бесплатные рефераты

Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства

Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства

Министерство образования РФ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А

 

по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

 

на тему: «Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства»

 

 

 

выполнил студент группы,

 

 

 

    Допущен к защите ______________________

 

    Руководитель курсовой работы,

    профессор                                                            

 

 

    Защищена с оценкой __________________

 

    Члены комиссии                                                  ___________________

                                                                                   ___________________

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2003

Реферат

 

    Страниц 24, рисунков 1, таблиц 2, использованных источников 12.

 

 

Бюджет, расходы и доходы бюджета, бюджетная система, бюджетное устройство, консолидированный бюджет, уровни бюджетной системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение ………………………………………………………………

4

1.

Социально-экономическая сущность и роль бюджета …………….

5

 

1.1. Формирование бюджета и его функции ………………………..

5

 

1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система …………………

8

 

1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении

       общегосударственных задач …………………………………….

 

13

2.

Анализ федерального бюджета РФ ………………………………….

16

 

2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ …………………...

17

 

2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ ………………….

19

3.

Бюджетная политика РФ и направления ее

совершенствования  …………………………………………………..

 

21

 

Заключение ……………………………………………………………

23

 

Список использованной литературы ………………………………...

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

    Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

    Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1998 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

    Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономи­ческом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

 

   

1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета

 

 

1.1. Формирование бюджета и его функции

 

    Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход про­ходит последовательно стадии распределения и перераспреде­ления. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В про­цессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

    Бюджет представляет собой форму образования и расхо­дования фонда денежных средств, предназначенных для фи­нансового обеспечения задач и функций государства.

    Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой сис­теме страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населе­нием – с другой, которые связаны с формированием и использо­ванием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

    Содержание этих отношений обусловлено задачами, решае­мыми государством в тот или иной исторический период.

    Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его пе­рераспределением. Основными финансовыми методами пере­распределения национального дохода являются:

1)     образова­ние и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюд­жетные фонды);

2)     организация налогов;

3)     финансирование отраслей народного хозяйства;

4)     формирование и использо­вание общественных фондов потребления, страховых и ре­зервных фондов.

    Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные вла­сти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения возло­женных на них функций.

    В то же время бюджет правомерно рассматривать как эко­номическую категорию, которая выражает определенные эко­номические отношения. Государство использует бюджет в ка­честве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важ­нейшего инструмента проведения экономической и социаль­ной политики.

    Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.

    Бюджет выполняет следующие задачи:

1) перераспределение национального дохода;

2) государственное регулирование и стимулирование эко­номики;

3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществ­ление социальной политики государства;

4) контроль за образованием и использованием централизо­ванных фондов денежных средств.

    1. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов де­нежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50 % национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджет­ные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государст­во способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

    Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непре­рывно стадии:

1)     образование доходов бюджета;

2)     использова­ние бюджетных средств (расходы бюджета).

    2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулиро­вания экономических и социальных процессов в стране.

    Доходы бюджета – это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами – с другой. Одновременно с этим доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в распоряжение орга­нов государственной власти и местного самоуправления.

    В процессе образования доходов бюджета происходит импе­ративное изъятие в пользу государства части национального до­хода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

    Бюджет активно участвует в распределении прибыли пред­приятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершены формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресур­сов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

    Расходы бюджета – это экономические отношения, возни­кающие между государством, с одной стороны, организациями учреждениями и гражданами – с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

    Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспро­изводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

    3. Посредством бюджета национальный доход перераспреде­ляется по территории, а также из производственной в непроиз­водственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денеж­ные фонды для финансирования потребностей в области здра­воохранения, образования, культуры, управления, обороны.

    Через бюджеты путем бюджетного финансирования перерас­пределяются финансовые ресурсы между отраслями производст­венной сферы в целях их пропорционального развития.

    Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределе­ния национального дохода, государство направляет средства в пер­вую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного разви­тия, т. е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

    Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные науч­ные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. На­правляя через бюджет необходимые средства в наиболее пер­спективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

    Все это позволяет координировать экономическую жизнь го­сударства, рационально размещать денежные и материальные ре­сурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

    Большую роль в экономическом и культурном строитель­стве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком мас­штабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территори­альных органов власти, и тем самым укрепляет их связь со всей экономикой страны.

    Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

    Средства, мобилизуемые через государственный бюджет, имеют первостепенное значение для формирования и распреде­ления общественных фондов потребления (свыше 86 % от общей суммы общественных фондов потребления).

    Как известно, основной формой распределения фонда по­требления национального дохода является распределение по труду. Одновременно с фондом оплаты труда существуют обще­ственные фонды потребления, которые предназначаются для совместного удовлетворения потребностей и содержания нетру­доспособных членов общества, то есть потребления в сфере народного образования, здравоохранения, социального обеспече­ния, жилищного хозяйства и др.

    Бюджет составляется на основе народнохозяйственного плана. Все статьи бюджета определяются показателями народнохозяйст­венного плана, а все расходы производятся в строгом соответствии с планом. В свою очередь, бюджетное планирование оказывает активное воздействие на народнохозяйственное планирование.

    4. И наконец, бюджеты выполняет контрольную функцию, ко­торая предполагает возможность и обязанность государстве иного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

    Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономиче­скую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, пере­распределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.

 

 

 

1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система

 

    Бюджетное устройство определяет организацию государст­венного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотноше­ния между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формиро­вания и использования бюджетных средств и др.

    Основы бюджетного устройства определяются формой госу­дарственного устройства страны, действующими в ней основ­ными законодательными актами, ролью бюджета в обществен­ном воспроизводстве и социальных процессах.

    Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

    Бюджетная система – это совокупность бюджетов государст­ва, административно-территориальных образований, самостоя­тельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государст­венном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система явля­ется главным звеном финансовой системы государства.    Схема бюджетной системы Российской Федерации приведе­на на рис. 1.

 Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Бюджетная система РФ

 

    Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конститу­циях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная сис­тема Российской Федерации состоит из трех уровней:

1)     федерального бюджета и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов;

2)     бюджетов субъектов Российской Федерации (региональ­ных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3)     местных бюджетов.

    В настоящее время бюджетная система Российской Федера­ции включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетом, авто­номных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

    Консолидированный бюджет РФ представляет собой свод республикан­ского бюджета РФ и бюджетов национально-государственных и администра­тивно-территориальных образований. Этот бюджет используется для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в ча­стности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты национально-государственных и административно-территориаль­ных образований. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законо­дательным органом власти. Советы министров республик составе РФ, испол­нительные органы субъектов Федерации также составляют консолидирован­ные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих тер­риторий.

    Следует отметить, что в состав федерального и территори­альных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюдже­тов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов – дорожный, экологический, воспроиз­водства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

    Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Феде­рации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюдже­ты субъектов Российской Федерации не включаются в федераль­ный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

    Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюд­жетов субъектов Российской Федерации и местных бюдже­тов), в бюджетную систему входят государственные внебюд­жетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фон­ды, субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и на­правленности их использования мало чем отличаются от бюд­жетных средств. До 1991 г. они входили в состав государствен­ного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ.

 

Принципы функционирования бюджетной системы РФ

 

   Функ­ционирование бюджетной системы Российской Федерации осно­вано на следующих основополагающих принципах:

1)     единство бюджетной системы;

2)     разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

3)     самостоятельность бюджетов разных уровней;

4)     полнота отражения доходов и расходов бюд­жетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5)     сба­лансированность бюджета;

6)     эффективность и экономность ис­пользования бюджетных средств;

7)     общее покрытие расходов бюджета;

8)     гласность;

9)     достоверность бюджета;

10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

    1. Принцип единства бюджетной системы – это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной докумен­тации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финан­сирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной систе­мы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюдже­та, региональных бюджетов и местных бюджетов.

    2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закреп­ление (полностью или частично) соответствующих видов дохо­дов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной вла­сти субъектов Российской Федерации и органами местного са­моуправления.

    3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюд­жетов, который означает:

    1) право законодательных (представительных) органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления на каж­дом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

    2) наличие собственных источников доходов бюджетов каж­дого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответст­вующих бюджетов;

    4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расхо­дования средств соответствующих бюджетов;

    5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финан­сирования дефицитов соответствующих бюджетов;

    6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полу­ченных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

    4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления под­лежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных вне­бюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государст­венных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

    5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что каж­дый бюджет должен быть сбалансирован, т. е. объем предусмот­ренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финан­сирования его дефицита.

    6. Принцип эффективности и экономности использования бюд­жетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных ре­зультатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

    7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все рас­ходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

    8. Принцип гласности предполагает:

    1) обязательное опубли­кование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления;

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ