бесплатные рефераты

Особенности функционирования рынка земли Беларуси

Таким образом, земельные отношения в любой экономической системе складываются между различными социальными группами и отдельными лицами по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками. От состояния этих отношений во многом зависят социально-экономическое по­ложение людей и уровень экономического развития страны. Формирование рыночных структур в аграрном секторе экономики пост­советских стран, к которым относится и наше государство, требует всестороннего переосмыс­ления сложивших земельных отношений, прав и обязанностей владельцев и пользователей земли, форм земельной собственности, а так­же необходимости их реформирования.

§ 3. Экономическая эффективность налога на землю

Налоги неэффективны в той степени, в какой они вынуждают граждан предпринимать действия по уклонению от налогообложения. Например, налоги на заработную плату могут привести к тому, что люди будут работать меньшее количество часов, налоги от реализа­ции - к тому, что некоторые граждане сокра­тят потребление Данного товара или будут приобретать товары в другом месте с более низким налогом. В результате возникает так называемый эффект замещения (substitution effect). В свою очередь, это приводит к поте­рям экономической эффективности из-за на­логообложения. Этот феномен называется иног­да дедвейт (deadweight losses) - стоимость продукции, непроизведенной в результате уклонения от налогов.

Правильно установленный земельный налог не несет эти невосполнимые потери, так как землевладелец не может уклониться от уплаты земельного налога и, соответственно, не дает возникнуть эффекту замещения. И в этом, вероятно, состоит главное преимущество земельного налога, обеспечивающее его эконо­мическую эффективность. Землевладельцы могут отреагировать на введение или повыше­ние земельного налога только улучшением использования земли. Налог на стоимость уча­стков является нейтральным по отношению к деятельности землевладельцев, так как ника­кие возможные действия, кроме максимально эффективного использования своих участков, не смогут улучшить их положение.

Что же касается налогообложения зданий или налогообложения недвижимости (земли и зданий) в виде единого налога, то, напротив, такие налоги не могут быть нейтральными. Хотя земля и здания объединены в единый объект налогообложения, между ними суще­ствует очень важное различие. Налоги на зда­ния, в отличие от налога на землю, создают отрицательные поведенческие мотивы относи­тельно нового строительства, реконструкции или более интенсивного использования участ­ка и несут в итоге невосполнимые потери, о которых говорилось выше.

Налог на землю, напротив, при надлежа­щем применении не только не подавляет эко­номическую производительность, но и стиму­лирует ее. Это предположение доказано мно­гими учеными. Полученные ими результаты четко свидетельствуют, что замена налогов на недвижимость налогом на землю или введение более высоких ставок налога на землю по отношению к ставкам на недвижи­мое имущество приведет к увеличению работ по улучшению земли, т. е. к более высокому соотношению капитал/земля, поскольку пере­ход от налогообложения имущества к налого­обложению земли уменьшит «наказание» за внесенные улучшения и будет стимулировать более интенсивное использование земли.

Смещение налогового бремени к налого­обложению земли будет снижать другие иска­жающие налоги. А смещение к более эффек­тивному налогу может улучшить благосостоя­ние без потерь в сборах налога. Если бы государство могло заме­нить искажающие налоги неискажающими, оно получало бы большие поступления при тех же последствиях для благосостояния людей или могло бы сохранять те же поступления, но увеличивать благосостояние людей.

Эффективность налога определяется так­же административными издержками. Самой главной проблемой здесь можно считать оцен­ку стоимости земли. Однако, согласно тради­ционному мнению, оценка стоимости земли проще и дешевле, чем оценка недвижимого имущества. Что касается уклонений от упла­ты налога на землю, то-они минимальны по сравнению с уклонениями от других налогов.

Эти положения в значительной степени служат в настоящее время важным аргумен­том для реформирования сложившихся нало­говых систем в ряде развитых стран. Вообще проведение каких-либо радикальных налого­вых реформ в богатых странах считается очень сложным. В Европе налоговые системы оста­вались без изменений в течение 20 лет, в Япо­нии, Америке и Австралии - даже больше. Вместе с тем, как показывает анализ зарубеж­ной литературы, здесь отмечается очевидная неэффективность существующей налоговой системы и рассматривается возможность ее улучшения при переходе к более совершенно­му налоговому инструменту - налогу на зем­лю. Это заставляет ученых продолжать поиск теоретических положений для возобновления налогообложения земли, принимая во внима­ние все преимущества земельного налога как эффективного источника государственных до­ходов, которым можно заменить менее эффек­тивные налоги.

Так, в ряде развитых стран, где традици­онный налог на собственность является существенным источником местных бюджетов, осо­бенно в Англии, Канаде, Японии и США, ак­тивно проводятся исследования на предмет возможности замены земельным налогом не только налога на недвижимость, но и других налогов, таких как налоги на корпоративный и индивидуальный доход, налог с продаж и др. Согласно общему мнению исследователей, потенциал экономической выгоды от исполь­зования земельного налога с целью сокраще­ния налогов на труд и капитал действительно является достаточно большим, а вопрос заме­ны земельным налогом других налогов требу­ет серьезного внимания академических и по­литических кругов как важное средство повы­шения эффективности национальной и город­ской экономики.

Данные положения носят не только теоре­тический характер, ряд из них уже реализован на практике. Наиболее известен в этом отноше­нии опыт городов США, где традиционный для развитых стран единый налог на недвижимость заменен на налог, взимаемый по двойной став­ке (two-rate tax), или, как его еще называют, расщепленный налог (split tax), когда ставка налога на стоимость земли увеличена, а ставка на стоимость построек уменьшена.

Так, в Питтсбурге (штат Пенсильвания) расщепленный налог был введен в 1913 г., а еще шесть городов ввели расщепленный налог в последние годы. К 1991 г. ставка налога на землю более чем в пять раз превышала налог на постройки. Анализ влияния налоговой ре­формы в Питтсбурге и других городах на рост масштабов строительства показал, что пере­смотр системы налогов с двойной ставкой в сторону повышения налогов на землю стиму­лировал в этих городах строительную актив­ность. Так, в Вашингтоне, например, за 1987— 1995 гг. стоимость разрешений на строитель­ство на душу населения была выше в этот период на 30%. Аналогичные показатели дос­тигнуты и в других городах США, перешед­ших на налог по двойной ставке.

Тенденцию смещения налоговой нагруз­ки в имущественных налогах можно наблю­дать и в странах Балтии, где уже проведены работы по оценке кадастровой стоимости. Так, например, в Литве и Латвии земля облагается по ставке 1,5%, а недвижимое имущество - по ставке 1% от кадастровой стоимости. В наи­большей степени среди стран переходной экономики преимущества земельного налога ис­пользованы в Эстонии, где введен только один имущественный налог - налог на землю.

В свете вышеизложенного нельзя пози­тивно оценить появляющиеся как в Белару­си, так и России предложения по введению единого налога на недвижимость, объединяю­щего налог на землю и налог на здания и со­оружения. Так, группой белорусских законо­дателей предлагалось ввести такой налог при разработке проекта налогового кодекса. В Рос­сии в 1997 г. было решено провести экспери­мент по реформированию налогообложения недвижимости в Новгороде и Твери. Суть эксперимента состояла в замене налогов на имущество и землю консолидированным на­логом на недвижимость на основе рыночной стоимости.

Представляется, что эта тенденция при достаточно сильном лоббировании в прави­тельственных кругах и отсутствии сформиро­вавшегося общественного мнения об эффек­тивности налогообложения земли может иметь шанс быть реализованной, что было бы доста­точно серьезной ошибкой и привело бы к соответствующим отрицательным последствиям. К причинам, способствующим появлению та­ких тенденций, можно отнести отсутствие не­обходимых исследований по данной пробле­ме, низкий уровень экономических знаний уп­равленческого персонала, лоббирование опре­деленными кругами своих интересов в ущерб общегосударственным.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что, используя преимущество земель­ного налога, местные органы власти могут зна­чительно увеличить эффективность налого­вой системы и обеспечить себя значительны­ми финансовыми поступлениями за счет до­ходов от изъятия никем лично не заработанной земельной ренты. Одновременное снижение налогов на заработанные людьми доходы от вложения их труда и капитала позволят про­грессивно перераспределить ресурсы. В резуль­тате достигается синтез нравственности и эф­фективности - уникальное сочетание, недости­жимое никаким другим путем.

Второй вывод, касающийся системы иму­щественных налогов, заключается в том, что в условиях Беларуси, где налогообложение зем­ли и зданий уже осуществляется отдельно, имеется уникальная возможность сохранить и развить эти две налоговые базы с постепен­ным смещением центра тяжести налогового бремени на землю. К тому же политически всегда более целесообразно иметь более низ­кие налоговые ставки за счет расширения базы налогообложения.

Глава 3. Рынок земли в Республике Беларусь

§ 1. Земельная собственность в Республике Беларусь

По состоянию на 1 января 2001 г., общая площадь земель Республики Беларусь состав­ляет 20,76 млн. га, в том числе 9,3 млн. га сель­скохозяйственных земель, из них пахотных -6,1 млн. га. В общей площади доля земли, на­ходящейся в частной собственности (72,9 тыс. га), составляет 0,35%, а в площади сельскохо­зяйственных земель - 0,79%. Собственниками земли в стране являются 390 тыс. граждан, из них ведущие личное подсобное хозяйство - 85,3 тыс. граждан. Средний размер земельных участков, переданных в частную собственность, - 0,19 га, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства - 0,52 га. Частный сек­тор страны (хозяйства населения и фермерс­кие), располагая 17% посевных площадей, про­изводит 44% объема сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время земельная реформа в стране проводится недостаточными темпами. Основная причина этого - отсутствие эконо­мически обоснованной земельной политики государства. По прогнозам белорусских уче­ных-аграрников, передача земли в частную собственность кроме индивидуального секто­ра экономики коснется в первую очередь кре­стьянских (фермерских) хозяйств и экономи­чески слабых колхозов и совхозов. В общей сложности это может составить не более 2,0-2,5 млн. га сельхозугодий (22-28%) от их об­щей площади. Необходимость передачи земли в частную собственность подтверждается и следующими фактами. По оценке специалис­тов Минсельхозпрода, треть валовой продук­ции, произведенной в 2000 г. в агросекторе, потеряна из-за бесхозяйственности. Толь­ко половина хозяйств способна работать без помощи государства, еще 25% могут выжить с небольшой поддержкой. Но 20-25% колхозов и совхозов нуждаются в реформировании, воз­можно с решением вопроса о собственности на землю. Правда, здесь следует заметить, что в ст. 13 Конституции страны сказано, что зем­ли сельскохозяйственного назначения находят­ся в собственности государства. Все это гово­рит о необходимости дальнейшего совершен­ствования законодательно-правовой базы регулирования земельных отношений в Респуб­лике Беларусь.

Кроме совершенствования правового ас­пекта в реформировании земельных отноше­ний, у нас в стране существует еще ряд недо­статочно решенных проблем относительно рав­ноправного развития различных форм соб­ственности на землю. К ним относятся:

•    определение роли государства и созда­ние экономических условий для изъятия в его пользу земельной ренты;

•    совершенствование экономического механизма взимания платежей за владение, пользование и распоряжение землей:

•    повышение роли земельного кадастра и земельно-оценочных работ,

•    формирование рынка земли (недвижи­мости);

•    развитие ипотеки и других рыночных форм землепользования.

В целом, для реального изменения сло­жившейся экономической ситуации в аграр­ном секторе Республики Беларусь необходи­мы радикальные перемены производственных отношений в сельском хозяйстве и переход к новой социально-экономической системе на основе изменения характера земельных отно­шений, в частности форм собственности на зем­лю, а также разработка соответствующего этим изменениям нового (рыночного) хозяйствен­ного механизма.

Рассматривая трансформацию отношений собственности (в том числе собственности на землю) в ходе формирования рыночной эко­номики, следует констатировать, что этот про­цесс может осуществляться в форме привати­зации и разгосударствления.

В Республике Беларусь ведущее положе­ние занимает государственная собственность на землю, устои которой были заложены в годы советской власти на основе проведения наци­онализации земли и ее дальнейшего огосудар­ствления в соответствии с положением о со­циалистическом землеустройстве. По действу­ющему земельному законодательству, зем­ля признана собственностью Республики Беларусь, установлен ее правовой статус в виде различных форм владения и пользова­ния, а также порядок изъятия и предоставле­ния земельных участков. Обеспечиваются пра­вовые условия и порядок предоставления зе­мельных участков в аренду юридическим и физическим лицам, в том числе иностранным.

Вопросы земельной собственности затра­гиваются в новой редакции Гражданского ко­декса (ГК) Республики Беларусь. В нем исключены статьи, прямо регулирующие зе­мельные отношения, в том числе лишь обо­значен перечень вещных прав на землю (пра­во хозяйственного ведения и право оператив­ного ведения (ст. 276, 277), право пожизненно­го наследуемого владения земельным участком и право постоянного пользования им). Вместе с тем сохранены статьи, регулирующие отно­шения собственников зданий и сооружений с собственниками и пользователями земельных участков, а также статьи, посвященные серви­туту (ст. 268). Анализ действующего граждан­ского и земельного законодательства свидетель­ствует о необходимости создания единого го­сударственного органа по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а так­же принятия Закона «О государственной ре­гистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Опыт последних лет проведения земель­ной реформы в Беларуси позволяет сделать вывод о необходимости развития эффективно работающих крестьянских (фермерских) хо­зяйств, а также сохранения коллективных форм хозяйствования, но только экономически сво­бодных, реформированных в рыночные струк­туры: акционерные общества, общества с огра­ниченной ответственностью, товарищества, кооперативы, ассоциации фермерских хозяйств, народное предприятие, агрофирмы, коммерциализированные предприятия и пр.

§ 2. Государственное регулирование в Республике Беларусь

Ликвидация государственной собственности на все сельскохозяйственные угодья практически означает: 1) аннулирование благоприятной базы для равноправного развития многоукладной экономики сельского хозяйства, построенной на деятельности предприятий разных форм собственности; 2) переход только к частным формам сельхозпредприятий, что противоречит конституционной ориен­тации на многоукладную экономику; 3) неизбежный возврат к помещичьим и еди­ноличным крестьянским хозяйствам хуторского типа, что обесценит огромные средства, вложенные ранее в дехуторизацию села, и потребует огромных инвести­ций в создание новой системы внутрихозяйственного и межхозяйственного земле­устройства; 4) осложнение социальных условий жизни и развития большинства сельского населения.

Возникает вопрос: можно ли уйти от такого рода угроз и рисков без ущерба для дела создания более эффективной системы хозяйствования на селе в усло­виях сохранения государственной собственности на землю и перехода к рыночной экономике? Многолетней практикой зарубежных стран доказано, что при прочих равных условиях фермерские хозяйства, работающие на своей и на арендованной земле, по уровню эффективности и конкурентоспособности не уступают друг дру­гу. Более того, признано, что аренда по сравнению с частным землевладением имеет ряд преимуществ: арендатору не надо искать деньги на покупку земли; он может сосредоточить свои средства на покупке нужных машин, оборудования и на текущих затратах, а необходимость регулярно платить арендную плату способ­ствует более эффективному ведению хозяйства.

Из этого следует, что активного хозяина создает не право собственности на землю, а право собственности на результаты своего труда и на те средства производства, с помощью которых он их достигает на арендуемой земле. Поэтому долгосрочная аренда как метод землепользования получает все большее распро­странение. На основе аренды земли у частных землевладельце» в США уже ис­пользуется около 60 % сельхозугодий, а в ряде стран ЕС — и того больше (в Бель­гии, например, — более 70 %). В этих странах аренда стала основным путем при­влечения дополнительных сельхозугодий с целью создания оптимального размера крупноземельных ферм как более экономически эффективных и конкурентоспо­собных. В мире имеется и многолетний опыт высокоэффективной работы сельхоз­предприятий разных форм собственности на базе долгосрочной аренды земли у государства. Такой опыт есть в Китайской Народной Республике, Израиле, Гол­ландии и др.

Исходя из зарубежного опыта высокой эффективности арендной формы зем­лепользования, есть основание считать, что нам в товарном сельском хозяйстве республики разумнее всего сохранить государственную собственность на землю, а более эффективной формой землепользования и у нас может стать долгосрочная аренда. По своей сути она является рыночной формой хозяйствования и потому больше подходит для условий переходного периода.

Совершенствование системы землепользования путем развития долгосрочной аренды земли у государства имеет ряд преимуществ перед ее приватизацией, так как позволяет:

·                   сформировать для каждого хозяйства удобное землепользование и виде сплошного и компактного массива рациональных размеров с устойчивыми грани­цами, избежать мелкоземелья, чересполосицы, сложностей выделения и движе­ния земельных долей;

·                   осознанно строить оптимальную структуру товарного сельского хозяйства по соотношению в ней крупнотоварных предприятий разных размеров землепользо­вания, специализации и разных форм собственности на них и таким образом быстрее в историческом плане выйти на высокий уровень рыночной надежности товарного сельского хозяйства республики в целом;

·                   максимально предотвратить разрушение и обесценивание уже действующих крупнотоварных предприятий интенсивного типа;

·                   создать многоукладную экономику сельского хозяйства путем преобразования ряда колхозов и госхозов в оптимального размера частные предприятия корпора­тивного типа (кооперативные, акционерные, совместные фермерские: семейно-родственные, семейно-соседские и т.п.; и сохранения ныне действующих форм сельхозпредприятий там, где с государственной точки зрения это целесообразно, и там, где их работники выберут для себя такой вариант развития на перспективу;

·                   переходить от общественных к частным формам сельхозпредприятий на базе сложившихся размеров землепользования колхозов и госхозов или их внутрихо­зяйственных подразделений (отделений, производственных участков, бригад), т.е. размеров землепользований, которые создавались из расчета рационального комплектования и использования современного набора машин и механизмов, необходимых для комплексной механизации производства и кардинального повы­шения производительности труда в сельском хозяйстве. Такая преемственность при формировании размеров землепользования рыночных форм предприятий по­ложительно отразится на их эффективности в будущем;

·                   облегчить, упростить, ускорить, удешевить и социально обезопасить процесс формирования многоукладной экономики сельского хозяйства;

·                   создать на основе долгосрочной аренды и различных форм собственности эко­номически активных хозяев на земле, конкурирующих между собой за высшую эффективность производства;

·                   внести конкурсный отбор арендаторов сельхозугодий;

·                   держать под государственным мониторингом основные процессы, связанные с землевладением, землепользованием и землеустройством; обеспечить их развитие на научной основе, что позволит быстрее выйти на более низкий уровень трудо-, энерго- и ресурсоемкости производства продукции в сельском хозяйстве.

Имея такие возможности, нет смысла спешить с полным переходом от госу­дарственной к частной собственности на сельхозугодья. Вначале надо освоить тот потенциал, которым обладает аренда земли у государства. А потенциал этот велик и при разумном его использовании можно ускорить процесс строительства наибо­лее экономически эффективного (оптимального) варианта рыночной экономики сельского хозяйства, т.е. такою, к которому в век НТП стремятся все развитые страны. Такому строительству государственная собственность на землю на усло­виях аренды лучше и больше благоприятствует, чем частная. Частная, особенно мелкоземельная (нередко в сочетании с чересполосицей), является тормозом для такого рода проектов. У нас в этом отношении имеется большое преимущество и мы просто обязаны им воспользоваться для построения в минимально короткие сроки наиболее конкурентоспособного сельского хозяйства.

Трансформации части государственных сельхозугодий в частное землевладе­ние в системе товарных сельхозпредприятий в перспективе может быть применена в роли способа поощрения тех из них, которые в течение многих лет будут иметь показатели производительности и оплаты труда, урожайности культур, продук­тивности скота и рентабельности производства на уровне развитых стран мира, т.е. право частной собственности на землю может быть честно заработано и слу­жить, росту экономической и социальной эффективности сельского хозяйства рес­публики и целом. Перерастание аренды земли в частную собственность на нее только после достижения на арендуемой земле стабильно высокого уровня эффек­тивности сельскохозяйственного производства полностью отвечает интересам строительства социально ориентированной рыночной экономики и потому встре­тит в республике лучшее понимание и поддержку со стороны народа.

Принципиально важно, что объединение таким путем землевладения и земле­пользования в единую систему хозяйствования на земле и юридическое признание государством права частной собственности на нее позволит: прочно привязать сельскохозяйственные земли к тем, кто непосредственно наиболее грамотно и эф­фективно их обрабатывает; максимально избежать злоупотреблений, обмана и несправедливости при становлении новой системы земельных отношений в сель­ском хозяйстве.

Следовательно, ориентация на максимальное сохранение государственной собственности на сельхозугодья и их использование на условиях долгосрочной аренды в сочетании с преимущественным развитием корпоративных (артельных) форм предпринимательской деятельности на земле позволит на деле постепенно передать многие колхозы и госхозы в руки (в собственность) их трудовых коллек­тивов. Именно таким путем приватизация в сельском хозяйстве может быть про­ведена в интересах подавляющего большинства не только селян, но и горожан.

§ 3. Организация земельного рынка. Земельные банки

Для  Республики Беларусь, вступившей в полосу рыночных преобразований, одним из главных является вопрос организации земельного рынка. Его эффективное функционирование должно основываться на предварительной проработке научно обоснованных, практически мотивированных и юридически безупречно оформленных материалов. Можем ли мы надеяться на немедленное создание такого рынка  в настоящее время, когда разбалансирована вся финансово-денежная система? Для организации современного рынка нужны специальные институты, такие как институт оценщиков, земельный банк и пр. Без этого и развитой системы земельного кадастра покупатель не сможет определить качество приобретаемого участка. Рынок земли необходимо сделать двойственным механизмом отбора наиболее эффективных форм хозяйствования и рачительных хозяев. Многообразие форм собственности будет способствовать развитию конкуренции, росту объёмов производства и качества продукции. По нашему мнению, государство должно создать условия для организации рынка земли и обеспечивать его эффективность, определять права и обязанности собственников земли, обеспечить разработку и соблюдение пра­вил оформления сделок, связанных с отчужде­нием, куплей-продажей, залогом земли (куп­чие, закладные, аукционные и т.д.).

Основным препятствием для нормально­го кредитования сделок с недвижимостью на рынке земли и недвижимости является отсут­ствие законодательных актов об ипотеке, не­обходимость существования которых предус­мотрена в ч. 2 ст. 315 ГК. Ипотека здания и сооружения допускается только с одновремен­ной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором они находятся. При ипо­теке земельного участка право залога не рас­пространяется на находящиеся или возводи­мые на нем здания и сооружения, если в дого­воре не предусмотрено иное. Продажа зданий и сооружений осуществляется одновременно с передачей покупателю права на ту часть зе­мельного участка, которая занята этой недви­жимостью (ст. 523 ГК). При этом договор куп­ли-продажи недвижимости должен включать суммарную цену прав на земельный участок и здания (ст. 526 ГК).

В заключение отметим, что при рефор­мировании земельных отношений следует ис­пользовать все положительные моменты зару­бежных моделей права собственности на зем­лю и создавать свои подходы к решению этой проблемы, обратив особое внимание на разви­тие и совершенствование законодательно-пра­вовой базы земельной собственности в совре­менных условиях перехода к рыночным фор­мам хозяйствования, в том числе учитывая и необходимость гармонизации законодательства Республики Беларусь и Российской Федера­ции. Нам нужна частная собственность на зем­лю, базирующаяся на корректной структуре прав земельной собственности и способствую­щая действительно эффективной рыночной экономике, основополагающим принципом которой должна быть социальная справедли­вость. Это может быть обеспечено при усло­вии приватизации земли на основе социали­зации земельной ренты в интересах гражданс­кого общества.

Перед Беларусью стоит важнейшая со­циально-экономическая задача: создать систему земельных отношений, обеспечивающую, с одной стороны, реальную экономическую свободу эффективного использования земли вне зависимости от того, какую форму соб­ственности представляет хозяйствующий субъект, а с другой стороны, исключающую паразитирование на праве собственности на землю. Это явится важным шагом к обеспече­нию рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, возвращению хозяина на землю, созданию условий для устойчивого будущего страны.

Земельные банки

          Как упомянуто выше,  одним из  важнейших экономических  условий  реализации права     собственности     на землю для  аграрного сектора является предоставление  им  доступного и долгосрочного кредита.  Так  как  выдача  банковского  кредита для такого рода операций  является  весьма рисковой,  то  можно поставить вопрос  о  долгосрочных  займах   сельским товаропроизводителям  под  залог их земли.  В  этой  связи  необходимо   создание  специализированных      земельных    банков.

         Земельные банки в Беларуси при сложившейся экономической ситуации  должны создаваться по строго разработанной программе с учетом всевозможных  экономических факторов.

        Можно выделить три важных правила  их работы: 

1.                 Ссуды из земельных банков не должны выдаваться  заемщикам с очень низкой экономической культурой, так как заемщик, беря  кредит  под обеспечение земли, может не представлять  себе  последствия  тех обязательств, которые  на него возлагались.    В  этой  связи сельскохозяйственному   товаропроизводителю   самостоятельно, без   помощи   профессионалов будет   очень    трудно    обеспечить эффективное  использование  взятого  кредита,   своевременные выплаты   платежей   и   избежать   разорения.    Как  следствие этого -  у банка будет очень низкий  возврат  долгов по кредиту.   

2.                 Деятельность  земельных  банков  не должна строится  на принципе стремления изъятия  и  продажи  с  торгов  земли   в   случае непогашения    ссуды,    поскольку  накопление    объектов залога  -  земель     у  ссудозаемщиков будет расти.  Как показывает мировая практика,  реализация заложенных земель  с  торгов  идет  очень  тяжело.  Во-первых, покупателю приходится  за  свой  счет  совершать  длительные поездки для осмотра земель. Во- вторых, в случае  приобретения этих владений ему приходится оплачивать все  числящиеся  за  участком  долги.  В   результате   земельный  банк   может превратиться в гигантского земельного собственника и нести значительные  убытки от  эксплуатации  оставшихся  за  ним  земель.  Банки также  будут нести убытки  от  платежей  по  наложению  ареста  на заложенные владения, от обращения в судебные инстанции,  уплаты сборов и т. д.

3.                 Управление операциями земельных  банков  не должно носить централизованный   характер.   Отделения    банков не должны располагаться в центральных городах и в значительном удалении от мест  проживания своих клиентов. Они должны иметь право самостоятельно  решать  вопрос о выдаче ссуд. В противном случае от   разрешения о выдаче  ссуды  советом  банка  и  от  этого разрешения до фактической выдаче денег может пройти очень много времени (порой до года), а это может привести  к отказу  потенциальных клиентов от услуг банков.  Следует  также помнить, что выдача ссуд должна  соответствовать   реальной стоимости земли.

Далее мы попытаемся сформулировать некоторые  принципы  отношений будущих собственников земли с кредитными банками.

Первый  принцип  заключается в совместном    занятие    денег    многими, объединенными в  союз  собственниками, так как их союз позволяет брать  деньги в  кредит  сразу  крупными  суммами,  что  будет  экономически выгодно как для  банков  (размеры  ссуды  будет достаточным, чтобы покрыть  процентами  с  нее  издержки  по  обслуживанию долга), так  и  для  собственников   (при выдаче  большой суммы кредита банк берет более низкие    проценты по нему).  

Второй принцип: товарищество,  получившее  под  общую ответственность деньги, должно давать их своим членам  только на    производственные, или на какие-нибудь необходимые нужды.   Следовательно, оно должно создать орган по контролю за выданными средствами, и производить «внутреннюю» выдачу ссуд только членам товарищества. 

Третий принцип включает в себя создание самими же фермерами центров по повышению квалификации, целью которых должно являться обучение, а не  материальная  сторона, т.е. обучение должно проводиться не на платной основе. Стоит заметить, что в США, где такие центры получили широкое развитие, рынок услуг для фермеров обеспечивает очень высокий процент возврата кредитов (90 - 95%).

Заключение


Главная особенность экономических отношений, связанных с использованием земли как невоспроизводимого, ограниченного природного фактора является существование земельной ренты. Отдавая землю в аренду предпринимателям, землевладельцы получают за это определенную плату – ренту.

Рента, которая возникает вследствие разности плодородия земельных участков (или разности местоположения участков по отношению к рынку), называется дифференциальной рентой.

Абсолютная рента является результатом монополии частной собственности на землю со стороны определенного класса общества.

В сельском хозяйстве есть еще одна разновидность ренты – монопольная рента: это особая форма земельной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и невоспроизводимые в других местах земледельческие продукты и полезные ископаемые.

Земля является предметом не только аренды, но и купли – продажи, и она имеет иррациональную цену, основанную не на стоимости, а на доходе, который приносит использование земли владельцу. Цена земли – это капитализированная рента.

Крестьяне, являющиеся собственниками своего участка, в качестве хозяйствующих субъектов получат дифференциальную ренту, а в качестве собственников земли они ее присваивают. Абсолютной ренты в крестьянском хозяйстве нет.

Повсюду, где силы природы могут быть монополизированы и обеспечивают применяющему их промышленнику добавочную прибыль, - будет ли то водопад, или богатый рудник, или богатая рыбой вода, или хорошо расположенное строительное место, - лицо, признаваемое собственником этих предметов природы, улавливает у функционирующего капитала эту добавочную прибыль в форме ренты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Используемые источники

1.     \\ Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование, № 8*2002. Когановский С.Б. – Сохранение и рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды;

2.     \\ Белорусский экономический журнал, № 2*2001. Кивейша Е.И. – Землевладение и землепользование;

3.     \\ Белорусский экономический журнал, № 3* 2001. Удовенко С.А., Унукович А.В. – Земельная собственность в Республике Беларусь: состояние и проблемы;

4.     \\ Белорусский экономический журнал, № 2*2003. Филиппович Н.В. – Налогообложение городских земель в переходной экономике: роль и проблемы развития;

5.     \\ Веснiк БДЭУ, № 2, 2003. Кивейша Е.И. – Землевладение и землепользование в сельском хозяйстве Республики Беларусь;

6.     \\ Экономист, № 2*2003. Липски С. – Изменение земельных отношений.

7.     Джуха В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004;

8.     Ивашковский С. Н. Экономика: микро- и макроанализ. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 1999;

9.     Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 1997;

10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М, 1998;

11. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: Пер. с англ. – М.: «Бином», «Лаборатория базовых знаний», 1997.



Приложение


Рисунок 1





Рисунок 2








Рисунок 3





Рисунок 4



Рисунок 5


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ