3) Цикличная безработица — вызывается спадом
производства, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется
недостаточностью совокупных потребительских инвестиционных расходов. Когда
совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а
безработица растет.
4) Скрытая безработица , или неполная занятость: это
когда люди заняты неполный рабочий день или находятся в вынужденном отпуске.
Этому виду подвержены такие владельцы мелких предприятий, которые получают
доход ниже уровня средней заработной платы. Они готовы в любое время покинуть
свое предприятие.
5) Застойная безработица включает в себя, прежде всего
работающих не на фабриках и заводах, а у себя на дому. Работники домашней
системы полностью заняты только в определенные сезоны, а все остальное время
являются безработными.
6) Низший слой застойного перенаселения образуют люди,
выброшенные из производства и навсегда лишенные возможности вернуться в него.
Чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные
издержки.
Главная цена безработицы — невыпущенная продукция. Когда
экономисты не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех,
кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется
безвозвратно. Безработица мешает обществу постоянно двигаться вверх по кривой
потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как
отставание объема ВНП.
Известный исследователь в области макроэкономики А. Оукен
математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема
ВНП.
Закон Оукена гласит, что если
фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 10%, то
отставание объема ВНП составляет 2,5%. Это отношение 1 : 2,5 или 2 : 5
позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем
безработицы.
Экономические издержки безработицы неодинаково распределяются
между занятыми в экономике:
Уровень безработицы среди “белых
воротничков” ниже, чем у “синих воротничков”. Это происходит потому, что
“белые воротнички” заняты в отраслях промышленности, меньше подверженных
циклическим колебаниям, или они работают в собственной фирме;
Уровень безработицы среди молодежи выше, чем
среди взрослых. Это объясняется тем, что молодые люди имеют низкую
квалификацию, чаще уходят с работы и увольняются нанимателем, а также
отличаются меньшей мобильностью;
Уровень безработицы среди мужчин выше, чем
среди женщин. Дело в том, что в таких остро реагирующих на циклы отраслях
промышленности, которые производят инвестиционные товары (автомобильная,
сталелитейная и строительная), преобладают мужчины;
Уровень безработицы среди иммигрантов — как
взрослых, так и молодежи — выше, чем среди местного населения.
Циклическая безработица — это настоящая катастрофа. Спад
производства и депрессия приводят к бездеятельности, а она в свою очередь — к
потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду
семьи, к общественным и политическим беспорядкам.
История убедительно показывает, что массовая безработица
приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам.
Что касается простых людей, исследователи находят прямую связь между ростом
убийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, психических болезней,
самоубийств и высоким уровнем безработицы.
В каждый данный период в различных странах уровни безработицы
существенно отличаются друг от друга. Эти различия объясняются тем, что в
разных странах существуют разные естественные уровни безработицы, а также тем,
что эти страны могут оказаться в разных фазах экономического цикла. Ежегодный
средний уровень безработицы в США ниже, чем в Канаде, Австралии, Франции,
Великобритании и России.
Проблемы безработицы
Современная рыночная экономика нуждается в
высококвалифицированных работниках, способных творчески подходить к выполнению
своих функций, принимать неординарные решения, нести ответственность за них,
осуществлять поиск новых конструктивных идей. В последние годы безработица
носит устойчивый и массивный характер в странах с полноценной рыночной
экономикой: США, Великобритания, Япония. Безработица пагубно сказывается на
всей экономической жизни общества. Для людей безработица оборачивается полной
или частичной потерей дохода, снижением уровня жизни. Она ведет к возрастанию
преступности, повышению смертности, числа психических заболеваний. В целях
смягчения этой серьезной социальной проблемы государством предпринимается ряд
мер. Прежде всего, государственными субсидиями поощряются частичная занятость
или работа неполную неделю. В середине 80-х годов частичная занятость
составляла 21,2% в Великобритании; 15-19% — в США; 10% — в Японии. В качестве
средства сокращения “избыточного” населения используется метод “разделения
рабочих мест”, когда одно и то же рабочее место предоставляется двум рабочим с
понижением заработной платы. Компании, применяющие такой вид занятости,
пользуются налоговыми льготами.
Для уменьшения безработицы практикуется “досрочный” выход на
пенсию. В США, например, в 80-у годы период трудовой активности был сокращен
для 23,2% лиц предпенсионного возраста. В Англии планируется в ближайшем
будущем создать 750 тыс. рабочих мест за счет досрочного ухода на пенсию.
Одним из важнейших направлений преодоления относительного
перенаселения является создание и расширение программ профессиональной
подготовки и трудоустройства безработных. В частности, в Англии функционируют
различные программы: для длительно безработных, для безработной молодежи,
отдельно для безработных старше 30 лет, и старше 45, по подготовке специалистов
в наукоемких отраслях промышленности и др. Открываются специальные клубы для
безработных, где оказывают различные услуги, дают рекомендации безработным, как
проходить собеседование при приеме на работу, помогают в поиске вакантных мест,
предоставляют бесплатные канцелярские принадлежности, телефон и т.п. для поиска
работы.
В промышленно развитых странах широко используются различные
виды социальной помощи безработным. Прежде всего, безработным предоставляется
пособие по безработице. Для его получения, как правило, требуется отработать
определенное время на основной работе или общественных работах (уход за
больными и престарелыми, инвалидами, благоустройство территории и т.п.). В США,
например, в 25 штатах практикуются общественные работы для длительно
безработных, что дает им возможность вновь получать пособие по истечении
установленного срока получения пособия. Помимо того, что для получения пособия
необходимо платить страховой взнос, размер которого варьируется в зависимости
от заработка. Пособие по безработице строго ограничено сроками его выплаты.
Максимальный срок получения пособия в США составляет 26-30 недель, в Японии —
40 недель, ФРГ — 104 недели.
В некоторых странах наряду с пособием по безработице
выплачивается еще и дополнительное пособие, которое предоставляется только
после проверки на “нуждаемость”. В Англии такое пособие в 1987 г. превышало
пособие по безработице почти на 50%, его получали 61,4% безработных мужчин и
44% безработных женщин.
Трудовые ресурсы в РФ в 1991 году составляли 86,8 млн.
человек. Это около 60% общей численности населения. Но занятыми из них были
только 73,6 млн. человек. Причем на государственный сектор приходилось 77%
общей численности занятых в народном хозяйстве. Доля тех, кто формирует новые
рыночные структуры, была весьма незначительной и составляла по числу занятых
всего 2,3%. При таком раскладе на формирование только основ рынка уйдут десятки
лет.
В Российской Федерации безработных учитывает и регистрирует
Государственная служба занятости. По состоянию на 1 января 1992 года этой
службой зарегистрировано 60 тыс. безработных, пособие по безработице получали
12 тыс. человек (это 20% от числа безработных). Демографическая структура
безработных была такова: женщины составляли примерно 75%, мужчины — около 25%.
С точки зрения критерия проживания городские жители составили около 90% от
общего числа безработных. Следует отметить, что в 1991 году спрос на рабочую
силу опережал ее предложение. В среднем за месяц в службу занятости поступали
заявки от предприятий и организаций на 800-900 тыс. работников, а к поискам
работы обращались только 110 тыс. человек.
Думается, что в ближайшем будущем ситуацию с занятостью в
России будут определять не столько чисто рыночные факторы (скорее можно ожидать
даже некоторого снижения их роли в среднесрочном периоде из-за трудностей
разукрупнения монополистических структур, ухудшения благоприятных условий в
сфере бизнеса и т.д.), сколько демографические, медико-гигиенические и другие.
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов влияние и фактора технического
прогресса, который уже не одно пятилетие “буксует”, и в ближайшей перспективе
трудно ожидать какого-либо чуда по неожиданному появлению в структуре народного
хозяйства преимущественно капиталосберегающих и трудосберегающих отраслей. Так
что и индустриальный фактор в целом не будет способствовать быстрому
наращиванию армии безработных; катастрофическое состояние окружающей среды
также требует при данном развитии техники и технологии больших масс ручного и
первичного механизированного труда для ликвидации последствий многих
экологических бедствий, хотя бы и ценой некоторого снижения общего жизненного
уровня населения.
6. Основные задачи государственного
регулирования на рынке
труда.
Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке
труда. Во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением
труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны,
обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой -
сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной
профессионально-отраслевой, квалифицированно - образовательной и географической
мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения
эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции
России в международную систему разделения труда, что предполагает активную
международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации
управления.
Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного
воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления
работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки
современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые
противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и
квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях
экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до
«возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами
трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе
российского общества. Процесс регулирования рынка труда государством
предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные
моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе
отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство,
которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в
государственном секторе занята существенная часть трудоспасобного населения,
государство регулирует условия найма и увольнения работников в
негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением
существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения,
социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование
трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и
ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и
правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и
материальными ресурсами.
Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке
труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры,
регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда,
содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке
труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму -
комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение
квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть
динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу
развития российского общества или экономического цикла соответствует
специфическая экономическая политика.
Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно,
так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в
государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных
предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие
предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также
воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную
мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда
должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства,
направленной на ускорение роста экономки, ее структурной перестройки,
стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.
В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два
основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит
регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных
работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе,
развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование
или, наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах,
регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной
миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.
Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону
стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая,
кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных
фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное
субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в
основном на предложение труда, то косвенное - на спрос.
7. Политика занятости и регулирования рынка
труда.
Проводимые в
России преобразования, направлены на формирование социально ориентированной
рыночной экономики. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение этой
цели является эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого
требуется формирование цивилизованного рынка труда (что предполагает его
государственное регулирование), системы социальных гарантий занятости и
развитого сектора социальных услуг, позволяющего подготовить человека к
трудовой деятельности. Пока, к сожалению, приходится констатировать
преобладание негативных тенденций в динамике количественных и качественных
показателей трудового потенциала.
До последнего времени под давлением объективных и субъективных обстоятельств
проблемы использования трудового потенциала сводились к сохранению занятости,
ограничению масштабов безработицы и организации помощи безработным. Решение
задач структурной перестройки, высвобождения внутрипроизводственных резервов
рабочей силы, повышения производительности труда и, в целом, более эффективного
использования трудового потенциала общества практически было отодвинуто на задний
план.
Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости
заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости
путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки
высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической)
безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и
реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на
рынке труда.
Формой
реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления
являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные)
программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в
российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение
уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней
рабочей силы с предприятий. Речь идёт как об излишках, которые существуют давно
и имеют хронический характер, так и о тех, что могут появиться в ходе
модернизации производства и структурных изменений. Придётся справляться с очень
сложной ситуацией, поскольку в последние годы, несмотря на безработицу,
внутрипроизводственные излишки рабочей силы во многих случаях скорее увеличились,
чем уменьшились. Надо сохранять имеющиеся и создавать новые рабочие места,
придерживаясь, прежде всего принципов экономической целесообразности,
учитывать, что возможности государственных инвестиций ещё значительное время
будут весьма ограниченными. Поэтому следует искать формы активного влияния на
акционерные и частные предприятия в целях стимулирования создания рабочих мест.
Особого внимания заслуживает изучение зависимости проблем занятости, с одной
стороны, от динамики платежеспособного спроса предприятий и населения, с другой
- способности производства адекватно реагировать на этот спрос. Конечно,
платежеспособный спрос может расширяться лишь постепенно: в зависимости от
увеличения доходов населения, то есть по мере преодоления кризисной ситуации в
экономике. Но определённые финансовые ресурсы, достаточные для того, чтобы дать
первые импульсы к экономическому росту, в России имеются уже сейчас. Это
ресурсы банков и некоторых экспортно-ориентированных отраслей, сбережения
населения, а так же средства, сконцентрированные в теневой экономике. Назрела
необходимость проведения ряда мер для переключения этих ресурсов на чисто
финансовые сферы (или состояние консервации) в сферу реальной экономики. Надо
найти способы, чтобы на определённых условиях возвратить капиталы, ушедшие за
границу, легализовать в общественно - приемлемой форме средства теневой
экономики, вовлечь их в народохозяйственный оборот. Тогда (ещё до начала
динамического экономического роста) можно будет рассчитывать на увеличение
спроса как естественного и необходимого условия развития производства. С точки
зрения макроэкономических пропорций такой вариант развития не вызывает
сомнений. Предстоит глубокое реформирование на уровне предприятий, охватывающее
всех занятых на них работников. Речь идёт о том, чтобы трудовые коллективы и
отдельные работники существенно повысили качество своего труда, что в итоге
приведёт к сокращению численности занятых.
Конечно, подобные трансформации могут происходить безболезненно лишь при условии
сложившегося цивилизованного рынка труда и свободного движения рабочей силы.
Основы такого рынка уже заложены: ликвидирована монополия государства на
использование рабочей силы, расширены правовые возможности её мобильности,
возникли гибкие формы организации и оплаты труда, усилилась её дифференциация.
Тем не менее, очевидна неразвитость существующего рынка труда. Это можно
объяснить общим экономическим спадом и слабостью конкуренции, ограниченностью
финансовых ресурсов предприятий, отсутствием достаточных условий для трудовой
территориальной миграции и т.д. Зачастую работник лишён возможности трудится в
полную силу, не может предъявить и добиться реализации справедливых требований
по поводу создания нормальных условий труда и его достойной оплаты.
Современный
рынок труда - это сфера не столько противостояния предпринимателей и
работников, сколько компромиссов и договорённостей сторон: продавцов и
покупателей рабочей силы при посреднической роли государства.
В "Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на
1998-2000 год" предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей
перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не
допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению
излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Первый этап реализации программы в 1996-1997 годах был сориентирован на
создание организационно - правовых условий для проведения политики создания и
сохранения рабочих мест.
Второй этап (1998-2000 годы) - на конкретные мероприятия,
связанные с разработкой отраслевых программ создания рабочих мест.
В результате проведённых расчётов получена предварительная оценка общей
потребности в рабочих местах на 1997-2000 годы.
Потребность в рабочих местах по отраслям народного хозяйства составляла, по
оценке, 66,4 миллиона в 1996 году и увеличится к 2000году до 67,0 миллионов.
Основными факторами роста занятости будет возрастающая потребность в занятом
населении в отраслях инфраструктуры и сферы услуг. В региональном разрезе
положительная динамика показателя потребности в рабочих местах характерна для
всех экономических районов (в особенности Северо-Кавказского и Уральского, где
данное обстоятельство обусловлено относительно высоким демографическим
приростом трудоспособного населения), кроме Дальневосточного. Одним из
интереснейших теоретических и практических вопросов является разработка нового
инструмента реализации программ - так называемой Генеральной схемы создания
рабочих мест.
В состав разработчиков Генеральной схемы должны входить соответствующие
федеральные органы исполнительной власти (Министерство труда, Министерство
экономики, Госкомстат, Министерство образования, ГКРП России и другие
заинтересованные министерства и ведомства) и органы исполнительной власти
субъектов РФ.
Генеральная схема создания рабочих мест разработана как на федеральном, так и
на региональных уровнях.
В понятийном аппарате Генеральной схемы используется понятие физического и
экономического рабочего места.
Под физическим рабочим местом (ФРМ) понимается, как правило, определённая зона,
предназначенная для производства работ или услуг и оснащённая в этих целях
соответствующим набором орудий труда.
Однако, для нормального функционирования рабочего места недостаточно иметь
только ФРМ, необходимо также наличие ряда экономических условий - в первую
очередь, обладание оборотными средствами, которые способствуют обеспечению ФРМ
предметами труда, энергией, информацией, зарплатой и т.д. Кроме того,
воспроизводство ФРМ возможно только при наличии платёжеспособного спроса на
продукцию или услуги, производимые при помощи ФРМ.
Наличие этих важнейших условий и обеспечивают существование экономического
рабочего места, возможность продуктивной(общественно полезной и оплачиваемой)
занятости населения. Именно экономическое рабочее место (ЭРМ) является
категорией, которой главным образом оперирует политика занятости, а потребность
экономики в рабочей силе определяется числом экономических рабочих мест.
Население тоже предъявляет спрос на экономические рабочие места, то есть на
рабочие места, которые обеспечивают гражданину необходимый уровень дохода.
ЭРМ - это занятость работника на ФРМ, которая обеспечивает ему уровень дохода
(зарплаты) не ниже соответствующего (данному региону) прожиточного минимума при
соблюдении установленных законодательством норм продолжительности рабочего дня
(рабочей недели).
Таким образом, в рамках Генеральной схемы создания рабочих мест рассматриваются
прежде всего экономические рабочие места.
В контексте всего вышеизложенного предлагается такая трактовка Генеральной
схемы: Генеральная схема создания рабочих мест - (матрица) количественных и
качественных показателей (индикаторов), характеризующих общие потребности
населения в рабочих местах в определённый период времени, структуру имеющихся
рабочих мест в народном хозяйстве, а так же необходимое количество
дополнительных рабочих мест для удовлетворения потребности населения в
продуктивной занятости. Генеральная схема является инструментом государственной
политики занятости и призвана обеспечить координацию усилий государственных
органов в вопросах создания рабочих мест как в количественных, так и в
качественных аспектах.
Государственная политика занятости неразрывно связана с регулированием рынка труда.
Задачи регулирования рынка труда находят определённое отражение в среднесрочной
программе Правительства РФ на 1997-2000 годы "Структурная перестройка и
экономический рост", "Программе социальных реформ в РФ на период 1996-2000
годов", "Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих
мест на 1996-2000 годы", "Федеральной целевой программе содействия
занятости населения РФ на 1998-2000 годы" и других документах.
Стабилизация на рынке труда требует изменения подхода к регулированию занятости
в общегосударственном масштабе. Данная задача должна быть включена в состав
наивысших приоритетов хозяйственной политики, наравне с финансовой
стабилизацией и стабилизацией уровня производства. Для этого, в первую очередь,
необходимо введение целевых показателей уровня занятости (безработицы) и числа
создаваемых рабочих мест в официальные прогнозы, бюджетные проектировки и
программы действия Правительства РФ наравне с присутствующими в настоящие время
в указанных документах показателями уровней инфляции, производства ВВП и
другими, которые рассматриваются как приоритетные. Казалось бы, и сейчас в
большинстве официальных программ и прогнозов в том или ином виде формально
(часто на уровне приложений) присутствуют показатели занятости. Но речь идёт о
другом: при утверждении общеэкономических программ, бюджета на очередной
финансовый год и других первоочередных государственных экономических документов
Президент Российской Федерации, Федеральное собрание и другие высшие государственные
инстанции должны рассматривать, исходя из нескольких "ключевых
показателей", в число которых должна входить, наряду с показателями
динамики ВВП и инфляции, динамика уровня безработицы.
Итак, вопрос номер один регулирования рынка труда в России - придание этой
проблеме статуса одной из общенациональных политических задач.
Вопрос номер два - формирование общегосударственной системы регулирования рынка
труда, главными субъектами которой были бы в целом Правительство Российской
Федерации, Министерство экономики, Министерство финансов, Госкомимущество, Банк
России и другие высшие хозяйственные структуры; освобождение Министерства труда
и социального развития от обязанностей поддержания и создания рабочих мест и
других непрофильных функций с концентрацией усилий данного ведомства в части
регулирования сферы труда на работе с зарегистрированными незанятыми и
безработными, вопросах соблюдения законодательства о труде и занятости,
проблемах трудовых отношений, оплаты, условий и охраны труда.
Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как
многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в
виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня. На
макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны
решать следующие основные задачи:
1. Согласование финансово - кредитной, структурной, инвестиционной,
внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой
задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках
продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и
социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях,
субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и
развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование
внешнеэкономических связей в интересах занятости.
2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и
приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят
минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных
и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев
и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном
контексте как цена труда.
3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В
число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и
социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой
данного блока является политика Министерства труда и социального развития
(службы занятости) на рынке труда.
На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном
должно осуществляться в тех же направлениях.
Субъектами регулирования в регионах являются соответственно органы
законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов
регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном
уровне. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется
преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая
политика, многие аспекты внешнеэкономической политики регулируются также на
федеральном уровне. В значительной степени на федеральном уровне регулируются
основные направления финансово - кредитной политики. Тем не менее, регионы
должны включать регулирование рынка труда в число основных приоритетов и в
рамках своей компетенции (разграничения полномочий с федеральными органами) и
возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов регулировать
доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни - уровень предложения рабочей
силы в регионе, регулировать демографическое качество населения (снижение
заболеваемости, травматизма, пьянства и, в конечном счёте, смертности
трудоспособного населения), регулировать миграционные процессы. На региональном
уровне также в интересах рынка труда возможно осуществление программ жилищного,
транспортного и производственного строительства, государственных закупок
продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи,
экологических, социальных и других, предоставление предприятиям дотаций,
кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства
в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более
эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства,
индивидуального, малого бизнеса.
Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах
в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи
данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по
труду за счёт региональных фондов занятости, а в составе которых находится
порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, то роль
регионов здесь шире, чем центральных органов власти. В число задач данного
блока на региональном уровне входят развитие систем подготовки и переподготовки
рабочей силы (в первую очередь её незанятой части), совершенствование
структуры, информационного обеспечения, обеспечения приспособленными
помещениями и подготовленными кадрами центров занятости, повышение
эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных и
поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с
ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодёжи и
подростков и ряда других групп. Вопросы организации общественных работ могут
так же решатся на региональном уровне.
На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное
нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на
рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и
незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.
На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и
внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного
решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая
ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная конкурентоспособность
самих предприятий. В конечном счёте именно на предприятиях производится
сохранение и создание новых рабочих мест, "деление" рабочих мест,
перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и отпусков по
инициативе администрации.
В домохозяйствах осуществляются основные функции воспроизводства рабочей силы,
от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение труда в стране и
регионе.
Домохозяйства, традиционно являвшиеся в нашей стране в последние десятилетия
потребительскими ячейками общества, теперь частично восстановили
производственные функции.
Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются,
наряду, с предприятиями субъектами воссоздания рабочих мест. Поддержка
экономической активности домохозяйств так же входит в число приоритетов
регулирования рынка труда.
Поддержание в период кризиса и особенно создание новых, технологически
перспективных рабочих мест в послекризисной перспективе должно рассматриваться
как генеральное направление регулирование рынка труда в стране. Но
финансирование соответствующих программ должно в дальнейшем производиться не из
фондов занятости, а из собственных средств предприятий, за счёт кредитных
ресурсов и, при наличии возможности, из государственных бюджетов всех уровней.
Инструменты
государственного регулирования.
Можно указать на следующие основные инструменты государственного
регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной
экономикой.
Во-первых, широкое распространение общего государственного планирования
с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее
государственное планирование охватывает такие важные показатели, как
национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и
создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует
более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует
отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит
Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокийнсианцев.
Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой
механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента
всей системы государственного регулирования рыночных отношений.
В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является
достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства.
При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом
общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых,
активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная
политика.
Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение
дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает
нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях
и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством
как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опят США
30-х годов, концентрированным выражением экономической политики которых
является призыв к американской нации президента Ф.Рузвельта: «Расходы во имя
собственного спасения», с которым он обратился к Конгрессу в 1938 году.
Целенаправленное воздействие на организационной аспект функционирования рынка
труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное
поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка
трудовых ресурсов и обучение кадров.
Одним из важнейших направлений организационной деятельности государства выбрано
создание служб трудоустройства, первые из которых появились в последней трети ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния
экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку
производственных мощностей.
В России государство выступало и будет выступать крупнейшим работодателем. Хотя
во многом отраслевая структура государственного сектора дублирует частный, она
не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции,
которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются
объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не
служит гарантией от безработицы.
8. Деятельность профсоюзов.
Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) - массовая общественная
организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и служащих по
профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют
контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники
безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия коллективные
договоры, разрешают трудовые споры.
Но основная задача деятельности профсоюза - повышение заработной платы. В связи
с этим видный американский экономист П. Самуэльсон выделяет 3 основных метода,
которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели.
- Профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это достигается, например,
введением высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию законов о
максимальном рабочем дне, увеличением срока учёбы при подготовке к той или иной
профессии.
- Профсоюзы могут добиваться повышения ставок заработной платы,
содействуя установлению ее выше точки равновесия.
- Профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх по кривой спроса на труд. При этом могут
использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например, содействие
установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти меры вызовут
увеличение спроса на труд внутри данной страны, в результате чего увеличится
количество используемого труда и возрастет заработная плата.
Для анализа регулирующей деятельности профсоюзов на рынке труда уместно
обратиться к опыту США, где как ни в одной другой стране с развитой рыночной
экономикой сильно профсоюзное движение. Там профсоюзы сначала обратились к
политике повышения спроса на конечный продукт, выступая за введение
протекционистские таможенные тарифы. Профсоюз работников автомобилестроения
выступали за принятие законов, по которым импортируемые в США автомобили должны
состоять из определенного минимума деталей, произведенных в США.
Профсоюзы также пытались использовать законодательство для достижения такой
своей стратегической цели, как увеличение издержек на другие ресурсы, которые
являются потенциальными заменителями труда работников. Некоторые профсоюзы
работников транспорта добились гарантии минимального размера экипажа.
Такие условия не позволяют работодателям заменять труд работника на какое-либо
техническое новшество. В некоторых случаях профсоюз и работодатель могут прийти
к такому соглашению, в котором реальная заработная плата возрастает в обмен на
согласие профсоюза вносить определенные изменения в производственный процесс,
которые могут привести к увеличению производительности труда. Если такое соглашение
открыто увязано с условиями увеличения производительности труда, то принято
говорить, что такие переговоры являются переговорами о производительности.
Более типичными являются такие случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у
руководства фирм, когда могут вынудить его принять дополнительные издержки. Эти
издержки обычно принимают форму так называемой работы по правилам или же
забастовки.
Забастовка - это попытка отказать фирме в труде всех членов
профсоюзов. Часто успех подобного рода формы протеста зависит о целого ряда
факторов, как-то: прибыльности фирмы и ее возможности повысить цены, не потеряв
при этом свой рынок; от финансовых ресурсов фирмы, которые позволили бы ей
компенсировать убытки, нанесенные забастовкой; от способности самого профсоюза
причинить фирме убытки, при этом компенсировав потери рабочих связанные с
забастовкой.
Западные профсоюзы возникли как форма институционализации социальных интересов
наемных работников, их ведущая функция - улучшение рыночной ситуации продажи
членами профсоюза своей рабочей силы. Советские же профсоюзы имели совершенно
иное происхождение. На уровне страны система управления включала
государственные органы, партийные и профсоюзные. На уровне предприятия -
административные, первичные партийные и профсоюзные организации. Профсоюзы не
только являлись проводниками воли правящего субъекта, но и осуществляли
обратную связь, выполняли защитную функцию, снижая этим социальное напряжение.
В посткоммунистический период монолитность профсоюзов, универсальность форм их
организации и содержания деятельности исчезли. Однако до сих пор большинство
профсоюзов являются частью системы менеджмента, выполняющей жизненно важные для
работников социальные функции.
Вывод
Из
всего вышеизложенного можно сделать вывод, что конечной целью рынка труда
является:
во-первых, удовлетворение профессионально-экономических интересов
экономически активного населения, включая социальную защиту и обеспечение
народного хозяйства нужными ему кадрами;
во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с
учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня
и т.п.
Так как рынок труда еще только формируется, его функционирование невозможно без
государственного регулирования. Главные, социально значимые цели регулирования
рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального
соотношения между спросом и предложением рабочей силы (а значит, и косвенное
установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется создание
эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на
государственном уровне является: определение минимально необходимых норм и
нормативов функционирования рынка труда, его общих границ. Государство
обеспечивает унификацию системы социального и трудового законодательства,
определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможность их
участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов
управления рынком труда и т.д.
Помимо использования
нормативов прямого действия, государство осуществляет косвенное регулирование
рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а
также с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить
о решающей роли государства в формировании рынка труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный рынок труда в России обладает рядом специфических черт, которые
обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Вообще,
пореформенный российский рынок демонстрирует неожиданную экспертами гибкость и
разнообразие приспособительных механизмов, присутствующих, впрочем, во всех
постсоциалистических странах, но только в России приобретших такую широкую
распространённость, что стало возможным говорить о приближении российского
рынка труда к неоклассической модели.
Р.И.
Капелюшников в своих работах обращает внимание на следующие приспособительные
механизмы, имеющие место в Российской экономике:
-
работа в режиме неполного рабочего времени,
неполная рабочая неделя
-
вторичная занятость
-
теневая оплата труда и занятость в неформальном
секторе
-
задержки заработной платы
-
персонификация отношений работодателя и работника
-
высокая оборачиваемость рабочей силы
Эти
приспособительные механизмы были выработаны самими участниками рынка, на этапе
возникновения проблем. Широкое распространение подобного рода практик, стала
возможной только благодаря неявному обоюдному согласию работника и
работодателя. В результате в России сформировалась особая модель рынка, отличная
от модели стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ).
В
целом, рынки ЦВЕ оказались по механизму своего функционирования ближе к
западной модели (Испании, Германии, Франции, Швеции и др.), а потому вели себя
вполне предсказуемо. Такого рода модель подразумевает высокую степень защиты
занятости, широкое распространение коллективных договоров, значительную
сегментацию и устойчивую долговременную безработицу. В значительной мере
западный путь развития для стран ЦВЕ был предопределён не подлежащей сомненью
его ориентации, несмотря на широкий спектр проблем, связанный с механическим
копированием институционального каркаса.
Россия
с самого начала вслед за ЦВЕ пыталась импортировать институциональную
организацию западных рынков: была создана система страхования по безработице,
легализована забастовочная деятельность, принят закон об индексации заработных
плат в соответствии с темпами инфляции. Ведение подобной «жесткой» политики по
отношению к работодателям давало основания предполагать о Восточно-Европейском
сценарии, о моментальном сбросе рабочей силы предприятиями, о значительной (до
40%) и продолжительной (более года) безработице. Прогнозы так и не сбылись.
За
годы реформ безработица в России так и не достигла критических 20-25%, её
сокращение было явно непропорционально падению объёмов производства ( до 40%) .
Характер безработицы не носил взрывной, как в Болгарии или Польше, характер.
Сокращение численности занятых носило длительный характер, едва доходя до
десяти процентов в самые тяжёлые годы. Стоило вступить России в фазу
экономического роста, как снижения безработицы побили рекорды всех других
рыночных экономик (с 14,6% в 1999 до 7,5% в 2002). Этот показатель, если брать
его за основу для оценки благополучия рынка труда, выводит Россию в тройку
лидеров, наряду с Венгрией и Чехией.
Характерной
чертой российского рынка труда стала высокая оборачиваемость рабочей силы,
достигавшейся не только за счёт выбытия рабочей силы, но и за счёт приёмов на
работу, при абсолютном доминировании практики добровольных увольнений. Порядка
60-70% процентов выбывших оставляли работу добровольно. Даже с учётом широкого
распространения неформальных практик увольнения, сложно усомниться в значимости
этой цифры.
С
точки зрения неоинституциональной методологии, своеобразие российского рынка
труда и российской экономики, обусловлено действием enforsment’a (набор механизмов, обеспечивающий выполнение
законов и контрактов. Они включают в себя:
-
судебную систему, надзорные органы исполнительной
власти
-
профсоюзы, члены рабочего коллектива, участвующие в
управлении
-
протестная активность (организованная и
неорганизованная)
-
«репутационные механизмы» (плохая репутация в
деловой сети, затрудняет сделки)
Неэффективность
механизмов enforsment’a была вызвана,
во-первых, простой трансляцией западного институционального каркаса на
российский рынок труда, а во-вторых, тем, что государство, призванное выступать
гарантом соблюдения контрактов, часто само становилось их активным нарушителем
(задержка пособий по безработице, бюджетных зарплат).
Демонстрируемая
гибкость рынком труда, к сожалению, не является признаком успешных
преобразований в экономике – это показывает экономический анализ проведённый
Р.И.Капелюшниковым. Оборачиваемость на рынке труда может характеризоваться
двумя параметрами: текучестью рабочей силы и оборачиваемостью рабочих мест
(закрытие неэффективных и открытие эффективных рабочих мест). Пересечение этих
двух оснований даёт четыре группы рынков труда, из которых российский относится
к модели «волчка», который характеризуется высокой текучестью рабочей силы
(сменой рабочих мест) и почти полным отсутствием реструктуризации собственно
рабочих мест. Получается, что сохранение в экономике неэффективных рабочих мест
сводит на нет экономический эффект от пластичности рынка труда.
Важной
особенностью рынка труда Парадоксально, но в условиях экономического спада
девяностых годов, предприятия не стремились избавляться от излишков рабочей
силы, предпочитая использовать иные механизмы приспособления. Р.И. Капелюшников
предлагает объяснительную модель, идущую в разрез с банальными предположениями
о российском патернализме, контроле коллективов над предприятиями. Данный автор
связывает трудоизбыточность с теорией человеческого капитала и динамическими
моделями спроса на труд. Это предполагает сравнение издержек увольнения
сотрудников и издержек по набору работников и «введению» их в производственный
процесс. При краткосрочном экономическом спаде, «придерживание» рабочей силы
является скрытой «страховкой» на случай экономического роста (роста спроса на
продукцию фирмы). В долгосрочном же периоде, Р.И. Капелюшников предлагает
учитывать ожидания фирмы и патерналистское поведение работников, предоставляющих
своего рода услугу работодателю и собственно работодателя. Остаётся завидовать
десятилетнему запасу оптимизма российских промышленников, испытавших «цепочку
экономических шоков», в результате которых трудоизбыточность и достигла 10%
уровня.
Интересно,
что феномен трудоизбыточности на микроуровне отмечался экономистами ещё в
начале 80-х годов в размере 10-15%(!). К. Саймон рассматривает эту проблему в
несколько ином теоретическом контексте. Для этого автора представляет интерес
диссонанс существовавший между дефицитом рабочей силы на макроуровне (сравним с
неожиданно низким уровнем безработицы в и её дефицитом на микроуровне.
Объяснение этот автор находит в недостатках системы планирования и
неспособности местных руководителей организовать непрерывный производственный
процесс.
Когда
трудоизбыточность носит краткосрочный характер, вполне приемлема динамическая
модель спроса на труд. Если трудоизбыточность носит долгосрочный характер, в
стабильном обществе, вполне приемлема вторая объяснительная модель. Если же и в
условиях нестабильного общества долгосрочно сохраняется трудоизбыточность, то
видимо стоит искать более глубокие структурные расстройства, например, в
глубинной институциональной структуре, как у О.Э. Бессоновой, или же в
структуралистских парадигмах.
Трудоизбыточностью
в российской экономике характеризуется и сельский рынок труда. В данном случае
автор объясняет трудоизбыточность достаточно узким набором возможных занятий,
усугубившимся общероссийским экономическим кризисом. Среди других отличительных
особенностей сельского рынка труда О.П. Фадеева называет:
-
некомпактность размещения рабочей силы
-
сезонность большинства работ, диктующую
значительное снижение трудовой нагрузки в зимнее время года
-
высокое влияние ЛПХ на структуру занятости и
семейных доходов
-
преобладание натуроплаты труда над денежной (иногда
в форме присвоения работниками имущества хозяйства), при систематических
задержках
Во
многом эти характеристики можно экстраполировать и на весь российский рынок
труда, ведь порядка 30% населения постоянно проживает в селах. Кроме того ещё
для 45%(посёлки городского типа и областные центры) населения актуальны вопросы
ведения ЛПХ и некомпактности размещения рабочей силы. Экономика многих городов
зависит от благополучия, часто единственного, промышленного предприятия.
Несмотря
на схожесть некоторых ключевых характеристик, в связи с большой
пространственной протяжённостью, рынок труда достаточно сильно сегментирован по
текущей ситуации. В стране достаточно чётко выделяется четыре класса регионов,
различающихся по своему трудовому благополучию, причём ситуация варьируется от
вполне благополучной (Москва) до катастрофичной (Калмыкия, Дагестан, Алтай).
Так, если в Москве на одну вакансию приходится 0,9 человек, то в последнем
классе уже 74.
Кроме
региональной сегментации, имеет смысл говорить о гендерной сегметации, с
перекосом в сторону женщин. По некоторым регионам, соотношение мужской и
женской безработицы в 2000 году, составило 3,6. Главная причина такого
перекоса, заключается по мнению Л.В.Корель и И.И.Корель в разрушении традицонно
мужских сфер занятости: армии, флота, ВПК, наукоёмких производств. На мой
взгляд, помимо указанного фактора, значительное влияние привносит в усиление
этого типа неравенства и «эффект отчаявшегося работника». Женщинам в нашей
культуре намного легче мужчин при неудачной попытке найти работу(средний срок
поиска работы составляет 9 месяцев) признать себя домохозяйкой и отказаться от
оплачиваемого труда чем мужчине.
Российский
рынок труда на сегодняшний день представляет собой сверхсегментированное
социальное поле, с неравным доступом к реализации прав работника, обусловленное
институциональной слабостью общества. Наряду с негативными эффектами,
распространённость неформальных практик обусловила исключительную гибкость и
подвижность рынка труда, превратившись в «мечту неоклассика». Однако именно эта
гибкость, обуславливает отсутствие необходимости инвестиций в человеческий
капитал, низкий уровень производительности. Амортизация экономических шоков, с
одной стороны, способствует стабилизации, с другой препятствует
реструктуризации и развитию в долгосрочном периоде. Какой должна быть стратегия
государства? Каким обернуть институциональную историю рынка на пользу людям,
обойдя все заблуждения? Вопросы для изучения специфики рынка труда остаются
по-прежнему актуальными.
Список используемой литературы:
1. Экономическая теория. Под ред. Камаева В.Д. – М. Изд. ИМПЭ, 1999.
2. Якубович В. Институты, социальные сети и рыночный обмен: подбор работников
и рабочих мест в России /пер с англ. Р.А. Громова // Экономическая социология:
новые подходы к институциональному и сетевому анализу. Под ред. В.В. Радаева.
М.: РОССПЭН, 2002. С.210-251.
3. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации.
М.: ВШЭ, 2001.
4. Скрытые формы безработицы в России. И.Соболева. М.: ИЭ РАН, 1997.
5. Рынок труда:
занятость и безработица. Пристанева А.А. Киев, 1993 г.
6. Экономикс, принципы, проблемы и политика. Кэмпбелл Р. Макконнелл,
Стенли Л. Брю. Издательство «Республика», г.Москва, 1995.
7. Программа занятости населения РФ на 1998г.
8. Федеральная
целевая программа содействия занятости населения на 1998-2000гг.