Особенности социально-экономического развития современной Франции
См.1 Вутянов В.
Новые тенденции организации международного бизнеса французскими ТНК // Мировая
экономика и международные отношения. - 2000. - №9. - С.112.
умеренные политики
называют предпринимателей типа Мессье предателями, для которых «интересы
иностранных инвесторов выше интересов Франции».
Тем не менее, с экономической точки зрения деятельность французских ТНК
приносит стране положительные результаты. Трансграничные слияния и поглощения
уменьшали уязвимость французских приобретающих компаний и способствовали более
рентабельному ведению операций. При этом, как правило, происходило некоторое
преобразование организационной структуры компаний. В частности, особенностью
Франции является появившаяся в 90-х гг. тенденция к организации промежуточных
компаний. В них работает небольшое число высококвалифицированных
специалистов-менеджеров, которые организуют работу иностранных подрядных
предприятий. Последним ТНК передает все функции по созданию товара, кроме
управления, т.е. головная компания в данном случае выступает в качестве
исследовательской, дизайнерской и маркетинговой компании, вкладывающей капитал
в рекламу, а не в производство. Подобная форма организации и управления
позволяет ТНК Франции производить конкурентоспособную продукцию без затраты
средств на создание заводов. Промежуточные компании получили распространение,
прежде всего, в отраслях, занятых производством потребительских товаров, в
меньшей степени – бытовой и компьютерной техники. Причем их создание дает
французским ТНК явное преимущество перед традиционными
вертикально-интегрированными монополиями других стран, что имеет важное
значение на фоне увеличивающейся в ЕС конкуренции между различными ТНК.
Кроме того, именно ТНК имеют ярко выраженные конкурентные преимущества в
сфере услуг и наукоемких отраслях промышленности по сравнению с национальными
компаниями. Следовательно, деятельность французских ТНК способна повысить
уровень развития в стране отраслей «новой экономики», что, как было указано в
предыдущем пункте, сделает инвестиционный климат во Франции еще более
привлекательным.
§5 Влияние европейской
интеграции на французскую экономику
Развитие вглубь и вширь
интеграционного процесса в Европе, приведшее к образованию Европейского Союза,
обладающего мощным интегрированным промышленным и финансовым потенциалом,
способным во многом конкурировать с США, полностью отвечало политическим
интересам Франции. Влиянию же европейской интеграции на экономику Франции можно
дать менее однозначную оценку. С одной стороны, интеграция привнесла во
французскую экономику много положительного, с другой стороны, в условиях
единого европейского рынка четко проявились недостатки «французской модели»,
которые делают ее менее конкурентоспособной среди ряда других европейских
стран.
Важной особенностью экономики стран ЕС является их тесная взаимосвязь, чему
в немалой мере способствовало принятие Единого европейского акта, обеспечившего
с 1 января 1993 г. свободу передвижения людей, товаров, услуг и капиталов. В
результате заметно выросла взаимная торговля внутри ЕС. Так, только на страны
ЕС приходится 61,3% французского экспорта и 58,6% импорта. Торговля с
европейскими странами в условиях свободного рынка, безусловно, стимулирует
французские предприятия повышать качество производимой продукции. В целях
обеспечения высоких производственных показателей и достижения оптимального
размера предприятий в последнее время значительно расширились операции по
реструктуризации и слиянию-приобретению предприятий. В результате проводимой
политики Франции удалось сохранить в Европе роль лидера в таких областях как
авиастроение, атомная промышленность, телефонное оборудование и связь,
существенно повысить конкурентоспособность в области черной металлургии, улучшить
качество в машиностроении и автомобильной промышленности. Кроме того,
существенные выгоды от европейской интеграции получило французское сельское
хозяйство. В результате проведения общей сельскохозяйственной политики странами
ЕС Франция стала 4-й в мире по производству зерновых и мяса.
Интеграционные процессы упрочили положение Европы (и Франции в т.ч.) в
миграции транснационального капитала. Образование основ целостного
хозяйственного комплекса в регионе усилило интерес к нему со стороны ТНК.
Поскольку основным средством их доступа на европейский рынок являлись прямые
иностранные инвестиции, увеличился импорт иностранных инвестиций во Францию и
сегодня по этому показателю она занимает 3-е место в мире.
С наступлением различных этапов единого европейского рынка и Экономического
и валютного союза (ЭВС) основные задачи французского правительства заключались
в том, чтобы дать предприятиям возможность укрепить свою конкурентоспособность
в борьбе с более открытой и жесткой конкуренцией и глобализацией рынков,
обеспечивая им условия работы на равных с другими европейскими странами.
С одной стороны, в реализации этого курса в последнее время был достигнут
существенный прогресс. В 1986-91 гг. инфляцию удалось стабилизировать на уровне
3% в год, а в последующие годы на уровне 2%, т. е. ниже среднеевропейского
уровня. Торговый баланс с 1993 года удается сводить с положительным сальдо, а в
последнее время и с весьма значительным по объему. С 1986 года франк являлся
стабильным по отношению к марке, а всплески колебаний краткосрочных и
долгосрочных обменных курсов с Германией были практически сведены к нулю. В
последние годы во многом благодаря Маастрихтскому договору успешно проводится
ограничительная бюджетная политика. В 1997-2001 гг. бюджетный дефицит удалось
значительно уменьшить до 1,4% ВВП в 2001 г., государственный долг начал
снижаться, резко сократилась безработица, вырос внутренний спрос. Именно для
удовлетворения условиям ЕС правительство Жоспена провело колоссальную
приватизацию, снизив при этом долю государства во французской экономике.
С другой стороны, в ряде случаев в реализации курса на повышении
конкурентоспособности французских предприятий правительство явно терпит
поражение. Прежде всего, это относится к области обязательных платежей в пользу
государства, где Франция имеет специфические особенности, по сравнению с
другими крупными европейскими странами. Во-первых, для Франции характерен их
очень высокий общий уровень (45,5% ВВП), который постоянно рос в последние 15
лет. Аналогичный показатель в других странах ЕС оставался относительно
стабильным и более низким: в Германии – 42%, в Великобритании – 36%. Во-вторых,
более высокая доля социальных отчислений, составивших в 1997 г. 43% от ВВП, в
отличие от 36% – в Испании, 34% – в Италии, 33% – в Бельгии, 18% – в
Великобритании. Это повышает затраты французских предприятий на единицу
продукции, ограничивает норму их прибыли и ведет к более низкой рентабельности.
Поскольку международные инвесторы стремятся к обеспечению высоких норм прибыли,
французские предприятия часто вынуждены вкладывать инвестиции за пределами
национальных границ. Следствием этого является замедление темпов прироста ВВП и
ограничение реальных доходов рабочих и служащих, что сдерживает внутренний
спрос и влияет на его составляющие. Кроме того, высокий уровень социальных
отчислений заставляет предприятия быть более осторожными в политике найма и
отчасти объясняет высокие показатели безработицы.
Таким образом, экономическая формула Франции, основанная на высоких налогах
и крупных социальных отчислениях, ставит французские предприятия не в самое
выгодное положение. В условиях единого экономического пространства, когда
конкуренция прямо определяется уровнем национальных фискальных издержек, это
становится особенно очевидным. Чтобы сократить отрицательное воздействие
интеграционных процессов на экономику Франции и увеличить положительное,
необходимо в первую очередь провести налоговую реформу и тем самым несколько
изменить всю экономическую формулу.
§6. Трансформация валютной системы: переход к евро и его
последствия
В 1999 г. Франция в числе 12 стран Европы отказалась от национальной денежной
единицы в пользу новой единой валюты евро. Центральный Банк Франции установил
следующий курс соотношения с евро французского франка: 6,55957 французских
франков за 1 евро. Этот курс не подлежал изменению и при переходе на наличные
деньги, который произошел 1 января 2002 г. Важно отметить, что Франция в лице
ее президента Жака Ширака сделала многое для появления единой европейской
валюты. Причина этого следующая: Франция рассчитывала на то, что евро будет
удерживать экономическую мощь Германии в рамках ЕС, где Франция будет
продолжать играть ведущую политическую роль.
Введение евро в качестве единой валюты ряда стран Европы привело к
серьезным изменениям в финансовой и фискальной политике, а также на рынке
капитала. Безусловно, эти изменения коснулись и Франции.
Во-первых, появился Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), который начал проводить
единую финансовую политику. Вместе с тем многие специалисты подвергают сомнению
эффективность этой политики. В частности, В. Ханкель, советник Комиссии ЕС,
считает, что невозможно в течение длительного времени поддерживать единую
процентную ставку для всех 12 стран ЭВС и одновременно требовать от них
соблюдения жесткой бюджетной дисциплины, поскольку между странами существуют
значительные различия в структурах производства и тенденциях развития
экономического цикла. Он отмечает внутреннюю противоречивость и недостаточную
гибкость единой денежно-кредитной политики ЕЦБ. Например, с осени 2001 г. для
поддержания макроэкономической сбалансированности в странах с повышенными
темпами инфляции – Ирландии, Испании и Португалии – требовалось увеличение
процентных ставок, в то время как во Франции – их снижение. В результате,
неизменная с ноября 2001 г. единая процентная ставка оказалась слишком высокой
во Франции для стимулирования деловой активности, и во многом поэтому темпы
экономического роста во Франции сократились с 3,8% в 2000 г. до 1,8% в 2001 г.
Кроме того, по мнению экспертов, оборотной стороной довольно жесткой
денежно-кредитной политики ЕЦБ и недостаточной для сглаживания структурных
диспропорций межстрановой мобильности трудовых ресурсов является более высокий
уровень безработицы в странах ЭВС по сравнению с США. В целом по Еврозоне она
составляет 8,3%, во Франции – 9,1%, в США – лишь 5,6%.
Произошли некоторые изменения и в фискальной политике. Бюджетные дефициты
стран-участниц в полной мере определены Пактом стабильности и роста, который
заставляет экономику стран валютного союза работать таким образом, чтобы можно
было избежать чрезмерного расхождения в действиях отдельных государств в этой
сфере и проводить единую финансовую политику. Наличие такого соглашения требует
от стран-участниц союза поддерживать бюджетный дефицит на низком уровне. Хотя
рост бюджетных расходов, по мнению экспертов, смог бы оказать положительное
влияние на экономику, в особенности в ее положении на данном этапе, когда
экономический рост в европейских странах и практически во всем мире
относительно невелик. По расчетам французских экономистов, в случае сокращения
дефицита бюджета страны до уровня 1% ВВП темпы экономического роста во Франции
упадут более чем на 2%.
После введения евро произошли также структурные изменения на рынке капитала.
Наблюдается устойчивый рост выпуска негосударственных долговых обязательств,
ценных бумаг, которые традиционно были более популярны в США, чем в Европе.
Иными словами, происходит увеличение вложения денежных средств в акции, что
положительным образом сказывается на деятельности предприятий и экономическом
росте.
Важно добавить, что в самом начале своего функционирования евро в полной мере
не оправдал всех надежд, которые возлагали на него инвесторы. С момента
введения его курс относительно доллара США постоянно снижался, что
свидетельствовало о продолжающейся тенденции вывоза капитала из стран
Европейского валютного союза в США. Но в то же время именно введение и
девальвации евро во многом способствовали росту французского экспорта в
1999-2000 гг. Введение наличных евро в 2002 г. изменило ситуацию и усилило
интерес инвесторов к европейской валюте. В результате уже к концу 2002 г.
общеевропейская валюта догнала по обменному курсу американский доллар, а со
временем и превзошла его. Введение наличного евро знаменательно для Франции еще
и в том плане, что оно спровоцировало массированный приток денежных средств в
банковскую систему и увеличило потребительские расходы. По мнению экс-министра
финансов Франции Фабиуса именно это позволило Франции избежать рецессии в 2002
г.
Таким образом, старт наличного евро прошел успешно, и, по мнению многих
специалистов, единая европейская валюта вполне законно претендует на роль
денежной единицы, которая сделает современную мировую валютную систему биполярной.
§7. Место
Франции в международном разделении труда
Франция, без сомнения, играет
одну из крупнейших ролей в международном разделении труда. Ее доля в мировом
экспорте товаров составляет 5,2%, а в мировом экспорте услуг еще больше – 5,5%.
При этом как во французском сельском хозяйстве, так и в промышленности, и в
секторе услуг, присутствуют отрасли, занимающие лидирующее положение не только
в Европе, но и во всем мире.
Благодаря своему умеренному климату и обилию плодородных земель Франция на
протяжении многих веков была передовой аграрной страной. На севере выращивают
пшеницу, сахарную свеклу, овощи и яблоки. Молочный скот пасется на пастбищах
юго-запада. Здесь производятся сливочное масло и сыры. Виноградники, поставляющие
сырье для крупнейшей отрасли промышленности Франции – виноделия, занимают
огромные площади во всех районах страны. На юге и юго-западе простираются поля
подсолнечника и кукурузы, а также цветут яблоневые, сливовые и вишневые сады.
Важно отметить, что даже сегодня, несмотря на низкую долю сельского хозяйства в
экономике (всего 3% ВВП), объемы полученной во Франции аграрной продукции имеют
впечатляющие размеры. Так, Франция является 2-й в мире по производству вина и
сахарной свеклы. По сбору зерна и производству молока она занимает 5-е место в
мире. По объему выращиваемого подсолнечника ей принадлежит первенство во всем
Евросоюзе.
Высокоразвитая промышленность Франции занимает передовые позиции в мире в
атомной энергетике, в некоторых видах транспортного машиностроения, в пищевой и
химической отраслях. Французские инженеры – одни из лучших, что является
доказательством не только развития высоких технологий, таких как ракетная
программа «Ариан», но и развития менее технологичных производств, таких как
покрышки «Мишелин» или автомобили «Рено». Кроме того, строительство также
представляет собой одну из наиболее развитых отраслей промышленности Франции: 5
французских строительных компаний являются крупнейшими в Европе. Пищевая
промышленность (преимущественно мясомолочная) занимает в ЕС 2-е место по
экспорту производимой продукции, а такие компании как «Данон», «Нестле Франс»
являются известными в любом уголке мира.
Конечно же, описывая место Франции в международном разделении труда, нельзя не
упомянуть о производстве косметики, модной одежды, ювелирных украшений.
Приобрести продукцию под всемирно известными французскими торговыми марками
«Шанель», «Ив Сен Лоран», «Жан-Поль Готье», «Диор» – признак хорошего вкуса,
престижа, высокого положения в обществе.
Одно из лидирующих положений занимает французская фармацевтика, являясь 4-й в
мире по объему производства и 5-й – по объему экспорта. Но и это еще не все
достижения французской промышленности. Франция является 3-м в мире крупнейшим
экспортером автомобилей, а французский «Алкатель» занимает 4-е место по
производству телекоммуникационного оборудования.
Высоко конкурентоспособными на мировом рынке оказываются и французские
компании, предоставляющие банковские, страховые, торговые услуги. Так, рыночная
капитализированная стоимость акций на Парижской фондовой бирже составляет 50%
от французского ВВП, что делает Париж 7-м по величине финансовым центром в
мире. Страховой сектор во Франции занимает еще более высокую позицию – 4-е
место в мире, при этом французская компания «Аха» является крупнейшей страховой
компанией во всей Европе.
Располагая мягким приятным климатом, живописной природой, богатейшим
историческим и культурным наследием, Франция привлекает 71 млн. туристов в год,
являясь при этом самой посещаемой страной на планете. По величине дохода,
получаемого от туризма, Франция занимает 3-е место, уступая лишь США и Италии.
Таким образом, на мировом рынке Франция является одним из сильнейших его
участников, как по качеству, так и по количеству предлагаемых товаров и услуг,
выступая в роли производителя широкого ассортимента аграрной и промышленной
продукции, а также в качестве одного из крупнейших производителей услуг.
Заключение
В XX веке Франция пережила сложную эволюцию. В течение одного века она
превратилась из аграрно-индустриальной в высокоразвитую промышленную державу,
перешла постиндустриальному, информационному обществу. Доля Франции в населении
земного шара за это время уменьшилась почти вдвое – с 2,2 до 1,15%, но
французский вклад в мировое промышленное производство остался на прежнем
уровне. Франция занимает 4 место в мире по размерам ВНП, 4 – в международной
торговле, 2 – по экспорту сельскохозяйственной политики. Она стала 3 страной в
мире (после США и СССР), запустившей искусственный спутник Земли, и 4,
создавшей ракетно-ядерное оружие.
Франция по-прежнему играет
большую роль в мировой политике. Она является постоянным членом Совета
Безопасности ООН, участником важнейших коллективных международных договоров.
Без ее участия не обходится ни одно крупное событие международного масштаба.
Но в развитии системы
социального обеспечения во Франции, которая на сегодняшний день признана одной
из лучших в мире, как и в других вопросах, наметились в последнее время
серьезные трудности и противоречия. Таким образом,
на фоне кризиса мировой экономики в целом Франция все еще сохраняет достаточно
сильные позиции. Однако ее положение может ухудшиться, если внутренние
противоречия, связанные кризисом «французской модели развития», не будут
разрешены. В частности, среди французских бизнесменов и производителей
господствует мнение, что экономическая формула Франции, основанная на более
высоких налогах и социальном обеспечении, чем в большинстве стран, с фирмами
которых они конкурируют, уже себя изжила.
Несмотря
на это, XXI век Франция
встретила в качестве державы мирового ранга, передовой демократической страны,
одной из важнейших центров мировой культуры.
Приложение
Приложение № 1
Крупнейшие
банки мира по размеру капитала в 2000г. (в млн долларов США)
Банк
Страна
Размер капитала
Citigroup
Mizuho
Bank of America Corp
JP Morga Chase@Co
HSBC Holdings
Credit Agricole Groupe
Idustrial@Commercial Bank
of China
Deutsche Bank
Bank of Tokyo-Mitsubishi
Sakura Bank
Bank One Corp
Hypo Vereinsbank
UBS
BNP-Paribas
Sumimoto Bank
Royal Bank of Scotland
ABN-AmroBank
Bank of China
Credit Suisse Group
Wells Fargo@Co
...
30. Societe Generale
...
38. Credit Mutuel
...
41. Caisses d’epargne
...
51. Credit Lyonnais
...
53. Banques populaires
США
Япония
США
США
Великобритания
Франция
Китай
Германия
Япония
Япония
США
Германия
Швейцария
Франция
Япония
Великобритания
Нидерланды
Китай
Швейцария
США
Франция
Франция
Франция
Франция
Франция
54498
50502
40667
37581
34620
26383
22792
20076
20050
20035
19824
19806
19488
18889
18124
18011
17689
17086
16566
16096
13680
10880
10000
7900
7680
Источник: Журнал
«Банковское дело». – 2001 - №3. – С. 21.
Приложение
№ 2
Население Франции в XX веке:
Год переписи
Общая численность млн
человек
В т.ч. иностранцев, млн
человек
Городское население, %
1896
38,6
1,05
39, 0
1911
39,6
1,16
44,1
1921
39,2
1,53
46,3
1931
41,9
2,71
50,8
1936
41,9
2,20
52,0
1946
40,3
1,74
53,2
1954
43,1
1,76
56,0
1962
47,0
2,17
61,6
1968
49,9
2,66
66,2
1975
52,6
3,44
68,1
1982
54,3
3,68
74,4
1990
56,6
3,60
74,0
Источник:
Prost A. Petite histoire de la France an xx siecle. Paris, 1996.P.129.
Список используемой литературы 1. Арсеньев Э.А. Франция под знаком перемен. М., 1984.2. Болотин В.В. Финансово-промышленные группы: возможности, реальностьи нормотворчество/ /Финансы. – 1995. - № 7. – с. 8-12.3. Борисов Е., Рыжков О. Современная инфраструктура рынка ценных бумаг: опытреформ во Франции/ /Рынок ценных бумаг. – 1996. - №1. – с. 40-43.
4. Борко
Ю. Новый этап углубления и расширения европейской интеграции: социальные
аспекты // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №9. -
С.11-23.
5. Васильева И. Ультраправые Франции и европейское
строительство // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - №10 -
С. 98-107.
6. Верт А. Франция 1940-1955. М., 1959.
7. Виноградов В.А. Экономические преобразования во Франции
накануне XXI века. М., 1999.
9. Вутянов В. Новые тенденции организации международного
бизнеса французскими ТНК // Мировая экономика и международные отношения. -
2000. - №9. - С.110-112.
10. Гладкий Ю., Лавров С. Экономическая и социальная
география мира: Учебник для вузов. - М.: Просвещение, 1999. - 270 с.
11. Глазьев С.Ю. Экономика и политика. М., 1994. 12. Денисова М.В. Стратегия Европейского центрального банка// Банковское дело.-2002-№ 6- с.18-2013. Дронов В. П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география: Справ. Материалы: Кн. для учащихся среднего и старшего возраста М.: Просвещение, 1994. – 208 с.
14. Европейская
интеграция: экономические и политические аспекты // Экономика и управление в
зарубежных странах. - 2002. - №8. - С. 3-18.
15.Зверев Ю. М. Мировое хозяйство и международные
экономические отношения. - Калининград: Изд-во КГУ, 1994.
16. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1961.
17. Киреев А. Международная экономика. В 2-х частях. Часть I.
- М.: Международные отношения, 1997.
19. Козырин А. Таможенное право Франции/ /Российская юстиция. – 1995. - №2. – с. 47-49. 20. Кузьминская А. Председательство Франции в ЕС // Вестник СПб Университета. Серия 5. - 2001. - №2. - С.130-133. 21. Купцов В.И. Радикальная экономическая реформа. М., 1990.22. Кураков Л.П. Современные банковские системы. Учебное пособие. М. «Гелиос», 2000.
23. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. - М.:
Прогресс, 1992.
24. Лукьянова Г.И. Современные трудовые отношения во Франции
//Труд за рубежом. – 2004. - №3 (63)
25. Мааг
Р. Изменения в макроэкономике и европейской финансовой системе после введения
евро // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №2. - С. 15-18.
26. Матук Ж. Финансовая система Франции и других стран. М., 1994. Под общей ред. Л.П. Павловой в 2-х кн.
27. Международные экономические отношения /Под ред. Р. И.
Хасбулатова. - М.: Новости, 1991.
28. Международные
экономические отношения: Учебник для вузов/ Рыбалкин В.Е., Щербанин Ю.А.,
Балдин Л.Д. и др.; Под ред. Рыбалкина В.Е. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 503 с.
29. Мировая экономика /под ред. В. К. Ломакина. - М., Анкил,
1995.
30. Моисеев С, Алымова Е, Курилец И. Европейская валютная интеграция и Россия.//Финансист № 11 март 1997г., с.33
31. Никольская
Г. Иммигранты на рынке труда развитых стран // Труд за рубежом. - 2001. - №4. -
С. 17-33.
32. Нухович Э. С., Смитиенко Б. М., Эскиндаров М. А. Мировая
экономика на рубеже 20-21 веков. - М.: Изд-во Фин. Академии при правительстве
РФ, 1995.
33. Олейнов А. Единая европейская валюта: процесс интернационализации
// Государственная служба. - 2002. - №4. - С.50-64.
34. Основные тенденции развития фондовых бирж во Франции/ /Реферативныйжурнал. – 1992. - №5. – с. 107-111.
35. Островская Е. Финансовые проблемы Франции //
Современная Европа. - 2002. - №4. - С. 67-74.
36. Островская Е. Франция // Мировая экономика и
международные отношения. - 2001. - №8. - С. 89-97.
37. Пизано Диего. Глобализация и международный финансовый
кризис./Международный журнал "Проблемы теории и практики
управления"., 1999. - № 4. - С. 14 - 21.
38. Пищик В. Антиинфляционная политика в Евросоюзе:
особенности, проблемы и перспективы // Вопросы экономики. - 2002. - №12. - С.
51-67.
39. Рогачев А. Европейский союз: история, политика,
проблемы // Экономика. Вопросы школьного экономического образования. - 1999. -
№2. - С.32-40.
40. Роговина О. Труд и социальное развитие Франции в канун
XXI века // Труд за рубежом. - 2001.- №3. - С. 52-69.
41. Родина Л.А. Промышленная кооперация Восток-Запад: проблемы и перспективы. М., 1990.
42. Рубинский Ю. Конфликт и компромисс в политической
культуре Франции // Полития. - 2001. - №3. - С.. 107-123.
43. Рыбаков В. "Розовая Европа" в час
глобализации // Мировая экономика и международные отношения. -2001. - №4. - С.
52-59.
44. Смирнов
В. П. Франция в XX веке. М, 2001.
45. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1993.46. Страны мира: Краткий политико-экономический справочник. – М.: Политиздат, 1991. – 512 с.
47. Состояние
французской экономики в конце 90-х годов // Экономика и управление в зарубежных
странах. - 2000. - №5. - С. 31-35.
48. Техника банковского дела. Пер. с фр./Общ. ред. – ШирокихИ. В. – М.: А/О Издательская группа “Прогресс” , “Универс” , 1993. – 160 с.
49. Титов
К. ТНК и региональная экономическая интеграция в ЕС // Мировая экономика и
международные отношения. - 2000. - №10. - С. 47-54.
50. Толкушин А.В., Суворов Д.В. Политика децентрализации и местные налоги во Франции/ /Финансы. – 1991. - №8. – с. 59-65.
51.
Франция // Ежегодник - М., 2001.
52. Франция / Отв. Ред. В. Ю. Пресняков и Н.Е. Шулюкин. – М.: Междунар. отношения, 1990. – 176 с. – (Наши деловые партнеры) .
53. Хасбулатов Р. И. Мировая экономика. - М.: ИНСАН, 1995.
54. Цапенко
И. На перекрестках иммиграционной политики // Мировая экономика и международные
отношения. - 2000. - №10. - С. 29-39.
55. Черник Д.Г. Налоги Франции/ /Финансы. – 1994. - №7. – с. 33-38. 56. Черников Г.П. Экономика Франции: традиции и новейшие тенденции. М., РОССПЭН, 2002 - 413с.57. Черников Г.П. Экономика Франции: Структурные сдвиги: Учебное пособие МГИМО (кафедра мировой экономики), 1990.58. Черников Г.П. Экономика Франции: общие проблемы: Учебное пособие МГИМО (кафедра мировой экономики), 1998.
59. Шенаев В. Экономика Евросоюза на рубеже веков
// Современная Европа. - 2002. - №4. - С. 17-27.
60. Шлихтер С. Б., Лебедева С. Л. Мировая экономика. - М.,
Catallaxy, 1998.