|
|||||||||||
Аналогичным образом: дефицит текущего платежного баланса равен величине уменьшения чистых заграничных активов. Следовательно, если мы покупаем за границей больше товаров и услуг, чем продаем за пределы страны, то текущий баланс сводится с дефицитом. А дефицит текущего платежного баланса должен финансироваться, что означает сокращение наших чистых заграничных активов. В 1985 г. произошло важное изменение в состоянии чистых заграничных активов США, Незадолго до этого, а именно в 1981 г. Соединенные Штаты были чистым кредитором, чьи заграничные активы на 140 млрд. долл. превышали активы иностранцев в Соединенных Штатах. В 1985 г, впервые за последние 60 лет, Соединенные Штаты стали чистым должником. Теперь активы иностранцев в США превышают активы резидентов США за границей. Это изменение произошло из-за огромного дефицита текущего платежного баланса 1980-х годов, представленного на рисунке 2. Теперь Соединенные Штаты являются чистым должником, а вскоре будут самым большим чистым должником во всем мире. Быть чистым должником не означает быть банкротом. Соединенные Штаты имеют массу активов для продажи и еще долгие годы легко могут занимать у остального мира. Но поступая таким образом, они будут увеличивать долги будущих поколений, и в конце концов будущие поколения должны будут выплатить эти займы, а вдобавок и проценты по этим займам. В конечном счете текущий платежный баланс США должен быть сбалансирован[10]. Баланс движения капиталов Баланс движения капиталов является последним понятием, которое мы вводим, чтобы уяснить, что такое платежный баланс. В балансе движения капиталов отражаются все международные сделки с активами.
В балансе движения капиталов отражены доходы от торговли активами, например от продажи акций, облигаций, недвижимости и компаний иностранцам, и расходы, возникающие в результате наших покупок активов за границей: Точно так же как продажа товаров и услуг, продажа иностранных активов приводит к поступлениям иностранной валюты. Покупка заграничных активов, наоборот, представляет собой расход иностранной валюты. Таким образом, баланс движения капиталов показывает чистые поступления иностранной валюты от всех сделок с активами. Баланс движения капиталов подробно показывает, как меняются наши зарубежные активы. Если поступления от продажи активов остальному миру больше, чем наши расходы на покупку активов за границей, то баланс движения капиталов сводится с положительным сальдо. В этом случае капитал притекает в Соединенные Штаты, и мы говорим, что имеется чистый приток капитала. Наоборот, когда мы покупаем за границей больше активов, чем иностранцы покупают в Соединенных Штатах, имеет место чистый отток, или вывоз капитала, и баланс движения капиталов сводится с дефицитом. Определение положительного сальдо и дефицита. Существует простое правило, помогающее отличить положительное сальдо от дефицита в текущем платежном балансе и балансе движения капиталов. Когда соответствующие сделки ведут к чистым поступлениям иностранной валюты, то данный баланс сводится с положительным сальдо. Когда страна покупает за границей товаров больше, чем продает, например, когда люди тратят больше иностранной валюты, чем получают, то имеет место дефицит текущего платежного баланса. Когда продажи активов иностранцам и займы за границей в конечном счете превосходят закупки заграничных активов и выплаты кредитов, то страна приобретает иностранную валюту в результате чистого притока капитала и, следовательно, имеет место положительное сальдо баланса движения капиталов. Объединим теперь баланс по текущим операциям и баланс движения капиталов и посмотрим на платежный баланс в целом. Платежный баланс и вмешательство государстваСтрана в целом не может тратить на покупку иностранных товаров, услуг и активов больше, чем она получает от продажи своих товаров, услуг и активов. Если бы все международные сделки имели место только между частными лицами и фирмами и расходы страны по текущим операциям — на товары, услуги и трансферты — превосходили бы поступления по текущим операциям, то эта страна была бы вынуждена влезать в долги или распродавать активы, чтобы финансировать дефицит. Поэтому дефицит баланса по текущим операциям должен в точности соответствовать положительному сальдо баланса движения капиталов, чтобы поступления от всех сделок балансировали совокупные расходы. Однако в таком балансировании нет необходимости, если в работу валютных рынков вмешиваются центральные банки, покупая и продавая иностранную валюту. Валютные рынки — это рынки, на которых продается и покупается валюта различных стран. На валютном рынке фирмы США, нуждающиеся в приобретении иностранных денег для осуществления платежей за импорт товаров и услуг или для покупки заграничных активов, являются покупателями иностранных валют. Иностранные фирмы, которым нужно оплатить импорт из Соединенных Штатов или купить американские активы, предлагают для продажи свою валюту, чтобы купить необходимые им доллары для осуществления своих платежей. Обменный курс валюты — это цена единицы иностранной валюты в единицах национальной валюты. На валютном рынке обменный курс определяется спросом на соответствующую валюту и ее предложением. Центральные банки часто появляются на валютном рынке с целью повлиять на обменный курс. Например, в 1987 г. японский центральный банк — «Bank of Japan» — провел крупномасштабную интервенцию, покупая доллары и продавая иены. Покупая доллары, «Bank of Japan» пытался удержать цену доллара в иенах ниже, чем это было бы без его вмешательства. Другими словами, «Bank of Japan» попытался предотвратить рост обменного курса иены по отношению к доллару. Несмотря на покупку долларов этим банком, обменный курс иены в первой половине 1987 г. увеличился примерно с 0,625 до 0,714 цента за иену. Далее мы разберем, как интервенция центрального банка влияет на обменные курсы валют. Такие покупки и продажи являются операциями с официальными резервами — потому что, когда центральный банк проводит интервенцию на валютном рынке, он либо расходует, либо увеличивает свои валютные запасы, т.е. резервы иностранной валюты. Если центральный банк держит свои резервы в иностранной валюте, он может продать часть этих активов иностранцам в целях финансирования дефицита текущего баланса. В случае же сбалансированного баланса по текущим операциям продажи иностранной валюты центральным банком могут финансировать дефицит баланса движения капиталов; эти продажи обеспечиваются иностранной валютой, которая может быть использована для покупки иностранных активов или для оплаты внешней задолженности. Аналогично: если текущий баланс или баланс движения капиталов имеет положительное сальдо, центральный банк может купить иностранную валюту, увеличивая свои валютные резервы. Когда в итоге центральный банк увеличивает свои резервы иностранной валюты, мы говорим, что платежный баланс сводится с положительным сальдо. Вспомните, что всякий баланс, который дает прирост чистых поступлений иностранной валюты, имеет положительное сальдо. Если центральный банк закупает иностранную валюту, то должно быть положительное сальдо текущего платежного баланса, или баланса движения капиталов, или обоих балансов одновременно. Платежный баланс сводится с положительным сальдо, когда текущий платежный баланс в сумме с балансом движения капиталов показывает положительное сальдо, т.е. чистые поступления иностранной валюты являются положительными. Платежный баланс сводится с дефицитом, когда чистые поступления иностранной валюты по текущим операциям и балансу движения капиталов являются отрицательными. При дефиците платежного баланса центральный банк сокращает свои резервы иностранной валюты. Определение платежного баланса может быть записано в виде уравнения:
Следовательно, положительное сальдо платежного баланса равно сумме положительных сальдо текущего платежного баланса и баланса движения капиталов[11]. Поскольку итоговые поступления от иностранцев должны быть равны итоговым суммам, выплаченным иностранцам, мы видим, что любой дефицит или избыток частного сектора должен быть возмещен центральным банком. Итоговое положительное сальдо платежного баланса будет в точности равно чистым закупкам иностранной валюты центральным банком. И наоборот, дефицит платежного баланса в точности равен чистым продажам иностранной валюты центральным банком. Предположим, что страна имеет дефицит по текущим операциям, а центральный банк не проводит интервенции — возможно, потому, что у него нет иностранной валюты для продажи. Как следует из вышеприведенного уравнения, при левой его части, равной нулю, дефицит по текущим операциям должен быть равен положительному сальдо баланса движения капиталов. Это говорит о том, что при отсутствии государственной интервенции счета частного сектора должны быть сбалансированы. Любые платежи в иностранной валюте должны финансироваться за счет поступлений от продажи товаров и услуг, трансфертов, продажи заграничных активов или оплаты займов за границей. Частные предприниматели и фирмы, вместе взятые, находятся точно в таком же положении, как и каждый человек, который может тратить больше суммы, которую составляют его доходы и трансферты (подарки), если будет брать в долг или уменьшать свои активы. Если никто не будет давать взаймы, человек или страна не будут в состоянии тратить столько, сколько хотят, и обязательно должны будут выровнять свои доходы и расходы. Каков механизм установления равновесия, который гарантирует равенство итоговых поступлений иностранной валюты частного сектора его итоговым платежам в иностранной валюте иностранцам, в случае если центральный банк не осуществит интервенции? Ответ состоит в том, что для обеспечения равенства частных выплат частным поступлениям в иностранной валюте должен изменяться обменный курс валюты. Продавая свои резервы иностранной валюты, центральный банк может отсрочить такое выравнивание. Но поскольку его резервы иностранной валюты ограничены, он, естественно, не сможет постоянно откладывать коррекцию обменных курсов. Примеры платежных балансов В таблице 3 приводятся статьи платежных балансов четырех стран, занимающих различное положение в мировой экономике. В 1985 г. Соединенные Штаты имели крупный дефицит по текущим операциям. Приток частного капитала — положительное сальдо баланса движения капиталов — превышал этот дефицит. При наличии чистого притока иностранной валюты от частного сектора баланс достигался центральным банком (Федеральной резервной системой) за счет закупки иностранной валюты на 5 млрд. долл. Соответственно в 1985 г. Соединенные Штаты имели активное сальдо платежного баланса. В Японии крупный дефицит баланса движения капиталов полностью финансировался положительным сальдо по текущим операциям. В итоге японский центральный банк не прибегал к интервенциям. Таблица 3. Примеры платежных балансов | |||||||||||
|
США1985 г. |
Япония1985 г. |
Бразилия 1983 г. |
Мексика 1983 г. |
|||||||
Текущий баланс |
-118 |
49 |
-7 |
5 |
|||||||
Товары |
-124 |
56 |
6 |
14 |
|||||||
Услуги |
22 |
-5 |
-16 |
-9 |
|||||||
Трансферты |
-15 |
-2 |
0 |
0 |
|||||||
Движение капиталов* |
123 |
-49 |
7 |
-2 |
|||||||
Платежный баланс** |
5 |
0 |
0 |
3 |
|||||||
Итого |
0 |
0 |
0 |
0 |
* Включая статистические расхождения, которые возникают в результате неточного измерения международных потоков капитала.
** Положительное число показывает активное сальдо платежного баланса; отрицательное — дефицит платежного баланса.
Источник: IMF, International financial Statistics Yearbook, 1986.
Центральный банк Бразилии также не проводил интервенции; активное сальдо баланса движения капиталов (приток капитала) полностью финансировало дефицит текущего баланса. Мексика, как и Бразилия, экспортировала товаров больше, чем импортировала, но имела дефицит в торговле услугами. Однако активное сальдо текущего баланса Мексики было использовано для финансирования дефицита баланса движения капиталов (вывоз капитала) не полностью. В 1983 г. центральный банк Мексики увеличил свои валютные резервы на сумму 3 млрд. долл., что означает, что в 1983 г. Мексика имела активное сальдо платежного баланса.
Кризис платежного баланса
Проблемы торгового и платежного баланса могут возникать по нескольким причинам. Например, в результате иностранной конкуренции страна может потерять рынки для экспорта или ей придется увеличить ассигнования на импорт из-за резкого роста цен на импортируемые товары. При отсутствии регулирования страна и в том, и в другом случае будет иметь дефицит по текущим операциям, который ей придется финансировать.
В течение некоторого времени финансирование можно будет осуществлять посредством займов или распродажи активов (включая резервы иностранной валюты), но, в конечном счете, страна должна будет разрешить эту проблему. Как? Для отдельной личности, у которой постоянно сохраняется дефицит по текущим операциям, есть два выхода: либо получить более высокооплачиваемую работу, чтобы оплачивать свои расходы, либо сократить расходы. Более высокооплачиваемая работа обычно требует увеличения затрат труда — больших усилий или большей продолжительности. Исключением может быть только крупное везение: человек может получать более высокое жалованье за ту же работу. Что касается страны, то она может разрешить вышеназванные проблемы, продавая больше товаров и услуг. Этого можно добиться, прилагая больше усилий и производя больше продукции для продажи или сокращая расходы, чтобы оставалось больше средств для экспорта. Такие действия даются с трудом. Как и для отдельной личности, корректировка доходов и раходов с целью устранения дефицита по текущим операциям требует снижения уровня жизни в стране. По этой причине урегулирование проблем платежного баланса непопулярно с политической точки зрения и часто откладывается, после чего возникает кризис платежного баланса.
Кризис платежного баланса возникает в результате того, что страна в течение длительного времени откладывала урегулирование дефицита текущего платежного баланса и истощила резервы. Резервы иностранной валюты в центральном банке уменьшаются; иностранцы, особенно банки, не хотят предоставлять кредитов ни частным лицам, ни правительству, а других доступных источников финансирования нет. Когда развитие событий заходит в тупик, возникает необходимость в радикальных действиях.
Однако кризис платежного баланса может также возникнуть и в результате того, что люди теряют доверие к политике правительства и боятся, что валюта страны обесценится. Чтобы избежать потерь или получить прибыль, они спекулируют, продавая эти деньги и покупая иностранную валюту. Такое положение наблюдается в Мексике в течение нескольких последних лет. Каждый раз, когда поступают плохие вести о мексиканском бюджете или о ценах на нефть, а значит, об экспортных доходах (Мексика является крупным экспортером нефти), доверие к правительству падает и люди бросаются продавать мексиканские деньги. Это очень затрудняет действия центрального банка по защите обменного курса своей валюты, потому что теперь он должен не только финансировать дефицит текущего платежного баланса, но и продавать недостающие доллары мексиканцам, желающим перевести свои состояния из песо в доллары.
Обычно правительства относятся весьма настороженно к подобным переливам капитала и предпочитают запретить их совсем. Но поскольку контроль над ценами ведет к появлению дефицита и возникновению черных рынков, запрещение перелива капитала открывает черный рынок иностранной валюты. Поэтому такое запрещение не решает проблему доверия к правительству, оказывающую влияние на обменные курсы валют. Правильным шагом будет установление реалистичных обменных курсов валют. Однако установление «реалистичных» курсов зависит только от того, насколько пессимистично настроено общество в отношении правительственной политики, и от состояния текущего платежного баланса страны.
Мировой рынок ссудных капиталов
Мировой рынок ссудных капиталов выступает как совокупность спроса и предложения на ссудный капитал заемщиков и кредитов разных стран. Его функция заключается в аккумуляции и перераспределении финансовых ресурсов во всемирном масштабе. На этом рынке обращаются долговые обязательства, которые подтверждают право кредитора на взыскание долга с должника.
Долговые обязательства можно классифицировать исходя из степени их гарантированности, что, в свою очередь, связано с тем, кто является должником по данным обязательствам.
Государственный долг –долг, который приобретают правительство или автономные правительственные учреждения. Государственный долг возникает в результате получения кредитов от других правительств, центральных банков, правительственных и государственных учреждений. Государственным также долг, возникший в результате получения кредитов от международных организаций.
Гарантированный государством долг - долг частных фирм, платежи по которому гарантируются государством. Частный негарантированный долг –долг частных фирм, платежи по которому не гарантируются государством. Долг возникает в результате получения фирмами кредитов в иностранных банках, размещения фирмами корпоративных облигаций[12] на мировом рынке.
Первоначально ссудный капитал перемещался в пределах национальных границ, но по мере исторического развития и расширения международных экономических отношений происходило вовлечение стран в международные кредитные отношения и соединение обособленных национальных рынков ссудных капиталов.
Мировой рынок ссудных капиталов имеет особую институциональную структуру. Его основу образуют профессиональные посредники между заемщиками и кредиторами разных стран. В качестве таких посредников выступают транснациональные банки, финансовые компании, фондовые биржи и другие финансово - кредитные учреждения, действующие на международном уровне.
Мировой рынок капиталов имеет определенную географическую локализацию. Существует ряд международных финансовых центров, в которых сосредоточены многочисленные кредитно-финансовые учреждения, обслуживающие международное движение капиталов.
Для функционирования международного финансового центра необходимы высокий уровень экономического развития данной страны, ее активное участие в мировой торговле, наличие национального рынка капиталов и развитой банковской системы, либеральное валютное и налоговое законодательство, относительная политическая стабильность. В настоящее время к мировым финансовым центрам относятся Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Франкфурт - на - Майне, Токио, Сингапур, Гонконг и некоторые другие.
На мировых рынках капитала LDC[13] традиционно являются заемщиками. Расходы этих стран превосходят их доходы, или, в макроэкономических терминах, инвестиции в сумме с бюджетным дефицитом превосходят объем сбережений. При недостаточном уровне сбережений внутри страны экономическое развитие должно финансироваться за счет получения кредитов за рубежом.
Дефицит текущего платежного баланса и его финансирование
Напомним, что дефицит платежного баланса по текущим операциям равен величине превышения совокупных поступлений от экспорта (включая трансферты типа иностранной помощи) над расходами на импорт (точнее, их сальдо). Превышение доходов над расходами в свою очередь должно финансироваться за счет чистого притока капитала, который может принимать одну из следующих четырех форм.
¨ Прямые инвестиции, фирма в промышленно развитой стране может принять решение открыть завод в развивающейся стране и для этой цели ввезти в эту страну инвалюту. С помощью этих денег страна имеет возможность финансировать дефицит текущего платежного баланса.
¨ Долгосрочные вложения капитала. Иностранные инвесторы могут купить облигации, акции или другие активы в развивающейся стране. Доллары, вырученные от продажи этих долгосрочных активов, также могут использоваться для финансирования дефицита текущего платежного баланса.
¨ Международные займы. Страна может занять средства у иностранного правительства, МВФ, Мирового банка или у коммерческих банков. Долларовые поступления от этих кредитов также используются на финансирование превышения расходов над доходами.
¨ Использование резервов. Страна может расходовать некоторую долю своих резервов иностранной валюты. Эти резервы обычно хранятся центральным банком для того, чтобы с их помощью препятствовать колебаниям валютного курса, а также на случай возникновения критических ситуаций. Когда резервы страны уменьшаются, ее чистые иностранные активы сокращаются, т.е. при прочих равных условиях чистые иностранные пассивы данной страны увеличиваются.
В период 1978-1981 гг. масштабы заимствования LDC превосходили, дефицит текущего платежного баланса этих стран на 42%. Другими словами, посредством займов эти страны финансировали не только дефицит своих текущих платежных балансов, но и чистый отток частного капитала.
Таблица 4. Ключевые макроэкономические переменные мировой экономики
Года
Процентная ставка
Темп инфляции
Темпы экономического роста в странах – членах ОЭСР
Промышленные товары
Сырьевые товары
1970-1973
7,6
12,4
14,4
5,9
1980-1982
14,7
-2,4
-13,3
0,9
Источник: International financial Statistics.
Использование значительной доли внешних займов на цели, отличные от производственного инвестирования, является важной составной частью кризиса задолженности 1982 г.[14]
Кризис задолженности 1982 года
В августе 1982 г. Мексика заявила, что она не в состоянии обслуживать свой внешний долг (т.е. выплачивать проценты и возвращать долги, по которым наступил срок погашения) в соответствии с подписанными соглашениями. Вскоре большинство стран Латинской Америки, Азии и Африки последовали примеру Мексики и попросили пересмотреть график выплаты (реструктуризации) своих долгов.
При реструктуризации долга условия его предоставления (процент, сумма, сроки начала возврата) пересматриваются. Реструктуризация имеет место в том случае, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями.
Трудности с выплатой долга, подобные тем, с которыми столкнулась Мексика, с определенной периодичностью возникают в ситуациях, когда в результате ошибок в управлении или потрясений внешнего происхождения, например вследствие падения экспортных доходов, отдельные страны не могут платить по своим векселям. Но чтобы сразу много стран одновременно испытывали трудности с обслуживанием своего долга, — такое случается весьма редко.
Происхождение кризиса. Кризис задолженности разразился по трем причинам. Во-первых, страны-должники плохо управляли своей экономикой. Детали и причины этого различны, однако общей практикой были бюджетный дефицит и завышенный курс национальной валюты. Страны-должники устанавливали курсы своих валют на столь высоком уровне, что спекуляция на грядущей девальвации валюты стала массовым явлением. В некоторых странах эта спекуляция приняла форму резко возросшего импорта, закупки за рубежом осуществлялись по заниженному обменному курсу. В других странах она приняла форму бегства капитала, при котором граждане LDC закупали иностранные активы, например банковские депозиты в Нью-Йорке или недвижимость в Майами. Масштабы этого бегства были колоссальны. По некоторым оценкам, бегство капитала из Латинской Америки в конце 70-х годов достигло 100 млрд. долл.
Второй причиной кризиса задолженности было опрометчивое предоставление кредитов коммерческими банками. В случае предъявления требований на новые займы коммерческие банки не задавали много вопросов. Они просто кредитовали, не обращая внимания на ненормальные масштабы увеличения долга. А ведь без этих кредитов страны-должники не смогли бы продолжать проведение ошибочной внутренней макроэкономической политики до той критической ситуации, к которой они впоследствии пришли.
Третьей причиной было резкое ухудшение в начале 80-х годов ситуации в мировой экономике. Процентные ставки возросли, экономический рост в целом замедлился, а цены на товары упали. В таблице 4 экономическая ситуация начала 80-х годов сопоставляется с ситуацией в начале 70-х годов, когда должники находились в исключительно благоприятных условиях.
Рост процентных ставок означал, что должникам нужно было платить более высокие проценты по своим внешним долгам. Снижение цен на товары и замедление темпов экономического роста стран — потребителей продукции должников означали сокращение экспортных доходов, представлявших собой источник выплаты долга. Таким образом, как раз в тот момент, когда для обслуживания долга потребовалось больше долларов, количество доступных средств сократилось в результате снижения экспортных поступлений.
Что означал кризис задолженности? Для стран-кредиторов кризис задолженности был полной неожиданностью. Оказалось, что они давали в долг странам, которые на самом деле не имели средств для выплаты долга. Коммерческие банки открыли для себя тот факт, что их клиенты в Латинской Америке не только не имели возможности вернуть сами долги, по которым подошли сроки возврата, но даже не могли выплатить большей части процентов. Речь шла не о предоставлении дополнительных кредитов, а о том, как получить обратно уже выданные средства.
Для стран-должников кризис задолженности принял форму драматической необходимости привести в порядок состояние дел в экономике. Если раньше они могли взять в долг, чтобы выплатить все проценты, то теперь доступа к кредитам уже не было. Доходы, необходимые для выплаты процентов, нужно было получить за счет быстрого и вынужденного изменения текущего платежного баланса с помощью сокращения импорта и увеличения экспорта. Это означало огромное падение уровня жизни.
Теперь представим себе, что в какой-то момент внешнее финансирование в виде займов, прямого инвестирования и помощи становится недоступным, а процентные платежи остаются неизменными. Отсутствие внешнего финансирования означает, что текущий счет должен быть сбалансирован, поскольку возможность использования для оплаты дефицита притока капитала (положительного сальдо баланса движения капиталов) отсутствует. Кроме того, необходимость выплачивать проценты требует, чтобы непроцентный дефицит превратился в непроцентное положительное сальдо. Чтобы достичь этого, страны-должники вынуждены были прибегнуть, к суровым мерам: провести девальвацию, сокращающую объемы импорта, повышающую конкурентоспособность и стимулирующую экспорт.
В таблице 5 иллюстрируется динамика внешнего долга, дефицита текущего платежного баланса и разделения между процентными платежами и непроцентным дефицитом для Латинской Америки. Таблица наглядно показывает резкое увеличение процентных платежей в 1980-1982 гг., резкое падение дефицита текущего платежного баланса в период после 1982 г. (вследствие недостатка внешних кредитов) и тот самый сдвиг от непроцентного дефицита в пользу непроцентного положительного сальдо, о котором мы только что говорили. К 1985 г. большая часть процентов уже выплачивалась должниками, а не относилась на долг, причем эти выплаты финансировались за счет резко возросшего положительного торгового сальдо.
Адаптация стран-должников к новым условиям проходила, конечно, очень тяжело. В 1981-1985 гг. доход на душу населения упал фактически во всех странах-должниках Латинской Америки. В среднем для региона это падение составило 8,6%. В некоторых странах, например в Боливии, душевой доход упал более чем на 20%. Огромные масштабы этой цены, платить которую приходилось снижением доходов и занятости, ставили перед странами-должниками вопрос о том, в состоянии ли они продолжать обслуживание долга или же они должны признать необходимость аннулирования долгов, т.е. объявить о невозможности их выплаты сейчас или в будущем. Аннулирование долгов имеет многочисленные исторические прецеденты и было обычной практикой в 30-х годах. Однако вплоть до начала 1987 г. ни одна страна не отказалась от своих долгов. Перу ограничила свои выплаты процентов величиной своих экспортных поступлений, и многие страны подхватили эту идею. В феврале 1987 г. Бразилия остановила выплату процентов по своим банковским кредитам, но объявила, что хочет возобновить выплаты позднее. Риск торговых санкций со стороны стран-кредиторов и страх, что впоследствии они не смогут брать кредиты за границей, вынуждали должников не предпринимать излишне вызывающие действия.
Таблица 5. Внешний долг и дефицит торгового баланса Латинской Америки (в млрд. долл.)
В среднем за 1978-1981 гг.
1982
1983
1984
1985
Дефицит текущего платежного баланса
28,2
41,9
10,7
3,1
4,6
Непроцентный дефицит
5,3
-3,8
-29,9
-41,8
-36,5
Процентные платежи
22,9
45,7
40,6
44,9
41,1
Внешний долг
216
333
343
359
369
Источник: International financial Statistics.
Но даже при этом к 1987 году стало ясно, что наращивание активного сальдо торгового баланса LDC (и, следовательно, перераспределение ресурсов в пользу богатых стран) так и не стало устойчивым процессом. В то же время риск конфронтации между должниками и кредиторами угрожал серьезными последствиями для коммерческих банков. Американские банки принимали участие в кредитовании Латинской Америки в весьма крупных масштабах, и сумма выданных ими кредитов во многих случаях превосходила величину уставного (чистого собственного) капитала. Поэтому в случае отказа стран-должников платить долги многие крупные коммерческие банки в развитых странах превратились бы в банкротов, что могло бы спровоцировать финансовый крах в мировом масштабе.