бесплатные рефераты

Проблемы внешней задолженности России и пути ее преодоления

Проблемы внешней задолженности России и пути ее преодоления

Министерство образования Российской Федерации

Санкт – Петербургский государственный

Инженерно – экономический университет

 

Кафедра общей экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему «Проблемы внешней задолженности России и пути ее преодоления»

 

 

Выполнила:

Студентка группы №711

1 курса

факультета РЭУ

Васько О.Ф.

Руководитель:

Селищева Т. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2002 г.


Оглавление.

 

Введение………………………………………………………………………….2

С чего все началось………………………………………………………………3

Сколько – сколько мы должны?…………………………………………….….11

Возможно ли обслуживание и погашение государственного внешнего долга в предстоящие годы в полном объеме?……………………………………….…12

Является ли Россия страной с экстремально высоким уровнем внешней задолженности?……………………………………………………………….…13

К чему ведут наши долги?………………………………………………………19

Бремя государственного внешнего долга может и должно быть сокращено!……………..21

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………24


Введение.

В романе Толстого «Анна Каренина» Алексей Вронский, предвидя скорый разрыв Анны с мужем, проводит ревизию своих финансов и решает, какие долги необходимо заплатить, а какими можно и пренебречь. Шулеру заплатить нужно во что бы то ни стало, за скаковых лошадей – тоже.  А о счетах портного думать не стоит.

Как знает каждый кредитор, сполна получить все им одолженное чаще всего трудно. Один экономист подсчитал, что если бы долги всегда выплачивались, то потомки того умника, который на заре цивилизации догадался дать ближнему под проценты горсть монет, владели бы сегодня всей недвижимостью и финансовыми ресурсами земного шара. Но в том и загвоздка, что кредиторов очень часто надувают. Когда приходит время расплачиваться, все дебиторы, подобно Вронскому, начинают взвешивать, что будет меньше из двух зол – платить или не платить.

Для Вронского долг чести превыше всего. Для корпорации невыплата долгов чревата банкротством и продажей с молотка ее собственности. Однако Россию эти проблемы не касаются. Будучи суверенной атомной державой, она не сильно опасается. Что кто – то опишет ее имущество. Так зачем же вообще платить?

А затем, чтобы вернуться на рынки капитала и продолжать одалживать. Поэтому только беднейшие из государств, которые и впрямь некредитоспособны, долги не платят. Все остальные страны, в том числе и на время выпавшие из мировой финансовой системы вроде Ирана или Ливии, в конце концов, приходят к более или менее разумному соглашению с кредиторами. Как известно, даже держатели облигаций российского царского правительства умудрились что – то по ним выхлопотать три четверти столетия спустя.

Россия, подобно Вронскому, провела анализ своих долгов и выявила приоритеты. Рублевые облигации ГКО (по докризисному валютному курсу это 40 млрд. долл.), как счета портного, она отбросила в первую очередь. С долгами советского времени, которые были реструктурированы меньше четырех лет назад, несколько больше мороки, но и они, по мнению российских властей, не столь важны. Во всяком случае, Парижский клуб государственных кредиторов, где тон задает Германия, так или иначе снизит, реструктурирует и частично простит задолженность.

Мировому валютному фонду, как шулеру, заплатить придется, но, похоже, что хитрый фонд сам себе заплатит из нового 4,5 – миллиардного кредита для России. Но зато РФ гордо обязуется регулярно выплачивать по своим собственным облигациям, выпущенным после 1996 года на общую сумму 16 млрд. долл. А обещанного, как известно, три года ждут.


С чего все началось…[1]

Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально – экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Одни являются одновременно и кредитором, и заемщиком, другие – чистым должником. Но практически во всех странах сложилась долговая экономическая система. Причем зависимость национальных хозяйств от внешних «подпиток» будет усиливаться по мере либерализации и глобализации финансовых рынков несмотря на еще ощутимую их изолированность.

 

Россия – должник и кредитор.

Россия  является крупным должником и кредитором. Как кредитор, она сталкивается с неспособностью, а иногда нежеланием должников из числа развивающихся стран погашать свои обязательства. В качестве заемщика она переживает жесточайший долговой кризис.

Россия – должник.

Значительную часть долга Россия унаследовала от Советского Союза. Долг СССР в основном сформировался в 1985 – 1991 гг., увеличившись с 22,5 в 1985 г. до 96, 6 млрд. долл. в начале 1992 г. Быстрый рост внешнего долга был обусловлен, во – первых, экономическими условиями, и прежде всего падением цены на нефть на мировом рынке. Советская экономика, базировавшаяся на нефтедолларовой «подпитке», не смогла перестроиться, и для оплаты импорта потребовались крупные внешние займы. Во – вторых, непродуманной либерализацией внешнеэкономической деятельности. В рамках ее в апреле 1989 г. союзные министерства получили право от имени государства выдавать предприятиям гарантии по кредитам. Поскольку до 1990 г. Советский Союз тщательно соблюдал график платежей по обслуживанию долга, то международные банки и другие западные кредиторы охотно предоставили ему новые ссуды.

После распада СССР возникла проблема распределения долга между союзными республиками. В качестве критерия раздела был принят показатель, в котором учитывались численность населения, национальный доход, экспорт и импорт в среднем за 1986 – 1990 гг. Доля России составила 61,3 %. На втором месте с большим отрывом (16,3%) шла Украина. Этот показатель был распространен и на внешние активы, включая собственность за рубежом и долг иностранных государств Советскому Союзу.

Однако вскоре выявилось, что только Россия выполняет в той или иной мере свои долговые обязательства. Но в силу заложенного в соглашение принципа солидарной ответственности к России могли быть предъявлены претензии. В связи с этим Россия предложила взять на себя ответственность за весь долг СССР при условии перехода к ней прав на внешние активы. На основе этого принципа был достигнут компромисс, который устроил заинтересованные стороны. В апреле 1993 г. Запад официально признал Россию в качестве единого государства ответственного по долгам СССР.

Российский государственный долг делится на внутренний и внешний в соответствии с валютой обязательств. Рублевой долг считается внутренним, долг в иностранной валюте – внешним (табл.1).

                                                                                 

Объем и структура государственного внешнего долга (млрд. долл.)

Таблица 1

 

01.01.96

01.01.97

01.01.98

Принятый РФ долг СССР в том числе:

103,0

102,3

103,2

официальным кредиторам

62,6

62,2

62,3

Частным кредиторам

40,4

40,1

40,9

Долг РФ в том числе по кредитам:

17,4

25,1

33,0

международных финансовых организаций

11,4

15,8

20,5

правительств

6,0

9,0

10,9

банков и фирм

0

0,3

1,6

Итого

120,4

127,4

136,2

 

Однако если на внутренний финансовый рынок допущены нерезиденты, то долг можно классифицировать и по иному признаку: внутренний долг – это долг резидентам, внешний – нерезидентам. С точки зрения платежного баланса, состояния валютного рынка вторая классификация предпочтительнее.

С учетом ГКО – ОФЗ, принадлежащих нерезидентам, а также внешнего долга российских частных юридических лиц соотношение между «старым» советским долгом и «новым» российским составит примерно 50:50. По структуре и условиям российский долг отличается от советского в худшую сторону, он в подавляющей массе не поддается реструктуризации. Поэтому доставшийся в наследство «старый» долг нельзя рассматривать в качестве основной причины переживаемого Россией долгового кризиса.

Россия входит в число трех наиболее крупных должников среди стран с развивающимися рынками (Мексика, Бразилия, Россия). Однако абсолютные размеры долга мало что говорят о платежеспособности страны. Для анализа платежеспособности используются соответствующие показатели (табл. 2)


 

 

Показатели платежеспособности (%)

                        Таблица 2

 

 

1996

1997

Платежи по долгу/экспорт

7,5

7,4

Платежи по долгу/ВВП

1,8

1,6

Платежи по долгу/доходы консолидированного бюджета

7,2

6,4

 

 По приведенным показателям платежеспособность России формально выглядит устойчивой. Пороговым критерием показателя платежи по долгу/экспорт (норма обслуживания долга, НОД) считается 20 – 25%, а у России он не превышает 7%. Даже если бы платежи осуществлялись по графику, то и тогда НОД не превысила бы в 1996 – 1997 гг. 13 – 18%. Однако это обусловлено регулярным переносом сроков долговых платежей в рамках реструктуризации долга. Поскольку внешний долг России в основной своей массе является государственным, то решающее значение для оценки платежеспособности приобретает соотношение платежей по обслуживанию долга и бюджетных доходов. Но и по этим показателям платежеспособность России в 1996 – 1997 гг. выглядела неплохо. В эти годы платежи по обслуживанию государственного долга, включаемые в бюджет, составляли соответственно 7,7 и 7,5 млрд. долл., а бюджетные доходы – 106 и 118 млрд. долл. Однако в основе этого благополучия лежал заниженный курс доллара. После девальвации рубля летом 1998 г.  бюджет на 1999 г. в долларовом исчислении уменьшился до 20 млрд. долл., а платежи по долгу должны составить 17,5 млрд. долл. К этому следует добавить неспособность многих банков и компаний выполнять свои долговые обязательства также по причине резкого снижения курса рубля.

                                                                                                 

Платежи по внешнему долгу (млрд. руб.)

                                                                                           Таблица3

 

1992

1993

1994

1995

1996

1997

График

погашения

16,7

21,1

20,2

19,8

18,7

13,6

Переносы

и просрочка

14,1

17,2

15,6

13,1

11,0

6,1

Фактические выплаты

2,6

3,9

4,6

6,7

7,7

7,5

 

    В СССР трудности с обслуживанием внешнего долга впервые проявились в 1990 г. В 1991 г. Внешэкономбанк, осуществлявший управление внешним долгом и выступавший монополистом в сфере международных расчетов, израсходовал на обслуживание долга все свои ресурсы и средства клиентов. Впоследствии этот долг был конвертирован в облигации внутреннего валютного займа. Россия выполняла свои обязательства с существенными отклонениями от графика. Однако до 17 августа 1998 г. долговые проблемы решались по принятым в современной практике нормам путем многосторонних (через Парижский, Лондонский клубы) или двусторонних переговоров.

Первостепенное значение для России представляли переговоры по реструктуризации долга официальным кредиторам в рамках Парижского клуба. На кредиторов, объединенных этим клубом, приходилась большая часть советского долга. В 1993 - 1995 гг. Россия на стандартных условиях осуществила реструктуризацию долга на сумму 28 млрд. долл. Но в 1996 г. ей удалось урегулировать долг на выгодных для нее условиях по нестандартной, так называемой глобальной схеме. При стандартном методе урегулируются только выплаты, предстоящие в текущем году. При глобальном варианте, использованном в отношении России, реструктурирован был весь долг официальным кредиторам, который достался России от СССР на сумму 38 млрд. долл., включая задолженность, урегулированную ранее по стандартной схеме. Условия реструктуризации также оказались более льготными по сравнению со стандартной схемой: срок погашения перенесен на 25 лет (по сравнению с 10 – 15 годами), льготный период установлен в 7 лет (по сравнению с 3 – 6 годами).

Механизм урегулирования долга банкам, входящим в Лондонский клуб, отличается от методов, используемых в рамках Парижского клуба, тем, что банковский долг (отраженный на счетах) обычно конвертируется в долговые ценные бумаги. По отношению к российскому долгу также был применен этот прием. Однако выпущенные в результате этой процедуры долговые ценные бумаги отличаются от « облигаций брэйди», которые эмитируются в результате урегулирования долга развивающихся стран.

Переговоры с Лондонским клубом продолжались 5 лет. В это время Россия не перечисляла даже проценты по долгу банкам. Но банки регулярно предоставляли отсрочки (ролловеры). Пока велись переговоры, банки не предъявляли претензий к российскому правительству. Всего была предоставлена 21 отсрочка.

В итоге переговоров задолженность иностранным банкам была определена в размере 32,3 млрд. долл. (основной долг – 24 млрд., долг по невыплаченным процентам – 8,3 млрд. долл.). Были применены разные методы урегулирования. Основной долг оформлен бездокументарными ценными бумагами (Principal Loan – Prin). Предусмотрена отсрочка выплаты в 25 лет с 7 – летним льготным периодом. В течение льготного периода выплачиваются проценты ЛИБОР + 13/16% годовых как по «облигациям брэйди». По долгу в форме невыплаченных своевременно процентов 3 млрд. долл. были погашены наличными, остальная сумма (5,3 млрд. долл.) была переоформлена в бумажные проценты облигации (Interest Accural Notes, IAN). Их эмитентом выступает Внешэкономбанк, но они приравнены к долговым обязательствам государства. Эти облигации зарегистрированы на Люксембургской фондовой бирже и обращаются как на российском, так и на мировых рынках. Облигации выпускаются сроком на 20 лет по ставке ЛИБОР + 13/16% годовых. Проценты как по Prin, так и по IAN частично выплачиваются наличными, а частично в форме IAN. Постепенно увеличивается доля платежей наличными. По итогам урегулирования долга Парижскому и Лондонскому клубам отсроченная сумма составила 67,3 млрд. долл. Как по размерам, так и по условиям это была процедура, аналогов которой сыщется немного в мировой практике. Урегулированный долг эквивалентен 70% советского долга, принятого Россией.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ