|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение Логистика происходит от греческого слова "logistike", что означает "Искусство вычислять, рассуждать". История возникновения и развития логистики уходит далеко в прошлое. Известно, что еще в период Римской Империи существовали служители, которые носили титул "логисты" или "логистики"; они занимались распределением продуктов питания. По мнению рядя западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века Джомини, который дал такое определение логистики: "практическое искусство маневра войсками". Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а так же строительство мостов, дорог и т.д. Однако, как военная наука логистика сформировалась лишь в середине XIX века. Логистика стала активно применятся в период второй мировой войны. Четкое взаимодействие военной промышленности тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в нужных количествах. Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу эффективности управления материальными потоками в экономике. В предпринимательской деятельности, экономической научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е. в управлению всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товара от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления товародвиженческими операциями, оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товара и услуг, а так же осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения. Логистика, с одной стороны, - это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока. Логистика, кроме того, определяется как некая система, выработанная для каждого предприятия с целью оптимального, с точки зрения получения прибыли, ускорение движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия, начиная с закупок сырья и материалов, прохождения их через производство и кончая поставками готовых изделий потребителям, включая связывающую эти задачи информационные системы. Обобщая вышеизложенные определения логистики, ее можно охарактеризовать как науку управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя, с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящемуся в нему потоком информации. В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики: - логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика); - производственная логистика; - сбытовая логистика (маркетинговая или распределительная логистика; - транспортная логистика, которая, в сущности, является составной частью каждого из видов логистики. Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации. В логистической цепи (рис.1) выделяют следующие главные звенья: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции.
Рис.1 Логистическая цепь
Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. Одна из основных задач логистики заключается в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество продукции. В соответствии с современными задачами логистики различают два виде ее функций: оперативные и координационные. Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения. К числу функций логистической координации относятся: выявление и анализ потребности а материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребности клиентуры. I. Задание на закупку
1. Краткое описание предприятия В 1994 году в Санкт-Петербурге было создано российское предприятие ООО “Березка”, занимающееся выпуском выпечных изделий - кулебяки с различными начинками. Основной целью фирмы является удовлетворение потребностей жителей г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области по производству выпечных изделий высокого качества. Применение качественного сырья и современных технологий производства делает продукцию конкурентоспособной. Наличие высоких вкусовых качеств и при этом невысокой цены, делает производимый продукт доступным для среднего класса населения. Кулебяки с рисовой начинкой являются наиболее потребляемым продуктом, производимым ООО "Березка" и выгодным в производстве. Адрес предприятия: 198261, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Стойкости, д. 28. Тел/Факс: + 7 812 150-54-89 2. Выбор организационно-правовой формы ООО "Березка" Предприятие будет носить организационно-правовой статус Общество с Ограниченной Ответственностью. Именно такой вид правовой формы будет самым оптимальным для нашей организации, так как он имеет следующий вид преимуществ: 1. Может быть основан при малом капитале; 2. Риск каждого из компаньонов ограничен основным вкладом; 3. Компаньоны имеют широкие права по управлению, что исключит различные ошибки, так как все решения по основным вопросам, связанные с управлением производством, будут приниматься общим собранием компаньонов; 4. Гарантирует непрерывность управлением предприятием; 5. Затраты на учреждение и управление ниже чем в других обществах. Участники этого общества несут ответственность по его обязательствам в пределах стоимости внесенного вклада (Петрова Е.Н. - 70 тыс. руб., Иванова Ю.В. - 70 тыс. руб., Михайлова А.В. - 60 тыс. руб.), то есть в результате банкротства совладельцы фирмы несут ответственность в сумме, которую каждый партнер внес в уставный капитал. Уставной капитал поделен на доли: - Петрова Е.Н. - 35%; - Иванова Ю.В. - 35%; - Михайлова А.В. - 30%. Участники общества не отвечают по его обязательствам лично принадлежащим им имуществом. Учредительные документы ООО имеют важное значение, так как законодательство регулирует эту организационно-правовую форму менее подробно, чем например, АО, оставляя решение многих существенных вопросов на усмотрение участников общества. Стоимость всех процедур, необходимых для регистрации предприятия, составил стоимость нематериальных активов: 1. Регистрация общества в налоговой инспекции, с предоставлением Устава, с дальнейшей выдачей регистрационных свидетельств; 2. Заверение подписи руководства на банковской карточке нотариусом, для дальнейшего открытия расчетного счета; 3. Открытие расчетного счета в банке; 4. Получение в Комитете государственной статистики Санкт-Петербурга и Ленинградской области информационного письма со статистическими кодами (ОКПО, ОКОНХ и т.д.); 5. Заказ печати организации и штампов. Совет учредителей, являющийся главным органом управления ООО, определяет основные направления производственного и социального развития: утверждает планы и принимает отчет о их выполнении. Прибыль подлежит распределению между учредителями после осуществления обязательных платежей в бюджетные фонды различных уровней. Руководство деятельностью предприятия ведет Генеральный директор, принимаемый по контракту советом учредителей. Генеральный директор несет материальную и административную ответственность за достоверность данных, представленных в бухгалтерских и статистических отчетах. В организации существует две формы оплаты труда - "сдельная" и "повременная". На предприятии, для производственного персонала, используется простая, "повременная", оплата труда с учетом часовых тарифных ставок. Для оплаты труда генерального директора, главного бухгалтера, а так же всех административных должностей используется штатно-окладная система оплаты, так как их рабочий день не нормирован. 3. Определение потребности и количества требуемого сырья. В процессе планирования закупок необходимо определить: 1. Какие материалы требуются; 2. Количество материалов, которые понадобятся для производства продукта; 3. Время, когда они понадобятся; 4. Возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары; 5. Требуемые площади складских помещений предприятия; 6. Издержки на закупки; 7. Возможности организации самостоятельного производства некоторых деталей на предприятии. В логистике существуют три метода определения потребности в материалах: Ø Детерминированный; Ø Стохастический; Ø Эвристический Детерминированный используется, когда известны определенный период выполнения заказа и потребность в материалах по количеству и срокам. Стохастический – когда основной для расчета являются математико-статистические методы, дающие ожидаемую потребность. С помощью третьего метода потребность определяется на основе сбыта работников. Проанализировав вышеперечисленные методы, для предприятия ООО "Березка" был выбран детерминированный метод, так как нам известна потребность в материалах по количеству и срокам. Одним из выпускаемых продуктов являются кулебяки с рисом "Обжорки". Общий объем выпускаемой продукции достигает 500 штук в день. Данный продукт выпускается порционно весом 500гр., и поставляется в пять крупнейших ресторанов города, в каждый по 100 штук в день, в горячем виде, непосредственно потребителю. Для производства кулебяк с рисом используются следующие основные компоненты: мука пшеничная высшего сорта, дрожжи, рис. Таблица 1 Потребность в материальных ресурсах
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид ресурса |
Норма расхода ресурса не единицу продукции |
Цена за единицу ресурса |
Среднедневная потребность в ресурсе |
Общая стоимость |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мука |
0,188 кг |
10 руб/кг |
94 кг |
940 руб |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дрожжи |
0,008 кг |
25 руб/кг |
4 кг |
100 руб |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рис |
0,1 кг |
9 руб/кг |
50 кг |
450 руб |
II. Закупочная логистика
Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Материальный поток – материальны средства, находящиеся в логистических системах при прохождении ими последовательности состояний и отнесенные ко временному интервалу.
Размеренность материального потока, как правило, дробь вида “объем/время” (кг/с, т/год, и т.д.), однако объем в ряде случаев может быть отнесен к какой-либо технологической операции (тонн за рейс, тыс. тонн за навигацию).
Относительно конкретной логистической системы материальный поток может быть:
Ø внешним;
Ø внутренним.
По направления материальные потоки различаются на:
Ø входной поток - поступает в логистическую систему из внешней среды;
Ø выходной поток – поступает из логистической системы во внешнюю среду.
По натурально-вещественному составу материальные потоки делятся на:
Ø одно ассортиментные;
Ø много ассортиментные.
По количественному признаку материальный поток делят на:
Ø массовый;
Ø средний;
Ø мелкий.
По удельному весу:
Ø тяжеловесные;
Ø легковесные.
Также материальные потоки бывают:
Ø совместимые;
Ø несовместимые;
Ø насыпные;
Ø наливные;
Ø навалочные;
Ø тарно-штучные.
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.
При этом решаются следующие задачи:
1. Выдержка обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий;
2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них;
3. Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.
Организацией закупки сырья и материалов на предприятии занимается отдел снабжения и реализации.
Для обеспечения производства предметами труда ему необходимо решить следующие задачи:
Ø какое сырье и материалы купить;
Ø в каком количестве;
Ø у какого поставщика;
Ø на каких условиях поставки.
Кроме того отделу нужно выполнить следующие работы:
Ø заключить договор с поставщиками на взаимовыгодных условиях;
Ø проконтролировать соблюдение условий;
Ø организовать доставку;
Ø организовать складирование.
2. Выбор поставщика
Выбор поставщика - это основная задача в разработке и оптимизации логистической структуры любого предприятия. Существуют следующие методы выбора поставщиков:
Ø метод конкурсных торгов;
Ø изучение рекламных материалов, фирменных каталогов;
Ø посещение выставок;
Ø переписка, личные контакты с поставщиками.
Конкурсные торги (тендеры) – распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Конкурсные торги проводят в случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму, или планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Потребитель совмещает решение проблем получения требуемого товара и выбор наилучшего во всех отношениях поставщика.
Другим вариантом процедуры получения предложения от потенциального поставщика может быть переписка, личные контакты с поставщиками. В процессе письменных переговоров потребитель получает официальное предложение на поставку товара от потенциального поставщика. Это может быть организовано двумя способами. Первый – когда инициатива вступления в переговоры исходит от продавца товар. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции предложения (оферты). Эти документы аналогичны предложениям, получаемым от поставщиков при проведении конкурсных торгов. В отличии от конкурсных торгов, где формы предложений строго определены, оферты в случае письменных переговоров могут иметь различную форму и содержание.
При втором способе организации письменных переговоров между поставщиком и потребителем инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получение предложения (оферты). В запросе указываются все необходимые реквизиты (наименование товара, требуемое количество, условия и сроки поставки, платежа и др.), кроме цены, которая указывается в ответном предложении.
В случае если потенциальный покупатель обращается к своим постоянным контрагентам, то вместо запроса может быть выслан заказ. Оценка предложений, поступивших к потенциальному потребителю, может вестись разными способами. Это может быть строго регламентированный процесс, как в случае конкурсных торгов, или более свободная процедура. Чаще всего основным критерием для отбора предложения является высокое качество продукции в сочетании с минимальной ценой.
После завершения поиска потенциальных поставщиков проводится их анализ на основании специальных критериев. Их может быть множество, но часто ограничиваются такими критериями как цена и качество, а также надежностью поставки (под надежностью поставки понимается соблюдение поставщиком обязательств по срокам, качеству, количеству, ассортименту, комплектности поставляемой продукции).
Кроме основных критериев выбора поставщика существуют прочие критерии, количество которых может быть достаточно велико, к ним относятся:
Ø удаленность поставщика от потребителя;
Ø сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
Ø наличие резервных мощностей;
Ø организация управлением качества;
Ø способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
Ø финансовое положение поставщика, кредитоспособность;
Ø условия платежа и др.
Основными требованиями в выборе поставщика для данного производства являются:
Ø качество продукции;
Ø надежность поставки (скорость доставки);
Ø стоимость поставляемой продукции.
Прекрасный вкус кулебяк с рисом и их качество напрямую зависит от качества используемого сырья. В первую очередь это мука, которая является основным компонентов в приготовлении теста. По этому выбору поставщиков этого продукта уделялось особое внимание. Ввиду использования конкурсных торгов с поставщиками муки было выбрано предприятие ОАО "Мучной дом" (г. Выборг, ЛО), так как данное предприятие имеет преимущества (надежный поставщик муки с лучшими условиями оплаты) над другими преложенными поставщиками. Предприятие отказалось от услуг ЗАО "Мельница" (г. Чудово), потому как данное предприятие не смогла предоставить достаточно веские гарантии в области бесперебойной поставки требуемого продукта. Также предприятие не устроило ОАО "Макфа" (г. Челябнск) из-за высокого ценового барьера.
Поставщиками риса ООО "Березка" выбрала ЗАО "Злак" (г. Самара), так как данное предприятие выше по основным требованиям, чем остальные предложенные поставщики (ОАО "Пшеничка" (г. Н.Новгород), ООО "Любимые злаки" (г. Краснодар)), которые не устроили ООО "Березка" качеством предлагаемого товара, и надежностью поставки.
В качестве поставщика дрожжей было выбрано ЗАО "Каравай" (г. Тихвин, ЛО), так как выбранное предприятие выигрывает в сравнении в остальными кандидатами в поставщики не только по ценовому барьеру, но и по качеству предлагаемого товара, а так же надежностью поставки. Из предложенных поставщиков дрожжей не были выбраны: ООО "Пирожок" (г. Архангельск) и ООО "Хмель" (г. Саранск), так как эти организации, предложив приемлемую цену, не смогли гарантировать своевременную поставку качественного товара.
Таким образом, поставщиками ООО "Березка" являются:
v ОАО "Мучной дом" (мука)
Адрес: 188800, Российская Федерация, Ленинградская область, г. Выборг, ул. Народная, д.37/5
Тел./факс: +7 81378 247-56
v ЗАО "Злак" (рис)
Адрес: 443010, Российская Федерация, Приволжский Федеральный Округ, г. Самара, ул. Куйбышева, д.137
Тел./факс: +7 846 990-91-15
v ЗАО "Каравай" (дрожжи)
Адрес: 187500, Российская Федерация, Ленинградская область, г. Тихвин, 4-ый микрорайон, д.42
Тел./факс: +7 81367 220-47
2. Метод закупки
Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, состава комплектующих изделий и материалов. Основными методами закупки являются:
Ø оптовые закупки;
Ø регулярные закупки мелкими партиями;
Ø закупки по мере необходимости;
Ø различные комбинации перечисленных методов.
У каждого метода есть свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить издержки.
Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, превышенные торговые скидки. Недостатки – большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества данного метода: ускоряется оборачиваемость капитала, т.к. товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия площади складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется заказ на всю поставку. Его недостатки: вероятность заказа избыточного количества товаров; необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе.
Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Такой метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро потребляемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения:
Ø полный перечень товаров;
Ø количество товаров, имеющихся на складе;
Ø требуемое количество товаров.
Преимущества данного метода: ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок.
Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:
Ø количество поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно;
Ø поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;
Ø оплачивается только поставленное количество товара;
Ø по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.
Преимущества данного метода: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товаров, ускорение оборота капитала, минимум работы по оформлению документов.
Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода – покупка нечасто используемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости. Товар заказывается, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков. Недостаток данного метода – в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкими размерами заказов и множеством поставщиков.
ООО "Березка" выбрала метод закупки товара одной партией (оптом). Оптом предприятие закупает все основные ресурсы, так как такой метод позволяет приобрести товар большой партией и со скидкой, к тому же все закупаемые составляющие - не скоропортящиеся продукты и не требуют особых условий для хранения.
Таблица 2
Поставщик
Наименование сырья
Количество
Цена за единицу
Общая стоимость
ОАО "Мучной дом"
мука
8 460 кг
10 руб
84 600 руб
ЗАО "Злак"
рис
4 500 кг
9 руб
40 500 руб
ЗАО "Каравай"
дрожжи
360 кг
25 руб
9 000 руб
III. Транспортная логистика
Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере материально-производственных услуг.
Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы затрат на логистику.
К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. Так же к задачам следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а так же использование единой системы планирования. Существует еще несколько задач транспортной логистики такие как:
Ø создание транспортных систем, в том числе транспортных коридоров и транспортных цепей;
Ø обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
Ø совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
Ø выбор вида транспортного средства;
Ø выбор типа транспортного средства;
Ø определение рациональных маршрутов доставки;
Ø и проч.
1. Выбор вида транспорта
Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и т.д. Основной выбор вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.
Рассмотрим особенности и недостатки следующих видов транспорта:
Особенности морского транспорта:
Ø низкая, по сравнению с другими видами, стоимость перевозок, особенно на значительные расстояния;
Ø мобильность, т.е., в зависимости от спроса и предложения на тоннаж, суда могут переключаться с одного маршрута на другой;
Ø большая грузоподъемность морских перевозок;
Ø неограниченная пропускная способность морских путей при ограниченной пропускной способности портов и каналов;
Ø незаменимость морского транспорта в силу географических особенностей международной торговли.
Ограничения его использования:
Ø зависимость от работы портов;
Ø небольшая скорость перевозки по сравнению с большинством наземных видов транспорта;
Ø сезонность работы морского транспорта в северных районах.
Особенности железнодорожного вида транспорта:
Ø высокие материальные затраты при строительстве ж/д и затраты связанные с эксплуатацией и содержанием стационарных сооружений;
Ø наибольшая эффективность в использовании этого вида транспорта достигается при перевозках на расстояния более 200 км;
Ø относительная дешевизна перевозок (по отношению к а/м и воздушному видам транспорта);
Страницы: 1, 2