Стремление к дружеским взаимоотношениям регионов Республики Беларусь с соседними государствами, а вместе с тем и развития приграничной инфраструктуры относится к приоритетам политики правительства нашего государства.
Ніжэйпералічаныя члены - заснавальнікі саюза, якiя ў далейшым называюцца "Бакамі":
·Гродзенская вобласць Рэспублiкi Беларусь, прадстаўленая старшынёй Гродзенскага аблвыканкама;
·Сувалкскае ваяводства Рэспублiкi Польшча, прадстаўленае ваяводай Сувалкскiм;
·Алiтускi i Марыямпальскi раёны Лiтоўскай Рэспублiкi, прадстаўленыя кiраўнiкамi ўездаў;
·Калiнiнградская вобласць Расiйскай Федэрацыi, прадстаўленая губернатарам Калiнiнградскай вобласцi;
кіруючыся жаданнем свабоднага аб'яднання і супрацоўніцтва народаў Еўропы на прынцыпах традыцыйных дэмакратычных каштоўнасцей, рыначнай свабоды і гаспадарчага супрацоўніцтва ў прыгранічных тэрыторыях,
дзейнічаючы ў адпаведнасцi з унутранымi заканадаўствамi сваіх дзяржаў і са сваімі кампетэнцыямі,
прымаючы пад ўвагу Пагадненнi паміж уладамі вышэй пералічаных дзяржаў аб міжрэгіянальным і трансгранічным супрацоўніцтве, а таксама Еўрапейскую Рамачную Канвенцыю аб трансгранічным супрацоўніцтве паміж супольнасцямі і тэрытарыяльнымі ўладамі ад 21 мая 1980 г., пастанавілі наступнае:
Артыкул 1
1.Стварыць трансгранічны саюз пад назвай Еўрарэгіён “Нёман", называемы далей "Саюзам".
2.Штаб-кватэрай Саюза з'яўляецца горад Сувалкi (Рэспублiка Польшча).
3.Бакі пастанавілі, што Саюз мае адкрыты характар для супольніцтваў і тэрытарыяльных уладаў, у тым ліку і для трэціх бакоў.
Артыкул 2
1.Галоўнай мэтай Пагаднення з'яўляецца стварэнне ўмоў для грамадска-гаспадарчага развіцця, навукова-культурнага супрацоўніцтва ў прыгранічных тэрыторыях суседніх дзяржаў.
2.Мэты, задачы, а таксама арганізацыйную структуру Саюза акрэслівае Статут, які з'яўляецца неад’емнай часткай гэтага Пагаднення.
Артыкул 3
1.Дадзенае Пагадненне ўступае ў сілу са дня падпісання. Для тых Бакоў, па заканадаўству дзяржаў якіх патрабуецца зацвярджэнне Пагаднення, яно ўступае ў сілу пасля зацвярджэння.
2.Пагадненне складаецца ў чатырох экзэмплярах на мовах: беларускай, польскай, літоўскай i рускай, усе тэксты маюць аднолькавую юрыдычную сілу.
Здейснена ў горадзе __________________________
За Беларускі бок За Польскі бок
За Лiтоўскі бок За Расiйскі бок
1. Агульныя палажэнні
1.1. Дадзены Статут не парушае існуючых форм і відаў трансгранічнага супрацоўніцтва дадзенай дзяржавы або Бакоў.
1.2. Дадзены Статут не парушае ўнутранага заканадаўства дзяржавы якога-небудзь з Бакоў.
1.3. Бакі будуць падтрымліваць мясцовыя ініцыятывы, якія накіраваны на развіццё трансгранічнага супрацоўніцтва на тэрыторыі Еўрарэгіёна “Нёман”.
1.4. Органы Саюза не могуць у сваей дзейнасцi парушаць заканадаўства дзяржавы якога-небудзь з Бакоў.
1.5. Пры выкананні сваіх функцый і рэалізацыі задач Саюза яго органы могуць супрацоўнічаць з нацыянальнымі і міжнароднымі арганізацыямі.
1.6. Кожны з Бакоў у адпаведнасці з унутраным заканадаўствам сваей дзяржавы можа кансультавацца з адпаведнымi уладамі па зместу рашэнняў Савета Саюза. Незалежна ад гэтага адпаведныя адміністратыўныя органы дзяржаў будуць па патрабаванню атрымліваць любую інфармацыю аб дзейнасці Саюза і яго рашэннях.
2. Мэты і задачы Саюза
2.1 Саюз Еўрарэгіён “Нёман” ствараецца з мэтай развіцця супрацоўніцтва памiж прыгранічнымi тэрыторыямi Бакоў ў наступных галiнах:
· усебаковага эканамiчнага развiцця;
· гаспадарчага асваення прасторы;
· грамадскай iнфраструктуры;
· адукацыі, аховы здароўя, культуры, спорту i турызму;
· аховы навакольнага асяроддзя;
· лiквiдацыі пагрозы гiбелi жывёлы;`
· развiцця кантактаў паміж жыхарамі прыгранiчных тэрыторый, iнстытуцыйнага супрацоўнiцтва, а таксама супрацоўнiцтва памiж суб’ектамi гаспадарання.
3. Членства ў Саюзе
3.1. Саюз складаецца з сапраўдных і звычайных членаў, а таксама можа надавацца ганаровае членства i статус назiральнiка.
3.2. Члены-заснавальнікі Саюза маюць статус сапраўдных членаў, а статус звычайных членаў i назiральнiкў надаецца Саветам Саюза.
3.3. Статус назiральнiка надаецца супрацоўнiчаючым з Еўрарэгіёнам “Нёман” органам мясцовага самакiравання i рэгiянальным уладам, якiя не маюць сумеснай гранiцы непасрэдна з Еўрарэгіёнам.
3.4. Членства ў Саюзе не выключае правоў членаў на устанаўленне двухбаковых і шматбаковых адносiн, а таксама заключэнне пагадненняў з іншымі структурамі, якія не ўваходзяць у Еўрарэгіён “Нёман”.
3.5. Кожны з членаў Саюза мае права свабодна выходзіць з яго пасля папярэдняга паведамлення Савета Саюза за 6 месяцаў да выхаду з Саюза. Членства ў Саюзе спыняецца з моманту прыняцця рашэння Савета Саюза.
3.6. У выпадку тэрытарыяльных або адміністрацыйных змяненняў на тэрыторыі адной з дзяржаў, калi гэтыя змяненнi тычацца сферы дзеінасцi аднаго або болей членаў Саюза, суб’екты, якія ўзніклі ў выніку гэтых змяненняў, маюць права далучэння да Саюза на асновах правапераемства, а таксама ў адпаведнасцi з унутраным заканадаўствам дадзенай дзяржавы.
3.7. Усе члены Саюза з'яўляюцца раўнапраўнымі незалежна ад памеру тэрыторыі і колькасці насельніцтва.
4. Органы Саюза
4.1. Органамі Саюза з'яўляюцца:
- Савет Саюза;
- Прэзідыум Савета Саюза;
- Сакратарыят Саюза.
4.2. Органы Саюза ажыццяўляюць каардынацыйныя і дарадчыя функцыі, звязаныя з рэалізацыяй мэт Саюза, зазначаных у артыкуле 2, а таксама прадстаўляюць Саюз пры знешніх сувязях.
4.3. Рэвізійная камісія з’яўляецца кантрольным органам Саюза.
4.4. Колькасць органаў Саюза, іх структура, а таксама аб’ём паўнамоцтваў могуць змяняцца ў адпаведнасцi з пастановамi Бакоў шляхам унясення змяненняў і дапаўненняў у Статут Саюза.
5. Савет Саюза
5.1. Савет Саюза, называемы далей «Савет», з'яўляецца яго найвышэйшым органам.
5.2. У склад Савета ўваходзяць па 4 прадстаўнікi, дэлегаваныя кожным з Бакоў.
5.3. Прадстаўнікі кожнага з Бакоў выконваюць функцыі члена Савета на працягу тэрміна дзеяння органаў, якія дэлегавалі яго ў Савет. Члены Савета выконваюць свае функцыі да моманту выбару новых прадстаўнікоў.
5.4. Адкліканне члена Бокам, які яго дэлегаваў, можа наступіць у любы час пасля папярэдняга інфармавання Прэзідыума Савета. Замест адазванага члена Савета Бок на працягу месяца дэлегуе новага прадстаўніка.
5.5. Пасяджэнні Савета адбываюцца не радзей двух разоў на год і з'яўляюцца адкрытымі, калі Савет не вырашыць інакш.
5.6. Па патрабаванню аднаго з Бакоў могуць склікацца надзвычайныя пасяджэнні Савета.
5.7. У пасяджэннях Савета і ў яго рабоце з правам дарадчага голасу могуць прымаць удзел прадстаўнікі дзяржаўных улад Бакоў, а таксама міжнародных арганізацый.
5.8. Старшыню пасяджэння Савета выбіраюць па чарзе з членаў Прэзідыума Савета Саюза.
5.9. У кампетэнцыю Савета ўваходзiць:
· разгляд і зацвярджэнне сумесных праектаў трансгранічнага супрацоўніцтва, якое ажыццяўляецца ў рамках Саюза, забеспячэнне іх фінансавання і рэалізацыі:
· унясенне змяненняў у Статут;
· прыняцце новых членаў і пазбаўленне членства ў Саюзе, а таксама прысваенне ганаровага членства i статуса назiральнiка;
· прыняцце рашэнняў аб бюджэце Саюза;
· выбар Прэзідыума Савета Саюза і Рэвізійнай камісіі;
· фармiраванне Сакратарыята Саюза і вызначэнне яго бюджэту;
· зацвярджэнне рэгламентаў Савета, Прэзiдыума, Сакратарыята і Рэвізійнай камісіі;
· фармiраванне пастаянных і часовых рабочых груп для рэалізацыі акрэсленых задач па выбраных напрамках трансгранічнага супрацоўніцтва, а таксама зацвярджэнне рэгламенту іх працы;
· прыняцце рашэнняў адносна членства Саюза ў мiжнародных арганiзацыях;
· прыняцце рашэнняў па iншых пытаннях, акрэсленых у Статуце.
5.10. Усе рашэнні Савета прымаюцца па прынцыпах аднагалоснасці Бакоў.
5.11. Праекты рашэнняў прадстаўляюцца Савету кіраўніком Сакратарыята Саюза або прадстаўнікамі Бакоў.
5.12. Падрабязныя правiлы арганізацыі і
дзейнасці Савета
акрэслівае яго рэгламент.
6. Прэзідыум Савета Саюза
6.1. Прэзідыум Савета Саюза, называемы далей "Прэзідыум", складаецца з васьмі членаў і прызначаецца Саветам згодна з прынцыпам - па два ад кожнага Боку.
6.2. Прэзідыум выконвае каардынацыйную і прадстаўнічую функцыi ад імя Савета ў перыяд паміж яго пасяджэннямі.
6.3. Падрабязныя правiлы арганiзацыi i дзейнасцi Прэзiдыума акрэслiвае яго рэгламент.
7. Сакратарыят Саюза
7.1. Сакратарыят Саюза, называемы далей "Сакратарыят", з'яўляецца выканаўчым і адміністрацыйным органам, які фармiруецца Саветам у колькасна аднолькавым складзе для кожнага Боку.
7.2. Кожны Бок вядзе на сваёй тэрыторыі нацыянальнае бюро Сакратарыята, у склад якога ўваходзяць члены Сакратарыята ад дадзенай дзяржавы.
7.3. Нацыянальныя бюро Сакратарыята не падпарадкоўваюцца ўзаемна і выконваюць каардынацыйную і адміністратыўную функцыі для кожнага з Бакоў.
7.4. Кіраўнікі нацыянальных бюро Сакратарыята прымаюць удзел у пасяджэннях Савета і Прэзідыума.
7.5. У абавязкі Сакратарыята ўваходзіць:
· падрыхтоўка і прадстаўленне Савету праектаў рашэнняў і іншых распрацовак, якія тычацца сумесных мерапрыемстваў у рамках прыгранічнага супрацоўніцтва на дзяржаўныя мовы Бакоў;
· падрыхтоўка пасяджэнняў Савета;
· абслугоўванне рабочых групп;
·выкананне іншых функцый, узаемазвязаных з адміністраваннем і рэалізацыяй фінансавых задач Саюза.
7.6. Функцыю кіраўніка Сакратарыята Саюза выконвае кіраўнік нацыянальнага Сакратарыята таго Боку, член Прэзідыума якога з'яўляецца Старшынёй у Савеце.
7.7. Падрабязныя правiлы арганiзацыi i дзейнасцi Сакратарыята акрэслiвае яго рэгламент.
8. Рэвізійная камісія
8.1. Рэвізійная камісія складаецца з 4 чалавек і прадстаўляе прапарцыянальна кожны з Бакоў.
8.2. У кампетэнцыю Рэвізійнай камісіі ўваходзіць кантроль за правільнасцю вядзення дакументацыі і за выкарыстаннем фінансавых сродкаў Саюза.
8.3. Старшыня Рэвізійнай камісіі назначаецца Саветам на тэрмін у адзін год па чарзе з членаў камісіі.
8.4. Падрабязныя правiлы арганiзацыi i дзейнасцi Рэвізійнай камісіi акрэслiвае яе рэгламент.
9. Рабочыя групы
9.1. Для рэалізацыі акрэсленых сумесных праблематычных пытанняў Савет можа ствараць пастаянныя і часовыя рабочыя групы.
9.2. У выключных выпадках рабочыя групы могуць быць скліканы Прэзідыумам, але гэта патрабуе зацвярджэння Саветам на бліжэйшым яго пасяджэнні.
9.3. Падрыхтаваныя рабочымі групамі прапановы і матэрыялы прадстаўляюцца Савету для разгляду кіраўніком Сакратарыята.
9.4. Для працы ў рабочых групах, са згоды Прэзідыума, могуць быць запрошаны эксперты.
9.5. Савет вызначае аб'ем паўнамоцтваў і сферы кампетэнцыі кожнай рабочай групы, а таксама крыніцы фінансавання.
9.6. Нарады працоўнай групы праводзіць яе старшыня, вызначаны ў працэсе выбараў са складу членаў групы.
9.7. Падрабязныя правiлы арганiзацыi i дзейнасцi працоўных груп акрэслiвае iх рэгламент, зацверджаны Саветам.
10. Фінансавая дзейнасць Саюза
10.1. Фінансаванне дзейнасці Саюза ў межах, неабходных для рэалізацыі яго мэтаў і задач, забяспечваецца кожным Бокам.
10.2. Бакi ў рамках узаемных дамоўленнасцей, а таксама зыходзячы з сваiх магчымасцей, фiнансуюць дзейнасць Саюза i яго органаў, якiя створаны на падставе гэтага Статута.
10.3. Зацверджаныя Саветам сумесныя праекты, а таксама выдаткі, неабходныя для функцыявання органаў Саюза, фiнансуюць Бакi на падставе роўнасцi, калi Савет не вырашыць iнакш.
10.4. Кожны з Бакоў можа ў рамках сваiх сродкаў ажыццяўляць вызначаныя Саветам работы на карысць Еўрарэгiёна “Нёман” з мэтай бязвыплатнага iх выкарыстання Саюзам.
10.5. Бюджэт Саюза можа быць павялiчаны або дапоўнены са знешнiх крынiц са згоды Савета Саюза.
10.6. Савет прымае рашэнне аб вынiках невыканання Бакамi ўзятых на сябе абавязкаў па фiнансаванню або сур’ёзных затрымак унясення адпаведнага плацяжу.
11. Лiквiдацыя Саюза
11.1. Саюз падлягае лiквiдацыi ў выпадку адзiнагалоснага рашэння ўсiх Бакоў, калi:
· мэты i задачы, для якiх Саюз быў створаны, не рэалiзуюцца;
· у Саюзе застаўся толькi адзiн Бок.
11.2. У выпадку лiквiдацыi Саюза яго ўласнасць, асноўны i абаротны капiтал (актыў i пасiў), якi складае агульную ўласнасць Саюза, дзелiцца памiж усiмi Бакамi прапарцыянальна iх узносам.
11.3. Лiквiдацыю Саюза ажыццяўляе Лiквiдацыйная камiсiя, у склад якой уваходзяць па 3 прадстаўнiкi ад кожнага Боку.
12. Заключныя палажэнні.
12.1. Дадзены Статут з’яўляецца неад’емнай часткай Пагаднення аб стварэннi трансгранiчнага саюза Еўрарэгiён “Нёман”.
За Беларускі бок За Польскі бо
За Лiтоўскі бок За Расiйскі бок
[1] субсидарный / с лат. subsidiarius резервный, вспомогательный/ - договор, дополняющий основное, главное обязательство.
[2] Целью инициативы Interreg I является продвижение и поддержка трансграничного сотрудничества между регионами, граничащими в рамках ЕС, а вместе с тем и регионально лежащих на внешних границах вблизи соседних государств, направленной на развитие экономики и социально-экономической интеграцию Особенными целями являются:
Interreg I
-помощь регионам, лежащим на внутренних и внешних границах ЕС в преодолении специфических проблем развития, возникающих в связи с их изоляцией от экономики государства, а также Союза в целом;
-продвижение создания и развития сети сотрудничества сверх внутренних границ, а также их возможное объединение в более широкие сети Содружества, в рамках создания общего Европейского рынка;
-помощь регионам, лежащим на внешних границах в их приспособлении к полностью новой роли, как территорий, граничащих с Общим Рынком;
-выход навстречу новым условиям сотрудничества с другими странами, лежащими на внешних границах ЕС.
В зависимости от видов деятельности программу Interreg II отличает:
-совместное планирование и реализация трансграничных программ;
-привлечение средств с целью улучшения обмена информацией между существующими границами, между приграничными регионами, организациями и институтами;
-установление совместных административных и институтационных структур с целью поддержки и планирования сотрудничества.
Расходы в рамках программы Interreg I, по секторам: транспорт / коммуникация, бизнес, туризм, охрана окружающей Среды, развитие сельских районов, обучение и др. Interreg II, по секторам: здравоохранение, обучение языкам, культура, др.
[3] Адресовано Государственным советникам контона Тичино, Рензо Респини, Базельский симпозиум ( 5 февраля 1988 г.) по приграничной рабочей силе в Швейцарии.
[4] Европейская конвенция Совета Европы от общественной безопасности. Дополнительно е соглашение принято 10 марта 1972 г. открыто для подписания государствами членами с 14 декабря 1972 г., вступило в силу 1 марта 1977 г.
[5] Некоторые принятые тексты Сообщества также включают положение "приморской" границы (общий журнал N с 180/60 от 1.07.94г. об инициативе Сообщества относительно приграничного сотрудничества INTERREG 2, параграф 2.8).
[6] Выступление господина Пьера Дювуозана, члена Государственного совета Кантона воз. Базельский симпозиум ( 5 февраля 1988 год) по вопросу о приграничной рабочей силе в Швейцарии.
[7] Приложение 1. Конвенция о приграничном сотрудничестве Совета Европы.
[8] Заключение 96, Конвенция(1979)
[9] АRGE АLР(1973) и Альпы Адрия(1977) и т.д.
[10] Рабочее сообщество контонов и регионов западных Альп(1982), Международная комиссия Пиренеев (1982), Ассоциация Юрских гор (1985), Леманский Совет(1987).
[11] Беларусь подала официальную заявку о принятии ее в члены организации. Совет Европы рассматривает все важнейшие вопросы европейского сообщества за исключением вопросов обороны.
[12] см. Приложение “Карта трансграничного союза Еврорегион “Неман”.
[13] см. Приложение “Учредительные документы трансграничного союза Еврорегион “Неман” (окончательный вариант).
[1].Шарль Рикк, Приграничные кантоны и Европейская интеграция Единый Европейский Акт-1992., Работа симпозиума от 28 10 1988 года, с.56
[2]. Денис де Ружмонт "Будущее и наши взаимоотношения", издательство Аль паблишерс, Париж, 1978 год.
[3]. Шарль Рикк. Законодательное пространство и идентичное пространство.
[4]. Выступление Кристофа Бейна. юрист-консульта Постоянной Делегации при Комиссии Европейского Сообщества в Женеве. Протоколы симпозиума от 25 октября 1988 года по приграничным регионам и европейской интеграции. 6. Шарль Рикк: Приграничные рабочие в Европе. Анторопос. Париж.с.25.
[5]. Жон Будевиль, "Экономические зоны", изд-во Р.U.F., Собрание "Что я знаю?", N950, Париж, 1961 год.
[6]. Биль, относящийся к правам и свободам общин, департаментов и режеонов, который прошел третье чтение во французском парламенте в январе 1982 года, ст.65, пар.3.
[7]. Регионы Европы : территории мира и процветания, вступительный доклад, проф.Луиджи Кондорелли и г-на Никола Леврата. Конференция о регионализации в Европе :оценка и перспективы, Женева 3-5 июня 1993 года.
[8]. Совет Европы: основные направления деятельности и результаты. Издательство Совета Европы, апрель 1996 г.
[9]. Статья 3 разд.3 Рамочной конвенции
[10]. Статья 3 раздел 1, параграф 2 " Конвенция о приграничном сотрудничестве Совета Европы".
[11]. Дополнительный протокол к общей Европейской Конвенции о межграничном сотрудничестве между сообществами и территориальными властями (разъяснительный рапорт прилагается) 12 cт.
[12]. Указ Президента Республики Беларусь №122 от 3 февраля 1997 года.
[13]. Докладная записка заместителя министра М.Хвостова, Министерства иностранных дел Республики Беларусь, в Совет Министров Республики Беларусь “О взаимодействиях с Европейским союзом”, №09/2855 от 14.03.97 г.
[14]. Материалы Совета Министров Республики Беларусь №31/201-943, 31/201-998, 31/201-1028, 31/572-77, 31/201-1060 от 21 ноября 1996 года “О трансграничном сотрудничестве”.
[15]. Письмо №07-10/630 от 17 февраля 1997 года Министерства юстиции Республики Беларусь.
[16]. Декларация о трансграничном сотрудничестве между регионами - учредителями трансграничного союза Еврорегион “Неман” (Сувалки, 6 февраля 1997 года.).
[17]. Письмо №31/205-20 от 18 января 1996г. в Кабинет Министров РБ “О трансграничном сотрудничестве и формиро Еврорегиона “Неман”