бесплатные рефераты

Проблемы участия РФ в процессах международной миграции труда

Проблемы участия РФ в процессах международной миграции труда


Особености современной международной миграции рабочей силы

содержание

Часть I.Особености современной международной миграции рабочей силы

Введение- 3

Вопрос 1. Сущность, причины и последствия международной миграции труда  5

 Вопрос 2. Государственное регулирование трудовой миграции в Российской федерации  --17

Заключение- 26

Литература к части I 30

Часть II . Практические упражнения---------------------------------------------------33

1. Упражнение «Верно/ неверно»--------------------------------------- ----------33

2. ТЕСТ---------------------------------------------------------------------------------------35

3.Упражнение  3. Работа со статистическими данными.---------------------------36

          Задание 1.-----------------------------------------------------------------------------36

 Задание 2.------------------------------------------------------------------------------38

Задание 3.-------------------------------------------------------------------------------41

Задание 4.-------------------------------------------------------------------------------42

Литература к части II  --------------------------------------------------------------------44                                                       





Часть I.Особености современной международной миграции рабочей силы

 

Введение

Международная миграция самодея­тельного населения приобрела в наше время массовый характер. По оценкам специалис­тов, примерно к 2020 г. 200 млн человек во всем мире будут жить и обеспечивать свое существование в странах, гражданами кото­рых они не являются.[1] Перемещение населе­ния в таких масштабах влечет за собой серь­езные социально-экономические и полити­ческие последствия, как для стран проис­хождения мигрантов, так и для государств их пребывания. Длительное пребывание иност­ранцев отражается на темпах экономическо­го роста, состоянии платежного баланса, внутриполитическом положении, приросте населения, тенденциях развития нацио­нальных культур, межгосударственных отно­шениях.

Ежегодное перемещение через грани­цы России миллионов соотечественников и граждан стран ближнего и дальнего зарубе­жья создает существенные трудности для страны, обостряет ситуацию на рынке труда, требует дополнительных расходов на соци­альные цели, ведет к потере части научно-технического, интеллектуального потенциа­ла. Формирование эффективной и обосно­ванной на перспективу государственной миг­рационной политики стало одной из нацио­нальных задач России.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обес­печивает несомненные преимущества как принимающим рабо­чую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна по­родить и острые социально-экономические проблемы.

В свете всего вышесказанного актуальность исследования темы данной курсовой работы (Проблемы участия РФ в процессах международной миграции труда) представляется особенно актуальной.

В работе представляется целесообразным исследование следующих задач:

-       Сущность, причины и последствия международной миграции труда;

-       Государственное регулирование трудовой миграции в Российской федерации.

 В основе данного исследования лежит анализ учебной и научной литературы, а также актуальных публикаций в периодической печати.


Вопрос 1. Сущность, причины и последствия международной миграции труда

 

         Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоуст­ройства на более выгодных условиях, чем в стране происхож­дения. Помимо экономических мотивов процесс международ­ной миграции обусловливается также соображениями полити­ческого, этнического, культурного, семейного и иного характера.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией по­нимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией — въезд в страну на постоянное место жи­тельства. Международная миграция включает также процесс репатриации — возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.[2]

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий[3]:

— иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммиг­рантов, 80—90-е гг. были периодом высокого уровня иммиг­рации;

— работники-мигранты по контракту. Многие страны за­висят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;

— нелегальные иммигранты. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;

— лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономи­ческого положения в своих странах;

— беженцы. По данным ООН в мире в начале 90-х гг. на­считывалось более 17 млн. беженцев. Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн. Обычно они живут в спе­циальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада[4].

Международная миграция рабочей силы непосред­ственно связана, прежде всего, с проблемой вывоза капита­ла, в значительной мере определяется внутренними за­кономерностями его движения, хотя речь идет о передви­жении товара „особого рода"[5]. На чем она основана? Объек­тивно возможность международной миграции рабочей силы формируется в силу появления национальных разли­чий в размерах заработной платы — так традиционно при­нято рассматривать экономическую сущность переселенче­ских движений. Но это, однако, лишь один, пусть даже сущностный, аспект этой проблемы. Другой, реальный, за­ключается в существовании органической безработицы в отдельных странах, особенно развивающихся. Поэтому не всегда правомерно объяснение переселенческих движений наемного труда лишь факторами, связанными со стремле­нием продать свою способность к труду подороже. Часто речь идет о крупных массивах переселенцев, готовых ра­ботать «за кусок хлеба». Совершенно иначе обстоит дело с миграцией рабочей силы в рамках собственно постинду­стриальных стран, в которых есть возможность выбора и конкретной профессии, и конкретной работы. Думается, в традиционных подходах к проблеме ощущается явный перекос в сторону „классовости" и „объективности" — вме­сто анализа конкретной ситуации, складывающейся в про­цессе общения людей в сфере международно-трудовой де­ятельности.

Навряд ли здесь нам помогут положения „капитала" при всей их кажущейся универсальности. Хотя бы потому, что речь не может вообще идти о „железном законе обнищания пролетариата", законе классовой борьбы, да и многом другом — с чем история не согласилась. Можно понять при­чины миграции трудового населения из развивающихся стран в развитые или миграции из менее экономически развитых европейских стран в более индустриально раз­витые — из Турции, Испании, Португалии в Англию, Францию, ФРГ, Бенилюкс, Скандинавию и т.д. Но какие экономические основы действуют на миграцию населения между США и Канадой, Англией и США, в перемещениях огромной массы людей между странами ЕС — то есть меж­ду экономически развитыми странами, находящимися на «однопорядковом уровне» с точки зрения социальных, культурных, бытовых условий жизни населения? По всей видимости, есть такие факторы, не всегда экономические, которые влияют на миграционные процессы. Это факторы гуманитарного, культурного, экологического, психологиче­ского, правового порядков. Они будут усиливаться по мере выравнивания уровней социально-экономического разви­тия стран, укрепления интеграционного потенциала, в пер­вую очередь в странах ЕС, и — самое главное — когда проблема поиска хлеба насущного перестанет быть перво­очередной проблемой. Все это делает проблему междуна­родной миграции рабочей силы в развитых странах слож­ной, связанной отнюдь не только с собственно экономи­ческими факторами, но и возрастанием значения таких по­нятий, как „социальный комфорт", социально-политиче­ские условия, социально-культурные, психологические ус­ловия и т.д[6].

Международная миграция рабочей силы — это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объекти­вен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интег­рации. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными зако­нами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее мак­симальную эффективность.[7]

Не вдаваясь в социально-этическую область миграции населе­ния, остановимся в основном на современных социально-эконо­мических причинах, вызывающих международное движение тру­довых ресурсов.

Прежде всего, я считаю необходимым указать на причину демографичес­кого свойства, с которой связаны избыточные население и рабочая сила. Она возникает, когда масштабы и структура общественного производства не соответствуют предложению рабочей силы. В ре­зультате часть населения эмигрирует в поисках рабочих мест и улучшения своего социального положения в другие страны. Это  тем более становится возможным в результате низкой рождаемости и малозаметной динамики роста населения в целом ряде стран. Однако интенсивные потоки миграции населения уже в настоящее время порождают социально-политические и иные проблемы в странах, принимающих иммигрантов. Тому примером могут слу­жить такие промышленно развитые страны, как Франция и Гер­мания.[8]

Другой причиной международной миграции трудовых ресурсов служит различие в уровнях оплаты труда, что также вызывает пере­токи рабочей силы из одних стран в другие. Речь идет в первую очередь о высококвалифицированных рабочих, специалистах, на­учно-техническом персонале, научно-педагогических кадрах. Страны, из которых эмигрируют такого рода ресурсы, выполняют роль донора, тогда как страны, принимающие этих иммигрантов, «выкачивают» высшие по качеству ресурсы, не затратив на их фор­мирование и подготовку никаких средств.

Причем государства-«вампиры» проводят довольно гибкую им­миграционную политику и по формам, и по методам, и по срокам. Наглядной демонстрацией могут служить США и бывшие социа­листические страны. Так, в США с 1990 по 1994 гг. иммиграцион­ная квота была увеличена в 1,5 раза[9]. Это позволило осуществить «перекачку умов» из этих стран, так как последние стали испыты­вать огромные трудности в области финансирования науки, обра­зования, культуры, профессионального роста и т.п. Мало того, Рос­сии и другим странам навязываются программы развития, предус­матривающие резкое сокращение государственных расходов на со­циальные нужды под угрозой непредоставления кредитов. Россий­ская система образования, науки и культура испытали и продолжа­ют испытывать на себе последствия «благотворительной» зарубеж­ной помощи в борьбе с инфляцией и становлении рыночной эко­номики. В нашей стране разрушены многие научные школы, осо­бенно в области фундаментальных наук, резко ухудшилась система образования, снизился уровень культуры.

Среди других причин миграции рабочей силы следует назвать цикличность экономического развития и структурные сдвиги, про­исходящие в народном хозяйстве. Во время экономических кризи­сов и структурных преобразований в национальной экономике формируется циклическая и структурная безработица. В этих усло­виях работники сфер и отраслей народного хозяйства, имеющих избыток рабочей силы, устремляются за рубеж в поисках рабочих мест, соответствующих их профессиональной подготовке.

В современных условиях заметную роль в миграции трудовых ресурсов играют НТП и движение реального капитала, за которыми следует поток специалистов, научных работников, преподаватель­ских кадров, инженерных работников, рабочих высокой квалифи­кации. Причем параллельно идет подготовка специалистов и рабо­чих из национальных кадров, способных выполнять те или иные профессиональные функции в процессе эксплуатации вновь вводи­мых объектов.

Необходимо учитывать и те качественные изменения, которые происходят под воздействием фронтального научно-технического переворота. Использование новых технологий, широкое внедрение микропроцессоров, роботов резко снижают роль живого труда в производственных процессах, уменьшают масштабы трудоемких производств, что ведет к переоценке роли стран с так называемыми рынками дешевой рабочей силы. Применение принципиально новых технологий может существенно снизить и спрос на сырье, что поставит развивающиеся страны перед проблемой валютных поступлений и соответственно проблемой экономического роста.

Процесс миграции населения в каждой стране регулируется и регламентируется ее законодательством и международными право­выми актами, если они подписываются соответствующими госу­дарственными органами. В правовом поле регулирования миграци­онных потоков можно выделить две тенденции. Одна из них отста­ивает свободное перемещение трудовых ресурсов и населения как одно из важных условий открытой экономики. Другая сопряжена с ограничениями в области международной миграции и проведени­ем политики протекционизма в отношении и иммигрантов, и эми­грантов. Иногда он носит только однонаправленный характер. Все зависит от многих составляющих, определяющих специфику стра­ны, прежде всего связанных с населением, рынком труда, его структурой и перспективами экономического развития.

Каждая страна вырабатывает национальную миграционную по­литику, которая опирается на комплекс законодательных, органи­зационно-финансовых и иных мер, направленных на регулирова­ние эмиграционных и иммиграционных потоков: предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, привлечение зарубежных рабочих ресурсов, создание системы со­циальной защиты своих работников в период их пребывания за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальной защиты.

Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной по­литики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необ­ходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают при­оритет норм международного права над национальным законо­дательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществля­ется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую не­совпадающие интересы. Если страна—импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигран­тов, то в функции страны—экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов ми­грантов за рубежом.

Во многих аспектах интересы стран—экспортеров и импор­теров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Право­вое выражение взаимной заинтересованности стран, прини­мающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Между­народный организации труда), организация набора рабочей си­лы должна производиться на базе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран—экспортеров и импортеров рабочей силы.

В настоящее время значительное число учреждений и орга­низаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соот­ветствующим фондом, часть которого используется на субсиди­рование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных дого­воров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохране­ния), содержит специальные нормы, которые касаются физиче­ского состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Meждународной организации по миграции (MOM), целью которой г является обеспечение упорядоченной и плановой международ­ной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, свя­занной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам ми­грации (СИМЕ).

Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному за­конодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.

Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах[10] является признание государствами, ратифици­рующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав тру­дящихся-мигрантов обеспечивается:

• организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);

• принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся имми­грации и эмиграции граждан (ст. 3);

• принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъ­езд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);

• организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);

• разрешением переводить на родину заработок и сбереже­ния трудящихся-мигрантов (ст. 9).

Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, еще одно — вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В приложении 1, в частности, указывается, что посреднической дея­тельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:

• наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем;

• частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на кото­рой данные операции будут производиться, при соблюде­нии условий и в тех случаях, которые могут быть преду­смотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами при­нимающей и направляющей стран.

В данной Конвенции также указывается, что лицо или орга­низация, способствующие незаконной миграции, подлежат со­ответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необ­ходимость письменного оформления трудовых контрактов и со­блюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с граж­данами страны пребывания также и в уровне минимальной зара­ботной платы, а в тех странах, где это предусмотрено националь­ными законодательствами, — возможность участвовать в процеду­рах по установлению размера заработной платы. При этом огова­ривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящегося-мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.

Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образова­ние или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению обра­зования.

Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равнопра­вие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без граж­данства в области социального обеспечения. Государства, при­нявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отно­шению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении неза­висимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обя­зательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенси­онное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.[11]

Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и прини­мать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содер­жит требования, предъявляемые государствам в отношении ра­венства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или чле­нов их семей.

Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения[12]. Назначение данной Кон­венции — координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Ратификация заинтересованными государствами междуна­родных конвенций, регламентирующих процесс трудовой ми­грации, является необходимым условием для их осуществления.

Миграционные потоки населения и трудовых ресурсов можно классифицировать по нескольким направлениям или группам. Это прежде всего иммигранты и неиммигранты, допущенные в страну  в соответствии с законодательством и другими нормативными до­кументами, регулирующими процесс въезда в страну.

Другое направление представляют собой нелегальные имми­гранты — лица, незаконно пересекшие границу государства или законно въехавшие в страну, но не покинувшие ее по истечении предоставленного срока пребывания с целью получить работу. Зна­чительная часть подобного рода лиц составляет так называемую группу нелегальных работников. Это самая обездоленная и бес­правная часть населения любой страны, так как на них не распро­страняются никакие права и требования по обеспечению достой­ных условий труда и проживания.

Следующее направление формируется из работников-контрактников, которые въезжают в страну на сроки, оговоренные в договорах, заключенных со странами с избыточной рабочей силой. В частности, в нефтедобывающих странах Арабского Востока чис­ленность привлеченных работников из-за рубежа порой достигает 60—75% от общей численности их населения.[13]

Заметную долю в миграции занимают беженцы, которые стано­вятся жертвами войн, обострения этнических, межрелигиозных или иных отношений. По данным ООН на начало 90-х гг. в мире насчитывалось около 16 млн. беженцев. Трагично складывается судьба беженцев на просторах бывшего Советского Союза. Анти­конституционное упразднение великой державы привело к тому, что за пределами России оказалось более 25 млн. так называемого русскоязычного населения, основная часть которого приходится на русских. В результате число мигрантов, пополнивших население России, превышает 6 млн. человек, большинство из которых можно смело отнести к категории беженцев.

Законы и нормативные акты по регулированию миграционных потоков, закрепив права граждан на свободный выезд, проживание и работу за границей, в условиях политико-экономического кризи­са стали важной предпосылкой для эмиграции из России научно-технических кадров. В условиях недофинансирования системы об­разования, науки, здравоохранения Россия не может допустить продления процесса «похищения умов». Выходит, что десятилетия­ми общество несло бремя соответствующих расходов ради того, . чтобы в тяжелейшее для страны время облагодетельствовать про­цветающие страны Запада. В последние годы США благодаря «по­хищению умов» ежегодно экономят только в сфере образования и научной деятельности примерно 7 млрд долл. Это и есть реальная экономическая подоплека борьбы за «права человека».

Насколько политизирована борьба США за права человека, сви­детельствует их неоднозначная и неадекватная реакция на положе­ние русскоязычного населения в Латвии и курдов в Турции, а также на сугубо внутреннее дело Югославии — положение в Косово. В первом случае, когда попираются права русских, которые и исто­рически не могут не считаться коренным населением балтийского региона, со стороны США слышны какие-то невнятные пожела­ния и никакой реакции — на геноцид в отношении курдов в Тур­ции, численность которых превышает 20 млн. человек. Во втором случае, когда на исконно сербских землях образовалась албанская этническая группа, обладающая куда более широкими правами по сравнению с русскими в Латвии, США добились введения жестких экономических санкций и осуществили агрессию против суверен­ного государства, Югославии[14].

Представляется необходимым осознать, что наряду с правами человека есть и права народа, общества, государства, интересы которых всегда на Руси были и должны быть приоритетными, особенно в это трудное и грозное время социально-экономических потрясений, испыты­ваемых нашей Родиной, а также в условиях изменяющейся геопо­литической ситуации в мире.

 



Вопрос  2. Государственное регулирование трудовой миграции в Российской федерации


Рыночная международная миграция населения России началась в процессе пере­стройки, облегчился выезд за рубеж. Воз­можности конвертации рубля в иностранные валюты, разница в экономическом положении отдельных республик СНГ способствовали пе­ремещению трудовых ресурсов и предприни­мателей через границы Российской Федера­ции.

С переходом к рыночной экономике об­легчилась эмиграция из России: с 1988 по 2000 г.г. страну покинуло около 2,5 млн чел. Значительно больше людей прибыло в Рос­сию в основном из ближнего, но также и даль­него зарубежья.

Выезд трудоспособного населения из России навсегда за рубеж нанес заметный ущерб ее научно-экономическому потенциа­лу, т.к. более половины всех уехавших имели высшее или среднее техническое образова­ние, а значительная часть эмигрантов пред­ставляла, собой золотой фонд отечественной науки. Уехали и уезжают в условиях эконо­мических трудностей самые конкурентоспо­собные и пользующиеся спросом в развитых странах кадры.

Положение России в мировой мигра­ции населения неоднозначно. Страна являет­ся крупным поставщиком рабочей силы и в то же время ежегодно принимает сотни тысяч выходцев из ближнего и дальнего зарубежья на временную работу (ВР) и постоянное место жительства (ПМЖ).

Современное состояние движения на­селения через границы Российской Федера­ции таково[15]:

♦       Из России ежегодно уезжает на ПМЖ за границу 300 - 350 тыс человек, официально заявляя об этом или натурали­зуясь на месте за рубежом. Примерно поло­вина эмигрантов - немцы, евреи и корейцы.

♦       Около 800 тыс россиян по офи­циальным каналам (квотам, контрактам, зак­люченным в России) и неофициально времен­но работают за границей. Структура этой ка­тегории граждан чрезвычайно разнообразна: от строительных и сельскохозяйственных ра­бочих до предпринимателей - хозяев мага­зинов, ресторанов и игорных салонов. Можно встретить российских граждан, работающих агентами по продаже недвижимости на Кипре,  официантами в Турции, строительными рабочими в Германии.

♦       В настоящее время существует правовая база для выезда наших соотече­ственников за рубеж на заработки. Прави­тельство РФ заключило со многими государ­ствами договоры в этой области отношений. Экономический спад, глубокие структурные изменения, сокращение производства в обо­ронной промышленности, уменьшение армии и приток переселенцев из республик СНГ, вызвавшие безработицу и снижение уровня доходов ряда социальных групп, являются факторами, стимулирующими выезд из нашей страны на заработки за рубеж. По результа­там опросов наиболее предрасположены к вы­езду на работу за границу научные работники, а также беженцы и вынужденные переселен­цы из других частей СНГ в Россию.

Среди работающих за границей рос­сиян много квалифицированных специалис­тов. По оценке, выходящей в Париже русско­язычной газеты "Последние новости", только в Западной Европе в 2003 г. работало не ме­нее 50 тыс научных работников, преподава­телей, деятелей культуры и искусства, меди­цинского персонала - выходцев из России.

♦       В Россию ежегодно на постоянное место жительства приезжает значительно больше народа, чем уезжает. На 1 сентября 2005 г. в РФ было зарегистрировано 4,3 млн чел., переехавших сюда после распада Совет­ского Союза. Оценить число незарегистри­рованных лиц не представляется возможным. В основном это этнические русские, но не только они. Российское гражданство или раз­решение на проживание получили многие ар­мяне, азербайджанцы, переехавшие в Россию во время вооруженных конфликтов или по де­ловым соображениям.

♦       На временной основе в нашей стране находится не менее 5 млн иностран­цев. Таким образом, наша страна вошла в чис­ло крупнейших государств, реципиентов ино­странной рабочей силы. В России временно работает больше иностранцев и лиц без граж­данства, чем в Англии, Франции или Италии.

  В основном это выходцы из республик СНГ - украинцы, молдаване, армяне, азер­байджанцы, таджики. Они трудятся на строи­тельстве, в городском хозяйстве, практичес­ки монополизировали овощную торговлю в городах и торговлю на рынках вообще. Осо­бенно велика роль мигрантов в крупнейших городах России. В Москве трудятся рабочие примерно из 80 стран мира. Они составляют приблизительно половину строительных ра­бочих и 1/3 работников городского и приго­родного транспорта.

Определенную категорию составляют лица без гражданства - беженцы или полити­ческие эмигранты - афганцы, курды, иранцы. На Дальнем Востоке проживает много китай­цев и корейцев. Среди выходцев из стран даль­него зарубежья выделяются две группы лиц:

·        первая, это граждане развитых стран, как правило, высококвалифицирован­ные специалисты, работающие по контрактам или в представительствах фирм, банков, в со­вместных предприятиях;

·        вторая - выходцы из развиваю­щихся стран, часто нелегально находящиеся в России, для которых условия труда и жизни в нашей стране предпочтительнее, чем на ро­дине; к ним относятся вьетнамцы, китайцы, пакистанцы, индусы. Главная сфера их дея­тельности - торговля, общественное питание, строительство, теневая экономика.

В целом баланс международной миг­рации населения для России положительный, т.е. в РФ больше народа приезжает навсегда и на время, чем уезжает.

Положительный баланс переме­щения населения через российские границы позволяет отнести нашу страну к экономичес­ки развитым государствам с неблагополучной демографической ситуацией, испытывающим нехватку рабочих рук. В таких странах иммиг­рация и прибытие иностранцев на заработки приводит к целому ряду положительных по­следствий, как было показано выше, в первую очередь к ликвидации дефицита рабочей силы, хозяйственному росту, расширению внутреннего рынка, налоговых поступлений в бюджет.

Однако в реальной жизни последствия международной миграции для нашей страны скорее отрицательные. Рассмотрим некото­рые из них. Вначале последствия въезда иностранцев в нашу страну:[16]

1. Прибытие из-за границы пересе­ленцев в значительной степени вызвано не экономическими, а политическими и нацио­нальными соображениями. Это далеко не все­гда подготовленные и конкурентоспособные люди, ищущие работу, а беженцы, вынужден­ные покинуть прежнее место жительства. Они надеются не на свою предприимчивость и трудоспособность, а на помощь центральных и местных властей, соотечественников.

2. Приезд на постоянное место жи­тельства и на временные заработки никак не координируется с реальными потребностями в рабочих руках, наличием свободных рабо­чих мест, он не регулируется и происходит в условиях безработицы в стране. В результате безработица растет и соответствующего при­роста ВВП не происходит.

3. Одна из главных проблем российской экономики - упадок сельского хозяй­ства, обезлюдение деревень, сокращение на­селения в восточной части страны. Приток населения в Россию практически не идет в сельское хозяйство, не направляется в Сибирь или на Дальний Восток, а оседает в больших городах, в первую очередь в Москве, Повол­жье и на юге России.

4. Значительная часть переселенцев и приехавших на заработки занимаются роз­ничной торговлей, подпольным бизнесом, строительством и ремонтом по заказам част­ных лиц и фирм и не платят налогов и соци­альных платежей, что является уходом в те­невую экономику. Результат - недобор нало­гов в федеральный и местные бюджеты, со­циальные фонды.

5. Концентрация мигрантов в на­званных сферах деятельности ведет к моно­полизации ими рыночной и уличной торгов­ли, сетей магазинов, общественного питания, ограничению доступа на рынки местных мел­ких производителей продуктов питания, в первую очередь овощей, фруктов, мяса, уста­новления завышенных цен. Монополизация торговых точек, районов сбыта часто проис­ходит по землячествам, что приводит к кри­минальным разборкам, осложнению крими­ногенной обстановки, ухудшению отношений с коренными жителями.    Было бы непра­вильным считать, что в теневой экономике, недобросовестной торговле или в преступле­ниях участвуют исключительно приезжие из южных республик. Однако доля их в раскры­тых фактах ввоза и распространения нарко­тиков и прочих нарушениях законов значи­тельно выше, чем процент среди жителей.

6. Прибытие значительных масс на­селения в страну увеличивает расходы на со­циально-культурные нужды - выплату пенсий, здравоохранение, просвещение, различные пособия.

Из положительных последствий при­бытия населения в Россию из-за рубежа сле­дует отметить следующее:

1. Частичную компенсацию демогра­фического кризиса в стране. Резкое сокраще­ние рождаемости и увеличение смертности за последнее время, не будь переселенцев, при­вело бы к еще большему сокращению населе­ния РФ и уменьшению численности русских.

2. Приезжающие на временные за­работки способствуют восполнению недо­статка низкоквалифицированной рабочее силы в жилищном, дорожном строительстве в розничной торговле.

Серьезные отрицательные послед­ствия вызывает эмиграция населения из Рос­сии.

Несмотря на то, что баланс миграции переселенцев в пользу нашей страны, по уров­ню квалификации разрыв между эмигранта­ми и иммигрантами огромен.

Из выезжающих на постоянное место жительства россиян, по крайней мере, три группы представляют собой серьезный ущерб для страны.[17]

Первая - ученые и высококвалифици­рованные специалисты. Прибытие этих людей в какую-либо страну - это подарок судьбы, будь то математики или артисты в США, фи­зики и преподаватели в Германии или воен­ные инженеры в странах Ближнего Востока. Известен удельный вес этих людей и их роль в науке и высшем образовании многих стран.

Вторая - бизнесмены, уезжающие на­всегда из России и осуществляющие таким образом эмиграцию капитала. Не рассматри­вая причины массового вывоза частного рос­сийского капитала за границу, отметим, что его размеры чрезвычайно велики. По оцен­кам, с 1990 по 2004 г. вывоз частного кап­тала из России за границу составил не менее 300 млрд долл. США, т.е. он намного превос­ходит иностранные государственные кредиты и частные капиталовложения в экономику России вместе взятые.

Конечно, не весь российский капитал за границей переместился туда вместе с его владельцами. Но такое перемещение, т.е. эмиграция собственников капитала из Рос­сии в США и Канаду, Западную Европу, оф­шорные зоны, представляет собой массовое явление, обескровливая и без того не процве­тающую нашу экономику.

Третья группа - этнические немцы, составляющие во многих районах восточной части страны значительную часть средней технической интеллигенции, квалифициро­ванных работников, особенно в сельском хо­зяйстве, связи, на транспорте. Заменить этих непьющих, дисциплинированных и добросо­вестных работников, часто бывает некем.

Трудно провести грань между научны­ми работниками и специалистами, уезжаю­щими из России на время и насовсем. По оценке, в конце 2003 г. за рубежом на вре­менной основе находилось около 80 тыс на­учных работников и преподавателей в разных статусах - на практике, стажировке, по раз­личным иностранным или международным стипендиям, по контрактам. К сожалению, я не располагаю данными, какая часть их оста­ется за рубежом после истечения срока пре­бывания. Руководство зарубежных научно-исследовательских центров проводит целе­направленную политику отбора российских специалистов для постоянной работы. Изве­стно, что значительная часть наиболее ква­лифицированных сотрудников известных НИИ АН РФ, например института математики им. Стеклова, работает за границей.[18]

Во время работы по контрактам в зару­бежных университетах мне проходилось встре­чаться со многими нашими соотечественни­ками, приехавшими на время и получившими приглашения остаться там на работу.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ