бесплатные рефераты

Развитие предпринимательства в сфере управления земельными отношениями в городском секторе экономики...

Применение техники остатка для зданий или для земли может привести к получению отрицательной величины стоимости. В этом случае по объекту собственности может быть выявлена важная информация.


Техника остатка для здания

147

Таблица 3.6



Показатель

Численное значение, долл.

Чистый операционный доход

65000

Доход, относимый к земле

-6000

Доход от здания

59000

Стоимость   здания    при    прямолинейном    возврате инвестиций (59000 долл. + 0,14)

421429

Стоимость здания при расчете по аннуитетному методу (59000 долл. + 0,120417)

489965

Пример. Предположим, что техника остатка для земли показывает отрицательную величину (остаточного) дохода, приписываемого земле. До составления заключения о стоимости аналитик должен перепроверить допущения, положенные в основу расчета коэффициента капитализации как в части дохода на инвестиции, так и в части возврата инвестиций. Если допущения верны, то здание, вероятно, является избыточным улучшением для данного участка. Иными словами, доход, приписываемый зданию, не способен обеспечить требуемый доход на инвестиции и возврат инвестированного в здание капитала. Или же требуется другой подход к управлению собственностью с тем, чтобы сделать ее более привлекательной для арендаторов путем корректировки ставок и графика выплат арендной платы, изменения состава нанимателей или уровня предоставляемых им услуг.

В случае, если техника остатка для зданий дает ртрицательную величину стоимости здания, то после проверки допущений по коэффициенту капитализации аналитик может составить предложения о внесении изменений в управление объектом. Если же и после этого остаток остается отрицательным, то разумным может быть предложение о сносе здания и замене его другим, которое будет соответствовать варианту наилучшего и наиболее эффективного использования собственности.

Употребление слова «остаток» в технике остатка для собственности в целом вводит в заблуждение. Более подходящим будет термин «реверсия».

Реверсия - это остаточная стоимость объекта при прекращении поступлений потока доходов. Реверсия может быть получена по истечении


148

срока экономически полезной жизни объекта или при его перепродаже на более раннем этапе.

Когда чистый операционный доход может быть спрогнозирован с разумной вероятностью на весь срок экономически полезной жизни здания, техника остатка для объекта может дать обоснрванную оценку его стоимости. В этих случаях нет необходимости делить доход на две составляющие - доход от здания и доход от земли. Это позволяет избежать сложного этапа разделения, теоретически необоснованного, поскольку здание и земля являются единым объектом собственности, генерирующим общий поток доходов. Даже если оценка сделана с большим допуском, оценочная стоимость перепродажи в конце срока экономически полезной жизни зданий и сооружений незначительно повлияет на текущую стоимость собственности, поскольку перепродажа может произойти через много лет. Однако оценочная продолжительность полезной жизни объекта редко совпадает с типичным периодом владения инвестиционным активом.

Пример. Рассмотрим застроенный объект недвижимости, который, как ожидается, будет ежегодно приносить 65000 долл. чистого операционного дохода в течение последующих 50 лет, после чего здания и сооружения полностью обесценятся как приносящие доход активы. Для простоты предположим, что стоимость земли останется неизменной и составит 50000 долл. Для данного объекта приемлемой считается ставка дохода на инвестиции 12%. Оценка потока доходов в 65000 долл. в год должна быть проведена с использованием фактора обычного аннуитета (умножение на фактор аннуитета), а реверсии в 50000 долл. - с использованием фактора текущей стоимости единицы. Следует обратить внимание на то, что результаты расчетов (см. табл. 3. 7) в точности равны оценкам, полученным по технике остатка для земли при аннуитетном возмещении капитала.


149

Таблица 3.7

Техника остатка для собственности в целом


Показатель

Сумма, долл.

Фактор

Текущая стоимость, долл.

Поток доходов

65000

8,3045

539792

Реверсия

50000

0,00346

+173

Общая текущая стоимость                                                                                        539965

Округлено до                                                                                                            540000

Норму прямолинейного возмещения капитала следует использовать для оценки дохода от зданий в тех случаях, когда предполагается, что последний будет систематически снижаться. Однако при этом необходимо разделять доход, относимый к земле, и доход, относимый к зданиям, с тем, чтобы именно поток доходов от зданий учесть как убывающий; стоимость земли и доход от нее считаются неизменными (табл. 3.8).

Таблица 3.8

Остаточная стоимость для собственности в целом при расчете возврата инвестиций в здания и сооружения по прямолинейному методу, долл.


Чистый операционный доход

65000

Доход от земли (50000 долл. о 0,12)

-6000

Доход от зданий

59000

Капитализация дохода:

16666,67


Факторы кап

итализашш


Доход от земли

6000

8,3045*

49827

Доход от зданий

59000

7,1428**

421429

Реверсия:      стоимость земли

50000

0,00346***

173

Общая стоимость собственности

471429

* Аннуитет за 50 лет при ставке 12%.

** 1 + (0,12+0,02) = 7,1428 (прямолинейный фактор за 50 лет при ставке

12%).

*** Фактор реверсии за 50 лет при ставке 12%.


150

Техника остатка для собственности в целом может использоваться в тех случаях, когда перепродажа происходит до истечения срока экономически полезной жизни. Предполагаемая цена перепродажи может быть ценой опциона на покупку для арендатора — держателя текущей аренды или стоимостью остаточного потока доходов, который, как ожидается, будет приносить объект после перепродажи.

Пример. Предположим, что уже рассмотренный объект с 50-летним сроком полезной жизни будет перепродан через 10 лет. Реверсия при перепродаже рассчитывается исходя из того, что на протяжении оставшихся 40 лет объект будет приносить ежегодный чистый операционный доход в 65000 долл., затем земля будет продана за 50000 долл. Предполагаемая цена перепродажи через 10 лет составит 536382 долл. (табл. 3.9).

Таблица 3.9

Цена перепродажи до окончания срока экономически полезной жизни


Показатель

Фактор за 40 лет

Стоимость при перепродаже, долл.

Ежегодный поток доходов

65000

8,2438*

535845

Реверсия

50000

0,01074**

+537

Цена перепродажи через 10 лет                                                                                536382

* Фактор аннуитета при ставке 12% за 40 лет.

** Фактор текущей стоимости единицы при ставке 12% за 40 лет.

Таким образом, остаточная стоимость собственности в целом будет оценена в 536382 долл., — эта сумма должна быть получена через 10 лет. Текущая стоимость остатка плюс текущая стоимость всего чистого операционного дохода, полученного за 10 лет владения объектом, рассчитана в табл. 3.10.


151

Таблица 3.10

Техника остатка для собственности в целом при ее перепродаже до окончания срока экономически полезной жизни


Показатель

Доход,

ДОЛЛ.

Фактор

Текущая стоимость, долл.

Ежегодный           поток доходов

65000

5,6502*

367265

Реверсия

536382

0,32197**

+172700

Общая текущая стоимость через 10 лет

539965

* Фактор аннуитета за 10 лет при ставке 12%.

** Лятггпп прпрппга чя 1 fl ттрт гти г.тяптгр 1 7%

Опцион на покупку.

Пример. Предположим, что оцениваемая собственность сдана на условиях чистой аренды за 65000 долл., уплачиваемых в конце каждого года в течение 25 лет. Арендатор покупает опцион на покупку объекта по истечении 25 лет за 500000 долл. Расчет текущей стоимости по ставке процента или дисконта 12% с использованием техники остатка для собственности в целом показан в табл. 3.11. Если через 25 лет арендатор освободит объект и не использует опцион на покупку, то текущая стоимость собственности лишь незначительно будет отличаться от стоимости объекта в случае использования опциона. Будучи дисконтированной за 25 лет, сегодняшняя стоимость реверсии составит менее 6% (0,05882) от цены перепродажи при ставке процента (дисконта) 12%.

Техника остатка для собственности в целом показана на рис. 3.2.

Таблица 3.11

Поток доходов и цена перепродажи при использовании опциона на покупку


Источник дохода

Сумма, долл.

Фактор

Текущая стоимость, долл.

Чистая ежегодная рента

65000

7,8431*

509804

Перепродажа

50000

0,0588**

+29411

Общая текущая стоимость



539215

* Фактор аннуитета за 25 лет при ставке 12%. ** Фактор реверсии за 25 лет при ставке 12%.


152

Время

Рис. 3.2. Техника остатка для собственности в целом — допущение об измененном уровне дохода

Механическое применение различных техник остатка к одним и тем же предполагаемым потокам доходов может привести к разным результатам, что обусловлено различиями в допущениях и оценках, касающихся нынешней стоимости зданий или земли. Поэтому не следует беспокоиться по поводу конкретных математических расчетов, разумеется, исключая те случаи, когда полученные результаты значительно отличаются.

При описании каждого из трех видов техники остатка применялись два различных допущения в том, что касается возврата инвестиций. В первом случае возмещение капитала происходило в условиях получения равновеликих доходов; в другом — прогнозировалось снижение доходов от зданий. Итоговые (неокругленные) результаты по всем трем видам техники показаны в табл. 3.12.

Таблица 3.12

Оценка стоимости недвижимости различными видами техники остатка, долл.


Техника остатка

^Стоимость всего объекта в зависимости от предполагаемого характера дохода от здания


Равновеликий доход

Убывающий доход

Для земли

540102

466666

Для зданий

539965

471429

Для собственности в целом

539965

471429

Результаты, полученные при расчетах с использованием техники остатка для зданий и техники остатка для собственности в целом, полностью совпадают. В обоих случаях предполагалось, что стоимость земли равнялась


153

50000 долл. Примененная техника не оказала никакого влияния на результаты. Тем не менее, результаты, полученные при помощи техники остатка для земли, отличаются от полученных при помощи двух других видов техники остатка. Это было вызвано различиями в исходных допущениях. При использовании техники остатка для земли предполагалось, что стоимость зданий и сооружений составляет 450000 долл. В данном случае, в отличие от двух других видов, стоимость земли не была известна. Поэтому при использовании техники остатка для земли было сделано другое допущение, которое касалось суммы реверсии (перепродажа земли по окончании потока доходов) и величины снижающегося дохода от зданий (в случае прямолинейного возврата инвестиций). Однако, несмотря на некоторые расхождения, нет существенных различий между результатами, полученными любым из этих трех видов. Они могут возникнуть из-за различий в допущениях о характере планируемого потока доходов, т.е. будет ли ожидаемый поток доходов неизменным или же он будет убывать с течением времени.

К числу допущений, требующих обоснованных суждений и существенно влияющих на оценку стоимости, относится стоимость актива, обладающего правом первого требования, оценочная продолжительность полезной жизни объекта, ставки процента (или дисконта) и допущения о возмещении капитала. Предполагаемые методы возврата инвестиций (прямолинейный, аннуитетный), а также ожидание повышения стоимости объекта, могут серьезно повлиять на оценочную стоимость и поэтому должны быть приведены в соответствие с характером прогнозируемого потока доходов и реверсией.

Главное достоинство метода капитализации дохода состоит в том, что он отражает потенциал чистого дохода, который может принести недвижимость. Однако в инфляционной экономике трудно прогнозировать размеры доходов, а их текущие величины могут не быть реалистическими указателями на будущее. Особенно остро этот недостаток проявляется в условиях коренной ломки экономической внешней среды, наблюдаемой на сегодняшний день в Российской Федерации.


154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема системного регулирования городского развития в переходный к рынку период - одна из исключительно актуальных и в то же время исследованных явно недостаточно. Кардинальные перемены, происшедшие в последние годы в самом предмете этого регулирования (городском развитии и внешних его условиях), были столь многоплановы и динамичны, что теоретико-методологическое осмысление новых реалий, а тем более вероятных перспектив эволюции городов сильно запаздывает. Впрочем, многими практиками осознается, что новая городская политика не может быть обоснованной (и даже просто разумной) без опоры на надежный научный фундамент.

Как известно, изучение социальных, демографических, экономических, экологических, инженерных и иных проблем городов наиболее интенсивно велось в 80-е годы. Тогда, с одной стороны, сформировались определенные организационно-правовые предпосылки автономизации городского управления и, с другой стороны, городская тематика заняла достойные места в исследованиях академических и отраслевых институтов, вузов, а также специально созданных научно-технических и научно-исследовательских центров многих крупных городов России, в первую очередь Москвы и Ленинграда.

В тот же период была коренным образом пересмотрена методика разработки комплексных планов социально-экономического развития городов и их районов, генеральных планов, районных планировок, схем расселения.

Этот пик исследований был вполне естественным, поскольку «социалистический город» как их объект находился в фазе стабильного, эволюционного развития. Все внешние системы (общественно-политическая ситуация, экономический строй, структура органов управления и государственное устройство, действовавшие схемы развития и размещения производительных сил, порядок расселения и др.) при постоянных частных


155

своих изменениях в целом трансформировались достаточно взаимосвязано и медленно. Сами же города, их проблемы, потенциал становились все более удобными объектами программного управления, моделирования и т.п.

В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Радикально трансформировалась политическая структура общества с ориентацией на правовые, многопартийные, демократические его основы. Поменялась сама суть экономических отношений (осуществляется переход к рынку). Произошел гласный отказ от тотально огосударствленного обеспечения социального развития.

Города, особенно крупные, превратились в центры общественно-политических и социальных напряжений, где при той же (если не большей) концентрации населения резко сокращаются традиционные бюджетные источники финансирования социальной сферы. Предельно дифференцируется социальный потенциал, стремительно теряет престиж и социальную значимость традиционная городская интеллигенция (инженерно-технические и научные работники, учителя, врачи) и, наоборот, резко повышается социальная роль субъектов финансово-торгового сектора. Принципиально обновились формы, методы и объекты городского управления.

Наряду с этим получила конституционное закрепление идея территориальной самостоятельности и местного самоуправления, во многом повысилась ответственность городских властей за безусловное гарантирование населению соответствующих социальных благ, свобод, защиты и т.п.

Все это требует коренного переосмысления самой сути регулятивных

•*. •

воздействий на сложные и во многом противоречивые отношения, складывающиеся в процессе функциоально-пространственных преобразований города в переходный период. Особый интерес сегодня представляют не столько относительно стабильные отраслевые и подотраслевые блоки социально-экономической структуры города, сколько динамично меняющиеся внешние условия функционирования этих блоков, равно как и не менее динамичные отношения между ними.


156

Регулирование всего этого можно наиболее результативно развернуть только с использованием специальной системной технологии, в том числе путем применения так называемых системных регуляторов, одним из которых является государственно-земельный кадастр.

Государственный земельный кадастр представляет собой систему необходимых и достоверных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель Российской Федерации, местоположении и размерах земельных участков, об их качественной характеристике, о владельцах земельных участков, правовом режиме землепользования, об оценке земельных участков, иных необходимых и достоверных сведений о земле.

Сведения государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при подборе оптимальных вариантов участков для их предоставления и изъятия, при совершении сделок с землей, определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий по использованию и охране земель.

Содержание кадастра определяется Положением о порядке ведения государственного земельного кадастра, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 622.

Во-первых, в кадастре содержатся данные о земельных участках и субъектах земельной собственности, землепользования и аренды земли, целевом назначении земельных участков, характере их использования.

Во-вторых, кадастр содержит данные количественного учета земель в соответствии с их фактическим состоянием и использованием.

В-третьих, фиксируются необходимые сведения о качественном состоянии земель.

В-четвертых, в кадастре дается оценка земель, т.е. определяется их сравнительная ценность как средства производства в сельском хозяйстве, а также степень эффективности их использования.


157

Необходимо, чтобы сведения всех разделов кадастра были объективными и достоверными, соответствовали фактическому состоянию земель и их использованию.

Все кадастровые сведения о земле оформляются специальной базовой, периодически обновляемой и ежегодно составляемой документацией. Ежегодно не позднее 30 апреля Госкомзем представляет правительству РФ национальный доклад о состоянии и использовании земель, составляемый на основе данных государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

Мониторинг земель - это система наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель. Объектами мониторинга земель являются все земли Российской Федерации. К основным задачам мониторинга относятся: своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов. Собранные путем мониторинга материалы служат правовым основанием для принятия необходимых решений компетентными государственными органами в соответствии с задачами их повседневной деятельности в области использования и охраны земель.

В зависимости от целей наблюдения и охватываемой территории мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Поэтому мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Постановлением Совета Министров и Правительства от 5 февраля 1993 г. утверждена Государственная программа мониторинга земель РФ. Начиная с 1996 г. в РФ создается многоуровневая информационная база мониторинга земель, налаживается постоянно действующая система прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, влияющих на качество и использование земель.

Считаем, что в связи с проведением земельной реформы в России, установлением многообразия и равенства всех форм земельной собственности необходимо вести земельный кадастр и мониторинг земель, так как без этих


158

сведений нельзя научно обоснованно решить вопрос об установлении платы за землю и определить действительную стоимость земли.

Учитывая место и роль инвестиционно-строительного комплекса в качестве основной движущей силы, призванной обеспечивать системное развитие функционально-пространственной среды крупного города, норма­тивно-правовому упорядочению взаимоотношений этого комплекса с социально-экономической структурой города следует уделить приоритетное внимание.

В настоящее время указанные взаимоотношения регламентируются несколькими десятками правовых актов федерального уровня, сотнями подзаконных актов министерств и ведомств, множеством нормативных документов, принятых Правительством и подчиненными ему ведомствами.

По моему мнению, аргументируемые выше теоретико-методологические положения и сформулированные на их основе практические задачи получат конструктивное решение, если в крупном городе будет разработан и принят ряд дополнительных нормативно-правовых актов.

Начать следовало бы с наиболее общего и принципиального документа -Постановления Правительства «О приведении нормативно-правовой базы деятельности новосибирского инвестиционно-строительного комплекса в соответствие с требованиями новейшего российского законодательства и с учетом особенностей проведения экономической реформы в крупном городе». В этом документе должна быть в предельно конструктивном, операциональном виде изложена концепция всестороннего пересмотра (инвентаризации) существующих нормативно-правовых актов и сведения их в целостную систему. Постановление призвано определить полный перечень новых нор­мативных актов, установить задания и сроки на разработку их проектов.

В ряду новых правовых документов центральное место мог бы занять объемный и исчерпывающий закон «О своде норм и правил, регламентирующих деятельность инвестиционно-строительного комплекса крупного города в новых условиях». Было бы желательно обеспечить


159

посредством этого акта обновление, упорядочение и кодификацию всех норм и правил, регламентирующих производственно-хозяйственную деятельность организаций инвестиционно-строительного комплекса. Здесь же важно однозначно определить состав, полномочия и ответственность властно-управленческих органов и должностных лиц, наделенных правом осуществлять административные действия в отношении инвестиционно-строительного комплекса.

Принципиально важно, наконец, внести полную ясность в вопросы о финансовых источниках, условиях и обеспечении инвестиционно-строительной деятельности в переходный период. С этой целью предстоит разработать и принять закон «О регламентации бюджетно-налоговых отношений предпринимательских структур инвестиционно-строительного комплекса крупного города».

Наряду с регламентацией механизма городского налогообложения (его упорядочения, прояснения и упрощения) необходимо самым тщательным образом определить основания, размеры, сроки и процедуры выделения из го­родского бюджета средств на реализацию силами инвестиционно-строительного комплекса города различных проектов (городских заказов) для нужд функционально-пространственного развития крупного города. При этом должны быть не только определены цели и размеры средств, которые могут быть потрачены, но и предусмотрены четкие основания и процедуры наступления ответственности за их результативное расходование. Во всех случаях выделения из бюджета крупных ассигнований, связанных с реализацией инвестиционных проектов, следовало бы перейти к бюджетному финансированию расходов в виде бюджетных программ. Взаимоотношения городской казны по поводу получения из нее средств целесообразно строить на договорах и контрактах, в которых фиксировались бы четко определенные и легко проверяемые целевые задания; дальнейшее выделение средств должно прямо зависеть от достижения этих целей. Наиболее крупные бюджетные статьи важно «олицетворить» ответственными распорядителями и от-


160

ветственными получателями. Должен восторжествовать простой и понятный всем принцип: «нет программы - нет средств, нет результатов - нет продолжения финансирования».

С этим вопросом тесно связана проблема реализации в крупном городе особо крупных инвестиционно-строительных проектов. Возникают немалые трудности с идентификацией самой категории таких проектов, определением специфики их разработки и реализации, установлением особых режимов отвода и использования земли, финансирования и т.п. Все эти- аспекты можно было бы расписать и урегулировать в специальном Постановлении правительства «Об организации разработки и реализации особо крупных инвестиционно-строительных проектов, имеющих общегородское и федеральное значение».

Необходимо устранить необоснованные правовые ограничения на куплю-продажу земли и вместе с тем стимулировать приток крупного капитала, в том числе иностранного, для проведения сделок подобного рода. Чтобы предотвратить возможные махинации, такие сделки необходимо осуществлять на основе залоговых аукционов при помощи специализированных банковских структур с введением при необходимости (для земель сельскохозяйственного назначения) временного ограничения на последующую перепродажу.

На федеральном и региональном уровнях необходимо формирование фонда государственных ликвидных активов с целью обеспечения гарантии рисков коммерческих банков по операциям купли-продажи и залога земли, особенно в регионах с кризисным состоянием землеоборота; создать единую автоматизированную систему государственного земельного кадастра, содержащую кадастровые характеристики земельных участков, сведения об имеющихся строительных объектах, об окружающей экономической и экологической среде, данные о субъектах земельного рынка, юридические нормы и законодательные акты по оформлению сделок с земельными участками, информацию о спросе и предложении на земельном рынке; упорядочить взимание и сократить величину госпошлин и иных платежей за оформление сделок с землей.


161

Государство должно выполнять обязательства по осуществлению работ, направленных на восстановление земельного фонда, создание современных транспортной и коммуникационной систем. Стимулировать развитие инфраструктуры земельного рынка, включая создание сети земельных и ипотечных банков, посреднических и консалтинговых учреждений, нотариальных контор и т. п.

Необходимо разработать федеральную и региональные комплексные целевые программы поддержки эффективного функционирования земельного рынка, определив в них цели и задачи развития и структурной перестройки рыночного землеоборота, систему мероприятий по его активизации и упорядочению, этапы и сроки реализации намеченных мероприятий, а также способы привлечения средств для финансового обеспечения данных программ. При решении вопросов организации и управления земельными отношениями в предпринимательской. сфере в новых условиях необходимы неординарные подходы. Новый земельный строй коренным образом изменил прежнюю систему управления кадастром, поэтому теория кадастра должна принципиально обновить подходы к организации кадастрового производства в предпринимательских структурах, разработать современные экономические методы управления земельными отношениями в городском секторе экономики.


162

СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

1.    Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с
алфавитно-предметным указателем). - М: Издательская группа ИНФРА-М-
НОРМА, 1997. - 560 с.

2. Закон РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29
июля 1998 г. № 135 - ФЗ.

3.    Закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 "Об основах федеральной
жилищной политики ". - система:" Гарант" от 10.10.99.

4. Конституция Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 и от 10
февраля 1996 г. № 173.

5.    Постановление Правительства РФ от 1 ноября 1997 г. № 1378 "О мерах
по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним". - система:" Гарант "от 10.10.99.

6.    Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1998 г. № 248 "Об
установлении максимального размера платы за государственную регистрацию
прав  на  недвижимое   имущество   и   сделок   с   ним   и   за  предоставление
информации о зарегистрированных правах". - система:" Гарант "от 10.10.99.

7'. Постановление Правительства РФ от 2 сентября 1998 г. № 1013 "Об утверждении Временного положения о порядке перечисления и использования централизуемой доли средств, получаемых в виде платы за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах". - система: "Гарант" от 10.10.99.

8.    Проект закона «О земельном кадастре». Принят Государственной думой
в третьем чтении 24 ноября 1999 г.

9.    Проект указа Президента Российской Федерации  «О защите прав
сельских собственников» от 26 ноября 1998 г. № 175.

10. Указ Президента РФ «О праве собственности граждан и юридических
лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»
от 7 марта 1996 г. № 337.


163

11.   Указ   Президента   РФ   «Об   утверждении   Порядка   предоставления
информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество»
от 27 августа 1996 г. № 156.

12.   Федеральный   закон   «О    государственной   регистрации   прав   на
недвижимое    имущество    и    сделок    с    ним».    Принят    постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 ноября  1997 г. №  1378. - М,:
Издательство «Ось-89», 1997. - 64 с.

13.   Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". - система:
Тарант "от 10.10.99.

14.   Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ "О товариществах
собственников жилья". - система:" Гарант " от 10.10.99.

15.   Алексеев   Ю.Г.   Псковская   судная   грамота:   Текст.   Комментарий.
Исследование. - Псков, 1997.-С. 73,77,80.

16.   Алтухова Н.В., Горбунова И.В., Кравцов А.Б. Рынок недвижимости
России   в   условиях   финансового   кризиса:   состояние   и   перспективы   //
Современные проблемы геодезии и оптики. L научно-техн. конф., 24-28 апреля
2000 года. Тезисы докл. - Новосибирск: СГГА, 2000. - С. 181.

17.   Алтухова   Н.В.,   Горбунова   И.В.,   Кравцов   А.Б.   Формирование   и
функционирование     рынка     недвижимости     в     условиях     нестабильной
экономической среды // Современные проблемы геодезии и оптики. L научно-
техн. конф., 24-28 апреля 2000 года. Тезисы докл. - Новосибирск: СГГА, 2000.-
С. 199.

18.   Алтухова  Н.В..   Горбунова  И.В.,   Кравцов  А.Б.   Российский   опыт
государственного     управления     рынком     недвижимости     //     Социально-
экономическое     развитие     регионального     научного,     инвестиционного,
промышленного и строительного комплекса. Материалы научной конференции.
2 ноября 2000 года. Вып. 1. - Новосибирск: МАИ, 2000.-С. 111-113.


164

19.     Алтухова Н.В., Ивасенко А.Г., Кравцов А.Б. проблемы становления и
развития земельного рынка в России // Вестник Сибирской государственной
геодезической академии / СГГА. - Вып. 6. - Новосибирск, 2001. - С. 198 - 202.

20.     Антипова   О.Н;  Дубенацкий   О.Н;   Жуков  А.Н.   и   др.   Банковский
портфель -1 / Отв. ред. Ю.Н. Коробов. - М.:СОМИНТЭК, 1994.

21.     АПК:    экономика,    управление.    «Экономический    потенциал    при
эффективной земельной реформе в России»/ Демченко и др. - 1998. №3. - С. 9 -
16.

22.     Асташенков Г.Г.,  Щербаков А.И.,   Золотарев И.И.   Задачи оценки
стоимости земельных ресурсов в строительстве // Эффективность инвестиций в
новое строительство и реконструкцию.  Сборник докладов и сообщений к
международной научно-практической конференции 10 февраля 2000 года. -
Новосибирск: НГАСУ, 2000.-С. 328 - 329.

23.     Балабанов И.Т. Операции с недвижимостью в России. - М: Финансы и
статистика, 1997. - 192 с.

24.     Бойко Т. Недвижимость: Парадоксы закона и логика права //ЭКО. -
1995.-№9.-С. 173.

25.     Bykov A.A., Pushkin S.G., Schastlivtsev E.L. Using of CIS-Technology for
Long-Term Environmental Planning in Kuzbass Coal Region. Proceedings of the
26th International Symposium on Computer Application in the Minerar Industries.
The Pennsylvania State University, University Park, Pennsylvania, USA. - 1996. - P.
497-501.

26.     Bepm H. История Советского государства. 1900-1991. - М., 1992.-С. 15;
18.

27.     Волочков Н.Г. Справочник по недвижимости. - М.: ИНФРА-М, 1997. -
672с.

28.     Горбунова И.В., Кравцов А.Б. Государственное управление рынком
недвижимости   //   Проблемы   эффективной   организации   производства   и
приоритеты инвестиционной политики. Материалы к международной научно-
практ. конф. 10-12 октября 2000. - Новосибирск: НГТУ, 2000.-С. 98 - 99.


165

29.Горемыкин В.А. Российский земельный рынок / Уч. - практ. пос. - М:
ИНФРА-М, 1996.-176 с.

30.Городская собственность: рабочая тетрадь № 10 / Под ред. проф. Д.Н.
Дробышева, Ю.В. Росляка. - М., 1998. - 35 с.

31.Григорьев В.В. и др. Оценка объектов недвижимости. - М.: ИНФРА-М,
1996. - 123 с.

32.Григорьев   В.В.,   Федотова   М.А.   Оценка   предприятия:   Теория   и
практика. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 320 с.

33.Гришаев С.П. Правовое регулирование недвижимости // Государство и
право. -1999. - № 3. - С. 38 - 43.

34.Дмитриев С.Ю. Городские земли: налог, аренда, выкуп - единый
подход  //  Тезисы   IV  Международной   конференции   «Оценка  для   целей
приватизации,     реструктуризации,     налогообложения.     Отечественный     и
зарубежный опыт». - СПб., 1997.

35.Дорожинская Е.А. Правовое регулирование сделок с недвижимостью // Научные записки НГАЭиУ. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. - С. 103 - 106.

36. Жариков ЮТ. Земельное право России: Учеб. - М.: Былина, 1997. -
408с.

37. Занадворов B.C., Занадворова А.В. Экономика города. - М.: Магистр,
1998. - 272 с.

38. Земля и право. Пособие для российских землевладельцев / Боголюбов и
др.-М.: 1998.-С. 187.

39.     Земельное право России. - М., 1997. - С. 23; 35.

40. Золотарев И.И., Вернова Е.В., Кравцов А.Б., Ивасенко А.Г. Основа
налогообложения земли - земельный кадастр // Геомониторинг на основе
современных технологий сбора и обработки информации. Научно-техн. Конф.,
14-17 декабря 1999 года: тезисы докладов. - Новосибирск: СГТА, 1999. - С. 164.

41. Золотарев И.И., Горбунова И.В., Усова Е.Ю., Ивасенко А.Г. Титульное
страхование     недвижимости     //     Эффективность     инвестиций     в     новое
строительство    и    реконструкцию.    Сборник    докладов    и    сообщений    к

166

международной научно-практической конференции Ю февраля 2000 года. -Новосибирск: НГАСУ, 2000. - С. 335 - 337.

42. Золотарев И.И., Ивасенко А.Г., Алтухова Н.В., Кравцов А.Б., Горбунова
КВ.  
Оценка  недвижимости,  сдаваемой  в  аренду  //  Сборник  материалов
межкафедрального научно-методического семинара «Современные проблемы
экономики и менеджмента» - Новосибирск: СГТА, 2000.-С. 152 -161.

43. Золотарев И.И., Казанцева О.П., Кравцов А.Б. Цена земли и анализ
методов ее оценки // Эффективность инвестиций в новое строительство и
реконструкцию. Сборник докладов и сообщений к международной научно-
практической конференции 10 февраля 2000 года. - Новосибирск: НГАСУ,
2000.-С. 329-331.

44. Золотарев  ИМ.,   Кравцов  А.Б.   Бизнес-планирование   мониторинга
кадастровой информации // Современные проблемы геодезии и оптики.Ы
научно-техн. конф., 16-19 апреля 2001 г. Тезисы докл. - Новосибирск: СГГА,
2001.-С. 256.

45. Золотарев   И.И.,   Кравцов   А.Б.,   Ивасенко   А.Г.,   Горбунова   И.В.
Кадастровая оценка земли и связанной с ней городской недвижимости //
Геомониторинг   на   основе   современных   технологий   сбора   и   обработки
информации. Научно-техн. Конф., 14-17 декабря 1999 года: тезисы докладов. -
Новосибирск: СГТА, 1999. - С. 177.

46. Золотарев И.И., Кравцов А.Б., Львов М.В.,  Ивасенко А.Г.  Методы
оценки городских земель // Геомониторинг на основе современных технологий
сбора и обработки информации. Научно-техн. Конф., 14-17 декабря 1999 года:
тезисы докладов. - Новосибирск: СГГА, 1999. - С. 163.

47. Золотарев И.И., Кравцов А.Б., Олъков В.Н. К вопросу оценки земель в
районах развития нефтегазодобывающего комплекса //Современные проблемы
геодезии и оптики. L научно-техн. конф., 24-28 апреля 2000 года. Тезисы докл.
-Новосибирск: СГГА, 2000. - С. 225.


167

48. Ивасенко   А.Г.,   Алтухова   Н.В.,   Горбунова   И.В.   Формирование   и
функционирование     рынка     недвижимости     в     условиях     нестабильной
экономической среды. - Новосибирск: СГГА, 2000. - 193 с.

49. Ивасенко А.Г., Алтухова Н.В., Кравцов А.Б. Земля и недвижимость. -
Томск: изд. ТПУ, 2001. - 126 с.

50. Ивасенко   А.Г.,    Золотарев   И.И.,   Кравцов   А.Б.    Инвестиционный
земельный фонд и оценка его стоимости // Финансовые проблемы РФ и пути их
решения: теория и практика. Материалы международной научно-практической
конференции. - СПб: Нестор, 2000. - С. 78 - 80.

51. Ивасенко   А.Г.,    Фомичева   Ю.В.,   Горбунова   И.В.,   Кравцов   А.Б.,
Золотарев     И.И.      Недвижимость:      понятие,      отличительные      черты,
государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним //
Сборник   материалов   межкафедрального   научно-методического   семинара
«Современные проблемы экономики и менеджмента» - Новосибирск: СГГА,
2000.-С. 137-151.

52. Исаев И.А. История государства и права России. - М., 1994. - С. 183.

53. История государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова. - М.,
1996. - С. 80; 88 - 89.

54. История  земельных  отношений  и землеустройства:   Учебно-метод.
пособие / Красноярский гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 1992. - 112с.

55. История отечественного государства и права. Ч. 2. - М., 1996.-С. 5 - 12;
48-49;152-172; 317; 318.

56. Кабакова  С.И.   Экономические  проблемы  использования  земель   в
строительстве. - М.: Стройиздат, 1981.

57. Кадастровая   оценка   земли   и   связанной   с   ней   недвижимости   в
Испании. - Владимир, 1998.

58. Комментарии к земельному законодательству Российской Федерации /
Отв. ред. С.А. Боголюбов. - М.: 1998. - 351 с.

59.    Коростелев С.П. Основы теории и практики оценки недвижимости. -
М., 1998.-221 с.


168

60.    Кравцов А.Б., Вернова Е.В., Ивасенко А.Г. Земельный кадастр - основа
налогообложения земли // Нефть и газ. Известия высших учебных заведений. -
Тюмень: ТГНУ, 2000/4. - С. 124 -127.

61.    Кравцов А.Б., Горбунова И.В., Морозова С.В.  Этапы деятельности
риэлтерской компании на рынке недвижимости // Современные проблемы
геодезии и оптики.Ы научно-техн. конф., 16-19 апреля 2001 г. Тезисы докл. -
Новосибирск: СГТА, 2001. - С. 278.

62.    Кравцов  А.Б.,   Михайлова  ЕМ.,   Ивасенко  А.Г.   Оценка  стоимости
инвестиционного земельного фонда // Эффективность инвестиций в новое
строительство    и    реконструкцию.    Сборник   докладов    и    сообщений    к
международной научно-практической конференции 10 февраля 2000 года. -
Новосибирск: НГАСУ, 2000. - С. 338 - 340.

63.    Кравцов А.Б., Михайлова ЕМ., Ивасенко А.Г. Экономическая оценка
производительного   потенциала   земли   как   инвестиционного   ресурса   //
Экономика и предпринимательство в строительстве: Сб. науч. тр. (выпуск 6) /
отв. ред. А.И. Щербаков. - Новосибирск: НГАСУ, 2000. - С. 94 - 97.

64.    Кравцов А.Б., Ополъская Н.В., Соколов В.Н. Титульное страхование как
способ зашиты при ипотечных операциях // Современные проблемы геодезии и
оптики.  L  научно-техн.  конф.,  24-28  апреля  2000  года.   Тезисы  докл.   -
Новосибирск: СГТА, 2000. - С. 215.

65.    Комплексная экономическая оценка территории г. Новороссийска и
предложения по формированию платежей за землепользование / Отчет по
договору № 224, руководители работы С.И. Кабакова, К-Н. Перцик. - М., 1992.

66.    Купчина Л.А.  Оценка недвижимости: Рынок: теория и практика //
Бухгалтерский учет. - 1998. - № 2.

67.    Кучер В.В. Поземельная собственность в России: исторический опыт //
Научные записки НГАЭиУ. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. - С. 103 - 106.

68.    Кучер В.В. Политические партии в России в начале XX в.: Краткий
очерк истории. Программные документы.- Новосибирск, 1993. - С. 71 - 159.


169

69. Кушарова М.П. Аграрное право на современном этапе // Научные
записки НГАЭиУ. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. - С. 106 - 108.

70. Лаврухин О. Рынок недвижимости: этап становления закончен, но что
дальше? // Бизнес. - 1996. - № 11. - С. 13.

71. Лебединский В.И. Роль недвижимости в формировании инвестиционно-
строительной политики // Эффективность инвестиций в новое строительство и
реконструкцию. Сборник докладов и сообщений к международной научно-
практической конференции 10 февраля 2000 года. - Новосибирск: НГАСУ,
2000.-С. 181- 184.

72. Лебединский В.И., Щербакова Н.А. Экономика городских земель в
рыночных условиях // Новое в формировании региональной инвестиционно-
строительной политики. Труды семинара. - Новосибирск: МАН, 1999. - С.86-90.

73. Лобанова Е.И. Экономическая оценка недвижимости. - Новосибирск:
СГТА, 1997.

74. Лютых  Ю.А.   Земельные   отношения   в   России.   Исторический   и
современный аспекты. - Красноярск: Кн. изд-во, 1995.- С. 272.

75. Мерлен П. Город. Количественные методы изучения: Пер. с франц. -
М.: Прогресс, 1977.

76. Недвижимость:    Комментарии,    законодательства,    консультации,
арбитражная и судебная практика: Справочное издание. - М.: ТОО «БИТ»,
1996. - 80 с.

77. Организация оценки и налогообложения собственности: Пер. с англ. /
Под общ. ред. Дж. Эккерта. - М.: Красная Гора, 1997.

78. Основы оценки недвижимости: Учебное пособие. - М.: Комитет РФ по
земельным ресурсам и землеустройству, 1997. - 88 с.

79. Оценка земельной собственности / Под ред. Джозефа К. Эккерта. -
Красногорск: Красная гора, 1993. - 59 с.

80.     Оценка рыночной  стоимости  недвижимости  / Под ред.  Белокрыс,
Болдырев и др. - М., 1998. - С. 243 - 255.


170

SI. Павлов П.  Основные принципы регистрации  прав на недвижимое имущество // Российская юстиция. - 1995. - № 5.

82. Передача предприятиям прав собственности на землю. Методическое
пособие    для    местной    администрации    и    руководителей    предприятий,
подготовленное   по   рекомендации   Госкомимущества   РФ.    1996.   Проект
«Продажа земель предприятиям». - 103с.

83.    Проблема земельной ренты в российской экономике / А.В. Рыженков. -
Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1997. - 172 с.

84.    Пропович   В.А.    Оценка   Земли   в   Москве:    модели,    алгоритмы,
практический опыт. - М.: Экономика, 1996. - 240 с.

%5.Прорвич В.А. Основы экономической оценки городских земель. Сер. Оценочная деятельность: Уч. - практ. пос. - М.: Дело, 1998. - 336с.

86.    Прорвич В.А. Оценка земли в Москве. - М.: Экономика, 1996.

87.    Рекомендации  по  комплексному  применению  пакетов  прикладных
программ в разработке генеральных планов городов. - М.: Стройиздат, 1989.

88.  Ресин В. Системное регулирование функционально-пространственного
развития города // РЭЖ.-1995.- №4.- С.55 - 62.

89.     Ромм А.П. Кадастровая оценка городских земель: методические основы
и инструментальные средства // Вопросы оценки. -1997. - №3. - С. 16-20.

90. Савченков Д.В. Единый земельный кадастр - необходимое условие для
создания цивилизованного рынка недвижимости // Эффективность инвестиций
в новое строительство и реконструкцию. Сборник докладов и сообщений к
международной научно-практической конференции 10 февраля 2000 года. -
Новосибирск: НГАСУ, 2000. - С. 340 - 342.

91. Савченков  Д.В.   Перспективы   развития   информационной   системы
единого  муниципального  кадастра //  Эффективность  инвестиций  в  новое
строительство    и   реконструкцию.    Сборник   докладов    и    сообщений    к
международной научно-практической конференции 10 февраля 2000 года. -
Новосибирск: НГАСУ, 2000. - С. 342 - 344.


171

92.      Савченков Д.В., Щербаков А.И.  Земельный кадастр как инструмент
управления территориями Красноярска // Экономика и предпринимательство в
строительстве  (выпуск 4):  Сб.  научн.  тр.  / Отв.  ред.  А.И.  Щербаков.  -
Новосибирск: НГАСУ, 1998. - С. 101 - 102.

93.      Савченков Д.В., Щербаков В.А.  Проблемы российского рыночного
землеоборота    в    сфере    строительного    производства    //    Эффективность
инвестиций в новое строительство и реконструкцию. Сборник докладов и
сообщений к международной научно-практической конференции 10 февраля
2000 года. - Новосибирск: НГАСУ, 2000. - С. 331 - 334.

94.      СивковаЛ.А. Недвижимость: Маркетинг, оценка. - М., 1995. - 230 с.

95.      Смирнов  С.А.,  Васильев Н.   Организационные  и  правовые  основы
коммерческой   деятельности    на   рынках   США   и    Канады   /   Торгово-
промышленная палата Российской Федерации. - М.: ДеКА, 1997. - С. 164 - 166.

96.      Счастливцев Е.Л., Потапов В.П., Быков А.А. Методические основы
создания распределенного кадастра природных ресурсов Кемеровской области
// Региональное природопользование и экологический мониторинг. — Барнаул:
Администрация Алтайского края. 1996. - С. 68 - 70.

97.      Счастливцев Е.Л., Потапов В.П., Быков А.А. Опыт применения ГИС-
системы    «Экологический    атлас    кемеровской    области»    для    решения
природоохранных задач // ГИС для устойчивого развития окружающей среды:
Труды международной конференции ИНТЕРКАРТО-3. - Новосибирск, 1997. -
С. 151-161.

98.      Тарасов В.М. Титульное страхование и защита прав собственности //
Финансы. - 1997. - №12. - С. 43 - 45.

99.      Тарасович Е.И. Оценка недвижимости. - СПб.: СПбГТУ, 1997.


100.     Трутнева Э.К. Недвижимость: парадоксы закона и логика права //
ЭКО. -1995.-№5.

101.     Усова Е.Ю., Горбунова И.В., Кравцов А.Б. Титульное страхование
недвижимости - особый вид защиты имущественных интересов владельца //


172

Современные проблемы геодезии и оптики. L научно-техн. конф., 24-28 апреля 2000 года. Тезисы докл. - Новосибирск: СГГА, 2000. - С. 188.

102.     Усова Е.Ю., Горбунова И.В., Кравцов А.Б. Особенности титульного
страхования недвижимости в России // Современные проблемы геодезии и
оптики.  L  научно-техн.   конф.,  24-28   апреля  2000  года.  Тезисы  докл.  -
Новосибирск: СГГА, 2000. - С. 219.

103.     Федоров В.П. Методика массовой оценки территории города // Тезисы
международной конференции «Оценка для целей приватизации, регистрации,
налогообложения. Отечественный и зарубежный опыт». - СПб., 1997.

104.     Фридман Дж.,   Ордуэй Н.   Анализ  и  оценка  приносящей  доход
недвижимости. - М.: Дело ЛТД, 1995. - 480 с.

105.     Фридман Дж.,   Ордуэй  Н.   Анализ   и   оценка   приносящей  доход
недвижимости. Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 1997. - 461 с.

Юб.Харрисон Генри С. Оценка недвижимости: Учебное пособие / Пер. с англ. - М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1994. - 231 с.

107.    Эккерт Д. Организация оценки и налогообложения недвижимости:
Пер. с англ. - М.: РОО, Академия оценки, 1997.

108.    Эккерт Д. Оценка земельных участков: Учеб. пособие / Пер. с англ. -
М.: РИО, 1993. -194с.

109.    Экономический механизм регулирования  земельных  отношений  /
Экономика сельского хозяйства России. - 1999. - №6. - С. 23.

110.    Ялбулгаков А.А. Плата за землю. - М., 1998. - С. 37 - 38.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ