Особенности функционирования рынка земли Беларуси
Особенности функционирования рынка земли Беларуси
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет технологии управления и гуманитаризации
Кафедра «Менеджмент»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Особенности функционирования рынка земли»
по дисциплине «Микроэкономика»
Выполнила:
студентка
группы
108144
Стадник
И.А.
Проверила:
Зысь Т.А.
Минск 2005
Содержание
Введение. 2
Глава 1. Рынок земли: основные положения. 3
§ 1. Специфика рынка земли. 3
§ 2. Предложение земли. 4
§ 3. Спрос на землю.. 6
§ 4. Механизм ценообразования. 9
§ 5. Налогообложение земли. 12
Глава 2. Земельный рынок зарубежных стран. 13
§ 1. Развитие земельной собственности в
западноевропейских странах. 13
§ 2. Опыт зарубежной практики государственного
регулирования. 17
§ 3. Экономическая эффективность налога на землю.. 21
Глава 3. Рынок земли в Республике Беларусь. 25
§ 1. Земельная собственность в Республике Беларусь. 25
§ 2. Государственное регулирование в Республике Беларусь. 28
§ 3. Организация земельного рынка. Земельные банки. 32
Заключение. 36
Используемые источники. 38
Приложение. 39
Рынок земли является неотъемлемой частью
экономики любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий
исключительное место в жизни и деятельности любого общества.
Земельный рынок
формирует условия, стимулирующие эффективное использование земли, и вынуждает
отдельных субъектов отказаться от части земли или от всего участка, если он не
функционирует эффективно.
Однако рынок
земли далек от совершенства и не является гарантом стабильности. Восполнение
недостатков рынка - важнейшая задача государства. Государство обязано в первую
очередь создать условия защиты прав собственности на землю, соблюдения
субъектами своих договорных обязательств, целенаправленного и разумного
использования земельного фонда страны, при этом политика государства должна
базироваться на сочетании интересов всех хозяйствующих субъектов аграрного
сектора. Любая государственная система управления должна базироваться на
земельном кадастре - это официально составленный, систематизированный свод
сведений, касающийся земельного фонда страны. Очевидно, что вне наличия у
государства банка данных о земле невозможно разрешение проблем аграрного
сектора.
Под рынком
земли следует понимать не только куплю-продажу земли, но и предоставление ее в
аренду, а так же весь рынок сельскохозяйственной продукции, на котором
реализуются в той или иной форме отношения собственности на землю.
Данная курсовая
работа содержит 3 главы, каждая из которых раскрывает основные темы. В главе 1
предлагаются основные понятия по рынку земли: специфика, спрос и предложение.
Главы 2 и 3 раскрывают тему на примерах зарубежного опыта (такие страны, как
США, Германия, Россия и др.) и опыта Республики Беларусь соответственно.
Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром
природы, что позволяет говорить об
иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее, земля является объектом
купли-продажи; с ней связаны
земельные арендные отношения.
Во-вторых, в зависимости от тех или иных
природно-климатических условий, а также от местонахождения участков земли подразделяются на лучшие, средние и худшие. В
основе такого деления лежит естественное
плодородие почвы, от которого зависит продуктивность
земли. Но продуктивность земли может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы
называется экономическим. Повышение
экономического плодородия почвы практически возможно на любых участках. Однако оно имеет определенные границы, связанные с известным законом
убывающего плодородия почвы, когда при
сложившейся технологии обработки земли каждая последующая единица затрат
обеспечивает все меньшую и меньшую
отдачу.
В-третьих, хозяйственная деятельность на земле порождает
два типа монополии на землю: монополию на
землю как объект хозяйствования и
монополию на землю как объект собственности. Первый вид монополии обеспечивает абсолютное право распоряжения землей
и хозяйственного ее использования. Второй вид монополии связан с исключительным правом владения землей ее собственником. В первом случае речь идет о том,
что человек, взявший земельный участок в аренду, не ограничен в правах и возможностях хозяйствования на ней. Он может
заняться любым видом сельскохозяйственной деятельности, преследуя цель —
получение наилучшего результата от своей
хозяйственной деятельности. Это
открывает ему путь к получению дополнительного дохода. Вторая форма монополии
обеспечивает получение ренты за любую отдаваемую в аренду землю.
В-четвертых, предложение земли и других природных
ресурсов является строго фиксированным, что
делает ее предложение абсолютно
неэластичным. Однако с развитием научно-технического и социально-экономического прогресса предложение земли, равно как и других природных ресурсов,
фиксировано относительно, ибо
постоянно происходит их выбытие или вовлечение в хозяйственный оборот.
Поэтому график предложения земли относительно
условен. В этой связи сомнительно утверждение, что рента не выполняет никакой
побудительной функции для предложения земли, так как высокие рентные платежи
не могут не стимулировать передачу земли в аренду ее собственниками.
Наконец, в-пятых, если признается
абсолютная неэластичность предложения земли, то спрос на землю выступает определяющим фактором формирования ренты.
"Землей" в
экономической теории называют все естественные
ресурсы (плодородную почву, запасы пресной воды,
месторождения ископаемых). В данном разделе для простоты
под "землей" мы будем подразумевать только
поверхность почвы, которую можно использовать либо
для земледелия, либо для строительства зданий и
сооружений.
Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. В отличие от капитала земля неподвижна. На уровне народного хозяйства в большинстве стран Западной Европы и
Северной Америки предложение земли более или менее стабильно. Возможности расширения
сельскохозяйственных площадей весьма незначительны. Одно из немногих исключений составляют Нидерланды, где в последние десятилетия удалось расширить
сельскохозяйственные угодья за счет
осушения прибрежных районов моря. Очевидно, что такое дорогое удовольствие могут себе позволить отнюдь не все страны.
В большинстве же развитых стран наблюдается тенденция к сокращению сельскохозяйственных
площадей как следствие развития городского хозяйства и инфраструктуры
(строительства дорог, различных зданий, сооружений и т.п.).
Предложение земли
ограничено не только на макро-, но и на микроуровне. Для большинства ферм
расширение не только в краткосрочном, но и в
долгосрочном периоде наталкивается на определенные
трудности. Остановимся на этом подробнее.
Факторами, влияющими на
предложение земли; являются плодородие и положение. Поэтому
когда мы говорим об ограниченности земли, мы имеем в виду землю определенного
качества, расположенную в определенном
месте. Естественно, что количество хорошей земли вокруг конкретного крупного
города или даже отдельной фермы
ограничено вдвойне: и по качеству, и по количеству.
Плодородие, например, зависит от качества почвы, климата, характера применяемой техники, трудовых навыков и
производственного опыта тех, кто работает на земле, и т. д. Хотя некоторые
факторы, несомненно, являются переменными, однако в силу особенностей
применяемого в сельском хозяйстве труда и капитала их изменение происходит лишь
по истечении более или менее значительного
периода времени. В большинстве развитых стран в сельском хозяйстве доминируют
семейные фермы. Основную часть занятых
составляют члены фермерских семей. Их род занятий, жилье, собственность на землю "привязывают"
их к определенной местности,
значительно ограничивая мобильность. Многие нередко стремятся найти иные формы дохода (работа по
совместительству, сдача комнат или
части территории в аренду и т. д.), однако эти источники являются лишь
дополнением к их основному заработку, связанному
с сельским хозяйством. Даже мобильность наемных работников (там, где они используются) ограничена. Дело в том, что заработки сельскохозяйственных рабочих, как
правило, ниже, чем промышленных
рабочих. К тому же многие из них получают различные формы "неденежного вознаграждения" в виде жилья (которое
нередко предоставляется вместе с работой), сельскохозяйственной продукции и т. д.
В условиях мелкого (семейного) производства возможности
быстрой замены применяемого капитала так же ограничены в силу
недостатка имеющихся средств. Правда, как правило, имеются определенные резервы в повышении качества и
улучшении продуктивности земли, которые зависят от форм хозяйствования. В силу традиционности
этого вида производства в одночасье они коренным образом не могут быть
изменены. Более того, при нерациональном
ведении хозяйства качество земли может быть не улучшено, а ухудшено.
Фиксированный характер предложения земли означает, что кривая
предложения абсолютно неэластична. Если на оси абсцисс отложить количество акров земли, а на оси ординат — цену акра земли, то кривая предложения земли будет
представлять линию параллельную оси ординат (см. рис.1). Это означает,
что предложение земли не может быть
увеличено даже в условиях значительного
роста цен на землю. Для того чтобы определить, какая цена реально
установится, необходимо проанализировать спрос, который в данном случае играет активную роль, ведь только от него будет зависеть уровень цен на землю.
Спрос на землю неоднороден. Он включает два основных элемента — сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос:
где — совокупный
спрос;
— сельскохозяйственный спрос;
—
несельскохозяйственный спрос.
Если на оси абсцисс мы отложим количество
акров земли, а на оси ординат — цену за акр земли, то кривая сельскохозяйственного спроса на землю будет иметь отрицательный наклон. Это связано c тем, что по мере вовлечения земли в хозяйственный оборот (при данном
уровне развития техники и технологии) мы должны
будем переходить от лучших по плодородию земель к средним и даже худшим.
Кривая несельскохозяйственного спроса также имеет
отрицательный наклон, так как связана главным образом с местоположением, и здесь также есть свои ограничения, так как
приходится использовать не только земли в центре города (например, для
жилищного строительства и офисов), но и на
окраинах. Совокупный спрос на землю определяется путем сложения по
горизонтали кривых сельскохозяйственного и несельскохозяйственного
спроса (рис.2).
Сельскохозяйственный
спрос на землю является
в условиях развитого рыночного хозяйства производным от
спроса на продовольствие. Он складывается из спроса на продукцию растениеводства, животноводства и т. д. Сельскохозяйственный
спрос на землю учитывает уровень
плодородия почвы и возможности его повышения, а также местоположение —
степень удаленности от центров потребления
продовольствия и сырья.
Многие фермы производят не
один вид сельскохозяйственной продукции, а несколько, поэтому спрос на землю в
аграрной сфере носит комплексный характер. Чрезмерно узкая
специализация для большинства ферм не является типичной.
Сельскохозяйственный спрос на землю определяется
особенностями спроса на продовольственную
продукцию. Мы уже отмечали, что для производства продовольствия типична
ситуация, близкая к совершенной конкуренции, так как преобладают семейные фермы. Государство в развитых странах, как
правило, не ограничивает права
граждан на куплю-продажу земли и фактически не влияет на ее цену. Исключение составляют лишь ряд стран (с высокой долей аренды, например Бельгия), где
предоставляются преимущественные права на покупку земли постоянным
арендаторам. Однако и в этом случае
сделка на куплю-продажу земли осуществляется по рыночным ценам.
Спрос на продукты питания
неэластичен. Люди не могут жить без пищи, к которой
привыкли. Поэтому объем спроса на основные продукты
питания мало изменяется даже в результате значительного
изменения цен. В условиях высокой инфляции спрос на продукты питания уменьшается меньше, чем на другие товары, так как происходит
сокращение доли непродовольственных товаров (например, товаров длительного
пользования) в бюджете потребителя.
Неэластичность спроса на
продукты питания означает, что даже незначительное сокращение
привычных объемов предложения может явиться причиной сильного роста цен на
продовольствие. И наоборот, увеличение предложения (например, в урожайный год)
может привести к значительному падению цен на сельскохозяйственную продукцию.
Аграрная сфера сильно зависит от природных
условий. Изменения погоды, неблагоприятные атмосферные
осадки, многочисленные вредители, стихийные бедствия
приводят к резким колебаниям предложения. До сих пор
сельскохозяйственное производство полностью непредсказуемо и не контролируется в
такой степени, как, например, промышленное
производство.
На
сельскохозяйственный спрос на землю оказывает серьезное влияние и такой важный
фактор, как постепенное сокращение доли продовольствия в бюджете потребителя —
явление, типичное для населения подавляющего большинства стран. Это долговременная
тенденция. Сокращение доли продовольствия в бюджете потребителя приводит к уменьшению доли расходов на продукты питания. Поэтому
доля сельского хозяйства в национальном доходе сокращается. Если население,
занятое в аграрной сфере, не будет уменьшаться теми же темпами, что и
сокращение расходов на сельскохозяйственную продукцию, то доходы этой части
населения будут неуклонно понижаться. (Что и наблюдалось во многих странах
Европы в 80-е гг. нашего столетия). Естественно, что это в конечном счете
отразится и на сельскохозяйственном спросе на землю, и на ее предложении.
В отличие от сельскохозяйственного спроса
на землю несельскохозяйственный спрос имеет устойчивую тенденцию к росту. Несельскохозяйственный
спрос на землю также объединяет разнообразные виды спроса. Он состоит из
спроса на землю для строительства жилья, объектов инфраструктуры, из
промышленного спроса и даже... из инфляционного спроса на землю. В условиях
высоких темпов инфляции борьба с обесценением денежного богатства подталкивает
спрос на недвижимость. И земля выступает одной из гарантий сохранения и
приумножения богатства.
Несельскохозяйственный спрос, как
правило, безразличен к уровню плодородия земли. Главное для него —
местоположение земельных участков. Оно имеет особое значение в крупных городах.
В различных районах города цена земли неодинакова и обычно достигает максимума
в центре города. Не случайно в центре многих американских городов возвышаются
небоскребы. Они позволяют разместить значительные производственные (или
непроизводственные) площади на ограниченном участке земли.
Ценообразование на рынке
земли зависит от специфики данного фактора производства,
которая проявляется в следующем:
·
в ее неподвижности;
·
в ее фиксированности с точки зрения общего
количества;
·
в совершенно неэластичном предложении;
·
в том, что используется в любом виде
хозяйственной деятельности.
С экономической точки зрения, наиболее
важное свойство земли заключается в том, что ее количество
невозможно увеличить при росте ее цены либо уменьшить при
понижении цены.
Совершенно неэластичное предложение земли
означает, что цена на землю определяется уровнем спроса на
отдельные участки. Цена на землю связана с земельной рентой
— ценой услуг земли. Цена на землю представляет дисконтированную стоимость будущей земельной ренты. Чем выше рента от услуг
участка земли, тем выше цена земли.
Допустим, что какой-то участок земли в
прошлом году приносил ренту в сумме. Если покупатель желает приобрести этот
участок, какую цену он должен уплатить? Для ответа на данный вопрос необходимо
определить альтернативную стоимость полученных за землю денег. Цена земли
должна быть равна сумме денег, положив которую в банк, бывший собственник земли
получал бы аналогичный процент на вложенный капитал. Пусть текущая рыночная
ставка ссудного процента составляет величину r. Тогда цена земли равна:
= ,
где -
коэффициент дисконтирования.
При этом необходимо учитывать два
момента. Во-первых, поскольку цена земли – это бессрочное вложение капитала, то
суммирование начинается с единицы и уходит в бесконечность.
n, то .
Во-вторых, поскольку становиться все меньше с
возрастанием n, новое количество, добавляемое к
полученной сумме, постепенно приближается к нулю по мере того, как n приближается к бесконечности. Сумма в формуле достигает предела, когда за каждый год одинакова.
Этот предел равен:
= = = ,
где R -
годовая рента,
r -
рыночная ставка ссудного процента.
Экономической рентой называется разница между фактической платой за использование ресурса и минимальным количеством средств, которое необходимо заплатить владельцам
факторов, чтобы они cогласились
продавать факторы на рынке.
Экономическая рента — плата за пользование землей и другими строго ограниченными
ресурсами. Величина земельной ренты целиком определяется
спросом на земельные участки.
Если рента превышает равновесную цену, то объем спроса на землю со стороны фирм
будет меньше существующего объема предложения земли.
Некоторые собственники земли не смогут сдать в
аренду свою землю, что вынудит их пойти на более низкую ренту.
Если рента будет ниже своей равновесной величины, то увеличившийся
спрос на землю со стороны фирм приведет к возвращению
факторной цены в равновесное состояние.
Следовательно, только при
конкурентной цене, когда общий объем спроса на землю равен ее фиксированному
предложению, рынок будет находиться в равновесном
состоянии. Ценность земли выводится всецело из
ценности продукта, а не наоборот.
Рента выступает в двух основных формах:
♦чистая экономическая
рента как доход, приносимый производственным ресурсом только в
силу его абсолютной ограниченности (абсолютной неэластичности предложения);
♦дифференциальная
рента как доход, приносимый производственным ресурсом в
зависимости от его качества.
Понятие ренты применимо не
только к земле, но и к любому фактору, предложение которого
фиксировано.
Земельные участки отличаются
друг от друга своей продуктивностью, которая
предопределяется их местоположением, климатическими
особенностями, сферой использования и т. д. Это является
объективной основой для образования дифференциальной ренты.
Предположим, что три участка земли отличаются своим качеством:
лучший, средний и худший по плодородию. Допустим, что участки,
ровные по площади и вложению труда и капитала, тем не менее,
поскольку они различаются по плодородию, различаются по
предельным и средним издержкам на единицу продукции (рис. 3).
На лучшем участке (рис. 3, а) будет получена дифференциальная
рента-площадь прямоугольника ВРЕК; на среднем участке
(рис. 3, б) производственные издержки будут лишь компенсированы,
не извлекая дохода; на худшем участке (рис. 3, в)
образуется убыток.
Другим фактором, формирующим
ценообразование на рынке земли, выступает
налогообложение.
Постоянство предложения
земли может иметь очень важные последствия. Рассмотрим
рынок земли на рис.5. Предположим, что правительство вводит 50%-ный налог на
все земельные ренты, чтобы не финансировать свой бюджет за
счет налога на здания или на капиталовложения в их
ремонт, который определенно повлияет на объем строительной активности. Все
то, что облагается налогом, является
доходом или рентой за использование
фиксированного количества земли в
сельском хозяйстве или в городе.
После введения налога, общий
спрос на услуги земли не изменится. При цене (включающей налог)
в 200 долл. на рис. 5, люди по-прежнему будут предъявлять
спрос на все фиксированное предложение земли. Следовательно,
из-за постоянного объема предложения этого ресурса, рыночная цена (с учетом
налога) услуг земли не изменится и будет равна своему
исходному значению в точке Е, которая отражает состояние рыночного равновесия.
Что произойдет с величиной
ренты, получаемой землевладельцем? Поскольку объемы
спроса и предложения не изменились, налог не повлияет на рыночную цену. Поэтому он целиком будет выплачен из дохода землевладельцев.
Эту ситуацию можно
представить себе с помощью рис. 5. То, что платит
фермер, и то, что получает землевладелец — это две
совершенно разные вещи. Влияние введения 50%-ного налога
на землевладельцев аналогично такому воздействию на них,
которое произошло бы, если бы чистый спрос на рынке
сдвинулся с DD до D’D’. Равновесный доход
землевладельцев после уплаты налогов теперь составит
всего лишь Е’, или только половину величины Е. Все
бремя налога полyостью переместилось
«назад» к собственникам ресурса, характеризующегося
неэластичным предложением.
Конечно же, землевладельцы
будут недовольны. Но в условиях совершенной конкуренции
они никак не смогут изменить свое положение, поскольку они
не в состоянии изменить общий объем предложения, и земля будет использоваться независимо от дохода, который она приносит. Как говорится, половина каравая все же лучше, чем ничего.
Следует также отметить, что
здесь мы можем получить удивительный ответ на вопрос о
влиянии такого налога на экономическую эффективность. Этот
неожиданный ответ гласит: налог на ренту не приведет ни к каким искажениям или экономической неэффективности.
Почему? Потому что налог на чистую экономическую
ренту не изменит ничье экономическое поведение. На тех, кто предъявляет спрос,
он не повлияет, поскольку их цена постоянна. Поведение же
владельцев земли не изменится ввиду того, что
предложение этого ресурса фиксировано и не может реагировать на налог.
Следовательно, хозяйство функционирует после введения
налога точно так же, как и до его введения: в результате
взимания земельного налога не возникает никаких
искажений или неэффективности.
Земля в жизни людей всегда
занимала особое положение. Без нее невозможно ведение
сельского хозяйства, создание продуктов питания и
большинства сырьевых ресурсов для промышленности. Если производство рассматривать как единство труда, капитала, природных
ресурсов и предпринимательской деятельности, то земля в
этом единстве - главное, незаменимое условие
производства, которое характеризуется постоянством местоположения, пространственно ограничено, не воспроизводимо
и в качественном отношении не однородно. Различие в
качестве земель (т. е. в климате, рельефе,
механическом составе почв и мелиоративном их
состоянии), а также местоположении земельных
участков оказывает большое влияние на перераспределение
доходов и процесс воспроизводства.
В мировой практике имеет
место развитие нескольких экономических систем. Основополагающими принципами рыночной экономической
системы применительно к исследуемой теме можно назвать следующие: частная собственность на средства производства, в том
числе на землю, экономическая свобода предпринимательства,
личный интерес как главный мотив поведения производителей, конкуренция, свободная система ценообразования
и ограниченное вмешательство государства в управление
производством. Плановой экономике свойственны
централизованное планирование и управление на основе государственной монополии на средства производства,
природные ресурсы и произведенную продукцию.
Земельная собственность как
общественное явление имеет многоаспектный характер. Экономический аспект ее проявляется в отношениях,
связанных с использованием земли как хозяйственного ресурса и
определением возможностей удовлетворения потребностей и реализации интересов людей. Она, как исторически
сложившаяся общественная форма присвоения земли, может иметь государственный, общинный, коллективный, кооперативный,
личный характер. Считается, что частная земельная
собственность - поздний и наиболее
совершенный институт собственности, оказывающий большое влияние на эффективность производственной
деятельности. Общей закономерностью для
экономически развитых стран является
именно господство частной собственности
на землю и приспособление других ее
форм к условиям развития рыночного производства
в системе их производственных отношений.
Для стран с переходной к
рыночным отношениям экономикой, к которым относится и Республика Беларусь, в этой связи характерным
является пересмотр земельных отношений по пути упразднения
государственной монополии на землю и создания многообразных
форм собственности (личной, коллективной и других наряду с
государственной), введения платного пользования землей и установления
рынка земли.
Опыт развития земельной
собственности во всем мире не прост, а изобилие продуктов в
наиболее развитых странах объясняется не только наличием у них частного
землевладения и единоличным способом хозяйствования, но и иными причинами. Анализ зарубежной земельной практики позволяет сделать следующие выводы. Первый сводится к тому,
что в этих странах хорошо понимают различие последствий,
когда земля выступает как объект собственности, а когда
как объект хозяйствования. Второй заключается в
понимании преимуществ крупного аграрного производства,
требующего и соответствующих земельных площадей. Третий
состоит в том, что главным является вопрос не формы земельной
собственности, а прав и обязанностей землевладельцев
и землепользователей.
Не случайно
восточноевропейские страны, бывшие члены СЭВ, раньше
России и Беларуси приступившие к приватизации, пришли
к выводу о необходимости корректив земельных реформ. Бурная
вначале деколлективизация земельных угодий быстро сменилась здесь более осторожным подходом к трансформации
форм собственности. И для этого были веские причины.
В Румынии, например,
массовая приватизация земельных участков привела к уничтожению больших
площадей виноградников, разрушению расположенных на
приватизируемых землях хозяйственных построек, сокращению поголовья скота. Половиной новых землевладельцев
оказались горожане, не умеющие вести хозяйство или не
желающие участвовать в производстве сельскохозяйственной продукции.
В Болгарии остановились
на варианте сосуществования трех форм земельной собственности: государства, общин и граждан.
Характеризуя положение
восточноевропейских, бывших социалистических стран, можно заключить, что единоличная собственность
на землю там частично восстановлена, однако развитого
рынка земли пока нет. Сохранены значительные
ограничения на использование полученной в частную
собственность земли, лимитированы максимальные и минимальные
размеры арендуемых участков.
Даже в Германии, где
есть большая возможность государственной поддержки для желающих организовать собственное хозяйство,
частные земли занимают только 10% и большинство крестьянских
хозяйств объединились в кооперативы, так как в мелкотоварном
хозяйстве невозможно эффективно использовать дорогостоящую современную технику; отсутствуют достаточные средства для расширенного
воспроизводства.
Целью аграрной политики правительства Германии в отношении восточных земель страны является отнюдь не ликвидация общественной собственности, а формирование высокопроизводительного сельскохозяйственного производства, отвечающего экологическим требованиям и конкурентоспособного на западноевропейском рынке. В
западных землях крестьянские хозяйства
имеют в среднем площадь 17-18 га, в восточных — 90 га, а сельскохозяйственные предприятия - в пределах 1030-1710 га. Западные
эксперты считают, что такие
хозяйства будут предпочтительными по равнению
с мелкими семейными, что подтверждается
ростом в последние годы производительности
труда в растениеводстве крупных хозяйств
восточных земель.
В США, которые
принято считать оплотом частного землевладения, около 30%
земельного фонда принадлежит государству (из них 85% - федеральная собственность и 15% - собственность
правительства штатов), а 70% - находится в
частной, в том числе корпоративной собственности. При этом на
индивидуальные семейные фермы приходится 77%
общей численности ферм и свыше 59% -
производства всей сельскохозяйственной
продукции. Для семейно-групповых ферм, к которым относятся более крупные производственные образования, указанные показатели составляют 3 и 34% соответственно. Остальная часть продукции производится более крупными частыми
акционерными фермами.
Собственность на землю в Китае
отделена от землепользования и землевладения там продается право
пользования землей и таким образом
земельные отношения включаются в рыночные
механизмы. Арендные отношения выдвинуты в качестве основных с сохранением на земельные ресурсы собственности народа в лице государства и с предоставлением коллективным и индивидуальным арендаторам всей необходимой полноты прав,
требующихся для
организации эффективного производства и хозяйского использования их земельных участков. Более 96% сельскохозяйственных земель в Китае находятся сегодня в аренде, вопрос о передаче их в частную собственность не ставится.
Итак, нынешний зарубежный
институт частной собственности на землю в развитых ранах давно не однозначен прежнему праву, которому
воля собственника являлась законом для данного земельного
пространства. Вопросы производства сельскохозяйственной продукции на любой земле регулируются многими
структурами - государством, кооперативами, потребительскими
обществами и т.д. Использование аренды становится общей мерой для многих стран, сокращается рынок земли
как объекта собственности и увеличивается - как объекта
хозяйствования.
Анализируя опыт зарубежной практики государственного
регулирования, следует
отметить, что в законодательствах многих стран совершенно четко
просматривается тенденция усиления государственного
вмешательства в земельные отношения, и в
первую очередь - в установление порядка продажи, аренды земельных участков, их наследования.
В некоторых странах существуют
специальные правила
порядка продажи земель. В соответствии
с законодательством Австрии и ФРГ, например, для заключения всех земельных сделок необходимо разрешение
специальных
государственных органов.
Государственным
вмешательством в отношении аренды сельскохозяйственных
земель также является: предварительное разрешение на заключение договора аренды уполномоченным
на то государственным органом (Германия); включение в договор,
независимо от воли сторон, обязательств по
использованию земли в соответствии с
государственной земельной политикой (Германия,
Великобритания); использование
определенных государством минимального
и максимального размеров арендной платы
(Германия, Франция и др.); создание специальных судов по разрешению споров, связанных с арендой сельскохозяйственных земель. Законодательство ряда стран (Бельгия, Дания) устанавливает также преимущественное право покупки
земельного участка арендатором.
Регулируется государством и
наследование сельскохозяйственных земель. В отличие от гражданского законодательства, отдающего приоритет наследованию по
завещанию и предусматривающего возможность дробления наследства, здесь действуют иные принципы. Законодательство многих зарубежных стран (Германия,
Австрия, Франция, Норвегия) предусматривает право собственности на землю лишь одного лица и при условии, что наследник - лицо, обладающее соответствующей квалификацией.
Рассмотрим теперь конкретные формы государственного регулирования в Германия, в стране с
развитым сельским хозяйством, структура и условия которого
относительно сходны с белорусскими. Аграрное право Германия не поощряет
дробление крестьянских хозяйств, земельных и лесных участков
при наследовании и других сменах владельца, использование сельхозугодий не по назначению или непродуктивно; гарантирует защиту интересов арендаторов; предусматривает государственный контроль за сделками, связанными с отчуждением, куплей и продажей земельных участков; поощряет улучшение качества земельных угодий. В частной собственности находится свыше 95%
земель, участвующих в сельскохозяйственном
обороте. Остальные земельные участки
принадлежат государству (общинам, федерации
в целом, церкви, учебным заведениям). Согласно
Закону о сделках с земельными участками, обязательства по использованию
земли в общественных интересах проявляются в
совокупности правовых норм,
регулирующих сделки, связанные с
земельными участками, порядок их
заселения, осуществление землеустроительных
мероприятий, право единонаследия
крестьянского хозяйства и т.д.
Зарубежный опыт развития аграрной сферы нам, безусловно, необходимо использовать
в деле государственной поддержки сельскохозяйственного
производства. Факторами повышения эффективности
фермерских хозяйств в Западной Европе считаются также поддержка со стороны государства цен на их продукцию на уровне,
обеспечивающем нормальную доходность: прямые выплаты из государственного бюджета при изъятии земель фермерских
хозяйств и их консервации возмещение убытков при
сокращении посевных площадей в целях снижения
перепроизводства продукции; организация государственного кредитного обслуживания фермеров: введение льготного
кредитования. Чем сложнее и суровее климат в стране,
тем большая часть ВВП используется на Западе на аграрные
нужды. Об этом убедительно свидетельствуют следующие данные. Во Франции такие субсидии составляют
7,1%, в Германии - 13,7. в Великобритании - 27,2, в
Норвегии - 32,5%. В США доля государственных субсидий
в прибыли фермеров и производственных кооперативов составляет 30%, странах ЕС - 49, Швеции -59,
Финляндии - 71, Японии - 75%. В России такая доля не
превышает 6,5% от затрат на сельскохозяйственное
производство.
Россия взяла курс на переход к эффективному в экономическом,
социальном и экологическом планах многообразию форм собственности на природные ресурсы. Решение этой крайне сложной
задачи затрудняется тем, что оно ведется в
условиях не сформировавшихся
окончательно основ федеральной государственности,
происшедшего в последние годы значительного снижения производственного и
эколого-экономического потенциала, обострения
криминогенной обстановки, незадействования
многих принятых законодательных актов
в сфере природопользования. Верховный Совет
СССР в апреле 1990 г. принял Основы законодательства о земле, которые
ввели пожизненное наследуемое владение землей, что закрепило важное правомочие собственника: передачу земельного участка по наследству, а также установили еще одну форму права на землю - право
аренды земли.
В настоящее время в России
собственность на природные ресурсы и средства производства существует в двух формах - государственной и частной. Первая
охватывает федеральную, республиканскую, региональную и муниципальную собственность; ко второй относится
индивидуальная - личная, акционерная, кооперативная,
коллективная. Эти формы государственной и частной собственности закреплены Конституцией РФ (1993 г.) и другими
законодательными актами (Земельный кодекс
от 25.04 1991 г., Закон «О собственности
в РСФСР» от 24.12 1990 г., законы «Об охране
окружающей среды» от 19.12 1991 г., «О недрах» от 21.02 1992 г. и др.).
В результате проведения нового земельного
курса в России резко изменилась структура
землепользователей: около 50% земли находится в собственности
акционерных обществ, товариществ, сельскохозяйственных кооперативов и других коллективных хозяйств с
долевой земельной собственностью; на 9% сельхозугодий
ведется индивидуальное хозяйство; неизмеримо увеличилось
число участников земельных отношений. В проекте нового
Земельного кодекса РФ закрепляется право частной собственности
на землю, рассматривается комплекс связанных с ним отношений,
вводится ряд ограничений на куплю-продажу
земельных участков (устанавливаются
предельные размеры земельных владений
в собственности одного лица, запрещается
изменять целевое назначение участков и др.). Новый кодекс предполагается
утвердить базовым, рамочным, чтобы
на местах его можно было конкретизировать соответственно региональным возможностям и желаниям. Госдума
приняла в январе 2001 г. в первом чтении
законопроект о введении в действие 17-й
главы Гражданского кодекса РФ о праве собственности
на землю со всеми вытекающими отсюда
последствиями.
Страницы: 1, 2
|