бесплатные рефераты

Особенности экономики Франции

В конце 70-х годов французские финансовые рынки переживали серьезный кризис. Исследователи международных финансовых процессов предсказывали, что Франции придется открыть ее фондовый рынок в ответ на резкий рост движения капиталов в Европе. Этот рост был вызван увеличением объема фондовых операций на еврорынке и появлением новых телекоммуникационных возможностей, позволяющих проводить обработку информации в режиме реального времени. О несовершенстве применявшейся на французском рынке технологии говорило то, что компании использовали ценные бумаги для покрытия своих потребностей в привлечении средств менее чем на 15%  и техническое осуществление сделок с ценными бумагами обходилось французским финансовым институтам более чем в 2 млрд. французских франков в год. Наиболее убыточными отделами финансовых институтов Франции стали отделы по техническому осуществлению сделок с ценными бумагами.

Изменения фондового рынка воздействовали сначала на отделы по работе с клиентами (front office), потом на отделы по техническому исполнению сделок (back office): “тыловые” структуры были реформированы при проведении дематериализации, затем после создания компьютерной системы торговли были изменены отделы по работе с клиентами. За модель была выбрана система CATS (Toronto), на основе которой была создана национальная система CAC (Cotation Assistee en Continu). Операции начались 23 июня 1986 г., после чего “тыловые” структуры были реформированы вновь (проект Relit).

Такой сбалансированный подход помог избежать катастрофических последствий резкого увеличения объемов торговли. В результате система стала представлять собой идеал современного рынка: полностью компьютеризированный континуум от торговых операций до операций по передаче ценных бумаг и получения платежей в момент передачи.

Законы о ценных бумагах Англии и США содержат норму, что все фондовые ценные бумаги должны быть именными. Широкое внедрение на фондовом рынке института номинальных держателей и доверительных собственников способствовало частичному решению проблем, связанных со сложностью и стоимостью передачи именных ценных бумаг. Благодаря тому, что ценные бумаги регистрировались на имя доверительных собственников или номинальных держателей операции по перемещению ценных бумаг сильно упростились. Теперь хранящие эти ценные бумаги депозитарии должны были осуществлять их передачу только между номинальными держателями и доверительными собственниками.

Существует разница между номинальным держателем в американской модели и номинальным держателем во французской модели дематериализации. В основе последней лежит необходимость урегулировать ситуацию, когда одно лицо получает доходы по ценным бумагам, а другое лицо (профессионал фондового рынка) осуществляет все операции с ними и оставляет себе часть дохода в той или иной форме.

В американской модели это достигается за счет “расщепления” права собственности между двумя лицами. Часть правомочий, из которых состоит право собственности, остается у первичного собственника, а остальные он передает номинальному держателю, сам их при этом теряя. Поэтому в реестре у эмитента фиксируется только номинальный держатель, так как все важные для эмитента правомочия, наличие которых у лица фиксируется занесением его в реестр, находятся у него. Сам номинальный держатель наделен правом вести реестр лиц, у которых остались правомочия по получению дохода. Таким образом, мы имеем систему двух реестров, то есть расщепление права собственности приводит к расщеплению реестра.

Во французской модели так сделать нельзя, так как основополагающий момент тот, что или у лица есть все правомочия собственника, или у него их нет вообще. Поэтому в реестре всегда указывается именно собственник ценных бумаг. Для решения проблемы применяется конструкция осуществления полномочий через третье лицо (поверенного) или конструкция дачи ценных бумаг в долг.

В первом случае номинальному держателю дается поручение выполнять определенный набор действий (в реестре отмечается, что ценные бумаги управляются третьим лицом).         

Во втором случае к нему полностью переходят все права собственника. При этом у первичного собственника возникает право требовать от номинального держателя возврата в определенные сроки определенного количества ценных бумаг и уплаты денег.

В первом случае важно, чтобы ценные бумаги определялись родовыми признаками. В этой модели номинальный держатель ведет реестр внутреннего учета лиц, которые наделили его полномочиями или дали ценные бумаги в долг. Передача ценных бумаг в долг осуществляется по особому договору, который называется “взаимное соглашение о передаче ценных бумаг в долг”.

Правительство Франции сделало первый шаг на пути разрешения такого рода операций, уполномочив Sicovam вести учет таких договоров. Чтобы вступить в силу, это соглашение должно быть зарегистрировано в Sicovam. По закону от 17 июня 1987 г. был введен налог на такие операции.

2. Дематериализация.

Процесс дематериализации регулировался разделом 94-II французского закона об ассигнованиях и законом от 2 мая 1983 г. Датой начала реформ было установлено 4 ноября 1984 г. Суть реформы состояла в том, что спустя 18 месяцев после опубликования закона субъекты прав, закрепленных в фондовых ценных бумагах, определялись только путем записи имен этих лиц в книгах Sicovam. Изменение субъекта прав могло происходить только посредством проведения трансферта по книгам Sicovam. Таким образом, надобность в ценных бумагах отпала. Дематериализация ценных бумаг заключается не только в “невыпуске” бланков ценных бумаг, но и в обязательной передаче ведения реестра независимому лицу.

Во Франции эмитенты именных ценных бумаг передали ведение реестров акционеров или облигационеров в Sicovam. При этом книги, находившиеся у самих эмитентов, были уничтожены. Собственникам ценных бумаг на предъявителя было предложено до 3 мая 1988 г. зарегистрироваться у финансовых посредников, уполномоченных Министерством финансов. Эти финансовые посредники составляли реестр акционеров или облигационеров аналогично реестрам при выпуске именных ценных бумаг и в установленный срок также передавали его ведение в Sicovam, который осуществлял регистрацию эмитентов ценных бумаг как обязанных лиц перед собственниками ценных бумаг и фиксировал объем и содержание этой обязанности.

Одновременно с этим сами бланки и именных, и предъявительских ценных бумаг помещались на хранение в Sicovam. Лица, зафиксированные в системе учета Sicovam как субъекты прав из ценных бумаг, имели право уполномочить финансового посредника на управление своими счетами в Sicovam. В этом случае Sicovam фиксировал их ценные бумаги как ценные бумаги данного лица, управляемые данным финансовым посредником. С мая 1988 г. все денежные средства по выплате дивидендов, процентов по облигациям и погашению облигаций Банком Франции по указаниям Sicovam зачислялись непосредственно на открытые в Банке Франции специальные счета инвесторов.

Символом дематериализации стало уничтожение бланков ценных бумаг. Условия уничтожения бланков ценных бумаг были изложены в “Charte de la Destruction” от 7 января 1988 г. Бланки ценных бумаг должны были либо возвращаться эмитентам, либо уничтожаться под контролем Sicovam не позднее 31 декабря 1989 г. Номера уничтоженных бланков фиксировались, а эмитенты были обязаны в течение еще 30 лет хранить корешки выпущенных ценных бумаг. После уничтожения бланков ценных бумаг, сданных на хранение в Sicovam, сравнение корешков и ценных бумаг, на сданных в свое время на хранение и предъявляемых к продаже, доказывало их подлинность и было гарантией от подделки или дублирования. С 1989 г. бланки фондовых ценных бумаг превратились в финансовые реликвии.

3. Идентификация держателей ценных бумаг.

В первое время после дематериализации передача ценных бумаг осуществлялась “по старинке”. Держатель именных ценных бумаг обращался к эмитенту (сам или через брокера), который только и был уполномочен давать Sicovam указания о внесении изменений в реестр. Эмитент заполнял особый документ, содержавший идентификационные данные продавца и покупателя (форма BRN), и Sicovam закрывал счет продавца и открывал счет покупателя. Сделка считалась завершенной, когда эмитент получил, а затем вернул в Sicovam форму BRN, причем эта форма заполнялась отдельно на продавца и покупателя. Таким образом, одновременно происходила передача ценной бумаги и уведомление эмитента о состоявшейся сделке.

Использование формы BRN имело ряд недостатков. Когда проданные ценные бумаги были уже “стерты” из памяти компьютера, а те же самые ценные бумаги, приобретенные по этой сделке, еще не записаны на новое лицо, так как эмитент еще не получил сведения о новом держателе, возникает ситуация, когда часть ценных бумаг не принадлежит никому. Таким образо, любая задержка посредниками могла заблокировать процесс и приостановить торговлю.

Для решения этих проблем 17 июня 1987 г. был принят закон, согласно которому трансферт ценных бумаг между сторонами по сделке и одновременное уведомление о сделке эмитента были разделены. Это событие известно под названием “разделение форм BRN и трансферта”. Сначала эта система стала применяться при торговле на фондовых биржах, а в ноябре 1989 г. была распространена и на внебиржевой рынок.

Передача предъявительских ценных бумаг, зафиксированных в Sicovam на отдельных счетах, первоначально производилась путем их конвертации в “предъявительские” формы непосредственно перед сделкой, а затем также, как и передача именных ценных бумаг после разделения трансферта и форм BRN, но без уведомления эмитента. Тем же законом от 17 июня 1987 г. было установлено, что французские компании – эмитенты ценных бумаг на предъявителя, прошедшие особую процедуру листинга, имеют право в любой момент запросить список своих акционеров или облигационеров. Таких запросов было 4 – в 1987 г., 252 – в 1990 г., 400 – в 1995 г.

4. Проект Relit: поставка против платежа.

25 ноября 1987 г. Sicovam ввел систему “поставка против платежа” для уполномоченных дилеров по операциям с государственными облигациями, что обеспечило полное проведение сделок в течение 48 часов. Система была затем развита и позволила дилерам государственных ценных бумаг брать и давать в долг эти ценные бумаги. Применив эту междилерскую систему “поставка против платежа”, Sicovam вступил в неизвестный для себя мир денежных расчетов. Система, обеспечивающая проведение сделки в день оплаты, обладала явной привлекательностью. Поэтому было принято решение распространить ее на операции и с другими ценными бумагами. Этот проект был назван Relit.

Основные причины введения единой системы осуществления сделки по купле – продаже ценных бумаг заключались в том, что для полного завершения сделки требовалось провести 18 операций. При этом уполномочивались две посреднические организации, каждая со своей системой поставки и получения платежа. Особенно неприятной была задержка мелкими банками исполнения сделки путем введения собственных временных рамок осуществления платежей. Все эти сложности появились после дематериализации ценных бумаг, когда их передача резко упростилась и ускорилась при одновременном повышении надежности. Была осознана важность того, что Sicovam должен не только фиксировать “держателей” ценных бумаг, но и проводить всю сделку по купле – продаже ценной бумаги от начала до конца в полном объеме.

Relit как последний большой проект в модернизации французского фондового рынка служил целям установления окончательного контроля за всеми рисками, возникающими при воплощении в жизнь заключенной сделки с ценными бумагами. Sicovam стал основой осуществления проекта. Система базировалась на параллельной обработке передачи ценных бумаг Sicovam и соответствующего перевода денег Банком Франции. В ходе осуществления проекта было организовано 4 системы:

·        система “брокер – брокер” позволила объединить все фирмы – фондовые брокеры для осуществления торговли через клиринговые центры;

·        система обработки “банк – брокер” позволяла проводить операции между посредниками (банками) и финансовыми брокерами;

·        внерыночная система поставки использовалась только для проведения операций, осуществленных вне центрального рынка, при которых и от покупателя и от продавца требуется декларация о проведении операций. Эта система может обслуживать сделку в интервале от T до T+30;

·        система отслеживания завершения расчетов по операциям с ценными бумагами осуществляет передачу ценных бумаг и соответствующих платежей на основе полученных указаний.

Каждый участник рынка прошел в Sicovam техническую сертификацию с целью получения возможностей использовать все преимущества системы. После серии различных компьютерных программ Relit был введен в действие: от интеграции в программное обеспечение Sicovam, отслеживания завершения расчетов по операциям с ценными бумагами и заканчивая сокращением срока осуществления сделок по системе “доставка против платежа” с T+5 до T+3 (март 1992 г.). [  ] 

 














































3. Внешнеэкономическая деятельность.

3.1. Организации, регулирующие внешнеэкономическую деятельность.

Во внешней экономической сфере Франции наиболее важную роль играют министерство внешней торговли, министерство экономики, финансов и бюджета, а также отдельные подразделения некоторых других министерств. В соответствии с декретом от 18 июля 1988 г. на министра внешней торговли возлагается подготовка решений правительства по вопросам внешнеторговой политики Франции, а также принятие мер, необходимых для стимулирования ее внешнеэкономической деятельности на зарубежных рынках и развития экспортно-импортных операций.

В этих целях министр внешней торговли изучает совместно с другими министерствами (в частности, с министерством промышленности) меры, направленные на развитие экспорта; участвует в выработке решений по вопросам внутренней политики в области экономики, промышленности, сельского хозяйства и услуг, а также по проблемам внешней политики, если эти решения влияют на внешнеэкономические отношения. Он участвует в подготовке и проведении международных экономических и коммерческих переговоров (многосторонних и двусторонних).

Для осуществления своих функций министр внешней торговли использует Управление внешнеэкономических связей министерства экономики, финансов и бюджета. Вместе с министром экономики, финансов и бюджета министр внешней торговли назначает должностных лиц в подразделения, отвечающие за внешнеэкономическую экспансию Франции за границей, а также утверждает региональных директоров внешней торговли. Оба министра также подписывают документы по вопросам организации служб, ответственных за внешнюю торговлю. Для решения принципиальных вопросов внешнеторговой политики декретом от 6 марта 1989 г. во Франции создан межведомственный орган – Стратегический комитет по внешней торговле с участием ответственных представителей всех министерств и ведомств, связанных с внешнеэкономической деятельностью. На комитет возлагается оценка финансовых программ, отраслевой экспортной политики, а также определение общих тенденций по внешнеторговой политике. При министре внешней торговли действует Центр наблюдения и прогнозирования. Его задачей является консультирование министра по вопросам эволюции экономической ситуации, развития основных мировых рынков и роли на них Франции. Центр также принимает участие в определении целей и разработке средств стратегической политики страны в области внешнеторговых обменов с иностранными государствами.

Подчиненное министру внешней торговли Управление внешнеэкономических связей министерства экономики, финансов и бюджета является основным рабочим органом в регулировании и управлении внешней торговлей. Поэтому в функции управления входит осуществление непосредственного регулирования внешней торговли и всех связанных с ней экономических вопросов. Оно координирует деятельность различных министерств и их служб, вовлеченных во внешнюю торговлю. Управление, в рамках предоставленных ему полномочий, занимается разработкой и проведением переговоров по заключению торгово-экономических договоров. Оно принимает участие в работе различных международных экономических организаций, разрабатывает меры по совершенствованию торгово-экономических обменов за границей и по развитию экспорта (подготовка программ ярмарок и выставок, разработка мероприятий по научно-технической коопераций). Управление принимает активное участие в подготовке нормативного регулирования различных аспектов внешней торговли.

В вопросах содействия предприятиям-экспортерам Управление внешнеэкономических связей работает во взаимодействии с Французским центром внешней торговли, Французским комитетом проведения экономических мероприятий за границей, Французской компанией по страхованию внешней торговли (КОФАСЕ), Агентством по техническому, промышленному и экономическому сотрудничеству и другими организациями. Под руководством Управления функционируют региональные дирекции по внешней торговле и внешнеторговые советники. Через входящую в него службу расширения экономических связей с за границей управление получает информацию о конъюнктуре на мировых рынках и экономическом положении иностранных государств, использует эту информацию для оказания помощи французским экспортерам.

В рамках дипломатических представительств Франции за рубежом вопросами внешней торговли занимаются подчиненные Управлению внешнеэкономических связей более 190 отделений (постов) экономической экспансии за границей, возглавляемых торговыми советниками и атташе. В настоящее время они существуют при 130 посольствах Франции в зарубежных государствах. В задачи отделений входит информационное обеспечение и оказание поддержки французским предприятиям и фирмам в стране их пребывания. Они собирают необходимую экономическую и коммерческую информацию и направляют ее в управление, в другие заинтересованные министерства, организации, и прежде всего во Французский центр внешней торговли. В стране своего пребывания сотрудники постов оказывают помощь французским предприятиям и фирмам в подыскании клиентов, в организации встреч в государственных учреждениях и дают соответствующие консультации по интересующим их вопросам.

Из других подразделений министерства экономики, финансов и бюджета только Генеральная дирекция таможен и косвенных налогов занимается исключительно регулированием вопросов внешнеэкономической деятельности. Она активно участвует в выработке внешнеторговой политики Франции. В компетенцию Генеральной дирекции входит организация и руководство разветвленной сетью таможенных учреждений, обеспечение контроля за соблюдением порядка ввоза и вывоза товаров и валюты, за выполнением экспортерами и импортерами норм в отношении качества товаров, за соблюдением ими правил по вопросам промышленной собственности. Генеральная дирекция ведет разработку таможенных правил и тарифов, осуществляет контроль за их правильным применением, участвует в переговорах по упрощению таможенных процедур и административных формальностей.

Дирекция казны министерства экономики, финансов и бюджета призвана разрабатывать международную валютно-финансовую политику Франции. Она изучает вопросы государственного кредитования внешней торговли, финансовой помощи развивающимся странам. Дирекция участвует в формировании кредитной политики страны, в регулировании порядка осуществления иностранных инвестиций в ее экономику и французских инвестиций за границей, в проведении контроля за валютным обменом. Она осуществляет валютно-финансовую политику в тесном взаимодействии с основным институтом ее реализации – Банком Франции, который, в частности, управляет золотыми и валютными резервами страны.

В регулировании внешнеэкономических связей Франции активное участие принимает и министерство иностранных дел. МИД не дублирует соответствующие службы министерства внешней торговли, министерства экономики, финансов и бюджета, а, наоборот, работает с ними в тесном контакте, создавая для развития экспортно-импортных операций соответствующую внешнеполитическую основу. При формировании единой внешней стратегии страны министерство учитывает положение дел в торгово-экономической области и дает соответствующие политические ориентировки участвующим во внешнеторговой деятельности министерствам и их службам. Основным инструментом МИД для реализации названных задач является входящая в его состав Дирекция по экономическим и финансовым связям. Она участвует в подготовке и проведении двух- и многосторонних переговоров, имеющих целью подписание торгово-экономических договоров, в разработке нормативного регулирования в рассматриваемой области, следит за развитием хозяйственных отношений Франции с зарубежными странами.

Некоторые французские отраслевые министерства также вносят свой вклад в регулирование внешнеэкономической деятельности. Такие министерства имеют в своем составе соответствующую службу. Среди них можно выделить Генеральную дирекцию энергетики и сырья и Генеральную дирекцию промышленности министерства промышленности, Дирекцию производства и обменов и Генеральную дирекцию пищевых продуктов министерства сельского хозяйства и леса, а также Генеральную дирекцию телеграфной связи министерства связи и космоса.

Министр внешней торговли имеет право привлекать для выполнения поставленных перед ним задач указанные подразделения министерства экономики, финансов и бюджета, МИД и отраслевых министерств. Через подчиненное ему Управление внешнеэкономических связей министр внешней торговли координирует их деятельность. [  ]

     

3.2. Экспортно-импортное регулирование.

В основе политики в области экспортно-импортного регулирования Франции лежит Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (1957 г.). Заключая договор, шесть стран-участниц поставили одной из основных задач образование Общего рынка путем устранения таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, выработки и реализации в отношениях со всеми государствами единой внешнеторговой политики. Теперь в ЕЭС входят 12 стран Западной Европы. 1 июля 1968 г. страны перешли к единой внешнеторговой политике. Одним из важнейших документов, используемых во внешней торговле Франции (при импорте, экспорте и транзите товаров), является новая стандартная форма таможенной декларации, введенной с 1 февраля 1988 г. в странах ЕС и получившая название единого административного документа (ЕАД). ЕАД распространяется почти на все государства Западной Европы. ЕАД – это набор однотипных деклараций, заполненных в восьми экземплярах. В нем дается исчерпывающая информация о товаре, способе его транспортировке, содержатся сведения об отправителе и получателе товара, банковские, налоговые и прочие данные. Первые три экземпляра обеспечивают выполнение формальностей в стране-экспортере товара, а пять остальных – в стране-импортере товара.

Импортная процедура. При импорте товаров во Франции могут применяться два основных режима: общий и особый (более подробная информация представлена в разделе “3.5 Таможенная система страны”).

Во Франции существует государственный режим, запрещающий и ограничивающий ввоз и вывоз отдельных товаров. Целью этого режима является запрещение или ограничение ввоза, вывоза и транзита некоторых товаров, не удовлетворяющих требованиям национального законодательства, регулирующего сбыт или покупку товаров, производимых в стране. При импорте товаров во Францию таможенные формальности проводятся путем осуществления трех видов процедур:

·        нормальная (заполняется таможенная декларация – ЕАД. При этом товары, направляемые одному получателю от отправителя, должны быть вписаны в одну декларацию на сумму не более 250 тыс. фр. (таможенная оценка));

·        упрощенная;

·        ускоренная (срочная);

Упрощенный и ускоренный режим применяется при получении почтовых посылок и почтовых отправлений.

Экспортная процедура. Во Франции по  экспортным операциям существуют ограничения, связанные с вывозом наркотиков, фильмов ужасов, товаров, подрывающих нравственные принципов. При экспорте товаров из страны заполняется единый административный документ типа EX I, а при его возвращении обратно в страну - EX II. Для товаров, не запрещенных и не ограниченных к вывозу из Франции, необходимо только наличие ЕАД, а для продуктов, изделий, запрещенных или ограниченных к экспорту, требуется наличие экспортной лицензии 02, выдаваемой СОФИКО.

Таможенный тариф. Одним из главных инструментов регулирования импорта  товаров во Франции является единый таможенный тариф (ЕТТ), который применяется в торговых отношениях стран-участниц ЕС с  третьими государствами с 1 июля 1968 г. (более подробная информация представлена в разделе “3.5 Таможенная система страны”).

Важная особенность таможенной ситуации во Франции состоит в том, что если товар, завезенный на ее территорию или территорию любой другой страны-участницы ЕС, то, пройдя таможенные формальности, он может беспошлинно обращаться внутри Сообщества. Действие этого положения является важным условием,  облегчающим  сбыт продукции не только на французском рынке, но и на рынках остальных стран группировки.

Нетарифные ограничения. Наряду с таможенным тарифом ЕС, защищающим хозяйство стран-участниц от внешней конкуренции, широко и регулярно применяются нетарифные средства ограничения импорта, в том числе и во Франции. Помимо единого таможенного тарифа Франция использует такие ограничения ввоза товаров, как контингентирование импорта, контроль над ввозом, антидемпинговые процедуры, импортные налоги, соглашения о “добровольном” ограничении импорта, аттестации продукции, административные и санитарные формальности (более подробная информация представлена в разделе “3.5 Таможенная система страны”). [  ]

Внешняя торговля Франции. В 1994 г. объем внешней торговли Франции возрос. Экспорт увеличился на 9% до1302,4 млрд. фр. (около 380,8 млрд. н.м.), импорт на 10% до 1267,7 млрд. фр. Активное сальдо внешнеторгового баланса увеличилось с 34,7 до 39,3 млрд. фр. В 1995 г. ожидается рост инвестиций на 14%. В 1994 г. французский импорт из стран Европейского союза увеличился на 12% до 751,6 млрд. фр. Особенно возрос объем торговли с Испанией. Импорт из этой страны увеличился на 23% до 77 млрд. фр., экспорт в Испанию - на 17% до 91,3 млрд. фр. Импорт из Германии увеличился на 11% до 225 млрд. фр., экспорт - на 8% до 221,2 млрд. фр.

Импорт из стран ОЭСР без Европейского союза возрос на 9% до 261,5 млрд. фр., экспорт - на 9% до 227,2 млрд. фр. Экспорт Франции в Японию увеличился в 1994 г. на 10% до 25,4 млрд. фр. Экспорт в новые промышленные страны юго-восточной Азии, включая Китай, возрос на 20% до 68 млрд. фр., импорт на 7% до 70,3 млрд. фр.

 

3.3 Финансирование, кредитование и страхование внешнеэкономической деятельности.

Во Франции для поощрения экспорта используется множество прямых и косвенных средств, что позволяет правительству оказывать большое влияние на развитие торговли в желательном направлении. Это достигается путем предоставления экспортерам льгот в кредитно-финансовой, налоговой и административной областях. Во Франции создана разветвленная система финансирования экспортно-импортных операций зарубежных капиталовложений, освоения новых рынков. На систему финансирования экспорта товаров из страны оказывают большое влияние и такие факторы, как более низкая конкурентоспособность ее продукции на мировом рынке по сравнению с главными соперниками, потеря и ослабление позиций на ряде рынков развивающихся государств и как результат этого – дефицит платежного баланса на протяжении всех послевоенных лет. Все это определило важнейшую роль государства в создании системы финансовой поддержки экспорта на благоприятных условиях с целью укрепления конкурентоспособности национальных компаний на мировом рынке, а широкое участие правительственных ресурсов в этом процессе дало возможность установить один из благоприятных для импортеров французской продукции режимов кредитования и страхования экспорта.

Государственное страхование экспорта во Франции осуществляется в соответствии со специальными правилами, установленными властями, при участии и жестком контроле государственных кредитно-финансовых организаций: Банка Франции, Французского банка для внешней торговли (ФБВТ) и банка “Креди насьональ”. Главной целью ФБВТ является помощь обычным банкам в их операциях по кредитованию внешней торговли. Ныне существующая система финансирования экспорта начала создаваться во второй половине 20-х годов. 1 июля 1971 г. был принят Закон о кредитной реформе, этим был определен порядок кредитования экспорта и расширены источники необходимых для этого средств за счет частных банков.

В 1950 г. правительство, Банк Франции, “Креди насьональ” в сотрудничестве с ФБВТ разработали и согласовали специальный порядок финансирования экспортных сделок со сроком контрактов, не превышающих пять лет. С расширением экспорта машин и оборудования возросла потребность национальных экспортеров в получении долгосрочных финансовых средств. В 1960 г. был издан закон о порядке финансирования долгосрочных кредитов, разрешивший французским банкам выдавать кредиты на срок свыше пяти лет при поставках за рубеж крупного оборудования. Быстро менялась конкурентная борьба на мировом рынке, что и привело к коренной реформе в данной области в 1971 г. Кредитная реформа должна была решить две главные задачи: провести перераспределение источников финансирования экспортных кредитов и создать дополнительные льготы для экспортеров. Главным изменением в источниках финансирования экспорта явились повышение роли коммерческих банков и снижение значения Банка Франции. Реформа привела к расширению финансовой помощи французским экспортерам. Она предусмотрела увеличение размеров кредитования производства товаров с 80 до 90% стоимости контракта и участия банков в финансировании ими экспортных кредитов с 90 до 100%. Эти положения реформы освободили экспортера от финансовых затрат. Была упрощена процедура получения экспортного кредита: число требуемых подписей сократилось до четырех – экспортера, бака, выдавшего кредит, внешнеторгового банка, страховой компании. Особенность французской кредитной системы состоит в том, что любая экспортная сделка, требующая льготного кредита, не может быть совершена без согласия правительства.

В настоящее время кредитование экспорта осуществляется частными банками за счет собственных ресурсов. Государственное воздействие заключается в основном в рефинансировании таких кредитов на льготных условиях как с целью понижения, так и стабилизации ставок на весь период кредитования. Эти операции проводит Банк Франции и ФБВТ – единственный специализированный банк в Западной Европе. Последний финансирует экспорт французских фирм путем учета их векселей, акцептов и гарантий, предоставляя кратко-, средне- и  долгосрочные экспортные кредиты, а также ссуды предпринимателям на производство экспортной продукции.

Правительственная политика в области кредитования экспорта разрабатывается Управлением внешнеэкономических связей министерства экономики, финансов и бюджета, которое осуществляет общее руководство Французской компанией по страхованию внешней торговли (КОФАСЕ), без полиса которой не может быть обеспечен льготный характер экспортного займа. Выдачей разрешений на кредит и контролем за выполнением этих решений занимаются две правительственные комиссии – Комитет директоров и Комиссия гарантий и внешнеторговых кредитов. Комитет директоров, являющийся специализированным органом управления внешнеэкономических связей, решает вопросы о выдаче долгосрочных кредитов и их условиях. Комиссия гарантий внешнеторговых кредитов, являясь межминистерским органом, рассматривает с участием Казначейства заинтересованных министерств, банков (Банка Франции, “Креди насьональ”) условия финансирования и реализации экспортных поставок в кредит и устанавливает, какую часть кредита застрахует КОФАСЕ. Комиссия единолично принимает решения по среднесрочным кредитам, а по долгосрочным – следует указаниям Комитета директоров.

Во Франции существуют следующие критерии градации кредитов по срокам. Ссуды от двух до четырех лет считаются среднесрочными, а свыше четырех – долгосрочными. Финансированием среднесрочных кредитов занимается ФБВТ, который затем рефинансирует их по льготной ставке у Банка Франции. Однако финансирование и рефинансирование касается не всей суммы займа, льготный характер основной части экспортного кредита обеспечивается за счет ресурсов выдавшего его коммерческого банка. По долгосрочным кредитам финансирование и рефинансирование части, подлежащей погашению в течение первых семи лет, происходит аналогично, остальная часть финансируется полностью ФБВТ за счет средств Казначейства или ресурсов, мобилизованных на частном рынке капиталов. Стремясь усилить конкурентоспособность национальных фирм, правительство Франции в 1986 г. создало новый вид экспортного кредита – “моноблок”, представляющий собой одно финансовое соглашение вместо двух прежних (льготного займа Казначейства и займа коммерческого банка) с льготными, по сравнению с рыночными, условиями кредитования.

В конце 80-х годов была изменена система участия государства в предоставлении кредитов путем отмены вмешательства в сферу среднесрочного кредитования. Банки получили возможность свободно предоставлять кредит поставщику, а для кредита покупателю отменена необходимость разрешения Генеральной дирекции таможен и косвенных налогов, гарантии КОФАСЕ. С 1985 г. банки могут выдавать “свободные” кредиты во французских франках без участия государства, условия которых определяются рынком. При этом кредиты могут быть предоставлены на любой срок и любым странам.

Государственное страхование внешнеэкономических операций во Франции началось с 1928 г., и в настоящее время оно осуществляется КОФАСЕ. Система страхования играет важную роль в стимулировании экспорта товаров путем защиты от различных рисков, которые могут возникнуть в ходе совершения торговых сделок. В современных условиях страхование служит не только защитой экспортеров от возможных рисков, но и стало важным условием получения банковского кредита, а в конечном счете – заключения экспортного контракта. Ныне во Франции осуществляется страхование рисков, связанных с предварительным изучением рынка, изменением иностранных курсов валют; организацией за границей ярмарок, выставок, зарубежных инвестиций; страхуется непредвиденное повышение цен в период изготовления экспортной продукции.

На практике КОФАСЕ как частная компания страхует за свой счет от коммерческих рисков краткосрочные экспортные кредиты; как государственная компания она (под контролем правительства и за его счет) гарантирует коммерческие риски по всем экспортным кредитам и коммерческие риски по средне- и долгосрочным кредитам. Страхуются следующие сделки: продажа товаров, предоставление услуг (участие в торговых ярмарках, изучение иностранных рынков, реклама, аренда оборудования); осуществление строительных работ за рубежом; инвестиции за границей; экспортные кредиты поставщикам и долгосрочные кредиты покупателю, а также финансовые промышленные кредиты. К числу рисков, гарантируемых КОФАСЕ, относятся:

·        коммерческие – неплатежеспособность покупателя, задержка платежей;

·        политические – возникающие в результате войны или решения французского правительства, запрещающего производство или экспорт товаров;

·        связанные со стихийными бедствиями – ураганами, наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов в стране должника;

·        валютные – вследствие введения валютных ограничений или падения курса валюты, в которой заключена сделка;

·        связанные с трансфертами, то есть переводом средств должником, - из-за трудностей экономического и юридического характера, препятствующих переводу или задерживающих их;

·        экономические – риски роста цен (покрываемые в той степени, в которой увеличение цен во Франции превышает рост мировых цен) и риски, возникающие в связи изучением иностранных рынков (некомпенсируемые расходы вследствие такого изучения, рекламы и участия в торговых ярмарках).

Степень покрытия страхуемых рисков различна и зависит от их характера. При коммерческих рисках потери возмещаются в размере от 80 до 85%; политические и связанные со стихийными бедствиями – от 80 до 90%; валютные –100%; экономические: повышение цен – 100%, изучение иностранных рынков – от 50 до 60%. Страховые операции, осуществляемые от имени правительства, должны быть одобрены Комиссией гарантий и внешнеторговых кредитов, а в случае средне- и долгосрочных сделок по экспортному кредитованию – министерством экономики, финансов и бюджета на основе рекомендаций Комитета директоров.

Краткосрочные операции КОФАСЕ страхуются самостоятельно за счет собственных ресурсов в пределах лимита, устанавливаемого ежегодно правительством. В зависимости от характера и объема сделки определяются и страховые платежи, вносимые в пользу КОФАСЕ и в среднем составляющие для частных лиц и компаний по политическим рискам 0,25% годовых, а при сочетании их с коммерческими рисками –0,85%. Для государственных учреждений и при гарантии правительств стран-импортеров ставка платежей по обоим видам рисков равна 0,5%. Страховые взносы при валютных рисках во время падения курса валюты ниже 2,25% составляют 0,36: годовых с гарантируемой суммы сделки, если она заключена в валютах стран – членов ЕС, и 0,648% - в других денежных единицах. Во Франции действует специальная процедура покрытия тех рисков по экспортным кредитам, которые нельзя застраховать в КОФАСЕ (валютные риски в замкнутой валюте). Такие риски берет на себя само предприятие-экспортер, выдавшее данную ссуду. Расширяется круг гарантий, представляемых КОФАСЕ. Введен страховой полис, покрывающий индивидуальные деловые поездки, а также полис, гарантирующий экспортеру стабильность кредитных ставок во время переговоров по заключению сделки. [  ]

 

3.4. Иностранная предпринимательская деятельность в стране.

Инвестиционный климат в стране. Экономические обозреватели считают, что из-за кризисного сокращения капиталовложений оживление инвестиций в 1994 г. было вялым и запоздало по-сравнению с основными странами – конкурентами. Суммарный объем производственных капиталовложений предприятий вырос в 1994 г. на 0,5%, а в 1995 г. - на 6%. В промышленности объем инвестиций снизился в 1991 - 1994 г. на 33,5% (в 1994 г. - на 5%). Объем инвестиций в традиционно капиталоемких отраслях, производящих полуфабрикаты, в 1994 - 1995 г. продолжал падать. Оживление коснулось прежде всего наиболее динамичной части инвестиций - вложений в оборудование. В 1994 г. они увеличились на 1,8%. Однако инвестиции направлялись в основном на восстановление имеющегося оборудования. Существующее на заводах оборудование, недоиспользовавшееся во время кризиса, стало приводиться в действие, в то время как покупка новых машин была сведена до минимума.

1994 г. - это один из удачных годов для Франции по привлечению иностранных капиталовложений, которые создают новые рабочие места и гарантируют их сохранение по крайней мере в течение последующих трех лет. Основные сферы приложения иностранных инвестиций - электроника, информатика, телекоммуникации, автомобилестроение, химия, биохимия, фармацевтика. Иностранных инвесторов привлекают во Франции высокая квалификация и дешевизна рабочей силы, развитая инфраструктура.

Как отмечается в "Echo", в тот период, когда французское правительство в качестве приоритетного направления своей экономической политики выбрало решение проблемы занятости, приток иностранных инвестиций в экономику страны начал сокращаться. В предыдущие годы благодаря поступлению капиталов из-за границы во Франции ежегодно создавалось до 15 000 рабочих мест (в 1994 г.-17 000).

По мнению специалистов, 1995 г. в этом отношении был "явно неудовлетворительным, если не катастрофическим". Согласно оценке экспертов Банка Франции, за 9 месяцев прошлого года объем иностранных инвестиций во французскую экономику равнялся 31,15 млрд. французских франков и в целом за год вряд ли достигнет уровня 1994 г. - 58,3 млрд. французских франков, а тем более 1993 г. - 68,9 млрд.

От недостатка инвестиций страдает не только Франция, на долю которой приходится около 20 % всего объема иностранных капиталов, поступающих в Европу, но весь этот регион в целом. Иностранные инвесторы, усилившие здесь свою деятельность в преддверии расширения Европейского Союза (ЕС), в последние годы переключились на Северную Америку и Азию. В 1994 г. приток зарубежных инвестиций в азиатские страны (61 млрд. долларов) превысил приток иностранных инвестиций, вложенных в европейские - 59 млрд. долларов.

По мнению Ф. Атема (руководителя международного Инвестиционного Министерства экономики и финансов Франции), проблема Европы заключается в том, что она не полностью использует свои возможности, к числу которых относятся разработка передовых технологий единого внутреннего рынка ЕС, высокое качество инфраструктуры, некоторые более благоприятные по сравнению с США среднесрочные прогнозы экономического развития, а также политическая и финансовая стабильность. [  ]

Инвестиции во французскую промышленность. В 1995 г. инвестиции во французскую промышленность увеличились по объему на 12-13%, по стоимости на 14-15%. К такому выводу пришли статистические органы страны. Значительная часть капиталовложений приходится на долю частного сектора. В инвестициях участвуют почти все отрасли промышленности, особенно автомобилестроение, производители полуфабрикатов, товаров широкого потребления. Инвестиционные возможности в самой промышленности за последние годы увеличились. Проведенный опрос промышленных предприятий в декабре 1994 г. показал, что 19% из них оценивают финансовое положение как очень хорошее и 66% как хорошее. Недовольство своим финансовым положением высказали 15% предприятий. До 1994 г. в течение последних четырех лет инвестиции в промышленность уменьшились на 40%.

Регулирование иностранных инвестиций и валютный контроль. С 1985 г. французское правительство проводит политику последовательной либерализации притока иностранных инвестиций. Эта политика носит целенаправленный характер по привлечению в страну капиталовложений, стимулирующих развитие передовых, наукоемких отраслей, расширению экспорта, созданию новых рабочих мест. Общий контроль за иностранными инвестициями во Франции возложен на министерство экономики, финансов и бюджета. Но непосредственным и основным органом, занимающимся координацией финансовых отношений страны с иностранными государствами и регулированием притока прямых иностранных инвестиций во Францию, является Директорат казначейства этого министерства.

В действующем французском законодательстве существует четкое разграничение между прямыми и прочими иностранными капиталовложениями. В декрете от 27 января 1967 г. понятие прямых иностранных инвестиций включает:

·        покупку, создание или расширение фондов предприятия или его филиала;

·        все другие операции, связанные либо с установлением или увеличением контроля над компанией, функционирующей в области промышленности, сельского хозяйства, торговли, либо с расширением деятельности компании, уже находящейся под иностранным контролем.

В соответствии с действующим законодательством особое положение среди иностранных инвесторов занимают страны ЕС, на которые распространяется наиболее льготный режим. По декрету от 21 мая 1987 г., под прямыми инвестициями стран Сообщества во Франции понимаются инвестиции, осуществляемые физическими лицами, постоянно проживающими в этих странах, или, юридическими лицами, находящимися в этих государствах контролируемыми прямо или косвенно резидентами из стран ЕС (кроме Франции).

 В случае получения от Директората казначейства разрешения на капиталовложения иностранный инвестор производит необходимые валютные операции только через банк-посредник, наделенный соответствующими полномочиями и контролируемый Банком Франции. В дальнейшем созданная и действующая на французской территории иностранная компания пользуется теми же правами, что и национальная компания, то есть на нее распространяется национальный режим в вопросе уплаты налогов, получения кредитов и разного рода льгот. Ликвидация капиталовложений иностранных инвесторов и перевод прибылей из Франции производятся без ограничений. Однако при переводе средств, образующихся в результате ликвидации иностранной компании, в некоторых случаях необходимо соблюдение определенных формальностей. [  ]


3.5. Таможенная система страны.

Таможенное право Франции.  Таможенное законодательство Франции состоит из нормативных актов, принятых компетентными государственными органами, и международно-правовых документов. Поскольку таможенное регулирование предполагает государственное вмешательство в частное предпринимательство, основные принципы таможенного права должны устанавливаться в форме законов. Центральное место среди них занимает Таможенный кодекс 1948 года с последующими многочисленными поправками.

Особенностью французского права является ограничение законодательных полномочий парламента. В таможенной сфере парламент передает правительству свои нормотворческие полномочия даже по тем вопросам, по которым только он может законодательствовать (например, определение ставок таможенного тарифа). Таможенный кодекс (ст.9) ограничивает передачу законодательных полномочий исполнительной власти только в отношении ставок пошлин на импорт сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

Определяющее влияние на развитие таможенного права Франции оказывает участие страны в Европейских сообществах (ЕС). Как и другие участники ЕЭС, Франция пошла на ограничение своего таможенного суверенитета в пользу национального регулирования. Отдельные вопросы таможенной проблематики были полностью переданы органам Сообществ ) например, Франция лишилась права самостоятельно заключать соглашения с третьими странами в отношении таможенного регулирования). По другим вопросам Франция осуществляет таможенную политику совместно с ЕС. В этом случае действует принцип приоритета “европейского” права, закрепленный в учредительном договоре ЕЭС и неоднократно подтвержденный французской судебной практикой.

Так, рассматривая спор между Генеральной дирекцией таможен и компаний “Жак Вабр” (1975 г.), Кассационный суд применил норму Римского договора, а не появившуюся позже статью французского ТК на том основании, что Римский договор в соответствии со ст. 55 Конституции превалирует над национальными законами.

С 1 июля 1968 г. Франция перешла на единый таможенный тариф (ЕТТ) ЕС, оставив за парламентом право устанавливать ставки таможенных пошлин только на те товарные позиции, которые не входят в ЕТТ. С 1 января 1994 г. вступил в действие Европейский таможенный кодекс, одобренный регламентом Комиссии ЕС еще в феврале 1990 года.

Национальный “европейский” характер таможенного права усиливается, поскольку правительству запрещается: в одностороннем порядке ужесточать нормы единого тарифа, устанавливать под видом “разъяснений и толкований” императивные правила, которые интерпретируют единый тариф. Согласование “европейского” и французского таможенного права происходит посредством двух основных способов:

·        законодательным путем, через внесение изменений в ТК и другие законы после принятия соответствующих директив или регламентов ЕС;

·        через издание подзаконных актов, отражающих изменение в таможенном регулировании, предпринятые в рамках ЕС (в этих целях наряду с декретами, постановлениями и распоряжениями используется и такая форма подзаконного акта, как министерское уведомление экспортерам и импортерам).

Франция входит в единое европейское таможенное пространство. Таможенно-правовые нормы действуют на таможенной территории Франции. Таможенные предписания вступают в силу в столице – через день после выхода “Официальной газеты”, в которой они опубликованы, в остальных местах – через день после того, как официальная публикация получена по почте в административном центре соответствующего департамента.

Особое значение для функционирования таможенного механизма имеют Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 года (ГАТТ), Брюссельская конвенция о Совете таможенного сотрудничества 1950 года, Парижская конвенция об охране товарных знаков 1883 года, Почтовая конвенция 1952 года и другие акты, а также многочисленные двусторонние договоры и соглашения по таможенным и торгово-политическим вопросам.

Процедура таможенного контроля в отношении импорта во Франции под воздействием мероприятий по унификации таможенных формальностей, проводимых как на международном (на базе Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур), так и на европейском уровне. С 1 января 1988 г. регламентом № 2791/86 Совета ЕС на территории сообществ введен единый административный документ (ЕАД), который заменил около 80 различных актов. ЕАД представляет собой набор однотипных деклараций, заполняемых в 8 экземплярах. В этом документе дается информация о товаре, способе его транспортировки, отправителе и получателе груза, содержатся банковские, налоговые и некоторые другие реквизиты. С 1 января 1993 г. в связи с созданием Единого европейского рынка и отменой таможенного контроля внутри Сообщества действие ЕАД ограничивается торговлей ЕС с третьими государствами. Таможенное законодательство Франции различает общий и особый режим импорта.

·        общий режим распространяется на свободно ввозимые товары и контингентируемый импорт. В первом случае процедура импорта не обременена таможенными формальностями и ограничивается заполнением импортной декларации. Контингентируемый импорт предполагает получение специальной импортной лицензии, выдаваемой Службой финансовых и торговых разрешений (СОФИКО) Генеральной дирекции таможен и косвенных налогов. Перечень товаров, для ввоза которых необходимо получить лицензию, содержится в Уведомлениях импортеров, регулярно публикуемых в “Официальной газете”;

·        особый режим импорта применяется в отношении некоторых товаров (шерстяные, хлопчатобумажные ткани, синтетические и искусственные волокна и др.). Их ввоз на территорию Франции регулируется специальными соглашениями, заключаемыми в рамках ГАТТ. В случае импорта этих товаров из стран, не участвующих в ГАТТ, при содействии Службы товаров народного потребления министерства промышленности устанавливаются специальные ввозные квоты.

Нормальная таможенная процедура при импорте предполагает заполнение ЕАД, к которому обычно прилагается счет-фактура. При этом товары, направляемые одному получателю, могут вноситься в одну декларацию на сумму, не превышающую 250 тысяч франков. Упрощенная и срочная импортные процедуры применяются при таможенной обработке посылок и других почтовых отправлений.

Экспортная процедура таможенного контроля во многом схожа с таможенным оформлением импорта. Отправитель товаров, вывоз которых из Франции неограничен, представляет только ЕАД. Для грузов, запрещенных или ограниченных к экспорту, необходимо получить в СОФИКО экспортную лицензию.

Таможенные режимы, устанавливаемые для коммерческой, производственной и транспортной деятельности, составляют понятие экономического таможенного права. Таможенный режим коммерческой деятельности определяет порядок хранения импортных и экспортных товаров на таможенных складах, правовое положение которых урегулировано регламентом Совета ЕС от 25 июля 1988 г. Экономический таможенный режим производственной деятельности распространяется на товары, участвующие в промышленных операциях и реэкспорте в рамках межгосударственного и внутрифирменного разделения труда и кооперации. Промышленные и таможенные режимы, предусмотренные французским законодательством, регулируются регламентами Совета ЕС.

Регламент № 2473/86 от 27 июля 1986 г. устанавливает режим пассивного облагораживания, означающего, что товар, в основе которого сырье “французского происхождения”, направляется на дальнейшую доработку (“облагораживания”) в третьи страны для последующего реэкспорта во Францию или другие государства ЕС. В этом случае предусматривается таможенное обложение только той части стоимости реэкспорта, которая была произведена за пределами Франции и  Европейских сообществ.

Источниками правового регулирования таможенного режима активного облагораживания, предлагающего, что товар импортируется во Францию или Сообщества на доработку с целью последующего реэкспорта за пределы ЕС, являются регламенты № 1999/85 от 16 июля 1986 г. и № 3677/86 от 24 ноября 1986 г. Данный режим может предоставить отсрочку уплаты таможенной пошлины с установлением таможенного контроля за дальнейшим продвижением товара.

Таможенный экономический режим в отношении транспортных перевозок используется в основном при транзите товаров через таможенную территорию. Франция участвует в многосторонней Конвенции о международных транзитных перевозках (TIR). В соответствии с ТК товары, перевозимые в специальных опломбированных поставщиком и представителем местной таможни контейнерах, не подлежат таможенному досмотру на границах по пути транзита и не обременяются таможенными формальностями до момента прибытия товара к месту назначения. Режим существенно сокращает экспортерам транспортные расходы и время на перевозку товара.

Таможенная служба во Франции представляет собой часть государственного административного аппарата, деятельность которого связана с контролем за пересечением грузами таможенной границы. Таможня традиционно выполняет две важнейшие функции – фискальную и регулирующую.

Несмотря на ослабление фискального значения таможенного обложения, через каналы французской таможни сейчас в государственный бюджет поступает свыше 20% всех доходов (около 300 млрд. франков). Это объясняется тем, что через таможню во Франции взимается также налог на добавленную стоимость импорта, налог на нефтепродукты (на него приходится свыше половины всех доходных поступлений таможни), табачный налог, специальные налоги, которыми облагается торговля драгоценностями, антиквариатом и произведениями искусства.

Основная задача таможни – исполнение предписаний, защищающих национальную экономику от неблагоприятного воздействия импорта и одновременно стимулирующих развитие французского экспорта. Особенностью таможенного права Франции является наделение таможенной службы полномочиями по осуществлению валютного контроля и надзора за проведением расчетных операций во внешней торговле. Организационно таможенная служба Франции представлена центральным и местным аппаратом. Генеральная дирекция таможен и косвенных налогов входит в структуру Министерства экономики, финансов и бюджета. Она занимается выдачей лицензий на экспорт и импорт товаров и взиманием налогов с внешнеторгового оборота, управлением таможенной службой, разработкой таможенного законодательства, контролем за валютными операциями.

Местные органы таможенной службы формируются на региональном уровне. Вся таможенная территория Франции разделена на 41 таможенный регион (из них 4 заморских), в каждом из которых создано региональное таможенное управление. На территории таможенного региона региональное управление осуществляет весь объем полномочий, связанных с таможенным регулированием. С целью повышения эффективности борьбы с контрабандой таможенные регионы были сгруппированы в 9 межрегиональных объединений. Местный аппарат таможенной службы состоит из подразделений по таможенному обеспечению торговых операций (таможенные бюро) и отделов, осуществляющих таможенный контроль (таможенные бригады и агенты). Таможенные бюро (сейчас их во Франции действует свыше 400) осуществляют все организационно-технические процедуры, оформляют необходимые документы по таможенной очистке грузов. Появление внутренних таможенных бюро ( то есть расположенных внутри таможенной территории) объясняется развитием средств и способов транспортировки внешнеторговых грузов и прежде всего активным использованием контейнерных перевозок. Таможенный досмотр грузов и пассажиров, пересекающих границу, осуществляют таможенные агенты, объединяемые в таможенные бригады.

Большую роль в деле борьбы с незаконным ввозом и вывозом играет международное сотрудничество. Франция заключила соглашения о взаимопомощи в предотвращении контрабанды со многими государствами (США, Канада, Австрия, Швеция, Мексика, ряд африканских стран). В рамках Европейских сообществ деятельность по борьбе с контрабандой регулируется регламентом Совета ЕС № 1468/81 от 19 мая 1981 г. Роль координирующего органа исполняет Комиссия ЕС, уделяющая особое внимание предотвращению таможенных правонарушений в торговле текстильной и сельскохозяйственной продукцией.

ТК (статьи 65, 215 и другие) наделяет таможенных агентов широкими полномочиями в борьбе с контрабандой. Они вправе запрашивать любую документацию, необходимую для уточнения информации и получения новых сведений. Особый порядок действия таможенных агентов установлен в так называемой “таможенной полосе” - территории, прилегающей на 60 км к сухопутной границе и акватории на удалении 12 морских миль от побережья.

Таможенное законодательство устанавливает упрощенную процедуру судебного разбирательства. В соответствии со статьей 367 ТК “в первой инстанции и при апелляции дело ведется устно, по памяти и не влечет за собой никаких судебных расходов ни для одной из сторон”. Участие адвоката в таможенном процессе не обязательно. Стороны ограничиваются подачей судье памятной записки, дополняемой в ходе судебного разбирательства устными высказываниями.

Нарушения таможенных предписаний, влекущие за собой только штрафные санкции, относятся к компетенции мирового суда, который выносит решение даже тогда, когда речь идет о крупных суммах денежных возмещений. В случае совершения правонарушения, санкцией за которое является лишение свободы, дело рассматривается в суде по уголовным делам. [  ]       







































4. Установление связей с фирмами страны.

4.1 Сбор информации о рынке и возможных партнерах.

Прежде чем приступить к установлению деловых отношений с французскими фирмами, нужно четко определить цели этих отношений: выход на рынок со своими товарами или закупка товаров, налаживание кооперационных и научно-технических связей, создание совместного предприятия и так далее. В каждом случае методы работы будут отличаться друг от друга. Тем не менее достижение любой из этих целей предполагает сбор информации о рынке, о потенциальных партнерах, выбор форм сотрудничества, установление отношений с выбранными фирмами.

Такой сбор информации является первым шагом при установлении деловых отношений. Информация должна включать: данные о производстве, потреблении и внешней торговле этой продукцией в динамике за ряд лет, основные конъюнктурообразующие факторы для данного рынка и их эволюцию, анализ динамики цен и особенностей операций на интересующем рынке, технические характеристики товара, список основных фирм потребителей, продуцентов, коммерсантов, справку о потенциальных конкурентах и их возможностях.

Начинать работу необходимо с получения самых общих сведений по экономике  страны в целом, избранному для сотрудничества сектору или отрасли, по состоянию российско-французских торгово-экономических отношений и сотрудничеству в данной отрасли. На первом этапе можно использовать материалы, имеющиеся в МВЭС России, проведение личных консультаций с работниками секретариата Межправительственной российско-французской комиссии по экономическому, промышленному, научному и техническому сотрудничеству. Помимо получения первичного материала это позволит уточнить цели, возможности и целесообразность использования французского рынка для их достижения.

Одновременно можно начать и самостоятельный сбор информации о рынке. Для этого надо использовать соответствующие научные исследования, общую и специализированную прессу, информацию фирм и отраслевых объединений. Сведения о рынке можно купить, заключив соответствующее соглашение с организациями, специализирующимися на предоставлении таких услуг. Например, ВНИКИ МВЭС России, консультационный центр ТПП. Аналогичные услуги предоставляет Франко-российская торговая палата.

Очень полезно посещать специализированные салоны и выставки, осуществлять во время их проведения пробные продажи (закупки). Важной частью исследования рынка является сбор информации о потенциальном партнере. Эта информация должна включать сведения общего характера о фирме, ее структуре, сферах деятельности, количестве занятых, уставном капитале, товарообороте, портфеле заказов, расположении основных заводов, зарубежных связях, надежности ее современного финансового положения. При этом, в зависимости от поставленных задач, особое внимание следует уделить таким вопросам, как научный потенциал фирмы, конкурентоспособность ее продукции, позиции фирмы на французском и мировом рынках, сбытовая сеть и другие специальные характеристики.

В настоящее время во Франции наблюдается усиленное развитие рекламы. В 1994 г. расходы на рекламу увеличились на 12% и достигли 53,4 млрд. фр. Все большее значение в области рекламы приобретает телевидение, на долю которого приходится 24,6% расходов на рекламу. Снижается рост кинорекламы. Для рекламы товаров потребительского спроса широко используется наружная реклама и реклама по почте, когда рекламные листовки опускаются в почтовый ящик потребителя. Ведущим сектором, затратившим наибольшие средства на рекламу, остается “гигиена и парфюмерия”, а также “продукты питания и напитки”.

Большое значение для рекламы товаров имеет участие в международных ярмарках и выставках. Во Франции ежегодно проходит 600 выставочных мероприятий, в том числе около 100 – международных. Число их посетителей превысило 6 млн., из них 0,5 млн. – иностранцы. В последние годы в 40 городах Франции проходят специализированные салоны различного уровня – национальные и международные. В них участвуют смешанные французско-российские общества “Актиф-авто”, “Рюссбуа”, “Слава”, “Сого”, “Станко-Франс”. Французский журнал “Вестник международной торговли” в конце года обычно публикует список предстоящих на будущий год выставок, классифицируя их по месяцам и отраслям. На 1997 г. запланировано 95 выставок, в том числе Международная сельскохозяйственная выставка (Париж), Интемедика (Международный сало медицинского оборудования, Париж), Авиационный салон (Кан-Манделье) и Автомобильный салон (Париж). Эти и многие другие мероприятия проводятся во Франции с регулярной периодичностью. [  ]   

       

4.2. Изучение законодательства страны.

Ответственность за неправомочное банкротство. В уголовном законодательстве Франции банкротство подразделяется на "простое" (в результате, например, халатности и расточительства руководства предприятия) и "злостное" ("корыстное", цель которого получить выгоды, избежав платежей кредитору). Ниже можно привести краткое изложение той части разработки, которая касается уголовного наказания за умышленное банкротство, предусмотренного законами Франции. При этом следует иметь в виду, что во французском праве понятие "несостоятельности" применимо только к коммерсантам, то есть к лицам неторговой профессии положения о банкротстве не применяются. "Простое" банкротство во Франции подразделяется на обязательное и факультативное. В первом случае коммерсант, в частности, совершил чрезмерные и необязательные расходы, либо потратил средства на заведомо фиктивные операции, либо не вел необходимую отчетность, либо занимался деятельностью, запрещенной законом. Во втором случае он либо принял в пользу других лиц чрезмерные обязательства без получения в качестве залога ценностей, либо объявлен находящимся в состоянии ликвидации имущества без удовлетворения обязательств по предыдущему соглашению между должником и кредитором, либо вел неполную и нерегулярную отчетность, либо после прекращения выплат передал какую-то сумму одному из кредиторов во вред остальным требованиям. Во всех случаях "простого" банкротства виновные наказываются лишением свободы на срок от одного месяца до 2 лет.

"Злостное" банкротство во Франции подразделяется на 2 вида: "злостное" банкротство в собственном смысле слова и "злостное" банкротство биржевых маклеров. "Злостным" считается банкротство, если:

·        коммерсант изъял свои книги отчетности;

·        растратил или утаил полностью или частично свой актив;

·        признал себя (в любой форме) дебитором сумм, которые на самом деле никому не должен.

Такие действия наказываются лишением свободы на срок от 1 года до 5 лет.

Умышленное банкротство, совершенное биржевым маклером, влечет по французскому законодательству повышенную ответственность. Признанный виновным в "простом" банкротстве, он наказывается как за "злостное" (до 5 лет лишения свободы). Если маклер виновен в "злостном" банкротстве, он наказывается лишением свободы на срок от 2 до 10 лет. [  ]                    

 



Заключение


В данной работе рассмотрено  экономическое положение Франции. Прежде чем стать высокоразвитой страной, она пережила много кризисов и подъемов. С годами Франция приобретала опыт, совершенствовалась, но снова и снова появлялись трудности и проблемы, которые нужно было решать.

Таким образом, было получено довольно полное представление о работе экономики Франции и были замечены такие тенденции как:

·        стремление Франции к концентрации и централизации капитала, его экспорту и импорту;

·        интернационализация производства, сокращающееся воздействие государства на все уровни экономики с помощью отмены валютного контроля, снижения налогов;

·        импорт технологических новинок и другие.

Экономическая политика правительства Франции может в какой - то степени послужить и отечественной экономике, в частности в таком аспекте как поощрение мелкого бизнеса, на который во Франции тратится довольно много средств.

Приведены разработанные таблицы и графики, иллюстрирующие основные положения работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Страны мира: Краткий политико-экономический справочник. – М.: Политиздат, 1991. – 512 с.


2.      Русско-английский словарь международных финансовых, валютных, биржевых терминов и понятий/В.Л. Грейниман, А.К. Кузнецов и др. – М.: Партнер, 1991. – 136 с.


3.      Дронов В.П. и др. Экономическая и социальная география: Справ. Материалы: Кн. для учащихся среднего и старшего возраста/В.П. Дронов, В.П. Максаковский, В.Я. Ром. – М.: Просвещение, 1994. – 208 с.: ил. – ISBN 5-09-005939-X.


4.      Весь мир. – Мн.: Литература, 1996. – 656 с. – (Энциклопедический словарь).


5.      Франция/Отв. Ред. В.Ю. Пресняков и Н.Е. Шулюкин. – М.: Междунар. отношения, 1990. – 176 с. – (Наши деловые партнеры).


6.      Техника банковского дела. Пер. с фр./Общ. ред. – Широких И.В. – М.: А/О Издательская группа “Прогресс”, “Универс”, 1993. – 160 с.


7.      В.В. Болотин. Финансово-промышленные группы: возможности, реальность и нормотворчество/ /Финансы. – 1995. - № 7. – с. 8-12.


8.      А. Козырин. Таможенное право Франции/ /Российская юстиция. – 1995. - №2. – с. 47-49.


9.      Экономическое положение Франции/ /БИКИ. – 1997. – №105. – с. 3-5.


10. Новые тенденции развития товарных бирж за рубежом/ /БИКИ. – 1995. - №32. – с. 1,8.


11. А.В. Толкушин, Д.В. Суворов. Политика децентрализации и местные налоги во Франции/ /Финансы. – 1991. - №8. – с. 59-65.


12. Е. Борисов, О. Рыжков. Современная инфраструктура рынка ценных бумаг: опыт реформ во Франции/ /Рынок ценных бумаг. – 1996. - №1. – с. 40-43.


13. Д.Г. Черник. Налоги Франции/ /Финансы. – 1994. - №7. – с. 33-38.

     Основные тенденции развития фондовых бирж во Франции/ /Реферативный журнал. – 1992. - №5. – с. 107-111.



  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ