Пенсионный Фонд Российской Федерации
Пенсионный Фонд Российской Федерации
Международный государственный университет природы, общества и человека
«Дубна»
Кафедра экономики
Курсовая работа
по макроэкономике
Пенсионный Фонд Российской Федерации
Выполнила: студентка гр. 2031
Бурлака
К. А.
Проверил: Лебедев А. М.
Дубна, 2005
Содержание
Введение. 3
Пенсионный
фонд как звено бюджетной системы РФ.. 4
Цели
и Задачи Пенсионного Фонда. 5
Бюджет
ПФ.. 7
Налогообложение. 8
Суть
работы Пенсионного Фонда. 15
Бюджет
фонда на 2001-2002 года. 21
Доходная
часть. 21
Показатель. 21
Расходная
часть. 24
Заключение. 28
Список
литературы и источников. 30
В период
становления рыночных отношений и формирования многоукладной экономики в начале
90-х, в России (тогда еще РСФСР) назрела необходимость в создании
специализированных страховых институтов для решения задач в сфере обязательного
государственного социального страхования. И такие институты были созданы в
форме государственных внебюджетных социальных фондов.
Пенсионный фонд
РФ аккумулировал средства для государственного пенсионного обеспечения, Фонд
социального страхования финансировал выплаты пособий по временной
нетрудоспособности, санаторно-куррортное лечение и т.д. Фонды ОМС финансировали
программы обязательного медицинского страхования. Фонд занятости обеспечивал
выплату пособий по безработице. В дальнейшем Фонд занятости был преобразован в
федеральную государственную службу занятости.
Бюджеты фондов были выделены
из государственного бюджета, получив собственные источники финансирования в
виде обязательных страховых взносов, уплачиваемых, как правило, работодателями
за наемных работников. Более того, первоначально (по 2000 год включительно)
фонды сами занимались контролем за сбором страховых взносов. И только с 2001
года с введением единого социального налога эта функция была передана налоговым
органам.
Сейчас Россия вступает в
очень интересную фазу своего развития, когда период накопления первоначального
капитала и передела собственности, сопровождавшийся массой негативных явлений,
в основном закончился и страна вступает в стадию формирования цивилизованных
капиталистических производственных отношений.
Цель этой работы – осветить
современное состояние государственного внебюджетного социального фонда, а
именно пенсионного фонда. Также мне бы хотелось осветить наиболее острые
проблемы, стоящие перед ним и возможные пути их решения.
Структура
бюджетной системы Российской Федерации определяется Бюджетным Кодексом РФ и
состоит из бюджетов трех уровней:
первый
уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй
уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
третий
уровень - местные бюджеты.
Как
видно из этого определения государственные внебюджетные фонды являются частью
бюджетной системы Российской Федерации. Статья 13 БК РФ определяет
государственный внебюджетный фонд – как фонд денежных средств, образуемый вне
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и
предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное
обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае
безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы
государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном
федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным Кодексом.
Также
как и Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов
разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты
территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и
утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.
Общие
принципы, состав и порядок функционирования государственных внебюджетных фондов
определяетя главой 17 БК РФ, которая так и называется “ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ”, и устанавливает, что вне федерального бюджета образуются
государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной
власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных
прав граждан.
Государственными
внебюджетными фондами Российской Федерации являются:
Пенсионный
фонд Российской Федерации;
Фонд
социального страхования Российской Федерации;
Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования;
Государственный
фонд занятости населения Российской Федерации.
Важнейший принцип
пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель
обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем
перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних,
завтрашние – возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве – где бы человек ни
жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями
гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный
фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от
22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного
обеспечения в Российской Федерации.
Пенсионный
фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением,
осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Он также имеет право выполнять отдельные банковские операции в
порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации
законодательством о банках и банковской деятельности.
Денежные
средства ПФР и его находятся в государственной собственности Российской
Федерации. Они не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не
подлежат.
Согласно
Положению о Пенсионном фонде РФ, он обеспечивает:
o
целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов (с
1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения взносов в Пенсионный фонд РФ, уплачиваемых в составе
единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами РФ);
o
организацию работы по взысканию с работодателей
и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан,
сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья,
профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
o
капитализацию средств ПФР, а также привлечение в
него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и
юридических лиц;
o
контроль с участием налоговых органов за
своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль
за правильным и рациональным расходованием его средств;
o
организацию и ведение индивидуального
(персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным
законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение
государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов
в Пенсионный фонд Российской Федерации (России); межгосударственное и
международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к
компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке
межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и
пособий;
o
изучение и обобщение практики применения
нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в
Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
o
проведение научно-исследовательской работы в
области государственного пенсионного страхования;
o
разъяснительную работу среди населения и
юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
o
ПФР также может принимать участие в
финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Руководство ПФР
осуществляет Правление и его постоянно действующий орган – Исполнительная
дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения
в национально – государственных и административно – территориальных
образованиях. Региональные отделения имеют в своем составе Управления ПФР по
городам и районам.
Бюджет ПФР и смета расходов
(включая фонд оплаты труда), а так же отчеты об их исполнении составляются
Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В Законе о бюджете
Пенсионного фонда РФ утверждаются общая сумма доходов, в том числе по
источникам, и общая сумма расходов – по направлениям. Отчет фонда об исполнении
бюджета за каждый год также в виде федерального закона утверждается
Государственной Думой РФ.
Кроме Положения и бюджетных
законов, деятельность Пенсионного фонда регламентируется законами:
· О государственном социальном страховании в РФ;
· О трудовых пенсиях в РФ
· Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования;
а также
Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.
Согласно
статье 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации» бюджет Пенсионного фонда
Российской Федерации формируется за счет:
o
страховых взносов;
o
средств федерального бюджета;
o
сумм пеней и иных финансовых санкций;
o
доходов от размещения (инвестирования) временно
свободных средств обязательного пенсионного страхования;
o
добровольных взносов физических лиц и
организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных
лиц;
o
иных источников, не запрещенных
законодательством Российской Федерации.
Средства
федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и
пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в
соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации", включая организацию их доставки, на возмещение уплаты
страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста
полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме,
предусмотренном федеральным законом, а также средства федерального бюджета,
включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации.
При
этом объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых
взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному
налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог
(взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно этой главе:
Объектом
налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, признаются
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу
физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых
является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений,
выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Объектом
налогообложения для физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения по
трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение
работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических
лиц.
Налоговая
база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных
Налоговым Кодексом, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в
пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты
и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные
выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг,
имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника
или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения
в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного
страхования.
Не
подлежат налогообложению:
1)
государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской
Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями
представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по
временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по
безработице, беременности и родам;
2)
все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными
актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов
местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных
в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:
возмещением
вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
бесплатным
предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов,
топлива или соответствующего денежного возмещения; оплатой стоимости и (или)
выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных
средств взамен этого довольствия;
оплатой
стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной
формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно - спортивных
организаций для учебно - тренировочного процесса и участия в спортивных
соревнованиях;
увольнением
работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
возмещением
иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня
работников;
трудоустройством
работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению
численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
выполнением
физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую
местность и возмещение командировочных расходов
При
оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри
страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах
норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а
также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы
на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов,
комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах
отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму
жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и
регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз,
а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную
иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату
расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от
налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Аналогичный порядок налогообложения
применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном
или административном подчинении организации, а также членам совета директоров
или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании
совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании
3)
суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:
физическим
лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в
целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а
также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории
Российской Федерации;
членам
семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его
семьи;
4)
суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим
работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу,
налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными
учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных
законодательством Российской Федерации;
5)
доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве
от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от
производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в
течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства.
6)
доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами
зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин
малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате
ведения ими традиционных видов промысла;
7)
суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников,
осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам
добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее
одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих
застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам
добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на
случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом
трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
8)
суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово -
огородных, гаражно - строительных и жилищно - строительных кооперативов
(товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;
9)
стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и
обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
10)
суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из
средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на
должность Президента Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных
кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов, зарегистрированных
кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа
государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов,
зарегистрированных кандидатов на должность главы исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в выборный
орган местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на
должность главы муниципального образования, кандидатов, зарегистрированных
кандидатов на должность в ином федеральном государственном органе,
государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном
Конституцией Российской Федерации, конституцией, уставом субъекта Российской
Федерации, и избираемых непосредственно гражданами, кандидатов,
зарегистрированных кандидатов на иную должность в органе местного
самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую
посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений и
избирательных блоков за выполнение этими лицами работ, непосредственно
связанных с проведением избирательных компаний;
11)
стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам,
обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской
Федерации, а также государственным служащим федеральных органов власти
бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;
12)
стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской
Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;
13)
выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских
профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты
производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 рублей в
год;
14)
выплаты в натуральной форме товарами собственного производства -
сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1 000
рублей (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за
календарный месяц.
Не
подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет
средств бюджетов, не превышающие 2 000 рублей на одно физическое лицо за
налоговый период по каждому из следующих оснований:
суммы
материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также
бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по
инвалидности или по возрасту;
суммы
возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по
возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими
(для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
От
уплаты налога освобождаются:
1)
организации любых организационно - правовых форм - с сумм выплат и иных
вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на
каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы
2)
следующие категории налогоплательщиков - работодателей - с сумм выплат и иных
вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на
каждого отдельного работника
общественные
организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций
инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители
составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения
организации,
уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций
инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее
50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет
не менее 25 процентов;
учреждения,
созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных,
физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а
также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям - инвалидам и их
родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные
общественные организации инвалидов.
Указанные
в настоящем подпункте льготы не распространяются на налогоплательщиков,
занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров,
минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в
соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по
представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;
3)
налогоплательщики – индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I, II
или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной
профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в
течение налогового периода;
4)
российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам
Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых
учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам
государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.
Итак,
для всех остальных категорий существует тариф страхового взноса для
страхователей, выступающих в качестве работодателей.
|