бесплатные рефераты

Рынок ценных бумаг России - становление, оценка эффективности и перспективы развития

Рынок ценных бумаг России - становление, оценка эффективности и перспективы развития

Министерство образования РФ

 

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра управления и экономики

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

"Рынок ценных бумаг России - становление, оценка эффективности и перспективы развития."

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы ЭУ-62

Новичкова Я.А.

Руководитель: Карякина И.И.            .

 

Работа защищена                                 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово, 2001

Данная работа посвящена проблемам формирования фондового рынка  России, рассмотрены теоретические основы, нормативные акты, касающиеся рынка ценных бумаг, проведен анализ развития рынка с 1997г. по 2000г., а так же рассмотрены перспективы развития рынка ценных бумаг России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.         .         .         .         .         .         .         .         .         .         .         8

 

1 Фондовый рынок, основные понятия фондового рынка   .         .         .       10

1.1   Исторические предпосылки создания рынка ценных бумаг    .         .       10

1.1.1      Рынок ценных бумаг в Царской России   .         .         .         .         .       10

1.1.2      Рынок ценных бумаг в условиях СССР   .         .         .         .         .       13

1.2   Начало формирования современного фондового рынка          .         .         .        16

1.3   Виды ценных бумаг .         .         .         .         .         .         .         .         .        19

1.3.1      Экономическая сущность и определений ценных бумаг      .         .        19

1.3.2        Классификация ценных бумаг       .         .         .         .         .         .        20

1.3.3      Значение ценных бумаг          .         .         .         .         .         .         .         .        23

1.3.4      Акции: обыкновенные и привилегированные    .         .         .         .        25

1.4   Участники фондового рынка     .         .                  .         .         .         .        32

1.4.1 Инвесторы  .         .         .         .         .         .         .         .         .         .        33

1.4.2 Эмитенты    .         .         .         .         .         .         .         .         .         .        36

1.4.3 Профессиональные участники фондового рынка         .         .                  39

1.5   Первичный и вторичный рынок ценных бумаг     .         .         .         .        41

1.5.1      Первичный рынок ценных бумаг    .         .         .         .         .         .        41

1.5.2      Вторичный рынок ценных бумаг    .         .         .         .         .         .        45

1.6   Фондовые индексы .         .         .         .         .         .         .         .         .        49

 

2          Нормативные акты, регулирующие фондовый рынок     .         .         .        54

2.1   ГК Российской Федерации        .         .         .         .         .         .         .       55

2.1.1      Акционерные общества, его учредители  .         .         .         .         .       55

2.1.2      Акционерные общества, уставной капитал        .         .         .         .       56

2.1.3      Акционерные общества, выплата дивидендов   .         .         .         .       57

2.1.4 Акционерные общества, конфиденциальность   .         .         .         .       57

2.1.5 Ценные бумаги. Определение .         .         .         .         .         .         .       58

2.1.6 Ценные бумаги, процедура листинга         .         .         .         .         .         .       59

2.2   Федеральные законы        .         .         .         .         .         .         .         .       60

2.2.1      Федеральный закон "Об акционерных обществах"     .         .         .       60

2.2.2      Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"    .         .         .         .       65

2.2.3      Федеральный закон "О налоге на операции с ценными бумагами"         .      70

 

3          Анализ современного состояния фондового рынка (рынка акций) России 73

3.1   Сделки с акциями за рубежом   .         .         .         .         .         .         .       73

3.2   Динамика развития фондового рынка 1997-2000гг.        .         .         .       74

3.3   Современное состояние фондового рынка  .         .         .         .         .       88

 

4          Перспективы развития рынка ценных бумаг в России    .         .         .        92

4.1   Ближайшие перспективы развития рынка ценных бумаг России       .        92

4.2   Варианты развития российского рынка капиталов         .         .         .         .        99

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   .         .         .         .         .         .         .         .         .         .      103

Введение




Динамичный российский фондовый рынок пережил взлеты и падения. Эйфория населения в начале приватизации горькое разочарование ее итогами, обманутые надежды людей; расцвет финансовых "пирамид" типа МММ и последующий их крах; спекулятивный ажиотаж на рынке ГКО и его обвал в августе 1998г. - лишь немногие яркие страницы драматичного становления фондового рыка в России. Рынок ценных бумаг стал ареной ожесточенной борьбы за раздел и передел собственности между влиятельными коммерческими структурами, мощными финансовыми группами, политическими элитами, криминалитетом.

Проблема фондового рынка - одна из самых сложных и увлекательных тем экономической теории.

Период 90-х годов России связан с целым рядом экономических бурь и финансовых потрясений. Они были вызваны прежде всего приватизацией и акционированием предприятий, становлением российского рынка ценных бумаг. Следствием бурного развития фондового рынка стали и современная финансовая практика и резкое имущественное дифференциация общества на крупных собственников (владельцев) и крупных акционерных предприятий, мелких и мельчайших собственников.

Такая связь рынка ценных бумаг в переходный период с политической, социальной, экономической подсистемой государства порождает дополнительные теоретические и практические проблемы, необходимость системных исследований взаимного влияния государства и рынка ценных бумаг.

С одной стороны, государство формирует рынок ценных бумаг, определяет системные риски этого рынка. С другой стороны, рынок ценных бумаг участвует в перераспределении собственности, а следовательно, и власти в государстве, в формировании правящей элиты.

Функционирование фондового рынка способствует формированию класса эффективных собственников; обеспечивает формирование конкурентоспособных ФПГ и холдингов, высшего и среднего класса; позволяет повысить эффективность труда, превратить наемных работников в совладельцев предприятий посредством продажи им части акций и др.

В условиях рыночного демократического государства, свободной конкуренции рынка ценных бумаг позволяет обновлять в результате добровольных актов купли-продажи пакетов ценных бумаг социальные группы эффективных собственников в каждом общественном классе.

Для демократии в России очень важно, чтобы этот процесс проходил цивилизовано. Основными средствами цивилизованного перераспределения собственности являются рынок ценных бумаг и биржевое дело.

Фондовые биржи являются одним из элементов рынка ценных бумаг. Это один из наиболее известных и престижных рыночных институтов. При этом эффективность, значимость бирж зависит от политической системы, структуры экономики страны и большого числа других факторов.

Рынок ценных бумаг демократичен. Участниками этого рынка являются центральные органы государственной власти, местные органы власти, профессиональные участники этого рынка, юридические лица, предприниматели без образования юридического лица, семьи и физические лица.







1 ФОНДОВЫЙ РЫНОК, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА



1.1 Исторические предпосылки создания рынка ценных бумаг в России



1.1.1  Формирование рынка ценных бумаг в царской России




Рынок ценных бумаг в царской России формировался и развивался около 150 лет (1769-1913 гг.) в тесной связи с эволюцией экономики и политикой страны.

Здесь можно выделить три периода.

Первый период - с 1769г. до конца 50-х годов XIX в. - время возникновения и начала становления рынка ценных бумаг, когда происходило преимущественно обращение государственных ценных бумаг.

Второй период - с 60-х годов XIX в. по 1897г. - совпал с завершением денежной реформы (введение "золотой валюты"). Этот период считается важнейшим, т.к. охватывает интенсивное развитие рынка ценных бумаг.

Третий период - с 1897г. по 1913г. (начало первой мировой войны) - соответствует чертам становления "зрелого" рынка ценных бумаг.

Непрерывные войны заставили правительство искать новые источники финансирования. В 1769г. (при Екатерине II) впервые появились государственные ценные бумаги в форме облигационного временного займа России, который был размещен на голландском рынке через посредника банкира, исходил из 5 % годовых сроком на 10 лет. Затем правительство уже от своего имени выпустило ряд внешних займов путем заключения соглашения с посредниками - банкирами, как правило, голландскими.

Отменив крепостное право, Россия поднялась на новую ступень развития. С учетом улучшения состояния государственного бюджета и увеличения золотого запаса появилась возможность провести новую денежную реформу. Это увенчалось успехом. В 1897г. была введена "Золотая валюта". Предел эмиссии кредитных билетов определялся в сумме 600 млн. руб., которая на 50 % покрывалась золотом; на 50 % - коммерческими векселями.

В то время выпускались государственные 4 % бессрочные ренты в крупном масштабе, что превратило их в основную форму государственные займов. В 1895г. купоны 4 % рент начали свободно обращаться в качестве денежных знаков.

В истории денежных бумаг России видное место заняли государственные ценные бумаги железнодорожных займов, представлявшие собой инструмент инвестиционной политики правительства.

Первоначально в железнодорожном деле в качестве инвесторов выступало казначейство, используя выпуск правительственных железнодорожных облигаций.

Появившиеся в России гарантированные правительством железнодорожные ценные бумаги частных акционерных обществ знаменовали наступление эпохи интенсивного строительства железных дорог в Российской империи.

В России благодаря использованию ценных бумаг за несколько десятилетий совершилось "железнодорожное чудо" (протяженность рельсовых путей России достигло 70,9 тыс. км. В этом отношении Россия уступала только США).

Параллельно с обращением государственных ценных бумаг развивались ценные бумаги во взаимосвязи с деятельностью хозяйственных субъектов. В первую очередь относится к векселям и акциям.

В России первый Вексельный устав был составлен при Петре I по образцу Лейпцигского Вексельного устава. В XVIII-XIX вв. он неоднократно подвергался переработке. В 1902г. был утвержден новый вексельный устав. Он представлял собой значительное достижение по сравнению с предшествующими вексельными уставами, созданными по иностранным образцам. По мере развития банковской системы России расширялось кредитование хозяйство под залог векселей в форме их учета.

Активизация обращения векселей в начале ХХ в. объяснялась утверждением капиталистических отношений как в промышленности, сельском хозяйстве, так и в торговле.

После отмены крепостного права шел ускоренный процесс создания акционерных обществ, что обусловило рост значения акций на рынке.

Акционерные общества в России возникли еще в дореформенное время. К 1861г. в России было 120 акционерных обществ с капиталами в размере 100 млн. руб.; в том числе 35 млн. руб. - в промышленности. К 1881г. число акционерных обществ увеличилось до 635, а капиталы до 840 млн. руб. Крупные акционерные капиталы и облигационные займы железнодорожных акционерных обществ имели правительственную гарантию и относились к сфере производственного государственного кредита.

Во время экономического 90-х гг. XIX в. число акционерных обществ удвоилось. Их капиталы достигли 2,4 млрд. руб.; в том числе 1,5 млрд. руб. К 1914г. 2235 акционерных обществ имели капиталы в сумме 4,7 млрд. руб. Из них на долю 1621 промышленного акционерного капиталы акционерных обществ в промышленности увеличились в три раза и составили общества приходилось 3,2 млрд. руб.

Акционерные общества в дореволюционной России занимали ведущее положение в фабрично-заводской промышленности. На них производилось 60 % промышленной продукции.

Для ограждения интересов мелких капиталистов и населения России, в отличие от западных, устанавливалось предельное число голосов, которые мог иметь один акционер на общественном собрании акционерного общества. Акционерные общества формировались в России на принципах более демократичных чем в других странах.

С 1810г., когда Россия выпустила первый внутренний государственный займ, началась история формирования ее фондового рынка. Это проявилось прежде всего в возникновении бирж, на которых обращались ценные бумаги.

В России первая товарная и весельная биржа была официально открыта в 1703г. по инициативе Петра I. Большинство бирж было организовано во второй половине XIX в. В 1914г. их было 115. Главной была Санкт-Петербургская биржа, которая имела товарный и фондовый отделы. На ней котировались 312 различных видов акций на 2 млрд. руб., а также облигации государственных и гарантированных государством займов.

К 1820г. облигации государственных займов стали обращаться вместе с товарами на официальных товарных биржах (в Петербурге, Москве, Одессе, Варшаве, Киеве, Риге, Харькове и др.). Что касается акций и облигаций корпораций, торговля ими на биржах (с 1827г.) была незначительна.

Рынок ценных бумаг быстро развивался после отмены крепостного права, благодаря преобразованию экономической системы и развитию производительных сил. На всех биржах 2/3 и более объемов купли-продажи составляли облигации государственных займов (включая железнодорожные).

Государственное регулирование рынка ценных бумаг началось в XVIII в. В 1769г. в России был образован комитет, уполномоченный для проведения денежных негоциаций в иностранных землях, который отвечал за ведение всех дел по внешним займам.

В 1810г. была утверждена Комиссия погашения государственного долга. На основе ее Устава (1817г.) была утверждена Государственная долговая книга. Это явилось важным шагом в документации государственного долга. Почти все выпущенные в России и за границей государственные займы были занесены в долговую книгу.

Усиление государственного регулирования фондового рынка осуществлялось в течение 1900-1914гг., т.е. в период наивысшего подъема биржевого дела в стране.

К началу ХХ в. уже сложился биржевой механизм и проводились довольно крупные операции с ценными бумагами.

Государственное регулирование фондовой деятельности было важно и целесообразно для эффективного развития фондовых бирж, особенно в стадии формирования рынка ценных бумаг.



1.1.2  Ценные бумаги в условиях СССР




После октябрьских событий с декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 23 декабря 1917г. все операции с ценными бумагами на территории страны были запрещены. Были аннулированы и облигации внутренних и внешних государственных займов. Это, с одной стороны, освободило страну от платежей по государственному долгу; с другой стороны - привело к отказу от исторического опыта использования ценных бумаг, разрушило фундамент международного кредита и торговых отношений между Россией и западными державами. В процессе национализации прекратили существование акционерные общества. Их акции и облигации утратили юридическую силу. В результате корпоративные ценные бумаги также были выведены из экономического оборота. Рынок ценных бумаг прекратил свое существование на территории Советской России.

После окончание гражданской войны страна приступила к восстановлению народного хозяйства, проводя новую экономическую политику (НЭП).

В целях максимального привлечения свободных средств для восстановления экономики правительство попыталось перейти к активному использованию ценных бумаг на новых политических и экономических условиях. В течение 1922-1927гг. были выпущены самые разнообразные займы с различными сроками, доходностью, формами выплаты дохода, способами размещения и т.д.

Первые займы (три выпуска), выпущенные в 1922-1923гг., носили натуральную форму - исчислялись в хлебной и сахарной единицах. Это связано с отсутствием нормативной денежной системы, обесценением валюты и острой нехваткой жизненных средств в форме хлеба и сахара. Займы были выпущены беспроцентными и на короткий срок. По мере стабилизации денежного обращения после проведения денежной реформы (1922-1924гг.) займы стали выпускаться в денежном исчислении.

По срокам займы были краткосрочные (не более одного года), среднесрочные (от 2 до 5 лет) и долгосрочные (6, 7, 10 лет). Основная тенденция заключалась в постепенном увеличении доли среднесрочных и долгосрочных займов.

По способу размещения займы делятся на добровольные, добровольно-принудительные и принудительные. Например, второй крестьянский выигрышный займ 1925г. реализовался через сеть персональной агентуры, руководимой волостными и уездными уполномоченными. В городе его размещение осуществлялось открытой продажей. Часть облигаций продавалась органами Наркомфина по биржевому курсу. Остальные были реализованы в рассрочку через сберкассу. В принудительном порядке размещалось несколько займов: первый и второй шестипроцентные выигрышные займы 1922-1924гг., первый трехпроцентный внутренний займ 1924г. Это объяснялось неблагоприятными экономическими условиями в стране и недоверием населения к советским займам.

По выплате доходов облигации займов можно подразделить на процентный, беспроцентный, выигрышный и процентно-выигрышный.

Облигации займов этого периода характеризовались низким курсом и высокой доходностью.

Держатели облигаций займов имели ряд дополнительных льгот: можно было получать ссуды банков под залог облигаций, использовать облигации при плате налогов. Это обеспечивало высокую ликвидность государственных ценных бумаг.

Что касается внешних займов, то иностранные державы соглашались предоставить финансовую помощь только при признании дореволюционных догов. Правительство вело переговоры в этом отношении, но положительных результатов не было.

Выпуск государственных ценных бумаг имел существенное значение для преодоления бюджетного дефицита. К концу восстановительного периода государственных бюджет сводился к положительным сальдо.

Значение государственных ценных бумаг не ограничивалось покрытием бюджетного дефицита. Они были использованы при проведении денежной реформы в 1922-1924гг. Например, в 1923г. был выпущен гарантированный правительством краткосрочный займ Наркомата путей сообщения в форме транспортных сертификатов на сумму 24 млн. руб. золотом сроком от 9 месяцев до 1 года. Номинал облигации определялся в 5 рублей золотом. Сертификаты были предназначены для покрытия расходов железных дорог и для оплаты транспортных услуг. Они стали играть заметную роль в денежном обращении, т.к. в то же время параллельно были введены две валюты - советские знаки и твердые червонцы большого достоинства.

Новая экономическая политика открыла дорогу развитию других элементов рынка ценных бумаг. Восстанавливается вексельное обращение и акционирование.

Появились акционерные общества. Они стали создаваться в 20-х годах и представляли тогда одну из форм управления промышленностью, торговлей и банками при совместном участии в управлении нескольких хозяйственных организаций.

В июле 1921г. открылась первая советская биржа. Фондовые отделы при товарных биржах могли заниматься торговлей: инвалютой, банкнотами, советскими государственными ценными бумагами, акциями и паями, металлическими слитками.

В течение 1922-1924гг. фондовые отделы главным образом заключали сделки с валютой, червонцами - в связи с денежной реформой. К котировке на официальных фондовых отделах были допущены только платежные обязательства, выпущенные Наркомфином в 1923г., и облигации первого шестипроцентного выигрышного займа.

К концу 1924г. вместо официальной неизменной цены государственные ценные бумаги стали размещаться по рыночному курсу. Масштаб выпуска займов сокращался.

Начиная с 1927г. страна вступила в стадию индустриализации. Правительство изменило курс на развитие рынка ценных бумаг.

Начиная с 1927г. государственные предприятия были обязаны помещать все запасные и резервные средства в государственные ценные бумаги. Кооперативные и акционерные (паевые) общества в приобретаемые государственные ценные бумаги должны были вкладывать 60 % резервных средств. Состав кредиторов государства расширился до всех юридических лиц.

Изменяется структура облигаций государственных займов по срокам. Более 94 % государственных займов приходилось на долю долгосрочных облигаций.

По мере "укрепления" планового управления экономикой в 1930г. были закрыты фондовые отделы бирж. Операции с ценными бумагами проводились снова по твердому официальному курсу, без учета реального состояния рынка. Обращение облигаций - покупка, продажа и залог - было запрещено.

Отказ от принципов новой экономической политики повлиял на использование ценных бумаг предприятий - векселей и акций. С 1929-1930 гг. акционерные общества стали заменяться формами государственных предприятий. Только после окончания второй мировой войны в некоторых странах народной демократии Советским Союзом и правительствами этих стран совместно на паритетных началах были организованы акционерные общества с целью развития важных промышленных отраслей. С достижение цели совместные акционерные общества были ликвидированы, а доля собственности СССР была передана на льготных условиях заинтересованным правительствам.

Недолго просуществовало и вексельное обращение. В 1937г. на территории СССР было введено в действие основанное на женевских вексельных конвенциях 1930г. Положение о простом и переводном векселе. Однако вексель использовался только в расчетных и кредитных отношениях, возникших в сфере экономического сотрудничества СССР с капиталистическими странами. Во внутреннем же обороте СССР вексельное обращение было ликвидировано еще в 1930 г. в связи с переходом к системе прямого целевого банковского кредитования народного хозяйства.

Великая Отечественная война потребовала огромных финансовых ресурсов. Государственные займы служили одним из существенных источников средств для финансирования военных расходов. В течение 1942-1945гг. было выпущено четыре "военных займа" на общую сумму 72 млрд. руб. сроком на 20 лет исходя из 4 % годовых.

После окончания войны был утвержден четвертый пятилетний план - план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945-1950гг. Была необходима конверсия всех займов.

В 1948г выпущен новый конверсионный займ - государственный двухпроцентный займ для обмена облигаций займов, выпущенных до 1947г. (кроме выигрышного займа 1938г., часть которого обменивалось на наличность, часть - на облигации трехпроцентного внутреннего выигрышного займа 1947г).

Обмен облигаций займов проводился сберегательными кассами на предприятиях, в учреждениях и колхозах в пределах определенного периода. После конверсии объем долга сократился в несколько раз, уменьшились платежи по займам.

С 1946 по 1957г. было выпущено пять займов восстановления и развития народного хозяйства СССР и 7 займов развития народного хозяйства (выпуска 1951-1957 гг.). Все они были выпущены сроком на 20 лет. Доход выплачивался только в виде выигрышей. Кроме того, еще два займа были выпущены сроком на 25 лет: внутренний выигрышный займ 1947 г. и четырехпроцентный внутренний выигрышный займ 1947г.

Возникла ситуация, когда текущие расходы по обслуживанию государственных займов стали  превышать поступления от размещения новых облигаций. Поэтому в 1957 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза", согласно которому в основном прекратился дальнейший выпуск новых займов, было отсрочено погашение ранее выпущенных займов на 20 лет и перестали проводится выигрышные тиражи.

В дальнейшем ценные бумаги почти вышли из народохозяйственного оборота СССР. С этого практически нулевого состояния начинается возрождение рынка ценных бумаг.



1.2 Начало формирование современного фондового рынка




В 90-х годах Россия стала на путь возрождения рынка ценных бумаг, учитывающего как исторические и российские традиции, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой.

Для существования в стране развитого рынка ценных бумаг необходимы такие его компоненты, как спрос, предложение, посредники-участники, рыночная инфраструктура (коммерческие банки, фондовые биржи, инвестиционные институты и т.п.), а также системы его регулирования и само регулирования. Все компоненты были в основном созданы к 1994г. Решающую роль в воссоздании рынка ценных бумаг сыграла приватизация и акционирование государственных предприятий - акционерные общества стали главными субъектами этого рынка.

Рынок ценных бумаг может развиваться только при нормальных товарно-денежных отношениях и отношениях собственности. Преобразование государственной собственности в формы собственности, адекватные новым рыночным отношениям, в значительной мере осуществляется путем ее приватизации.

Последние десятилетия приватизация имела место во многих странах мира особенно она проводилась в Англии. Он в странах Запада приватизация происходила в период развитой рыночной экономики, когда емкость рынка позволяла поглотить любое количество антиприватизируемых предприятий. В России ситуация иная.

В условиях неразвитого российского рынке ценных бумаг, приватизация, связанная напрямую с акционированием, является начальным импульсом для формирования рынка ценных бумаг, поскольку позволяла участвовать в нем большинству предприятий и населения.

Приватизация вызвала к жизни новый вид ценных бумаг - приватизационные чеки (ваучеры). Это государственные ценные бумаги на предъявителя, дающие право на приобретение части государственной собственности, которая безвозмездно передавалась гражданам Российской Федерации в процессе приватизации. Последний, с одной стороны, связан с появлением на рынке нового вида ценных бумаг - ваучеров; с другой стороны - способствует становления акционерных обществ в качестве ведущей организационно-правовой формы предприятий.  Это выступает причиной эмиссии не только новых акций и облигаций, но и производных от них видов ценных бумаг, расширяет обращение корпоративных ценных бумаг. Следовательно, приватизация - начальный этап возрождения рынка ценных бумаг в России, превращения их  в финансовый инструмент, доступный широким слоям населения.

В условиях современного состояния экономики в России не может быть полноценного рынка ценных бумаг. Уровень его развития во многом зависит от благосостояния населения, которое определяет спрос на ценные бумаги. Поэтому экономический рост сопровождаемый увеличение доходов населения, - главный фактор возрождения рынка ценных бумаг. Одним из наиболее объемных и развитых является рынок государственных ценных бумаг, включающий комплекс долговых обязательств государства. На российском рынке представлены также корпоративные ценные бумаги (уставный фонд бывших государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества, составил осенью 1993г. около 400 млрд. руб.).

В 1992-1995 гг. осуществлялась эмиссия банковских коммерческих бумаг (векселей - более чем на 40 млрд. руб., чеков), а также банковских депозитных сертификатов и сберегательных. В 1992г. началась торговля товарными и валютными фьючерсами и опционами. В дальнейшем торговля производными ценными бумагами увеличилась.

Рынка ценных бумаг в Росси сегодня характеризуется не большими объемами, низкой ликвидностью, "неоформленностью" в макроэкономическом смысле (неизвестны макропропорции между различными видами ценных бумаг, а также их доля в финансировании хозяйства), неразвитостью материальной базы, технологией торговли, депозитарной и клиринговой сети, отсутствием хорошо продуманной, долгосрочной фондовой политики. Тормозит развитие российского рынка ценных бумаг недостаточно продуманная система налогообложения, особенно доходов от торговли новыми видами ценных бумаг.

Все операции с ценными бумагами всегда спряжены с риском. Сейчас в России риск особенно велик и существует во многих видах: системный (риск кризиса рынка ценных бумаг в целом); несистемный (сочетание всех видов риска, связанных с конкретной ценной бумагой); селективный (риск неправильного выбора ценных бумаг для инвестирования по сравнению с другими видами бумаг при формировании портфеля); временной (риск эмиссии, покупки или продажи ценной бумаги в неподходящее время, что влечет за собой потери); законодательных изменений (риск вследствие изменения условий эмиссии, признания ее недействительной и т.п.); ликвидности (риск, связанный с возможностью потерь при реализации ценной бумаги из-за изменившийся оценки ее качества); инфляционный (риск того, что при высокой инфляции доходы, получаемые инвесторами от ценных бумаг, обесцениваются быстрее, чем растут инвестор несет реальные потери).

Существуют и многие другие виды риска по операциям с ценными бумагами. В России все они имеют место и порождаются царящей экономической и политической нестабильностью. Высокая степень риска не только препятствует развитию рынка ценных бумаг, но и создает заслон для сохранения денежных накоплений населения и предприятий.

В целом в России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель рынка ценных бумаг, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков).

Рынок ценных бумаг будет подвергаться изменениям. Это сопряжено с неизбежностью новых модификаций рыночных отношений (особенно в связи с тем, что рынок приобретает  все более остроконкурентный характер). Существенно меняется ситуация на рынке ценных бумаг с принятием гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов о рынке ценных бумаг, об акционерных обществах.



1.3 Виды ценных бумаг и понятия ценных бумаг



1.3.1 Экономическая сущность и определение ценных бумаг




В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) дается следующее определение ценных бумаг: ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при ее предъявлении. С передачей ценной бумаги удостоверяемые ею права переходят в совокупности утрата ценной бумаги, как правило, лишает ее возможности реализовать выраженное в ней право.

В определении, данном ГК РФ можно выделить следующие отличительные признаки ценных бумаг I) это документы; 2) составляются эти документы с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов; 3) они удостоверяют имущественные права; 4) осуществление или передача имущественных прав возможны только при предъявлении этих документов.

Приведенное определение не исчерпывает, однако, полностью всех составляющих. Под него подпадают и документы, не рассматриваемые в качестве ценных бумаг. Это относится, например, к внутрибанковским расчетным документам (платежным поручениям, платежным требованиям-поручениям, аккредитивам, гарантиям и поручительствам), исполнительным документам судов, нотариальных органов, складским документам и т п.

Не проясняет ситуации и перечень ценных бумаг, данный в Гражданском кодексе РФ. К ним ГК РФ относит: государственные облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг. Действующее законодательство не дает закрытого перечня ценных бумаг, обращающихся  на российском рынке.

Вместе с тем из приведенного перечня видно, что в число ценных бумаг входят разнотипные  документы, соответствующие ресурсам, права на которые они выражают. Так, акции соответствуют недвижимости: облигации корпораций, государственные ценные бумаги, депозитные и сберегательные сертификаты выражают долговые отношения коносаменты, векселя, чеки связанны с  движением товаров. Поэтому для раскрытия экономической сущности ценных бумаг необходимо рассмотреть дополнительные качества, без которых документ не может претендовать на статус ценной бумаги.

Во-первых, ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие имущественное право в форме титула собственности (акции корпораций, векселя, чеки, коносаменты и т. д.) или имущественное право как отношение займа владельца документа к лицу, его выпустившему (облигации корпораций и государства, сертификаты и др.);

Во-вторых, ценные бумаги выступают в качестве документов, свидетельствующих об инвестировании средств. Эго особенно важно для понимания экономической сущности и роли ценных бумаг. Здесь они играют главную роль как высшая форма инвестиций;

В-третьих, ценные бумаги — это документы, в которых отражаются требования к реальным активам (акциям, чекам, приватизационным документам, коносаментам, жилищным сертификатам и др.);

В-четвертых, важным моментом для понимания экономической сущности ценных бумаг является то обстоятельство, что они приносят доход. Это делает их капиталом для владельцев. Однако такой капитал существенно отличается от действительного капитала: он не функционирует в процессе производства.

Наиболее ярко это проявляется в облигациях государственных займов, которые выпускаются обычно в непроизводительных целях (для покрытия бюджетного дефицита).  Деньги, подученные государством от выпуска займов, фактически не функционируют как капитал. Тем не менее, владельцы облигаций имеют право на получение регулярного дохода в виде процента, и поэтому для них облигации служат капиталом.

И так ценные бумаги - это большое разнообразие документов для использования в хозяйственной деятельности. Вместе с тем они объединяются одним общим для них признаком - необходимостью их предъявления для реализации выраженного в них имущественного права.





1.3.2. Классификация ценных бумаг




Многообразие ценных бумаг предопределяет множественность критериев классификации.

Традиционным является деление ценных бумаг по признаку принадлежности прав, удостоверяемых ими. Права могут принадлежать:

- предъявителю ценной бумаги:

- названному в ценной бумаге лицу;

- названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо.

В соответствии с этим различают: ценную бумагу на предъявителя; именную бумагу и ордерную ценную бумагу.

Ценная бумага на предъявителя не требует для выполнения прав идентификации владельца, не регистрируется на имя держателя. Права, удостоверенные ценной бумагой на предъявителя, передаются другому лицу путем простого вручения|.

Именная ценная бумага выписывается на имя определенного лица. Права, удостоверенные именной ценной бумагой, передаются в порядке, установленном для уступки требований (цессии). Лицо, передающее право по ценном бумаге, несет ответственность за недействительность соответствующего требования, но не за его исполнение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 РЕФЕРАТЫ