|
||||||||||||||
Несмотря на экстремальные погодные условия 1999 г., общий объем валовой продукции сельского хозяйства на предприятиях всех категорий в сопоставимых ценах составил 102,4% к 1ровню 1998 г. Сбор зерна увеличился на 6,8 млн. т (14,2%) и достиг 54,7 млн. т. Производство сахарной свеклы увеличилось на 40,9%, семян подсолнечника – на 38,4, овощей – на 16,5% (табл. 3). Таблица 3 Валовой сбор основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий (млн. т) | ||||||||||||||
|
1990 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
1999 г. в % к |
|||||||||
1990 г. |
1998 г. |
|||||||||||||
Зерно |
116,7 |
88,6 |
47,9 |
54,7 |
46,9 |
116,7 |
||||||||
В том числе пшеница |
49,6 |
44,3 |
27,0 |
31,0 |
62,5 |
114,6 |
||||||||
Маслосемена |
4,7 |
3,3 |
3,4 |
4,6 |
97,9 |
113,9 |
||||||||
В том числе подсолнечника |
3,4 |
2,8 |
3,0 |
4,2 |
123,5 |
138,4 |
||||||||
Сахарная свекла |
32,3 |
13,9 |
10,8 |
15,2 |
47,1 |
140,9 |
||||||||
Лен (волокно), тыс. т |
71,3 |
23,4 |
33,5 |
23,7 |
33,2 |
70,7 |
||||||||
Картофель |
30,8 |
37,0 |
31,4 |
31,2 |
101,3 |
99,4 |
||||||||
Овощи |
10,3 |
11,1 |
10,5 |
12,3 |
119,4 |
116,5 |
В целом же значительный недобор зерна в 1998 – 1999 гг. осложнил проблему обеспечения скота и птицы концентрированными кормами. Вследствие этого уменьшилось производство основных видов продукции животноводства. Снизился выпуск мясной и молочной продукции (табл. 4) (11).
Таблица 4
Основные показатели развития животноводства
1990 г.
1997 г.
1998 г.
1999 г.
1999 г. в % к
1990 г.
1998 г.
1
2
3
4
5
6
7
Численность скота и птицы в хозяйствах всех категорий (млн. голов)
Крупный рогатый скот – всего
57,0
31,5
28,5
27,5
48,2
96,6
В том числе коровы
20,6
14,5
13,5
12,9
62,2
96,0
Свиньи
38,3
17,3
17,2
18,3
47,7
105,9
Овцы и козы
58,2
18,8
15,6
14,0
24,0
89,8
Птица
659,8
361,0
355,5
356,3
54,0
100,2
Продуктивность скота и птицы в сельскохозяйственных предприятиях
Надой молока на 1 голову, кг
2781
2066
2231
2282
82,1
102,3
Средняя живая масса одной головы скота, реализованной на убой, кг
крупного рогатого скота
357
276
279
279
78,2
100,0
Свиней
108
79
82
83
76,9
101,2
Овец
35
32
32
32
91,4
100,0
Средняя годовая яйценоскость курицы-несушки, шт.
236
234
235
248
105,1
105,5
Производство животноводческой продукции в хозяйствах всех категорий
Реализация на убой скота и птицы (в живой массе), млн. т
15,6
7,8
7,5
6,9
44,2
92,4
Молоко, млн. т
55,7
34,1
33,3
32,1
57,6
96,5
Яйцо, млрд. шт.
47,5
32,2
32,7
33,3
70,1
101,6
Шерсть, тыс. т
226,7
60,8
47,9
37,7
16,6
78,7
Производство важнейших видов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности (тыс. т)
Мясо
6494
1510
1315
1072
16,5
81,5
1
2
3
4
5
6
7
Колбасные изделия
2283
1147
1113
944
41,3
84,8
Цельномолочная продукция
20786
5197
5574
5421
26,1
97,3
Масло животное
833
292
276
258
31,0
93,5
Сыр
458
174
185
183
40,0
98,9
3.2. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ РОССИИ ОТ ИМПОРТА
Образовалась устойчивая зависимость российского внутреннего рынка от импорта продовольствия. Так, импортируемое мясо покрывает 60% внутреннего спроса, масло сливочное – около 50%, масло растительное – около 30% (9).
Продовольственная зависимость страны от импорта представлена в таблице 5.
Таблица 5
Импорт продовольственных товаров
1998 г.
1999 г.
тыс. т
в %
тыс. т
в %
к предыдущему году
К объему внутреннего рынка
К предыдущему году
к объему внутреннего рынка
Зерно
1570
47,9
2,2
5400
343,9
7,7
Мясопродукты
2319
76,9
32,0
1800
77,6
30,0
Молокопродукты
3694
58,7
10,1
2500
67,7
7,3
Масло животное
97,2
51,6
25,9
60,0
61,7
19,5
Сахар
4040
119,9
84,0
5150
127,5
85,0
В области внешнеэкономических отношений целесообразно осуществлять разумную и гибкую протекционистскую политику, поскольку удельный вес импортного продовольствия все еще значителен (табл. 6).
Таблица 6
Доля импорта в формировании продовольственных ресурсов (в % ко всем ресурсам)
Продовольственные ресурсы
1994 г.
1995 г.
1996 г.
1997 г.
1998 г.
1999 г.
Мясо и мясопродукты
16,9
24,8
25,6
35,5
29,3
24,4
Молоко и молокопродукты
10,5
13,3
10,6
15,1
12,5
8,0
Зерно
2,2
3,0
2,9
2,5
1,5
7,0
Импорт сельскохозяйственного сырья, табачных изделий, алкогольных напитков, продовольственных и других товаров с 1992 г. по 1997 г. увеличился с 9,3 млрд. до 13,4 млрд. долл., а затем стал резко снижаться и составил в 1997 г. 10,8 млрд., в 1999 г. – 7,7 млрд. долл. Однако в общем объеме импортной продукции доля товаров сельскохозяйственной группы в последние годы оставалась практически на одном уровне – 26-28%, но резко сократились поставки мяса птицы, сливочного масла, мясных консервов, сахара, шоколадных изделий и вырос ввоз сухого молока, подсолнечного масла, сахара-сырца.
Эти структурные изменения импорта в первую очередь обусловлены принимаемыми правительством мерами таможенного регулирования, а также последствиями августовского кризиса 1998 г (11).
3.3.ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОМ ОБМЕНЕ
Основа проводимой экономической и социальной политики страны – стабилизация продовольственного рынка. Однако эта задача не может быть решена без реализации системы мер по улучшению качества и обеспечения безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, позволяющих обеспечить производство конкурентоспособных товаров. Это требует немалых средств. Как показывает зарубежный опыт, для конкурентоспособности продукции необходимо, чтобы расходы на качество составляли не менее 15-20% совокупных затрат. На решение проблемы качества влияют ученые, инженеры, менеджеры.
В соответствии с законодательством РФ не допускается производство, закупка, поставка, ввоз на территорию страны и продажа населению продукции, не соответствующей санитарным правилам и нормам, государственным стандартам и технической документации. Повышение качества товара, пользующегося спросом, приведет к росту покупателей, улучшению экономических показателей предприятия и при этом можно будет найти средства для реализации следующих этапов решения проблем качества, например при производстве новых видов продукции. Предприятие может приступать к решению проблемы качества путем создания и сертификации систем качества, отвечающих требованиям международных стандартов.
Большую роль при этом играют специальные конкурсы среди производителей, которые широко используются в мировой практике. В нашей стране функционирует Совет по присуждению премий правительства в области качества продукции.
Повышение качества сопряжено с увеличением затрат, которые окупятся благодаря получению прибыли. Занятие лидирующего положения на рынке невозможно без разработки и освоения новых видов продукции (модифицированных, улучшенных).
Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изучения опыта ведущих компаний мира в достижении высокого качества продукции. Так, в поисках путей повышения эффективности производства и качества продукции группы японских управляющих изучали опыт по всему миру. Они встречались с руководителями ведущих фирм США и Европы. Их внимание привлекли такие понятия, как стратегический контроль и комплексное управление качеством. В результате проведенных исследований и выполненных разработок появились так называемые японские стандарты качества. Возникло новое понятие – культура качества, включающее качество сервисного обслуживания, отчетной документации, выполнения производственных операций и др.
Современное управление качеством исходит из положения, что эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Фирмы, функционирующие в рыночной экономике, формируют политику относительно качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника. Четко определяются уровни стандартов качества должна быть поставлена потребителю в согласованный срок, в определенных объемах и за приемлемую цену.
Основой нормирования качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия является стандартизация. Главные ее задачи – установление требований к качеству продукции, определение показателей качества, методов и средств контроля и испытаний, обеспечение достоверности измерений, установление единых терминов и обозначений. В Минсельхозпроде РФ разработана и осуществляется программа работ по отраслевой стандартизации агропромышленного комплекса, однако из-за недостаточного финансирования она может оказаться невыполненной. Неконкурентоспособность многих продовольственных товаров обусловлена отсутствием должного контроля за качеством сельскохозяйственного сырья, несоответствием его требованиям стандартов, технических условий, нарушением технологии производства продукции. В результате многие виды продовольствия вытеснены с внутреннего ранка импортными товарами. Соответственно и приток средств на предприятия существенно снизился или прекратился вообще, ухудшилось качество продукции. Так за первый квартал 1999 г. в стране было забраковано 13% хлеба и хлебобулочных изделий, 25 – муки, 28 – сливочного и 43 – растительного масла, 24 – сыров всех видов, 53 – яиц, 25 – мяса, 26 – колбас, 32% - рыбы и рыбопродуктов от проинспектированного объема.
С освоением рыночных отношений возросло количество сельских товаропроизводителей, малых частных предприятий и цехов по переработке продукции, коммерческих торговых фирм и организаций, в городах и поселках функционирует множество мелкооптовых продовольственных рынков. При этом показатели качества продовольствия практически не улучшаются. Снизилась ответственность товаропроизводителей за соблюдение технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Низкокачественное продовольствие продолжает завозиться по импорту.
Сложное экономическое положение используется и недоброкачественными отечественными предпринимателями, фирмами-импортерами, предлагающими к продаже большое количество фальсифицированной, нередко недоброкачественной продукции по относительно низким ценам. Действуют «подпольные» производства продовольственных товаров, не единичны случаи контробандного ввоза продукции на территорию страны.
Минздравом России издан приказ № 217 от 20.05.1998 г. «О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров», в соответствии с которым такой оценке подлежат товары, входящие в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
При проверках контролирующими органами внимание обращается на одни и те же вопросы: наличие сертификата соответствия, необходимой и достоверной информации, накладных на товары, соблюдение установленных сроков годности и т.п. Эффективность таких проверок низка.
В нашей стране в связи с изменением характера отечественного рынка за последние годы, принимаемыми мерами по интеграции экономики в мировую и необходимость максимального учета требований, предъявляемых к России при ее вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), ощущается потребность совершенствования методики сертификации, обоснования ее законодательной и нормативной баз и перехода к более гибким формам подтверждения соответствия, принятым в мировой практике. Для этого необходимо не только упорядочение действующих законодательных актов, но и разработка новых законов. Принятым Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» установлено, что подтверждение соответствия может проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации, которая подлежит регистрации в органе по сертификации и имеет юридическую силу после регистрации наравне с сертификатом.
Постановлением правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766 утверждены «Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии» и «Порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации». В этот перечень включены зерно, масличные культуры, продукты переработки зерна, хлеб, сахар, сухой крахмал, живая рыба, сырое коровье молоко и другие виды продовольствия.
Второй этап создания современной законодательной базы – разработка Федерального закона «О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям». Принятие и введение в действие этого закона позволит обеспечить баланс между риском общества и издержками на проведение работ по поддержанию соответствия продукции и услуг, ускорит товарооборот на российском рынке, создаст благоприятные условия для развития международной торговли.
Опыт работы по подготовке вступления России в ВТО показал, что речь должна идти о стремлении к большему взаимопониманию во всех областях, связанных с обеспечением качества продовольствия при международном товарообмене, сближения концепций и подходов к разработке стандартов. Первоочередная задача при этом – гармонизация стандартов на методы идентификации и испытаний продукции.
Важным аспектом развития международного товарообмена является выработка общих с зарубежными партнерами подходов к защите наименований мест происхождения продукции. Здесь прежде всего необходима взаимная готовность к решению спорных проблем. Пример конструктивного сотрудничества применительно к таким наименованиям как «коньяк» и «шампанское» дает Российско-Французский агропромышленный комитет.
Требования к информации о продовольственных товарах, содержащихся в ГОСТе 51074-97, по объему не уступает аналогичным требованиям, содержащимся в директивах ЕС и законах ряда стран (Бельгия и Швейцария). Вместе с тем в зарубежном законодательстве особое внимание обращается на необходимость информации о подлинном происхождении пищевого продукта, регионе его производства, его «натуральности» и на связанные с этим специфические требования к условиям производства и контроля. Введение таких же норм в ГОСТ способствовало бы усилению защиты марки товаров, качество которых определяется местом и условиями их производства ((угличский сыр, кубанские или цимлянские вина).
Актуальность проблемы создания системы государственного контроля, адекватной рыночным условиям хозяйствования, предполагает необходимость рассматривать ее в качестве важнейшей составной части административной реформы.
Зарубежный опыт свидетельствует, что в ЕС, США, Японии и других развитых странах государственный контроль за качеством и безопасностью продовольствия сосредоточен, как правило, в руках одной – двух служб Департамента (Министерства) сельского хозяйства и Департамента (Министерства) здравоохранения. Дублирование функций при этом не происходит (3).
3.4.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ
Для каждой страны характерна как уникальная совокупность проблем, так и собственные возможности и преграды на пути их решения. Однако поочередное рассмотрение экономической ситуации в каждой из стран выявляет общие характерные черты (8). Согласно оценке экспертов ряда авторитетных международных организаций, ныне Россия по-прежнему имеет недостаточно продвинутый сектор, несбалансированный вторичный и неразвитый третичный сектор. Тем не менее, определенные перспективы развития экономики страны связаны с тем, что на российской территории находятся значительные запасы разнообразных и наиболее ценных видов полезных ископаемых (нефть, газ, руды различных металлов). В стране удалось сохранить мощный научно-технический потенциал, значительные интеллектуальные ресурсы, а также сравнительно высокий общеобразовательный и культурный уровень большой части населения (9).
Темпами создания и развития предприятий и отраслей определяются потенциальные темпы возможного поступательного движения национальной экономики в целом. Будет ли этот потенциал реализован, в значительной степени определяется интенсивностью внутренней конкуренции. Необходимость поддержания конкуренции существует всегда, и она тем больше, чем устойчивее экономическое благосостояние страны. Тем самым совершаются и поддерживаются соответствующие стимулы для фирм и служащих. Необходимо также совершенствование спроса, чтобы фирмы ощущали возникновение новых покупательских потребностей и были озабочены их удовлетворением.
Стратегия компаний должна постоянно развиваться. Соблазн разнопрофильной диверсификации трудно преодолим. В целях процветания фирм и национальной экономики в целом необходимо создание и развитие эффективного финансового рынка в сочетании с инвесторами, способными взять на себя долговременные обязательства по отношению к фирмам и активно участвовать в управлении ими. Однако возрастающая «эффективность» финансового рынка во многих странах влечет за собой риск сокращения масштабов инвестиций в развитие компаний. Наконец, чтобы создать основы более развитой экономики, правительственная политика должна быть гибкой. Тем не менее эволюция в области политики неизбежно тормозится из-за политического давления и наличия сфер, узким интересам которых отвечали прежние установки. Сдерживается она также предположением, что прежние установки будут действенны даже в условиях изменения природы международной конкуренции и позиций в ней национальной экономики (8).
Чем раньше Россия сумеет учесть изменяющиеся мировые тенденции, тем быстрее она сможет конкурировать на мировом рынке, тем устойчивее она будет себя ощущать по всем экономическим параметрам (6).
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (пути решения внешнеторговых проблем в России)
Анализ современного положения России в мировой экономике показал, что распад Советского Союза и хаотичные экономические преобразования последних лет оказали существенное, преимущественно негативное, влияние на рейтинг страны в различных сферах мирового хозяйства.
Прежде всего наиболее заметно снижение основных макроэкономических показателей, по многим из которых Россия уступает не только промышленно развитым странам и большинству новых индустриальных стран, но и отдельным развивающимся государствам и некоторым странам с переходной экономикой (1).
Даже укрепленные статьи экспорта и импорта показывают, что пока включение России в мировую экономику проходит по энерго-сырьевому сценарию. Топливно-сырьевая направленность российского экспорта определяет значительную зависимость торгового и платежного балансов страны и ее внешнеэкономические позиции от конъюктурных колебаний цен на сырье и топливо на мировых рынках (6).
С другой стороны, Россия занимает непрестижно высокие места в рейтинге стран по таким показателям, как уровень внешней задолженности, степень политического и финансового риска для иностранных капиталовложений, степень бюрократизации общества и коррумпированности государственного аппарата, уровень преступности и др. (1).
С содержательной стороны внешнеторговый оборот является одним из факторов как национальной конкурентоспособности, так и национальной экономической безопасности (6).
Однако система государственного регулирования внешней торговли в России охватывает прежде всего экспортные поставки и характеризуется высоким уровнем дифференциации. Существующее, с одной стороны, значительное расхождение между внутренними и внешними ценами делает невозможным беспрепятственный допуск экспортеров на внешние рынки; с другой стороны, различные отрасли обладают далеко не одинаковым экспортным потенциалом.
Современное положение России в мировой экономике не соответствует ее природному, интеллектуальному и духовному потенциалу.
По совокупному природному потенциалу на душу населения Россия по-прежнему опережает ведущие промышленно развитые страны мира, в том числе США в 2-3 раза, Германию в 5-6 раз, Японию в 18-20 раз. Ни одна страна в мире не имеет такого жизненного пространства, такого количества и разнообразия природных ресурсов, устойчивости генофонда и богатства национальных культур.
Россия является абсолютным лидером по площади территории, приходящейся на душу населения, при этом значительная часть общей российской территории не затронута хозяйственной деятельностью и является экологически чистой.
Россия имеет благоприятное геополитическое положение между двумя самыми динамичными регионами мирового хозяйства – Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Однако регулирование внешней торговли и внешнеторговая политика России непоследовательны и противоречивы; они отражают, в свою очередь, общую ситуацию, характеризующуюся значительными колебаниями общеэкономического и общеполитического курса (2). Одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должно стать сохранение и развитие научно-технического потенциала страны. Основой для этого процесса служит пока еще сохраняющийся высокий общеобразовательный потенциал российской нации.
Необходимо стимулировать развитие высокотехничных производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, которые способны обеспечить конкурентные преимущества российским компаниям на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Рассчитывать на прорыв на мировые рынки готовых изделий и наукоемких изделий Россия может, лишь резко сократив издержки производства, при этом повысив производительность, интенсивность труда и эффективность материального производства (1).
Таможенная политика в отношении импорта сельскохозяйственной продукции должна соответствовать складывающейся ситуации на мировом и российском рынках, а также учитывать сезонность аграрного производства (11).
Для усиления государственного контроля за качеством сельскохозяйственной продукции, обеспечения полноценным сырьем предприятий перерабатывающей промышленности необходимо укрепление вертикали государственного управления службами по качеству, придание Минсельхозпроду больших прав в осуществлении контрольно-инспекционных функций (3).
Несмотря на вышеизложенное, рыночные принципы все активнее внедряются в хозяйственную жизнь России, страна становится более открытой для своих зарубежных партнеров. Организация внешней торговли, ее структура и динамика во многом характеризуют состояние развития национальной экономики, ее проблемы и перспективы развития, степень влияния на мирохозяйственные связи. Роль внешней торговли в экономике России имеет тенденцию к повышению, хотя доля самой России в мировом экспорте и импорте в последние годы колеблется соответственно вокруг 1,5 – 1,2%. Доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте страны не достигает 25%, что значительно меньше, чем в развитых европейских странах.
Все более значительную роль в российской внешней торговле играют развитые страны. Хотя Россия традиционно «привязана» к экономике стран СНГ, ее внешнеторговая ориентация – на стороне стран ЕС (Европейский союз), Северной Америки, и других стран с развитой рыночной экономикой.
Преимущественными партнерами по экспорту, так и по импорту являются страны, входящие в ОЭСР, на которые приходится более 1/3 российского торгового оборота (6).
В настоящее время Россия имеет реальный шанс, используя положительный мировой опыт, избежать ошибок и негативных последствий развития цивилизации, с которыми столкнулись промышленно развитые страны, и пойти другим путем развития экономики и создания современного общества.
Возрождение экономической мощи России невозможно без интеграции в мировую экономику, однако этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья.
Таким образом, гипотетически Россия имеет все условия и ресурсы для создания прототипа модели будущей цивилизации, базирующейся на принципах устойчивости, сочетающей разумное отношение к производству, потреблению и окружающей среде (1).
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учеб. пособие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.- 296 с.
2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие/ Под ред. Н.Н.Ливенцева.-М.: Финансы и статистика, 1998.- 160 с. 3. Королев А., Юдин В. Контроль за качеством продовольствия// Экономист.-М., 2000 -N 2.- С. 81-84.
4. Добросоцкий В. Основные направления регулирования продовольственного рынка//Экономист, 2000.-№ 3.- С.78-81.
5. Захряпин А. Современное состояние агропромышленного комплекса// Экономист,-№1.- С.84-86.
6. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник/ Под ред. Д-ра экон. Наук, проф. В.П. Колесова и д-ра экон. Наук, проф. М.Н.Осьмовой.- М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000.- 480 с.
7. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник.- М.: Юристь, 2000.- 456 с.
8. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под ред. И с предисловием В.Д. Щетинина.- М.: Междунар. Отношения, 1993.- 896 с.
9. Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе: Учебное пособие по курсу «Мировая экономика».- М.: Новый Юрист, 1998.- 176 с.
10. Сергеев П.В. Мировая экономика: Учебное пособие по курсам «Мировая экономика», «Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе».- М.: Юриспруденция, 1999.- 160 с.
11. Терентьев И. Состояние и перспективы АПК//Экономист, 2000-№4.- С.83-91.
12. Эдвин Дж. Долан, Колин д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмпбелл Деньги, банковкое дело и денежно-кредитная политика.- Москва – Ленинград: Драйден Пресс, 1991.- 446 с.
Страницы: 1, 2