Проблемы взаимодействия человека и организации
Проблемы взаимодействия человека и организации
Содержание
Введение
___________________________________________________________________2
Глава 1. Проблемы взаимодействия человека и
организации ________________________4
1.1. Человек и
организация______________________________________________________________4
1.2. Модель взаимодействия человека и организационного окружения ________________6
1.3. Проблемы вхождения человека в организацию. Влияние организации на
процесс
вхождения_______________________________________________________________12
1.4. Проблема несовпадений ожиданий человека и организационного окружения
________________________________________________________________________18
1.5. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации _______________________27
Глава 2. Сводные статистические показатели
удовлетворенности и неудовлетворенности сотрудников компаний своей работой .___________________________________________________________________________35
Заключение
_________________________________________________________________42
Библиографический список____________________________________________________44
Введение
Актуальность данной курсовой работы, на тему «Проблемы
взаимодействия человека и организации» состоит в том, что изложенную здесь
информацию можно применять и в повседневной жизни при взаимодействии с
организацией и с целью ознакомления. Она помогает разобраться и учит поведению
как при вхождении в новую организацию, так и в организации, в которой вы уже
работаете сравнительно давно. Это теоретический материал, который полезно
изучить, и применять на практике.
Цель работы - выявить проблемы взаимодействия между человеком и
организацией и предложить методы их решения.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели
мною решались следующие задачи:
1. Изучить модели взаимодействия человека и организационного
окружения.
2. Подробно изложить информацию
о проблемах вхождения человека в организацию и влиянии организации на этот
процесс вхождения.
3. Выявить проблему установления
взаимодействия между человеком и организационным окружением.
4. Рассмотреть ролевой аспект
взаимодействия человека и организации, его анализ, описание, синтез.
Объектом курсового исследования является изучение
взаимодействия между человеком и организацией, предметом - проблемы
взаимодействия человека и организационного окружения.
Курсовое исследование написано при
использовании литературы по менеджменту, психологии, справочников, по
электронным версиям журналов, также были использованы Интернет - источники,
раскрывающие затронутую в работе проблему, а также материалов периодической
печати. Библиографический список представлен в конце курсовой работы.
Структура моей курсовой работы обусловлена
поставленными в исследовании задачами. Глава первая посвящена теоретическому
анализу проблемы, а во второй главе работы, я предоставляю информацию по данной
теме на конкретном примере.
При написании курсовой работы мною
были использованы следующие методы научного исследования:
- Метод синтеза
экономической информации;
- Аналитический метод.
В данной работе я рассматриваю
организацию с позиции организационного окружения, так как это более логично.
Ведь организационное окружение по своей сути - это та часть организации, с
которой человек сталкивается во время своей работы в ней, а именно этот аспект
организации меня и интересует.
Глава 1. Проблемы
взаимодействия человека и организации
Основой любой организации и ее главным богатством
являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот
вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат
техники над работником. Однако хотя машина и стала полновластным хозяином во
многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила
человека частично или даже полностью из отдельных подразделений организаций,
роль и значение человека в организации не только не упали, но и увеличились.
При этом человек стал не только самым ценным «ресурсом» организации, но и самым
дорогостоящим. Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности,
говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или
продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации.
Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал
своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников
на работе и для интенсивного развития их потенциала. Все это является одной
стороной взаимодействия человека и организации. Но есть и другая сторона этого
взаимодействия, которая отражает то, как человек смотрит на организацию, на то,
какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает
в свое взаимодействие с организацией.
Подавляющее большинство людей почти всю свою
сознательную жизнь проводят в организациях. Начиная с яслей и кончая домом для
престарелых, человек сознательно или бессознательно, добровольно или по
принуждению, заинтересованно или с полной апатией включается в жизнь
организации, живет по ее законам, взаимодействует с другими членами
организации, отдавая что-то организации, но получая от нее также что-то в
обмен.
Вступая во взаимодействие с организацией, человек
интересуется различными аспектами этого взаимодействия, касающимися того, чем
он должен жертвовать для интересов организации, что, когда и в каких объемах он
должен делать в организации, в каких условиях функционировать в организации, с
кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация и
т.п. От этого и ряда других факторов зависят удовлетворенность человека
взаимодействием с организацией, его отношение к организации и его вклад в
деятельность организации.
Установление органичного сочетания двух этих сторон
взаимодействия человека и организации является одной из важнейших задач
менеджмента, так как оно обеспечивает основу эффективного управления
организацией.
Поэтому необходимо понять, как строится взаимодействие
человека с организацией, в чем суть проблемы взаимодействия человека и
организации, какие характеристики личности определяют поведение человека в
организации и какие характеристики организационного окружения оказывают
воздействие на включение человека в деятельность организации.[I]
Работа человека в организации представляет собой
процесс постоянного взаимодействия с организационным окружением. По словам О.С.
Виханского и А.И. Наумова, этот обоюдный процесс может быть болезненным для
сторон. И возникновение напряжения может привести либо к малоустойчивому
взаимодействию, либо к разрыву их взаимодействия, т.к. "каждый член
организации имеет свое собственное окружение"[II] и это служит причиной для
эффективного установления взаимодействия человека и организационного окружения.
Ведь каждый человек выделяет для себя те характеристики и аспекты организации,
которые для него важны.
В настоящее время специалисты считают
более целесообразным применять модель взаимодействия человека и
организационного окружения, которая сочетает в себе элементы теории
человеческих отношений Э. Мэйо (главное – качество человеческих отношений)[III], а не полностью подчинена
рационалистическим законам управления Дж. Муни и А. Рейли, которые исключали
творческий подход к выполнению функций.
Под взаимодействием (взаимным
действием) понимают "процессы воздействия объектов друг на друга, их
взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого".[IV] Взаимодействие – это форма
движения, развития организации и человека в ней. Оно определяет существование
самой организации.
Системно поведение человека в организации может быть
представлено с двух позиций:
1. С позиции взаимодействия человека с организационным
окружением. В этом случае человек находится в центре модели.
2. С позиции организации, включающей в себя индивидов. В этом
случае организация как целое является исходной точкой рассмотрения.
Для рассмотрения первой позиции необходимо дать
определение понятию организационное окружение. В самом общем виде организационное
окружение – это та часть организации, с которой человек сталкивается во
время своей работы в ней. В первую очередь это рабочее место и его
непосредственное окружение. Однако для большинства людей организационное
окружение значительно шире их рабочего места и включает такие характеристики и
составляющие организации, как производственный профиль, положение в отрасли,
положение на рынке, размер организации, ее месторасположение, руководство,
организационная структура, правила поведения и внутренний распорядок, условия
работы, система оплаты, система социальных гарантий, философия организации,
общения, трудовые отношения, коллеги и еще многое другое. Каждый член
организации имеет свое собственное окружение, так как, во-первых, он выделяет
для себя те характеристики и аспекты организации, которые для него важны, и,
во-вторых, потому что он сам обычно занимает вполне определенное место в
организационном окружении, выполняет определенные функции и осуществляет
определенную работу.
Теперь, когда мы ознакомились с понятием
организационного окружения, необходимо перейти к рассмотрению первой модели
взаимодействия:
в том случае, когда человек – главный в процессе
взаимодействия с организационным окружением, модель включает такие элементы,
как: организационное окружение; стимулирующее воздействие; человек; реакция на
стимулирующие воздействия; действия, поведение; результаты работы (см. рис. 1).
Рис.1 Модель
включения человека в организационное окружение
Описать ее можно следующим образом:
o
В
процессе взаимодействия человека с организационным окружением он
получает побуждающие к действию стимулирующие воздействия.
o
Затем под
воздействием стимулирующих сигналов со стороны организационного окружения осуществляет
определенные действия.
o
Эти
действия приводят к выполнению им определенных работ и одновременно оказывают
определенное воздействие на организационное окружение.
В этой модели организационное окружение включает те
элементы организационной среды, которые взаимодействуют с человеком. К таким
элементам психологи Л.С. Выготский, Р.С. Немов, Г.М. Андреева и исследователи
А. Файоль, Т. Питерс и Р. Уотермен относят стимулирующие воздействия, человека,
реакцию человека, действия и поведение, результаты работы.[V]
o
Стимулирующие
воздействия
– это речевые и письменные сигналы, действия других людей.
o
Человек – биологическое и социальное существо
с определенными физиологическими потребностями, опытом, знанием, навыками,
моралью, ценностями.
o
Реакция
на стимулирующие воздействия охватывает восприятие этих воздействий
человеком, их оценку и принятие решения об ответных действиях.
o
Действия
и поведение включают мышление, телодвижения, речь, мимику, возгласы, жесты.
o
Результаты
работы
состоят из двух частей: 1) то, чего человек добился для себя, реагируя на
стимулы, и в результате пришел к решению проблемы; 2) то, что он сделал для
организационного окружения в ответ на стимулирующие воздействия, которые
организация применила по отношению к человеку.
Так, например, автомобильный магнат
Генри Форд[VI]
перед тем, как основать свою империю "Генри Форд компани", начал свою
работу в "Осветительной компании Эдисона". По вечерам и ночам он
делал первое транспортное средство – квадроцикл, создание которого привело его
в Детройтскую автомобильную компанию. Но так как отец не оценил по достоинству
созданное им изобретение, то Форд продолжил работать над машинами, возможно,
чтобы доказать отцу, что его идеи заслуживают внимания. Таким образом, реакция
отца послужила для Форда-младшего стимулирующим воздействием для продолжения
работы. А результат – переход в Детройтскую автомобильную компанию – показал
автомобильному магнату, что его идеи оценены, и можно и далее продолжать работу
в данном направлении. Результатом его работы стало с 1917 г. – производство грузовиков и тракторов, с 1918 г. – производство подводных лодок
"Игл". [VII]
Если же рассматривать поведение
человека с позиции организации (вторая модель), то человек – это ресурс
организации, который она использует в своей деятельности (см. рис. 2). Сама же
организация как единый организм в этом случае имеет вход, преобразователь и
выход и взаимодействует с внешним окружением, определенным образом, соответствующим
характеру и содержанию этого взаимодействия, включает человека как элемент
организации в процесс организационного и материального обмена между
организацией и средой.[VIII]
ОРГАНИЗАЦИЯ
|
Вход
·
Человек
·
Цели
·
Структура
·
Процессы
·
Техника
|
Преобразователь
·
Поведение
·
Действия
|
Выход
·
Продукт
·
Услуга
|
Рис.2 Модель включения человека в организационное окружение с позиций
организации
Г.Форд, увидев, что его продукция востребована на
рынке, в 1903 г. зарегистрировал свою компанию на рынке. В качестве
стимулирующего воздействия он применял повышение зарплаты "без какой-либо
забастовки со стороны рабочих", т.к. считал, что "если сокращать
зарплаты, то сократится и число… покупателей".[I]
Т.е. эти две модели взаимодействия
человека и организационного окружения позволяют проявляться личности человека,
"которая выступает, с одной стороны, как условие деятельности. А с другой
– как ее продукт" , ведь еще А.Н. Леонтьев писал, что "личность человека…
порождается деятельностью".[IX]
1.3.
Проблемы вхождения человека в организацию.
Для раскрытия данной курсовой работы необходимо
рассмотреть достаточно важный аспект во взаимодействии человека и организации –
это вхождение человека в организацию. Этот аспект несет в себе определенные
проблемы и трудности, как со стороны организации, так и со стороны человека,
которые мне необходимо выявить на основании изложенного материала.
Каждому человеку в жизни не один раз приходится
переживать процесс вхождения в организацию. Находиться в организации, быть ее
членом, и входить в организацию, становиться ее членом - далеко не одно и то
же. Вхождение человека в организацию всегда сопряжено с решением нескольких
проблем, которые обязательно сопутствуют этому процессу.
o
Во-первых,
- это
адаптация человека к новому окружению, которая не всегда проходит успешно и
успех которой зависит от правильного взаимодействия обеих сторон: человека и
организационного окружения.
o
Во-вторых,
- это
коррекция или изменение поведения человека, без которых во многих случаях
невозможно войти в организацию.
o
В-третьих,
- это изменения и модификации в организации, которые происходят даже тогда,
когда организация уже имеет свободное "место" для человека и сама
принимает человека на это место в соответствии с ее потребностями и критериями
отбора.
Данные проблемы определяют не только,
сможет ли человек войти в организацию. От их решения во многом зависит и то,
как человек будет функционировать в организации, как будет строиться его
взаимодействие с организационным окружением.
Итак, существует два необходимых
условия, которые позволяют избежать проблемы вхождения человека в организацию,
я считаю нужным перечислить их:
o
Первым необходимым условием
успешного вхождения в организацию для каждого ее нового члена является изучение
системы ценностей, правил, норм и поведенческих стереотипов, характерных для
данной организации. При этом нет необходимости изучать всю совокупность
ценностей и норм, существующих в организации. Важно знать те из них, которые
являются ключевыми на первом этапе взаимодействия человека с организационным
окружением и без знания которых могут возникнуть неразрешимые конфликты между
человеком и окружением. Установление системы таких норм и ценностей и
соответствующее описание их является важной задачей руководства, в частности
лиц, ответственных в организации за кадры.
o
Вторым необходимым условием
успешного вхождения человека в организацию является осознание значимости этого обучения,
и рассмотрение его как части "цены", которую он должен
"заплатить" за вхождение в организацию. При этом человек должен
понимать, что это поможет ему существенно сократить "плату" за
конфликты, которые будут возникать между ним и организационным окружением в
будущем.[X]
Основными сторонами жизнедеятельности организации,
ценностные,
поведенческие и нормативные характеристики, которых
должен в первую очередь изучить человек, входящий в организацию, являются
следующие:
o
миссия и
основные цели организации;
o
допустимые
и предпочтительные средства, которые могут быть
использованы для достижения целей организации;
o
имидж и
отличительный образ, который имеет и создает
организация;
o
принципы,
правила и нормы, обеспечивающие отличительные
особенности и существование организации как единого
организма;
o
обязанности,
которые должен будет взять на себя человек,
вступив в определенную роль в организации;
o
поведенческие
стандарты, которым должен будет следовать
человек, выполняя роль.
Вступая в организацию, человек, желающий избежать
проблем во взаимодействии с организационным окружением, должен уяснить для
себя:
o
каким
нормам он должен следовать в общении с коллегами
o
как
следует интерпретировать деятельность организации
o
в какой
форме и по каким вопросам обращаться к руководству
o
в каком
виде принято ходить на работу
o
как
принято распоряжаться рабочим временем, а также временем, отведенным для
отдыха.
Отобрав человека для работы, для исполнения им
определенной роли, организация исходила из того, что этот человек ей нужен и
будет полезен. Поэтому удержание человека и его адаптация к условиям труда в
организации является исключительно важной задачей, за решение которой в первую
очередь ответственно управление организаций.
Стоит уделить внимание ситуации, которая возникает в
процессе вхождения человека в организацию, выявит проблемы в ней и предложить
методы решения. Итак, успех вхождения человека в организацию зависит от того,
насколько этот человек смотивирован на вхождение в организацию, и от того,
насколько организация на начальном этапе вхождения в состоянии его удержать.
Рассмотрим данную ситуацию с позиции человека:
o
Если
человек сильно смотивирован на членство в организации, он будет стараться
преодолеть трудности вхождения и добиваться того, чтобы, несмотря на
болезненность этого процесса, адаптироваться к организационному окружению.
o
Если же
мотивация вхождения не очень высокая, то он может прекратить процесс обучения и
адаптации к организационному окружению, сразу уйдя из организации, или же
остаться в ней до явного разрастания конфликта между ним и организационным
окружением. [XI]
Однако даже если человек и не имеет
достаточно сильной мотивации на вхождение, организация может попытаться
удержать его и добиться его адаптации к новым условиям (сделай паузу, скушай
твикс). Очень часто именно начальный период адаптации для многих оказывается
непреодолимым и самым трудным. Оставаясь же какое-то время в организации, даже
вопреки желанию, при соответствующем общении человек постепенно адаптируется и
становится "нормальным" членом организации. Для того чтобы удержать
входящего в организацию человека, могут быть применены разные приемы. В
частности это могут быть:
o
меры
долгосрочной материальной поддержки, выходящие за рамки зарплаты
o
обещания
в будущем продвижения по службе или предоставления интересных мест работы
o
предоставление
за счет организации возможностей обучения и развития, предоставление на
льготных условиях жилья и многое другое.
На этапе вхождения нового работника в организационное
окружение, организация должна решать одновременно три задачи:
o
разрушать
старые поведенческие нормы входящего человека;
o
заинтересовывать
его в работе в организации;
o
прививать
ему новые нормы поведения.
Все эти процессы идут в тесной взаимосвязи и
достигаются совокупным набором определенных приемов и методов. При вхождении
человека в организацию часто отрицательные результаты может дать:
o
недогрузка
на работе, постановка упрощенных задач и легких заданий.
o
постановка
очень сложных задач и большая загрузка на работе.
Очень благоприятным, как с точки
зрения разрушения старых стереотипов, так и с точки зрения повышения
заинтересованности в работе в организации, является создание таких ситуаций и постановка
таких задач, которые:
o
во-первых, могут быть решены новым членом
организации самостоятельно
o
во-вторых, несут в себе элемент вызова
и необычности
o
в-третьих, для решения, которых
требуются действия и поведение, противоречащие тому, как человек действовал
ранее. В этом случае новый работник получает повышенный интерес к организации,
удовлетворение от получения необычного для него результата и сомнение по поводу
абсолютной правильности предыдущего опыта и предыдущих знаний.
o
в-четвертых, ускоренной адаптации к
новому организационному окружению способствует создание групп из начинающих
членов организации с включением в эти группы сотрудников, имеющих
продолжительный опыт работы в организации. Данный прием позволяет новичкам не
только быстрее и лучше узнать и понять организационное окружение, но и
установить на начальном этапе более тесный контакт с организационным
окружением. Новые члены организации обычно имеют тягу к ускоренному сближению
друг с другом, тенденцию к установлению неформальных объединений
новичков. Эти неформальные группы создают "промежуточную" культуру,
которая еще не базируется на принципах новой организации, но и не отражает полностью
принципы и нормы их предыдущего поведения. Новые члены организации зачастую,
обсуждая между собой вопросы жизни организации, в рамках своей
"промежуточной" культуры могут давать неверные оценки событиям,
происходящим в организации, неверно интерпретировать поведение других членов
организации и делать для себя неверные выводы по поводу того, как они должны
вести себя в организации. Эти ошибочные выводы и взгляды могут быть эффективно
предотвращены, если с группой новичков постоянно работает опытный член организации,
который выступает как бы мостом перехода "промежуточной" культуры
неформальной группы новичков в культуру организации.
o
К разряду
сильных средств, способствующих удержанию нового члена в организации и его
ускоренной адаптации к организационному окружению, относятся беседы с
руководством, а также разъяснения и рекомендации, даваемые руководством. Такие
встречи и указания придают новичку чувство уверенности, снижают ощущение
потерянности и ненужности, которые обычно появляются при вхождении в новое организационное
окружение, и резко повышают чувство причастности к делам организации.
По моему мнению, данная проблема и пути ее решения в
организации освещена достаточно подробно. Вследствие этого стоит перейти к
достаточно важной теме в моей курсовой работе - к несовпадению ожиданий
человека и организационного окружения.
Выполняемая
сотрудником работа показывает необходимость этого сотрудника другим людям,
которые находятся с ним не только в непосредственном организационном окружении,
но и в опосредованном. Однако это не значит, что человек в организации только
лишь пешка в игре. Конечно, человек должен подчиняться тем сотрудникам,
которые стоят выше него на иерархической лестнице, но подчинение это, скорей,
формализованное. И должностные обязанности, закрепленные в правилах трудового
распорядка, различных нормативных актах, Уставе организации, Конституции, лишь
упрощают деятельность человеку, который работает в организации. Ведь тем самым
они увеличивают время для взаимодействия с другими людьми с целью повышения
уровня своего образования, личностного роста и развития душевных качеств. Кроме
этого, они позволяют осваивать те функции и обязанности человеку, овладение которыми
необходимо для перехода на более высокий уровень по иерархической лестнице. А
это, в свою очередь, позволяет сотруднику увеличивать свои материальные
ресурсы, освобождать время для построения отношений с другими членами своего
организационного окружения, которые могут помочь человеку в достижении той
конечной цели, результат которой важен для него. [XII]
Работа человека в организации представляет собой
процесс постоянного его взаимодействия с организационным окружением. Это очень
сложный и многоплановый процесс, являющийся исключительно важным для обеих
сторон. Зачастую этот процесс является болезненным для обеих сторон. Отладить
его очень нелегко. Каждый человек, входя в новую организацию, сталкивается с
множеством проблем взаимодействия с организационным окружением. Многие коллизии
возникают и в организационном окружении, так как оно обязательно претерпевает
деформации и изменения с появлением нового члена в организации. В дальнейшем
может быть налажено безболезненное взаимодействие личности и окружения внутри
организации. Однако в большинстве случаев это малоустойчивое взаимодействие,
что проявляется в возникновении напряжения в отношениях между человеком и
организацией и в возможном разрыве их взаимодействия. Как бы человек и
организация ни стремились свести свое взаимодействие только к выполнению
определенных работ на определенном рабочем месте, у них этого никогда не
получится. Взаимодействие человека с организацией всегда шире, так как человек
не может быть низведен до состояния машины, а организационное окружение – до
рабочего места.
В каждой конкретной ситуации возникновения трудностей
и проблем взаимодействия человека с организационным
окружением могут быть найдены конкретные, соответствующие данной ситуации
причины, породившие эти проблемы. Однако, несмотря на ситуационность этих
проблем, можно указать на два основополагающих момента, лежащих в основе
большинства причин, вызывающих непонимание, противодействия и конфликты во
взаимодействии человека с организационным окружением. Данными моментами являются:
o
ожидания
и представления индивида об организационном окружении и его месте в нем;
o
ожидания
организации в отношении индивида и его роли в ней.
Рассмотрим данную ситуацию:
1. С позиции человека:
Имея определенное представление о себе самом и своих
возможностях, обладая определенными знаниями об организации, имея определенные
намерения в отношении организации и, наконец, исходя из своих целей и текущих
возможностей, индивид вступает во взаимодействие с организацией, предполагая
занять в ней определенное место, выполнять определенную работу и получать
определенное вознаграждение.
2. С позиции организации:
Организация в соответствии со своими целями,
организационной структурой, спецификацией и содержанием работы предполагает
взять работника, обладающего соответствующими квалификационными и личностными
характеристиками, чтобы он играл определенную роль в организации, выполняя
определенную работу, давая требуемый результат, за который полагается
определенное вознаграждение (рис. 1).
Рис.3 Основа
конфликта во взаимодействии индивида и организации
Свести, сделать соответствующими друг другу ожидания
человека и ожидания организации очень трудно, так как они складываются из
множества отдельных ожиданий, для стыковки которых нужно обладать искусством
управления высокого класса.[XIII]
Рассмотрим группы основных
ожиданий индивида:
o
содержание,
смысла и значимости работы;
o
оригинальности
и творческого характера работы;
o
увлекательности
и интенсивности работы;
o
степени
независимости, прав и власти на работе;
o
степени
ответственности и риска;
o
престижности
и статусности работы;
o
степени
включенности работы в более широкий деятельный процесс;
o
безопасности
и комфортности условий на работе;
o
признания
и поощрения хорошей работы;
o
заработной
платы и развития;
o
социальной
защищенности и других социальных благ, предоставляемых организацией;
o
гарантий
роста и развития;
o
дисциплины
и других аспектов, регламентирующих поведение на работе;
o
отношений
между членами организации;
o
конкретных
лиц, работающих в организации.
Стоит отметить, что для каждого индивида комбинация
этих отдельных ожиданий, формирующая его обобщенное ожидание по отношению к
организации, различна. Причем и структура ожидания, и относительная степень
значимости отдельных ожиданий для индивида сами зависят от множества таких
факторов, как его личностные характеристики, цели, конкретная ситуация, в
которой он находится, характеристики организации и т.п.
А теперь стоит рассмотреть группы основных
ожиданий организации:
o
специалист
в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией;
o
член
организации, способствующий ее успешному функционированию и развитию;
o
человек,
обладающий определенными личностными и моральными качествами;
o
член
организации, способный общаться и поддерживать хорошие отношения с коллегами;
o
член
организации, разделяющий ее ценности;
o
работник,
стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей;
o
человек,
преданный организации и готовый отстаивать ее интересы;
o
исполнитель
определенной работы, готовый осуществлять ее с должной отдачей и на должном
качественном уровне;
o
член
организации, способный занять определенное место внутри организации и готовый
взять на себя соответствующие обязательства и ответственность;
o
сотрудник,
следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и расторжениям
руководства.
Психологи и социологи пришли к
выводу, что если ожидания не оправдываются, то это может привести к стрессу, а,
следовательно, к ухудшению работы не только конкретного сотрудника, но и
организации в целом. Существует несколько причин, из-за которых это может
произойти:
o
из-за
того, что работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям,
обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в
социальной структуре организации и ощущает себя невознагражденным (у него нет
стимула и дальше выполнять свою работу эффективно и качественно);
o
из-за
предъявления противоречивых требований, что приводит к конфликту ролей. Например,
продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но,
когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал
заполнять полки товаром;
o
из-за нарушения
принципа единоначалия: два руководителя в иерархии могут дать работнику
противоречивые указания. Это происходит, например, когда руководитель требует
от своего помощника (коммерческого директора) максимально увеличить выпуск
продукции, а коммерческий директор требует от технического директора соблюдения
стандартов качества. В результате экономическое равновесие нарушается, т.к. для
увеличения выпуска продукции необходимо увеличить производственные затраты, а
это не всегда ведет к сохранению качества продукции на прежнем уровне;
o
из-за различий
между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой
ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что
хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования
руководства - с другой;
o
из-за неопределенности
ролей, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта
ролей, здесь требования, скорей, не противоречивы, а уклончивы и не определены.
Поэтому для быстрого достижения целей организации, работникам легче иметь
правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как
они должны делать и как их после этого будут оценивать;
o
из-за
работы, которая не интересна для сотрудника. В этом случае люди проявляют
больше беспокойства и больше подвержены физическим недомоганиям, чем
занимающиеся интересной работой. Но тут надо отметить, что взгляды на понятие
“интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным
для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.[XIV]
Комбинация ожиданий организации по отношению к
человеку, а также степень значимости для организации каждого отдельного
ожидания могут отличаться у различных организаций (не тупи, сотри эту запись).
Более того, и в рамках одной и той же организации по отношению к различным
индивидам могут складываться различные комбинации ожиданий. Поэтому нельзя
предложить единой универсальной модели ожидания организации по отношению к
человеку, так же как нельзя предложить аналогичной модели ожидания человека по
отношению к организации.
Для того чтобы стыковать ожидания человека и
организации по отношению друг к другу и тем самым устранить или минимизировать
проблемы и коллизии, которые возникают между человеком и организационным
окружением, важно четко представлять то, на какое место в организации
претендует человек, какие роли он может и готов выполнять и какую роль ему
предполагает дать организация. Очень часто именно несоответствие роли, которую
предлагает организация человеку, его претензиям занимать определенное место в
организации, является основой конфликта между человеком и организационным
окружением.
Возможны два подхода к установлению соответствия роли
и места (см. рис.2): [XV]
Страницы: 1, 2
|