|
||||||||||||||||
2.4 Сотрудничество стран Восточной Европы и Европейским союзом Переходный процесс и переориентация в сторону Западной Европы – два решающих вызова, с которыми сталкиваются страны Восточной Европы начиная с 1989г. Если в начале 90-х гг. переход от системы централизованного планирования к рыночной экономике был основной целью экономической политики, то сейчас большое значение приобрели требования более тесной интеграции с западноевропейскими странами. На встрече в Копенгагене в июне 1993г. Европейский совет сформулировал 3 критерия, которым должны соответствовать кандидаты на вступление в ЕС: · политический критерий – стабильность институтов, гарантирующих демократию, власть закона, соблюдение прав человека, уважение и защиту прав меньшинств; · экономический критерий – наличие функционирующего рыночного хозяйства, а также способность противостоять конкурентному давлению и рыночным силам в рамках ЕС; · критерий, связанный с принятием институциональных и юридических норм ЕС, – способность выполнять обязательства члена ЕС, в т.ч. в отношении создания политического, экономического и валютного союза. Таким образом, требования для перехода стран Восточной Европы к рынку и требования для их вступления в Евросоюз во многом совпадают. В этом году 10 стран Восточной Европы намерены вступить в Европейский союз. На этом пути многими из них достигнуты весьма впечатляющие успехи, среди которых надо прежде всего выделить продвижение к копенгагенским критериям и переориентацию внешнеэкономических связей. В Венгрии, Польше, Чехии, Словении доля ЕС во внешней торговле составляет уже от 60 до 70%. Обнаруживается, что принятие стран Восточной Европы в ЕС – более дорогостоящий проект, чем считалось ранее. Это усиливает позиции так называемых европессимистов, полагающих, что ЕС не выдержит такой нагрузки. При распространении на страны-кандидаты финансовой поддержки отстающим регионам, а также обязательств в рамках общей сельскохозяйственной политики ежегодные расходы бюджета ЕС придется увеличить минимум на 30–40 млрд евро. Тем не менее установка на расширение ЕС на восток не будет пересмотрена. Не исключен только пересмотр финансовых условий. Становясь полноправными членами Европейского союза, страны ЦВЕ официально включаются в жесткий институционально-правовой каркас ЕС, несмотря на растущий дискомфорт в связи с новым изданием «ограниченного суверенитета». Проблема различия между ЕС и странами-кандидатами на вступление в Евросоюз остается. У Польши, самой крупной из стран Восточной Европы, этот разрыв составлял в конце 90-х гг. около 2% показателя для 15 стран-членов ЕС (ЕС-15), а у всех прочих кандидатов – менее 1%: Таблица 2.11 Динамика изменения показателей ВВП на душу населения стран ЦВЕ в сравнении со средним значением ВВП ЕС (15 стран = 100). | ||||||||||||||||
|
1990 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2005* |
|||||
Чехия |
68 |
57 |
59 |
60 |
62 |
64 |
64 |
63 |
65 |
65 |
72 |
|||||
Венгрия |
49 |
45 |
46 |
46 |
47 |
47 |
49 |
52 |
53 |
54 |
59 |
|||||
Польша |
33 |
31 |
33 |
34 |
35 |
37 |
39 |
41 |
42 |
47 |
51 |
|||||
Словакия |
51 |
40 |
40 |
40 |
42 |
45 |
46 |
49 |
51 |
52 |
56 |
|||||
Словения |
70 |
59 |
62 |
65 |
66 |
68 |
69 |
72 |
75 |
75 |
82 |
|||||
Болгария |
33 |
27 |
28 |
28 |
28 |
25 |
23 |
26 |
27 |
27 |
29 |
|||||
Румыния |
36 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
31 |
29 |
30 |
30 |
33 |
|||||
Хорватия |
40 |
30 |
27 |
28 |
29 |
32 |
33 |
34 |
35 |
35 |
39 |
|||||
Евросоюз |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Что касается объема ВВП в расчете на душу населения, он колебался от 7% (в Болгарии) до 44% (в Словении) средней величины для ЕС-15.
Об отставании стран-кандидатов от уровня ЕС-15 свидетельствуют различия в отраслевой структуре ВВП.
Если на сельскохозяйственный сектор в ЕС-15 приходилось только 2,3% ВВП и 5,2% общего числа занятых, то в странах-кандидатах соответственно от 3,9% (в Словении) до 21,1% (в Болгарии) и от 5,5% (в Чехии) до 40% (в Румынии).
На сферу услуг выпадает 67% ВВП в ЕС-15, в то время как в Румынии – всего 41,7%, а в Чехии – 53,7%. Доля же промышленности и строительства в ВВП в большинстве стран с переходной экономикой более значительна, чем в ЕС-15, где удельный вес промышленности в валовой добавленной стоимости составляет 30,7%. В Венгрии, Литве, Польше, Словакии и Словении данный показатель выше, чем в ЕС, а в Чехии и Румынии он составляет более 40%. Подобная отраслевая структура ВВП – наследие централизованной плановой экономики.
В 90-е гг. 10 странами Восточной Европы были подписаны и вступили в силу т.н. Европейские соглашения с ЕС, которые призваны создать основы для постепенной интеграции стран региона с ЕС. В них включены особые положения, касающиеся определенных вопросов торговли. Благодаря региональному интегрированию с Западной Европой страны восточноевропейского региона присоединятся к крупнейшему в мире рынку.
От стран-кандидатов на вступление в ЕС требуется принятие установленного комплекса институциональных и юридических норм, касающихся евроинтеграции, который включает:
· содержание, принципы и политические цели, изложенные в договорах;
· юридические нормы, принятые в соответствии с этими договорами, и прецедентное право, применяемое Европейским судом;
· решения в рамках ЕС;
· совместные акции, заявления и прочие акты, одобренные в рамках единой внешней политики и единой политики безопасности;
· подписанные странами ЕС документы о совместных действиях, позициях, договоренностях; резолюции, заявления и прочие акты, согласованные судебными органами и в рамках внутренней политики;
· международные соглашения, подписанные ЕС, а также соглашения между странами-членами, относящиеся к сфере деятельности ЕС.
И хотя новым членам ЕС дается определенный «адаптационный» период, применение на практике объемной и сложной нормативной базы создает значительные трудности для стран-кандидатов: только Венгрия и Чехия продвинулись в принятии рамочных установок ЕС, касающихся технических стандартов и сертификации. Медленно внедряются в регионе экологические и социальные стандарты.
Перспектива членства в ЕС стимулирует страны Восточной Европы продвигаться по пути реформ, однако неопределенность даты вступления способны ослабить их усилия в этом направлении.
Проблема вступления стран региона в Европейский валютный союз
Европейский союз установил очень строгие критерии членства в ЕВС:
· среднегодовой темп инфляции предусмотрен на уровне трех стран с минимальным показателем плюс 1,5%, что составит примерно 2,6%;
· дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП;
· совокупная задолженность должна быть менее 60% ВВП;
· колебание обменного курса национальной валюты к ЭКЮ не должно выходить за рамки установленного Европейской валютной системой диапазона (2,25%);
· процентная ставка по долгосрочным кредитам установлена на уровне трех наиболее процветающих стран плюс 2%, что равно примерно 8,7%.
В настоящее время ни одна из этих стран не отвечает критериям конвергенции, хотя один-два кандидата из числа стран Восточной Европы фактически проводят более рациональную финансово-валютную политику, чем большинство нынешних членов ЕС. Если эти кандидаты будут введены в состав валютного союза одновременно с вступлением в ЕС, то критерии членства должны быть пересмотрены, так как они рассчитаны на зрелую экономику с невысокими темпами роста, а не на резвых аутсайдеров, более ориентирующихся на результаты, чем на экономическую политику.
Ни одна из стран региона не отвечает, например, критерию инфляции. Даже в Чехии, финансовое положение которой признается лучшим среди стран региона, актуальной остается проблема инфляции. В Венгрии и Польше аналогичные показатели намного выше.
Чешская Республика, Венгрия и Словакия удовлетворяют одному из наиболее важных финансовых критериев Маастрихта – дефициту госбюджета. Польша по этому показателю не входит в число кандидатов на прием в ЕВС.
По размерам государственного долга Чешская Республика, Польша и Словацкая Республика отвечают квалификационным требованиям Маастрихта.
По стабильности обменного курса национальной валюты к ЭКЮ лишь Чехия и Словакия отвечают условиям Маастрихтского договора. Венгрия и Польша по-прежнему компенсируют высокую инфляцию путем девальвации своих валют. Чешская Республика уже в течение нескольких лет является "теневым" членом Европейской валютной системы, хотя недавно приняла решение о расширении диапазона колебаний курса своей валюты, чтобы эффективнее управлять быстро увеличивающимся притоком капитала в страну, а также более эффективно контролировать деятельность разного рода страховых фондов и других валютных организаций спекулятивного характера. Общая оценка сводится к тому, что Чехия (как и Словакия) проводит более рациональную финансовую валютную политику, чем большинство стран, уже входящих в состав ЕС. Вместе с тем Чехия не отвечает инфляционному критерию.
Некоторые другие страны региона также стремятся добиться показателей, отвечающих критериям Маастрихтского договора. Однако чтобы достичь этого им предстоит долгий путь.
Глава 3. Перспективы развития экономики стран Восточной Европы
Экономика Восточной Европы сделала большой шаг вперед после масштабного экономического кризиса, вызванного крахом социалистической экономики.
Рост экономики стран Восточной Европы и СНГ составил в 2003 году 4% после 3,75% в 2002 году, несмотря на общемировое замедление темпов экономической активности. Переход к росту ВВП за счет внутреннего рынка делает эти страны уязвимыми, особенно, если будет сохраняться высокая безработица. Экономический рост в странах региона объясняется также постепенным проникновением на экспортные рынки и повышением уверенности потребителей в связи со вступлением стран в ЕС. Ожидается небольшое ускорение темпов роста в Албании, Чехии, Польше и Словении. Согласно прогнозам специалистов, экономика в других странах региона сохранит или слегка замедлит темпы роста. С учетом Турции рост экономики в Центральной и Восточной Европе должен увеличиться до 4,3% в 2004 году. В СНГ экономический рост должен замедлиться с 5,3% в 2003 году до 4,6% в 2004 году, если исходить из предположения о существенном падении цен на нефть в 2004г.
В отчете "Economic Survey of Europe" ЕЭК ООН говорится, что страны Восточной Европы и СНГ останутся в этом году наиболее динамично развивающимися регионами Европы. Прогнозируемые темпы роста ВВП составят для них соответственно 4,5% и 5,7%. Показатели роста ВВП в странах Западной Европы и Еврозоны гораздо менее впечатляющи - на уровне 2,1% и 1,8% соответственно. Для сравнения приведен прогноз по США - 3,7%.
Некоторые специалисты прогнозируют вялый рост экономики в промышленно развитых странах на уровне 1,5% в 2003 г., что значительно ниже их потенциальных возможностей. Развивающиеся страны демонстрируют более жизнеутверждающие тенденции, чем промышленно развитые страны, т.к. при сохранении тенденций к восстановлению темпов роста они могут вырасти до 4,9% в 2004 г.
В 2004 г. прогнозируется увеличение темпов роста в странах европейского и центрально-азиатского региона до уровня 4,5%, отражающее более высокий темп роста в странах Восточной Европы и замедление роста в СНГ.
Среднесрочные перспективы для стран региона зависят от двух основных факторов:
· импортного спроса в западной Европе;
· мировых цен на сырьевые товары (в особенности на нефть).
В таких условиях краткосрочные перспективы для восточноевропейских стран во многом определяются успехом или неудачей усилий, предпринимаемых западной Европой по улучшению своих собственных перспектив в отношении роста производства, которые пока продолжают ухудшаться. Реализация благоприятного сценария (заложенного в официальных прогнозах восточноевропейских государств) будет зависеть от того, удастся ли западной Европе, и в особенности Германии, остановить спад экономической активности. В силу значительной зависимости стран региона от экспорта на западноевропейские рынки существенное замедление экономического роста в Западной Европе может фактически привести к снижению средних темпов прироста ВВП в этих странах.
Перспективы большинства других стран СНГ зависят как от дальнейшей динамики мировых цен на нефть и сырьевые товары, так и от состояния российской экономики, включая динамику обменного курса рубля.
Оценку возможного влияния адекватной экономической политики на экономический рост стран Восточной Европы сделал профессор Сакс. Он использовал т.н. индекс экономической свободы, разработанный американской организацией Heritage Foundation. Результаты анализа приведены в табл.3.1:
Таблица 3.1
Среднегодовые темпы экономического роста, %
Страна
Текущая политика
Политика по стандартам ЕС
Политика высоких темпов
Чехия
4,1
3,7
5,3
Венгрия
1,9
3,2
5,2
Основной причиной различий в темпах экономического роста в Венгрии является низкий уровень сбережений, в Польше - низкая эффективность хозяйства. Политика высоких темпов базируется на высокой норме сбережений и высокой эффективности производства.
По оценкам профессора Сакса, Чехия и Польша, если они сохранят текущую экономическую политику, достигнут экономического роста на уровне 4% в год, а Венгрия - только 2%. Если страны с переходной экономикой перейдут на политику, типичную для членов ЕС, темпы экономического роста увеличатся в Венгрии и Польше, но снизятся в Чехии. В случае же осуществления политики высоких темпов экономика во всех трех странах будет возрастать более чем на 5% в год.
Но даже при условии реализации политики высоких темпов Чешской Республике потребуется примерно 20 лет, чтобы доход на душу населения достиг 75% уровня стран ЕС (на базе покупательной способности). Если же она сохранит текущую политику, то для этого потребуется более 40 лет. Для других стран выводы еще более отрезвляющие: Венгрии и Польше в случае проведения политики высоких темпов необходимо около 30 лет, чтобы достичь 75%-ного уровня душевого дохода в странах ЕС, и более 100 лет, если они будут осуществлять текущую политику.
Странам Восточной Европы следует поставить перед собой более скромную цель: добиться 75%-ного уровня современного (а не будущего) душевого дохода Германии.
Для этого Чехии потребовалось бы 8 лет, Венгрии - 16, а Польше - 20 лет при условии, что они срочно перейдут на политику высоких темпов развития. По оптимистическим оценкам, Чехия сможет выйти на уровень 75% современного дохода на душу населения Германии в 2004 г., в Венгрии это произойдет примерно в 2012 г., а в Польше - в 2016 г. Следует, однако, отметить, что не все страны с переходной экономикой могут взять на вооружение политику высоких темпов.
Быстрый рост производительности может также привести к быстрому повышению цен на товары и услуги «нерозничной» торговли. Оправдано предположить, что цены на эту категорию товаров и услуг в указанных странах возрастут до уровня, характерного для государств, которые уже достигли 75% современного дохода на душу населения Германии (например, Испании).
Подобная ситуация предполагает в свою очередь, что цены в Чехии должны были бы повышаться на 8% в год быстрее, чем в Германии, с тем чтобы подойти к «нормальному» соотношению рыночного обменного курса и паритета покупательной способности валют. Средний уровень чешских цен в 2004 г. будет, видимо, на 30% ниже, чем в Германии (для товаров и услуг «нерозничной» торговли этот разрыв должен быть еще большим).
Перспектива вступления в Европейский союз еще не кажется определяющим фактором экономического благополучия. Однако в ближайшие годы картина должна измениться, поскольку такая перспектива будет усиливать политическую волю к осуществлению структурных реформ, обеспечивать усиление законодательной базы и гарантировать финансовую поддержку от Европейского союза. Специалисты утверждают, что вероятность того, что восемь стран присоединятся к ЕС в 2005 году (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика, Венгрия) составляет 60%. Болгария и Румыния получат согласие не раньше 2008 года. Хорошие перспективы имеют также Турция и Хорватия. Другие же государства, которые пока не имеют реальных перспектив к соединению с Европейским союзом, должны будут доказать свою готовность к преобразованиям.
Благодаря улучшению макроэкономической ситуации, структурным и политическим изменениям в Восточной Европе международные рейтинговые агентства изменили и свои оценки рисков капиталовложений в государства Восточной Европы.
Расчеты специалистов показывают, что Чешская Республика и тем более другие страны региона практически не могут удовлетворить всем формальным критериям конвергенции в соответствии с Маастрихтским договором. Эти страны в состоянии проводить политику, согласующуюся с политикой валютного союза, но это не означает, что указанные критерии будут выполнены. Хотя позиции Чехии улучшаются благодаря ускоряющемуся экономическому росту и сильной и динамичной структурной политике правительства. Главное преимущество страны - в улучшении внешнеторговой позиции. Дефицит по текущим операциям растет медленнее, чем поступление долгосрочных инвестиций. При этом сумма внешнего долга и обязательства по его обслуживанию достаточно низки.
Вероятность присоединения Словении к ЕС очень высока, и поэтому оценка экономики этого государства была самой высокой в течение нескольких лет. Ее наиболее внушительные достижения - полная экономическая стабильность и высокий доход на душу населения, который, кстати говоря, приближается к норме, разработанной ЕС для Португалии и Греции. Ее зависимость от импорта все более ослабевает. В результате - и рейтинг стабильный.
В феврале 2000 года рейтинговое агентство S&P повысило рейтинг Венгрии до BBB+. Это более чем справедливая оценка. Рост экономики силен и основан на текущем внешнеторговом балансе. Дефицит бюджета снижается, а переговоры по вступлению в ЕС подают немалые надежды. Специалисты ожидают дальнейшего усиления экономики этого государства. Рейтинг - позитивный.
Оценки перспектив трех балтийских республик последний раз менялись в 1997 году. Они начали соответствовать действительности после успешного реформирования бюджетной сферы и появления перспектив вступления в ЕС. Рейтинг - стабильный.
Согласно оценкам Хорватии, страна уже очень скоро сможет выполнить требования, которые предъявляются к кандидатам в члены ЕС. Рейтинг - позитивный.
Реформы, начатые в Турции в январе 2000 года, значительно улучшили перспективы ее экономики, и позволили повысить рейтинг этого государства. Перспективы Турции были подтверждены и агентством S&P в июле текущего года. Рейтинг - стабильный.
По степени и факторам риска Болгария очень похожа на Турцию. Высокий долг, сильная зависимость от импорта нефтепродуктов и низкий промышленный рост - главные слабости. Тем не менее, специалисты считают, что рост экономики этого государства будет ускоряться. Рейтинг - стабильный.
Перспективы Румынии не слишком хорошие. Большая зависимость от импорта товаров является тяжким бременем для экономики. Рейтинг - стабильный.
Оценка Украины должна улучшиться после того, как были реструктуризированы еврообязательства. Это справедливо даже при том условии, что текущие платежи по внешнему долгу остаются высокими и страна не способна избавиться от зависимости от российского сырья. Перспектива позитивная.
Целесообразно остановиться на более важном процессе структурной трансформации в странах Восточной Европы, а также на вопросе о том, насколько экономически оправдано и желательно их участие в валютном союзе. Кратко можно было бы ответить на этот вопрос утвердительно. Однако если страны присоединятся к валютному союзу до того, как проведут радикальные реформы в системах налогообложения, государственного финансирования и социального обеспечения, преждевременное участие в действительности может привести к отрицательным результатам.
Общая рекомендация сводится к тому, что страны региона должны избирательно подходить к опыту западных соседей, накопленному в сфере хозяйственной политики. Безусловно, необходимо использовать общие, обязательные принципы, например опыт "общего рынка". Однако не следует адаптировать к своим условиям дорогостоящие и малоэффективные программы социальной защиты, реализуемые некоторыми странами ЕС. В ряде восточноевропейских государств социальная политика уже требует больших расходов и столь же обременительна для бюджета, как и на Западе. Эта политика должна быть пересмотрена в сторону повышения ее гибкости до того, как валютный союз уберет основные политические рычаги для восстановления конкуренции в новых странах-членах.
В заключение следует подчеркнуть, что для стран Восточной Европы важнее переключиться на политику высоких темпов роста, чем бороться за скорейшее вступление в валютный союз.
Главнейшая задача стран Восточной Европы заключается в том, чтобы заложить тот фундамент, который был разрушен в течение 40-50 лет экономической бесхозяйственности. Причины для благоприятной оценки, конечно, есть. Это хорошие возможности роста экономики, укрепление бюджета, снижение инфляции и усиление внешнеторгового оборота, который определяет текущее сальдо по операциям и повышает резервы иностранной валюты. Однако мы убедились в том, что, несмотря на благоприятные перспективы развития восточноевропейских государств, в странах региона остается множество неразрешенных проблем. Они были указаны в предыдущих главах.
Рассмотрим возможные пути их решения:
1. Исключительно важным фактором для развития экономики стран региона является обеспечение стабильности в странах. Причиной сохранения относительно высокого экономического роста в Польше, Чехии, Венгрии и Словакии является то, что они избежали внутренних беспорядков и тем самым спасли свою экономику от глубокого спада. А после распада бывшей Югославии ее республики были ввергнуты в состояние нестабильности и из-за этого экономическая ситуация в регионе резко ухудшилась. Несмотря на в целом благоприятные показатели экономического роста в странах Восточной Европы, нет оснований для самоуспокоенности органов, занимающихся разработкой и осуществлением политики. Дело в том, что большинство стран с переходной экономикой, включая страны, добившиеся наибольшего прогресса на пути реформ, по-прежнему остаются довольно уязвимыми к воздействию внешних и других потрясений, способных вызвать ухудшение экономических показателей, связанное с болезненными последствиями. Экономика этих стран чутко реагирует на изменения во внешней среде. Особенно уязвимы страны - экспортеры сырьевых товаров и страны, специализирующиеся на экспорте ресурсоемких товаров с низкой добавленной стоимостью. Из-за сильной зависимости от спроса со стороны западноевропейских стран передовые страны Восточной Европы весьма чувствительны к изменениям в спросе на их основных внешних рынках. Страны с переходной экономикой вполне могут столкнуться с последствиями отрицательных внешних шоковых потрясений. Маловероятно, что эти экономики стран Восточной Европы смогут долго избегать негативного влияния сохраняющейся слабости в мировой и западноевропейской экономике. Чрезвычайная зависимость от внутреннего рынка не может быть жизненной стратегией переходных экономик в среднесрочном периоде. Неопределенность экономических перспектив и усиление рисков экономического спада делают необходимым повышение роли экономической политики в странах Восточной Европы. Государственным органам следует пристально следить не только за развитием своей собственной экономики, но и за текущими тенденциями в экономике их основных торговых партнеров и развитием мировых рынков. В случае дальнейшего ухудшения внешних условий соответствующие органы стран с переходной экономикой должны быть готовы быстро принять антициклические меры, с тем чтобы компенсировать, по крайней мере частично, последствия возможных отрицательных шоковых потрясений. Своевременные ответные меры могут смягчить их отрицательные последствия.
2. Необходимо воспользоваться шансом преобразовать должным образом систему рыночной экономики, скорректировать экономическую структуру и макроэкономическую политику. После огромных изменений в регионе, экономическая система стала не плановой, а рыночной, поэтому функция правительства, деятельность предприятий и роль рынка должны быть пересмотрены.
3. Необходимо гибко и эффективно пользоваться внешним фактором, содействовать экономическому росту путем стимулирования экспорта и привлечения капиталовложений. С 1990 года по 2001 год объем капиталовложений в Польшу, Чехию, Венгрию и Словакию, у которых относительно высокий экономический прирост, составил 79% от общего объема инвестиций в регион, а объем экспорта за этот период составил 71% от общего объема вывоза товаров региона.
4. Что касается проблемы безработицы, специалисты рекомендуют странам с Восточной Европы пересмотреть трудовое законодательство с точки зрения укрепления его норм, направленных на защиту рабочих и служащих, особенно тех, кто работает в частном секторе. Этим государствам предлагается вкладывать больше средств в развитие рынков труда и налаживания диалога между правительством, рабочими и работодателями.
Для оживления экономики Восточной Европы необходимо обобщить опыт, воспользоваться предоставляющимися шансами и повысить комплексную экономическую конкурентоспособность.
Заключение
С окончанием социалистической эпохи в Восточной Европе открылась возможность трансформации централизованно-плановой экономики в рыночную. В результате пятнадцатилетней практики рыночной трансформации национальные хозяйства государств восточноевропейского региона радикально изменили свой облик. Конечно, прошло еще слишком мало времени, чтобы дать точную характеристику итогам этого процесса. Однако уже довольно отчетливо просматриваются некоторые результаты, из которых следуют вполне определенные выводы. В процессе выполнения курсовой работы была предпринята попытка проанализировать специфику переходного периода и особенности его влияния на современное экономическое положение государств Восточной Европы. Ниже в тезисной форме приведены выводы в соответствии с задачами, поставленными при написании работы:
1. Переходный период – процесс преобразовании тоталитарного общества в правовое и государственно-административной экономики в рыночную. Необходимость такого перехода в странах Восточной Европы была вызвана рядом причин, основной среди которой можно назвать неэффективность планово-централизованной экономики и естественную недолговечность подобной экономической организации.
2. В результате рыночной транформации в странах региона достигнуты серьезные результаты. Полностью демонтированы механизмы командной экономики, исчезли всеобщие дефициты товаров и услуг, значительно расширен их ассортимент. Повсюду раскрепощена ранее скованная личная инициатива людей, происходит относительно быстрое становление предпринимательского класса, формирующего основу будущего благополучия своих стран. Кроме того, можно говорить о значительных достижениях в области приватизации предприятий и реструктуризация материального производства, стабилизация денежно-кредитных и финансовых отношений.
Экономическая ситуация стран Восточной Европы в настоящее время лучше, чем когда-либо после 1991 г. Рост экономики государств Восточной Европы, ускоряется. Лидерами региона являются Венгрия и Польша.
Основным источником экономического оживления в рассматриваемых государствах выступила промышленность.
Оборотной стороной экономического роста стало увеличение уровня безработицы и значительный разрыв в уровне доходов между пятью наиболее развитыми странами региона (Чехией, Венгрией, Польшей, Словакией и Словенией) и остальными государствами, а также множество других важных проблем.
3. В целом, перспективы развития экономики стран региона оцениваются положительно. Причины этому – хорошие возможности роста экономики, укрепление бюджета, снижение инфляции и усиление внешнеторгового оборота, который определяет текущее сальдо по операциям и повышает резервы иностранной валюты. Главнейшая задача стран Восточной Европы заключается в том, чтобы заложить тот фундамент, который был разрушен в течение 40-50 лет экономической бесхозяйственности. Однако мы убедились в том, что, несмотря на благоприятные перспективы развития восточноевропейских государств, в странах региона остается множество неразрешенных проблем. Для их решения необходимо обобщить опыт и не упустить предоставляющиеся шансы.
Литература:
1. Кулигин П. Уроки антиинфляционной политики Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии. М.:ИМЭПИ РАН, 1994, стр.4.
2. Kolodko G.W., Nuti D.M. The Polish Alternative. Research for Action 33. UNU/WIDER, 1997, p.2.
3. Sandru V. Romania – 8 years of past-totalitarian development privatization in Romania. ECPD Meeting. Sveti Stefan, October 1997, p.15.
4. Hospodarske noviny. 1997. №229, S.9.
5. Гавлик П. Страны с переходной экономикой: состояние и перспективы роста // Проблемы теории и практики управления, 2001, №2, стр.60.
6. Pohe G. et al. Privatization and Restructuring in Central and Eastern Europe. The World Bank Washington, D.C. Technical paper №368, p.6.
7. Свiтова економiка: Пiдручник / А.С. Фiлiпенко, О.I. Рогач, О.I. Шнирков та iн. – К.: Либiдь, 2000. – 582 с., стор.421.
8. The Wall Street Journal Europe’s. Central European Economic Review. XII-1997 – I-1998. V.Y. №10, p.37.
10. Гринберг Р. Результаты экономических реформ в постсоциалистических странах // Проблемы теории и практики управления, 2003, №3
11. Эмбарго Европейской экономической комиссии ООН, Press Release ECE / GEN / 01 / 08, Geneva, 4 May 2001.
12. Бредова В. Экономика стран Восточной Европы в 1996 г. // Мировая экономика и международные отношения. - 1997. - №11;
13. Бредова В. Экономика стран Восточной Европы в 1994-1995 гг. //Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - №3;
14. Бредова В. Экономика стран Восточной Европы в 1993-1994 гг. // Мировая экономика и международные отношения. - 1995. - №2;
15. Глинкина С. О трансформации экономической системы в странах Центральной и Восточной Европы // Общество и экономика. - 2002. - №5;
16. Осьмова М.Н. Проблемы включения стран Центральной и Восточной Европы в Европейский Союз // Вестник МГУ. Сер.6. Экономика. - 2002. - №6;
17. Пьяцоло Д. Восточная Европа между трансформацией и вступлением в ЕС: анализ реформаторских требований // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №2;
18. Сегодня и завтра Восточной Европы // Независимая газета - 2000. - 24 октября;
19. Бойцова В.В. Европейский Союз: расширение на восток // Общественные науки и современность. - 2002. - №2;
20. Европа: вчера, сегодня, завтра / Отв. ред. Н.П.Шмелев. - М., 2002. - 823с.;
21. Евстигнеев Р.Н. Десять лет экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы // Россия и современный мир. - 2003. - №2;
22. Нарочникова Н. Европа "старая" и Европа новая // Международная жизнь. - 2003. - №4;
23. Розенберг Д.Дж. Расширение Европейского союза на восток: проблемы конвергенции // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №1;
24. Шакина А. Прямые иностранные инвестиции в странах Восточной Европы // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - №2.
* Курсивом даны инвестиции в экономику.
* Источник: МВФ (2003); ILO, Global Employment Trends Model, 2003; см. также Технические пояснения (Technical Note)
* Средний показатель роста ВВП в регионе по прогнозу ЕЭК ООН (отчет "Economic Survey of Europe")
* Источник: Эмбарго Европейской экономической комиссии ООН, Press Release ECE / GEN / 01 / 08, Geneva, 4 May 2001.
* Источник: ILO, Global Employment Trends Model, 2003.
* Прогноз