3.3.
Финансирование,
кредитование и страхование внешнеэконо -
мической деятельности………………………………………………
3.4.
Иностранная
предпринимательская деятельность в стране……
3.5.
Таможенная система
страны………………………………………..
4.
Установление связей
с фирмами мира……………………………………
4.1.
Сбор информации о
рынке и возможных партнерах…………….
4.2.
Изучение
законодательства страны………………………………..
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………….
Введение
В последние годы в российской экономике
произошло много изменений как положительных, так и отрицательных. И наше
правительство, изучая экономическое становление многих зарубежных государств,
видя их достижения и успехи, почему - то крайне мало уделяет внимания именно
истории этого экономического становления, и в частности, трудностям и
проблемам, связанным с этим. Не надо забывать о том, что процветающие и
высокоразвитые страны не сразу стали такими. Им потребовалось много времени и
сил, чтобы добиться таких значительных успехов, которыми они могут сейчас
гордиться.
Франция как раз является одной из таких стран.
В своей работе я изложу основные принципы, на которых держится вся экономика
Франции. Познакомлю читателя с особенностями рынка Франции, со спецификой
поддержания устойчивых связей с иностранными фирмами. У Франции накоплен
богатый опыт внешнеэкономической деятельности. Я предоставлю сведения о законодательстве
страны, которое необходимо знать иностранному предпринимателю при работе на
рынке Франции; о деловых контактах этой страны с зарубежными партнерами, о
выставках, конференциях, ярмарках; о рекламе.
Эта тема интересна потому, что Франция как страна
является одним из примеров стабилизации экономики за счет государственного
влияния, что является довольно характерным для развитых стран. Также в
экономике Франции есть масса особенностей, исследование которых могло бы помочь
и нашей стране.
Таким образом, в работе будут рассмотрены
некоторые общие положения в экономике страны (некоторые особенности ее
развития) и ее политическом устройстве, коммерческих условиях работы на рынке,
инвестиционном законодательстве, особенностям быта и деловой этики, а также
статистические материалы, которые будут полезны для всех участников деловых
контактов с Францией и для лиц, намеревающихся посетить страну в качестве
туристов.
1. Общая характеристика страны.
1.1. Политическое и административное устройство.
Местоположение и территория страны. Франция
- это государство в Западной Европе. На северо-востоке граничит с Бельгией,
Люксембургом и Германией, на востоке - с Германией, Швейцарией и Италией, на
юго-востоке - с Монако, на юге - с Испанией и Андоррой. На севере территория
Франции омывается Северным морем, проливами Па-де-Кале и Ла-Манш, на западе
Бискайским заливом Атлантического океана, на юге - Средиземным морем. Площадь
европейской части Франции, включая остров Корсика в Средиземном море и другие
мелкие прибрежные острова, составляет 543965 км2. Столица - город
Париж.
Население.Около 58,5 млн. (01.01.97). 83% населения - французы;
живут также эльзасцы, бретонцы, корсиканцы, каталонцы, баски; кроме того
проживает 4,7 млн. иностранцев-иммигрантов (алжирцы, португальцы, итальянцы,
испанцы, армяне и другие). Официальный язык - французский. Подавляющее
большинство верующих - католики, около 2 млн. человек - протестанты, около 2
млн. - мусульмане (в основном выходцы из стран Северной и Центральной Африки,
Среднего Востока), православные (более 400 тысяч) и другие. Средне - годовой
естественный прирост населения 0,39% (1984-86). Средняя плотность населения 101
человек на 1 км2 (1987). Наиболее густо заселены промышленные районы
на севере Франции (до 300-500 человек на 1 км2), наименее - горные
районы Альп и Пиренеев (менее 10 человек на 1 км2). Горное население
- 77,2% (1985). Крупные города: Париж, Марсель, Лион, Тулуза, Ницца, Страсбург,
Нант, Бордо, Сент-Этьен. Экономически активное население - 23 млн. человек
(1983), в том числе занято: в промышленности 22,3%; в сельском, лесном
хозяйстве и рыболовстве 7,3%; в строительстве 7,3%; транспорте и связи 6%.
Безработных - 10% экономически активного населения (1986).
Воспроизводство населения во Франции характеризуется
очень плохой демографической ситуацией. Происходит даже естественная убыль
населения. Одновременно меняется и его возрастной состав, растет доля пожилых
людей. Такая демографическая ситуация привела к резкому изменению роли Франции
в системе внешних миграций населения. Бывшая со времен великих географических
открытий одним из главных очагов эмиграции, Франция в наши дни превратилась
почти в главный мировой очаг трудовой миграции. Теперь здесь насчитывается 1600
тысяч человек иностранных рабочих, значительная часть которых находится на
положении не граждан, а временных гостей - рабочих
("гастар-байтеров"). Основные направления трудовой миграции исходят
из таких стран, как Португалия, Испания, Марокко, Алжир, Тунис, Италия, Греция,
Босния и Герцеговина. Их доля в общем числе занятых составляет до 10%.
На размещение населения во Франции наибольшее
влияние оказывает урбанизация, уровень которой здесь очень высокий. Характерная
черта урбанизации Франции - очень высокая концентрация населения в больших городах
и городских агломерациях: Париж - 8,5 млн. человек; Лион, Марсель - более 1
млн. человек. Однако в последние 2-3 десятилетия рост крупнейших городов
замедлился или даже прекратился. Из центральных частей городов население стало
мигрировать в пригороды, города-спутники. Это явление получило название
субурбанизации.
Столица и крупнейшие города. Основными достопримечательностями Франции
являются Альпы с многочисленными лыжными курортами и альпинистскими лагерями, а
также пляжи Средиземного моря (в основном в Ницце). В Канне, неподалеку от
Ниццы, проводится всемирно знаменитый международный кинофестиваль, привлекающий
огромное количество зрителей. Одной из главных исторических
достопримечательностей являются замки Луары - несколько великолепных средневековых
замков, расположенных на берегах Луары. Культурным центром Франции является
Париж, в котором находятся главные музеи страны: Лувр (бывший королевский
дворец, в котором расположено 225 галерей и 400000 экспонатов); центр искусств
Пампиду; музей Пикассо с коллекцией работ знаменитого художника; музей
современного искусства; музей импрессионистов; музей декоративного искусства;
музей Родена (коллекция скульптур). Кроме того, в Париже находятся такие
знаменитые архитектурные шедевры как Эйфелева башня, собор Нотр-Дам-де-Пори
(1163 г), церковь XIII века Сен-Шапель, Триумфальная арка,
Пале-Роянь, Елисейский дворец (резиденция президента республики), Версальский
дворец (бывшая загородная резиденция французских королей). Популярны среди
многочисленных туристов Монмартр, Елисейские поля, Булонский лес, ботанический
сад и зоопарк. Под Парижем находится Евродиснейленд - первый парк развлечений
такого масштаба в Европе.
Краткая история становления государства.Территория Франции была заселена с древнейших времен (вероятно, 1 млн.
лет назад). В древности Францию населяли галлы (кельты), отсюда ее древнее
название - Галлия. К середине 1 в. до н.э. завоевана Римом; с конца 5 в. до
н.э. - основная часть Франкского государства. Образованное по Верденскому
договору 843 Западно-Франкское королевство занимало приблизительно территорию
современной Франции; в 10 в. страна стала называться "Франция". До
середины 12 в. господствовала феодальная раздробленность. В 1302 созваны первые
Генеральные штаты, сложилась сословная монархия. Экономическое развитие Франции
было надолго задержано Столетней войной 1337-1453. Ухудшение положения народа
вызвало Парижское восстание 1357-1358, Жакерию. Централизация государства в
основном завершилась во второй половине 15 в. при Людовике XI.
Абсолютизм укрепился после Религиозных войн 16 в., достиг апогея при Людовике XIV. В
15-17 вв. французские короли вели длительную борьбу с Габсбургами (Итальянские
войны 1494-1559, Тридцатилетняя война 1618-48). Феодально-абсолютистскую
систему ликвидировала Великая французская революция. В 1792 учреждена
республика (первая республика). Высший этап революции - якобинская диктатура.
Термидорианский переворот 1794 знаменовал победу буржуазной контрреволюции.
Режим Директории (1795-99) сменила военная диктатура Наполеона [в форме
Консульства, а с 1804 - империи (первая империя)], укрепившая буржуазный
строй. Отечественная война русского народа 1812 предопределила крушение
наполеоновской империи. В период Реставрации (1814-1815, 1815-30) политическое
господство принадлежало дворянству и духовенству. В результате Июльской
революции 1830 к власти пришла финансовая аристократия. Февральская революция
1848 установила буржуазную республику (вторая республика). В дальнейшем
Революция 1848 развивалась по нисходящей линии. В 1852 была установлена вторая
империя; пала в 1870 в обстановке франко-прусской войны 1870-71. Была
образована третья республика (1870-1940). 18 марта 1871 в Париже произошла
первая в мире пролетарская революция, жестоко подавленная буржуазией. В 1875
принята конституция третьей республики. В 1879-80 была создана первая
марксистская партия - Рабочая партия. В начале 20 в. социалистическое движение
раскололось. Были образованы Социалистическая партия Франции (под руководством
Ж. Геда, П. Лафарга и др.) и Французская социалистическая партия (под
руководством Ж. Жореса) - объединились в 1905 в СФИО. На рубеже 19-20 вв.
французский капитализм вступил в стадию империализма. К концу 19 в. в основном
завершилось образование французской колониальной империи. Франция в составе
Антанты участвовала в I мировой войне, которая завершилась выгодным
для французских империалистов Версальским мирным договором 1919. Франция была
участником антисоветской интервенции. В 1918-20 - революционный подъем. В 1820
основалась Французская коммунистическая партия. Дипломатические отношения с
СССР с 28.10.1924. В 1935 заключен франко-советский договор о взаимопомощи. В
январе 1936 на основе единого рабочего фронта [ФКП и Социалистической
партии (СФИО), с 1934] создан Народный фронт. Правительства
Народного фронта запретили фашистские организации, приняли меры к улучшению
положения трудящихся (введение 40-часовой рабочей недели, оплачиваемых отпусков
и т.д.). В 1938 Народный фронт распался. Французские правящие круги проводили
курс "умиротворения" фашистских агрессоров, что способствовало
развязыванию II мировой войны. В 1940 Франция была оккупирована
фашистскими германскими и итальянскими войсками. Возник профашистский режим
"Виши". Главным организатором Движения Сопротивления на территории
Франции была ФКП, важную роль играло возглавляемое Ш. де Голлем движение
"Свободная Франция" (с 1942 - "Сражающаяся Франция"). К
концу 1944 Франция (в результате действий войск антигитлеровской коалиции и
Движения сопротивления) была освобождена. В 1944-47 в правительство входили
коммунисты; были проведены прогрессивные социальные реформы, принята
демократическая конституция четвертой республики (1946). В 1949 Франция стала
членом НАТО, в 1957 ЕЭС. Франция подписала Женевские соглашения 1954 по Индокитаю.
В 1958 принята конституция пятой республики, расширившая права исполнительной
власти в ущерб законодательной. Президентом стал де Голль. К 1960 в
обстановке распада колониальной системы империализма завоевала независимость
большая часть французских колоний в Африке, в 1962 - Алжир. Стремясь укрепить
международные позиции и обеспечить внешнеполитическую самостоятельность,
Франция вышла из военной организации НАТО (1966), активизировала
сотрудничество с СССР и другими социалистическими странами. Крупное событие
внутриполитической жизни - Всеобщая забастовка 1968. В 1981 при поддержке ФКП и
других левых сил президентом Франции был избран кандидат социалистов Ф.
Миттеран. [ ]
Система институтов. Франция - республика. Действует конституция,
одобренная референдумом 28 сентября 1958 г. (с изменениями). Установленный
конституцией 1958 г. строй именуется Пятой республикой. По этой конституции
главой государства является президент (с 1981-Ф. Миттеран, был переизбран в
1988), избираемый сроком на 7 лет всеобщим и прямым голосованием по
мажоритарной системе (в 2 тура). Он назначает премьер-министра и членов
правительства, председательствует в Совете Министров, руководит вооруженными
силами. Президент наделен также правом роспуска Национального собрания.
Высший законодательный орган - парламент,
состоящий из 2 палат - Национального собрания (577 депутатов, из них 555 от
метрополии, 22 - от заморских департаментов и территорий), избираемого сроком
на 5 лет всеобщим и тайным голосованием (последние выборы были в 1993 г.) и
сената (321 сенатор за сроком полномочий каждого - 9 лет), избираемого на
основе косвенного голосования (коллегия выборщиков состоит из депутатов
Национального собрания, генеральных и муниципальных советников).
Правительство ответственно перед парламентом,
ему может быть вынесен вотум недоверия со стороны Национального собрания
(необходимо абсолютное большинство голосов всех депутатов). Правительство,
сформированное в марте 1993 г., возглавляет премьер-министр Э. Балладюр.
Французская социалистическая партия (ФСП),
образовалась в 1971 г. на базе объединения партии СФИО (Французская секция
рабочего интернационала), существовавшей в 1905 г., и ряда политических
группировок (около 200 тысяч членов), входит в Социнтерн. В нее входило 160
тысяч членов (январь 1979), первый секретарь - Л. Жостен (с 1981). В марте 1993
г. ФСП потерпела поражение на парламентских выборах и переживает кризис.
Левые и левоцентристские силы представлены
следующими партиями. Французская коммунистическая партия (ФКП) - основана в
1920 г. (около 200 тысяч), в последние годы ее влияние и численность
уменьшились. Генеральный секретарь - Ж. Марше. Движение левых радикалов (ДЛР),
образовалась в 1972 г. в результате раскола партии радикалов и радикал -
социалистов (около 30 тысяч). Председатель - Э. Зюккарелли, генеральный
секретарь - Ф. Валкер. Объединенная социалистическая партия (ОСП) -
образовалась в 1960 г. Пользуется влиянием среди левацки настроенной
интеллигенции и студенчества. Генеральный секретарь ОСП - Ж.К. Лескорнэ.
Наиболее влиятельными партиями в парламенте и
правительстве после парламентских выборов в 1993 г. является голлистское
объединение в поддержку республики (ОПР) и центристский СФД. ОПР образовалось в
1958 г., правительственная партия (около 900 тысяч). Председатель - Ж. Ширак,
генеральный секретарь - А. Жюлле.
Самой массовой профсоюзной организацией
является Всеобщая конфедерация труда (ВКТ) (1,33 млн. членов), которые входят в
ВФП. Национальный совет французских предпринимателей - существует с 1946 г.,
объединяет 130 профессиональных федераций промышленников и торговцев.
Национальный союз студентов (ЮНСФ) - более 35 тысяч человек.
Система административно - территориального
деления страны.В административном отношении территория Франции разделена на 96
департаментов, включая Париж (отдельный департамент), департаменты на коммуны;
департаменты созданы на территории исторических провинций. Площадь владений
Франции составляла (1977) 127 тыс. км2 с населением около 2,6 млн.
человек, в их составе (на 1 июля 1976): 5 заморских департаментов (Гваделупа и
Мартиника - в Вест-Индии, Гвиана - в Южной Америке, Реюньон - в Индийском
океане, острова Сен-Пьер и Микелон) и 5 заморских территорий (Новая Каледония,
Французская Полинезия, Французские южно-антарктические территории, острова
Майотт, Уоллис, Футуна). Новые Гебриды - совместное франко-английское владение.
[ ]
1.2. Краткая экономическая характеристика.
Сложившаяся
экономическая ситуация, проблемы и достижения экономики. Начавшееся весной 1994 г. циклическое оживление окрепло и в начале 1995
г. переросло в слабый подъем. В стране было характерно скачкообразное
расширение внутреннего и внешнего спроса, выводящее экономику страны из кризиса
и последующей депрессии, но не создающее еще устойчивую тенденцию роста.
Начало нового кризиса определялось
особенностями кризиса 1990-1993 гг., который был самым продолжительным за
период после второй мировой войны, а по глубине уступил лишь кризису 1974-1975
гг. По стране прокатилась волна банкротств и массовых увольнений трудящихся. В
промышленности и торговле произошло снижение цен. Компании пострадали от
снижения доходов, что обернулось для них острой нехваткой собственных средств и
ростом задолженности. Циклическое падение промышленного производства составило
7,1%.
Сокращение занятости, давление на зарплату,
рост налогов, дороговизна потребительского кредита привели к уменьшению
сбережений, а затем и личного потребления населения. Государственный бюджет и
кредитная политика носила антикризисный характер. Однако эффективность
правительственных мероприятий по улучшению финансового положения компаний, а
также уменьшению дефицита государственного бюджета была невысокой.
Разгар кризиса пришелся на середину 1993 г.,
но падение промышленного производства продолжалось до конца года. За счет
уменьшения численности занятых и давления на зарплату удалось повысить общие
издержки компаний. Стабилизировалась масса и норма предпринимательского дохода.
За счет снижения объема капиталовложений и сокращений запасов нереализованной
продукции компании высвободили достаточно средств для погашения задолженности.
Удешевление кредитов способствовало оживлению жилищного строительства весной
1994 г.
В первом квартале 1994 г. экономика находилась
в состоянии депрессии. Объем промышленного производства превышал кризисный
уровень, но завершилась волна банкротств. Весной 1994 г. началось оживление.
Однако хозяйство избавлялось от последствий кризиса крайне медленно.
Закрывались нерентабельные предприятия и ликвидировались многие убыточные
производства. Кратковременный, но сильный толчок к выходу экономики из кризиса
дало увеличение экспорта в страны континентальной Европы. На протяжении года
оживление стимулировалось слабым повышением личного потребления и
государственных заказов. В начале 1995 г. обозначился слабый подъем.
Главной заботой правительства (глава кабинета
министров - Э. Балладюр) было состояние государственных финансов, а важнейшей
среднесрочной задачей - уменьшение дефицита госбюджета и долга.
Кредитно-денежная и валютная политика была направлена на поддержание
стабильного курса франка, обслуживание и погашение государственного долга. Был
введен ряд налоговых льгот и мер по стимулированию долгосрочных сбережений
частных лиц. Внутренний спрос в 1994 г. повысился на 2,9 %. В промышленности объем
инвестиций снизился в 1994 г. на 5 %. Личное потребление в 1994 г. и первой
половине 1995 г. увеличилось на 1,5 %. Замедление роста реальной зарплаты,
снижение с 1994 г. выплат на медицинское обслуживание, пенсионерам и
безработным уменьшили доходы населения. Рост занятости с 1994 г., ощутимое
повышение в 1995 г. реальных ставок зарплаты сказались на настроении
потребителей: норма сбережений понизилась до 13,4 %, личное потребление
увеличилось.
В 1992-1993 гг. влияние внешнего спроса в
качестве фактора, улучшающего конъюнктуру, падало и в 1994-1995 гг. было
отрицательным. С осени 1993 г. увеличился объем экспорта в страны, не входящие
в Европейский Союз (ЕС). В конце 1993 г. стала улучшаться экономическая
ситуация у западноевропейских торговых партнеров, что позволило французским
экспортерам отвоевать часть европейского рынка. Относительно низкие издержки
производства и доля прибыли в цене позволили сохранить невысокие экспортные
цены. Французская промышленность с опозданием отреагировала на изменение условий
конкуренции после девальвации фунта стерлингов, лиры и песеты в 1992 г. Однако
благодаря высокому качеству и хорошему послепродажному обслуживанию французские
товары сохранили конкурентоспособность на европейских рынках.
Но со второй половины 1994 г. доля и объем
французского экспорта в европейской торговле начали снижаться. Импорт в
1994-1995 гг. рос быстрее, чем внутренний спрос. Активное сальдо внешней
торговли уменьшилось до 84,5 млрд. фр. в 1994 г. Активное сальдо платежного
баланса составило 54,5 млрд. фр.
В промышленности начался с первого квартала
1995 г. В целом уровень промышленного производства в начале лета 1995 г. был
выше кризисного минимума на 8,3%, выпуск потребительских товаров - на 6,7%,
полуфабрикатов - на 14,8%, оборудования - на 9,6%.
Антиинфляционная политика направлена на
сдерживание зарплаты и доходов трудящихся, а также дефицита госбюджета и фондов
социального страхования. Низкие цены на полуфабрикаты и импортные товары также
сдерживали инфляцию. Потребительские цены увеличились в 1994 г. на 1,7%, а в
1995 г. - на 1,9%.
Темпы роста цен во Франции оставались одними
из самых низких среди развитых капиталистических стран. Снижение в 1993-1994
гг. краткосрочных процентных ставок поддерживало экономическую активность в
стране. Их повышение с конца 1994 г. связано с необходимостью привлечь капиталы
в банковский сектор. Повышение ставок усложнило отношения между выжившими после
кризиса компаниями и банками. Государство обеспечило поддержку пяти банков, но
особое внимание уделялось "Креди лионне". План его спасения
базировался на государственных гарантиях, которые позволили покрыть потери
банка за длительный период.
Кредитно-денежная политика была направлена на
поддержание стабильности франка по отношению к валютам европейских стран,
сдерживание роста денежной массы в обращении, общие задолженности и
среднесрочных ставок. Средний курс франка по отношению к немецкой марке в 1994
г. составил 0,29 марки, а по отношению к доллару США - 0,18 доллара.
Одной из острейших социально-экономических
проблем остается безработица. Численность безработных увеличилась до начала
1994 г., затем стабилизировалась и весной 1995 г. составила 3,4 млн. человек.
Спад производства привел к сокращению рабочих мест во всех отраслях и повышению
уровня безработицы до 12,4% в начала 1994 г. Нынешняя безработица носит
застойный характер. С 1990 г. по март 1995 г. число не имеющих работы более
одного года увеличилось на 62,7% и составило 38,6% резервной армии труда.
В начале 1994 г. власти предложили
субсидировать создание новых рабочих мест за счет сокращения минимальной
зарплаты молодых рабочих, что вызвало волну протеста и не было осуществлено.
Правительство А. Жюппе продолжило мероприятия по повышению занятости. Парламент
принял ряд законов о поощрительных выплатах частным предпринимателям за наем
молодежи на работу и за возвращение сокращенного персонала. [ ]
Основные экономические показатели. Характерной особенностью Франции в 90-е годы стало
замедление темпов развития. Это связано с состоянием потребительского спроса,
меньшей активностью корпораций и ослаблением общеэкономической конъюнктуры в
соседних странах. Необходимо было принять меры по ограничению бюджетного
дефицита, поэтому прирост ВВП в 1996 г. составил 1,5% против 2,2% в 1995 г. В
1 полугодии 1996 г. был отмечен очень скромный рост ВВП - всего на 0,8%. Однако
2 половина года охарактеризовалась постепенным ускорением экономического
развития в основном в результате улучшения экономического положения в Европе и,
как следствие, увеличением объема экспорта французских предприятий. К концу
года темпы роста ВВП в среднегодовом исчислении достигли 2,1%. По мнению
экспертов французского правительства, улучшение ситуации на рынке основных
валют и, в частности, изменение курса доллара по отношению к европейским валютам
начали оказывать благоприятное воздействие на развитие инвестиционной
деятельности и торговли в Европе.
Таблица 1
Динамика основных показателей французской экономики
1994 г.
1995 г.
1996 г.
(в % к предыдущему году)
ВВП
2,8
2,2
1,5
Потребление населения
1,4
1,7
2,1
Инвестиции
1,3
2,6
- 0,6
Импорт
6,7
5,3
2,2
Экспорт
6,0
6,0
3,6
Перемены на финансовых рынках оказали большее,
чем ожидалось, воздействие на рост личного потребления населения. Так, в 1
полугодии 1996 г. он составил 1,5% против снижения потребления во 2 половине
1995 г. на 0,3%. Рост потребления в 1996 г. происходил при снижении
покупательной способности населения. В результате уменьшения процентных ставок
несколько сократилась среднегодовая норма сбережений. В 1995 г. она была на
самом высоком за последние 10 лет уровне - 14,3% доходов населения. В 1
половине 1996 г. этот показатель снизился до 12,6%.
Однако этого было недостаточно для роста
промышленного производства. Несмотря на то, что в 1 полугодии 1996 г.
значительно улучшились финансовые условия для инвестирования (была снижена
средняя стоимость инвестиционных кредитов на 1,5 пункта по сравнению со 2
полугодием; кроме того, снижение рыночных процентных ставок повысило доходность
инвестиций), предприятия не воспользовались этими преимуществами. Они
продолжали снижать уровень запасов, по-видимому из-за ожидания падения цен, и
объем инвестиций сократился на 0,7%.
В 1997 г., по ожиданиям правительственных
экономистов, во Франции должен был начаться процесс оживления экономики
благодаря расширению капиталовложений. Предполагалось, что ВВП увеличится на
2,8%. Что касается проблемы занятости, то в 1996 г. предполагалось создать 150
000 новых рабочих мест (то есть уровень безработицы > 12
%), а в 1997 г. - 215 000 по сравнению со 141 000 в 1995 г.
В 1996 г. курс французского франка в отношении
немецкой марки укрепился и вновь вошел в свой прежний узкий коридор в
Европейской валютной системе.
Учетные ставки находятся сейчас на очень
низком для Франции уровне, хотя они и выше германских. Однодневная банковская
ссуда предоставляется в Париже под 4,5%, тогда как во Франкфурте-на-Майне -
несколько выше 3,7%. Французские государственные займы сроком на 10 лет
приносят годовой доход в 6,5%. Это на 0,65% выше, чем федеральные займы в ФРГ.
Для экономики Франции в последние годы
характерен достаточно низкий уровень инфляции. В 1995 г. индекс роста цен
составил лишь 1,7%. В связи с повышением в августе 1995 г. ставки НДС до 20,6%
(с18,6%) темпы роста цен несколько ускорились. Однако с августа 1996 г., когда
прекратилось механическое воздействие повышенной ставки НДС, индекс роста цен
вернулся на годовой уровень 1,6 – 1,7%.
По мнению всех экономистов, постепенного
ускорения роста французской экономики можно ожидать с начала 1998 года.
Успешное претворение в жизнь прогнозов экономического развития Франции зависит
от динамики трех важнейших факторов:
1.
от конъюнктурной ситуации
в мире;
2.
от инвестиционной
деятельности;
3.
от потребления.
Прогнозы на 1998 г., сделанные правительством
Франции, более оптимистичны. Правительство ожидает, что прирост ВВП составит
2,8%, экспорт продукции и услуг возрастет на 5,7%, инвестиционная деятельность
предприятий – на 5,4%, потребление населения – на 1,9%. Правительство планирует
добиться снижения дефицита бюджета до 2,8% ВВП, а также снизить уровень
безработицы к концу 1998 г. до 12,6% активного населения страны. [ ]
1.3
Природно – ресурсный потенциал.
Рельеф. Берега Атлантического побережья на севере и западе
слабо расчлененные, невысокие; на северо-западе, в районе полуостровов Бретань
и Котантен, бухтовые, частично риасовые; берега Средиземного побережья на
западе низкие, местами заболоченные, на востоке крутые, скалистые. К
Лигурийскому морю подступают отроги Приморских Альп. В западных и северных
районах преобладают плоские или всхолмленные равнины (Гароннская низменность,
Парижский бассейн) и низкогорья. В центре и на востоке - средневысокие горы
(Центральный Французский массив, Вогезы, часть гор Юра). По юго-западным и юго-восточным
окраинам - высокие хребты и массивы Пиренеев и Альп (с наиболее высокой
вершиной Франции и Западной Европы - горой Монб-Лан, 4807 м).
Основные полезные ископаемые. Железная руда (в
Лотарингии), бокситы (в Провансе и Лангедоке), каменная и калийная соли (в
Лотарингии и Эльзасе), природный газ (на юго-западе), месторождения каменного
угля и урановых руд.
Климат. На большей части страны морской умеренный, на востоке
переходный к континентальному; на побережье Средиземного моря субтропический
средиземноморский с сухим летом и дождливой зимой; на остальной территории
Франции осадки распределены более равномерно (их сумма на равнинах 600-1000 мм,
в горах до 2000-2500 мм в год. Средняя температура января 1-50C (на
юге до 80С), июля 17-220С (на юге до 240С).
Речная сеть густая, реки полноводны. Наиболее крупные реки: Сена, Рона с Соной,
Луара, Гаронна, Рейн (по границе с ФРГ). Преобладают бурые лесные почвы,
местами выщелоченные и оподзоленные; на юге - коричневые почвы сухих лесов и
кустарников, красноземы.
Большую часть страны занимают
сельскохозяйственные угодья. Леса покрывают 26% территории Франции - в основном
дуб, бук, каштан, сосна (в значительной степени искусственные насаждения), в
горах - также ель, пихта. На юге - вечнозеленые леса и кустарники средиземноморского
типа. Национальные парки - Экрен, Севенны, Вануаз и другие. [ ]
1.4. Отраслевая структура хозяйства.
Оценка влияния различных факторов на
отраслевую экономику. Франция
–экономически высокоразвитая капиталистическая страна. Широкое развитие
получили такие прогрессивные отрасли промышленности, как нефтеперерабатывающая,
химическая, машиностроительная, электротехническая и электронная, производство
строительных материалов. Ряд отраслей завоевали международное признание:
ядерная энергетика, информатика, ракетостроение.
Нефтяная промышленность.В 1996 г. во Франции
результат экономической деятельности составил 48 - 49 млрд. фр. В отрасль
входят более 120 предприятий. Количество персонала, работающего на них,
составляет 44,5 тысяч человек. Нефтяная промышленность проводит большую работу
по установке нефтяного оборудования за рубежом. Оборот этих мероприятий в 1996
г. составил 24 - 25 млрд. фр. Французские фирмы получили 25% оборота в Африке и
22% в Северном море. В Северной Америке французские фирмы практически не
представлены, они связывают свои надежды с Южной Америкой. Они начали
проведение некоторых работ в Мексике.
Для страны характерна высокая концентрация
производства. Мелкие и средние предприятия сохраняют наиболее значительные
позиции в металлообрабатывающей промышленности и в отраслях общего
машиностроения, станкостроении, текстильной и швейной промышленности.
Сфера услуг.Сфера услуг представляет
собой важнейшую по значению отрасль экономики Франции; на нее приходится более половины
ВВП и свыше 69% всех занятых. Услуги – наиболее динамично развивающаяся и
единственная отрасль французской экономики, где занятость продолжает расти.
Крупными подотраслями сферы услуг являются туризм, связь, транспорт, банковское
и страховое дело.
За последние 30 лет укрепились позиции сферы
обслуживания в городах Франции. В абсолютных показателях сократилось число
рабочих мест в производстве и увеличилось на предприятиях сферы обслуживания.
Непроизводственная сфера расширилась, разнообразилась и укрепилась. Однако
технически и финансово услуги сконцентрированы неравномерно. Предприятия сферы
обслуживания имеют тенденцию к развитию в центральных районах городов, больших
городах и городах-спутниках. Непроизводственный сектор сегодня один из самых активных
в перестройке городского хозяйства крупных центров индустриальных стран. В 1990
г. предприятия, оказывающие услуги другим предприятиям, группировали в среднем
6% активного населения, Париж - 13%, Канны, Ницца, Лион - 11%. Чем больше
город, тем более важное место в занятости населения занимают услуги
предприятиям: различные службы помощи, технологических и информационных
советов, службы изучения. Локализация услуг предприятиям зависит от уровня
развития других служб города, региональной специфики.
Сельское хозяйство – одно из важнейших
направлений международной специализации – реализует на внешнем рынке более 1/3
производимой продукции. В 1996 г. продукция агропромышленного комплекса
составила 15% экспорта и менее 10% импорта. По объему сельскохозяйственного
экспорта страна отстает только от США, занимая первое место в Западной Европе.
Тем не менее во французской внешней торговле аграрной продукцией имеются
уязвимые места: увеличение экспорта во многом происходило благодаря сырью, а не
переработанной продукции; ухудшился баланс торговли со странами ЕС, которые
также добились самообеспеченности или даже стали экспортерами. Товарный экспорт
превратился в один из самостоятельных и решающих факторов экономического
развития Франции. По объему экспорта и импорта Франция занимает 4-е место в
мире – после США, ФРГ, Японии. В 1996 г. внешнеторговые показатели Франции
достигли высокого уровня: экспорт составил 1485,8 млрд. фр., импорт – 1363,5
млрд., а положительное сальдо возросло до 122,3 млрд. фр. Франции удалось
добиться существенного улучшения внешнеторгового баланса за последние пять лет
после длительного периода, характеризующегося дефицитом внешней торговли. [ ]
Главные торговые партнеры Франции – страны ЕС
(около 65% всего оборота), особенно ближайшие соседи – Германия, Италия,
Испания, Бельгия, Великобритания, Люксембург, а также США и Япония. Развиваются
внешнеторговые отношения со странами Азии. Промышленная продукция занимает
основную часть внешнеторгового оборота Франции. В 1996 г. на промышленную продукцию
гражданского назначения приходилось 82% экспорта и 81% импорта. Помимо
упомянутых товаров Франция является крупным поставщиком автомобилей,
электротехнического оборудования, а также лекарств, медикаментов и
парфюмерно-косметической продукции. Во французском импорте преобладают
энергоносители, продукция цветной металлургии, продукция электронной
промышленности, целлюлозно-бумажные товары, бытовые приборы, ткани и одежда,
лесоматериалы и мебель.