Рынок ценных бумаг России - становление, оценка эффективности и перспективы развития
2)
фондовый рынок был осознан широкими слоями мелких и средних инвесторов как
направление вложений денежных средств;
3) на
фондовом рынке в достаточном количестве появились ценные бумаги (акции
приватизированных предприятий).
Отрицательные
последствия ваучерной приватизации для вторичного рынка ценных бумаг
объяснялись в основном правовой неурегулированностью фондового рынка.
Результаты этого проявляются и в настоящее время.
С
конца 1995 до середины 1996 г. произошли серьезные изменения в правовой базе,
регулирующей российский фондовый рынок.
Во-первых,
вышел и вступил в силу один из основополагающих гражданско-правовых актов —
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Во-вторых,
были приняты Федеральные законы, регулирующие фундаментальные отношения на
фондовом рынке: "Об акционерных обществах”, “О рынке ценных бумаг”, “О
налоге на операции с ценными бумагами”.
В-третьих,
определен государственный институт, регулирующий фондовый рынок, Федеральная
комиссия по ценным бумагам при Президенте РФ (ФКЦБ).
Рассмотрим
более подробно упомянутые документы.
2.1 Гражданский
кодекс Российской Федерации
С 1
января 1995 г. введена в действие часть первая Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее— ГК РФ).
Порядок
введения определен в Указе Президента РФ № 52-ФЗ от 30 ноября 1994 г. Хотя ГК
РФ не ориентирован на регулирование фондового рынка в России, тем не менее, он
содержит ряд положений, непосредственно касающихся акционерных обществ и рынка
ценных бумаг. По влиянию на фондовый рынок это один из наиболее значимых
документов 1994г.
Естественно,
мы не ставим задачу обсудить все Положения ГК РФ. Поэтому ограничимся:
— рассмотрением только первого раздела
ГК РФ;
— обсуждением статей, непосредственно
касающихся фондового рынка, принятие которых в значительной степени изменяет
наше представление о правилах его функционирования;
— обсуждением положений,
непосредственно направленных на более жесткое регулирование взаимоотношений
участников рынка ценных бумаг.
2.1.1
Акционерное
общество. Его учредители и акционеры
В ГК
РФ даны определения открытого и закрытого акционерных обществ. Определение
открытого акционерного общества по сути не отличается от использовавшегося
ранее. “Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие
им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным
обществом” (ст. 97, п. 1).
Новое
определение закрытого акционерного общества отличается от данного ранее.
“Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его
учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается
закрытым акционерным обществом” (ст. 97, п. 3).
В ГК
РФ предусмотрены ограничения на членство в акционерном обществе:
—
“Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое
хозяйственно, общество, состоящее из одного лица” (ст. 98, п. 6, абз. 2);
—
“Государственные, органы и органы местного самоуправления не вправе выступать
участниками хозяйственные обществ...” (ст. 66, п. .4, абз. 3);
“Законом
может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в
хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных
обществ (ст. 66, п. 4, абз. 5).
2.1.2 Акционерное общество.
Уставный капитал
Большие
изменения коснулись положений, связанных с понятием уставного капитала
акционерного общества.
Во-первых,
в п. 1 ст. 99 четко оговорено, что “уставный капитал акционерного общества
составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных
акционерами”. Из этого следует, что акции, которые не были приобретены
акционерами, не образуют уставного капитала.
Во-вторых,
в ГК РФ сформулированы более жесткие условия, при которых возможно увеличение
АО своего уставного капитала. “Увеличение уставного капитала акционерного общества
допускается после его полной оплаты” (ст. 100, п. 2). Причем “открытая подписка
на акции акционерного общее не допускается до полной оплаты уставного капитала”
(ст. п. 3). Вместе с тем сохранено требование, что “увеличение уставного
капитала общества для покрытия понесенных убытков не допускается” (ст. 100, п.
2).
В-третьих,
оговорено условие обязательного уменьшения личины уставного фонда при
неудовлетворительной работе. Это условие сформулировано следующим образом:
"Если окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость
чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано
объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного
капитала" (ст. 99, п. 4).
В-четвертых,
введены ограничения на соотношение заемного и долевого капитала АО и на
соотношение обыкновенных и привилегированных акций, выпущенных АО. “Доля
привилегированных акций в общем объеме уставного капитала акционерного общества
не должна превышать 25 %” (ст. 102, п. 1). Кроме того, “акционерное общество
вправе выпускать облигации на сумму, не превышающую размер уставного капитала
либо величину обеспечения, представленного обществу в этих целях третьими
лицами, после полной уплаты уставного капитала. При отсутствии обеспечения
выпуск облигации допускается не ранее третьего года существования акционерного
общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых
балансов общества" (ст. 102, п. 2).
2. 1.3 Акционерное общество.
Выплата дивидендов
Более
жесткие требования сформулированы для условий, при выполнении которых АО вправе
объявлять и выплачивать дивиденды. В Положении о порядке выплаты дивидендов по
акциям и процентов по облигациям (п. 7), разработанном на основе Постановления
Совета Министров РФ № 601 от 25 декабря 1990 г., совету директоров и общему
собранию акционеров запрещалось “объявлять и выплачивать дивиденды, если
общество неплатежеспособно, либо может стать таковым после выплаты дивидендов”.
Согласно ГК РФ (ст. 102, п. 3) “акционерное общество не вправе объявлять и
выплачивать дивиденды:
до
полной оплаты всего уставного капитала;
если
стоимость чистых активов акционерного общества меньше его уставного капитала и
резервного фонда либо станет меньше их размера в .результате выплаты
дивидендов”.
2.1.4 Акционерное общество.
Конфиденциальность
Определенные
изменения претерпело понятие конфиденциальности информации и соблюдения
коммерческой тайны. Согласно п. 52 Положения о выпуске и обращении ценных
бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденного Постановлением Правительства
РСФСР № 78 от 28 декабря 1991т., “конфиденциальной информацией считается
информация об эмитенте или его ценных бумагах, которая не является
равнодоступной (т.е. полученной из средств массовой информации). Что касается
соблюдения коммерческой тайны, то в п. 53 этого Положения написано: “Служащим
эмитентов, инвестиционных институтов, банков которым по роду своей деятельности
доступна конфиденциальная информация, запрещается ее разглашать, использовать в
инвестиционных консультациях и в целях личного инвестирование”.
ГК РФ
(ст. 139, п. 1) дает следующее определение служебной и коммерческой тайны:
“Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда
информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу
неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободной доступа на законном
основании и обладатель информации принимает меры к охране ее
конфиденциальности”.
В ГК
РФ (ст. 139, п. 2, абз. 2) определена ответственность за использование
коммерческой информации: “Лица, незаконными методами получившие информацию,
которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить
причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников,
разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том
числе контракту, и на контр агентов, сделавших это вопреки гражданско-правовом
договору”.
2.1.5 Ценные бумаги.
Определение
В ГК
РФ определение ценной бумаги дано перечисление того, что под ценной бумагой
следует понимать. Это, видимо, сделано с целью недопущения неоднозначности
толкования того, что является ценной бумагой. В ст. 143 ГК РФ сказан “К ценным
бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек,
депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на
предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие
документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке
отнесены к числу ценных бумаг”.
Сформулированное
определение ценной бумаги выгодно отличается от существовавшего разнообразия
определений. Та согласно ст. 31 Основ гражданского законодательства СССР и
республик “ценной бумагой признается документ, удостоверяющий имущественное право,
которое может быть осуществлено только при предъявлении подлинника этого
документа”. Согласно ст. 1 Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и
фондовых биржах в РСФСР, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 78 от
28 декабря 1991 г., “ценная бумага — денежный документ, удостоверяющий
имущественное право или отношение займа владельца документа по отношению к
лицу, выпустившему... такой документ”.
Кроме
того, к ценным бумагам в российском законодательстве относили “платежные
документы”, “фондовые ценности” и “другие долговые обязательства” (Закон о
валютном регулировании и валютном контроле, ст. 1, п. 2), а также
“обязательства по выплате размещенных [в банке]...” депозитов и сберегательных
вкладов (письмо ЦБ России “О депозитных и сберегательных сертификатах банков” №
14-3-20 от 10 февраля 1 1992 г.).
Определенность
в формулировке того, что считается ценной бумагой, данная в ГК РФ, возможно,
позволит исключить в будущем вероятность появления самодеятельных финансовых
инструментов, которые так разнообразили российский фондовый рынок до середины
1994 г.
2.1.6 Ценные бумаги.
Процедура передачи
Кажущаяся
жесткость данного определения ценной бумаги в значительной степени смягчается
разнообразием ценных бумаг по способу их передачи при осуществлении сделок
купли-продажи (ст. 145, п. 1). По этому признаку ценные бумаги делятся на три
вида: на предъявителя, именные и ордерные.
Передача
права собственности осуществляется согласно п. 1—3 ст. 146:
— по
ценной бумаге на предъявителя — ее вручением;
— по
именной ценной бумаге — в порядке, установленном для уступки требований
(цессии);
— по
ордерной ценной бумаге — совершением на этой бумаге передаточной надписи —
индоссамента.
Процедура
передачи права собственности на ценные бумага предполагает (ст. 142 п. 1, абз.
2), что “с передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в
совокупности”. Отметим, что в п. 2 ст. 145 оговорена “возможность выпуска
ценных бумаг определенного вида в качестве именных, либо в качестве ордерных,
либо в качестве бумаг на предъявителя” (наряду с исключением ее законом).
В ГК
РФ обращено особое внимание на бездокументарные ценные бумаги. В п. 2 ст. 142
сказано, что “в случае предусмотренных законом или в установленном им порядке,
для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно
доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или
компьютеризованном)”. Причем права фиксируются лицом, получившим специальную
лицензию в случаях, оговоренных законом, и “лицо, осуществившие фиксацию права
в бездокументарной форме, обязано по требованию обладателя права выдать ему
документ, свидетельствующий о закрепленном праве” (ст. 149, п. 1, абз. 2).
В
заключение отметим, что Указ Президента № 53-ФЗ от 30 ноября 1994 г., определивший
порядок введения ГК РФ, признал утратившими силу с 1 января 1995 г. преамбулу,
разд. 1 и 2, а также подразд. 1 разд. 3 ГК РСФСР, утвержденного Законом РСФСР
от 11 июня 1964 г., Закон РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24
декабря 1990 г. и Закон "О предприятиях и предпринимательской
деятельности" от 25 декабря 1990. г.
Остальные
указы, постановления и инструкции, регламентирующие, в частности,
функционирование фондового продолжают работать в части, не противоречащей ГК
РФ.
2.2 Федеральные
законы
2.2.1
Федеральный закон "Об акционерных обществах"
В
главе I Федерального закона “Об акционерных обществах” рассмотрены
регламентирующие их функционирование общие положения, среди которых отметим
следующие.
Данный
Закон распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые
на территории Российской Федерации. Однако особенности создания и правового
положения акционерных обществ;
— в
сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности,
— на
базе реорганизованных колхозов, совхозов и т.п.,
— при приватизации
государственных и муниципальных предприятий (до момента отчуждения 75 %
принадлежащих им акций)
— определяются другими федеральными
законами и правовыми актами о приватизации (ст. 1).
В
Законе дано определение акционерного общества. Определение открытого и
закрытого акционерных обществ (ст. 7) совпадает с определением, данным в ГК РФ.
В
главе II Федерального закона “Об акционерных обществах” весьма подробно
рассмотрена процедура их создания и ликвидации. Привлекает внимание следующие
положения. В Законе определена процедура создания общества как учреждением
нового АО (ст. 8—14), что регламентировалось и раньше, так и реорганизацией
(слиянием, присоединением, разделением, выделением и преобразованием) существующих
АО (ст. 15-20). Сделано существенное дополнение к процедуре удовлетворения
требований акционеров общества при его ликвидации установлена очередность
распределения между акционерами имущества, оставшегося после завершения
расчетов с кредиторами (ст. 23).
В
главе Ш Федерального закона “Об акционерных обществах” изложены положения,
касающиеся уставного капитала общества, ценных бумаг, выпускаемых обществом, и
его чисть активов.
Введены
понятия акций (ст. 27):
—
размещенных — акций, выкупленных акционерами;
—
объявленных — акций, которые общество вправе размещать дополнительно к уже
размещенным.
Уставный
капитал общества определяется номинальной стоимостью размещенных акций (ст.
25). Причем акции общество при его учреждении должны быть оплачены полностью
(50 % уставного капитала к моменту регистрации, а оставшаяся половина —- в
течение года с момента регистрации, а оставшаяся половина - в течение года с
момента регистрации).
Привилегированные
акции (за исключением привилегированных акций кумулятивного типа, невыплаченный
дивиденд по которым накапливается) могут предоставлять своим акционерам право
голоса в полном объеме, начиная с собрания, следующего за общим годовым, на
котором было принято решение о невыплате или частичной выплате дивидендов по
этим акциям (ст. 32).
Законодательно
установлен минимальный размер уставного капитала — не менее 1000-кратной суммы
минимального размера оплаты труда (МРОТ) открытого и закрытого акционерных
обществ (ст. 25).
В
главе IV Федерального закона “Об акционерных обществах” рассмотрено размещение
обществом акций и иных ценных бумаг. Отметим следующую особенность: общество не
вправе размещать акции по цене ниже их номинальной стоимости. Однако при этом
есть два исключения:
1)
когда акции размещаются среди акционеров в случае осуществления ими
преимущественного права приобретения таких акций (по цене не ниже 90 % от их
рыночной стоимости);
2)
при размещении акций с помощью посредников (с дисконтом, равным размеру
вознаграждения посредника, ст. 36).
В
главе V Федерального закона “Об акционерных обществах” регламентирована выплата
дивидендов акционерным обществом. Особенности данной процедуры состоят в
следующем:
1)
размеры годовых дивидендов не могут быть больше рекомендованных советом
директоров (это требование ранее существовало) и меньше уже выплаченных
промежуточных дивидендов (такого требования раньше не было, ст. 42);
2) на
получение промежуточных дивидендов имеют право лица, включенные в реестр
акционеров не позднее чем за 10 дней до принятия советом директоров решения об
их выплате. Годовые дивиденды имеют право получать лица, включенные в реестр
на день составления списка участников годового общего собрания акционеров (ст.
42);
3)
установлены дополнительные требования, при которых общество не может принять
решение о "выплате дивидендов (ст. 43), согласно которым общество не
вправе принимать решение о выплате дивидендов по акциям:
до
выкупа всех акций, владельцы которых потребовали их выкупа из-за несогласия с
решением общего собрания акционеров об изменениях в уставе общества или о
совершении крупной сделки;
—
если стоимость чистых активов общества меньше (или станет меньше после выплаты
дивидендов) .превышения над номинальной стоимостью, определенной уставом
ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций;
—
если не выполнены требования по выплате дивидендов по типам привилегированных
акций, представляющим преимущество в очередности получения дивидендов.
В
главе VI Федерального закона “Об акционерных обществах” изложены положения,
касающиеся реестра акционеров общества, согласно которым:
1)
реестр общества с числом акционеров больше 500 обязан вести специализированный
реестродержатель (ст. 44);
2)
отсутствует требование о предоставлении полного реестра акционеров лицу,
владеющему одним процентом акций данного акционерного общества.
В
главе XII Федерального закона “Об
акционерных обществах” регламентируется порядок подготовки и проведения общего
собрания акционеров. Особенности Закона в данном вопросе заключаются в
следующем:
— в
ст. 48 определены вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров.
Причем в п. 3 отмечено, что “общее собрание акционеров не вправе
рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции
настоящим Федеральным Законом”;
—
регламентирована процедура заочного голосован (ст. 59);
—
определены сроки проведения годового собрания акционеров "не ранее чем
через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания
финансового года общества" (ст. 47);
—
конкретизированы права акционеров по подготовке общему собранию: акционеры,
владеющие не менее чем 2 % голосов, вправе внести не позднее чем через 30 дней
нос окончания финансового года общества не более двух предложений в повестку
дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет
директоров и ревизионную комиссию в количестве, не превышающем количественного
состава этих органов (ст. 53). Акционеры, владеющие не менее чем 10 %
голосующих акций, вправе вынести решение о проведении внеочередного собрания
акционеров (ст. 55);
—
подчеркнуто, что список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании
акционеров, не может быть составлен до даты принятия решения о проведении
общего собрания и более чем за 60 дней до даты проведения общего собрания (ст.
51). Лица, приобретшие акции после даты составления списка и до даты проведения
общего собрания акционеров, участвуют в его работе на основании доверенности от
предыдущего владельца акций, или предыдущий владелец акций участвует в общем
собрании, следуя указаниям нового владельца акций (ст. 57, п. 2).
В
главе VIII Федерального закона “Об акционерных обществах” регламентированы
вопросы функционирования совета директоров.
Так,
в ст. 71 сказано, что члены совета директоров несут перед обществом
ответственность за убытки, причиненные обществу их виновными действиями
(бездействием). Не несут ответственности те члены совета директоров, которые
голосовали против решения, которое повлекло причинение обществу убытков, или не
принимали участие в голосовании.
В
главе IX Федерального закона “Об акционерных обществах” регламентированы
вопросы приобретения и выкупа обществом размещенных акций. Отметим следующие
особенности.
Во-первых,
общество не вправе выкупать свои акции, если:
—
уставный капитал не оплачен полностью (ст. 73);
—
общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) (ст. 73);
—
стоимость чистых активов меньше уставного капитала, резервного фонда и
превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной
стоимости размещенных привилегированных акций (ст. 73);
—
номинальная стоимость акций, находящихся в обращении, меньше 90 % от уставного
капитала общества (ст. 72, п. 2).
Общая,
сумма средств, направляемых обществом на выкуп акций, не может превышать 10 %
стоимости чистых активов общества на дату Принятия решения, которое повлекло
возникновение у акционеров права требовать выкупа обществом принадлежащих, им
акций (ст. 76).
Во-вторых,
акционеры вправе требовать у общества выкупа своих акций, если общим собранием
принято решение о реорганизации общества, об изменении уставных документов или
о совершении крупной сделки, причем эти акционеры голосовали против указанных
решений или не принимали участия в голосовании (от. 75).
В-третьих,
рыночная стоимость акций определяется решением совета директоров. При принятии
решения о рыночной стоимости акций могут быть приняты к сведению заключение
независимого аудитора и опубликованные в печати данные о ценах покупки, спроса
и предложения на указанные акции.
В
главе Х Федерального закона “Об акционерных обществах” регламентированы
особенности заключения крупных сделок. Крупными считаются сделки с имуществом,
стоимость которого составляет более 25 % балансовой стоимости активов общества
(ст. 78). Причем, если сумма сделки составляет свыше 50 % балансовой стоимости
активов общества, решение о ее заключении принимается общим собранием
акционеров.
Лицо,
приобретающее 30 и более процентов обыкновенных акций общества, должно (ст.
80):
— за
30 дней оповестить об этом всех акционеров общества в письменной форме;
—
после приобретения 30 % акций предложить акционерам продать ему обыкновенные
акции общества по цене не ниже средневзвешенной цены приобретения акций
общества за последние шесть месяцев, предшествующих дате приобретения 30 или
более процентов акций общества.
Если
акции были приобретены с нарушением положений ст. 80, то на общем собрании
акционеров лицо, приобретшее более 30 % размещенных обыкновенных акций, вправе
голосовать по акциям, общее количество которых не превышает 30 % (ст. 80, п.
7).
В главе
XI Федерального закона “Об акционерных обществах” введено понятие
заинтересованности в совершении сделки. Укажем наиболее существенные моменты,
на которые следует обратить внимание.
Заинтересованными
в заключении сделки считаются лица:
—
контролирующие не менее 20 % голосующих акций общества;
—
являющиеся стороной (или посредником) в такой сделке;
—
владеющие не менее 20 % голосующих акций общества, являющегося противоположной
стороной сделки;
—
занимающие должности в органах управления юридического лица, являющегося
стороной сделки (ст. 81).
Решение
о заключении обществом сделки, в совершении которой есть заинтересованность,
принимается общим собранием, если сумма сделки превышает 2 % активов общества
(ст. 82).
Заинтересованное лицо несет ответственность
перед обществом в размере причиненных им убытков (ст. 84).
В последующих главах Федерального
закона “Об акционерных обществах” изложен порядок контроля за
финансово-хозяйственной деятельностью общества (гл. XII), регламентируется
порядок ведения учета и отчетности общества (гл. XIII) и определяется процедура
введения в действие данного Федерального закона (гл. XIV).
2.2.2
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"
Одним
из документов, в течение длительного времени регулировавшим функционирование российского
фондового рынка, было Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых
биржах в РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР № 78 от 28
декабря 1991 г. Его заменил Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”, принятый
Государственной Думой 20 марта 1996 г. и опубликованный в “Российской газете”
25 апреля 1996 г. (официальная дата введения Закона в действие).
Развивая
общие положения, сформулированные в ГК РФ, Федеральные законы “Об акционерных
обществах” и “О рынке ценных бумаг” совместно с Федеральным законом “О налоге
на операции с ценными бумагами” в новой редакции создали надежную правовую базу
для развития российского фондового рынка. Отметим некоторые особенности
Федерального закона “О рынке ценных бумаг”.
Профессиональные
участники фондового рынка. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных
бумаг
Сопоставляя
виды профессиональной деятельности, ранее разрешенные на рынке ценных бумаг
Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР (далее
— Положение), и теми, которые разрешает новый Федеральный закон “О рынке ценных
бумаг” (далее — Закон), можно отметить следующее.
В
Законе по сравнению с Положением существенно расширен перечень видов
профессиональной деятельности, разрешенных на российском рынке ценных бумаг. Он
включает следующие виды деятельности (разд. II, гл. 2):
— брокерскую (ст. 3),
— по управлению ценными
бумагами (ст. 5),
— дилерскую (ст. 4),
— по определению взаимных
обязательств (ст. 6),
— депозитарную (ст. 7),
— по ведению реестра владельцев
ценных бумаг (ст. 8),
— по организации торговли на
фондовом рынке (ст. 9).
Такое
расширение видов деятельности явилось неизбежным результатом развития фондового
рынка в России. Представление о том, как должен функционировать российский
рынок ценных бумаг, и те задачи, которые возникли перед ним в процессе его
становления и развития, потребовали существенного пересмотра и дополнения
основополагающих принципов построения фондового рынка.
Например,
понятие “депозитарий” в Положении встречается только в одной фразе из ст. 33:
“Ценные бумаги могут доверяться их владельцам на хранение в специализированных
учреждениях (депозитариях) на правах общей долевой собственности”. Ведение
реестра акционеров упоминалось в Положении об акционерных обществах в двух фразах,
в которых говорилось, что “каждое общество ведет реестр акционеров” (ст. 50) и
что “общество может поручить регистрацию акционеров банкам и другим
специализированным организациям” (ст. 51). Естественно, что только по вопросам
ведения реестров акционеров и учета движения права собственности на ценные
бумаги появились следующие регламентирующие документы:
1.
Указ Президента РФ “О мерах по обеспечению прав акционеров” № 1769 от 27
октября 1993 г.;
2.
Указ Президента РФ “О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров” №
784 от 31 июля 1995 г.;
3.
Положение о депозитариях, утвержденное распоряжением Государственного комитета
РФ по управлению государственным имуществом № 859-р от 20 апреля 1994 г.;
4.
Положение о реестре акционеров акционерного общества, утвержденное
распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным
имуществом № 840-р от 18 апреля 1994 г.;
5.
Временное положение о депозитарных операциях банков в Российской Федерации,
утвержденное письмом Банка России № 167 от 10 мая 1995 г.;
6.
Временное положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг,
введенное в действие постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и
фондовому рынку при Правительстве РФ №.3 от 12 июля 1995 г.;
7.
Временный порядок лицензирования деятельности по ведению реестра владельцев
именных ценных бумаг, введенный в действие постановлением Федеральной комиссии
по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ № 6 от 30 августа 1995
г.
Единственным
видом профессиональной деятельности, который ранее был разрешен Положением и
который практически без существенных изменений нашел отражение в Законе,
является брокерская деятельность (ст. 3 Закона и ст. 15 Положения). В Положении
допускался также такой вид профессиональной деятельности, как деятельность в
качестве инвестиционной компании (ст. 15). В Законе этот вид профессиональной
деятельности в явном виде отсутствует (разд. II, гл. 2, ст. 3—9). Однако Закон
разрешает дилерскую деятельность (ст. 4), которая частично совпадает с деятельностью
инвестиционной компании (ст. 18 Положения).
Примечательно,
что в Законе отсутствуют такие виды профессиональной деятельности, разрешенные
ранее (ст. 15, 17 и 19 Положения), как деятельность в качестве:
—
инвестиционного консультанта;
—
инвестиционного фонда.
Напомним,
что деятельность в качестве инвестиционного консультанта определялась в
Положении как “оказание консультационных услуг по поводу выпуска и обращения
ценных бумаг” (ст. 17), а деятельность в качестве инвестиционного фонда — как
“выпуск акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложения от
имени фонда в ценные бумаги, а также на банковские счета и во вклады.” (ст.
19). Совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг.
Ранее
в Положении был введен ряд ограничений на совмещение видов профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг:
—
деятельность инвестиционного фонда являлась исключительным видом деятельности
на фондовом рынке (ст. 19);
— объединение деятельности в качестве
инвестиционной компании и финансового брокера допускалось при условии, что
инвестиционная компания осуществляла деятельность в качестве финансового
брокера только через фондовые -биржи (ст. 21);
—
деятельность в качестве фондовой биржи являлась исключительным видом
деятельности (ст. 55).
Закон
совершенно по-новому подходит к вопросу ограничений на совмещение видов
деятельности на фондовом рынке (разд. II, гл. 2). Так, совмещение деятельности
финансового брокера и финансового дилера в Законе разрешено без ограничений
(ст. 3). Но сделана оговорка, что “сделки, осуществляемые по поручению
клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с
дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и
дилера” (ст. 3, абз. 5).
Согласно
Закону деятельность в качестве фондовой биржи не может совмещаться ни с какими
другими видами деятельности, “за исключением депозитарной деятельности и
деятельности по определению взаимных обязательств” (ст. 11). Это весьма
существенная и важная для фондовых бирж возможность расширения спектра услуг
своим членам.
Закон
явным образом и совершенно недвусмысленно запрещает совмещение деятельности по
ведению реестра с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных
бумаг (ст. 10).
В
Законе не запрещено совмещение деятельности организации торговли на рынке
ценных бумаг (за исключением фондовых бирж) с другими видами профессиональной
деятельности на фондовом рынке (ст. 9 и 10). Отсюда следует, что организация,
обеспечивающая функционирование внебиржевой фондовой торговой площадки, имеет
возможность выступать на этой площадке в качестве брокера, дилера, вести счета
депо участников торговли, проводить клиринг между ними и т.д. и т. п. со всеми
вытекающими для остальных участников этой торговой площадки последствиями.
Возможно, оставленное Законом за ФКЦБ право ограничивать совмещение видов
деятельности и операций с ценными бумагами (ст. 10, абз. 2) позволит избежать
серьезных злоупотреблений со стороны организаторов торговли в этом вопросе.
Исключительность
деятельности на фондовом рынке
В
Положении деятельность на российском рынке ценных бумаг в качестве
инвестиционного института, т. е. профессионального участника рынка ценных
бумаг, была объявлена исключительной (ст. 14).
В Законе требование об
исключительности такого рода деятельности отсутствует. Ограничение существует
только для:
—- реестродержателей, у которых
“деятельность по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг” (ст. 10);
—
фондовых бирж, которые не имеют право совмещать деятельность “по организации
торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности
и деятельности по определению взаимных обязательств” (ст. 11).
Фондовая биржа
Исключительно
важным было появление Федерального кона “О рынке ценных бумаг” для фондовых
бирж. Рассмотрим те особенности, которые новый Закон внес в понятие “фондовая
биржа”, ее организационно-правовую форму и правила работы.
Главная
особенность Закона состоит в том, что достигнута определенность и
непротиворечивость в организационно-правовой форме фондовых бирж. Раньше,
согласно российского законодательству, биржи являлись некоммерческими
организациями, не преследовавшими в своей деятельности получен прибыли (ст. 55
Положения). Однако в организационно-правовом плане они были акционерными
обществами (ст. 55 Положения), которые, согласно ГК РФ и Федеральному закону
“Об акционерных обществах”, являются коммерческими организациями, т. е.
организациями, преследующими в качестве основной цели своей деятельности
получение прибыли (п. ст. 50 гл. 4, а также п. 1 и 3 ст. 66 ГК РФ; п. 1 ст. 2
Федерального закона “Об акционерных обществах”). Следует отметить, что среди
понятий и определений, используемых Федеральном законе “О некоммерческих
организациях”, не фигурируют биржи.
Указанное
противоречие было снято появлением Федерального закона “О рынке ценных бумаг”,
в котором дано определение фондовой биржи как организатора торговли на рынке
ценных бумаг (ст. 11, абз. 1), созданного в форме некоммерческого партнерства
(ст. 11, абз. 2). Некоммерческим партнером, согласно ст. 2 и 8 Федерального
закона “О некоммерческих организациях”, признается основанная на членстве не
коммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами для
содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение
социальных; благотворительных, культурных, образовательных, научных и
управленческих целей.
В
Законе осталось требование о том, что членами фондовой биржи могут быть любые
профессиональные участники рынка ценных бумаг. Отметим, что согласно новому
Закону отсутствует понятие акционера биржи (биржа теперь не акционерное
общество), таким образом, остается только понятие члена биржи. Поэтому если
раньше какая-либо организация, не являясь профессиональным участником рынка
ценных бумаг, могла оставаться акционером биржи не будучи ее членом, то теперь
членами некоммерческой организации под названием “биржа” могут быть только
профессиональные участники рынка.
Отметим,
что ранее в Положении (ст. 61) разрешалось членство на бирже государственных
исполнительных органов, в основные задачи которых входило осуществление
операций с ценными бумагами. В Федеральном законе “О рынке ценных бумаг” это
положение отсутствует.
Законом
подтверждено обязательное требование о равноправном положении всех членов биржи
(ст. 12). Неравноправное положение членов на фондовой бирже, временное
членство, а также сдача брокерских мест в аренду и их передача в залог не
членам фондовой биржи (фондового отдела) не допускаются. Ранее в Положении
содержалось аналогичное требование. Однако когда биржа была акционерным
обществом, выполнение его было сопряжено с определенными сложностями, так как
какой-либо акционер приобретал привилегированное положение по отношению к
другим членам биржи, имевшим меньшее количество акций.
Весьма
важным является то, что деятельность фондовых бирж регулирует Федеральная
комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Президенте РФ (ФКЦБ).
Вступивший
в силу с момента опубликования Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”,
сохраняя преемственность со старыми регламентирующими документами, в
значительной мере дополняет и уточняет их положения и требования, учитывая опыт
развития российского фондового рынка.
2.2.3
Федеральный закон “О налоге на операции с ценными
бумагами”
Федеральный
закон “О налоге на операции с ценными бумагами”, один из первых, регулирующих
работу российского рынка ценных бумаг, принят 12 декабря 1991 г. (опубликован в
Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1992, № 11, ст. 523), почти на две недели раньше
утверждения Постановлением Правительства РСФСР № 78 знаменитого Положения о
выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР. В течение
нескольких лет эти документы, наряду с Положением об акционерных обществах,
утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г.
(с изменениями — № 255 от 15 апреля 1992 г.), являлись основными документами,
регламентирующими работу фондового рынка.
С
развитием российского рынка ценных бумаг все более отчетливо стала проявляться
ограниченность этого Закона, заключающаяся в том, что он мог в полной мере
работать лишь на фондовом рынке с развитой инфраструктурой и отлаженной
системой взаимоотношений участников фондового рынка. В реальных условиях
функционирования рынка возможность контроля за правильностью уплаты налога при
заключении договора купли-продажи ценных бумаг даже при операциях с ценными
бумагами в бездокументарной форме становилась все более сомнительной.
Законодательное
закрепление возможности выпуска и обращения ценных бумаг на предъявителя (гл. 7
ГК РФ) сделало невозможным контроль за правильностью уплаты налога на операции
с ценными бумагами со стороны участников сделки с предъявительскими ценными бумагами.
Встала необходимость доработки Закона. Его новая редакция была изложена в
Федеральном законе “О внесении изменений в Закон РСФСР "О налоге на
операции с ценными бумагами"”, опубликованном 24 октября 1993 г. в
“Российской газете”. Согласно ст. 3 этот Закон вступил в силу с момента
опубликования.
В
новой редакции Закон предусматривает в качестве объекта налогообложения
номинальную сумму выпуска ценных бумаг, заявленную эмитентом, взимаемую в
размере 0,8 % (ст. 2) с эмитента ценных бумаг (ст. 1) и уплачиваемую
плательщиком одновременно с предоставлением документов на регистрацию эмиссии
(ст. 5). Правильность уплаты этого налога легко проконтролировать, т. е. этот
Закон стал работающим.
В
старой редакции Закона налог на операции с ценными бумагами носил в
определенной мере фискальные функции, предоставляя пусть теоретическую, но
возможность налоговым органам, с одной стороны, проконтролировать правильность
уплаты налога на прибыль с дисконтной части дохода, а с другой — отследить
выполнение требований антимонопольного законодательства в плане формирования
крупных пакетов акций. В новой редакции Закон не ставит перед собой такие
задачи. Однако необходимость их решения не снимается. Видимо, это будет
предметом решения в иных законодательных актах и регламентирующих документах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|