бесплатные рефераты

Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства

    2) обяза­тельную открытость для общества и средств массовой информа­ции процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа госу­дарственной власти, либо между законодательным (представи­тельным) и исполнительным органами государственной власти.

    9. Принцип достоверности бюджета – это надежность пока­зателей прогноза социально-экономического развития соответ­ствующей территории и реалистичность расчета доходов и рас­ходов бюджета.

    10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распо­ряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозна­чением направления их на финансирование конкретных целей.

 

 

 

1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении

общегосударственных задач

 

    Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанно­стей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. В Конституции РФ (ст. 71) зафиксирова­но, что в ведении Российской Федерации находится федераль­ный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

    Через федеральный бюджет осуществляется процесс распреде­ления и перераспределения внутреннего валового продукта и соз­данного национального дохода страны между отраслями народ­ного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударст­венных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов.

    Средства федерального бюджета являются главным источ­ником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производствен­ных комплексов.

    Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

    Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» 1991 г. и Налого­вым кодексом Российской Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

    Между уровнями бюджетной системы РФ разграничиваются доходные и расходные части бюджета. Для покрытия расходов нижестоящих бюджетов в случае недостатка закрепленных за ними доходов могут перечисляться дополнительные средства в различных формах из вышестоящих бюджетов.

 

    Доходы федерального бюджета.    В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы :

-         налоги и другие обязательные платежи;

-         прочие доходы.

   К налоговым доходам феде­рального бюджета относятся:

1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Феде­рации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным за­коном о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо­женные платежи;

3) государственная пошлина в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

    К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в го­сударственной собственности, доходы от платных услуг, оказы­ваемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

2) доходы от продажи имущества, находящегося в государст­венной собственности, – в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

3) часть прибыли унитарных предприятий, созданных Рос­сийской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Прави­тельством РФ;

4) прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;

5) доходы от внешнеэкономической деятельности;

6) доходы от реализации государственных запасов и резервов.

 

    Расходы федерального бюджета. Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

    Расходы госбюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

    Расходы бюджета тесно связаны с функциями государства. У каждого государства есть 4 первоочередные функции : экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы : экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающих население , в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение , образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление – связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.

    В соответствии с действую­щим в Российской Федерации законодательством исключитель­но из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

-         обеспечение деятельности Президента Российской Федера­ции, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов испол­нительной власти и их территориальных органов;

-         функционирование федеральной судебной системы;

-         осуществление международной деятельности в общефеде­ральных интересах (финансовое обеспечение реализации межго­сударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных ор­ганов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области между­народного сотрудничества);

-         национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

-         фундаментальные исследования и содействие научно-техни­ческому прогрессу;

-         и т. д.

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ федерального бюджета РФ

 

    Так как федеральный бюджет является ведущим звеном финансовой системы и в нем объединяются главные доходы и расходы государства, то, на мой взгляд, важно проследить основные источники этих доходов и расходов.

    Проведя анализ доходной части федерального бюджета РФ, мы сможем увидеть значимость и доходность тех показателей, которые приносят государству доход и тем самым позволяют ему успешно функционировать и наращивать свой социально-экономический потенциал.

    Анализ расходной части даст на картину тех необходимых затрат, которые возникают в процессе выполнения государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ

 

Состав и структура доходов федерального бюджета РФ на 2002 и 2003 года

Наименование

показателей

2002 год

2003 год

сумма,

тыс. руб.

% к

общей сумме

сумма,

тыс. руб.

% к общей сумме

I. Налоговые доходы

1. Налог на прибыль

1.1. Налог на игорный бизнес

2. Налог на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы

2.1. НДС на товары, производимые на территории РФ

2.2. НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

2.3. Акцизы

2.4. Лицензионные и регистрационные сборы

3. Налог на совокупный доход

4. Налог на операции с ЦБ

5. Платежи за пользование природными ресурсами

6. Налог на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

6.1. Ввозные таможенные пошлины

6.2. Вывозные таможенные пошлины

7. Прочие налоги, пошлины и сборы

1726310100,0

207443700,0

1009200,0

 

999127100,0

 

577987500,0

 

195520500,0

224815000,0

 

804100,0

5677600,0

920000,0

 

183715700,0

 

324108900,0

118669000,0

205439900,0

2458500,0

81,21

9,76

0,05

 

47,0

 

27,19

 

9,20

10,58

 

0,04

0,27

0,04

 

8,64

 

15,25

5,58

9,66

0,12

1892363700,0

179550500,0

1255200,0

 

1178971200,0

 

690453600,0

 

255764900,0

231368300,0

 

1384400,0

8478400,0

840000,0

 

183129500,0

 

335975500,0

150355900,0

185619600,0

5418600,0

78,27

7,43

0,05

 

48,76

 

28,56

 

10,58

9,57

 

0,06

0,35

0,03

 

7,57

 

13,90

6,22

7,68

0,22

II. Неналоговые сборы

1. Доходы от имущества, находящегося в гос. и муницип. собственности и от их деятельности

2. Доходы от продажи нематериальных активов

3. Административные платежи и сборы

4. Штрафные санкции, возмещение ущерба

5. Доходы от внешнеэкономической деятельности

6. Прочие неналоговые доходы

104284200,0

 

 

50472500,0

 

290000,0

 

804100,0

 

1691400,0

 

47911900,0

3114300,0

4,91

 

 

2,37

 

0,01

 

0,04

 

0,08

 

2,25

0,15

145721800,0

 

 

83158800,0

 

200,0

 

1406500,0

 

1353600,0

 

55932700,0

3870000,0

6,03

 

 

3,44

 

10-6

 

0,06

 

0,06

 

2,31

0,16

III. Доходы целевых бюджетных фондов

13893900,0

0,65

14066300,0

0,58

IV. Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет

281230000,0

13,23

365640000,0

15,12

ВСЕГО ДОХОДОВ

2125718200,0

100

2417791800,0

100

      

    Как видно из бюджетов на 2002 и 2003 года главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (81 % и 78 %). Из налоговых доходов государства наиболее весомыми налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы – почти достигают половины всех доходов, поступающих в бюджет. Налог на прибыль составляет примерно 10 %. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции – 14-15 %.

    Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т. е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи.

    Вторую группу составляют неналоговые доходы, причем на 2003 год запланировано собрать примерно на 1 %  больше, чем было запланировано в 2002 году. Это очень важный источник дохода, так как казалось бы такой незначительный прирост дает возможность получения дохода на 41437600 тыс. рублей больше предыдущего года.

    Третья группа – поступления от целевых бюджетных фондов (Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Фонд развития таможенной системы и др.).

    Особой группой поступления доходов является единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, который взимается с налогоплательщиков-работодателей (организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских хозяйств, физически лиц). В 2003 году единый социальный налог предполагается собрать примерно на 2 % больше, чем в 2002 году, а это принесет немалые доходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ

 

Состав и структура расходов федерального бюджета РФ

на 2002 и 2003 года

 

Наименование

показателей

2002 год

2003 год

сумма,

тыс. руб.

% к

общей сумме

сумма,

тыс. руб.

% к общей сумме

1. Государственное управление и местное самоуправление

2. Судебная власть

3. Международная деятельность

4. Национальная оборона

5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности гос-ва

6. Фундаментальные исследования и содействие НТП

7. Промышленность, энергетика и строительство

8. С/х и рыболовство

9. Охрана окружающей природной среды и ресурсов

10. Транспорт, связь и информатика

11. Развитие рын. инфраструктуры

12. Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и СБ

13. Образование

14. Культура, искусство и кинематография

15. СМИ

16. Здравоохранение и физкультура

17. Социальная политика

18. Обслуживание гос. и мун. долга

19. Пополнение гос. запасов и резервов

20. Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы

21. Утилиз. и ликвид. вооружения

22. Мобилизационная подготовка экономики

23. Исследование и использование космического пространства

24. Военная реформа

25. Дорожное хозяйство

26. Прочие расходы

27. Целевые бюджетные фонды

 

56745563,3

19111999,8

42858764,5

284157831,5

 

173863288,3

 

30317957,1

 

57707669,7

26821500,0

 

9758799,8

7034319,7

20000,0

 

8693085,0

80088334,7

 

10292505,8

10264830,2

31908141,6

430350521,5

285009298,7

 

527305,2

 

265406554,4

10315350,0

 

500000,0

 

9742000,0

16544982,8

68519404,0

-3067652,2

13893900,0

 

2,914

0,981

2,201

14,592

 

8,928

 

1,557

 

2,963

1,377

 

0,501

0,361

0,001

 

0,446

4,113

 

0,529

0,528

1,639

22,099

14,635

 

0,027

 

13,629

0,530

 

0,026

 

0,50

0,850

3,519

-0,158

0,713

 

66506919,0

1820393,8

44384236,4

344525270,0

 

244793714,7

 

40206000,0

 

63404306,6

31167644,8

 

10807748,2

6087130,0

100000,0

 

21208074,0

97671999,7

 

14056249,1

11954913,8

39344750,0

150685036,0

277510056,5

 

20956350,0

 

714610237,1

10759750,0

 

500000,0

 

7651300,0

15800311,0

79111700,0

-7710498,9

14066300,0

 

2,864

0,078

1,911

14,838

 

10,542

 

1,732

 

2,731

1,342

 

0,465

0,262

0,004

 

0,913

4,206

 

0,605

0,515

1,694

6,49

11,951

 

0,903

 

30,776

0,463

 

0,022

 

0,330

0,680

3,407

-0,332

0,606

ВСЕГО РАСХОДОВ

1947386255,4

100

2321979891,8

100

 

    Через федеральный бюджет проходит 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 %  – на фундаментальные научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

    Первое место в расходах федерального бюджета на 2003 год занимают расходы на финансовую помощь бюджетам других уровней, что почти на 17 % больше, чем в 2002 году.

    Существенный объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно четверть всех бюджетных расходов.

    Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по погашению и обслуживанию государственного долга (с 6,9 до почти 14,7 % к общему объему расходов) и по расходам на финансовую поддержку территорий (с 10 до 13 % к общему объему расходов федерального бюджета).   Государственным внутренним долгом Р.Ф. являются долговременные обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, обеспечиваемые всеми активами находящимися в распоряжении государства.

    Обслуживание государственного долга по сравнению с 2002 годом уменьшилось на 7499242,2 тыс. руб.

    Следующее место и немаловажное занимают расходы на социально-культурные мероприятия в бюджете на 2002 год они составляли 22 % от общих расходов, в бюджете на 2003 эти расходы сократились до 6,5 %.

    Рассмотрев основные источники расходов следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Бюджетная политика РФ и направления ее совершенствования

 

    Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

    Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

    В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

·     уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

·     уровень выполнения бюджетных обязательств;

·     величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

·     объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

·     уровень монетизации бюджетного дефицита;

·     величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

·     динамику валового внутреннего продукта;

·     уровень безработицы;

·     степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

    В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:

·     масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);

·     величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;

·     величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

    Основные направления бюджетной политики, разработанные Министерством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют следующие:

·     осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов;

·     осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и упорядочения бюджетного процесса в Российской Федерации;

·     полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

·     сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;

·     сокращение дефицита федерального бюджета до 2 % ВВП;

·     снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения при уменьшении доходности государственных ценных бумаг  процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;

·     совершенствование межбюджетных отношений.

    Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это – базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

    Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

    Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.     Общая теория финансов: Учебник / Л. А. Дробозина, Ю. Н. Константинова, Л. П. Окунева и др.; Под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 256 с.

 

2.     Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000. – 520 с.

 

3.     Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001. – 512 с.

 

4.     Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 1994-1997 г.г. // Вопросы экономики, 1998, № 2. – с. 22-23.

 

5.     Российская газета. – 2002. – 28 декабря; Приложения 5, 6 к Федеральному закону «О Федеральном бюджете на 2003 год».

 

6.     Собрание законодательства РФ № 53. – 31 декабря 2001 г. часть I.

 

7.     Конституция Российской Федерации. – Ростов н/Д. – Изд-во «Фениес», 1999. – 64 с.

 

8.     Финансы:  Учебник;  Под ред. В. М. Родионовой.  - М.: Финансы и статистика, 1995.

 

9.     Финансово-кредитный  словарь;  Под  ред.  Гарбузова В. Ф., Финансы и статистика, 1994.

 

10. Федеральный закон РФ “О федеральном бюджете на 2002 год”            № 194-ФЗ от 30.12.01.

 

11. Федеральный закон РФ “О федеральном бюджете на 2003 год”            № 176-ФЗ от 24.12.02.

 

12.  www.akm.ru - официальный сайт Министерства финансов РФ.

 

 

 

 


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ