бесплатные рефераты

Платежный баланс страны, его роль и назначение

Платежный баланс страны, его роль и назначение

Министерство общего и профессионального образования РФ

НГАЭиУ

Институт экономики, учета и статистики

Кафедра валютно-кредитных отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по курсу «Деньги, банки, кредит»

на тему:

 

«Платежный баланс страны, его роль и назначение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Выполнила:                                                                                                     студентка 3 курса гр.__

                                                                                                                                     Смирнова Е.И.

evsm@yandex.ru



Проверил:                                                                                                                           Фисун В.В.










Новосибирск, 2001

 

План

Введение………………………………………………………………………………………………..с.3

  1. Понятие платежного баланса………………………………………………………………….с.4

1.1   Структура платежного баланса…………………………………………………………...с.5

1.2   Сальдо платежного баланса и погашение дефицита платежного баланса…………….с.7

  1. Анализ платежного баланса…………………………………………………………………...с.9
  2. Проблемы и особенности платежного баланса России……………………………………..с.17

Заключение……………………………………………………………………………………………..с.19

Список литературы………………………………………………………………………………….…с.20

Приложение…………………………………………………………………………………………….с.21

Введение.

            Актуальность данной темы невозможно преувеличить, т.к. платежный баланс (ПБ) является зеркальным отражением экономического состояния страны. В современных условиях трудно прогнозировать или активно участвовать в международной валютно-финансовой системе, если четко и реально не сбалансирован ПБ. Объективно обусловленные тенденции к росту взаимосвязей и взаимовлияний экономики развитых стран требует тщательного подхода к разработке ПБ страны. Актуальность темы состоит еще и в том, что вследствие либерализации валютного рынка и внешнеэкономической деятельности, произошедшей в начале процесса трансформации, как в России, так и в других странах с транзитивной экономикой, степень открытости экономики России и интеграции ее в мировое хозяйство постоянно возрастала. В настоящее время степень зависимости российской экономики от конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков достигла критической отметки и рассмотрение вопросов, связанных с регулированием внешнеэкономического сектора, приобрело особую актуальность.

            В курсовой работе в главе первой излагается материал по определению сущности ПБ и дается его структура. Затем в главе второй приведен анализ ПБ. В третьей главе выделены проблемы и особенности ПБ России. В заключение дается роль и значение ПБ.

            При написании данной курсовой работы мною наиболее часто использовались три источника:

1)      Добрынин А.И. Экономическая теория. Питер. 1997г., с.1-480

2)      Журавлева Г.П.  Общая экономическая теория. М. 1998г., с.1-310

3)      Платежный баланс. Библиотечка Российской газеты. Выпуск №1. 1998г., с.1-240

             


           

1.      Понятие платежного баланса.

Платежный баланс (ПБ) представляет собой количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических связей государства.

Платежный баланс – это соотношение фактических платежей, произведенных данной страной за границей, и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период времени.

Различают платежный баланс за определенный период (год, месяц, квартал) и платежный баланс на определенную дату. Платежный баланс за определенный период представляет собой соотношение платежей и поступлений за данный отрезок времени и позволяет выявить изменения в международных экономических отношениях страны, состояние и развитие ее экономики. Платежный баланс на дату не фиксируется в форме публикуемых статистических показателей, но он отражает изменения со дня на день соотношений платежей и поступлений, которые подлежат исполнению на определенную дату.

Платежный баланс активен, если валютные поступления превышают платежи, и пассивен, если платежи превышают поступления.

По методологии МВФ платежный баланс – это систематический перечень всех экономических операций, осуществленных за определенный отрезок времени между резидентами данной страны и нерезидентами, иначе говоря, резидентами всех остальных стран мира. В платежном балансе фактические денежные платежи по текущему коммерческому обороту объединяются с безвалютными операциями, включающими товарообменные сделки и безвозмездную денежную помощь, с перемещением краткосрочных и долгосрочных капиталов, с такими операциями, которые в данный период не сопровождаются платежами, а лишь порождают взаимные требования и обязательства денежного характера. В итоге платежный баланс охватывает все операции, которые связаны с юридическим переходом права собственности на товары, услуги и иные ценности от резидентов к нерезидентам, а также передачей денег, финансовых и иных активов из одной страны в другую.

Согласно принятым в международной практике принципам деловой бухгалтерии всякое увеличение активов или уменьшение обязательств (пассивов) отражается в дебете, а уменьшение активов или увеличение пассивов – в кредите баланса. Дебетовая сторона платежного баланса соответствует понятию «платежи», «расходы», и относимые на нее цифры сопровождаются знаком «минус» (-). Кредитовая сторона соответствует понятию «поступления», «доходы», и относимые на нее цифры либо сопровождаются знаком «плюс» (+), либо проводятся вовсе без всякого знака. При этом «платежи» и «поступления» в рамках платежного баланса охватывают не только фактическое передвижение денежных средств в связи с проведенными внешнеэкономическими операциями, но также изменения взаимных требований и обязательств между странами, которые в ряде случаев заменяют денежные платежи, а иногда только их символизируют.

Видимое противоречие между направлением изменений в активах страны и отражением этих изменений в платежном балансе объясняется тем, что в платежном балансе фиксируются не сами внешнеэкономические операции в своем материальном выражении, а их денежный результат – фактический или предполагаемый. В связи с этим экспорт товаров, например, всегда отражается в кредитовой (доходной) части платежного баланса, поскольку в этом случае уменьшению товарных ресурсов страны (активов) должно сопутствовать – как результат продажи – эквивалентное поступление денег. Наоборот, импорт товаров всегда фиксируется в дебетовой (расходной) части платежного баланса, так как при этом происходит увеличение ресурсов (активов) страны, а это требует траты определенной суммы денег. На тех же самых принципах распределяются по разделам платежного баланса и все другие операции, связанные с предоставлением и получением различных услуг, вывозом капиталов, получением и погашением кредитов и т.п.

В международной практике применяется и так называемый метод двойной записи, когда каждая внешнеэкономическая операция, подлежащая включению в платежный баланс, заносится в него дважды. Одна запись показывает, какие изменения в активах и пассивах страны вызывает данная операция, тогда как вторая запись, уравновешивающая первую, говорит о том, какими средствами регулируются взаимные требования и обязательства между странами, возникающие в результате совершения названной внешнеэкономической операции.


1.1.       Структура платежного баланса.

Первые попытки учета масштабов и оценки последствий международных экономических операций относятся к концу XIV века. К началу XX в. наиболее полное развитие получили методы составления платежного баланса в США и Англии. Первая официальная публикация платежного баланса была подготовлена в 1923 г. по показателям 1922 г.

ПБ состоит из трех основных разделов:

1) торговый баланс,

2) баланс услуг и некоммерческих платежей,

3) баланс движения капитала и кредитов.

Рассмотрим более детально каждый раздел.

1)      Торговый баланс- это сопоставление поступлений от экспорта и платежей по импорту товаров. В ПБ входит только та часть торгового баланса, по которой платежи уже совершены. Основным источником валютных поступлений является экспорт товаров, его состояние влияет на размер импорта товаров и услуг; возможности обслуживания внешнего долга.

2)      Баланс услуг и некоммерческих платежей включает поступления и платежи по различного рода услугам: платежи и поступления по транспортным перевозкам; по почтово-телеграфной, по телефонной, по электронной и теле космической связи; по туризму; по научному и культурному обмену; по содержанию дипломатического корпуса и торговых представительств; по страхованию и потребительским переводам( оплата труда, наследство, стипендии, пенсии и т.д.); по процентам и дивидендам по капиталовложениям, платежи по лицензиям, использованию изобретений и др.

Роль и значимость этого раздела ПБ постоянно возрастает. Так, иностранный туризм приносит валютные доходы.

Эти два раздела различные по форме и экономическому содержанию объединяются в общее понятие «невидимые операции», подразумевая, что они не относятся к экспорту и импорту товаров, то есть к осязаемым ценностям.

Торговый баланс страны и баланс услуг и некоммерческих платежей образуют текущий баланс (баланс текущих операций).

3)      Баланс движения капиталов и кредитов отражает приток и вывоз капиталов, а также предоставление и получение международных кредитов. По экономическому содержанию эти операции можно подразделить на следующие:

ü      Международное движение предпринимательского капитала: прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей, осуществляемые преимущественно через иностранные дочерние организации) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг).

ü      Международное движение ссудного капитала: долгосрочные и среднесрочные операции (государственные, межправительственные, частные займы и кредиты), а также и краткосрочные операции (текущие счета национальных банков и частных лиц в крупнейших иностранных банках - авуары); перемещение денежного капитала между банками.

За балансом движения капиталов и кредитов следует статья «Ошибки и пропуски», которая показывает неучтенное движение краткосрочного капитала. Изменение валютных резервов отражает международные валютные операции центральных банков, связанные с выравниванием платежного баланса и поддержанием курса национальной валюты.

Схема платежного баланса была создана в 1947 г., ее опубликовали как документ ООН, послуживший базой для разработки МВФ формы и принципов составление платежного баланса. МВФ, издавая «Руководство по платежному балансу», продолжал разработку унификации его схемы, которая в общих чертах повторяет систему построения статей платежных балансов ведущих развитых стран с некоторыми изменениями. Эти изменения делают схему более универсальной, что позволяет сравнивать балансы развитых и развивающихся стран.

Классификация статей платежного баланса

по методике МВФ.


А. Текущие операции[1]

     Товары

     Услуги

    Доходы от инвестиций

    Прочие услуги и доходы

    Частные односторонние переводы

    Государственные односторонние переводы

Итого А: баланс текущих операций

В. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал

    Прямые инвестиции

    Портфельные инвестиции

    Прочий долгосрочный капитал

Итого: А+В (соответствует концепции базисного баланса в США, действующей до 1958 г.)

С. Прочий краткосрочный капитал

D. Ошибки и пропуски

Итого: А+В+С+D (соответствует концепции ликвидности в США, введенной с 1958 г.)

Е. Балансирующие статьи

    Переоценка золотовалютных резервов, распределение и использование СДР

    Движение золотовалютного резерва

    Чрезвычайные источники покрытия сальдо

    Обязательства, образующие валютные резервы иностранных официальных органов

Итого: А+В+С+D+E (соответствует концепции официальных расчетов в США с 1965 г.)

F. Итоговое изменение резервов

    Золото

    СДР

    Резервная позиция в МВФ

    Иностранная валюта

    Прочие требования

    Кредиты МВФ


1.2.       Сальдо платежного баланса и погашение дефицита платежного баланса.

При определении сальдо платежного баланса его статьи подразделяются на основные и балансирующие. В числе основных статей – операции, влияющие на сальдо платежного баланса и обладающие относительной самостоятельностью: текущие операции и движение долгосрочного капитала.

К балансирующим статьям относятся операции, не имеющие самостоятельности или обладающие ограниченной самостоятельностью. Эти статьи характеризуют методы и источники погашения сальдо платежного баланса и включают движение валютных резервов, изменения краткосрочных активов, отдельные виды иностранной помощи, внешние государственные займы, кредиты международных валютно-кредитных организаций и т.п. Итоговые показатели основных и балансирующих статей взаимно погашают друг друга, т.е. формально платежный баланс уравновешен. Если платежи превышают поступления по основным статьям, то возникает проблема погашения дефицита за счет балансирующих статей, которые характеризуют источники и методы урегулирования сальдо платежного баланса. Традиционно для этого используются займы и ввоз предпринимательского капитала. Это – временный метод балансирования платежного баланса, поскольку страны-должники обязаны выплачивать проценты и дивиденды, а также сумму займа.

Новым способом покрытия пассивного сальдо баланса стали краткосрочные кредиты по соглашениям «своп», взаимно предоставляемые центральными банками в национальной валюте.

Для покрытия временного дефицита платежного баланса МВФ предоставляет странам-членам Фонда резервные (безусловные) кредиты (в пределах 25% их квот).

Промышленно развитые страны мобилизуют для погашения дефицита платежного баланса средства на мировом рынке ссудных капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов.

К современным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной «помощи».

Окончательным методом балансирования платежного баланса является использование страной своих золотовалютных резервов. Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты.

Вспомогательным средством балансирования платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту. Например, США частично погашают пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая облигации казначейства в центральных банках других стран.

2.      Анализ платежного баланса.

Платежный баланс России за I полугодие 1997 года разработан Центральным банком Российской Федерации на основе банковской статистики и информации, предоставленной Госкомстатом России, Государственным таможенным комитетом, Министерством финансов Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами (см. приложение)

 

Счет текущих операций.

Положительное сальдо по счету текущих операций составило 5,0 млрд. долларов США, что на 0,3 млрд. долларов меньше, чем в I полугодии 1996 г.

Активный баланс текущих операций во взаимоотношениях с дальним зарубежьем сократился почти на треть и составил 4,7 млрд. долларов. Со странами СНГ, в отличие от I полугодия предыдущего года, когда результаты текущих операций складывались в пользу партнеров из СНГ, он стал положительным и достиг 0,3 млрд. долларов.

Внешнеторговый оборот составил 72,1 млрд. долларов и уменьшился к уровню I полугодия 1996 года на 5 процентов. Падение внешнеторгового оборота, произошедшее впервые за последние годы, было обусловлено как сокращением экспорта товаров (на 4%), так и их импорта (на 6% ).

Оборот торговли со странами СНГ снизился на 14%, со странами дальнего зарубежья - на 2 процента.

Характерной особенностью отчетного периода было то обстоятельство, что номинальная девальвация рубля совпадала с темпами инфляции и тем самым практически не оказывала влияния на динамику внешнеторговых операций.

Экспорт товаров в целом оценивался в 41 млрд. долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья - 32 млрд. долларов, в страны СНГ - около 9 млрд. долларов. Впервые за последние годы зафиксировано снижение объемов экспорта в сравнении с сопоставимым периодом прошлого года, в том числе вывоз товаров в страны дальнего зарубежья сократился на 3%, а в страны СНГ - на 7 процентов. В целом конъюнктура внешнего рынка для отечественных экспортеров в рассматриваемом периоде складывалась неблагоприятно: на фоне снижения цен мировых рынков на топливно-сырьевые товары уменьшились контрактные цены практически по всем наиболее значимым для России экспортным позициям. Вместе с тем даже в случаях, когда наблюдалась позитивная ценовая динамика, не всегда удавалось использовать возможности для увеличения стоимости экспорта. Так, при росте контрактных цен на природный газ в апреле-июне физические объемы его реализации были уменьшены за счет сокращения поставок в европейские страны. Как показывают данные, на рынки этих стран, некоторые из которых на 100% зависели от российского импорта газа, успешно проникают поставщики этого товара из Норвегии, Нидерландов и Великобритании.

Сократился внешний спрос на товары с высокой долей добавленной стоимости, в первую очередь продукцию машиностроения и химической промышленности.

Однако наибольшее влияние на снижение экспорта оказали дискретные субъективные факторы. Например, из-за неурегулированности отношений с крупнейшим потребителем отечественных алмазов- южноафриканской компанией "Де Бирс" и в результате того, что в течение I полугодия не были установлены квоты на реализацию на внешний рынок драгоценных металлов, произошло сокращение вывоза товаров этой группы в сравнении с январем-июнем прошлого года на сумму около 1,2 млрд. долларов, или 70% общего снижения экспорта страны.

Существенным препятствием к увеличению российского экспорта отдельных товаров является его квотирование на региональных международных рынках. Так, в соответствии с действовавшим до 30 июня текущего года двухгодичным соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом ежегодная продажа проката черных металлов на европейский рынок не могла превышать 350 тыс. тонн, тогда как экспортные возможности страны, по оценкам специалистов, десятикратно превосходят эту квоту. Кроме того, в ряде случаев посредством усиления тарифных мер государства- партнеры стремились защитить свои внутренние рынки от конкурентоспособной российской продукции. Уровень антидемпинговых пошлин на российские товары, введенных Европейской комиссией в последние годы, выводит экспорт многих из них за черту экономической целесообразности. В настоящее время только против российских экспортеров черных металлов за рубежом возбуждено 55 антидемпинговых судебных процессов. Налоговые ограничения на экспорт из России осуществляют и страны СНГ. Введение Казахстаном с 1 января 1997 года в одностороннем порядке принципа взимания НДС по месту назначения товаров привело к двойному обложению этим налогом российской продукции (при вывозе из России и при ввозе в Казахстан) и увеличило цены товаров из России на казахском рынке. Экспорт из нашей страны в Казахстан в I полугодии 1996 года сократился к соответствующему периоду прошлого года на 23 процента.

Товарная структура экспорта страны указывает на ослабление ранее занимаемых позиций на мировых рынках и вынужденную концентрацию экспортного потенциала на товарах топливно-энергетической группы, доля которой составила 51% экспорта страны против 46% - в январе-июне предыдущего года.

Наиболее крупными торговыми партнерами, по данным ГТК России, оставались Украина, на долю которой приходилось 9% экспорта России, Германия - 8%, Белоруссия, Нидерланды и США - по 5 процентов.

Импорт товаров составил 31,1 млрд. долларов, в том числе из стран дальнего зарубежья - 22,7 млрд. долларов, из стран СНГ - 8,5 млрд. долларов. Поступление продукции из стран дальнего зарубежья осталось на уровне соответствующего периода прошлого года, что отчасти отразило переориентацию на закупки некоторых товаров в этих странах, в частности животноводческой продукции, в отличие от прошлого года, когда они импортировались из СНГ. В то же время сокращение стоимости товаров, ввозимых из стран СНГ, составило 20 процентов. Это, в конечном счете, и определило динамику импорта в целом.

Снижение импорта товаров происходило под воздействием целого ряда факторов.

Понижение темпов инфляции на фоне высокой насыщенности внутреннего рынка потребительскими товарами способствовало заметному снижению спроса населения на импортные, в первую очередь непродовольственные товары. Объемы продаж непродовольственных товаров на внутреннем рынке в I полугодии текущего года сократились на 2 процента. Наряду с этим из-за нехватки финансовых ресурсов сектор нефинансовых предприятий сократил спрос на инвестиционные товары.

Оживление отечественного производства промышленной продукции и параллельное сокращение экспорта отдельных товаров привело к снижению зависимости внутреннего рынка от импорта и уменьшению объемов последнего по таким позициям, как кондитерские изделия, сахар, безалкогольные напитки.

Усиление регулирования импортных операций и государственные меры, направленные на защиту отечественных товаропроизводителей и замещение импорта, а также введение адекватных партнерским налоговых условий оказали существенное влияние на сокращение импортных поставок отдельных товаров. Наиболее ярко это проявилось во внешнеторговых отношениях с Украиной: зарегистрированный ГТК России импорт товаров из этой страны, облагаемый 20% НДС в I полугодии текущего года в отличие от сопоставимого периода 1996 года, сократился на 1,7 млрд. долларов, что составляет 80% общего снижения импорта России.

Мероприятия, проводимые с целью укрепления налоговой дисциплины во внешнеторговой сфере, очевидно, сказались и на ограничении деятельности незаконопослушных экономических агентов.

Результатом этих мер стало также сокращение нерегистрируемого ГТК России импорта, поступающего на территорию страны. Нерегистрируемый таможенными органами ввоз (включая операции физических лиц), по оценкам Банка России, снизился к уровню января-июня 1996 года на 2%, тогда как его прирост в I полугодии 1996 года составлял 73 процента.

Имело место снижение на 14% размеров нерегистрируемого импорта из стран СНГ, в частности за счет нерегулярных и менее организованных товарных потоков. В то же время, по оценкам туристических фирм, осуществляющих шоп-туры в страны дальнего зарубежья, в текущем году выросла "удельная товарная нагрузка" на одного выезжающего. Таможенные службы страны констатируют появление сложных способов ухода от налогообложения и укрупнение партий товаров, попадающих на территорию страны в обход установленного налогового режима.

Стоимость нерегистрируемого импорта составила в I полугодии 1997 года порядка 9,4 млрд. долларов, или 30% общего объема импорта. В импорте из стран дальнего зарубежья такие товары занимали 33%, из стран СНГ - 23 процента.

Перечень крупнейших экономических партнеров, с территории которых товары поступают в Россию, практически не претерпел изменений. Наиболее крупными официальными поставщиками продукции в нашу страну, по данным ГТК, в отчетном периоде были Германия (12% российского импорта), Украина (9%), Белоруссия (8%) и США (7%).

Отрицательное сальдо баланса услуг составило 2,2 млрд. долларов против 3,0 млрд. долларов в I полугодии 1996 года. Таким образом, дефицит по этой статье текущего счета снизился более чем на четверть. Экспорт услуг уменьшился на 2%, импорт - на 10 процентов.

Динамика услуг в целом сложилась под воздействием изменения экспорта и импорта по статьям "Поездки" и "Транспорт", составлявших в российском внешнем обороте услуг примерно три четверти.

В отчетном периоде предоставленные иностранцам услуги, связанные с туризмом, частными и деловыми поездками, сократились на 4%, при этом экспорт услуг туризма в дальнее зарубежье превышал аналогичный уровень I полугодия 1996 года на 4 процента. Гражданам СНГ было предоставлено услуг по поездкам на 19% меньше, что и обусловило общее сокращение экспорта по этой статье. В настоящее время, по мнению ряда отечественных туристических агентств, услуги организованного туризма из-за высоких цен малодоступны для широких слоев населения стран СНГ. Вместе с тем следует отметить, что Россия по-прежнему представляет собой центр экономических интересов для резидентов некоторых государств СНГ, чьи экономики еще не вошли в фазу подъема: численность въезжавших в Россию резидентов, например Украины, увеличилась к январю-июню 1996 года на 27 процентов. Однако, пребывая в России, эта категория нерезидентов, как правило, несет незначительные расходы на питание и проживание.

Свыше четверти объема оказанных нерезидентам услуг приходилось на отрасли транспорта. Сокращение стоимости экспорта транспортных услуг в страны дальнего зарубежья составило 3%, в страны СНГ - 6 процентов. Решающим образом здесь сказалось снижение на 10% услуг водного транспорта.

Невысокий объем экспорта услуг свидетельствует, по-видимому, об их недостаточной конкурентоспособности на внешнем рынке. Так, транспортные услуги, которые Россия оказывает нерезидентам, по объему примерно равны экспорту аналогичных услуг, предоставленных Египтом или Австрией. В нашей стране на 1 доллар произведенных товаров приходилось в I полугодии 1997 года 1,3 доллара созданных услуг, в то время как в расчете на 1 доллар товарного экспорта было оказано услуг нерезидентам лишь на 0,13 доллара.

В импорте услуг 53% приходилось на оплату пребывания российских граждан за рубежом. В текущем году наблюдается дальнейшее сокращение официально зарегистрированной численности выезжавших россиян, в первую очередь в страны СНГ. Уменьшилось количество участников шоп-туров в страны дальнего зарубежья. В результате снижение импорта услуг по статье "Поездки" составило по сравнению с I полугодием предыдущего года 11 процентов, в том числе из стран дальнего зарубежья -9%, из стран СНГ - 18 процентов.

Импорт услуг транспорта вырос на 6% , в том числе из стран дальнего зарубежья на 15 процентов. Таким образом, не удалось преодолеть сложившуюся в предыдущие годы тенденцию вытеснения отечественных транспортных организаций с рынка международных перевозок. Импорт услуг транспорта стран СНГ сократился на 12%, что связано со снижением объемов внешней торговли и пассажирских перевозок туристов.

Баланс товаров и услуг в I полугодии 1997 года сложился с положительным сальдо в размере 7,7 млрд. долларов против 6,5 млрд. долларов в январе-июне 1996 года. Экспорт товаров и услуг составил 47,0 млрд. долларов при 48,9 млрд. долларов в сопоставимом периоде, импорт равнялся соответственно 39,3 млрд. долларов против 42,4 млрд. долларов.

Доля чистого экспорта товаров и услуг в ВВП в I полугодии 1997 года оценивается в 3,6%, против 3,2% в соответствующем периоде 1996 года.

Отрицательное сальдо баланса доходов от инвестиций и оплаты труда составило 2,7 млрд. долларов, в том числе оплата труда нерезидентов превышала соответствующие выплаты россиянам за рубежом почти на 0,2 млрд. долларов, а доходы от инвестиций к выплате нашей страной нерезидентам на 2,5 млрд. долларов превышали аналогичные поступления из-за рубежа.

Указанный высокий уровень отрицательного сальдо доходов от инвестиций для России зафиксирован впервые. Его величину определяло снижение на 11% сумм поступающих доходов на фоне резко возросших (на 30%) платежей страны.

График инвестиционных доходов за январь-июнь 1997 года предусматривал получение Россией средств в сумме 3 млрд. долларов. Подавляющая величина инвестиционных доходов к получению, как и в прежние годы, приходится на обслуживание государственного долга, предоставленного бывшему СССР.

Суммы доходов к выплате, в соответствии с условиями кредитных соглашений характеризующие текущую стоимость обслуживания внешнего долга экономики в целом, сложились на уровне 5,5 млрд. долларов против 4,2 млрд. долларов в сопоставимом периоде 1996 года. Такое увеличение было связано с фактической выплатой доходов по государственным ценным бумагам, в первую очередь по ГКО- ОФЗ на сумму 1,1 млрд. долларов. Платежи процентов по привлеченным кредитам (учтенные в текущем счете платежного баланса в соответствии с графиком их начислений), оставаясь наиболее значимой позицией в платежах за использование иностранного капитала, соответствовали уровню I полугодия 1996 года.

Отношение размера процентных платежей всеми секторами экономики к ВВП (в текущих ценах) выросло с 2% в I полугодии 1996 года до 2,5% в отчетном периоде. Для сравнения отметим, что примерно такую же "долговую нагрузку" имели в 1995 году Чехия и Польша.

Учтенный размер оплаты труда нерезидентов, временно занятых в экономике нашей страны, составил в I полугодии 1997 года 0,3 млрд. долларов и был на уровне соответствующего периода прошлого года. Свыше 60% этих средств было выплачено гражданам стран СНГ. Заметно возросли доходы резидентов, трудоустроенных за рубежом, однако общая величина оплаты их труда составила лишь 0,1 млрд. долларов.

По текущим трансфертам размеры поступлений гуманитарной и технической помощи от иностранных государств уменьшились на треть. Сокращение объемов полученной безвозмездной помощи наблюдалось и в предыдущем году, и, таким образом, значимость этой позиции для платежного баланса страны постепенно снижается.


Счет операций с капиталом.

Сальдо операций, связанных с некомпенсированным обменом экономическими ценностями с нерезидентами и классифицируемых платежным балансом как капитальные трансферты, сложилось отрицательным в размере 0,2 млрд. долларов. В I полугодии 1996 года соответствующий показатель составил 0,3 млрд. долларов.

Главным образом речь идет о трансфертах мигрантов, отражающих суммарную стоимостную оценку потоков имущества, финансовых активов и обязательств, сопровождающих перемещение мигрантов в нашу страну и из нее.

В целом стоимостная оценка вывезенных из России в I полугодии 1997 года эмигрантами ресурсов (1,4 млрд. долларов) превышает оценку соответствующих средств, ввезенных в Россию (1,1 млрд. долларов).

Необходимо отметить, что наиболее значимыми продолжают оставаться миграционные потоки между Россией и странами СНГ.

В I полугодии 1997 года практически завершилась программа помощи правительства Германии по финансированию жилищного строительства, также классифицируемая в платежном балансе как капитальный трансферт. В стоимостном выражении средства, поступившие по этой линии, оценивались менее чем в 0,1 млрд. долларов.


Финансовый счет.

Анализ сложившейся в I полугодии 1997 года ситуации на российском финансовом рынке показывает, что для нерезидентов она продолжает характеризоваться высокими реальными процентными ставками на фоне дальнейшей либерализации доступа иностранного капитала на рынок государственных ценных бумаг и существенно снизившихся за последнее время инвестиционных рисков (как политического, так и экономического характера). Результатом стал дополнительный приток средств нерезидентов в различных формах: участие на рынке государственных и корпоративных ценных бумаг, предоставление кредитов коммерческим банкам и нефинансовым предприятиям и т.д. Таким образом, в январе-июне 1997 года продолжился рост иностранных инвестиций в экономику России. По сравнению с аналогичным периодом 1996 года иностранные инвестиции во всех формах (прямые, портфельные, прочие инвестиции) увеличились более чем в два раза - с 11,6 до 23,6 млрд. долларов. Примечательным является резкое увеличение притока инвестиций в наиболее эффективной с точки зрения стимулирования экономического роста форме - прямых иностранных инвестиций.

            Масштабный приток иностранного капитала в экономику России нашел свое отражение в финансовом счете платежного баланса. В аналитическом представлении, где изменение валютных резервов органов денежно-кредитного регулирования показано отдельно, положительное сальдо финансового счета в 9,0 млрд. долларов свидетельствует о превышении в отчетном периоде иностранных инвестиций в экономику России над инвестициями резидентов за рубеж.

            В целом отмечен рост доли прямых и особенно портфельных инвестиций нерезидентов при существенном снижении значения прочих инвестиций, представленных главным образом иностранными кредитами. Причем в структуре иностранных кредитов необходимо отметить рост ссуд и займов, предоставленных сектору нефинансовых предприятий, и сокращение государственных внешних заимствований в этой форме.

Несмотря на то, что основной формой увеличения иностранных требований резидентов выступили, как и в I полугодии 1996 года, прочие инвестиции преимущественно сектора нефинансовых предприятий, необходимо особо отметить произошедшее в январе-июне 1997 года существенное увеличение резервных активов органов денежно-кредитного регулирования (в соответствующем периоде прошлого года отмечалось их уменьшение), а также рост активов сектора нефинансовых предприятий в форме прямых инвестиций.

            Прямые иностранные инвестиции в экономику страны в I полугодии 1997 года увеличились по сравнению с соответствующим периодом 1996 года в четыре раза и составили 2,8 млрд. долларов. Нерезиденты вкладывали средства прежде всего в предприятия топливно-энергетического комплекса, лесную и деревообрабатывающую промышленность, а также в отрасли, относящиеся к сфере обращения и обеспечивающие быструю капиталоотдачу: общественное питание и торговлю.

            Динамика прямых иностранных инвестиций за последние 4 года характеризует постоянный рост доверия к России со стороны иностранных партнеров (см. диаграмму ниже).

Приток прямых иностранных инвестиций в определенной степени восполняет недостаток внутренних капиталовложений. По данным Госкомстата России, в I полугодии 1997 года продолжался инвестиционный кризис: общие инвестиции в основной капитал снизились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 8,5 процента.

            Зарегистрированный размер прямых инвестиций резидентов России за рубеж существенно вырос и составил в I полугодии 1997 года около 1 млрд. долларов.

Российские предприятия топливно-энергетического комплекса осуществляли масштабные капиталовложения, связанные со строительством газо- и нефтепроводов за рубежом, а также инвестировали в совместные производства по добыче минеральных ресурсов, главным образом нефти и газа. Тем не менее, несмотря на внушительные цифры, по мнению экспертов Банка России, по этой статье возможен недоучет.

            Отчетный период характеризовался существенным увеличением (на 13,0 млрд. долларов) иностранных обязательств резидентов России по портфельным инвестициям, что было вызвано прежде всего дополнительным притоком иностранного капитала на рынок ГКО-ОФЗ. В целом за I полугодие 1997 года чистые поступления инвестиций на указанный рынок составили 8,2 млрд. долларов. Таким образом, произошло увеличение, особенно во II квартале, интенсивности поступлений средств нерезидентов, что привело к росту в рассматриваемом периоде доли иностранного участия на рынке ГКО-ОФЗ до 30 процентов (по состоянию на 1 января 1997 года эта доля составляла порядка 16 процентов).

Активное участие нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ способствовало снижению процентных ставок по обслуживанию государственного внутреннего долга - за I полугодие 1997 года доходность ГКО снизилась в 1,5 раза.

Как известно, на протяжении 1995-1996 гг. нерезиденты не только непосредственно влияли на рынок государственных ценных бумаг через проведение операций с использованием предназначенных для этого рублевых счетов типа "С", но также оказывали и косвенное воздействие, предоставляя банкам и инвестиционным компаниям заемные средства в СКВ под операции с ГКО- ОФЗ. Продолжавшаяся в I полугодии 1997 года либерализация доступа иностранного капитала на рынок государственных ценных бумаг через механизм счетов типа "С" привела к тому, что риск "косвенных" вложений стал экономически не оправданным, и можно сказать, что в рассматриваемом периоде нерезиденты уже полностью переориентировались на стандартный механизм инвестирования, т.е. осуществляли инвестиции на рынок ГКО-ОФЗ, используя только официальный механизм.

            На динамику портфельных инвестиций в I полугодии 1997 года повлиял также выход Правительства России и местных органов власти на рынок еврооблигаций. Министерство финансов Российской Федерации осуществило в отчетном периоде два займа в этой форме: в марте (условия выпуска еврооблигаций: номинал - 2 млрд. нем. марок, облигации выпущены на семь лет, ставка купона - 9 процентов) и в июне 1997 года (условия: номинал - 2 млрд. долл. США, срок - 10 лет, ставка купона - 10 процентов).

Впервые в отчетном периоде со своими ценными бумагами на международный рынок капиталов вышли российские регионы. В мае 1997 года Москва разместила трехлетние еврооблигации на сумму 500 млн. долларов (ставка купона 9,5%), а в июне 1997 года Санкт-Петербург привлек, также используя евро-облигационный механизм, 300 млн. долларов на 5 лет (ставка купона - 9,5%).

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ