|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Во втором случае рассматривался вариант осуществления всех приходящихся на 2003 г. долговых платежей исключительно за счет бюджетных доходов – без привлечения каких бы то ни было внутренних или внешних ресурсов для полного или частичного рефинансирования основной части долга. Соответствующие величины долговой нагрузки были рассчитаны по отношению к ВВП, экспорту, сальдо платежного баланса, доходам и расходам бюджетов центрального и расширенного правительств. Их прогнозные значения в 2003 г. рассчитывались по двум вариантам: оптимистическому (о) – в соответствии со среднесрочным прогнозом российского правительства на 2001 – 2004 гг. и получившему наименование «Россия 2003 (о)» и пессимистическому (п) – с более низкими значениями по сравнению с правительственными параметрами и получившему наименование «Россия 2003 (п)». Полученные значения сопоставлялись с фактическими значениями чистых годовых платежей по внешнему долгу 130 стран мира в течение 1981 – 1999 гг. (см. табл. 3) Эти данные показывают, что даже в случае наиболее неблагоприятного варианта развития событий в 2001 г. Россия по величине чистых долговых платежей оказывается на 102 месте в списке наблюдений, равном 2021. Развитие событий по более благоприятному сценарию приводит к перемещению России на 122 место. Хотя по значениям 2003 г. относительное бремя российских долговых платежей оказывается более высоким, чем по значениям 1999 г., 2000 г. или среднегодовым показателям пятилетия 1995 – 1999 гг., оно все же не является рекордным. По сравнению, очевидно, максимально возможной величиной российских чистых долговых платежей в 2003 г. в 5,2% ВВП в некоторых странах этот показатель превышал 10% и даже 15% ВВП (например, Ямайка в 1986 г.). Удельный вес расходов центрального правительства, направляемых на обслуживание и погашение внешнего долга, в 32,5% нельзя назвать незначительным. Однако есть страны, которые в отдельные годы направляли на эти цели более половины, две трети и даже три четверти расходов своих центральных правительств. Таким образом, относительно параметров платежного баланса, объема ВВП, размеров фискальных показателей российские долговые платежи (не только фактически проведенные в последние годы, но и ожидаемые к осуществлению в ближайшем будущем, включая и 2003 г.) не уникальны. Международные сопоставления убедительно показывают, что в настоящее время Россия не является страной с экстремально высокой долговой нагрузкой. Место России в списках стран, ранжированных по показателям бремени обслуживания государственного долга, и параметры регрессионных уравнений зависимости темпов экономического роста от платежей по внешнему долгу (годовые значения за период 1981 – 1991 гг.,2021 наблюдение) Таблица 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Чистые платежи по обслуживанию внешнего долга |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В % к ВВП |
В % к монетизированной части ВВП |
В % к экспорту товаров и услуг |
За вычетом сальдо текущих операций в % к ВВП |
|