Распределение доходов
Анализом
проблемы неравенства занимался А. Пигу. В работе «Экономическая теория
благосостояния» он сформулировал принцип достижения максимума благ для
наибольшего количества человек. Наибольший уровень благосостояния Пигу предлагал
достичь проведением политики равномерного распределения доходов. Его заслуга
состоит в рассмотрении положительных и отрицательных моментов регулирования
доходов. Так, политика перераспределения таит в себе опасность негативного
воздействия на накопление капитала и экономическую активность. Результат
политики доходов – общие удовлетворение бедных категорий общества возрастает в
большей степени, чем снижение общего удовлетворения богатых. В качестве
главного метода регулирования доходов Пигу называл налоговое воздействие.
Видное место в развитии теории распределения доходов
занимает концепция В. Парето. Он выявил зависимость между уровнем дохода и
числом получающих его лиц. Согласно данному «закону Парето», распределение доходов
низкого уровня может быть подвержено колебаниям, а высокого уровня – вполне
стабильно.
Если численность людей с доходами, равными или больше
величины Х, составляет N, то соотношение можно записать в виде
уравнения: N=A:X-m или lg N=lgA-m:lgX, где
А и m – параметры уравнения
Причиной данного закона Парето называл
естественную неравномерность распределения способностей граждан. Причем при
росте общей суммы доходов в больших темпах, чем увеличение численности людей,
вполне вероятно снижение дифференциации населения по уровню дохода.
Целостную концепцию государственного регулирования
рыночной экономической системы создал Д. Кейнс. Немаловажную роль в своих
исследованиях он отводил проблеме неравенства доходов: «Наиболее значительными
пороками экономического общества … является … его произвольное и несправедливое
распределение богатства и доходов». По мнению Кейнса, перераспределительная
политика государства в пользу низкодоходных категорий населения обеспечит
платежеспособный спрос и склонность к потреблению в обществе, что в свою
очередь, расширит производство и снизит уровень безработицы. Такое
экономическое обоснование государственного воздействия на процессы
распределения доходов в то время было достаточно новым.
Кроме того, большое внимание Кейнс уделял анализу
способов регулирования доходов. Он отмечал, что система прямых налогов,
особенно подоходного и налога с наследства, смягчает расслоение на богатых и
бедных среди населения. Трудности государственного вмешательства в формирование
доходов через налогообложение составляют возможности уклонения от уплаты
налогов. Другой сдерживающий фактор – необходимость роста капитала. Однако по
Кейнсу увеличение сбережений организаций и учреждений намного значительнее, чем
богатство состоятельных людей. Поэтому политика перераспределения доходов может
стать эффективной и в этом случае.
По словам
французского исследователя А. Токвиля, «люди никогда не смогут достичь той
степени равенства, которая бы их удовлетворяла». В этой мысли содержится
значительная доля истины. И всё же цель экономической теории заключается не в
ликвидации различных точек зрения, а в осуществлении их синтеза и выработке
практических рекомендаций для реализации государственной экономической
политики.
Абсолютные
размеры доходов населения и покупательная способность представляют собой
главные показатели благосостояния и уровня жизни людей. Уровень располагаемых
доходов создает возможности материальной и духовной жизни личности,
удовлетворения насущных потребностей, получения образования, сохранения
здоровья. Борьбу с бедностью и неравенством в распределении доходов можно
считать одним из приоритетных направлений экономической политики любого
государства.
Государственная
политика доходов определяется как «перераспределение их через государственный
бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей
доходов и социальных выплат»1. Согласно другому мнению, основными
составляющими государственного регулирования доходов являются: организация
социальных трансфертных платежей и установление определенных цен для производителей
и покупателей2. Кроме того, законодательным путем
устанавливаются минимальные ставки заработной платы, осуществляется
государственное пенсионное обеспечение и различные виды социального
страхования; производится индексация доходов. Целью реализации политики
перераспределения можно назвать достижение гуманизации отношений в обществе,
предотвращения роста преступности, поддержание платежеспособного спроса,
формирование условий для нормального воспроизводства рабочей силы[1].
Степень воздействия государства на данные процессы
характеризуется в значительной мере объемом расходов на социальное обеспечение
и прогрессивностью налоговых ставок. Процесс изменения первичного распределения
доходов сопровождает создание общественного блага, что проявляется в росте
благосостояния малообеспеченных и его снижение у состоятельных граждан. Такое
действие государства «влияет на аллокацию ресурсов и мотивы экономической
деятельности».
Е. Жильцов
отличает следующие направления и методы государственного воздействия на бедность
и неравенство в современных цивилизованных странах:
1.
Установление
прожиточного минимума посредством замены всех выплат социальных пособий единым
негативным подоходным налогом. Существенно определение коэффициента снижения
ставок данного вида налога по мере роста доходов. К достоинству вышеназванной
меры относится обеспечение стимулов к трудовой деятельности и устранение
унизительного положения низкодоходных групп населения по отношению к обеспеченным.
Однако отрицательные моменты сводятся к высоким административным издержкам и
росту ставок подоходного налога с доходов всех категорий граждан. При
реализации данного метода требуется осуществление поиска эффективной
взаимосвязи минимального уровня доходов и размеров социальных выплат.
2.
Потенциальное
получение трансфертных платежей ставится в зависимость от обязательства
заняться трудовой деятельностью. Осуществляется увязка социальных выплат с
уровнем дохода их получателя[2].
Однако, многие экономисты негативно относятся к обеспечению адресности социальной
защиты граждан.
Методы
перераспределения доходов варьируются в зависимости от типа социального
государства. Так, при господстве либерализма за основу регулирования берется
установление «верхней и нижней границы цивилизованного существования»[3] и баланс между осуществлением
социальной помощи беднейшим группам населения и сохранением стимулов к труду.
Меры регулирования выражаются в незначительных социальных выплатах и программах
социального страхования. Неэффективность перераспределительной политики
свидетельствует о неправильном использовании ее методов и средств, но не служит
основанием отказа от системного государственного регулирования доходов.
Социал-демократическую
модель отличают универсальная социальная помощь и справедливое равномерное
распределение доходов. Причем во многих случаях государство опосредованно
воздействует на уровень доходов путем создания условий для повышения
материального благосостояния (содействие экономической активности, рациональное
использование производственных мощностей и другие вышеперечисленные меры). Основной
проблемой при осуществлении государственных методов воздействия на доходы
считается их финансовое обеспечение.
Административные
издержки увеличиваются по мере влияния на уменьшение объема предложения труда.
При высокой эластичности предложения труда по заработной плате (за вычетом
налогов) рост налогов в большей мере сокращает предложение труда, являющееся
объектом налогообложения и приводит к значительному снижению объемов
производства. В случае высокой эластичности предложения труда выплата
трансфертов неработоспособным вызовет значительное предложения их труда.
Дороговизна проведения перераспределительной политики заставляет искать
компромисс между соответствием бюджетных ресурсов и масштабами государственного
воздействия. Вопрос о необходимой мере последнего остается дискуссионным и в
настоящее время.
Эффективность
реализации определенных направлений регулирования доходов в конкретных условиях
зависит от многих обстоятельств, включающих побочные действия каждого из них. В
частности, введение государством дотаций к ценам некоторых товаров, расходы на
оплату которых являются существенными в доходах малообеспеченных категорий
населения (например, продовольствие) требует больших затрат финансовых средств.
Однако следствие применения данного метода состоит не только в улучшении материального
благосостояния низкодоходных групп населения, но и в росте доходов
производителей товаров. Действительно, рост доходов одних слоев общества может
вызвать повышение рыночных цен для всех покупателей на продовольствие. В
результате – падение общего материального благосостояния потребителей1.
В основе распределения в рыночной экономике лежит распределение по
труду и по собственности (капиталу), определяющие два основных источника
дохода. Если капитал и труд характеризуются высокой взаимозаменяемостью, а
спрос на труд эластичен, то увеличение предложения труда приведет к росту
трудового дохода.
Теперь посмотрим, как изменятся трудовые
доходы с увеличением капитала, но при неизменном предложении рабочей силы.
Проследить это можно на рисунке:
При увеличении массы капиталов, расходуемых фирмами,
появляется возможность нанять больше работников, в результате чего происходит
сдвиг кривой Ld в положение L`d. Поскольку фирмы начинают конкурировать друг
с другом за привлечение дополнительной рабочей силы, то чтобы иметь возможность
быстро использовать весь дополнительный капитал, заработанная плата начинает
расти и доходит до точки W1, которая соответствует новой точке
равновесия между спросом и предложением А1. Большая заработанная плата и
большее количество занятых работников неизбежно приведут к росту трудового
дохода и увеличению его доли в совокупном доходе.
Ввиду того, что увеличение доли трудового дохода ведет
к уменьшению доли дохода от капитала, можно говорить о тенденциях в динамике
соотношения труда и капитала. Если рост объема капитала и сопровождающее его
увеличение заработанной платы означает увеличение количества капитала,
приходящееся на одного работника, т.е. рост капиталовооруженности труда, то
можно сказать, что увеличение капиталовооруженности неизбежно приводит к росту
заработанной платы. Технологические изменения могут вызвать как увеличение, так
и уменьшение доли трудовых доходов.
В конечном итоге доходы получают не факторы производства,
а конкретные люди (или семьи), ибо именно они являются основными поставщиками
факторов производства – труда и капитала.
Как же происходит персональное распределение
полученного дохода между отдельными людьми в обществе? Ответ на этот вопрос
поможет получить так называемая кривая Лоренца.
На горизонтальной оси откладывается доля всего
количества семей от 0 до 100%, по вертикали – их доли в совокупном доходе.
Кривая OABCDEF показывает фактическое распределение полученного
дохода между отдельными группами семей. В нашем примере 20% семей получают
самые низкие доходы, и их доля составляет 4,7%. 40% семей получают доход в
15,7%, 60% семей – 32,7%, 80% - 57,1%, 95% - 84% и последние 5% семей получают
16% совокупного дохода.
Таким образом, исходя из показанного распределения
можно сделать вывод, что в нашем случае 80% всех семей получают немногим больше
половины всего совокупного дохода, а оставшиеся 20% - немногим меньше половины.
Естественно, это характеризует прежде всего неравномерность распределения
совокупного дохода. Если бы доходы распределялись равномерно, то кривая
выпрямилась бы и приняла форму FO. Каждая ее точка соответствовала бы
равномерному распределению доходов, т.е. 20% семей получали бы 20% доходов, 50%
семей – 50% и т.д. Однако в силу того, что способности отдельных людей как
собственников рабочей силы различны, естественно, различаются и их доходы.
Кроме того, все люди обладают разной собственностью на капитал, а у большинства
ее вообще нет. Все это и определяет различия в получаемых доходах. Именно такие
различия, неравномерность распределения и отражает кривая Лоренца.
Форма кривой Лоренца характеризует степень неравномерности
распределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстоит от кривой
абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов, и
наоборот.
Характеризуя величину денежных доходов у различных
групп населения, кривая Лоренца позволяет прогнозировать изменение
благосостояния людей, их покупательную способность и, следовательно, спрос, это
дает возможность принимать необходимые меры по регулированию и поддержанию
равновесного ЧНП.
Однако, изучая кривую Лоренца и ее характеристики
необходимо помнить об особенностях ее построения. Как правило, она показывает
только денежные доходы, получаемые населением от общественного хозяйства, не
затрагивая натуральных доходов и трансфертных платежей. А поскольку практически
во всех существует прогрессивная система налогообложения несколько сглаживается
и неравномерность в распределении. Этому способствует и трансфертные платежи.
Если площадь между кривой абсолютного равенства OF и
кривой Лоренца мы обозначим буквой Т и соотнесем ее с площадью треугольника OFK, то
получим показатель степени неравенства в распределении, который получил
название коэффициента Джини:
G=T/OFK
Очевидно, что чем больше площадь Т и чем дальше кривая
Лоренца будет отклоняться от кривой равновесия, тем больше коэффициент Джини.
По данным Госкомстата, этот показатель постоянно рос с начала экономической реформы
в нашей стране, отражая начавшееся расслоение населения по доходам. В 1991 году
он составил 0,256, в 1992 году – 0,289, в 1993 году – 0,398, в 1994 году –
0,409, в 1995 году показатель неравномерности стабилизировался: в 1996 году он
составил 0,375, в 1997 г. – 0,381, в 1998 г. – 0,379.
Данный показатель
определяется в соответствии со следующим уравнением:
log N = p + d log Ax, где N – количество лиц, получающих доходы, равные
или превышающие определенный уровень Х, Ах – сумма доходов, превышающих Х. В
случае абсолютного равенства доходов различных категорий граждан он равен нулю.
Если же весь совокупный доход находится у одного человека, то значение данного
коэффициента будет равно единице. Таким образом, реально величина коэффициента
Джини колеблется в пределах от нуля до единицы.
Для оценки уровня и динамики получаемого дохода
используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода. Номинальный
доход – это количество денег, полученное в определенный период отдельным
лицом. Если из этого дохода вычесть налоги и обязательные платежи, то получим располагаемый
доход, который можно использовать на потребление и сбережение. реальный
доход – это то количество благ и услуг, которое можно купить по действующим
ценам на располагаемый доход в определенный период.
Основной вид дохода – номинальный, он формируется в
основном из трудовых доходов, доходов от капитала и трансфертных платежей
(различных выплат из общественных фондов). К последним относятся выплаты
Пенсионного фонда, из фондов социального страхования и социальной защиты,
выплаты пособий по безработице и пр.
В формировании рационального поведения людей очень
важно правильное соблюдение соотношений между видами доходов. Если трансфертные
платежи играют значительную роль в формировании доходов населения, то это
снижает его активность, порождает психологию иждивенчества. Увеличение доли
трудовых доходов – стимул к активной, предприимчивой жизнедеятельности
индивида. Поможет в таком стимулировании и налоговая политика, если она
придерживается правила, что ставки налогов на трудовые доходы должны быть
меньше, чем ставки налогов на доходы от капитала.
Полученный доход определяет уровень благосостояния,
или уровень жизни, отдельного индивида. Именно от величины полученного дохода
зависит реализация
конечной цели общества – создание условий для удовлетворения
потребностей населения, повышения его жизненного уровня. Естественно, что
распределение доходов имеет свои особенности на каждом этапе общественного
развития.
Существенное
влияние на распределение доходов населения оказывает налогообложение. С целью
воздействия на формирование доходов устанавливается принцип вертикального и
горизонтального равенства. То есть граждане должны платить налоги в
соответствии с их платежеспособностью. Налогами обычно облагаются доходы
населения, а не потребление, которое не охватывает сбережений1.
Перераспределение налогового бремени на богатые группы общества состоит в
прогрессивных ставках подоходного налога, пропорциональном характере налога на
собственность, освобождении от подоходного налога некоторых минимальных сумм и
установлении налоговых льгот. Оптимальная структура
налогообложения – та, которая максимизирует общественное благосостояние. В ней
выбор между справедливостью и эффективностью адекватно отражает отношение
общества к этим целям. Главной проблемой налогового регулирования доходов
является закономерность: чем большего равенства доходов предполагается
добиться, тем жестче ограничения данных преобразований и тем больше избыточное
налоговое бремя2.
Большая степень
прогрессивности налоговых ставок предопределяет большие чистые потери. Для
смягчения неравенства в распределении доходов предусмотрены налоговые льготы,
которые вступили в действие с 2002 года при осуществлении отчета о доходах за
2001 год.
Таблица 2.3.5.
Основные налоговые льготы при уплате
налога на доходы физических лиц за 2001 год3.
|