|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как видно из бюджетов на 2002 и 2003 года главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (81 % и 78 %). Из налоговых доходов государства наиболее весомыми налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы – почти достигают половины всех доходов, поступающих в бюджет. Налог на прибыль составляет примерно 10 %. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции – 14-15 %. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т. е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи. Вторую группу составляют неналоговые доходы, причем на 2003 год запланировано собрать примерно на 1 % больше, чем было запланировано в 2002 году. Это очень важный источник дохода, так как казалось бы такой незначительный прирост дает возможность получения дохода на 41437600 тыс. рублей больше предыдущего года. Третья группа – поступления от целевых бюджетных фондов (Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Фонд развития таможенной системы и др.). Особой группой поступления доходов является единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, который взимается с налогоплательщиков-работодателей (организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских хозяйств, физически лиц). В 2003 году единый социальный налог предполагается собрать примерно на 2 % больше, чем в 2002 году, а это принесет немалые доходы.
2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ
Состав и структура расходов федерального бюджета РФна 2002 и 2003 года
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование показателей |
2002 год |
2003 год |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
сумма, тыс. руб. |
% к общей сумме |
сумма, тыс. руб. |
% к общей сумме |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Государственное управление и местное самоуправление 2. Судебная власть 3. Международная деятельность 4. Национальная оборона 5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности гос-ва 6. Фундаментальные исследования и содействие НТП 7. Промышленность, энергетика и строительство 8. С/х и рыболовство 9. Охрана окружающей природной среды и ресурсов 10. Транспорт, связь и информатика 11. Развитие рын. инфраструктуры 12. Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и СБ 13. Образование 14. Культура, искусство и кинематография 15. СМИ 16. Здравоохранение и физкультура 17. Социальная политика 18. Обслуживание гос. и мун. долга 19. Пополнение гос. запасов и резервов 20. Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы 21. Утилиз. и ликвид. вооружения 22. Мобилизационная подготовка экономики 23. Исследование и использование космического пространства 24. Военная реформа 25. Дорожное хозяйство 26. Прочие расходы 27. Целевые бюджетные фонды |
56745563,3 19111999,8 42858764,5 284157831,5
173863288,3
30317957,1
57707669,7 26821500,0
9758799,8 7034319,7 20000,0
8693085,0 80088334,7
10292505,8 10264830,2 31908141,6 430350521,5 285009298,7
527305,2
265406554,4 10315350,0
500000,0
9742000,0 16544982,8 68519404,0 -3067652,2 13893900,0 |
2,914 0,981 2,201 14,592
8,928
1,557
2,963 1,377
0,501 0,361 0,001
0,446 4,113
0,529 0,528 1,639 22,099 14,635
0,027
13,629 0,530
0,026
0,50 0,850 3,519 -0,158 0,713 |
66506919,0 1820393,8 44384236,4 344525270,0
244793714,7
40206000,0
63404306,6 31167644,8
10807748,2 6087130,0 100000,0
21208074,0 97671999,7
14056249,1 11954913,8 39344750,0 150685036,0 277510056,5
20956350,0
714610237,1 10759750,0
500000,0
7651300,0 15800311,0 79111700,0 -7710498,9 14066300,0 |
2,864 0,078 1,911 14,838
10,542
1,732
2,731 1,342
0,465 0,262 0,004
0,913 4,206
0,605 0,515 1,694 6,49 11,951
0,903
30,776 0,463
0,022
0,330 0,680 3,407 -0,332 0,606 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
ВСЕГО РАСХОДОВ |
1947386255,4 |
100 |
2321979891,8 |
100 |
Через федеральный бюджет проходит 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на фундаментальные научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Первое место в расходах федерального бюджета на 2003 год занимают расходы на финансовую помощь бюджетам других уровней, что почти на 17 % больше, чем в 2002 году.
Существенный объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно четверть всех бюджетных расходов.
Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по погашению и обслуживанию государственного долга (с 6,9 до почти 14,7 % к общему объему расходов) и по расходам на финансовую поддержку территорий (с 10 до 13 % к общему объему расходов федерального бюджета). Государственным внутренним долгом Р.Ф. являются долговременные обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, обеспечиваемые всеми активами находящимися в распоряжении государства.
Обслуживание государственного долга по сравнению с 2002 годом уменьшилось на 7499242,2 тыс. руб.
Следующее место и немаловажное занимают расходы на социально-культурные мероприятия в бюджете на 2002 год они составляли 22 % от общих расходов, в бюджете на 2003 эти расходы сократились до 6,5 %.
Рассмотрев основные источники расходов следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.
3. Бюджетная политика РФ и направления ее совершенствования
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.
Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:
· уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
· уровень выполнения бюджетных обязательств;
· величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
· объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
· уровень монетизации бюджетного дефицита;
· величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
· динамику валового внутреннего продукта;
· уровень безработицы;
· степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:
· масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);
· величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;
· величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.
Основные направления бюджетной политики, разработанные Министерством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют следующие:
· осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов;
· осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и упорядочения бюджетного процесса в Российской Федерации;
· полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
· сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;
· сокращение дефицита федерального бюджета до 2 % ВВП;
· снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения при уменьшении доходности государственных ценных бумаг процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;
· совершенствование межбюджетных отношений.
Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это – базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Список использованной литературы
1. Общая теория финансов: Учебник / Л. А. Дробозина, Ю. Н. Константинова, Л. П. Окунева и др.; Под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 256 с.
2. Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000. – 520 с.
3. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001. – 512 с.
4. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 1994-1997 г.г. // Вопросы экономики, 1998, № 2. – с. 22-23.
5. Российская газета. – 2002. – 28 декабря; Приложения 5, 6 к Федеральному закону «О Федеральном бюджете на 2003 год».
6. Собрание законодательства РФ № 53. – 31 декабря 2001 г. часть I.
7. Конституция Российской Федерации. – Ростов н/Д. – Изд-во «Фениес», 1999. – 64 с.
8. Финансы: Учебник; Под ред. В. М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1995.
9. Финансово-кредитный словарь; Под ред. Гарбузова В. Ф., Финансы и статистика, 1994.
10. Федеральный закон РФ “О федеральном бюджете на 2002 год” № 194-ФЗ от 30.12.01.
11. Федеральный закон РФ “О федеральном бюджете на 2003 год” № 176-ФЗ от 24.12.02.
12. www.akm.ru - официальный сайт Министерства финансов РФ.
Страницы: 1, 2