Платежный баланс страны, его роль и назначение
Таким
образом, общая сумма, полученная федеральными и местными органами власти России
от выпуска еврооблигаций, составила в январе-июне 1997 года около 4 млрд.
долларов.
Нерезиденты
активно инвестировали и в облигации государственного внутреннего валютного
займа (ОГВВЗ) - в I полугодии 1997 года чистый объем инвестиций составил около
0,4 млрд. долларов. По состоянию на 1 июля 1997 года доля иностранных
участников на данном рынке составила около 43 процентов.
Необходимо
особо отметить рост иностранного участия на рынке российских корпоративных
ценных бумаг. Стремительное увеличение в 1997 году индексов, характеризующих
курсовую стоимость акций крупнейших российских корпораций (например, индекс РТС
вырос за I полугодие 1997 года более чем в 2 раза: с 200,5 до 418,6 пункта),
невозможно объяснить только активизацией российских участников рынка.
Кроме
того, по состоянию на 1 июля 1997 года уже более десяти российских корпораций и
несколько крупных коммерческих банков используют для привлечения иностранных
инвестиций такой финансовый инструмент, как выпуск депозитарных расписок на
свои акции (в основном это так называемые американские депозитарные расписки -
ADR's).
В
целом за I полугодие 1997 года зарегистрированный официальной статистикой
прирост обязательств по портфельным инвестициям сектора нефинансовых
предприятий составил более 0,4 млрд. долларов. Для сравнения, в соответствующем
периоде 1996 года аналогичный показатель не достигал 0,1 млрд. долларов.
Однако, по мнению экспертов Банка России, представленные данные не в полном
объеме учитывают операции нерезидентов с российскими корпоративными ценными
бумагами на вторичном рынке.
Суммарная
величина отраженных в платежном балансе прямых и портфельных иностранных
инвестиций в экономику России в отчетном периоде составила 15,8 млрд. долларов,
т.е. около 7,4 % к ВВП страны (в соответствующем периоде 1996 года - 2,7 млрд.
долларов, или около 1,3% к ВВП), что свидетельствует о существенном росте влияния
иностранного капитала на макроэкономическую ситуацию в России. Согласно
методологии платежного баланса к "прочим инвестициям" относятся
операции со следующими основными финансовыми инструментами: наличная валюта,
текущие счета и депозиты, торговые кредиты и авансы, ссуды и займы,
просроченная задолженность.
Сложившееся
по этой статье отрицательное сальдо -6,2 млрд. долларов свидетельствует о
происходившем в I полугодии 1997 года чистом приросте иностранных активов
резидентов в указанной форме.
Прирост
наличной иностранной валюты в небанковском секторе экономики в I полугодии 1997
года составил 3,7 млрд. долларов.
Можно
говорить о некотором снижении спроса резидентов на наличную СКВ по сравнению с
уровнем II полугодия 1996 года (порядка 0,6 млрд. долларов в месяц в 1997 году
против 0,9 млрд. долларов в июле-декабре 1996 года). В I полугодии 1997 года
доля покупки иностранной валюты в структуре использования денежных доходов
населения несколько снизилась - с 23,6 процента в январе до 19,5 процента в
июне. Тем не менее очевидно, что население России продолжает использовать
наличную СКВ в качестве одного из инструментов сбережения.
В
январе-марте текущего года этому в определенной степени способствовали обычные
для начала года дополнительные наличные денежные выплаты населению, а во II
квартале - происходившее погашение долгов государства по заработной плате и
пенсиям. Кроме того, вслед за общим снижением процентных ставок на российском
финансовом рынке произошло резкое снижение ставок по вкладам в Сбербанке России,
аккумулирующем более 70 процентов вкладов граждан в коммерческих банках. По
популярным у населения рублевым вкладам до востребования с ежемесячным
начислением процентов ставки снизились с 34,5 % до 18,2 % годовых.
Кроме
того, дополнительный спрос на наличную СКВ предъявлял "теневой"
сектор экономики, использующий наличные доллары в качестве средства обращения.
Темпы прироста наличной иностранной валюты в небанковском секторе и депозитов
резидентов в иностранной валюте в коммерческих банках отставали в I полугодии
1997 года от темпов прироста денежной массы (показатель M2) в стране, что может
также служить подтверждением некоторого снижения интереса резидентов России к
использованию иностранной валюты в качестве замещения рубля.
Изменения,
произошедшие в отчетном году по статье "текущие счета и депозиты",
определялись в основном операциями коммерческих банков России. Уменьшение их
иностранных активов в этой форме составило 0,4 млрд. долларов (в I полугодии
1996 года иностранные активы коммерческих банков, наоборот, увеличились на 0,1
млрд. долларов). При этом необходимо отметить, что динамика иностранных активов
коммерческих банков в этой форме носила разнонаправленный характер. В I
квартале 1997 года наблюдалось их заметное снижение (-1,4 млрд. долларов), а во
II квартале - прирост (1 млрд. долларов), что явилось естественным итогом
значительного увеличения привлеченных экономикой России средств нерезидентов.
Рост
пассивов сектора коммерческих банков в данной форме составил в отчетном периоде
1,5 млрд. долларов (в I полугодии 1996 года соответствующий показатель составил
всего 0,2 млрд. долларов). Одной из причин роста иностранных обязательств
российских банков именно в форме текущих счетов и депозитов стало то, что
российские коммерческие банки подчас проводили по балансам и отражали в
отчетности полученные синдицированные кредиты как депозиты.
Уменьшение
обязательств сектора государственного управления на 8 млрд. долларов в I
квартале 1997 года, также отраженное по статье "текущие счета и
депозиты", явилось результатом урегулирования задолженности России перед
Польшей, существовавшей в виде отрицательного сальдо по клиринговому счету.
По
статье "торговые кредиты и авансы", отнесенной к активам по прочим
инвестициям, отрицательное сальдо составило 4,8 млрд. долларов, что означает
увеличение иностранных нетто-активов резидентов по экспортным операциям. Иными
словами, итоги отчетного полугодия показали, что примерно 12% экспортных
поставок осуществлялось на условиях рассрочки платежа, превышающей рамки полугодия.
Решающую
роль в операциях между резидентами и нерезидентами, которые относятся в
платежном балансе к разделу "ссуды и займы", по-прежнему играет
деятельность Правительства России по управлению государственным внешним долгом
и государственными внешними активами.
По
предоставленным государственным кредитам нерезидентами было погашено всего
около 0,5 млрд. долларов из подлежащих к выплате по графику 10,8 млрд. долларов
(общая сумма погашенных основного долга и процентов без учета взаимозачета
финансовых требований между Россией и Польшей). При этом государства - бывшие
республики СССР в счет погашения задолженности перед Россией фактически
перечислили в I полугодии 1997 года около 0,2 млрд. долларов. В этой связи
необходимо упомянуть, что, начиная с 1996 года, учитывая практическую
неспособность государств СНГ осуществлять выплаты на
условиях
кредитных соглашений 1993-1994 годов, Россией были подписаны соглашения о
реструктуризации этой задолженности с большинством стран СНГ. Перенос
задолженности в соответствии с новыми соглашениями нашел свое отражение в
платежном балансе за I полугодие 1997 года.
В
отчетном периоде Россия предоставила иностранным государствам кредитов на сумму
менее 0,1 млрд. долларов.
По
привлеченным государственным кредитам в I полугодии 1997 года Россией было
фактически погашено около 2,9 млрд. долларов из подлежащих погашению 6,4 млрд.
долларов (сумма основного долга и процентов). Наличие просроченных платежей по
внешнему долгу объясняется главным образом тем, что окончательное соглашение
между Россией и Лондонским клубом по долгам бывшего СССР в I полугодии еще не
было подписано.
За
отчетный период сектором государственного управления было использовано кредитов
на сумму 3,2 млрд. долларов. Основными кредиторами России выступали международные
финансовые организации - Международный валютный фонд (МВФ) и Мировой банк (по
их линии привлечено 2,6 млрд. долларов). При этом отметим, что начинает
снижаться роль кредитов МВФ при одновременном усилении значения средств
Мирового банка. Последнее можно считать положительным моментом, поскольку займы
Мирового банка предоставляются обычно на более льготных условиях.
Мировой
банк предоставил России в I полугодии 1997 года два крупных займа: заем на
структурную перестройку экономики (использована полная сумма 0,6 млрд.
долларов) и поддержку реформ в социальном секторе (во II квартале использовано
0,3 млрд. долларов, в целом предполагается выделение по этой линии 0,8 млрд.
долларов). Для сравнения, за весь 1996 год Мировой банк предоставил России около
0,7 млрд. долларов.
По
двусторонним соглашениям в январе - июне 1997 года Россия получила порядка 0,6
млрд. долларов. В I полугодии 1996 года аналогичная сумма составила около 3,1
млрд. долларов.
В
целом можно констатировать, что происходит сокращение государственных
заимствований в виде кредитов и переориентация на прямой выход на международные
финансовые рынки.
Кроме
операций федеральных органов власти, впервые синдицированный кредит на сумму
0,2 млрд. долларов был получен в отчетном периоде Правительством г. Москвы
(кредит на 3 года, процентная ставка - libor + 3,5 %).
Что
касается операций коммерческих банков России с ссудами и займами, то необходимо
отметить, что в I полугодии 1997 года продолжался начавшийся еще в 1996 году
процесс присвоения крупнейшим российским коммерческим банкам международных
рейтингов. По состоянию на 1 июля 1997 года уже более 20 российских
коммерческих банков получили кредитные рейтинги специализированного банковского
агентства Thomson Bank Watch, а некоторые из них - и крупнейших мировых
рейтинговых агентств IBCA, Moody's.
В
итоге банки получили дополнительную возможность привлечения ресурсов мировых
финансовых рынков. Основной формой такого привлечения выступили кредиты.
Показатели риска вложений в банк, рассчитанные международными рейтинговыми
агентствами, прямо влияют на стоимость получаемых российскими банками кредитов:
средний уровень - libor + 4,5 процента.
Увеличение
задолженности сектора нефинансовых предприятий составило в январе - июне 1997
года почти 3,7 млрд. долларов. Крупнейшие российские предприятия активно
начинают напрямую привлекать средства нерезидентов для финансирования
инвестиционных проектов. Однако, кроме того, необходимо признать, что одной из
причин резкого роста объемов привлекаемых из-за рубежа средств во II квартале
было использование российскими предприятиями иностранных источников для
погашения задолженности перед федеральным бюджетом.
Усилившийся
в январе - июне 1997 года приток иностранного капитала на фоне сохраняющегося,
хотя и несколько сократившегося в I полугодии 1997 года положительного сальдо
по счету текущих операций привел к значительному превышению предложения
иностранной валюты на внутреннем валютном рынке над спросом.
Избыточное
предложение было "нейтрализовано" Банком России в рамках проводимой
им политики обменного курса - наклонного валютного коридора.
В
целом по состоянию на 1 июля 1997 года международные золотовалютные резервы
страны достигли рекордного уровня в 24,5 млрд. долларов. За I полугодие 1997
года они увеличились в результате операций, отражаемых в платежном балансе, на
9,5 млрд. долларов. При этом запасы монетарного золота увеличились
незначительно.
По
состоянию на конец I полугодия накопленный уровень золотовалютных резервов
позволял профинансировать 3,7-месячный импорт товаров и нефакторных услуг, при
общепринятом в мировой практике трехмесячном критерии достаточности
международных резервов.
В
заключение отметим, что в отчетном году отдельные секторы российской экономики
играли различную роль с точки зрения накопления иностранных активов и
обязательств.
3.
Проблемы и особенности платежного баланса
России.
В настоящее время
ответственность за составление платежного баланса России возложена на
Центральный банк РФ (Банк России) и Госкомстат РФ. Характер отчетности,
представляемой в Банк России, позволяет его специалистам сосредоточить усилия
на составлении финансового счета. В Госкомстате большое внимание уделяется
составлению счета текущих операций. В настоящее время на квартальной основе
составляют два платежных баланса — с дальним зарубежьем и ближним зарубежьем.
Хотя некоторые источники информации, необходимой для составления платежного
баланса, уже сформировались, основной проблемой остается несовершенство
информационной базы.
Недавно
начала формироваться таможенная статистика: таможенным
комитетом РФ был опубликован первый бюллетень, содержащий данные об экспортно-импортных
операциях за первый квартал 1994 г. Однако эти данные расходятся с
соответствующими данными из других источников, например, из отчетности,
представляемой в Госкомстат РФ. Причины таких расхождений пока никто не
выясняет. Кроме того, данные Таможенного комитета РФ не охватывают и не могут
охватить все экспортно-импортные операции.
Много
"белых пятен" в платежном балансе с ближним зарубежьем. Например,
практически нет достоверной информации об экспорте (импорте) услуг, прямых
инвестициях. Если совсем недавно клиринговые и расчетные операции российских
резидентов с партнерами ближнего зарубежья осуществлялись через центральные
банки стран, то в настоящее время их стали осуществлять коммерческие банки.
Пока еще не введена полноценная отчетность по таким операциям.
Отсутствуют
данные об оплате труда, выплаченной нерезидентам и полученной от них. Более того,
миграционные службы не располагают достоверной информацией даже о числе граждан
иностранных государств, временно находящихся на территории России, и их
трудоустройстве. По непроверенным данным, только в Москве число иностранных
граждан, которые должны классифицироваться как нерезиденты России, превышает
100000 человек. Численность сезонных иностранных рабочих в приграничных районах
тоже велика (например, в Приморском крае).
Нет
данных о нераспределенных прибылях совместных предприятий в России. Согласно методологии
платежного баланса считается, что часть таких прибылей, соответствующая доле,
принадлежащей прямому иностранному инвестору в общем объеме собственного
капитала предприятия, выплачивается иностранному инвестору, который сразу же ее
реинвестирует. Условные выплаты доходов классифицируются как доходы от
инвестиций и отражаются в счете текущих операций, в то время как их
реинвестирование отражается в финансовом счете по статье "Прямые
инвестиции".
Отсутствует
информация и о нераспределенных прибылях иностранных предприятий, в которые
российские резиденты осуществили прямые инвестиции. Эти обстоятельства приводят
к деформации структуры счета текущих операций в платежном балансе России.
К
сожалению, определение понятия резидентства в законодательстве России
расходится с определением, данным в Руководстве. В частности, в соответствии с
нашим законодательством, филиалы и представительства российских предприятий и
банков, расположенные на территории других стран и действующие там более года,
рассматриваются как резиденты России. Аналогично филиалы и представительства
иностранных компаний и банков считаются нерезидентами России. В Руководстве
используется прямо противоположная трактовка. Более того, определение понятия
резидентства, приведенное в законодательстве России, сформулировано нечетко и
не дает возможности отчитывающимся единицам однозначно применять его.
Серьезной
проблемой остается несовершенство плана бухгалтерских счетов. Используемый в
настоящее время план не позволяет отделять операции с нерезидентами от операций
с резидентами, не дает основы для четкой классификации активов и пассивов по
виду финансового инструмента. Это существенно затрудняет составление отчетности
об иностранных активах и пассивах коммерческих банков. Пока не определена стандартная
форма отчетности о финансовых взаимоотношениях с нерезидентами для единиц
сектора нефинансовых предприятий. Очень трудно отслеживать движение наличной
иностранной валюты по секторам российской экономики, особенно в секторе
домашних хозяйств. Очевидно, данные о приросте наличной валюты на руках у
населения позволили бы уменьшить чистые ошибки и пропуски.
Особенности платежного баланса России.
В странах с
закрытой экономикой ПБ рассматривается как категория с двойным «сс», то есть
совершенно секретно. В частности, в СССР сведения о ПБ были опубликованы в
последний раз в 1936 году и то не по всем статьям и вплоть до 1991 года
фактически оставались тайной за семью печатями. После распада Советского Союза
первый российский ПБ был опубликован в 1993 году за 1992 год и до настоящего
времени публикуется в мае-июне каждого текущего года за предыдущий год.
Впервые ПБ для СССР
и России был рассчитан за 1990 и 1991г.г. с выделением трех групп стран, с
которыми СССР имел различные системы расчетов- в переводном рубле (со странами
СЭВ), в свободно конвертируемой валюте и путем валютного клиринга.
Особенность
составления ПБ РФ состоит в том, что за 1992, 1993 и 1994 годы его
разработчиками являлись лишь Центральный банк России и Госкомстат РФ. При этом
в баланс за указанные годы не вошли операции с нерезидентами из стран-республик
бывшего Советского Союза, а сам ПБ составлялся в разрезе сокращенной
номенклатуры показателей, что во всей совокупности не позволяло глубоко
анализировать сложившуюся систему внешнеэкономических связей страны.
Отдельно за 1994
год дано впервые аналитическое представление ПБ страны.
По мере включения
России в мирохозяйственные связи, открытости ее
экономики, неизбежным и закономерным
становится и насыщенность нейтрального представления ПБ страны через механизм
основных агрегатов. Особенно показательным является градация нейтрального
представления ПБ страны по кварталам. До 1995 года, то есть за 1992, 1993 и
1994 года, данные касались лишь годового результата. С 1997 года обобщенные
характеристики ПБ России нашли свое продолжение в аналитическом представлении в
детализированных компонентах, которые в совокупности с нейтральным
представлением получили название консолидированного ПБ.
Особенностью ПБ за 1996г. является
перелом в динамике экспортно-импортных операций, выразившийся во втором
полугодии в опережающем росте экспорта по сравнению с увеличением импортных
поставок. Характерной особенностью ПБ России явилось увеличение притока
иностранных инвестиций в страну. Анализ ПБ России показал, что в последние годы
идет явная «утечка» валюты из России. Следовательно, необходимо принять ряд
действенных мер по прекращению «утечки» валюты.
Отличительной особенностью России
от других стран с транзитивной экономикой является ее огромный ресурсный
потенциал, который позволяет поддерживать активным текущий ПБ, главным образом
за счет положительного торгового баланса. Для России более актуальным является
финансирование дефицита счета движения капитал платежного баланса, нежели
текущего платежного баланса. Однако, это нельзя назвать плюсом для экономики,
так как положительное сальдо счета текущих операций является отражением низкой
инвестиционной привлекательности России. Отсутствие взаимосвязи между крупными
положительными сальдо ПБ России по текущим операциям и снижением валютного
курса рубля- все это отражает особый статус рубля как замкнутой валюты имеющей
хождение только в пределах России. Текущий ПБ России в разрезе
сбережения-инвестиции при положительном сальдо является следствием чрезвычайно
низкого уровня внутренних инвестиций, а не высоких национальных сбережений,
хотя бы вследствие огромного и хронического бюджетного дефицита.
Особенностью экономики России
является то, что в отличие от стран восточной Европы, Россия позднее вступила в
процесс трансформации, а структурные формы проводятся медленнее или практически
не проводятся. ПБ России балансируется за счет просрочек, отсрочек, переносов
платежей по обслуживанию внешнего долга.
Одной из серьезных особенностей
является то, что до сих пор экономические взаимоотношения России с резидентами
новых суверенных государств, то есть с республиками бывшего Советского Союза
фактически считаются внутренним оборотом и, следовательно, выходят за рамки
собственного ПБ. Получается, что статистический учет межгосударственных
операций России охватывает только дальнее зарубежье. Это, естественно, не может
объективно отражать реально происходящие процессы и требует соответствующих
важных доработок. В противном случае ПБ России будет отражать ПБ РСФСР как
составной части бывшего СССР, а не ПБ России как нового государственного
образования.
Заключение
В заключении данной курсовой работы, подводя
итоги, следует отметить, что:
ü
Платежный баланс является одним из основных
инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования.
ü
Данные платежного баланса отражают, как в течение
отчетного периода развивалась торговля с другими странами, которая
непосредственно влияет на уровень производства, занятости и потребления,
сколько доходов было получено от нерезидентов и сколько было выплачено им. Эти
данные позволяют проследить, в какой форме происходило привлечение иностранных
инвестиций, своевременно ли осуществлялось погашение внешней задолженности
страны или имели место просрочки и ее реструктуризация, а также, как резиденты
инвестировали в экономику других стран, как центральный банк устранял платежные
дисбалансы, увеличивая или уменьшая размер своих резервов в иностранной валюте.
ü
Платежный баланс активно используется для
определения фискальной и монетарной политики, протекционистских мер, а также
при принятии решений по регулированию внутреннего валютного рынка и валютного
курса.
ü
На основании результатов платежного баланса
принимаются дальнейшие решения в области экономической политики страны. И во
избежание негативных последствий необходимо выбрать наиболее оптимальный
вариант схемы построения платежного баланса.
Список литературы.
1)
Большая Советская Энциклопедия. М., 1975г. Третье
издание. Т.20, с.1-604.
2)
Бывшев П.В. Методологические подходы к
регулированию платежного баланса в современных условиях. С.-Петербург, 1999г.,
с.1-23.
3)
Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной
экономике. Журнал. Мировая экономика и международные отношения. М., 1999г., №2,
с.1-128.
4)
Добрынин А.И. Экономическая теория. Питер, 1997г.,
с.1-480.
5)
Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. М.,
1998г., с.1-310.
6)
Калаев О.А. Платежный баланс и валютные курсы в
мировой экономике. М., 1997г., с.1-23.
7)
Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей.
М., 1992г., с.1-512.
8)
Платежный баланс. Библиотечка Российской газеты.
Выпуск№1, 1998г., с.1-240.
9)
Фишер С. Экономика. М., 1999г., с.1-829.
10) Цимайло А.В. Платежный баланс и валютный курс. М., 1991г., с.1-187.
Приложение
Платежный баланс Российской Федерации за
1994-1996 гг. и первое полугодие 1997 года (нейтральное представление).
Основные агрегаты в млн. долларов США
|