|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник – Fact Book 2003 Tokyo Stock Exchange 3. Роль инвестиционных институтов в формировании фондового рынка ЯпонииПо Закону о ценных бумагах и биржах (1948 г.), принятому при непосредственном участии американской оккупационной администрации, банкам было запрещено выполнять брокерско-дилерские и андеррайтинговые операции с корпоративными ценными бумагами - этим занимались так называемые инвестиционные дома или брокерско-дилерские фирмы, уже существовавшие в то время, но не игравшие еще заметной роли. Дело в том, что рынок акций, как уже отмечаюсь, был неразвит и бизнес с ценными бумагами не был престижным: "солидные" люди шли в банки. Демократизация акционерного капитала резко изменила ситуацию, и почти не известные прежде фирмы, работавшие с ценными бумагами, стали быстро приобретать влияние в экономике. Деятельность на рынке подлежит государственному лицензированию, которое осуществляет министерство финансов, выдающее лицензии на 4 вида деятельности: 1. дилерскую, 2. брокерскую, 3. андеррайтинговую, 4. на совершение "розничных" операций с частными инвесторами. Большинство фирм имеет лицензии на несколько видов деятельности, а крупнейшие, которые и называются инвестиционными домами, - на все 4. Для них установлен минимальный размер собственного капитала - 3 млрд. иен (примерно 30 млн. долл.). В настоящее время в Японии действуют примерно 200 фирм - инвестиционных институтов, занимающихся операциями с ценными бумагами, но ведущие позиции на рынке занимают всего 4 компании . Это так называемая "Большая четверка": "Номура", "Дайва", "Ямаичи", "Никко". На них приходится 36% всех операций с акциями, а с учетом 34 более мелких аффилированных фирм - свыше 50%. Еше выше (75%) их доля в оказании услуг по андеррайтингу. На "Большую четверку" приходится 80% торговли облигациями. "Номура" - крупнейшая из этих 4 компаний - является также крупнейшим инвестиционным институтом в мире, опережая компанию ''Меррилл Линч" - лидера американских компаний. В отдельные годы ее капитализация доходила до 70 млрд. долл., что сравнимо с капитализацией целой страны, например Австралии. В период бума 80-х гг. "Номура'' в отдельные годы получала самые высокие прибыли в Японии, опережая даже таких гигантов, как "Ниссан". В списке 10 корпораций с самыми высокими прибылями оказалась вся "Большая четверка", причем в эту десятку смог войти лишь один банк - "фудзи". По сути, в Японии на рынке ценных бумаг сложилась олигополия, а "Большая четверка" - своеобразный картель. В заключении можно отметить, что все инвестиционные институты являются членами Японской ассоциации дилеров фондового рынка, объединяющей профессиональных участников, имеющих лицензии министерства финансов.
4. Депозитарно-клиринговая системаВсе акции, имеющие котировку на биржах Японии, только именные. Облигации могут быть как именными, так и предъявительскими. Сертификаты ценных бумаг запрещено вывозить за пределы Японии, поэтому нерезиденты обязаны хранить свои ценные бумаги в одном из японских банков или компаний по ценным бумагам. Процедура улаживания сделки может производиться следующим способом: 1. Наиболее распространенный вариант - регулярное исполнение. Поставка осуществляется на 3-й рабочий день после заключения сделки - таким способом осуществляется 99% всех сделок на бирже. Это одна из специфических особенностей фондовых бирж Японии. 2. При кассовой сделке поставка производится в день заключения сделки или на следующий день, если это предусмотрено условиями контракта. По специальному соглашению поставка производится в определенный участниками сделки день, но не позже 14 дней после его заключения. Японские фондовые биржи являются не только торговыми площадками, но и расчетно-клиринговыми центрами. Для улаживания сделок с акциями японских эмитентов каждая из бирж открывает специальный счет в центральном депозитарии - Японском депозитарном центре JASDEC (Japan Securities Depository Centre), созданном в 1984 г.; в 1991 г. этот центр стал единственным депозитарием по национальным акциям, заменив Японскую клиринговую корпорацию по ценным бумагам - депозитарно-клиринговую организацию ТФБ. Последняя, однако, по-прежнему выполняет депозитарно-клиринговые функции по некоторым ценным бумагам, в частности по акциям иностранных эмитентов, варрантам и государственным облигациям, имеющим листинг на ТФБ. Кроме того, корпорация по-прежнему выполняет услуги по определению взаимных обязательств по ценным бумагам (клиринг). Для улаживания сделок по бездокументарным государственным облигациям используется депозитарно-клнринговая система Банка Японии. Исполнение (улаживание) сделок по государственным облигациям составляет специальный двухнедельный цикл и напоминает аналогичную процедуру на Лондонской фондовой бирже. Статистика дипозитарно-клиринговой системы представлена в Таблице 9
Таблица 9 Данные по клиринговым сделкам на Токийской бирже за 1998-2002 г.г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Год |
(Внутренние)Японские акции |
Иностранные акции |
Общий клиринговый объем* |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем торгов(А) (млн. акций)
|
Количество учтенных акций(B) (млн. акций) |
B / A
(%) |
Объем торгов(D) (млн. акций)
|
Количество учтенных акций(C) (млн. акций) |
С / D
(%) |
Общий
100 млн. йен |
Среднедневной
100 млн. йен |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1998 |
117,403 |
71,109 |
60.6 |
21.7 |
14.1 |
65.2 |
146,040 |
591 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
1999 |
154,761 |
89,116 |
57.6 |
20.2 |
12.3 |
61.3 |
234,776 |
958 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2000 |
173,765 |
98,560 |
56.7 |
13.3 |
8.1 |
60.7 |
309,302 |
1,247 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2001 |
203,471 |
110,491 |
54.3 |
11.7 |
7.2 |
61.5 |
248,495 |
1.010 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2002 |
213,403 |
109,435 |
51.3 |
13.3 |
8.8 |
66.6 |
231,563 |
941 |
*Объем указан с учетом облигаций
Источник – Fact Book 2003 Tokyo Stock Exchange
Организации фондового рынка Японии аналогична американской, что было связано с чисто политическими факторами: оккупацией Японии после второй мировой войны войсками США.
В Японии сложилась двухуровневая система регулирования, при которой контроль за рынком осуществлялся как государством (министерством финансов), так и саморегулируемыми организациями.
В 1948 г. в Японии по образу и подобию Комиссии по ценным бумагам и биржам США была образована (запишите) Комиссия по ценным бумагам Японии. Однако когда американцы ушли, Комиссия в 1951 г. была упразднена, а ее полномочия вместе с персоналом перешли министерству финансов (и полномочия принадлежали ему до появления в 1992 году новой Комиссии по ценным бумагам и биржам).
Стоит упомянуть о тесной связи Минфина Японии с частным сектором. В Японии существует традиция, носящая название "амакудари", согласно которой государственный бюрократ по достижении им пенсионного возраста в 55 лет получает хорошо оплачиваемую должность в частном секторе как вознаграждение за годы, проведенные на относительно низкооплачиваемой работе в государственном учреждении. Существует непосредственная связь между министерством финансов и сообществом брокерско-дилерских фирм именно по этой линии. При этом, однако, стоит иметь в виду, что число сотрудников в управлении ценных бумаг министерства финансов Японии было невелико: всего 150 человек.
При министерстве финансов был создан совещательный орган - совет по ценным бумагам и биржам. Совет состоит из 20 специалистов, связанных с индустрией ценных бумаг, назначаемых министерством на два года. В функции совета входит подготовка рекомендаций для министерства финансов по совершенствованию законодательства по ценным бумагам.
Министерство финансов Японии вообще являлось главным финансовым регулирующим органом в Японии. Его полномочия распространялись также на банки.
В июле 1992 г. в Японии появилась новая Комиссия по ценным бумагам и биржам, в функции которой входило наблюдение и контроль за состоянием непосредственно на рынке. В отличие от Комиссии по ценным бумагам и биржам США, японская комиссия являлась аффилированным учреждением министерства финансов, которое по-прежнему выполняло надзорные функции.
Появление комиссии было связано с кризисом на фондовом рынке Японии в 1990 -1991 гг., выявившим серьезные злоупотребления на рынке, манипулирование ценами и использование служебной (внутренней) информации..
1 апреля 1993 г. в Японии вошел в силу закон о реформе финансовой системы. Закон частично упразднил барьеры, существовавшие между банками и брокерскими фирмами. На основе этого закона японским банкам (сначала долгосрочного кредита, а затем и прочим) было разрешено осуществлять андеррайтинг твердопроцентных ценных бумаг.
Фактически был отменет закон "О ценных бумагах и биржах" (1948 г.), согласно которому банкам было запрещено выполнять брокерско-дилерские и андеррайтинговые операции с корпоративными ценными бумагами
Одновременно брокерско-дилерским фирмам был открыт доступ к доверительным банковским операциям.
В 1994 г. Министерство финансов разрешило городским банкам учреждать дочерние компании по торговле ценными бумагами (без права совершать сделки с акциями и производными от них ценными бумагами).
В апреле 1998 г. в Японии началась новая широкомасштабная реформа финансовой системы, получившая по аналогии с английской реформой 1986 г. название "Большая встряска" (Big Bang). Реформа рассчитана на несколько лет (1998-2001) и предусматривает поэтапную полную либерализацию финансовой системы. Например, разрешается создавать финансовые холдинговые компании (что после войны было запрещено).
Перечислим некоторые новшества: фирмам разрешено осуществлять брокерские операции с ценными бумагами без государственной лицензии; полностью упраздняются барьеры между банками, компаниями по ценным бумагам и доверительными банками: они получают право заниматься бизнесом друг друга; предусматривается устранение запрета на выполнение банками и компаниями по ценным бумагам услуг страховых компаний, и наоборот. Кроме того, отменяются ограничения на владение акциями листинговых компаний нерезидентами (ранее не более 10%). В то же время ужесточаются наказания за нечестные операции на финансовом рынке. Также отменяется существовавший ранее фактический запрет на выкуп собственных акций корпорациями.
Одним из элементов реформы явилось создание специального регулирующего органа вне министерства финансов, на который возложен контроль над всей финансовой системой страны (175 национальными банками, 93 иностранными банками, 76 страховыми компаниями и 226 брокерско-диперскими фирмами и т.д.),- Агентства финансового надзора (Financial Supervisory Agency). Агентство приступило к работе в июне 1998 г.
Агентство подчинено непосредственно премьер-министру. Министерство финансов будет отвечать за планирование и формулирование финансовой политики в целом и координировать деятельность в области международных финансовых отношений, в первую очередь вопросы, связанные с валютной политикой.
Агентство, как предполагается, будет участвовать в подготовке нормативных документов, касающихся финансовых учреждений, хотя в 1998 г. полной ясности по вопросу о том, как будут распределены между ними обязанности, не было. Банк Японии при этом сохраняет привилегию проверять банки и при необходимости блокировать счета нарушителей, но при этом наложение санкций возложено на Агентство.
По предварительным оценкам, в Агентстве будет работать примерно 400 человек - большей частью (80%) сотрудники, переводимые из министерства финансов. Для сравнения: количество контролеров в США составляет примерно 8000, новый контролирующий орган Великобритании - Ведомство финансового надзора - будет насчитывать 2700 человек (International Capital Markets: Developments, Prospects and Key Policy Issues. P. 126).
Японский рынок акций отличается большой спецификой. Как правило, акционерный капитал больше развит в тех странах. где у акционеров больше прав. В 1989 г. находящийся в Нью-Йорке научный центр Investor Responsibility Research Center провел специальное исследование прав акционеров в 9 странах (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Австралия, Швейцария). В расчет брались 4 показателя: раскрытие корпоративной информации, право голоса, уведомление акционеров о предстоящем собрании, голосование по доверенности. Права акционеров в США были приняты за 100. Япония оказалась на последнем месте с индексом 48.
Центр пришел к выводу, что из всех указанных стран в Японии зашита прав акционеров наименьшая и здесь существует больше всего препятствий для проявления инициативы инвесторов.