Прибыль предприятия и пути ее увеличения
Важным
фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является
изменение объема производства и реализации продукции. Падение объема
производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда
противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет
сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия
неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе
технического обновления и повышения эффективности производства.
Зависимость
величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо
пропорциональная. Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях
приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он
выше — тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной
продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой,
производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации
продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину,
и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие
может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной
сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции
может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный
рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей
прибыли. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие
меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и
в денежном выражении.
Размер
выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от
количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня
применяемых цен.
Свободные
цены в условиях их либерализации устанавливаются самими предприятиями в
зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения
аналогичной продукции другими производителями (за исключениями
предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется
государством). Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной
степени является фактором, зависящим от предприятия.
Для
принятия многих управленческих решений важно знать не только факторы, влияющие
на величину и структуру себестоимости, но и причины, определяющие изменение
рентабельности.
Подобный
анализ строится в соответствие с используемой на конкретном предприятии
системой показателей рентабельности. С учетом рассмотренных ранее групп
показателей, факторный анализ может строится следующим образом.
Рентабельность
продукции определяется за счет изменения цены продукции и ее себестоимости
(материальных затрат).
Пусть К0 и К1
— рентабельность продукции базисного и отчетного
периода соответственно. Тогда по определению:
K0=(N0-CT0) / N0.
K1=(N1-CT1) / N1.
DK=K1-K0.
где MP1,MP0
— прибыль от реализации отчетного и базисного периодов
соответственно;
N1,N0 —
реализация продукции (работ, услуг) соответственно;
CT0, CT1 — себестоимость
продукции (работ, услуг) соответственно;
DK —
изменение рентабельности за анализируемый период.
Влияние
фактора изменения цены на продукцию определяется расчетом (по методу цепных
подстановок):
DKN=(N1-CT0) / N1 - (N0-CT1) / N0.
Соответственно
влияние изменения себестоимости даст общее изменение рентабельности за период:
DKCT=(N1-CT1) / N1 - (N1-CT1) / N1.
Сумма
факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:
DK=DKN-DKCT.
Таким
образом, рентабельность продукции напрямую зависит от объема реализации, то
есть выручки и себестоимости продукции. Для роста рентабельности необходимо
выполнение одного из следующих условий: рост выручки при неизменно, либо
снижающейся себестоимости; снижение себестоимости при постоянном объеме
выручки; либо больший темп роста выручки по сравнению с темпом роста величины
себестоимости.
Рентабельность
производственных активов также легко моделируется по факторным зависимостям.
Например:
KП.К.=P/(F+E)=(P/BP)*(BP/(F+E))
где: KП.К — рентабельность
производственных активов;
P — чистая прибыль;
F — стоимость основных производственных фондов;
E
— средняя сумма оборотных средств;
BP — выручка
от реализации.
Эта
формула раскрывает связь между рентабельностью фондов KП.К ,
производственных активов (P/(F+E)),
рентабельностью реализации (P/BP), и
фондоотдачей (BP/(F+E)).
Экономический смысл заключается в том, что формула прямо показывает пути
повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к
ускорению оборота производственных активов (19, с. 52-55).
Необходимо
рассмотреть еще одну факторную модель рентабельности:
P/PK=(P/ BP)*( BP /TK)*(TK/PK)
где: PK —
собственный капитал;
TK
— совокупный капитал.
Как
видно, рентабельность собственного капитала (P/PK)
зависит от изменений уровня рентабельности продукции (P/BP),
скорости оборота совокупного капитала (BP /TK), и
соотношения собственного и заемного капитала. Из этой зависимости следует, что
при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при
увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала. Изучение
подобной зависимости имеет большую доказательную силу для оценки финансового
состояния предприятия, оценки степени результатов своей деятельности.
Однако
необходимо сделать следующую оговорку. При анализе факторов,
определяющих
уровень
рентабельности по элементам формул иногда искажается экономический смысл
явлений, так как сами по себе абсолютные величины не показывают эффективность
использования авансированных для производства средств. К примеру, любое
увеличение средней стоимости основных производственных средств вызовет снижение
уровня рентабельности. В действительности же технический прогресс
сопровождается, как правило, увеличением фондовооруженности работников и
величины ОПФ, что является главным двигателем повышения эффективности
производства, в том числе и рентабельности.
2. АНАЛИЗ
ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ (на примере ОАО «Тоцкий Хлебокомбинат»).
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ (на примере ОАО
«Тоцкий Хлебокомбинат»).
2.1 Организационно-экономическая характеристика.
|