Особенности социально-экономического развития современной Франции
i>Налогообложение Для развитых стран в настоящее время характерно активное вмешательство государства во все сферы экономической жизни. Основными инструментами при этом являются налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Система налогов и сборов влияет на структуру и динамику производства, его размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов, образуя рычаги для воздействия на экономику через расходные части бюджетов. При помощи налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить полную свободу товарному рынку. В связи с образованием 1 января 1993 года единого внутреннего рынка ЕС и в условиях осуществления программы модернизации французской экономики правительство осуществило реформу налоговой системы страны, направленную на улучшение финансового положения промышленных компаний и повышение уровня их конкурентоспособности. Реформа предусматривает уменьшение уровняналогообложения промышленных предприятий и стимулирование с помощью налоговых льгот инвестиций. Преобладающая часть налоговых поступлений (68% в 1993 г.) направляется в государственный бюджет, в котором на долю прямых налогов приходится 39% и косвенных – 61% всех поступлений. В группе косвенных налогов главенствующее место занимает налог на добавленную стоимость (НДС), который впервые был разработан и введен в 1954 г. именно во Франции. Налоги Франции можно классифицировать по трем крупным группам. Подоходные налоги, которые взимаются с дохода в момент его получения. Налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится. Налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода. В этом случае они пользуются режимом освобождения от НДС с начала года, следующего за отчетным. НДС дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов) , которые также представляют собой налоги на потребление. Косвенными налогами, помимо НДС, облагаются алкогольные напитки, табачные изделия, изделия из драгоценных металлов, кондитерские изделия, а также электроэнергия и телевизионная реклама. К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины. Основной целью таможенных пошлин является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка. Таможенные пошлины взимаются с цены товара. Перейдем к подоходным налогам. Рассмотрим налоги, уплачиваемые предприятиями. Налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций, осуществляемых данным предприятием. Она равняется разнице между доходами предприятия и расходами, произведенными для производственной деятельности. Общая ставка налога составляет 34%. Если предприятие в отчетном году понесло убытки, то они могут быть вычтены из облагаемой чистой прибыли будущих лет. Каждое предприятие обязано ежегодно составлять детальную декларацию о доходах и представлять ее в налоговое ведомство в течение трех месяцев после составления ежегодного бухгалтерского отчета. Важнейшее место в группе подоходных налогов занимает подоходный налог с физических лиц. Его удельный вес в государственном бюджете Франции превышает 18%. Налог взимается ежегодно с дохода, декларируемого в начале года по итогам предыдущего финансового года. Налогообложению подлежит фискальная единица – семья, состоящая из двух супругов и лиц, находящихся у них на иждивении. Для одиноких фискальной единицей является один человек. Под доходами понимаются все денежные поступления, полученные в течение отчетного года. В это понятие входят: зарплата, премии и вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доходы от движимого имущества, прибыль от операций с ценными бумагами. Подоходный налог на физических лиц носит прогрессивный характер со ставкой от 0 до 56,8%. Общее социальное отчисление, установленное законом о финансах в 1994 г., составляет 1,1% всех доходов от движимого и недвижимого имущества. Во Франции действуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим недвижимым имуществом. Так, прибыль, полученная в результате продажи по высокой цене недвижимого имущества, включается в доход, подлежащий налогообложению в году фактической продажи. Но при этом от налога освобождаются доходы, полученные от продажи основного жилища, от первой продажи жилища, а также от продажи жилища, находящегося в собственности не менее 32 лет. Различная ставка налога применяется в зависимости от срока, в течение которого здание находилось в собственности у продавца. Максимальная ставка используется, если этот срок был менее 2 лет. Крупные доходы приносят бюджету Франции налоги на собственность.Налогообложению подлежат имущество, имущественные права и ценные бумаги, находящиеся в собственности на 1 января. К имуществу относятся здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, акции, облигации и т.д. В группу налогов на собственность входит социальный налог на заработную плату. Во Франции его уплачивают работодатели. Объектомналогообложения служит фонд зарплаты в денежной и натуральной форме. Налог имеет прогрессивный характер. Помимо этого работодатели уплачивают налог на профессиональное образование по ставке 0,5% от годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%. Цель налога состоит вфинансировании развития профессионально-технического образования в стране. Среди других государственных сборов, относящихся к группе налогов на собственность, нужно сказать о налоге на автотранспортные средства предприятий и компаний. Его уплачивают юридические лица, использующие собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества автомобилей и мощности их двигателей. Важное место в налоговой системе Франции занимают местные налоги.Местные органы формируют около 80 тыс. самостоятельных бюджетов (коммуны, объединения коммун, департаменты, регионы и т.д.) . Эти органы власти являются важными субъектами экономической жизни. Общие затраты местных административных органов в начале девяностых годов составляли более чем 10% от валового внутреннего продукта (ВВП) . Общая величина местных бюджетов доходит до 60% государственного бюджета страны. Из системы местных налогов следует выделить четыре основных: земельный налог на застроенные участки; земельный налог на незастроенные участки; налог на жилье; профессиональный налог. Ставки этих налогов определяются местными органами власти (генеральными советами, муниципальными советами) при разработке бюджета на будущий год. Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости – зданий, сооружений, резервуаров. От данного налога освобождается государственная собственность, здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Освобождены от этого налога физические лица в возрасте старше 75 лет, а также лица, получающие пособия по инвалидности. Налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, участки под застройку и т.д. Налог на жилье взимается как с собственников жилых домов, так и с арендаторов. Малообеспеченные лица могут быть освобождены целиком или частично от уплаты данного налога по их основному месту проживания. Профессиональный налог вносится юридическими и физическими лицами, постоянно осуществляющими профессиональную деятельность, не вознаграждаемую зарплатой. Для расчета налога берется сумма трех элементов, умножаемая на установленную местными органами власти налоговую ставку. Налоговая система Франции помимо фискальной функции успешно выполняет функции регулирования внутреннего рынка, социального развития и внешнеэкономических связей. Эти цели преследуют таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость, местные налоги. Фондовые биржи, рынок ценных бумаг в стране. Фондовая биржа – биржа, где совершаются сделки по ценным бумагам.1 Черезфондовую биржу мобилизуются средства для долгосрочных инвестиций вэкономику и для финансирования государственных программ. На фондовой бирже происходит купля – продажа акций, облигаций акционерных компаний, облигаций государственных займов. В ходе купли – продажи устанавливается курс ценных бумаг, обращающихся на бирже, который определяется приносимым доходом (в виде дивиденда или процента) , уровнем ссудного процента и соотношением спроса и предложения. Сводными показателями движения курса ценных бумаг являются индексы акций, наиболее известным из которых является индекс Доу Джонса, отражающий курс крупнейших монополий, котируемых на Нью-Йоркскойфондовой бирже. На фондовой бирже распространена продажа крупными партиями – партиями, состоящими более чем из 10000 акций. Оборот французской фондовой биржи исчисляется несколькими триллионами долларов. Парижская фондовая биржа является одной из крупнейших. Фондовая биржа является важнейшей составляющей частью интегрированной системы рынков фиктивного капитала, включающей также фьючерские биржи, валютные рынки, различные формы внебиржевого оборота ценных бумаг. Парижская фондовая биржа имеет _________________
См.1 Борисов Е., Рыжков О. Современная инфраструктура рынка ценных бумаг: опыт
реформ во Франции/ /Рынок ценных бумаг. – 1996. - №1. – С. 41
форму государственного института. В 1978 г. началась реформа Парижской фондовой биржи, в полной мереразвернувшаяся в 80-е годы. В настоящее время ускорились процессы глобализации финансовых ресурсов. Возрождение Парижской биржи (ПБ)была связана со стремлением реанимировать французский финансовый рынок, без чего страна не могла на равных соперничать с ведущими промышленными державами мира. Модернизации французского финансового рынка во многом способствовала приватизация, начатая в 80-е годы правительством Ж. Ширака. Ценные бумаги приватизируемых компаний и банков пользовались большим спросом. Приватизация должна была придать французскому финансовому рынку международные масштабы. Однако до сих пор во Франции биржевая капитализация компаний составляет всего 20% ВВП. Сама биржа стала расширять гамму предоставляемых услуг. До 1978 г. на бирже обращались два типа ценных бумаг – акции и облигации в их классической форме. Благодаря различным нововведениям, выгодным эмитентам и владельцам облигаций, французский рынок облигаций стал четвертым по объему рынком в мире. Сегодня основными задачами вторичного фондового рынка является получение прибыли от спекулятивных операций и предоставление возможности страхования от всех видов рыночных рисков. Традиционные методы осуществления технических операций при торговле ценными бумагами не соответствуют росту активности на рынке. Современная французская система проведения операций с ценными бумагами характеризуется наличием единого депозитария. Она была сформирована в результате двух основных реформ: дематериализация (1984 г.) и внедрения системы “поставка против платежа” (1991 г.) . Модернизация французского фондового рынка завершилась в 1992 г. §4.Уровень научно-технического развития Франции.
В условиях
современного этапа НТР всевозрастающее значение приобретает научно-техническое
сотрудничество, способствующее внедрению новейших технических достижений,
рациональному использованию природных ресурсов и т.д. Роль данной формы
международных экономических связей применительно к той или иной стране, в
первую очередь, определяется уровнем ее научно-технического развития (особенно
отраслей «новой экономики»), а также квалификацией рабочей силы. С этой точки
зрения Франция занимает высокое, но не лидирующее положение.
В XXI век Франция вступила, так и не достигнув 3% расходов на НИОКР в
ВВП, существенно уступив при этом не только мировым лидерам в данной сфере США
и Японии, но и Швеции, и Финляндии. Уступает Франция и в производстве
наукоемкой продукции. Если в настоящее время в США доля наукоемкой продукции в
общем производстве превысила уже 20%, в Японии – 13%, в Германии – 15%, то во
Франции данный показатель составляет лишь 8%, что ниже даже среднеевропейского
уровня 10%. Кроме того, обращает на себя внимание низкий уровень участия
французских фирм в производствах, связанных с компьютерной революцией: на
Францию приходится лишь 2% мирового объема производства электронного
машиностроения. Как отмечают специалисты, необходимы дополнительные усилия и в
сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), где во Франции в 8 раз
меньше научных работников, чем в США.
Одним из важных показателей научно-технического прогресса и участия в
международном обмене технологиями является купля-продажа патентов и лицензий. В
2001 г. доход Франции от реализации патентов и лицензий поднялся до 2,5 млрд.
долларов, а расходы на их приобретение составили 1,9 млрд. долларов. Однако на
фоне того, что в США еще в 1998 г. доход от продажи патентов и лицензий
составлял 36,6 млрд. долларов, а расходы – 11 млрд., данные показатели во
Франции выглядят достаточно скромно. Все это свидетельствует о техническом
отставании Франции от США и ряда других развитых стран. Одной из основных
причин такого положения является более низкая конкурентоспособность французских
предпринимателей из-за высокого фискального бремени и социальных расходов.
Тем не менее, французская наука в целом высоко котируется в мире, и в
последние годы Франция, которая всегда обладала хорошим научным потенциалом,
добилась значительных результатов. Инженеры и исследовательские центры Франции
являются авторами ряда крупнейших инноваций, в т.ч. и изобретения микро-ЭВМ.
Сегодня французские предприятия занимают одно из первых мест в мире в таких
секторах, как телекоммуникации («Франс телеком»), информационная инженерия и
программное обеспечение («Кап Жемини Эрнст энд Янг», «Бизнес обжектс»),
электроника («Алкатель», «Томсон мультимедиа», «Шнайдер», «Микроэлектроникс»),
электронные издания и мультимедиа («Вивенди юниверсал», «Инфограм», «Юбисофт»).
Французская аудиовизуальная промышленность является одной из самых динамичных в
мире и развивает выпуск продукции на экспорт. Предприятия перечисленных выше
секторов дают сегодня 5% ВВП и 4% рабочих мест, обеспечивая в последние годы
пятую часть экономического роста.
Франция с опозданием приступила к развитию микроинформатики и еще больше
промедлила с Интернетом, но сейчас начала ликвидировать это отставание.
Пользователями Интернета являются все крупные французские предприятия и почти
три четверти мелких и средних предприятий. С компьютером работает, по крайней
мере, время от времени, половина наемных работников страны. При этом Интернет
породил колоссальную созидательную динамику, выразившуюся, прежде всего, в
открытии новых предприятий: в первом полугодии 2000 года в самых «инновационных
секторах», т.е. главным образом связанных с ИКТ, было создано 5,4 тыс.
предприятий (5,7% всех новых предприятий против 3,9% в 1996 году).
Электронная торговля через Интернет пока развита слабо, что частично
связано с наличием во Франции ранее созданных электронных каналов. Так, покупки
частных лиц через Интернет не превысили в 2000 году 200 млн. евро, но к этой
сумме следует прибавить около 1 млрд. евро от покупок, осуществленных через
«Минитель» (французскую интерактивную телефонную сеть). Точно так же скромный
объем электронной торговли через Интернет между предприятиями не должен заслонять
тот факт, что около 10% сделок между предприятиями сегодня приходятся на долю
сетей электронного обмена данными (ЭОД), которые постепенно переориентируются
на Интернет. Ведущие позиции здесь занимают распределительный, автомобильный,
транспортный и банковский секторы, а некоторые крупные французские предприятия
(«Карфур», «Ошан», «Казино», «Рено», «Эр Франс», «Данон», «Мишлен», «Юзинор» и
др.) входят в группу создателей главных "торговых центров" мировой
электроники.
Достойное положение Франции в сфере высоких технологий на мировом уровне
обеспечивают ее авиакосмическая промышленность и ядерная энергетика. На долю
Франции приходится 40% всех расходов европейских государств на космические
цели, самый крупный взнос в бюджет Европейского космического агентства (ЕКА) –
29%. Она играет главную роль в программе «Ариан», работает над повышением
конкурентоспособности этой программы, имеющей ключевое значение для обеспечения
самостоятельности Европы в космической области. Во Франции разрабатываются новые
космические технологии и технические средства, такие, например, как
миниспутники и микроспутники. При этом первостепенное внимание уделяется
сотрудничеству в рамках ЕКА и многостороннему сотрудничеству в Европе. Вместе с
тем весьма перспективным представляется сотрудничество Франции с Соединенными
Штатами в рамках программы исследования Марса с 2007 года, а также с другими
космическими державами и новыми развитыми государствами.
Высокая квалификация и навыки французских специалистов, вовлеченных в европейские
совместные космические предприятия, воплощены в практически совершенных
технологических характеристиках Аэробуса A340, уровень продаж которого почти
сравнялся с американским Боингом. Франко-немецкая компания «Еврокоптер»
является ведущим в мире изготовителем вертолетов.
Энергетика – еще одна область, в которой французские технологии
превосходят уровень многих развитых стран. Прежде всего, это относится к
ядерной энергетике. В частности, Франции принадлежит крупнейший в мире завод по
переработке ядерных отходов, который располагается в Нормандии. Важно отметить,
что ядерная промышленность Франции по общему признанию отличается высокой
степенью надежности и безопасности. Кроме того, французы демонстрируют
значительные успехи и в обычном производстве энергии, экспортируют свои
технологии и навыки, строя гидроэлектро- и обычные электростанции в ряде других
стран.
Что касается технологий, используемых в транспортном секторе, на Францию
приходится около 12% всемирных и 22% европейских патентов. Более того, Франция
в настоящее время владеет 12% патентов по всему миру и почти 20% патентов в
Европе на технологии по охране окружающей среды (сохранение почв,
восстановление лесных массивов, водная очистка, переработка отходов).
Такой прогресс в области
развития технологий был достигнут во многом за счет активных действий крупных
французских ТНК (в частности, «Алкатель» является одним из лидеров
телекоммуникационной связи в мире). Однако значительную роль здесь сыграли и
множество мелких и средних инновационных фирм, которые в некоторых случаях
сумели закрепиться даже на американских рынках. Т.е. положено начало ликвидации
основного недостатка, который препятствовал выходу Франции в лидеры по уровню
развития технологий и участия в их обмене, – финансирования исследований
преимущественно государством. Если в 1997 г. государство профинансировало 82%
всех исследований и разработок, то к 2001 г. его доля упала до 50%. Это,
безусловно, положительный факт, т.к. по мнению многих экспертов, главным стимулом
промышленных исследований должна стать коммерция. Научные исследования должны
проводиться, чтобы зарабатывать деньги, а не «показывать научную красоту
проекта».
Таким образом, «новая экономика», обострившаяся конкурентная борьба
выдвинули перед Францией, как впрочем, и перед всей интегрированной Европой,
проблему форсирования производства наукоемкой продукции и увеличения расходов
на НИОКР (предпочтительно за счет частного сектора). Уже сегодня наблюдается
положительная динамика в этой области, однако, Франция, обладая огромным
научным потенциалом, еще недостаточно его использует.
ГЛАВА III.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРАНЦИИ. ФРАНЦИЯ КАК ЧЛЕН ЕВРОСОЮЗА.
§1. Характеристика,
структура и особенности внешней торговли Франции
За последнее десятилетие Франции удалось успешно адаптировать свою внешнюю
торговлю к новым условиям, прежде всего на европейском рынке. Экономика Франции
стала не менее открытой, чем у ее торговых партнеров, сохранив при этом свою
долю на рынке. В результате сейчас Франция занимает 4-е место в мире по
экспорту товаров, уступая лишь США, Германии и Японии, и 3-е – по экспорту
услуг, пропуская вперед только США и Великобританию.
В 2002 г. доля внешней торговли Франции в ВВП составила 39,7%, а
экспортная квота – 20%. Основные статьи импорта – машины и оборудование,
автомобили, энергоносители, авиатехника, продукция электронной промышленности,
основные химические продукты, продукты питания, ткани, одежда. Многие из этих
статей являются также и статьями экспорта, особенно сельскохозяйственные и
пищевые продукты, автомобили и другие средства наземного транспорта, машины и
оборудование, авиатехника, химические продукты, фармацевтические препараты и
парфюмерно-косметическая продукция. К важным статьям экспорта относятся также оборудование
для космонавтики и оружие. При этом Франция, не располагающая значительными
запасами углеводородного сырья, является чистым импортером энергии. Для
сокращения энергетической зависимости Франция проводила политику, направленную
с одной стороны на контроль над потреблением энергии, с другой – на развитие
ядерной энергетики. Благодаря такой двоякой политике доля импорта
энергоносителей в общем объеме импорта Франции упала с 28% в 1980 г. до 7% в
начале 2000-х гг. В структуре как экспорта, так и импорта услуг ведущая роль
отведена туризму и транспортным услугам.
Около 78% внешней торговли Франции приходится на страны ОЭСР, при этом в
большей мере она ориентирована на Европейский союз: на его долю приходится
61,3% французского экспорта и 58,6% импорта. Основными импортерами французской
продукции являются ближайшие соседи Франции: Германия (14,7%), Великобритания
(9,8%), Испания (9,6%) и Италия (8,8%). Значительная доля французского экспорта
приходится также и на США (8,7%). Наибольший удельный вес во французском
импорте принадлежит Германии (16,7%), Италии (9,1%), США (8,9%), Великобритании
(7,5%) и Бельгии-Люксембургу (7%). При этом Германия уже на протяжении многих
лет является ведущим французским торговым партнером.
Важно отметить, что экспорт французских товаров преимущественно в европейские
страны способствовал повышению их качества до уровня первоклассной продукции,
усилению позиций в таких отраслях, как авиационная промышленность,
автомобилестроение, производство напитков, фармацевтическая промышленность, и
т.д. Но одновременно, специализация Франции не слишком четко проявляется в
области новых технологий, применение которых, безусловно, будет быстро
расширяться как в промышленности, так и в сфере услуг. Показательный пример: в
1997 году Великобритания вытеснила Францию со 2-го места в мире по экспорту
услуг. Нерешенной проблемой остается и зависимость Франции от импорта
оборудования: процент покрытия импорта экспортом по этой товарной группе все
еще ниже, чем у однотипных европейских стран. Дальнейшее повышение
конкурентоспособности французских изделий на мировом рынке зависит, в основном,
от расширения деятельности национального бизнеса в новейших отраслях и от
мероприятий государства по снижению тех издержек производства, которые
находятся в его ведении. Следовательно, дальнейшая ориентация экономики Франции
на высокие налоги и социальные отчисления (которые существенно увеличивают
издержки) чревата ухудшением общей структуры экспорта Франции и его
сокращением.
Торговля Франции со странами, не входящими в ОЭСР, составляет лишь 22% в общем
объеме внешней торговли. На одну только Германию приходится такой же объем
французского экспорта, как на все развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской
Америки вместе взятые. При этом доля Франции на рынках Азии, Латинской Америки
остается в пределах 2-4% (по сравнению со средним показателем примерно 10% на
ее традиционных рынках – в Европе и Африке). Но если в странах Азии и Латинской
Америки экономика будет и впредь развиваться более быстрыми темпами, чем в
других странах, Франция может утратить свои позиции, что неизбежно приведет к
сокращению ее доли на мировом рынке (составляющей сегодня около 5%).
Следовательно, одной из существенных задач для французских предприятий является
расширение присутствия на азиатских и латиноамериканских рынках, которые
благодаря своей специализации обладают мощным потенциалом роста.
Рассматривая динамику внешней торговли, необходимо отметить, что с 1993 г.
сальдо торгового баланса Франции становится активным, в то время как в конце
80-х гг. оно характеризовалось значительным дефицитом. За 1993-1999 гг.
активное сальдо торгового баланса Франции значительно увеличилось, достигнув в
1997 году рекордного уровня в 160 млрд. франков (около 2% ВВП). В 1999 году,
несмотря на неблагоприятное стечение обстоятельств (слабый экономический рост в
Германии, повышение цен на нефть), положительное сальдо внешнеторгового баланса
все же оставалось на уровне 113 млрд. франков (16,5 млрд. евро). В 2000 г.
вследствие дальнейшего роста цен на нефть стоимость импорта товаров несколько
превысила стоимость экспорта. Однако экспорт услуг по-прежнему превышал их
импорт, и баланс текущих операций был сведен в 2000 г., как и в 1999 г., с
положительным сальдо. При этом по сравнению с 1999 г. темпы роста экспорта в
2000г. повысились более чем втрое, что было связано как с введением евро, так и
с его девальвациями.
В первой половине 2001 г. экспорт французских товаров увеличивался, несмотря на
падение темпов роста американской экономики. Однако во второй половине 2001 г.
произошло сокращение французского экспорта товаров, связанное с падением спроса
со стороны большинства индустриальных стран, особенно Германии. Кроме того, в
конце года наблюдалось резкое сокращение в торговле услугами (особенно в
авиаперевозках и туризме), вызванное последствиями событий 11 сентября. В
результате за 2001 г. экспорт французских товаров и услуг увеличился лишь на 1%
против увеличения на 14,5% в 2000 г. Но в то же время Франция вернулась к
положительному сальдо торгового баланса, которое составило 3,8 млрд. евро. Если
к торговле товарами добавить обмены в сфере услуг, то активное сальдо торгового
баланса Франции в 2001 г. составило 23,7 млрд. евро. При этом наблюдалось
сокращение чистого экспорта сельскохозяйственной продукции на фоне увеличения
чистого экспорта промышленной продукции невоенного характера. Эти тенденции
говорят о сокращении зависимости Франции от импорта оборудования, что позволяет
строить благоприятные прогнозы относительно будущей позиции страны в сфере
мировой торговли.
С точки зрения географии французской внешней торговли в 2001 г. наблюдалось
сокращение экспорта в страны Еврозоны, особенно в Германию и Нидерланды. В то
же время было достигнуто высокое активное сальдо в торговле товарами со
странами-экспортерами нефти и развивающимися странами Азии и Африки, вызванное
увеличением экспорта в эти страны французского морского и воздушного
транспортного оборудования. Кроме того, был сокращен дефицит в торговле с США
благодаря более быстрому падению импорта по сравнению с падением французского
экспорта в эту страну.
В целом, Франция удержала свои доли на рынке стран ОЭСР и сохранила уровень
своей конкурентоспособности в странах, являющихся основными торговыми
партнерами Она сохранила лидирующее положение по величине активного сальдо
баланса текущих операций среди стран ЕС. Таким образом, на фоне негативных
тенденций в мировой экономике Франция удержала свои позиции на мировом рынке и
имеет все шансы их улучшить при дальнейшем увеличении внимания к новейшим
технологиям и рынкам, обладающим большим потенциалом роста.
§2.Политика Франции в области
внешнеторгового регулирования
Франция сегодня играет одну из ведущих ролей в мировой экономике благодаря
тому, что после 1945 г. она стала широко открытой для всего мира, отказавшись
от давней традиции протекционизма. Однако это не означает, что Франция
отказалась от регулирования внешней торговли: на фоне ее либерализации Франция,
как и другие развитые страны, перешла к использованию новых более гибких
протекционистских барьеров. Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного
протекционизма и, прежде всего, количественные ограничения, стандарты,
технические условия, нормы экологической безопасности и т.д., действие которых
носит избирательный характер. Важно отметить, что Франция, беспокоящаяся за
сохранение самобытности своей национальной культуры, настояла на исключении
вопросов экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм из сферы действия
соглашения о либерализации торговли услугами, заключенного во время Уругвайского
Раунда между странами-членами ВТО.
Французские предприятия, получая поддержку со стороны государственных органов,
прилагают значительные усилия, чтобы расширить свое присутствие на самых
динамичных рынках. Для содействия их торговой и финансовой экспансии за рубежом
используются три основные рычага: многосторонние торговые переговоры,
финансовая поддержка и информирование предприятий.
Многосторонние торговые переговоры проводятся Европейским союзом, в
частности, в целях выработки правил, необходимых для гармоничного развития
торговли, в рамках ВТО, а также на региональном уровне.
Финансовая поддержка оказывается, например, малым и средним предприятиям для
содействия их выходу на международную арену. Кроме того, используется система
прямого субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции. Страхованием
экспортных кредитов во Франции занимается КОФАС (Французская компания по
страхованию внешней торговли), которая за свой счет покрывает коммерческие
риски во всех странах, а также политические риски в странах-членах ОЭСР, кроме
Турции, при условии, что продолжительность риска не превышает три года.
Информирование предприятий о внешних рынках осуществляется через Французский
центр внешней торговли и сеть рассредоточенных по всему миру пунктов содействия
экономическому развитию, которых в настоящее время насчитывается 166. Являясь
основными "винтиками" французского механизма поддержки внешней
торговли, эти пункты информируют и консультируют предприятия по двум ключевым
аспектам экспортной деятельности: изучение рынка и внедрение на рынок. Заботясь
больше о качестве, чем количестве выдаваемой информации, они стремятся
создавать благоприятные условия для инвестирования или партнерства. С другой
стороны, эти пункты играют важную роль в создании имиджа Франции и продвижении
ее товаров благодаря воздействию на многочисленную аудиторию (представителей
экономики, финансовой сферы или промышленности) в тех странах, в которых они
расположены. Один из таких пунктов (CFME/ ACTIM) специализируется на продвижении
французских технологий и продукции на международном рынке. С этой целью он,
например, организует семинары, проводит работу по созданию благоприятных
условий для официального участия Франции в специализированных выставках,
приглашает во Францию из-за рубежа руководящих лиц, следит за публикацией в
зарубежной прессе информации о французских технологиях и товарах.
В общем можно говорить, что, как и в отношении импорта, так и в случае
поддержки экспорта, на смену традиционным формам регулирования приходят более
гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных
видов продукции.
§3.Место Франции в сфере международных инвестиций
Одним из важнейших критериев успешности включения в процесс глобализации
становится масштаб притока иностранного капитала в страну. Причем,
эффективность участия в мировом хозяйстве непременно предполагает усиление
международной специализации национальной экономики: создание и развитие
собственных производственных ниш, формирование маркетинговых подразделений на
основных рынках сбыта. Этот процесс предполагает активное подключение экспорта
капитала и в данном отношении Франция занимает одну из лидирующих позиций в
мире. Во-первых, в 2001 г. Франция вышла на 2-е место после США по экспорту
прямых инвестиций. Во-вторых, в этом же году она стала 3-й в мире после США и
Великобритании по величине привлеченных прямых иностранных инвестиций, сместив
с этой позиции Китай.1
Рассматривая положение Франции в сфере международного движения капитала, необходимо
отметить, что для нее характерным является превышение экспорта капитала над его
импортом. В большей степени это обеспечивается превышением французских прямых
инвестиций за границу над прямыми иностранными инвестициями во Францию.
Портфельные же инвестиции, напротив, в последние годы привлекаются в страну в
больших объемах, чем направляются за рубеж.
В 2001 г., как и в предыдущие годы, во Франции экспорт прямых инвестиций
превысил их импорт. Однако по сравнению с 2000 г. произошло 51% падение французских
прямых инвестиций за границу с 190,5 млрд. евро до 92,5 млрд., связанное с
глобальным снижением количества слияний и поглощений. Наибольшую активность в
экспорте прямых инвестиций в 2001 г. проявили телекоммуникационный и
энергетический сектора. Произошли некоторые изменения и в размещении
французских инвестиций. Если в 2000 г. на страны, не входящими в Еврозону,
приходилось 75% экспорта прямых инвестиций, то в 2001 г. в связи с поглощением
компании «Оранж» компанией «Франс телеком» доля этих стран сократилась до 51%.
При этом 16% французских инвестиций было направлено в США и 10% – в
Великобританию. Среди стран Еврозоны лидером по притоку французских инвестиций
является Бельгия, на ее долю пришлось 27% прямых инвестиций, на долю Германии –
10%.
В отличие от экспорта прямых инвестиций их импорт продолжает
увеличиваться, что говорит о растущей привлекательности Франции в глазах
иностранных инвесторов. Так, в 2001г. их объем составил 58,8 млрд. евро против
46,6 млрд. в 2000 г., увеличившись тем самым на 26%. Доля Франции в импорте
прямых иностранных инвестиций Еврозоны составила 18%. При этом большая часть
инвестиций пришлась на телекоммуникации и банковский сектор. Кроме них
достаточно высокой привлекательностью пользуются электроника, химическая и ___________________
См.1 Шенаев В.
Экономика Евросоюза на рубеже веков // Современная Европа. - 2002. - №4. - С.
17-27.
фармацевтическая
промышленности, гостиничный бизнес. Около 62% прямых инвестиций в 2001 г.
(против 49% в 200 г.) пришло из стран Еврозоны. Бельгия и Нидерланды, в которых
располагаются главные офисы нескольких международных холдинговых компаний,
проинвестировали французскую экономику в размере 20% и 17% от общего объема
прямых заграничных инвестиций, соответственно. Среди стран, не входящих в
Еврозону, лидерами по величине инвестиций во Францию являются Великобритания
(22%) и США (9%). Необходимо заметить, что рост французского импорта прямых
иностранных инвестиций имеет особенно важное значение в связи с ее традиционно
высоким уровнем безработицы, поскольку это способствует увеличению занятости.
Так, например, только в 1997 году иностранные инвесторы создали во Франции
более 24 тыс. рабочих мест в рамках 360 крупных инвестиционных проектов.
Как уже было отмечено, в последние годы импорт портфельных инвестиций во
Францию превышал их экспорт. Причем по величине привлеченных портфельных
инвестиций Франция является лидером среди стран Еврозоны: на ее долю приходится
35,5%. Однако в 2001 г. произошло сокращение чистых портфельных инвестиций на
50% по сравнению с 2000 г., их размер составил 21 млрд. евро против 40 млрд. в
2000 г. Причиной этому явилось падение интереса нерезидентов к покупке
французских ценных бумаг. Важно отметить, что в целом это является
положительным фактом для французской экономики, поскольку именно нерезиденты
оказывали серьезное воздействие на рынок акций, принуждая предприятия
добиваться в первую очередь увеличения рентабельности активов, повышения
дивидендов нередко в ущерб инвестиционной активности. Как отмечают французские
специалисты, данный фактор таил потенциальную опасность для экономического
роста Франции.
Привлекательность Франции в глазах иностранных инвесторов обеспечивают
высокий уровень квалификации рабочей силы и высокая конкурентоспособность французской
продукции, которые результируют в достаточно высокой отдаче на вложенный
капитал. В целом, эти факторы можно в равной степени отнести ко всем развитым
странам, но в сочетании более быстрыми темпами роста французской экономики по
сравнению со среднеевропейскими показателями и низким уровнем инфляции (1,8% –
одним из самых низких в Европе) они обеспечивают Франции одно из лидирующих
положений в сфере привлечения иностранного капитала. Тем не менее, французский
инвестиционный климат гораздо менее благоприятный по сравнению с США и
Великобританией. И вызвано это, прежде всего, особенностями французской модели
развития.
Во-первых, недостаточно благоприятен во Франции предпринимательский
климат. Уровень совокупного налогового бремени здесь значительно превышает как
американский, так и великобританский (46% против 31% и 36%, соответственно).
Результатом является бег компаний: некоторые попросту перенесли свои офисы в
Лондон – так выгоднее. Во-вторых, приобретение зарубежными собственниками
крупной французской фирмы нередко вызывает общественный протест, что также
оказывает сдерживающее влияние на массовый приток прямых иностранных
инвестиций. В-третьих, во Франции просматривается определенная «перезрелость»
экономической структуры, которой недостает новаторства и предпринимательского
риска. Развитию информационных технологий препятствуют замедленные темпы
внедрения электроники в производственные процессы, недостаточное использование
Е-коммерции. Кроме того, во Франции кредитором нередко выступает государство, и
в результате часть компаний функционирует без серьезного участия фондового
рынка капиталов. В то же время в США и Великобритании именно фондовые рынки
обеспечивают своевременный и необходимый приток ресурсов.
Ко всему прочему, привлечению иностранных инвестиций в больших размерах,
чем в Великобританию (и уж тем более в США), препятствует тот факт, что во
французской корпоративной модели по-прежнему нет ориентации на повышение
стоимости акционерного капитала. Однако некоторые ведущие французские
корпорации, в частности, «Алкатель» и «Данон», уже начали ориентироваться на
стратегию «накачивания акционерной собственности». Направленность
правительственной политики на снижение налогового бремени и доли государства во
французской экономике, дальнейшее развитие отраслей «новой экономики» в
сочетании с подобными изменениями в корпоративной модели способны еще более
улучшить положение Франции в сфере привлечения иностранного капитала. Без
осуществления этих действий возникает опасность потери Францией своих позиций,
поскольку другие европейские страны могут увеличить свою инвестиционную
привлекательность. Так, после проведения налоговой реформы в Германии многие
аналитики стали оптимистически предсказывать, что «вскоре страна
может догнать американцев по уровню инвестиционной привлекательности». §4. Французские ТНК на современном этапе
В настоящее время большая часть экспорта французских прямых инвестиций
осуществляется через каналы французских транснациональных корпораций. Впрочем,
эта тенденция характерна не только для Франции, но и для многих стран мира. На
Францию приходится 10 из 100 крупнейших ТНК, по этому показателю она уступает
лишь США, Японии и Великобритании, которым в этом списке принадлежат 25, 16 и
12 ТНК, соответственно.
К числу крупнейших французских ТНК можно отнести, прежде всего, одного
из лидеров глобального медиарынка компанию «Вивенди юниверсал». Сегодня семь
членов совета директоров «Вивенди» – американцы. Остальные – французы,
представляющие крупные французские компании: продавца одежды, дорогих напитков
и украшений «Эл Ви Эйч Эм», производителя оборудования связи «Алкатель», банк
«Би Эн Пи Парибас» и группу по производству цемента «Сант-Гобаин». Важно
отметить, что все эти компании, активно развивая бизнес за рубежом, также
превратились из французских в транснациональные.
В 1990-1999 гг. объем накопленных инвестиций французских компаний заграницей
достиг 298 млрд. долларов, а доля французского бизнеса на мировом рынке выросла
до 7,8%.1 Первоначально стремление французов работать за рубежом
поощрялось. В частности, именно Жак Ширак одобрил слияние и сделки «Вивенди» с
американскими компаниями. Однако он же в 2002 г. фактически обвинил главу
«Вивенди» Жан-Мари Мессье в насильственном насаждении американской культуры
посредством телевещания. И сегодня уже многие, даже