|
|||||||||||||
Примечание: в 1996 г. данные приведены за 1-ю половину года. Положительным моментом в развитии внешней торговли России в последние годы является стабильный рост положительного сальдо экспортно-импортных операций. В 1994 г. превышение экспорта над импортом в России составляло 14,4 млрд. долл., и по этому показателю страна занимала 4-е место в мире, уступая лишь Японии (120 млрд. долл.), Германии (35 млрд. долл.) и Италии (21 млрд. долл.). В 1995 г. положительное сальдо торгового баланса России достигло 22,7 млрд. долл., в 1996 г. – 27,9 млрд. долл. Основной причиной возникновения и роста положительного сальдо во внешней торговле России является резкое увеличение экспорта сырьевых товаров, черных и цветных металлов, химических товаров, а также значительное сокращение централизованного импорта товаров, в том числе уменьшение массовых закупок зерна и некоторых других продовольственных товаров. Россия не относится к странам с экстравертивной моделью экономики, где приоритетным направлением развития является экспортная ориентация и, соответственно, достаточно велик удельный вес внешней торговли в валовом внутреннем продукте (Гонконг – 188%, Сингапур – 179, Малайзия – 77, Бельгия – 69, Ирландия – 61, Тайвань – 45%). Вместе с тем внешняя торговля имеет жизненно важное значение для экономики России, а в последние годы ее роль как основного источника валютных поступлений несколько возросла. Удельный вес экспорта в ВВП России в 1996 г. составлял 19,9%, в импорте – 13,5%. Тем не менее внешняя торговля России имеет экспортную направленность, о чем свидетельствует коэффициент экспортно-импортной специализации (отношение стоимостного объема экспорта к импорту), в 1995 г. составивший 1,3. 2.2. СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ Долгое время бывший Советский Союз был одним из крупнейших экспортеров оружия и военной техники, которые продавались практически во все страны региона мира. На долю России в 80-х годах приходилось 42% мировой торговли оружием. По стоимости экспорта вооружений Россия уступала лишь США. В вывозе сырьевых товаров в 90-е годы отмечалась тенденция к снижению эффективности экспорта, особенно топлива. При увеличении физических объемов зарубежных поставок валютные поступления от экспорта сокращались. Однако современная структура внешней торговли России носит ярко выраженный сырьевой характер (1). В последние годы на мировой рынок поставляется свыше 40% добываемой в стране нефти, более 30% природного газа, около 30% нефтепродуктов, более 35% минеральных удобрений, не менее 25% круглого леса, свыше 60% фанеры (6). Рост экспорта сырьевых товаров из России стимулировался завышенным курсом доллара и низким уровнем рентной платы за природные ресурсы (1). В 1997 г. резко упали мировые цены на нефть и металлы, что сразу усугубило внутриэкономическое положение страны (6). В экспорте России, который в 1995 г. составил 64,3 млрд. долл., на долю сырьевых товаров приходилось более половины всего вывоза. При этом всего лишь два товара – сырая нефть и природный газ – давали 35% всей валютной выручки страны. В середине 90-х годов на экспорт поставлялось 90% общего объема производства алюминия, 85 – минеральных удобрений, 80 – меди, 70 – продукции – продукции черной металлургии, 41 – сырой нефти, 40 – никеля, 35 – алмазов, 33 – природного газа, 31,2 – целлюлозы, 25 – нефтепродуктов, 11,6 – каменного угля, 6,7% - чугуна. Россия по-прежнему остается ведущим мировым экспортером ряда сырьевых товаров, черных и цветных металлов. В частности, ее доля в мировой торговле алюминием в середине 90-х годов составляла 25%, никелем – 20, медью – 11, цинком – 8,4% (1). Так, положение России в мировой экономике в конце ХХ века характеризовалось следующими данными: удельный вес страны в совокупном валовом продукте мира снизился с 3,4% до менее чем 2% - примерно 10-е место в мире; доля в мировом промышленном производстве не превышала 4% - 5-я позиция в мире; по уровню производительности труда в промышленности (годовая выработка на одного занятого) страна занимала 64-ю, а в сельском хозяйстве – 77-ю ступень в мировой классификации (9). Основной причиной уменьшения импорта с началом экономических реформ является прежде всего политика правительства России, направленная на сокращение государственных расходов, включая расходы на централизованный импорт, а также на постепенную ликвидацию системы бюджетного дотирования импорта (1). 2.3. СИСТЕМА ВНЕШНЕТОРГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИИ Вплоть до 80-х годов регулирование внешнеэкономических связей России определялось особенностями советской экономики, основанной на централизованном распределении финансовых и материальных ресурсов. Система государственной монополии внешней торговли жестко определяла внешний рынок от внутреннего. Главной целью распределения ресурсов было направлено на обеспечение производственных нужд в бывшем СССР. Импорт решал задачу получения недостающих товаров, а экспорт обеспечивал необходимые средства платежа. Все союзные объединения специализировались на экспорте (импорте) отдельных товаров. Право на внешнеторговые операции было предоставлено исключительно специализированным государственным организациям 95% внешнеторгового оборота страны приходилось на объединения Министерства внешней торговли (позже – Министерства внешних экономических связей). На внешнем рынке товары продавались по мировым ценам, в то время как на внутреннем они закупались по фиксированным национальным. Возникающие прибыли и убытки покрывались за счет государственного бюджета. Банк для внешней торговли и Государственный банк финансировали торговую деятельность этих объединений. Монополизация внешнеторговой деятельности, оторванность производителей от мирового рынка, косвенная связь с ним через обязательных внешнеторговых посредников, подчиненность задач внешнеторговой деятельности, призванной компенсировать дисбалансы в национальном хозяйстве, - все это приводило к ухудшению качества производимой продукции, национальной структуре экспорта и импорта. Таможенный тариф России, действующий в настоящее время, представляет собой перечень товаров, подготовленный на базе международной классификации. Каждому товару соответствуют различные уровни ставок таможенных пошлин в зависимости от режимов, применяемых в отношении стран происхождения товара. Основой являются ставки, применяемые по отношению к странам, пользующимся в России режимом наибольшего благоприятствования; по отношению к этим 125 странам используются базовые ставки. Для товаров, поступающих из стран, не пользующихся этим режимом, базовые ставки увеличиваются вдвое. Для товаров, ввозимых из стран, относящихся к развивающимся (по классификации ООН), базовые ставки уменьшаются в 2 раза. Товары, происходящие из 46 наименее развитых государств, ввозятся безпошлинно, точно также, как импорт товаров из стран СНГ. В среднем базовая ставка таможенного тарифа составляет 20% стоимости изделия. Более высокие пошлины установлены на ряд изделий, которые в российских условиях можно считать предметом роскоши. Новый тариф предусматривает не только адвалорный порядок начисления ставок таможенных пошлин, но и возможность использования двух новых: в экю за физическую единицу ввозимого товара (за 1 кг, за 1 л или 1 шт.), т.е. специфические пошлины, и комбинированный порядок начисления. На некоторые виды сельскохозяйственной продукции растительного происхождения (овощи, фрукты) введены сезонные пошлины с ограниченным сроком действия. Вводится также налог на добавленную стоимость, исчисляемый с величины, включающей таможенную стоимость товара, импортную пошлину и сумму акциза. Итак, наблюдается тенденция к фискальному обложению импорта, а также разработка четко выраженных протекционистических правительственных программ. По сравнению с национальным производством импортные товары ставятся в заведомо невыгодное положение не только потому, что облагаются дополнительными высокими пошлинами, но и в связи с явно завышенной базой для взимания налога на добавленную стоимость. Особенностью таможенного режима России является применение экспортных налогов, взимаемых с целью уравнивания внутренней и внешней цен, в первую очередь сырьевых товаров, и пополнения госбюджета. Наиболее значительны в настоящее время ценовые диспропорции по сырьевым товарам, и поэтому основными товарами, подлежащими экспортному налогообложению, служат минералы и сырье, на которые приходится более 80% всего экспорта России. Экспортные пошлины взимаются в экю с 1 т (т.е. являются специфическими), лишь в отдельных случаях используются адвалорные пошлины. Основным методом определения таможенной стоимости товара, закрепленным в таможенном тарифе России, выступает признаваемый и рекомендуемый ГАТТ метод определения по цене сделки с ввозимыми товарами или идентичными (в российской редакции «однородными») по расчетной цене товарами. Такое построение таможенной оценки приближает Россию к использованию мировых норм и правил. На практике же реальный контроль осуществляется лишь над очень крупными сделками. То, что происходит при заключении небольших сделок, обычно происходит мимо контролирующих организаций, а именно в этой сфере двух - трехкратное занижение контрактной стоимости практически является нормой. Действующий российский таможенный тариф можно рассматривать как временный. Его основная задача – пополнение госбюджета и протекционистская защита национальных отраслей. Система таможенно-тарифного налогообложения дополняется широким использованием импортного субсидирования. Импортное субсидирование представляет собой рудимент прежней распределительной системы с целью выравнивания различий во внешних и внутренних ценах. Завышенный обменный курс в рублях иностранной валюты, в которой происходит оплата импортного товара, дополнительные сборы и в том числе налог на добавленную стоимость – все это делает импортные товары недоступными по цене малоимущим слоям населения. Источниками субсидирования обычно являются займы, получаемые правительством от иностранных государств, банков или международных организаций. Неценовые методы регулирования внешней торговли в России широко распространены и включают квоты, лицензии, систему специальной регистрации экспортеров и специальный экспортный контроль. Наиболее значимый из перечисленных методов – квотирование с целью резервирования определенного количества жизненно важных товаров для внутреннего рынка. Квоты формируются на основе материальных балансов и представляют собой разницу между производством и внутренним потреблением. Таким образом, квотирование выступает своеобразным порождением прежней системы централизованного распределения товаров, при которой экспорт осуществляется только в том случае, если товары производились в избытке по сравнению с требованиями внутреннего рынка, а объем квот обеспечивал получение необходимого количества валюты для оплаты запланированного импорта (2). 2.4. ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ В МИРЕ ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ Мировое сообщество стремительно переходит от традиционного состояния к так называемому информатизационному обществу – обществу электронной переработки информации и развитых коммуникационных систем, где информатизационные потоки приобретают не меньшее значение, чем потоки материально-энергетические. Место любой страны в современном мире в значительной степени определяется степенью включонности в процесс информатизации общества. Активное участие в нем позволяет повысить эффективность экономики, помогает приобрести преимущества по многим параметрам экономического социального развития. Россия вступила на путь информатизации в период упадка плано-распределительной системы в рамках СССР, последовавшего затем его распада, сложно протекающей рыночной трансформации общества. Этим в значительной степени объясняется отставание страны в темпах развития информационной индустрии, информационного обновления материального производства, сферы услуг и индустриального устройства. Известно отставание страны и в развитии коммуникационных сетей и средств связи, в частности, следует назвать и низкое качество телефонной сети. Несмотря на то, что положение с компьютерной оснащенностью и развитием коммуникаций в последние годы меняется к лучшему, сегодня задача перевода на качественно новую ступень информационного обеспечения страны стоит как никогда остро, ибо только с ее решением можно связывать расчеты на благоприятные перспективы развития экономики и интеллектуального потенциала. 2.5. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ Крупнейшими внешнеторговыми партнерами в прошлом десятилетии являлись: Среди стран дальнего зарубежья – Германия (традиционно; на нее в 1998 году приходилось 9,7% объема экспортно-импортных связей), США (8%), Италия (4,4%), Нидерланды (4,3%), Великобритания (3,7%) и Финляндия (3,0%). Из числа ближнего зарубежья – Украина (традиционно; ее доля во внешнеторговом обороте РФ в 1998 году составляла 7,6%), Белоруссия (8%) и Казахстан (3,3%). В 1999 году общая сумма внешней задолженности РФ достигла 150 млрд долларов США. При этом на долги бывшего СССР приходится 79,9 млрд долларов, а чисто «российская» задолженность составляет 70,7 млрд долларов США (10). Импорт товаров и услуг представляет собой первое звено связи с внешним миром. Экспорт представляет собой еще одно звено, связывающее внутреннюю национальную экономическую систему с зарубежными странами. Средства, полученные в качестве платежей, компенсирующих стоимость товаров и услуг, проданных иностранным покупателям, поступают на рынки продуктов, где они сливаются с потоками денежных средств, полученных от продажи товаров и услуг внутренним семейным хозяйствам, фирмам и государству в лице правительства. Средства из всех этих источников прибавляются к доходам, получаемым фирмами от продажи национального продукта (12). Новая стратегия ВЭД (внешняя экономическая деятельность) была разработана в середине 1992 г. с учетом обстановки, сложившейся после распада СССР: разрушения хозяйственных связей, неопределенности нормативно-договорной базы ВЭД, ослабления контроля государства за экспортно-импортными и платежно-расчетными операциями из-за отсутствия таможенных границ и недееспособности системы регулирования торговли со странами СНГ с использованием прежних методов, не учитывающих новой специфики внешнеэкономических отношений; отсутствия надежного банковского и валютного контроля; кризиса неплатежей и денежного обращения, негативно влияющего на курс рубля и затрудняющего его использование в качестве платежного средства во внешнеторговых операциях. Особо следует остановиться на противодействии развитых стран Запада выходу на внешние рынки российских предприятий с наукоемкой продукцией, способной составить конкуренцию на мировых рынках вооружения, атомной и авиакосмической продукции. Высокая интегрированность западных государств, объединенных в ряд не только политических, но и экономических союзов и организаций, позволяет предположить и в дальнейшем высокую скоординированность этого сопротивления. Среди ограничений, налагаемых на российский экспорт, главное место занимают меры конкурентной борьбы по отношению к российским товарам: сохранение санкций в отношении торговли нефтепродуктами, дискриминационных квот и запретительных тарифов стран – членов ЕС, правовой основой для применения которых является присутствие России в списке стран с государственной системой торговли (7). 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ РОССИИ 3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ Продовольственный рынок, являясь социально-экономической системой, подвержен влиянию как внешних, так и внутренних факторов. К внешним относятся: конъюнктура мировых цен на сельскохозяйственное сырье, меры политического характера (эмбарго, гуманитарная помощь) и т.д., внутренним – уровень развития отечественного производства, климатические условия, влияющие на урожайность сельскохозяйственных культур, развитость инфраструктуры, интегрированность производства и торговли, масштабы государственной поддержки продовольственного сектора, наличие правового обеспечения функционирования рынка (4). За период проведения экономических реформ с 1991-1999 гг. в России сократились объем валовой продукции сельского хозяйства более чем на 40%, выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности на 60%. В растениеводстве спад отмечается прежде всего в производстве зерна и сахарной свеклы, вызванный уменьшением площадей посева культур и их урожайности. В животноводстве, в связи со значительной ресурсоемкостью и убыточностью практически всех отраслей, поголовье скота и птицы сокращается. В 1999 г. численность поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий по сравнению с 1990 г. уменьшилось на 52%, в том числе коров – на 38%, свиней – в 2,2 раза, овец и коз – в 4,2 раза, птицы – на 45%. Реализация скота и птицы в живой массе снизилась в 2,2 раза, производство молока уменьшилось на 43%, яиц – на 32%. В особо трудных условиях оказались крупные птицефабрики яичного и мясного направлений, комплексы по выращиванию и откорму крупного рогатого скота и свиней. На этих предприятиях в 1990 г. производилось до 90% яиц, 85 – мяса птицы, 30 – свинины, 25% говядины от общего объема их производства в общественном секторе. Благодаря научной организации производства, сбалансированному кормлению скота и птицы на комплексах и птицефабриках затраты труда, расход кормов, себестоимость единицы продукции в 2-3 раза ниже, чем на фермах. В настоящее время из-за недостатка кормовых ресурсов и их плохого качества ряд крупных животноводческих комплексов и птицефабрик прекратили свою производственную деятельность, а мощности сохранившихся используются на 20-70%. Сохранение производства в крупных коллективных хозяйствах частично компенсируются его увеличением в личных подворьях, хотя к настоящему времени их возможности по наращиванию производства и поставок на рынок мяса, молока и яиц в значительной степени исчерпаны. В пищевой и перерабатывающей промышленности ситуация характеризуется спадом производства основных продуктов питания, тяжелым финансовым положением большинства предприятий, интенсивным старением основных производственных фондов. Так, в 1999 г. по сравнению с 1990 г. объемы производства маргариновой продукции, кондитерских изделий, товарной пищевой рыбной продукции снизились в 2 раза; крупы, животного масла, сыров и брынзы жирных сортов – в 3; цельномолочной продукции – в 4, мяса (включая субпродукты 1 категории) – в 5,6 раза. В то же время мощности бывших государственных предприятий по производству мяса, используются на треть, цельномолочной продукции – на четверть, животного масла, кондитерских изделий, сычужных сыров, муки – на 35-53%. Причины – сокращение сырьевой базы и стремление сельскохозяйственных производителей самим перерабатывать и реализовывать продукцию сельского хозяйства. Уменьшение продовольственных ресурсов собственного производства привело к снижению душевого потребления продовольствия в среднем по всем группам населения (табл. 2). Таблица 2 Потребление основных видов продуктов питания на душу населения (кг/год) Страницы: 1, 2 |
|