бесплатные рефераты

Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей

Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………    2                                                                                                  

          1. Функции финансов ……………………………………………….....    4            

2.Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей……………………………………...……………….    9        

3. Особенности формирование финансов индивидуальных предпринимателей, связанных с налогообложением……………….  16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….....  33            

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………...   34  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый профес­сор Роберт Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпри­нимателя — как человека, который затрачивает на это все необхо­димое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологиче­ский и социальный риск, получая в награду деньги и удовлет­ворение достигнутым.

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивиду­альным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, само­стоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия».

Как и любое производство общественного продукта в стране, обеспечение его непрерывности, т.е. воспроизводства, опосредуется движением стоимости в денежной форме. На основе денежного оборота (наличного и безналичного) возникают финансы. Как стоимостная категория финансы выражают экономические отношения по поводу образования, распределения и использования денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов и государства.

К числу хозяйственных субъектов относятся индивидуальные предприниматели, доля которых по статистике составляет от общего количества предприятий Российской Федерации-8,7%.

Прежде всего, определимся с понятием «Индивидуальный предприниматель»

Индивидуальный предприниматель - организационно-правовая форма, предусмотренная законодательством Российской Федерации для ведения коммерческой (предпринимательской) деятельности гражданами, зарегистрированными в установленном порядке (прежде в законодательных актах Российской Федерации использовались эквивалентные понятия - «предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ)», «частный предприниматель», которые в настоящий момент, последовательно заменены на термин «индивидуальный предприниматель»).

Для того чтобы рассмотреть особенности  функционирования финансов индивидуальных предпринимателей необходимо проанализировать подходы к функциям финансов и работу (функционирование ) финансов на всех стадиях производства (выполнения услуг),  реализации и дальнейшего пути финансов при взаимодействии с госбюджетом, внебюджетными фондами и другими.

В настоящей курсовой работе последовательно рассмотрим функции финансов и функционирование финансов применительно к индивидуальным предпринимателям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                             

 

 

 

 

 

1.Функции финансов.

           

И так, функция финансов — это проявление их сущности в дей­ствии.

Основные функции финансов — распределительная и контрольная — осуществляются ими одновременно. Каж­дая финансовая операция означает распределение обществен­ного продукта и национального дохода,  контроль за этим распределением.

В рамках трудовой теории стоимости сформировались две основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная.

Сторонники распределительной концепции финансов свя­зывают возникновение и функционирование их только со ста­дией распределения, не отрицая взаимообусловленности рас­пределения и процессов производства, обмена и потребления.

Сторонники воспроизводственной концепции финансов  рассматрива­ют финансы как категорию, связанную со всеми стадиями общественного воспроизводства, т. е. производством, распре­делением, обменом и потреблением.

В рамках воспроизводственной концепции денежные опе­рации фактически совпадают с финансами, а финансовые — с денежными средствами. В этом случае нельзя рас­сматривать финансы как категорию, отличную от денег.

Однако сторонники воспроизводственной концепции бли­же к современным подходам рассмотрения финансов как де­нежных потоков или как процессов создания фондов и капи­талов для осуществления расходов.

Спор идет о том, включать или не включать в состав финансовых отношений денежные отношения, осуществляе­мые в эквивалентной форме,

т. е. отношения, например, куп­ли-продажи товара.

Распределительная функция финансов связана с распре­делением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, созданием фондов денежных средств. Распреде­ление как стадия (фаза) воспроизводства общественного про­дукта следует за стадией производства, а финансы, опосред­ствуя этот процесс, обеспечивают образование, распределение и на стадии обмена — использование доходов и накоплений.

Общественный продукт в процессе его движения из про­изводства в потребление подразделяется на две части: одна часть поглощается в процессе производственного потребления, другая — расходуется на непроизводственное (в том числе личное) потребление. Другими словами, одна часть общественного продукта призвана обеспечивать непрерывность обществен­ного производства, возмещая потребленные средства произ­водства (основные — в меру их износа — и оборотные средства). Другая часть общественного продукта расходуется на непроизводственное потребление:

1)  на содержание органов государственной власти и уп­равления, покрытие расходов на оборону и др.;

2)  на удовлетворение общественных потребностей — раз­витие и содержание учреждений образования, науки, куль­туры, здравоохранения и других отраслей непроизводствен­ного назначения;

3)  на содержание нетрудоспособных членов общества (пен­сионеров, инвалидов);

4) на удовлетворение индивидуальных потребностей населения (личное потребление).

Таким образом, движение общественного продукта из производства в потребление протекает в стоимостной форме, опосредуется денежным оборотом, обеспечивающим распре­деление и использование централизованных и децентрализо­ванных фондов денежных средств. Здесь и проявляется сущ­ность распределительной функции финансов.

Распределение национального дохода заключается в со­здании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основ­ные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они подразделяются на две группы:

1)      зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, кре­стьян, занятых в сфере материального производства;

2)      доходы предприятий сферы материального производ­ства.

Перераспределение национального дохода связано с меж­отраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального исполь­зования доходов и накоплений предприятий и организаций; с наличием наряду с производственной и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просве­щение, здравоохранение, социальное страхование и социаль­ное обеспечение, управление); с перераспределением дохо­дов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования националь­ного дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформа­ции пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределе­ния, должны обеспечить соответствие между материальны­ми и финансовыми ресурсами, и прежде всего между разме­ром денежных фондов, с одной стороны, и объемом и струк­турой средств производства и предметов потребления — с другой.

Распределение и перераспределение доходов субъектов экономических отношений осуществляются финансово-бюджетным и кредитно-банковским методами. Первый из них ис­пользуется при изъятии части доходов предприятий и работающего населения в бюджет и при безвозвратном финанси­ровании из бюджета. При втором методе аккумулируемые банками кредитные ресурсы (за счет временно свободных "нежных средств предприятий и населения) выдаются на основе возвратности и под проценты.

В конечном итоге распределительная функция финансов, опосредствуя распределение и перераспределение обществен­ного продукта (в виде средств производства и предметов по­требления) и валового внутреннего продукта (в форме дохо­дов и накоплений субъектов экономических отношений), при­звана обеспечивать формирование и использование центра­лизованных (государственных) и децентрализованных фондов нежных средств.

Контрольная функция финансов определяется их свойством служить средством контроля за процессом стоимостного распределения и перераспределения общественного продукта, формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Эта функция осуществляется:

1)     финансовыми подразделениями предприятий в целях выявления резервов рационального использования ресурсов предприятия — финансовых, материальных и трудовых (внут­рифирменный финансовый контроль);

2)     финансовыми и налоговыми органами в отношении:

        -предприятий в части полноты и своевременности нало­говых платежей и неналоговых отчислений, правильности от­ражения затрат на производство и реализацию продукции (товаров и услуг) и т. д.;

        -учреждений бюджетной сферы в части исполнения сме­ты расходов, а также — при условии предпринимательской деятельности — в части формирования, распределения и ис­пользования доходов от нее;

3) банками при кредитовании предприятий, когда прове­ряется финансовая устойчивость заемополучателя, обеспечен­ность и гарантии погашения выдаваемого кредита.

В условиях перехода на рыночные отношения финансо­вый контроль направлен на обеспечение динамичного разви­тия общественного и частного производства, ускорение на­учно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональ­ное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяй­ственности и расточительства.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного меха­низма. В условиях углубления рыночных реформ применяет­ся качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной си­стемой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

Роль финансов в расширенном воспроизводстве предприя­тий различных форм собственности должна возрастать, посколь­ку при их непосредственном участии создается ВВП и происхо­дит его распределение внутри предприятия и отраслей.

Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, со­циальное обеспечение. Расширение сферы социальных рас­ходов вызывается во многом требованиями научно-техничес­кой революции.

Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

1)    средства, аккумулируемые в государственной бюджет­ной системе;

2)    средства внебюджетных фондов, прежде всего соци­альных;

3) ресурсы, используемые самими предприятиями (при­быль предприятий и амортизация).

 

 

 

 

 

 

2. Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей.

 

Работа индивидуального предпринимателя, как упоминалось во введении, начинается с регистрации. К этому моменту у предпринимателя должен быть бизнес-план будущей финансовой деятельности, для ведения которой должен  быть сформирован какой-то стартовый капитал (финансовые ресурсы).

Особенностью этих финансовых ресурсов являются способ их формирования. Они формируются из собственных денежных накоплений. Привлечение для этих целей заимствование средств от банковских структур весьма проблематично, т.к. банкам нужны гарантии возврата, а кроме залога транспортных средств и квартир, предприниматель предложить практически ничего не может. Кроме того, потребуется страхование этих залогов, а это будут будущие финансовые издержки. О последствиях для предпринимателя при таких залогах при несостоятельности и говорить не приходится.

Исходя из этого индивидуальная предпринимательская деятельность традиционно ориентирована на теку­щую прибыль, обязана быстро реагировать на спрос и пред­ложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную специфическую инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует груп­па отраслей, где деятельность индивидуальных предпринимателей может быть преобладающей  Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей формой организации труда, — прежде всего это обслуживание населения или аналогичных .

Для предпринимательства в незначительных масштабах не нужны большие финансовые накопления не только потому, что не требуются дорогостоящие производственные фонды, но и из-за относительно высокой оборачиваемости капитала, т.е. высокой скорости движения финансовых потоков, т.к. их деятельность  ориентирована в основном на  потребителя в социально ориентированных сферах.

Индивидуальные предприниматели не способны самостоятельно высту­пать инициаторами наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, поэтому их значение в экономике нельзя переоценивать. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда, что широко применяется в Японии и других странах, но в нашей отечественной экономике это весьма проблематично. Получая конкретные и четко сформулированные задачи,  индивидуальные предприниматели налаживают новые услуги, реже выпуск новой продукции. В сравнении с индивидуальными предприниматели, крупные ком­пании, имеют то неоспоримое преимущество, что могут финансировать новые перспективные разработки, выступать в роли заказчиков и кредиторов, т.к. имеют существенные финансовые ресурсы, как привлекаемые, так и собственные. Объединение усилий крупного мелкого бизнеса и деятельности индивидуальных предпринимателей в настоящее время скорей идея, чем реальная возможность. И связано это с реальным состоянием финансовых ресурсов и финансовых рисков индивидуальных предпринимателей.

Необходимо отметить, что деятельность индивидуальных предпринимателей, как одно из направлений малого предпринимательства, поддерживается государством, что представляет один из каналов движения финансовых средств. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О госу­дарственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" создал предпосылки для стимулирования малых предприятий на федеральном уровне. Кроме того, действует Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. №491 "О первоочередных мерах государственной поддержки мало­го предпринимательства в Российской Федерации".

Законодательство разграничило предметы ведения орга­нов власти различных уровней относительно малого бизнеса. Так, в ведении Российской Федерации находятся:

определе­ние общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки малого предпринимательства; установление порядка создания и деятельности федеральных органов власти в области государственной поддержки малого предпринимательства;

 разработка и реализация федеральных программ развития и поддержки малого предприниматель­ства, финансируемых не менее чем на 50% за счет средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ;

 установление льгот для субъектов малого пред­принимательства по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджет­ные фонды РФ.

Субъекты Федерации в соответствии со своими полномо­чиями решают все вопросы в области поддержки малого пред­принимательства, в том числе могут применять для этого до­полнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

          формирование инфраструктуры поддержки и раз­вития;

          создание льготных условий использования государ­ственных финансовых, материально-технических и информа­ционных ресурсов, а также научно-технических и информа­ционных ресурсов, разработок и технологий;

          установление упрощенного порядка регистрации, ли­цензирования деятельности, сертификации продукции, пред­ставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

поддержка внешнеэкономической деятельности, вклю­чая содействие развитию торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответствен­но Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают:

          меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки на федеральном, региональном и местном уровнях;

                   перспективные направления развития и приоритетные виды деятельности;

                   меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки;

                   меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

         предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

         меры по обеспечению субъектам малого предприни­мательства возможности для первоочередного выкупа арен­дуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осу­ществляется ежегодно за счет средств федерального бюдже­та, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, а также за счет других источников. Объем обязательных еже­годно выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства РФ. Объем финансирования указанных про­грамм за счет средств бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представ­лению органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, об­щественные объединения могут самостоятельно разрабаты­вать и реализовать программы поддержки малого предпри­нимательства, создавать фонды поддержки малого предпри­нимательства, а также вносить предложения в органы испол­нительной власти и органы местного самоуправления о вклю­чении отдельных проектов и мероприятий в государственные н муниципальные программы поддержки малого предприни­мательства.

Фонд поддержки малого предпринимательства. Эта не­коммерческая организация создается в целях финансирова­ния программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих.

Все эти действия государства дополняют источники финансирования предпринимательской деятельности, но основным источником остаются собственные средства предпринимателя. 

И так индивидуальный предприниматель начинает свою деятельность. Из сформированных финансовых ресурсов (начального капитала) необходимо создать производственные условия:

-подготовить рабочее место (производственные площади). Как правило, эти площади берутся в аренду (значительно реже в собственности);

- в подавляющем большинстве предприниматели приобретают и регистрируют в налоговых органах кассовые машины;

-   приобретают инвентарь, оборудование и другие необходимые для работы предметы и материалы.

 Пропорционально выполняемым  услугам (выпускаемому, продаваемому товару) часть финансовых израсходованных ресурсов перераспределяется на  себестоимость будущих расходов (финансовых затрат).

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ