бесплатные рефераты

Регулирование рынка труда

Регулирование рынка труда

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Ульяновская Государственная Сельскохозяйственная Академия.

 

 

 

 

Кафедра: « Экономическая теория».

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине:

 «Экономическая теория».

На тему: «Регулирование рынка труда».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

3-го курса

экономического факультета

заочной формы обучения

«Экономика и управление на предприятии»

Шифр: ____________

Малошик О.И.

 

Проверила:___________________

 

 

 

 

 

 

 

г. Ульяновск 2006

 

ПЛАН:

 

1. Введение...............................................................................................................................1

 

2. Структура и сущность рынка труда………………………………………………….…...4

 

3. Особенности современного рынка труда………………………………………………...6

 

4. Организационно-финансовые основы рынка труда……………………………………..8

 

5. Безработица. Проблемы безработицы. Ее виды………………………………………….11

 

6. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда………………......15

 

7. Политика занятости и регулирования рынка труда………………………………….......16

 

8. Деятельность профсоюзов…………………………………………………………………24

 

8. Вывод…………………………………………………………………………………….....25

 

9. Заключение………………………………………………………………………………...25

 

10. Список использованной литературы………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях перехода нашей страны к рыночным отношениям возрастает интерес и потребность в познании теоретических основ рыночного механизма, мотивации поведения хозяйствующих объектов, эффективного и рационального использования ресурсов, результативной деятельности отдельной фирмы, отрасли, экономики в странах, где уже успешно функционируют рыночные структуры.

Все экономические проблемы, в том числе инфляция, безработица, бедность, так или иначе связаны с ограничением ресурсов.

“Экономикс ” — это наука об использовании редких, ограниченных ресурсов в целях удовлетворения неограниченных потребностей человека. Изучение курса “экономикс” помогает любому интересующемуся экономическими вопросами понять, как формируется и функционирует рыночный механизм, как достигается равновесие между производством и потреблением, с помощью каких мер государство преодолевает спад производства, безработицу, инфляцию, как эффективно вести предпринимательство, добиваться получения максимальной прибыли с минимальными затратами и др. При исследовании экономисты отбирают факты, обобщают их, устанавливают причинно-следственные связи, выявляют закономерности и определяют, как будет развиваться данное явление. Конечным результатом является теория, создаваемая на основе обобщения фактов, выявления присущих им закономерностей.

Макроэкономика дает представление о состоянии, об экономическом “здоровье” страны в целом; она исследует такие совокупные величины, как национальный продукт, общий уровень цен и т.п. Основными макроэкономическими проблемами в стране являются объем производства, экономический рост, занятость, инфляция, кризисы и др.

Занятость — важный показатель в макроэкономике. Не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Безработица характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, которое не имеет работы и находится в поиске ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу. Добиться того, чтобы было занято все трудоспособное население, практически невозможно. Одни хотят, вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют, четвертые находятся в поисках рабочего места, то есть происходит нормальное, объективное движение рабочей силы, часть которой остается без работы на какой-то промежуток времени.

Переходная экономика 90-х годов является объектом нашего изучения и в последующем будем использовать термин без временной характеристики — переходная экономика. Отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 года в результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях жесточайшего экономического кризиса. Переходная экономика — это промежуточное состояние экономики в связи с изменением принципов хозяйствования в результате социально-экономических изменений.

Цель переходной экономики — экономическая свобода и создание на этой основе социально ориентированной эффективной хозяйственной системы, способной обеспечить динамическое развитие экономики и достаточный уровень благосостояния граждан страны, преодолев отставание от других стран. По мнению экономистов, рыночная экономика создает стимулы к самореализации возможностей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности, способствует ускорению НТП.

Переход, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену командной системе должны прийти свобода деятельности и ответственность каждого человека за свое благосостояние, и благосостояние общества.

Чтобы выйти из этого состояния, необходимо бороться за создание социально ориентированной экономики через усиление государственной власти, не допускающей увеличение пропасти между богатыми и бедными.

В начале 1998 года в Минэкономики РФ были разработаны прогнозы функционирования экономики России на период до 2001 года.

Россия должна и может совершить прорыв к экономическому росту и решению социальных задач.

Первый этап — трехлетний период 1999-2001 гг., в течение которого мог быть обеспечен переход к экономическому росту и, прежде всего в обрабатывающей промышленности.

Второй этап — период 2002-2005 гг., в ходе которого экономический рост обретает новое содержание. Он будет происходить за счет технологических сдвигов в реальном секторе экономики, повышения конкурентоспособности производства.

Чтобы обеспечить экономический рост в будущем, необходимо решить сегодняшние проблемы российской экономики.

Первая проблема — избавиться от дефицита финансового (денежного) капитала. Он возник в ходе гиперинфляции 1992-1994 и 1998 гг. и уничтожил сбережения населения и оборотный капитал реального сектора. Отсюда — чрезмерно высокая цена кредитов, неплатежи в реальном секторе, низкий платежеспособный спрос.

Вторая проблема — обеспечить эффективность значительной части производства и, как результат, укрепить трудовой, материальный, институциональный, природный потенциалы России.

Проблема макроэкономического равновесия — это проблема выбора, устраивающего всех в обществе, при котором способ использования ограниченных производственных ресурсов (капитала, земли, труда) для создания различных товаров и их распределения между различными членами общества сбалансированы. Эта сбалансированность означает, что достигается совокупная пропорциональность: а) производства и потребления; б) ресурсов и их использования; в) спроса и предложения; г) факторов производства и его результатов.

В условиях становления экономики, встает проблема регулирования рынка рабочей силы.

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Основными компонентами рынка труда являются:
- спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;
- стоимость рабочей силы;
- цена рабочей силы;
- конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными работниками.

Субъектами рынка труда выступают:
- работодатели и их представители (союзы);
- работники и их представители (профсоюзы);
- государство и его органы: министерство труда и социальной защиты населения, департаменты, комитеты и департаменты по труду и занятости и т.д.
 Различают внешние и внутренние, открытые и скрытые рынки труда.

 

2.Структура и сущность рынка труда.

 

Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя  в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный  труд, способствует созданию  жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Существовавшая ранее в нашей стране административно - командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.

Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.

Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико - трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

На рынке труда реализуется возможность:

- свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощеряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);

- найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

- независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение ус­ловий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров  культурных и духовных ценностей;

- свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально -  технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры,  творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

 

3.Особенности современного рынка труда

Одной из принципиальных особенностей современного западного рынка труда является значительная распространенность предпринимательской деятельности. Примерно каждый десятый работающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средние и мелкие предприятия, а каждый четвертый ведет дело, в котором занято 20 и менее человек.

Труд в условиях частной собственности, когда она является не враждебным и противостоящим человеку понятием, а полным или частичным личным достоянием, формирует особо важные качества рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и быстрее всего закрепляются в людях, облаченных ответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частицу национального богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбережения материальных и духовных ценностей, желание их развивать и укреплять. Около 80 % занятых в западных странах в той или иной форме выступают владельцами или совладельцами семейного дела, мелких, средних и крупных предприятий, обладателями акций фирм и корпораций.

Общий уровень квалификации трудовых ресурсов сегодня таков, что предпринимательством успешно занимаются представители практически всех профессий, причем рабочие в данном отношении держат пальму первенства. В 1990 году в США 23% предпринимателей имели рабочие профессии, 18% – обладали опытом управленческой работы, 18% – были связаны с торговлей, 15% – с услугами, 16% – имели высшее или научное образование различного профиля, 10% – были фермерами.

Реальные основания для участия в развитии производства, независимо от профессионального статуса, имеют прежде всего получившие современное среднее специальное, высшее и научное образование, которое во всех своих звеньях обычно в первую очередь направлено на выявление и развитие творческих способностей учащихся. Указанное образование, не считая подавляющего большинства специалистов с высшим и средним специальным образованием и административно – управленческого персонала, в США в 1987г. имели 50% торговых служащих- мужчин (30% -женщин), 40% административно – вспомогательного персонала (конторских служащих), 33% – работников услуг (не считая специалистов), 24% – рабочих высокой квалификации, 17% – рабочих средней квалификации.

Чрезвычайно благоприятно на рынке труда сказывается развитие другого важного процесса – увеличение предприятий с коллективной формой собственности. В США, к примеру, в конце 80-х годов на таких предприятиях, в материальном производстве и услугах было занято 8-10% трудящихся. Практика показывает, что предприятия с коллективной формой собственности имеют выше среднеотраслевых показатели качества продукции и производительности труда. Рабочие и служащие с большим воодушевлением участвуют в совершенствовании производства и, вместе с тем, в случае необходимости, легче соглашаются на компромиссы в области зарплаты и временного увеличения длительности рабочей недели. Подобные производственные коллективы успешнее участвуют в конкурентной борьбе и устойчивее в периоды конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее и гуманнее решаются проблемы переквалификации, повышения профессионального уровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих создаются дополнительные цеха, конкурентоспособные дочерние предприятия.

Для современного интеллектуального рынка труда не характерно авантюрно – эксплуатационное минутно-потребительское отношение к человеку, его возможностям, как совершенно не оправдавшее себя на практике. В масштабе экономики господствует многократно проверенный международной практикой, поощряемый во всех странах передовыми процветающими корпорациями принцип: «прежде чем с человека спрашивать, ему многое нужно дать». И потому современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи.

Особенности российского рынка труда

Еще совсем недавно рабочая сила в нашей стране не рассматривалась в качестве товара. Несомненно, однако, что в реальной жизни, не очень сопряженной с политэкономическими представлениями, миллионы людей вступали и вступают в отношения найма. Но, несомненно, и то, что существовавший (да во многом существующий и поныне) рынок труда был в нашей стране своего рода квазирынком, порождением административной экономики, отягощенным многочисленными диспропорциями.

Главное, что отличает наш рынок труда от реального, это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников. Это и наличие регистрации, формально заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, и неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости.

Рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90-е г.г. стали трудоизбыточными. Так, в целом ряде областей и республик России в 1995,г. предложение рабочей силы в десятки, а то и в сотни раз превышало спрос на нее (в Ивановской области – в 158, в Республике Тува – в 143, а в Архангельской и Тамбовской областях, республиках Удмуртия, Бурятия, Калмыкия, Дагестан – в 42–47 раз). В то же время в районах Крайнего Севера все еще ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной. Существует также неудовлетворенный спрос на отдельные категории специалистов (юристов, банковских работников, бухгалтеров, программистов) при растущей безработице в большинстве профессиональных категорий рабочей силы. К 2007 г. государство взялось за стабилизацию экономики в отсталых регионах, в том числе и на территории северных регионов.

Несмотря на все эти трудности, можно надеяться, что с нынешним квазирынком достаточно скоро будет покончено. В 1995 г. на долю негосударственного сектора экономики уже приходился 61% общей численности занятых, а с помощью государственной поддержки малого бизнеса количество рабочих мест будет увеличено, что приведет к снижению уровня безработицы. В обстановке конкуренции предприятия будут стремиться к оптимизации состава и численности работников; в свою очередь, работники получат возможность поиска работы на наиболее выгодных условиях. Все это, однако, может быть реализовано только при создании подлинно конкурентной среды на основе приватизации, при отмене регистрации, препятствующей свободному передвижению рабочей силы, при создании рынка жилья и действенной системы содействия найму.

 

4. Организационно-финансовые основы рынка труда.

 

Рынок труда является органической частью экономики и как 6ы вмонтирован в нее. Он функционирует силами управлений и отделов кадров, учебных и исследовательских центров, а также социальных служб корпораций аналогичных подразделений государственных учреждений, некоммерческих организаций и т. д. Его важными звеньями являются региональные и местные службы министерств труда, осуществляющие профессиональное обучение, трудоустройство и материальную поддержку в первую очередь лиц, нуждающихся в особой социальной опеке - безработных, инвалидов, иммигрантов, неустроенной молодежи.

Государственная политика рынка труда в западных странах исходит из того, что активная жизненная позиция, стремление к развитию и самоутверждению, присущая корпорации, предприятию и любому трудящемуся, возникает не под влиянием директивных указаний со стороны и не под давлением каких-то внешних сил. Напротив, подобные устремления зарождаются не только как следствие внутренних побуждений и реализуются путем самостоятельных решений и действий. Для этого необходима конкурентная среда и наличие для всех примерно равных возможностей достижения наилучших результатов. Задача государства состоит в обеспечении наиболее благоприятных экономических, в т. ч. налоговых, социальных и культурных возможностей развития страны. Эффективность подобной концепции подтверждает опыт развития западного общества 70-80-х годов. Государство ни при каких обстоятельствах не выступает давящей директивной силой, наделившей само себя монопольными правами регулировщика рынка труда. Опыт развития западной цивилизации показывает, что подобная ситуация неминуемо приводит к исчезновению эволюционных потенций в обществе и его деградации.

В настоящее время расширенному воспроизводству и развитию высококачественных трудовых ресурсов в той или иной степени служат так или иначе практически все, включая оборону, материальные и духовные активы страны .

О жизненной важности рынка труда для современного общества свидетельствуют масштабы текущих государственных затрат на его развитие. Только на реализацию социальных программ в рамках рынка труда во многих западных странах ежегодно выделяются средства в объеме 2-3% валового национального продукта.

Рынок труда финансируется государством через министерство труда по трем самостоятельным направлениям - трудоустройство ищущих работу, обучение пользующимся спросом специальностям необходимой квалификации; профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц, ­требующих особого социального внимания (люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансирование программ политики рынка труда в1997 г.

(в % к валовому национальному продукту)

 Регулирование рынка труда

 

 

В США только официально свыше 50% федерального бюджета и около 63% бюджета штатов и округов расходуются непосредственно в интересах населения, покрывая расходы, связанные с развитием образования и здравоохранения, улучшения жилищно-бытовых условий, защитой потребительских прав, финансированием программ рынка труда, помощью пенсионерам и т. д.

Расходы на развитие трудовых ресурсов, поступающие из государственного бюджета, непосредственно от фирм, корпораций и отдельных предпринимателей, не облагаются налогами, не имеют особых экономических, производственных оценок и не ставят трудящихся в связи с этим в юридическую или фактическую зависимость от предпринимателей, государства, общества в целом. Ни государство, ни частный капитал не предъявляют в какой бы то ни было форме трудящимся счета за вложенные ими в трудовые ресурсы средства, не требуют их компенсации­. Осуществляется, таким образом своего рода безвозмездное субсидирование, и что еще важнее, фактическое развитие и подготовка к использованию рабочей силы как элемента национальных производительных сил будущими покупателями ее рабочего времени. Ни капитал, ни государство при этом не являются ни изначальными владельцами трудовых ресурсов, ни полными или частичными собственниками созданного ими по существу товарного потенциала рынка труда. Не ставится никаких политических условий, закрепляющих подготовленную рабочую силу за национальным рынком труда. Она имеет практически неограниченные возможности международного трудоустройства в интересах наилучшей для себя реализации профессиональных знаний, ибо национальный рынок труда является неотделимой частью мирового рынка и подчиняется общим законам международного разделения труда.

На практике трудящиеся индустриально развитых стран не так уж часто работают за рубежом. Но официальное наличие такой возможности оказывает громадное психологическое воздействие на общественное сознание. Ощущение гражданской и профессиональной свободы активизирует общий трудовой потенциал нации и заставляет работодателей и правительство внимательнее, заботливее относиться к отечественным трудовым ресурсам.

Трудящийся, лишенный собственности на свою рабочую силу и возможности распоряжаться своим профессиональным потенциалом, во многом теряет интерес к труду, сохранению и развитию качеств труженика, созидателя и перестает стремиться к их лучшему использованию. Ослабевают нравственные, духовные связи со сферой труда и обществом, исчезает интерес к благополучию и развитию предприятий, национальной экономики страны. А это как бумеранг  бьет в итоге по материальному благосостоянию населения и приостанавливает его духовный и культурный рост.

Масштабы и интенсивность расходов на развитие и профессиональную подготовку трудовых ресурсов непрерывно нарастают и определяются уровнем поставленных перед обществом текущих и долговременных задач в этом отношении. Важно, что застрельщиком подобных программ выступают, как правило, ведущие корпорации страны.

Прямое субсидирование воспитания и культурного развития трудящихся, наряду с вознаграждением за труд, имеет целью формирование трудовых ресурсов творческого типа и осуществляется в общей сложности на протяжении по сути дела всей жизни человека в следующих направлениях:

1. Дошкольное, школьное воспитание и обучение, среднее специальное, высшее и научное образование (примерно 80-90% за счет государства, частного капитала и общественных организаций).

2. Заработная плата (соответствующая уровню образования и квалификации, полновременная минимальная выше прожиточного минимума).

3. Субсидирование «пожизненно» подготовки и переподготовки (в среднем на 90% за счет государства и частного капитала).

4. Пособия по безработице и различные виды социального вспомоществования (минимум - обеспечение текущих жизненных расходов; максимальная длительность - бессрочное вспомоществование; на 75-80% за счет государства и частного капитала).

5. Пенсионное обеспечение (при отсутствии трудового стажа - государственное всеобщее; при наличие его не менее 15 лет -двойное или тройное выше официального прожиточного минимума; на 90-100% за счет государства и частного капитала).

6. Финансирование на восстановление и укрепление здоровья и культурное развитие (на 70-80% за счет государства, частного капитала и общественных организаций).

Зарплата, как мы видим, составляет небольшую «оперативную» часть всех сумм, которые идут на возмещение жизненных расходов и развитие трудовых ресурсов и всего населения. И все же именно она является главным инструментом, регулирующим движение и развитие рынка труда в профессиональном, отраслевом и региональном аспектах. Однако, заработная плата в полной мере определяет трудовую мотивацию населения и формирует  основу его социальной защиты только в том случае, когда она выплачивается в свободно конвертируемой валюте н благодаря этому обеспечивает во всех регионах страны и других странах примерно равный, выше прожиточного минимума, уровень жизни, который дает безусловную возможность общекультурного развития населения.

5. Безработица. Проблемы безработицы. Ее виды.

В реальной жизни в рыночной экономике “полная занятость” постоянно сопровождается безработицей. Безработица — это часть работоспособного населения, временно или постоянно потерявшего работу.

Спрос на рабочую силу зависит от величины капитала, затрачиваемого на рабочую силу. Относительное сокращение этого капитала влечет за собой относительное сокращение спроса на рабочую силу. Накопление капитала ведет к втягиванию в производство все меньше добавочной рабочей силы. Каждый капитал с течением времени изнашивается, и должен быть обновлен, но при этом обновлении (старого капитала) его техническое строение обычно не остается неизменным, оно повышается. Это ведет к абсолютному сокращению спроса, к вытеснению из производства части ранее занятых рабочих.

Образование и рост безработицы представляет собой специфический закон народонаселения. Суть закона народонаселения состоит в том, что наемная рабочая сила, способствуя росту прибыли, создает источник для накопления капитала, последний через механизм роста технического строения капитала — порождает промышленную армию безработных. В этой связи безработные представляют собой относительное перенаселение. Рабочая сила становится избыточной по отношению к спросу, предъявленному на нее. Это вовсе не означает, что имеется абсолютный избыток населения.

Коренная причина образования безработицы — рост технического строения капитала.

Безработица — это когда часть активного населения не может найти работу, становится “излишним” населением — резервной армией труда. Безработица усиливается во время экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу.

Основные виды безработицы

1) Текучая безработица — когда люди потеряли работу, но скоро найдут новую. Происходит как бы поиск новой, лучшей работы. Этот вид не представляет из себя серьезной проблемы, поскольку отражает обычную текучую безработицу. Средством уменьшения текучей безработицы является расширение информационных услуг: своевременное предоставление информации о наличии свободных мест; создание специальных органов печати и телевидения для ускорения возможности получения той или иной информации.

2) Структурная безработица — возникает в результате несовпадения предложения и спроса по квалификациям и специальностям вследствие отсталости квалификационно-образовательной системы трудовых ресурсов. Является тяжелой формой безработицы, так как затраты на ее устранение, то есть затраты на переквалификацию людей, создание учреждений по повышению или изменению квалификации, изменение самого образования очень высоки.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ