|
||||||||||||||||||||
Таблица 8 Розничные цены на АЗС с 1 января 1998 года (USD за 1 литр) | ||||||||||||||||||||
|
Автобензин |
Дизельное топливо |
||||||||||||||||||
А - 76 |
АИ – 93 |
|||||||||||||||||||
Центральный регион |
0.51 |
0.61 |
0.47 |
|||||||||||||||||
Вилюйская группа улусов |
0.51 |
0.61 |
0.47 |
|||||||||||||||||
Северные улусы |
0.59 |
0.71 |
0.57 |
Цены на газ и продукцию переработки газового конденсата являются фиксированными и регулируются Правительством Республики Саха (Якутия). Формирование цен производится затратным методом, исходя из нормативных затрат, включаемых в себестоимость.
Динамика среднегодовых цен на природный газ в сравнении с ценами, действующими для предприятий РАО «Газпром» с 1993 года за 1,000 м3 приведены в следующей таблице:
Таблица 8 Динамика цен на природный газ (для промышленных потребителей)
Год
РАО «Газпром»
(USD./1,000 м3)
АО «Якутгазпром»
(USD/1,000 м3)
Якутгазпром/Газпром
%
1993
6,12
5,97
97.6 %
1994
12.11
8.58
70.7 %
1995
36.73
22.76
61.9 %
1996
44.88
36.31
80.9 %
1997
47.15
33.56
71 %
1998
n/a
34.93
n/a
1999
n/a
8.64
n/a
Источник информации: АО «Якутгазпром» Цены без учета НДС |
АО «Якутгазпром» реализует свою продукцию только внутри Республики Саха (Якутия) промышленным потребителям и населению через перепродавца (АО «Ленагаз») на основании тройственных договоров между АО «Якутгазпром», АО «Ленагаз» и потребителями, по единой цене, которая с 7 июня 1999 составляет 216 руб. за 1,000 м3. Установленная система ценообразования на газ, утвержденная Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия), учитывает возможность снижения цены для потребителей, своевременно оплачивающих поставки газа, и повышение цены на 5 % (помимо штрафов и пени) для потребителей, задерживающих оплату.
Цены на нефть устанавливаются распоряжениями Правительства Республики Саха (Якутия) — с 12 июля 1999 года цена тонны нефти на месторождении составляет 350 руб. (14 USD).
Более половины добываемой нефти поставляется с Талаканского месторождения в речной порт п. Витима (цена тонны нефти на условиях франко-судно-порт 650 руб. (26 USD).
Таблица 9 Динамика цен на нефть EXW (USD)
с 1 января 1994
с 15 сент-я 1994
с 1 февраля 1995
с 15 июля 1995
с 1 января 1996
с 1 августа 1996
с 1 июля 1997
с 15 апреля 1998
С 12 июля 1999
Цена
1 тн. Нефти
70
61.97
54.42
54.76
57.65
67.35
60.53
57
14
Инвестиционная
Надбавка
0
0
0
0
0
19.24
17.29
16.17
0
В 1997 году АО «Ленанефтегаз» экспортировало в Иркутскую область (г. Усть-Кут) более 14 тыс.тн. нефти по цене 460 рублей (77 USD) за тонну с учетом НДС (76,670 руб.) и акцизного сбора (28,002 руб.).
В 1998 году было полностью снято ограничение на поставку нефти за пределы Республики, что связано насыщением местного рынка нефтью, используемой в качестве котельного топлива.
ГЛАВА II РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
2.1 Сущность элементов реструктуризации
Реструктуризация – это изменение структуры системы. Если под структурой понимается организационная структура, то реструктуризация – это изменение организационной структуры. Если рассматривается структура бизнес-процессов, то реструктуризация-это изменение бизнес-процессов. Таким образом, в зависимости от типа структурного среза системы возникают и задачи проведения соответствующих им изменений. Общий принцип простой: типология структур систем предопределяет типологию изменений.
2.2. Стратегические направления и этапы формирования
Несколько лет назад в качестве одной из мер решения проблемы спада производства возник вариант реформирования и реструктуризации предприятий с привлечением консультантов. Появились и отдельные примеры существенного улучшения финансово-экономического состояния предприятия за счет активизации и использования его внутренних возможностей. К концу 1997 года появился реальный практический опыт реформирования на десятках предприятий и фирм.
В числе наиболее типичных проектов – рабочих методик, выработанных в процессе реформирования специалистами в 1997-1998 годах, можно назвать следующие:
§ Формирование программы реформирования и оздоровления предприятия;
§ Миссия и корпоративная стратегия предприятия в условиях рыночного реформирования;
§ Разработка механизмов реализации программы реформирования и оздоровления предприятия;
§ Развитие экспортного потенциала предприятия;
§ Финансовая политика и грамотное внутреннее налоговое планирование;
§ Развитие внешней деловой партнерской среды (формирование финансово-промышленной группы, создание корпорации и т.п.)
§ Выработка и реализация приоритетов научно-технического развития предприятия;
§ Политика управления собственностью на предприятии;
§ Формирование внутренних предпринимателей и предпринимательской среды на предприятии;
§ Внутренний экономический механизм как внутренний хозяйственный кодекс предприятия;
§ Расширение хозяйственной самостоятельности структурных подразделений на основе создания центров финансовой ответственности (ЦФО);
§ Формирование ориентированной на клиентов компании и развитие службы маркетинга;
§ Разработка системы финансового планирования на предприятии;
§ Разработка и реализация на предприятии конкретных бизнес-планов;
§ Разработка на предприятии системы планирования;
§ Новые системы оплаты труда;
§ Создание интегрированной информационной системы управления;
§ Программа социальной защиты работников на предприятии;
§ Инновационные механизмы на предприятии;
§ Управление конфликтами как инструмент развития предприятия;
§ Баланс внутренних и внешних интересов в АО;
§ Выработка эффективной ассортиментной политики;
§ Реструктуризация предприятия;
§ Управление изменениями (инновациями);
§ Новая внутрифирменная культура и развитие потенциала сотрудничества на предприятии.
В изменении состояния предприятий России можно выделить две тенденции:
1. Негативную, связанную с предприятиями, находящимися в кризисной ситуации, на которых продолжается спад производства, снижение конкурентоспособности вплоть до остановки и банкротства;
2. Позитивную, связанную с предприятиями, которые не попадали в кризисное состояние и продолжают нормально функционировать, или
стабилизировали свое состояние, или обеспечивают рост объемов продаж, рентабельности, улучшение финансового состояния.
В настоящее время больше всего “на виду и на слуху” негативный процесс, что неудивительно: по экспертным оценкам более 40% предприятий убыточны, для них характерны задержки зарплаты, неплатежи в бюджет и т. п. и, как следствие, обострение социальной напряженности. Второй же, позитивный процесс, освещается средствами массовой информации намного меньше, хотя живой опыт этих предприятий (а их по экспертным оценкам 10-15%, что немало) является одним из важнейших факторов, которые могут помочь переломить негативные тенденции и обеспечить подъем российской экономики.
Практика показывает, что, активно используя накопленный опыт, почти любое предприятие, по настоящему желающее улучшить свое состояние, за 3-5 месяцев первого этапа упорной работы может повысить эффективность своей работы (например, рентабельность) на 10-20%, а на втором этапе (год) – еще на 20-40% (есть примеры и до 100%). Результат получается за счет активизации внутренних возможностей, существенного изменения (реформирования) стратегии, реорганизации и создания эффективной системы управления, активного развития персонала, изменения структуры (реструктуризации) предприятия, создаваемой им продукции.
Результаты первого этапа означают в среднем удвоение прибыли предприятия, увеличение примерно в 1,5 раза уровня жизни работающих и выплаты в бюджет (а значит: пенсионерам, на армию, образование, науку, медицину). Если такую работу проведет большинство предприятий, да еще добавятся хотя бы частично результаты второго этапа, то это может привести к перелому негативных тенденций и улучшению состояния всей российской экономики. С одной стороны, это очень много, а с другой мало.
Для среднего предприятия, имеющего годовой оборот 60-70 млрд. руб., это означает прирост объема продаж не менее чем на 20млрд. руб. и налоговых платежей – на 3-4 млрд. руб. При этом требуются только “стартовые затраты” на консультантов и обучение, которые составляют 0,1-0,2 млрд. руб. (далее предприятия становятся привлекательными для инвестиций, и получение кредита происходит автономно).
Программа реформирования 1000 средних предприятий в 1997 году могла бы дать за год дополнительный объем продаж в 20 трлн. руб., пополнение бюджета на 3-4 трлн. руб. при стартовых затратах на пусковой механизм реформирования около 10 млрд. руб.
Соответственно, если на 1999-2000 годы принять программу реформирования хотя бы по 10 тысячам предприятий (что реально – всего лишь по 100-150 предприятий на субъект федерации), то это могло бы дать пополнение бюджета более чем на 60-80 млрд. деноминированных рублей, что сравнимо с дефицитом федерального бюджета, повышение уровня жизни работающих в 1,5-2 раза, прирост объемов продаж и производства – на 300-400 млрд. руб., при стартовых затратах менее 0,5 млрд. руб. Даже с учетом приблизительности этих оценок они говорят о том, что программа массового реформирования предприятий является одним из самых эффективных проектов подъема российской экономики.
Однако для реализации этого помимо опыта предприятий необходимо благоприятное сочетание ряда других факторов: наличие подготовленных консультантов и преподавателей, поддержка региональных и федеральных властей, а также другие необходимые предпосылки.
Так как полностью самостоятельное реформирование и реструктуризации предприятия – на практике очень редкая, поэтому важным фактором адаптации, обобщения и передачи опыта является наличие достаточного количества эффективно работающих консультантов. В этом отношении следует отметить ряд положительных сдвигов: в 1996-1997 годах медленно, но начал формироваться российский рынок услуг управленческого консультирования. Появились российские фирмы, впитавшие и опыт зарубежных фирм, и создавшие свои методики, хорошо реализуемые в российской практике.
Эти фирмы:
· берутся сопровождать, доводить свои рекомендации до конечного результата;
· создают объединения консалтинговых фирм, соединяющих свои сильные стороны, для комплексного решения задач предприятия;
· привлекают для передачи опыта вместе с консультантами представителей предприятий, имеющих уже такой опыт;
· начинают передачу технологий консультирования от одних консалтинговых фирм другим, например региональным на семинарах.
Возможности реализации эффективных систем управления, а также аккумулирование накопленных знаний и их тиражирование существенно увеличились за последние один-два года в связи с появлением в России интегрированных компьютеризованных информационных систем (типа “Галактика”), которые реализуют все основные функции, имевшееся до того только в зарубежных странах, но в большей степени соответствующие российской практике, развиваемые и сопровождаемые российской фирмой и имеющие в несколько раз меньшую цену.
Важную роль играют средства массовой информации, которые начали публиковать опыт предприятий (например, “Экономика и жизнь”, “Эксперт”, “Аудит и финансовый анализ”, “Финансовая газета”) и организовывать семинары.
Интересным фактором является появление объединений предприятий, желающих взаимно обмениваться опытом по реформированию. Примером может служить партнерство реформируемых и реструктуризируемых предприятий, которое объединяет уже более 250 предприятий, прошедших через семинары российской консультационной группы.
Но особенно следует отметить важнейший фактор, который может многократно усилить результаты – это наметившаяся в 1998-1999 годах поддержка реформирования и реструктуризации предприятий со стороны местных, региональных и федеральных властей.
Можно привести примерный план реструктуризации предприятий в общем:
1. Разработка стратегий развития и реструктуризации предприятия;
1.1 управление финансами и ценными бумагами;
1.2 управление инвестициями;
1.3 управление затратами издержками;
1.4 управление снабжением;
1.5 управление выходом в рынок;
1.6 управление маркетингом;
2. Аналитическая часть программы:
2.1 Анализ стратегических приоритетов;
2.2 Организационно-правовая экспертиза;
2.3 Анализ финансового состояния;
2.4 Анализ организационной структуры управления;
3. Комплексная диагностика:
3.1 Прогноз развития по отдельным подсистемам;
3.2 Разработка стратегий конкурентной борьбы, роста предприятия.
4. Разработка менеджмента реструктуризации.
4.1 Комплекс мероприятий по внедрению инновационных предложений:
- по срокам;
- по исполнителям;
- по ресурсам.
Для участия в проекте отбираются консалтинговые фирмы, способные не только оказать качественно комплексные консультационные услуги, но и готовые получать основную часть оплаты своих услуг по достижении предприятием запланированных результатов (например, поквартально). Каждая из отобранных консалтинговых фирм имеет свои технологии работы, но принципиальным является их ответственность, финансовая и моральная, за достижение предприятием запланированных результатов. Должны быть выработаны требования к основным результатам и принципы отбора предприятий.
Целью реформы предприятий является содействие изменениям, необходимым для успешной работы предприятий в условиях рыночной экономики, улучшение управления на предприятиях, стимулирование их деятельности по повышению эффективности производства, конкурентоспособности, улучшению финансово-экономических результатов их деятельности. Основным средством поддержки предприятий является создание более благоприятных условий тем предприятиям, которые сами активно реформируются.
Таким образом, можно отметить, что в целом в России имеются необходимые предпосылки выполнения программы массового реформирования и реструктуризации предприятий в 1999-2000 гг.
Глава III
ФОРМИРОВАНИЕ концепции развития ОАО ННГК «саханефтегаз»
3.1. Прогноз потребности в нефтепродуктах
В настоящее время практически весь объем светлых нефтепродуктов завозится в республику из-за ее пределов через ГП “Якутнефтепродукт”. Часть завоза нефтепродуктов в арктические улусы обеспечивается НК “ЛУКОЙЛ”. Развивается завоз и оптовая торговля нефтепродуктами различными коммерческими структурами. В 1997 году через ГП “Якутнефтепродукт” было поставлено из-за пределов республики 836,52 тыс.тонн нефтепродуктов при потребности 1320 тыс.тонн, что составляет 63%. В 1997 г. в республике произведено 224 тыс.тн нефтепродуктов, в т.ч. 217,7 тыс.тн котельного топлива, что составляет 17% от общей потребности республики в нефтепродуктах.
Завоз нефтепродуктов осуществляется различными видами транспорта по следующим направлениям:
· основной объем нефтепродуктов поступает через перевалочную железнодорожную базу Усть-Кут (речпорт Осетрово) с Ангарской нефтехимической компании;
· часть нефтепродуктов (в основном вырабатываемых в западных регионах России) поступает через Мурманск северным морским путем в танкерах ледового типа до морских портов р. Лена и р.Колыма;
· в Алданский и Нерюнгринский улусы нефтепродукты поступают по железной дороге БАМ-АЯМ в цистернах;
· незначительная часть нефтепродуктов поступает в Оймякон и Усть-Неру по прямым связям потребителей автотранспортом через порт Магадан.
Ведущее место в общем объеме нефтепродуктов занимает дизельное топливо (65%). Удельный вес бензинов составляет 18% и авиакеросина - 17%.
Основными потребителями нефтепродуктов в Центральном регионе являются транспортные организации, горнодобывающие предприятия и сельское хозяйство. Общая потребность в светлых нефтепродуктах составляет 370 тыс.т.
В Западном регионе основным потребителем нефтепродуктов являются предприятия алмазодобывающей промышленности. Общий объем потребления в светлых нефтепродуктов - 270 тыс.тонн.
Потребность в светлых нефтепродуктах северных улусов составляет 240 тыс.т., в Южной Якутии - 400 тыс.т., Вилюйской группы улусов - 50 тыс.т.
В таблице 10 приведена динамика потребления нефтепродуктов в республике.
Таблица 10 Динамика потребления светлых нефтепродуктов в РС(Я), тыс.т.