бесплатные рефераты

Роль местных властей в создании условий для устойчивого развития малого бизнеса

Роль местных властей в создании условий для устойчивого развития малого бизнеса





содержание




В В Е Д Е Н И Е............................................................................................................... 2


Г Л А В А 1. Проблемы МП на разных стадиях развития............................... 9

Общие проблемы малого предпринимательства................................................ 13

Проблемы, возникающие на стадии организации малого предприятия......... 17

Проблемы малого предприятия на стадии старта деятельности.................... 19

Проблемы на стадии развития и становления малого предприятия............... 20


Г Л А В А 2. Существующая практика поддержки малого предпринимательства в Новосибирской области......................................................................................... 22

Новосибирский Областной Фонд Поддержки Малого Предпринимательства (НОФПМП).       22

Научно-технологический парк «Новосибирск»..................................................... 27

Новосибирское региональное некоммерческое партнерство по развитию малого и среднего предпринимательства « Лига Новосибирских предпринимателей»................ 31


Г Л А В А 3. Предложения по повышению эффективности механизма регулирования деятельности малых предприятий..................................................................... 35


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................. 42


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 В В Е Д Е Н И Е


Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Как убедительно показала мировая практика, именно малое и среднее предпринимательство позволяет осуществить в кратчайшие сроки структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ – массовый  слой предпринимателей – собственников.

Малое предпринимательство (далее МП), представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор МП образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих, в основном, на местных рынках,  непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг.   Небольшие размеры, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Сектор МП является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы – крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является МП как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе МП создается и циркулирует значительная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость МП и массовый охват им практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Владельцы МП, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей МП отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп.

МП - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, закономерностями, преимуществами и недостатками развития. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом, отсутствие управленческих иерархий  – все эти черты МП являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование МП на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой – зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливает простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для МП совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести – и часто приводят – к самоэксплуатации и сверхурочным работам.

По состоянию на 1 октября 1998 года на территории Новосибирской области насчитывалось 20400 малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г. рост составил 18,38%). Число малых предприятий области составляет 2,35% от их общего количества по России. Вместе с крестьянскими - фермерскими хозяйствами их количество составляет 25064 предприятия - 40,34% от общего количества предприятий области.

Значительный рост количества малых предприятий наблюдался в отраслях:

промышленность - на 10,9%;

транспорт - на 13,73%;

торговля и общественное питание - на 28.12%;

операции с недвижимым имуществом - на 131,88%;

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка - на 27,25%;

культура - на 46.95%;

Уменьшилось число малых предприятий, работающих в отраслях:

жилищно-коммунальное хозяйство - на 60,75%;

наука и научное обслуживание - на 10,84%.

Этому увеличению числа предприятий в какой-то мере способствовали:

-  значительное сокращение работников, частичная или полная остановка предприятий;

-  предоставление возможности получения дополнительных средств к существованию.

распределение числа малых предприятий по отраслям экономики представлено ниже:


Всего                                                   20400

Промышленность                                2696

Сельское хозяйство                               226

Транспорт и связь                                 372

Строительство                                     2890

Торговля и общественное питание  10869

Общая коммерческая деятельность      607

Наука                                                       875

Другие отрасли                                     1865

В малом бизнесе Новосибирской области в течение последних лет произошло быстрое увеличение числа малых предприятий в отраслях торговли и общественного питания. Несмотря на то, что строительство и промышленность занимают ощутимое место, необходимо подчеркнуть, что предприятия торговли развиваются гораздо быстрее, т.к. обеспечивают быстрый оборот капитала. Это развитие обусловлено спецификой рыночной конъюнктуры, высокими темпами инфляции, склонностью коммерческих банков выдавать только краткосрочные кредиты.

Из общего количества малых предприятий наибольшую долю (88,79%) составили предприятия частной формы собственности.

Продолжается сокращение количества крестьянских - фермерских хозяйств (с 4939 в1996 г. до 4664 в 1998 г.)

В январе-сентябре 1998 г. на малых предприятиях работало 106308 человек, на постоянной основе 91883 человек. Постоянно трудились в промышленности и строительстве 38,3%, в торговле и общественном питании - 42,5%.

По сравнению с концом 1997 года численность работников среднесписочного состава малых предприятий возросла на 29,17%, увеличилось число работников, привлеченных на условиях совместительства на 6,19%, а по договорам подряда и других договоров гражданско-правового характера уменьшилось на 29,66%.

В данный период предпринимательской деятельностью без образования юридического лица занималось 52449 человека, а в соответствующий период 1996 года их было 49169. Развитие оптовой торговли привело к росту числа физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в торговле без образования юридического лица.

Августовский экономический кризис сказался на субъектах малого предпринимательства - идет постепенное сокращение занятости на малых предприятиях (июнь - 123685 чел. трудились, сентябрь - 106308 чел.), но одновременно растет количество предпринимателей без образования юридического лица (июнь - 51173 чел., сентябрь - 53449 чел.).

В промышленности и строительстве на постоянной основе трудились: июнь - 39,2%, сентябрь - 38, 3 %, а в торговле и общественном питании произошло увеличение занятости: июнь - 40,4%, сентябрь - 42,5%.

Происходит перераспределение занятости в малом бизнесе из сферы производства в сферу торговли, т.к. торговля дает быстрый оборот капитала и наибольшую прибыль, что так необходимо в настоящее время для выживания.

Если в январе - сентябре 1997 года с учетом временно занятых и членов их семей было занято около 14% трудоспособного населения, то в этом периоде 1998 года занятость населения в малом бизнесе в области увеличилась до 17% (но тем не менее занятость в малом бизнесе уменьшается: июнь - 18%, сентябрь - 17%).

Состояние малого предпринимательства и его влияние на экономику в различных районах и городах Новосибирской области заметно отличаются друг от друга. Наибольшее количество предприятий и занятых в них было сосредоточено в г. Новосибирске (85% и 80% соответственно). А в наиболее экономически развитых районах, таких как Искитимский и Новосибирский, и городах, таких как Бердск и Искитим, было сосредоточено и действовало 40,5% малых предприятий от всех зарегистрированных малых предприятий области.

За 9 месяцев 1998 года малыми предприятиями было произведено товаров и услуг по всем видам деятельности на сумму 4,916 млрд. рублей, в том числе по основному виду деятельности - 4,52 млрд. рублей (91,94%).18.1%  областного объема продукции и услуг. Треть этого объема составляет валовой доход предприятий торговли и общественного питания, 20,9% - объем промышленной продукции, 19,77% - объем произведенных строительных работ.

Так, за отчетный период малыми предприятиями в промышленности произведено 9,4% промышленной продукции.

Инвестиции малых предприятий в основной капитал в январе-июне составил 194,5 млн. рублей, из них 70,17% составили инвестиции малых предприятий частной формы собственности. Более половины общего объема инвестиций в основной капитал осуществили предприятия торговли и общественного питания.

Основная доля инвестиций направлена на развитие предприятий торговли и общественного питания – 68,9%. В промышленные предприятия вложено 9,4% общего объема финансовых средств.            

Развитие малого предпринимательства в Новосибирской области способствует решению проблемы занятости, увеличению количества товаров и услуг.

Анализ развития малого предпринимательства Новосибирской области показывает, что потенциал НСО в сфере развития малого предпринимательства далеко не исчерпан. 

Помочь предпринимателям устранить недостатки или минимизировать их последствия и поддержать уже функционирующие малые предприятия - очень важная и актуальная задача для местных властей. Ведь малый бизнес позволяет осуществить структурную перестройку производства с минимумом потерь, вовлечь местные ресурсы для выпуска товаров, создать новые рабочие места, получить государству большие средства в форме налоговых поступлений. И сейчас, в условиях России, находящейся в стадии развития рыночных отношений, именно энергичное развитие сектора МП должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

Настоящая работа посвящена описанию роли местных властей в создании условий для устойчивого развития малого бизнеса.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:  разработка предложений по повышению эффективности механизмов регулирования деятельности малых предприятий.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: предприятия малого бизнеса.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: деятельность малых предприятий.

Г Л А В А 1. Проблемы МП на разных стадиях развития. 

В нашей стране роль малого бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Малое предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как::

-значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;

-создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;

-ускорить научно-технический прогресс;

-составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.

В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малое предпринимательство в Российской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.

Но, как выяснилось на депутатских слушаниях Новосибирского Областного Совета по теме "Роль малых предприятий. Меры по их развитию", проведенных в мае 1998 года, представители администрации и сами предприниматели имеют по некоторым вопросам противоположные точки зрения. Оказалось, что местные властные структуры имеют весьма нечеткое представление о том, какими именно видами поддержки заниматься, на выполнении каких именно функций специализироваться.

Для того чтобы комплексы мер по поддержке МП были реальной помощью предпринимателям, необходима точная информация о наиболее важных проблемах в малом бизнесе вообще и на разных этапах его развития. Причем эта информация должна максимально отражать мнения и пожелания самих предпринимателей. Это и должно помочь местным властям концентрировать внимание на самых серьезных моментах, более всего волнующих предпринимателей и вследствие этого мобилизовать все ресурсы для постоянной и полноценной помощи малому бизнесу.

Автором было проведено анкетирование руководителей малых предприятий г. Новосибирска, которые присутствовали на семинаре «Проблемы малого предпринимательства в НСО», проведенном в Новосибирском Областном Совете 18.03.99. Предпринимателям предлагалось заполнить анкету, построенную  автором на базе анкеты, результаты которой были опубликованы в журнале «Предпринимательство в России» №2, 1997г. Анкетирование позволило собрать такие данные, как::

-         оценка  предпринимателями деятельности местных властей;

-         оценка реальной поддержки  МП со стороны властей;

-         выделить наиболее важные проблемы предпринимателей, в том числе на каждой стадии развития;

-         получить информацию о том, что именно предприниматели ждут от местных властных структур;

Анкету заполнили 24 руководителя малых предприятий, чьи фирмы находились в следующих сферах деятельности:

Торговля – 5 респондентов (20,8%),

Производство – 5 респондентов (20,8%),

Оказание социально-бытовых услуг населению – 3 респондента (12,5%),

Научно-техническая сфера – 4 респондента (16,6%),

Образование – 3 респондента (12,5%),

Медицинское обслуживание – 2 респондента (8,3%),

Автоуслуги – 2 респондента (8,3%).

На день заполнения анкеты данные предприятия находились на следующих стадиях развития:

Стадия организации предприятия – 5 респондентов (20,8%),

Стадия старта деятельности – 10 респондентов (41,6%),

Стадия развития и становления предприятия – 9 респондентов (37,5%);

По мнению опрашиваемых,  помощь властных структур в первую очередь необходима в решении следующих проблем:

Чрезмерно высокие налоги – 22 респондента (91,6%),

Несовершенство законодательства –  24 респондента (100%),

Отсутствие финансовой поддержки со стороны властей – 16 респондентов (66,6%),

Невозможность получения кредитов и займов – 11 респондентов (45,8%),

Недостаточность деловой информации – 16 респондентов ( 66,6%),

Приобретение дополнительных профессиональных знаний –  17 респондентов (70,8%),

На первое место по значимости были поставлены следующие проблемы:

Несовершенство законодательства – 24 респондента (100%),

Несовершенство налоговой системы – 24 респондента (100%),

Несовершенство финансово-кредитной системы – 20 респондентов (83,3%),

Безопасность деятельности предприятия – 17 респондентов ( 70,8%),

Основными проблемами, с которыми предприниматели сталкиваются на стадии организации предприятия, являются

Поиск свободной ниши на рынке – 6 респондентов (25%),

Поиск партнеров – 3 респондента (12,5%),

Недостаточность стартового капитала –  11 респондентов (45,8%),

Сложность процесса регистрации предприятия – 16 респондентов (66,6%),

Несовершенство системы лицензирования –  9 респондентов (37,5%),

Несовершенство процедуры сертификации – 5 респондентов (20,8%),

Основные проблемы, возникающие на стадии старта деятельности:

Недостаток оборотных средств – 15 респондентов (62,5%),

Нехватка производственных площадей – 9 респондентов (37,5%),

Высокая арендная плата – 20 респондентов (83,3%),

Трудности со сбытом продукции –  11 респондентов (45,8%),

Недостаток профессионально подготовленных кадров – 18 респондентов (75%),

Недостаток профессиональных знаний и навыков –22 респондента (91,6%),

Отсутствие информации о местонахождении  структур, занимающихся деятельностью по поддержке МП – 16 респондентов (66,6%),

Высокие цены на качественную рекламу – 11 респондентов (45,8%).

В числе наиболее важных проблем стадии развития и становления малого предприятия были названы:

Жесткая конкуренция – 13 респондентов (54,1%),

Неразвитость информационного рынка – 10 респондентов (41,6%),

Недостаток лекций, семинаров для предпринимателей – 16 респондентов (66,6%),

Недостаток информации о правах и полномочиях контролирующих органов – 8 респондентов (33,3%),

Бессистемный характер проверок со стороны контрольно-ревизионных структур – 16 респондентов (66,6%).

Всего лишь 1 респондент обращался за помощью  в НОФПМП.

Повысить свои профессиональные навыки и знания есть необходимость у 22 респондентов (91,6%). В области маркетинга – 19 респондентов (79,1%), финансов – 18 респондентов (75%),  отчетности – 18 респондентов (75%), в составлении бизнес-планов – 16 респондентов (66,6%). Также, в области рекламы – 4 респондента (16,6%), планирования – 3 респондента (12,5%).

16 респондентов (66,6%) оценивают работу местных властных структур с малым бизнесом отрицательно, 4 (16,6%) – скорее отрицательно, чем положительно, а 4 респондента затруднились ответить на этот вопрос.

Опрашиваемые отметили и некоторые положительные моменты в деятельности властных структур, а именно: 2 респондента назвали  проведение семинаров для предпринимателей, 2 респондента отметили выгодность закона об упрощенном налогообложении, согласно которому стоимость патента  равна нулю,  1 респондент – 30% скидку на арендную плату и 1 респондент отметил низкую цену процедуры сертификации.

Самые главные пожелания предпринимателей властным структурам были таковы:

Улучшить законодательную базу – 23 респондента (95,8%), улучшить финансово-кредитную  и налоговую базы – 19 респондентов (79,1%), уделять больше внимания начинающим предпринимателям – 14 респондентов (58,3%), не собирать деньги по любому поводу – 8 респондентов (33,3%), поддерживать производство – 7 респондентов (29,1%).

По результатам анкетирования (образец анкеты прилагается) и опроса предпринимателей г. Новосибирска и изучения необходимых материалов, автору представляется возможным выделить наиболее серьезные проблемы, более всего  волнующие предпринимателей.


Всего выделено 4 группы проблем:

1.      Общие проблемы;

2.      Проблемы фазы организации малого предприятия;

3.      Проблемы стадии старта деятельности;

4.      Проблемы стадии развития и становления предприятия.


Общие проблемы малого предпринимательства.

Это проблемы макро-уровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:

1) Несовершенство законодательства:

¨      нестабильность законодательной базы - происходит постоянное изменение правил деятельности малых предприятий. Пример: в тексты практически всех законов о налогах и тексты соответствующих инструкций по применению этих законов постоянно (несколько раз в год) вносятся изменения. И предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;

¨      существенные законодательные пробелы:

-          дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности;

-          неотработанность процесса купли-продажи;

-          отсутствие должного законодательства о земле;

-          внутренняя противоречивость законов. Пример: закон "О бюджетных и внебюджетных фондах НСО", где неясно каким именно фондом является Новосибирский Областной Фонд Поддержки Малого Предпринимательства.


¨       невыполнение уже имеющихся законов. Пример: Закон " О научной деятельности и региональной научно-технической политике НСО". В 1998 году на финансирование научных разработок не было выделено ни копейки, хотя данным законом предусмотрено выделение ежегодно не менее 1,5% областного бюджета. Предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.


2) Несовершенство налоговой системы.

Несовершенство налоговой системы имеет отрицательное влияние на малый бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МП ограничен. По некоторым оценкам  Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в "теневой" бизнес и пр.

При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.


3) Несовершенство финансово-кредитной системы.

В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ МП.

Однако, проведенные проверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондом для развития МП. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств (материалы 1 Новосибирской конференции, секция 2, доклад Фадейкиной).

На данный момент в Новосибирске функционирует Европейский Банк Реконструкции и Развития, единственный банк, реально работающий с предпринимателями, который предлагает кредиты для предприятий и частных предпринимателей на срок до 6 месяцев под 5,3% в месяц. Учитывая особый риск, связанный с МП, для обеспечения гарантии, банк берет в залог личное имущество, автомобили. недвижимость и т.п. Однако предприниматели идут на это крайне неохотно. а другого объекта залога, особенно у начинающих, как правило нет.

Кроме того, основное условие предоставления кредита - опыт работы не менее 6 месяцев. что не подходит начинающим предпринимателям. но которые больше всего в этом нуждаются.

Вообще, финансирование малого предпринимательства в НСО осуществляется только через НОФПМП (данные представлены в главе 2) и очевидно, что этого количества финансовых средств крайне недостаточно для развития малого бизнеса.


4) Безопасность деятельности предприятия.

Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:

*         невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;

*         невыполнение своих обязательств поставщиками;

*         произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.

*         прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по "охране";

*         передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам;

*         утечка информации из коммерческих банков;

Необходимо заметить, что отмечается процесс "интеллектуализации" преступной деятельности, использование в ее рамках все более сложной финансово - технической информации и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов и пр.




Проблемы, возникающие на стадии организации малого предприятия.

Стадия организации малого предприятия – первый важнейший этап, включающий следующие основные процедуры:

1)      Обсуждение целесообразности создания МП между партнерами, согласование особенности деятельности предприятия, ролей учредителей, выбор хозяйственной формы предприятия, оценка экономических последствий, риска.

2)      Разработка пакета учредительных документов (устава и учредительного договора), его нотариальное заверение.

3)      Сдача пакета документов на регистрацию.

4)      Постановка на учет в налоговой инспекции.

5)      Открытие расчетного счета в банке и взнос денег в уставной фонд предприятия.

6)      Получение лицензии на право ведения деятельности.

7)      Если необходимо, получение сертификата на продукцию или оказываемые услуги.

Почти на каждом шагу предпринимателя ожидают препятствия. Наиболее

важные, по мнению предпринимателей, представлены ниже:

§         Поиск перспективной области деятельности, где хотя бы на первом этапе работы будет спрос на продукцию (поиск свободной ниши на рынке);

§         Поиск партнеров;

§         Недостаточность стартового капитала;

§         Сложность, отсутствие четкого алгоритма процесса регистрации предприятия. Оформление большого количества документов, требующих частых визитов в соответствующие организации и оплаты их услуг в той или иной форме, а также визитов к нотариусу (например, для заверения образцов подписи директора и главного бухгалтера на учетной карточке для банка). Кроме того, периодически возникают требования о подтверждении выполнения одной из операций (например, постановка на учет в налоговой инспекции) для начала выполнения другой (например, заказа печати и штампа или открытия счета в банке). Также, властные структуры периодически  осуществляют различного рода перерегистрации МП, что с одной стороны, усложняет работу предприятий, а с другой – является способом дополнительных изъятий их средств.

§         Несовершенство системы лицензирования. В процессе лицензирования необходимо получить заключение противопожарной службы о соответствии помещения профилю деятельности и безопасном состоянии данного помещения. Для этого нужно обратиться в Областное управление по пожарной охране, где очередь на несколько месяцев. Стоимость же этого заключения и справки от санэпидемстанции составляет от 5000 рублей и выше, в зависимости от профиля деятельности. (пример – МП  «Корунд»).

§         Несовершенство процедуры сертификации. Для выпуска ряда товаров и оказания услуг требуется наличие сертификата (изготовление одежды, продуктов питания, парфюмерно-косметических средств, ремонт бытовой техники,  деятельность предприятий общественного питания и др.). Сертификацию поводит центр стандартизации, где весьма умеренные цены (пример: стоимость этой услуги для получения сертификата качества тканей и готовых изделий предприятием, изготовляющим готовую одежду – около 300 рублей), но данная экспертиза занимает довольно долгое время – 2,5 – 3 недели, что для подобных предприятий невыгодно, т.к. они работают в индустрии моды.

Вообще, главным условием для развития предпринимательства должна быть доступность организации собственного бизнеса. Пример: чтобы предприниматель смог заняться грузовыми перевозками, ему необходимо произвести следующие затраты. Стоимость регистрации – 83,43 руб., получение лицензии – 950 руб., договор на техническое обслуживание с каким –либо автотранспортным предприятием – в среднем 300 руб., договор на стоянку – около 900 руб. в месяц, прохождение техосмотра – 600 руб. Несложные арифметические действия показывают, что , не заработав ни копейки, человек, пожелавший заниматься предпринимательской деятельностью, должен единовременно заплатить сумму порядка 3000 руб. А средняя зарплата по городу  составляла 1346,45 руб.  (данные Облкомстата). Это значит, что для накопления стартового капитала надо не есть и не пить как минимум , два месяца (не учитывая задержек по зарплате). Следовательно, для большей части трудоспособного населения перспектива организации своего малого бизнеса вовсе нереальна.


Проблемы малого предприятия на стадии старта деятельности.


На данном этапе начинается непосредственно работа предприятия, и здесь предприниматели чаще всего сталкиваются с такими проблемами:

§         Недостаток оборотных средств;

§         Нехватка производственных площадей. Пример: МП «Элин» занимается пошивом модельной одежды. По словам руководителя этой фирмы, все попытки приобрести простаивающую  производственную площадь безуспешны вследствие пассивности и  элементарного нежелания помочь ответственных работников муниципалитета.

§         Крайне высокая арендная плата. Пример: за право аренды участка под АЗС площадью 1,072 га мэрия требует оплатить сбор в объеме 3,2 млн рублей (при стоимости АЗС примерно 3 млн и стоимости подготовки земельного участка примерно 0,9 млн руб.) Арендная же плата помещений в центре города достигает 140 рублей за кв.м в месяц.

§         Трудности со сбытом продукции. Рынки сбыта сужаются вследствие обнищания широких масс населения и неплатежеспособности многих предприятий.

§         Недостаток квалифицированных, профессионально подготовленных кадров.

§         Недостаток профессиональных знаний и навыков, особенно в областях маркетинга, финансов, отчетности, составления бизнес-планов.

§         Отсутствие информации о местонахождении различных структур, занимающихся деятельностью по поддержке МП и их возможностях.

§       Очень высокие цены на качественную рекламу. Например, рекламный щит размером 3 на 6 метров обойдется как минимум в 3-4 тысячи рублей,  минута в эфире программы «Дорогое удовольствие» стоит 2.800 рублей, стоимость же каждой секунды рекламного  ролика составляет  50 рублей.



Проблемы на стадии развития и становления малого предприятия.


На данном этапе предприятие достигает в своей деятельности определенных результатов, как то: имеет свое место на рынке, клиентуру, его продукция или услуги пользуются спросом, реализация приносит прибыль, т.е. предприятие растет и развивается. Но и здесь у предпринимателей возникает ряд определенных серьезных проблем.

§         Жесткая конкуренция.

§         Информационный рынок отличается хаотичностью развития, дороговизной и низким качеством (неактуальностью) предоставляемой информации. До сих пор в среде предпринимателей преобладают такие источники информации как личные связи, знакомства, кустарные базы данных по материалам печати и рекламы.

§         Недостаток лекций, семинаров, тренингов, деловых игр для предпринимателей, необходимых для повышения уровня их профессиональных знаний и навыков.

§         Недостаток достоверной и достаточной информации о правах и полномочиях контролирующих органов.

§         Бессистемный характер проверок со стороны контрольно-ревизионных структур: различные органы требуют предоставления одних и тех же документов, вместо того, чтобы наладить обмен данными.

Можно сделать следующий вывод: без помощи властных структур малые предприятия не смогут работать и развиваться в полную силу, т.к. они  находятся под тяжелым прессом вышеописанных проблем, которые сами не в состоянии решить. И власти, заинтересованные в развитии данного сектора экономики, должны создавать структуры, занимающиеся поддержкой МП, чтобы помочь ему в преодолении препятствий, возникающих на пути предпринимателей. Этому и посвящена следующая глава данной дипломной работы.  


















Г Л А В А 2. Существующая практика поддержки малого предпринимательства в Новосибирской области.


В Новосибирской области создан ряд организаций, чья деятельность связана с поддержкой малого предпринимательства, а именно:

-          Официальное представительство фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере,

-           Учебно-деловой центр Морозовского проекта,

-          МАРП (Межрегиональная Ассоциация Руководителей Предприятий),

-          МАСС (Межрегиональная Ассоциация Сибирское Соглашение,

-          «Общество развития Новосибирска» и другие организации.

Всего 27 организаций.

Ниже представлено описание трех  в перспективе наиболее значимых, по мнению автора, структур, действующих в г. Новосибирске.


Новосибирский Областной Фонд Поддержки Малого Предпринимательства (НОФПМП).

Новосибирский Областной Фонд Поддержки Малого Предпринимательства в соответствии с Федеральными законами «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» и «О некоммерческих организациях» является некоммерческой организацией в форме государственного учреждения, осуществляющей финансовое обеспечение государственной поддержки малого предпринимательства в Новосибирской области и не имеющей основной целью своей деятельности извлечение прибыли.

Учредителем НОФПМП является администрация Новосибирской области.

Основной целью деятельности НОФПМП является реализация проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства.

Основные задачи НОФПМП:

-          Содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки МП и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;

-          Участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных, отраслевых, областных и муниципальных программ развития и поддержки МП, проектов в области МП, демонополизации экономики, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;

-          Поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ