Организация работы руководителя учреждения культуры с персоналом
Люди
с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в
которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения
проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно.
Таким
образом, если вы хотите мотивировать людей с потребностью успеха, вы должны
ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи,
делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в
решении поставленной задачи, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с
достигнутыми результатами.
Мотивация
на основании потребности в причастности по МакКлелланду схожа с мотивацией по
Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании других
отношений, оказывании помощи другим.
Люди с развитой потребностью
причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные
возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не
ограничивающую межличностные отношения и контракты. Руководитель может также
обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и
периодически собирая таких людей отдельной группой.
Еще больший
интерес для целей менеджмента представляет модель Ф. Герцберга. Ойн
разработал еще одну модель мотивации, основанной на потребности. Согласно
выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие
категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотивацией».
Гигиенические
факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а
мотивации – с самим характером и сущностью работы. Согласно Герцбергу, при
отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у
человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то
сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать
человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность
мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. На их наличие в полной
мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности
деятельности.
Вот
как Герцберг описывал соотношения между удовлетворенностью и
неудовлетворенностью работой: «Результаты нашего исследования, а также
результаты, полученные мною в ходе обсуждений с другими специалистами,
использовавшими совершенно иные методы, позволяют заключить, что факторы,
вызывавшие удовлетворение работой и обеспечивавшие адекватную мотивацию – это
иные и существенно отличные факторы, чем те, которые вызывают неудовлетворение
работой…»
Согласно теории Герцберга, наличие
гигиенических факторов не будет мотивировать работников. Оно только
предотвратит возникновение чувства неудовлетворенности работой. Для того, чтобы
добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только
гигиенических, но и мотивирующих факторов. Многие организации попытались
реализовать эти теоретические выводы посредством программ «Обогащения» труда. В
ходе выполнения программы «Обогащения» труда, работа перестраивается и
расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений ее
непосредственному исполнителю. Для того, чтобы использовать теорию Герцберга
эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно,
мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать
то, что они предпочитают.
Ее основная идея
состоит в том, что состояние, обратным удовлетворению, является не
неудовлетворение, а отсутствие удовлетворенности. Аналогично состоянием,
обратным неудовлетворенности, является не удовлетворение, а отсутствие
удовлетворенности. Это не игра словца очень верное и точное наблюдение, В связи
с этим Ф. Герцберг предложил различать две группы потребностей: факторы условий
и факторы роста. Факторы условий способны вызывать неудовлетворение, но
удовлетворения их действия не вызывает. К ним относятся, например, политика
администрации, условия труда, заработная плата (которой, сколько бы ее ни было,
все равно будет мало), межличностные отношения с коллегами и руководством,
режим труда и т.п. Факторы роста – собственно мотивы – не ведут к
неудовлетворенности, но их наличие способно вызвать удовлетворение. К ним
относятся успех, продвижение по службе, признание и одобрение, высокая
ответственность, возможности творческого и делового роста, интересная работа и
т. д.
С этой точки
зрения создание благоприятных условий труда не будет способствовать развитию
мотивации, но предотвратит возможную неудовлетворенность. Для развития
мотивации необходимы признание, уважение, самореализация, «обогащение» труда и
т. д. Но и эта модель не учитывает индивидуальность и динамику мотивации.
Например, удовлетворение трудом не обязательно связано с производством –
человек может ориентироваться на дружеское общение в коллективе, и инициирование
творчества и ответственности не приведет к росту заинтересованности в
производительном труде.
Таким образом,
чисто потребностное понимание мотивации оказывается недостаточным. Кроме того,
в этом случае имеется опасность превращения классификации потребностей в
самодовлеющую проблему. Так, Маслоу насчитывал 15 потребностей, Макдугал – 18,
Меррей – 20, а К. Обуховский – более 100. Представляется весьма справедливым,
мнение П. В. Симонова, что классификация потребностей— проблема
несущественная, так как потребности динамичны и зависят от
культурно-цивилизационного контекста.
Более важным,
поэтому является выработка представлений о содержании и механизме действия
мотивации, с какими бы потребностями она ни была связана. Любая мотивация
определяется жизненным дискомфортом, напряжением, испытываемым личностью и
вызванным дисбалансом, несоответствием желаемого и реального. Поэтому
структура мотивации может иллюстрироваться схемой (рис. 11).
К мотивации
относятся не только намерения и возможности, но также и возможность их
соотнесения, принятия решения, а также воля, способствующая реализации
решения. Отсутствие хотя бы одного из этих факторов (желаний, возможностей их
осуществления, невозможность принятия самостоятельного решения или безволие)
разрушает мотивацию, создавая предпосылки не только дизмотивация, но и к
развитию неврозов,
конфликтов.
Рис.
11. Структура мотивации.
Принципиальным обстоятельством является то, что все мотивы,
действия и результаты деятельности подергаются оценке со стороны общества, самой
личности, и, тем самым, сама оценка выступает важным компонентом мотивации
(рис. 12).
Рис.
12. Оценка как компонент мотивации.
С этой точки
зрения к удовлетворенности ведет результат, труда, но никак не наоборот, как
это понимается в других моделях. Показательна трактовка заработной платы в
различных концепциях мотивации. С точки зрения Маслоу, зарплата является
способом удовлетворения различных (практически всех) потребностей. По
Герцбергу, зарплата есть фактор условия (неудовлетворенности), но не
мотивации, и лишь иногда, при условии адекватной связи с результатом,
становится мотивом. Согласно развиваемой точки зрения, зарплата может быть
мотивацией только при определенных условиях, работник должен придавать
заработной плате особенно высокое значение (зарплата как ценность, как символ)
и работник должен верить в связь между заработной платой и производительностью
труда. В этом случае заработная плата для выполнения стимулирующей функции
может быть разбита, например, на три составные части: за выполнение
должностных обязанностей; выплаты; за выслугу лет, индексированную инфляцию;
по результатам конкретной деятельности. Первые две части выплачиваются
гарантированно, последняя – с учетом ситуации и конечных результатов.
Для современных
концепций мотивации, таким образом, характерна все нарастающая роль
субъективно-социальных факторов оценивания, учитывающих социальную природу
человеческой личности. По точному замечанию В.А. Ядова, если отвлечься от
потребностей, объединяющих человека с животным миром (в еде, сне, тепле, продолжении
рода и т.д. оставить только собственно человеческое, то останется всего одна
потребность. Единственная, хотя и по-своему интегральная – потребность быть
чему-то сопричастным, тому, что придает смысл существованию (идея, вера, дело,
дети… – дом души у каждого свой), и в этой сопричастности не быть забытым,
потерянным, быть замеченным, именованным, окликнутым.
Фактически речь
идет о том, что личность склонна расценивать как успех (профессиональный,
деловой, жизненный). Роль проблемы успеха в осмыслении мотивации была отмечена
еще на заре становления современной психологии У. Джемсом, предложившим
«формулу счастья»:
где С – счастье (фактически – самооценка), У – успех,
а П – притязания.
Представление об успехе как доминирующем мотиве
хорошо разработано в современной психологии, психологии менеджмента в том
числе. Традиционная точка зрения предполагает, что люди делятся на дзе основные
группы: мотивируемых преимущественно стремлением к успеху и мотивируемых
преимущественно стремлением избежать неудачу. Разработаны и используются добротные
методики и тесты, позволяющие выявить степень мотивированности успехом и
избеганием неудачи, позволяющие строить индивидуальные «алгебры поведения»
(Аткиксон, Хекхаузен и др.). Были даже предложены культурологические
обобщения, согласно которым «западный» человек на 75% мотивируется стремлением
к успеху и на 25% – избеганием неудачи, а «восточный» (например, японец) – наоборот
– на 25% стремлением к успеху и на 75% избеганием неудачи.
Однако более глубокий анализ показывает, что между
успехом и неудачей (в качестве мотивационных факторов) нет простой симметрии,
выявился ряд неоднозначных обстоятельств. Так выявилось, что люди, мотивируемые
стремлением к успеху, склонны удачи приписывать себе, а причины неудач
приписывать обстоятельствам, злой воле противников и т. п. В этом плане они
оказываются существенно зависимыми от внешних оценок. Люди лее, мотивируемые
преимущественно избеганием неудач, лучше «держат» удары судьбы, поскольку причину
неудач видят в себе, а успех относят на обстоятельства и поэтому ищут резервы
решения проблем в себе самих. И самое главное, разные люди по-разному понимают
сам успех.
Можно говорить о нескольких видах успеха к соответствующих
основных видах мотивации, а значит и типах личности:
Успех-признание (популярность-известность) – этот
тип мотивации характерен для молодых людей, начинающих профессионалов.
Успех-признание у «значимых других» – у того социального
окружения, на которое ориентируется личность (семья, друзья, начальство,
любимые учителя, специалисты-профессионалы и т, д.).
Успех-преодоление – способность личности решать все
более сложные профессиональные, деловые и жизненные проблемы (такое поведение
чревато опасным профессиональным поведением, а то и жизненным «каскадерством»).
Успех-самопреодоление, стремление к совершенству – одно
из проявлений самосознания мастера, когда внешние оценки уже менее существенны,
по сравнению с критериями, задаваемыми себе самой личностью.
Успех-призвание, когда ценностью является сама возможность
заниматься любимым делом, а не какие-то внешние оценки результата.
Эти виды мотивации могут быть представлены в виде
шкалы успеха. Интервалами на этой шкале будут виды успеха как меры зрелости
личности: успех-признание, успех-признание у значимых других, успех-преодоление,
самопреодоление, призвание. От признания к призванию нарастает автономность
личности, ее свобода, а значит – ответственность.
Для работы с персоналом в менеджменте эта шкала
принципиально важна – менеджеру очень важно знать, с кем он имеет дело. Например,
в случае с личностью, мотивируемой преимущественно стремлением к признанию,
задача менеджера (воспитателя, родителя) заключается в своевременном признании
достигнутых результатов. Это хорошо знают хорошие менеджеры, тренеры,
режиссеры, родители – что значит вовремя пришедшее признание. Поэтому
сознательно программируются пусть маленькие, но победы. Не менее важно знать и
кто для сотрудника является авторитетом (значимыми другими) и, по возможности,
не препятствовать в соотнесении личности с ними. «Каскадерам», мотивируемым
стремлением к преодолению, разрешению проблем, надо только вовремя такие
проблемы предлагать.
Но уже с мастеров
начинаются трудности, достигающие пика в отношении призванных. Дело в том, что
внешние оценки их деятельности для них мало значимы. Критерии и основания они
находят в самих себе, сами себе поднимают планку оценок. Учить их, давать
задание – заведомо лишено смысла. Они делают не то, что кому-то надо, а то, что
не могут не делать. Для них даже важен не результат, а сама возможность это
делать. Для окружающих, близких такие люди чрезвычайно неудобны. Они себя не щадят,
видя в себе только средство осуществления призвания. Но и других не жалеют.
Действенно конструктивная возможность – общность интересов. Если ее нет – в
коллективе вызреет колоссальной силы конфликтный потенциал. Но если она есть – фирма
подучит мощный потенциал развития. Практически весь научно-технический
прогресс, художественное творчество, социально-культурное развитие в целом
осуществляются именно засчет сил – духовных, интеллектуальных и физических – этих
людей. Но тогда чем отличается призванный от самозванца, делающего других
счастливыми помимо, а то и вопреки их воле? Там, где проходит граница призвания
и самозванство, проходит, фактически, граница добра и зла. В первом приближении
критерий был предложен В. Дудикцевым в романе «Белые одежды»: если кто-то
громко кричит о великом добре, которое он несет людям, – подозревай зло, если
кто-то тихим голосом извиняется за вынужденное неудобство, которое он причиняет
другим, – подозревай, как минимум, порядочного человека. Но можно выразиться
еще точнее. Безнравственна личность, руководствующаяся по отношению к обществу
представлениями о собственном достоинстве, и безнравственно общество,
руководствующееся по отношению к личности представлениями о ее долге. И
наоборот. Нравственна личность, руководствующаяся по отношению к обществу
представлениями о долге, и общество, руководствующееся по отношению к личности
представлениями о ее свободе и достоинстве.
Долг – не извне внутрь, а изнутри вовне. Никто не
вправе мне сказать, что я должен. Долг – это дело моего выбора. Но общество
может задать ограничения против возможного самозванства, задать правила игры,
которые я могу принять или не принять, но со всеми вытекающими для меня
возможными последствиями. Так лее как в логике отрицание обладает большей
силой-, чем утверждение, так и в этике отрицание, запрет оказываются культурологически
более фундаментальны, конструктивны, чем позитивные характеристики.
Главное же – принятие этих ограничений – также дело
свободного выбора самой личности. Путь цивилизации – путь самоограничения
самозванства. Само по себе оно есть проявление воли как инстинкта свободы. А
свобода, по сути дела, есть сознание воли, ее самоограничение и
ответственность.
Итак, есть ситуация свободы и ситуация: воли. В ситуации
свободы границы моей свободы совпадают с границами ответственности: я свободен
там, где я отвечаю за свои решения, но и отвечать я могу только за те решения,
которые я принял свободно.
Поэтому ответственность не может строиться исключительно
сверху вниз – как ответственность перед вышестоящим. Ничего, кроме
безответственности это не породит. Нижестоящий будет уклоняться от принятия
решения, в неудачах у него будут ответственны обстоятельства, происки
противников и недоброжелателей и т.п. Для того, чтобы спрашивать с работника,
ему необходимо предоставить «поле свободы».
Как я могу стать свободней, расширить границы своей
свободы? Только отнесясь к другому как к такому же свободному, как и я сам,
соотнеся его интересы со своими и вступив с ним во взаимно свободные и
ответственные отношения. Социальное пространство оказывается всюду плотно
структурировано этими взаимоответственными отношениями, имеющими к тому же
правовое оформление.
Иначе говоря, свободное общество потому и богатеет,
что око оказывается обществом взаимного удовлетворения взаимного спроса. И
тогда становится очевидным, что демократия есть результат, итог, «упаковка»
всюду плотных рыночных отношений, так как имеются реальные опора, почва,
ткани, на которые она может опереться, из которых она и вырастает, как
адекватная им форма управления.
И есть ситуация воли, когда интересы
других людей меня напрочь не интересуют. У меня идея великая, которая спишет
все мои возможные грехи. «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не
спасешься», – говорил один из российских самозванцев. Социальное пространство
не структурировано, оно пусто. В нем носятся самозванцы со своими великими
идеями, налетают друг на друга, отскакивают. Треску, грохоту много, толку
никакого. До тех пор, пока не появится суперсамозванец, который всех их
встряхнет, зажмет в железный кулак и выстроит по ранжиру. И понятно, что
попытки «ввести» демократию в ситуации воли деструктивны и разваливают
общество.
Каким же образом можно
способствовать развитию мотивации? Очевидно, методы прямого воздействия (принуждение
и убеждение) в этом плане могут оказаться не только неэффективными, но и
способны даже к порождению эффекта диаметрально противоположного – дизмотивации.
Поэтому задача менеджера заключается скорее в учете мотивации конкретных
работников и созданию условий, способствующих закреплению и развитию мотивации
к конструктивной активной деятельности.
Эта работа должна
начинаться еще при беседе по найму, когда с помощью открытых вопросов, нащупав
мотивы кандидата, работодатель, осознавший возможную общность интересов,
раскрывает содержание этой общности для потенциального сотрудника (возможности
делового и профессионального роста, решения жизненных проблем, возможные льготы,
блага, личная заинтересованность руководства в возможном сотрудничестве и т.
п.).
Очень важно закрепить
позитивную мотивацию при введении в должность нового сотрудника. Этому аспекту
работы не всегда уделяют должное внимание. Между тем статистика показывает, что
основной процент текучести составляют работники, проработавшие не более
полутора лет. Иначе говоря, чаще всего уходят люди, испытавшие резкое
несоответствие между обещаниями при найме и реальным положением дел, принятые
на работу и оставленные руководством наедине с их проблемами. Поэтому
полноценное введение нового работника в коллектив осуществляется планомерно,
этап за этапом:
1) Информирование коллектива о новом
работнике: кто придет, откуда, с чьей «подачи», почему именно он, какие
перспективы с ним связываются. Сделать это необходимо, чтобы пресечь возможные
ненужные разговоры, слухи и сплетни;
2) До появления нового работника
полностью оборудовать его рабочее место, чтобы он с первых минут почувствовал
внимание и мог полноценно входить в курс дел;
3) В первый день работы нового
сотрудника обязательно представить его коллективу, как минимум, обязательно – тем,
с кем он будет находиться в контакте свое рабочее время. Необходимо вновь, в
его присутствии, не только представить его, но и акцентировать внимание на
причинах его появления, планах, с ним связываемых. Это надо сделать
демонстративно, чтобы и новичок, и другие сотрудники четко и ясно поняли отношение
руководства к новому сотруднику;
4) До проступания новичка к
непосредственному исполнению его должностных обязанностей необходимо его
подробным образом проинструктировать, продемонстрировать образцы документов,
операции, которые ему придется выполнять. И только после такого инструктажа
разрешить приступать к работе. Целесообразно на первое время договориться с
кем-нибудь из опытных работников о персональном наставничестве над новичком;
5) В первые месяц – два со стороны руководства за
деятельностью нового сотрудника должен быть обеспечен пристальный контроль – и
не столько по результатам работы, сколько за процессом. Разумеется, речь идет
не о цепляний по мелочам, а о доброжелательном и заботливом внимании к
деятельности, которое работник должен почувствовать.
К созданию мотивационных
условий относятся различные писанные (оговоренные в контракте) и написанные
договоренности руководства с конкретным работником (о режиме дня, отпусках за
свой счет и т.д.), создающих систему доверительных отношений.
Важным условием создания
оптимального нравственно-психологического климата является разрешение и
профилактика конфликтов. Содержание этой работы подробно рассматривается в
курсе «Психология управления». Здесь же отметим главное. Во-первых, нет и не
может быть полностью бесконфликтного менеджмента. Более того, усилия по
развитию фирмы зачастую предполагают порождение конфликтной ситуации. Проблема
заключается в том, чтобы не допустить перерастания производственного
конфликта в конфликт межличностный. Если первые конфликты поддаются
конструктивному разрешению, то вторые – неразрешимы в принципе,
Технология разрешения
конфликта достаточно проста. Конфликт может быть разрешен на нескольких
уровнях:
• Профилактика конфликта, т. е. создание и развитие
мотивации на конструктивную совместную деятельность и т. д.;
• Воспитательное воздействие на конфликтующие стороны,
анализ и разъяснение природы конфликта, путей его разрешения (в том числе – совместно
с конфликтующими сторонами);
• Разделение объекта спора (создание
производственных условий, когда конкретные задачи, решаемые конфликтующими
сторонами, дополняют, а не исключают друг друга);
• Перераспределение полномочий
конфликтующих сторон, принятие организационных мер по разведению их рабочих
мест по различным площадкам, помещениям (пространственное решение) или по
разведению их рабочего времени (временное решение), лишая, тем самыми их
непосредственных контактов, хотя бы на время;
• Если все предыдущие меры не помогли,
а конфликт начинает сказываться на деятельности фирмы, необходимо принимать
(по соответствующим конкретным нарушениям и упущениям) меры административного
воздействия, вплоть до увольнения.
Формирование
мотивационных условий выражается и в определенном нравственно-психологическом
климате в коллективе. Критерии оптимального нравственно-психологического
климата в коллективе достаточно очевидны – иногда достаточно даже простого
наблюдения, чтобы судить о том, какова нравственная атмосфера в фирме. Об этом
свидетельствует и отношение к посетителям и клиентам, а также характер общения
сотрудников друг с другом (непринужденный и доброжелательный или натянутый).
Для нормального коллектива характерны частые активные и заинтересованные
обсуждения различных производственных вопросов, причем критика не
воспринимается как личные выпады. В таком коллективе важные решения зачастую
принимаются в рабочем порядке, без проведения специальных формальных совещаний.
Коллеги уважают мнение друг друга, в коллективе высоко ценится справедливость.
Цели работы и содержание заданий ясны и воспринимаются как личные, отсутствует
мелочная опека со стороны руководства. Более того, временное отсутствие самого
руководства не сказывается на результатах работы. И, наконец, самый объективный
критерий – отсутствие провалов в работе по вине персонала и слабая текучесть
кадров.
Формирование
мотивационных условий во многом направлено на формирование у работников чувства
сопричастности фирме, сознания и чувства некоторого «Мы». Так, развитие
мотивации персонала в японском менеджменте предполагает формирование системы
глубокой интеграции коллектива, разветвленной системы стимулирования, включая
систему пожизненного найма работников (которым гарантируется, что они не будут
уволены по инициативе фирмы); продвижение по службе в зависимости от возраста;
стимулирование по итогам комплексной оценки, а не только в зависимости от
эффективности и внедрения новшеств; ориентацию на групповые методы принятия
решений и работы; повышенное внимание к личности работника, его чести,
достоинству, в том числе отказ от открытой публичной критики; широкую практику
организации общения работников в свободное время. Ряд этих принципов прямо
противоречит традиционным представлениям об успешном менеджменте, однако
реальная практика убедительно доказала их эффективность, потому что их
реализация позволяет решить главную задачу современного менеджмента – создать
коллектив, глубоко интегрированный общими инересами, общим видением
перспектив.
Формирование
сопричастности общему делу предполагает формирование общего видения фирмы: ее
миссии, состояния, идеологии, перспектив. Вне такого видения невозможно
правильное и адекватное, заинтересованное понимание решений, планов, проявление
ответственной инициативы. При этом важно учитывать, что горизонты такого
видения у работников различного уровня могут и должны быть различными как по
кругу охватываемых проблем, так и по глубине перспективы (табл. 5).
Таблица 5. Горизонты видения.
Ранг
Временный горизонт
Видение
Председатель правления
20 лет
Будущее фирмы
Члены правления
12–15 лет
Концепции будущего
Руководитель направления
3–7 лет
Программы проекта
Начальники отделов
0.5–1 год
Главные направления
Руководители групп
0.5 года
Комплексы задач
Исполнители
Неделя – 1месяц
Отдельные задачи
Важную роль играет
формирование у работника сознания его личной и профессиональной значимости для
коллектива и руководства, профессиональной гордости, за общее дело, создания
чувства уверенности (защищенности и доверия) в отношениях с коллегами и
руководством.
И наконец,
формирование мотивационных условий невозможно без учета такого мощного фактора,
каким является личный пример руководителя. Именно его поведение, его решения и
отношения выступают для подчиненных главным ориентиром в оценке итогов работы
– своей, коллег и фирмы в целом.
Все рассмотренные
факторы развития мотивации имеют особое значение в женских коллективах,
каковых в сфере культуры большинство. В таких коллективах введение в должность
должно осуществляться особенно деликатно и подчеркнуто. Всякие нововведения и
особенно реорганизации должны сопровождаться тщательными разъяснениями их
целей, профилактике возможных опасений. Женщины вообще в большей степени, чем
мужчины, нуждаются в понятности руководителя. Поэтому задания должны даваться
максимально ясные, сопровождаться детальными разъяснениями их значения, цели,
намерений и планов руководства, его личной заинтересованности. Конфликты в
таком коллективе обычно носят более выраженный личный характер. Больше
внимания должно уделяться личным контактам, доверительным отношениям: при
категорическом избегании впечатления предпочтения, сексуальной агрессии. Очень
многое в женском коллективе зависит от правильного тона в общении руководителя
с подчиненными, гибкости трудового режима, организации социальной поддержки
персонала.
В работе с
персоналом по созданию позитивной мотивации важную роль играет внутрифирменная
информация. Внутри фирмы информация выполняет ряд важнейших для современного
менеджмента функций:
• помощь работникам и специалистам в
ознакомлении с целями, возможностями и традициями фирмы;
• разъяснение общей политики
руководства и принципов его работы с персоналом;
• удовлетворение потребности персонала
в информации о событиях на фирме и вокруг ее;
• обеспечение и стимулирование
двусторонней коммуникации между руководством фирмы и работниками;
• способствование развитию
положительной мотивации у каждого работника по отношению к фирме и высокому
качеству работы;
• формирование организационной культуры
и фирменного стиля;
• воспитание работников как представителей фирмы, носителей
ее имиджа и культуры.
Главнейшей задачей
в связи с этим является обеспечение двух потоков внутрифирменной информации:
«сверху» и «снизу». В первом случае речь идет об информации, исходящей от
первых лиц фирмы, которая должна систематически доводиться до персонала. У
каждого работника имеется вполне естественная потребность в «чувстве
руководителя», в знании о намерениях руководства, итогах и перспективах
деятельности фирмы, состоянию дел, обоснованности слухов и т. д. Некоторые
руководители считают, что они должны быта загадочными для подчиненных,
полагая, что это способствует укреплению их авторитета, – заблуждение
чрезвычайно опасное. Если руководитель загадочен как сфинкс, это создает острый
дискомфорт у подчиненных» Они начинают «угадывать шефа», строить догадки об истинных
намерениях, оценках и настроениях руководства, начинают распространяться
слухи, сплетни, создаются нервозная обстановка, благоприятная для интриг,
отвлекающая коллектив от дела и не идущая этому деду на пользу. Для решения
этой проблемы отнюдь не достаточно отдавать приказы и доводить их до
исполнителей. Для адекватного понимания сути приказов и распоряжений необходима
дополнительная разъяснительная работа, желательно исходящая из первых уст.
Поэтому хороший руководитель пользуется каждой возможностью демонстративного
разъяснения позиции руководства, принципов управления, своих оценок, решений,
их мотивов, намерений.
Не менее важен и
встречный информационный поток – от персонала к руководству. Настроения,
мнения, оценки, отношения, возможные предложения по улучшению дел – обо всем
«этом руководитель может узнать только непосредственно от работников. Поэтому
он должен пользоваться любой возможностью личного контакта, создавать для
этого возможности – от текущего приема до отдельных «бесед и неформального
общения. Этот источник не могут заменить сведения, поступающие от руководителей
подразделений, так как возможны искажения информации, ее скрывание («чего шеф
не знает, от того не страдает»), и тогда руководство может столкнуться с
неожиданным для него конфликтом, забастовкой и т. п. Поэтому руководству фирмы
чрезвычайно важно иметь «чувство каждого подчиненного». Если первые лица фирмы
не выстраивают этот поток информации, он начинает складываться стихийно и
также отнюдь не на пользу делу. Очевидный дефицит информации у руководства
начинает заполняться: начинаются сплетни, наушничанье, доносительство, «доброжелательство»
и прочие проявления нездоровой обстановки.
Важнейшим
незаменимым источником информации для руководителя является увольнение
работника. Причины его ухода могут быть различными, как по его инициативе,
так и по инициативе руководства фирмы. Однако важно помнить, что такой
работник является носителем такой информации, которую руководитель, возможно,
нигде получить не сможет. Более того, чаще всего уходящий работник готов поделиться с руководством фирмы
наболевшим понимавшем проблем, которым он в другой ситуации не поделился бы с
руководством ни при каких условиях. Поэтому увольнение должно сопровождаться
обязательным собеседованием. Помимо прочего, какими бы причинами ни было бы
вызвано увольнение, всегда лучше расстаться если не друзьями, то хотя бы по-человечески.
Тот же уход работника, его переход в другую фирму может открыть перед фирмой,
из которой он уходит, новые перспективы сотрудничества, партнерства и бизнеса
в целом, расширения ее влияния и сферы деятельности.
Оба потока
информации, как создающий «чувство руководителя» у подчиненных, так и создающий
«чувство подчиненного» у руководства, в конечном счете, направлены на
достижение единой цели – формирования чувства «Мы», сопричастности общему делу.
Этому служит и привлечение подчиненных к выработке решений, поиску наиболее
оптимальных из них. Важную роль в формировании позитивней мотивации играет правильно
выстроенные подбор и расстановка кадров тщательно выстроенное введение в
должность новых работников. Но для формирования общности интересов внутри фирмы
недостаточно традиционных технологий менеджмента. Это не может быть проблемой
отдельных его фрагментов типа стиля руководства, контроля и т. п. Речь должна
идти о целостной технологии с ориентацией на информацию.
Поэтому проведение
встреч с персоналом – как самостоятельных, так и (желательно) с участием
руководства; собрания, совещания, семинары, конференции, сбор и анализ
предложений, книги пожеланий, бюллетени, ежегодные доклады, оформление стендов,
стенгазет, досок объявлений, постоянных и временных выставок, статьи и письма
в СМИ, использование фото-, кино-, видеоматериалов, печатных материалов
(справочников, памяток для новичков и начинающих), телефон доверия – все эти
методы РК должны использоваться и в работе с персоналом фирмы.
Для этого могут
использоваться также собственные радиостудии, кабельное ТВ, компьютерная сеть
фирмы, многотиражки. Практика подсказывает, что распределение материалов в
собственных СМИ фирмы может быть примерно следующим: 50% информации о жизни фирмы
и событиях местного, национального или международного характера, с нею
связанных (новые контракты и контакты, модернизации, реорганизации, новые технологии,
важные решения, назначения, отставки, вакансии и т.д.); 20% – информация по
социальным вопросам, касающимся персонала (организация заработной платы и
стимулирования, социальные гарантии, льготы, отдых, награды, достижения,
безопасность, компенсации, юридические и другие консультации, письма, отклики и
запросы работников и т.д.); 20% – информация о социальной среде фирмы
(конкурентах, инвестор рах, властях и т. д.); 10% – прочие факты и сведения
(«разное»). Кроме собственной газеты или журнала можно издавать справочную
литературу, ориентированные; на персонал листовки и буклеты, другие информационные
материалы.
Организуются также
музеи фирм, предназначенные для знакомства персонала и посетителей с историей,
современным состоянием фирмы, практикой ее деятельности. Сегодня даже в
промышленных и коммерческих фирмах не в диковинку создание своих художественных
коллективов, спортивных клубов и секций, объединений по интересам, поддержка и
развитие различных увлечений сотрудников. Современная фирма (не только сферы
культуры) все в большей степени предстает социальным институтом, напоминающим
многопрофильное учреждение культуры.
Современный
менеджмент начинается и заканчивается культурологическими сюжетами. Поэтому
рассмотрение его технологий естественно закончить на вопросах культуры
общения, управления и внутрифирменной жизни. Многое на эту тему уже было
сказано в разделе, посвященном стилю руководства и развитию мотивации. В дополнение
к сказанному можно сказать главное – с точки зрения технологии современного
менеджмента фирма предстает культурой – в буквальном смысле, всерьез и по
большому счету со всеми вытекающими последствиями.
Это значит, что к
фирме применимы все характеристики любой культуры. Как и в любой национальной,
этнической, профессиональной, возрастной и т.д. культуре, в фирме должны быть
и всегда имеются (в том числе стихийно складываются): свои нормы и ценности,
свои традиции, эпос (герои и легенды), фольклор, свои сказочники, шаманы,
вожди, субкультуры, их носители и трансляторы.
Нормы и ценности
могут быть как писанные (осознанные, отрефлектированные), так и неписанные,
складывающиеся в практической деятельности как проявление ориентации
руководства и других лидеров мнения. В любом коллективе обязательно
складываются свои традиции и ритуалы (прием на работу и увольнение, уход на
пенсию, отношение к больным, новое назначение, серьезные личные события,
подведение итогов, празднование серьезного успеха и т.п.). Такие традиции
устанавливаются сами, даже без вмешательства руководства. Но, с очевидностью,
лучше, чтобы этот процесс контролировался и направлялся.
На любой фирме
обязательно складываются свои легенды. Имеются далее обязательные сюжеты, изустно
передающиеся в коллективе. Например, сюжеты типа «Как рядовой сотрудник дорос
до...», «Как и за что у нас увольняют», «Шеф тоже человек» (со своими слабостями,
и ничто человеческое ему не чуждо), «Как у нас умеют прощать», «Какие у нас
бывали ЧП» и т.п. И этот процесс тоже может направляться и контролироваться.
Ярким примером сознательного и целенаправленного формирования мифов, легенд и
слухов о себе является деятельность шоу-группы «На-нА». Она включает в себя,
например, регулярное издание газеты, носящей название группы, большую часть
материалов в которой «составляют интервью, откровения, слухи, сплетни, анекдоты
в жизни группы в целом и каждого ее участника.
Для этого перелицовываются старые
анекдоты, провоцируются письма почитательниц, но достигается главное – формируется
желанный потребителями – а это преимущественно девочки-подростки – образ
участников группы, удовлетворяется потребность поклонниц в информации о своих
любимцах.
В любой фирме, как в
любой живой культуре формируются и развиваются субкультуры (группировки по
образованию, по возрасту, по интересам, по профилю деятельности и т.д.).
Задающие сложные неформальные отношения, выдвигающие своих неформальных
лидеров. Такие субкультуры впоследствии могут стать доминирующими, отлиться в
формальные организационные структуры. И опять-таки, плох тот менеджер, который
пассивно воспринимает этот естественный процесс или воспринимает его как зло и
пытается искоренить. Этот естественный процесс также может быть обращен на
пользу делу, придать новые импульсы развитию как социального института.
Как и любая культура, фирма, с этой
точки подобна игре, точнее – системе игр со своими корнями, распределениями
ролей, сценариями, времени играния, победами и поражениями.
Культурологическое
содержание менеджмента, на первый взгляд, трудноуловимо, нечто «мягкое» и факультативное
в менеджменте, но – по сути дела и на поверку – и самое стабильное, выступающее
предпосылкой и фундаментом всего остального.
В современном
менеджменте все более отчетливо на первый план выходят культурологические
проблемы. Непосредственной организации менеджмента все более явно предшествует
выработка видения, образа фирмы, представлений о ее социальной миссии, принятых
ценностях, идеалах, кормах. Фактически речь идет об ответе на вопросы «Кто мы
такие?», «Чета мы хотим?», «Что для нас свято?» и т. п. – т.е., о культурном
самосознании и самоидентификации. Только на этой основе могут разрабатываться
долговременная стратегия и приниматься конкретные решения.
Замечательное
свойство культуры состоит в том, что она всегда есть, даже если о ней не
задумываются вовсе, и специально не работают над ее формированием. Везде, где
есть человек, где он что-то делает с другими людьми, складываются определенные
способы действий, поведения, общения, их писанные и неписанные правила, т. е.
культура. В полной мере относится: это и к культуре а и предпринимательства. Даже
если менеджеры не думают о культуре, складывающейся в их фирме, о стиле
общение, приема, отношений с общественностью и прессой, они все равно будут. И
чем меньше задумываются менеджеры над этим, тем вернее сложившиеся культура и
стиль не будут способствовать росту репутации фирмы и самих менеджеров, будут
разрушительно сказываться на мотивации персонала. Организационная
(корпоративная) культура и фирменный стиль являются как бы наиболее полным и
интегральным выражением культуры управления и работы, личной культуры менеджеров
фирмы и ее персонала.
Поэтому
организационная культура и фирменный стиль очень важны в современном
менеджменте, а в сфере культуры – тем более: с одной стороны, как предпосылка
менеджмента, тот характер и способ отношений, образ фирмы и ее руководства,
которые утверждаются и распространяются в деятельности фирмы, с другой – сам
менеджмент как сознательные и целенаправленные действия формирует определенный
фирменный стиль.
Образ (имидж)
фирмы, подобно двуликому Янусу, обращен и адресуется в две стороны; к внутрифирменной
жизни и вовне. Разумеется, организационная культура и фирменный стиль – это,
прежде всего, внутреннее дело фирмы, то, что складывается и формируется в ней
самой. Но одновременно они оказываются и лицом фирмы, ее обликом, по которому о
ней судит социальное окружение.
Из каких же
компонентов состоит организационная культура? Какие факторы необходимо
учитывать в качестве предпосылок, важных для формирования и утверждения
образа, а в конечном счете – и репутации фирмы? Рассмотрим их, переходя от как
бы внешних формальных компонентов и факторов к более глубинным.
Информационный
дизайн включает в себя выработку
знаков, в идеале – полноценную знаковую систему графических, изобразительных,
словесных, звуковых и т. д. символов фирмы. Прежде всего, это название фирмы и
аббревиатура этого названия. Желательны их краткость и благозвучие, чтобы они
не царапали глаза и слух, причем, не только на русском языке. Если не
задуматься над этим, то вполне возможными будут и положения, в которые поставят
себя и фирму ее менеджеры, в силу неблагозвучия, а то и нежелательных
ассоциаций, вызываемых названием или аббревиатурой.
Следующий
компонент— эмблема, которая может иметь исполнение как на основе
изобразительного символа (привлекательный зверек, растение, здание, архитектурный
или ландшафтный силуэт, фигурка, профиль и т. п.) или специально выполненного
написания; аббревиатуры, или как их комбинация.
На фирме могут
быть приняты особые шрифты, неиспользуемые в документах, по которым легко
распознаются материалы именно данной фирмы. Могут быть приняты и определенные
цвета, а то и цветовая гамма, используемые в документации, рекламе,
оформлении, одежде сотрудников и т. д. На некоторых фирмах принимаются также
звуковой или музыкальный символ фирмы: звук, интонация, музыкальная тема. Они
могут использоваться в организации распорядка рабочего дня, при проведении
мероприятий, как позывные, в рекламе. Возможно также использование фирменных
запахов, специальных дезодорантов, освежителей и т. п.
За рубежом
получили распространение лозунги фирмы (слоганы)— фразы, в которых кратко
выражены жизненная позиция и миссия фирмы – как бы «кредо», «символ веры» ее
сотрудников от высшего руководства до рядового персонала.
Перечисленные-основные элементы
информационного дизайна важны тем, что они создают систему знаков,
информирующих о фирме, о ее существовании, о ее присутствии «здесь и сейчас»,
и которые могут участвовать в других, более сложных проявлениях фирменного стиля,
в том числе и того же информационного характера. Так, на основе эмблемы,
названия, шрифтов и цвета вырабатывается логотип – особое написание названия
фирмы и ее юридического адреса, которое используется в бланках – «шапка»
документов (писем, приказов, инструкций и т. д.) на конвертах, визитках,
сувенирах, значках. Нередко разработкой логотипа, бланков, конвертов и визиток
ограничивают выработку «фирменного стиля», заказывая такую разработку у
специалистов-дизайнеров. Однако информационный дизайн, а тем более, фирменный
стиль – вещь и проблема более серьезная и комплексная. Например, компоненты
информационного дизайна могут использоваться в оформлении рабочих мест, офиса
фирмы, внешнего облика работников и т. д.
Архитектурный
дизайн включает в себя внешний вид
здания (или подъезда), размещение построек, их планировку. Речь идёт не
обязательно об архитектурном проекте, застройке и т. п. Но важно помнить, что
для репутации фирмы важен и адрес офиса, здание (приспособленное или
новострой), вид фасада, табличка с наименованием, благоустроенность подхода и
подъезда ко входу, оформление и чистота самого этого входа.
Оформительский
дизайн (дизайн оформления) предполагает
хорошо продуманное оформление внутренних помещений, рабочих мест, приемных.
Речь идет не только об интерьере, мебели, оборудовании и оргтехнике. Важно,
например, чтобы посетитель или начинающий работник легко ориентировались во
внутренних помещениях. Поэтому очень полезно продумать систему указателей, с
помощью которых можно было легко ориентироваться в коридорах и помещениях
фирмы.
Внешний облик сотрудников, включая одежду, прическу и макияж,
может иметь различную степень нормативности – от униформы, спецодежды до
просто мелких деталей одежды, использующих фирменный стиль (галстук, нагрудный
знак, цветок и т. д.). То же касается и прически. Не обязательно всем
сотрудникам делать одну и ту же прическу или пользоваться одинаковым макияжем.
Может быть принята и система простейших запретов («как не принято») на внешний
вид персонала.
Информационный
дизайн, архитектурный дизайн, дизайн оформления и внешний облик могут стать
предметом специальной целостной разработки проекта системного (программного)
дизайна фирмы, что, разумеется, требует привлечения высококвалифицированных специалистов-дизайнеров. Важно только
помнить, что никакой проект не может создать «с нуля», «из головы» фирменный
стиль и организационную культуру. В конечном счете перечисленные дизайновые
составляющие выражают и воплощают определенную культуру управления, работы,
общения и человеческих отношений, личную культуру руководства и работнике» фирма.
Эти вопросы тесным образом связаны е проблемами психологии управления, культуры
руководства и т. д. Назовем те их компоненты, которые определяют организационную
культуру и фирменный стиль.
Стиль управления
выражает не только культуру руководства
и подчиненных, но и определенную степень зрелости коллектива. Это к соблюдение
ритмичности в работе, равномерность распределения заданий и сроков, и
определенная работа по разрешению и профилактике конфликтов и т. д. и т. п.
Хотя опыт показывает, что решающую роль здесь играет личность руководителя,
накладывающая неповторимый отпечаток на стиль и культуру управления, режим
работы, ее ритм, распределение заданий и контроль исполнения.
Стиль деловых
отношений – важнейший компонент,
по которому партнеры, посетители ж другие судят об организационной культуре
фирмы. Обязательность, личная заинтересованность и ответственность, точность,
оперативность – наилучшее свидетельство надежности фирмы, вызывающее доверие к
ней и ее руководству, сотрудникам.
Стиль поведения
определяет как характер общения,
так и поступки работников фирмы (как в рабочее, так и в свободное время),
Общение включает в себя как вербальные, так и невербальные аспекты. Поэтому
для фирменного стиля важны не только манеры ее сотрудников, способы разрешения
ими конфликтов и недоразумений между собой, чувство юмора, и культура их речи, их
способность понятно выражать свои мысли инамерения, их поведение
особенно публичное) во внерабочее время, личная жизнь.
Личная культура
– наиболее полное и в то же время
трудноуловимое выражение организационной культуры и фирменного стиля. Если
руководитель не занимается сознательным выстраиванием собственного имиджа, то
особенности его личности, а нередко и патологии, переходят на организацию в
целом. В связи с этим можно даже говорить об определенных типах патологических
организаций:
• «Параноидальная» – фирма, в которой
царит недоверчивость, страх риска, боязнь происков вражеского окружения и т.
д.;
• «Принудительная» – организация, в
которой доминирует любовь к мелочам, все предписано, расписано и
систематизировано, строится на иерархии властных отношений, а необходимые
решения постоянно откладываются;
• «Драматические» – организации, в
которых работа – непрерывная инсценировка и представление, импульсивные
действия, целиком направленные на закрепление ореола гениальности
самовлюбленного шефа. Принимаемые решения при этом оказываются внезапными
озарениями руководства, а отношения сотрудников либо экзальтированно
идеализируются, либо скатываются к демонстративному пренебрежению (опала со стороны
шефа);
• «Депрессивные» – организации, в
руководстве которых вакуум власти, а деятельность сотрудников бесцельна и
бессмысленна;
• «Шизоидная» – организация, руководитель
которой предстает холодным, отрешенным, замкнутым, даже страшноватым
загадочным сфинксом. Он не дает четких и ясных указаний, говорит загадками, дистанцируется
от подчиненных. В таких организациях почти отсутствует интерактивное начало, а
вакуум власти очень быстро заполняется игрой интересов среднего звена.
В этом пункте мы
доходим уже до требований к образованию, особенностям личности сотрудников и
менеджеров, их нравственной культуре – к тому, с чего начинается и чем
кончается любой менеджмент и любое человеческое дело – человеческой личности.
Давно сказано: «Бытие коренится в сердце души человеческой», – эти слова в
полной мере относятся и к менеджменту.
и за ответ «нет» на вопросы: 6, 13, 18,
20, 24, 31, 36, 38, 39.
Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23,
33, 34, 35, 40 не учитываются.
Подсчитайте сумму набранных баллов.
Оцените свой результат.
1–10 баллов. Низкая мотивация к успеху.
12–15 баллов. Средний уровень мотивации.
17–20 баллов. Умеренно высокий уровень мотивации.
Свыше 21 балла. Слишком высокий уровень мотивации к успеху.
Соотнесите свои показатели с результатами двух следующих
тестов «Мотивация к избеганию неудач» и «Готовность к риску».
Исследования
показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают
средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или,
наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху –
достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху
влияет и на надежду, на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех
обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.
К тому же людям,
мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать
высокого риска. Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую
готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют
высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И
наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач
(защита), то это препятствует мотиву к успеху – достижению цели.
(тест
на оценку уровня защиты личности, мотивация к избеганию неудач, страха перед
несчастьем предложен Т. Элерсом)
Инструкция
Вам предлагается
список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите
только одно из трех слов, которое наиболее точно вас характеризует, и пометьте
его.
1
2
3
1. Смелый
2. Кроткий
3. Осторожный
4. Непостоянный
5. Неумный
6. Ловкий
7. Хладнокровный
8. Стремительный 9.Незадумывающийся
10. Оптимистичный
11. Меланхоличный
12. Трусливый
13. Опрометчивый
14. Внимательный
15. Рассудительный
16. Предприимчивый
17. Взволнованный
18. Малодушный
19. Пугливый
20. Исполнительный
21. Предусмотрительный
22. Укрощенный
23. Осторожный
24. Разумный
25. Предвидящий
26. Поспешный
27. Рассеянный
28. Осмотрительный
29. Тихий
30. Оптимистичный
бдительный
робкий
решительный
бесцеремонный
трусливый
бойкий
колеблющийся
легкомысленный
жеманный
добросовестный
сомневающийся
небрежный
тихий
неблагоразумный
быстрый
осторожный
рассеянный
неосторожный
нерешительный
преданный
бойкий
безразличный
беззаботный
заботливый
неустрашимый
пугливый
опрометчивый
рассудительный
неорганизованный
бдительный
предприимчивый
упрямый
пессимистичный
внимательный
недумающий
предусмотрительный
удалой
боязливый
непредусмотрительный
чуткий
неустойчивый
взволнованный
боязливый
смелый
мужественный предусмотрительный
робкий
бесцеремонный
нервный
авантюрный
отчаянный
небрежный
терпеливый
храбрый
добросовестный:
беззаботный
пессимистичный
предприимчивый
боязливый
беззаботный
Подведите итоги
Используя ключ, подсчитайте баллы. Вы
получаете по 1 баллу за следующие выборы (первая цифра перед чертой означает номер
строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором находится нужное
слово:
Например, 1/2
означает, что слово, получившее 1 балл, находится в первой строке, во втором
столбце – «бдительный». Другие выборы баллов не получают. Найдите сумму и
оцените свой результат. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к
избеганию неудач, защите.
2—10 баллов. Низкая мотивация к защите.
12—15 баллов. Средний уровень мотивации.
17—20 баллов. Высокий уровень мотивации.
Свыше 20 баллов. Слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач,
защите.
Свои показатели
соотнесите с результатами тестов «Мотивация к успеху» и «Готовность к риску». Исследования Д. МакКлелпанда показали, что
люди с высоким уровнем защиты, т.е. страхом перед несчастными случаями, чаще
попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на
успех. Кроме того, люди, которые боятся неудач, (высокий уровень защиты),
предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не
угрожает престижу.
Немецкий
исследователь Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в
работе зависит от трех факторов: степени предполагаемого риска; преобладающей
мотивации; опыта неудач на работе.
Усиливают
установку на защитное поведение два обстоятельства: первое, когда без риска
удается получить желаемый результат; второе, когда рискованное поведение ведет
к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном
поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т.е. мотивацию к избеганию
неудач.