Рынок труда и особенности его развития в Российской Федерации
Полная занятость - по определению
Международной организации труда - уровень занятости, при котором все лица,
вышедшие на рынок труда, способные трудиться и активно ищущие работу, могут
получить ее. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться
государству. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее
предложением.
Гибкие
формы занятости - формы трудоиспользования рабочей силы, основанные на
применении нестандартных организационно-правовых условий занятости работников.
К гибким формам занятости относятся:
- занятость, связанная с гибкими режимами рабочего времени;
- занятость, связанная с социальным статусом работников:
- самостоятельные работники и помогающие им члены семьи;
- занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда:
надомный труд, работники по вызовам, вахтово-экспедиционная форма;
- занятость по нестандартным организационным формам: временные работники,
сезонные работники.
Эффективная занятость -
занятость, при которой сведена к минимуму циклическая безработица и существует
достаточный резерв рабочей силы для структурных маневров в производстве.
По данным Госкомстата России, численность
постоянного населения Российской Федерации к 2010 году, по усредненному
подсчету, составит 138,8 миллиона человек и сократится по сравнению с 2001
годом на 6 миллионов, то есть на 4,1%. С точки зрения обеспеченности народного
хозяйства трудовыми ресурсами и предложения рабочей силы, наиболее благоприятны
2001-2006 годы. К концу этого периода по сравнению с 2000 годом численность
трудоспособного населения вырастет на 3,4% и экономически активного населения -
на 4,4%. Изменится и показатель демографической нагрузки (число
нетрудоспособных, приходящихся на одну тысячу человек трудоспособного
возраста), который снизится с 686 человек в 2000 году до 573 к 2006 году и 590
человек в 2010 году. (приложение. Таблица 2).
В прогнозном периоде будет продолжаться старение
населения, что выразится в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и
старше трудоспособного возраста. Доля лиц старше трудоспособного возраста
начнет интенсивно возрастать с 2006 года, и к 2016 году составит 24,8% от общей
численности населения. В то же время удельный вес детей и подростков сократится
с 19,3% в 2001 году до 14,9% в 2010 году, численность вступающих в
трудоспособный возраст уменьшится почти в два раза. Однако эти изменения в
ближайшей перспективе не отразятся негативно на численности трудовых ресурсов.
Доля лиц трудоспособного возраста в общей численности населения будет
возрастать до 2007-2008 годов, когда она достигнет 63,7% (против 60,1% на
начало 2001 года). Затем начнется снижение удельного веса рабочих возрастов.
Число трудоспособных, а также экономически активных членов общества начнет
постепенно снижаться, а коэффициент демографической нагрузки, напротив,
повышаться.
Однако останется проблема структурного дефицита
трудовых ресурсов. Парадоксальное, на первый взгляд, одновременное
существование проблем повышения уровня занятости и нехватки трудовых ресурсов
объясняется неоднородностью положения в различных отраслях народного хозяйства,
в различных регионах страны, а так же в крупных городах, с одной стороны, и в
сельской местности и в малых городах - с другой.
Предположительно число занятых к 2010 году
увеличится на 6,1% к уровню 2001 года и составит 69,2 миллиона человек, из них
64,1 миллиона человек (или 92,6%) - в трудоспособном возрасте (Приложение.
Таблица 2). Увеличение числа занятых произойдет за счет возможного (по
официальным прогнозам) роста числа малых предприятий до 2 миллионов и
численности работающих на них до 20 миллионов.
Ожидается, что количество безработных приобретет
устойчивую тенденцию к сокращению уже в среднесрочной перспективе. Доля
работающих по найму будет сопровождаться ростом в 2,3 раза доли работодателей
(с 1,4 до 3,3%). Существенно должен уменьшиться процент работающих на
предприятиях, в учреждениях и организациях (с 88,9 до 80,2%) и увеличиться (с
6,4 до 14,5%) занятых предпринимательской деятельностью. (Приложение. График
1).
Существенным следствием
процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица – в целом
негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни. В условиях
рыночных отношений данный товар – рабочая сила человека – может быть продан, но
может, в силу ряда причин, не найти покупателя и, следовательно, его владелец,
являющийся по своему социальному статусу наемным работником, может получить
работу, но может и не получить ее, то есть оказаться безработным.
Безработица, в
кратком определении, - это отсутствие занятости по экономическим причинам у
определенной, большей или меньшей в каждый момент, части рабочего населения
страны, способной и желающей трудиться. В теоретическом плане, безработица
представляет собой социально-экономическую категорию, выражающую отношения
между наемными работниками и работодателями по поводу осуществления
основополагающего, естественного права человека – права на труд, реализации его
способности к труду, причем не только в плане обеспечения средств к
существованию, необходимых для сохранения и воспроизводства самой жизни, но и в
плане реализации в трудовой деятельности достоинств и качеств человека как
личности, его данной от природы потребности в труде как форме
жизнедеятельности.
Рынок труда не является
детерминирующим фактором образования безработицы, поскольку его функция
сводится к акту купли-продажи товара рабочая сила, а глубинные, фундаментальные
причины возникновения самого излишка рабочей силы над величиной существующей в
каждый момент потребности в ней, лежат за пределами рынка труда, поскольку
только рынок труда выявляет и фиксирует как его количественные (излишек рабочей
силы), так и качественные параметры.
Российским
законом о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не
имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях
поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Существует
зарегистрированная и скрытая безработица. Зарегистрированная безработица -
незанятое население, ищущее работу и взятое на учет. Скрытая безработица - в
рыночной экономике - наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в
качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми,
переставшими искать работу.
С безработицей
Россия вплотную соприкоснулась, начиная с 1992 г., когда после принятия в 1991
г. Закона РФ о занятости населения, службы занятости стали официально
присваивать статус безработным людям, ищущим работу. Безработица -
социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного
населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнять.
Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу,
над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации
претендентов на эти места.
Различают
фрикционную, структурную, сезонную, циклическую и региональную безработицы.
Фрикционная безработица - временная
незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на
другую. Фрикционная безработица существует даже в странах, переживающих бурный
экономический расцвет. Ее причина состоит в том, что работнику, уволенному со
своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время
для того, чтобы найти новое рабочее место. Оно должно устроить его и по роду
деятельности, и по уровню оплаты. Даже если на рынке труда такие места есть,
найти их удается обычно не сразу. Сезонная безработица - безработица,
связанная с колебанием количества рабочих мест в зависимости от времени года. Региональная
безработица - социально-экономическая ситуация в определенном регионе, при
которой часть трудоспособного населения не может найти работу. Структурная безработица
- безработица, вызываемая изменениями в структуре спроса и технологии
производства. Такие изменения ведут к необходимости осваивания новых профессий
и высвобождению работников, не владеющих этими профессиями. Структурная
безработица, при всей своей болезненности, может не волновать страну, но лишь в
том случае, если общее число свободных мест не уступает числу людей, ищущих
работу, хотя и имеющих другие специальности. Если рабочих мест вообще меньше,
то это означает, что в стране возникла, самая неприятная форма безработицы -
циклическая. Циклическая безработица - разница между уровнем безработицы
в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. В
условиях спада циклическая безработица добавляется к фрикционной и структурной
безработице. В условиях подъема циклическая безработица вычитается из
фрикционной и структурной безработицы.
К безработным (в соответствиисо стандартами
Международной Организации Труда - МОТ) относятся лица в возрасте, установленном
для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый
период удовлетворяли одновременно следующим критериям: а) не имели работы
(доходного занятия); б) занимались поиском работы, т.е. обращались в
государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали
объявления в печати, непосредственно обращались к администрации организации или
работодателю, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации
собственного дела (поиск земли, зданий, машин и оборудования, сырья, финансовых
ресурсов, обращение за разрешениями, лицензиями и т.п.); в) были готовы
приступить к работе. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитывались в
качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы
приступить к ней. Информация об общей численности безработных (применительно к
стандартам МОТ) подготавливается по материалам выборочных обследований
населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы), которые в
1992-1998гг. проводились статистическими органами Российской Федерации с
периодичностью один раз в год (в 1995г. было проведено два обследования).
Начиная с 1999г. обследование населения по проблемам занятости проводится с
квартальной периодичностью, по состоянию на последнюю неделю второго месяца
квартала. В период между обследованиями Государственный комитет Российской
Федерации по статистике проводит ежемесячные оценки общей численности
безработных, которые уточняются после получения итогов очередного обследования.
(см. таблицу № ) Безработные, зарегистрированные в органах
государственной службы занятости, - трудоспособные граждане, не имеющие работы
и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации,
зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска
подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Информация о
численности безработных, получивших официальный статус в органах
государственной службы занятости, разрабатывается Министерством труда и
социального развития Российской Федерации.
Уровень безработицы – отношение численности
безработных к численности экономически
активного населения в рассматриваемом периоде, в процентах.
Уровень безработицы, зарегистрированной в органах государственной
службы занятости, - отношение
численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы
занятости, к численности экономически активного населения в рассматриваемом
периоде, в процентах.
5. Факторы,
регулирующие рынок труда.
В самом общем
понимании регулирование означает деятельность, направленную на упорядочение,
налаживание чего-то. Рынок труда представляет собой сложнуюподсистему
рыночной экономики, без которой она не может нормально существовать и
развиваться. Следовательно, регулировать рынок труда – значит, прежде всего,
поддерживать общественные условия, при которых купля-продажа труда становится
необходимой. Под регулированием рынка труда следует понимать поддержание его
существования, выживания в различных условиях, равновесия составных частей и
соответствия с другими структурами рыночной экономики. Факторы, регулирующие
рынок труда подразделяются на внутренние, рыночные, экономические. К основным рычагам
рыночного саморегулирования относятся цена товара, прибыль предпринимателясоотношение платёжеспособного спроса на товары и их предложения на рынке,
конкуренция, процентные ставки по кредитам. В рыночной экономике все товары,
услуги, факторы производства, в том числе труд, имеют цену. На рынке труда
ценой рабочей силы является заработная плата. Высокий уровень заработной платы
увеличивает предложение труда во всех составных частях рынка труда: расширяет
потенциальный и циркулирующий рынки рабочей силы, а на внутрифирменном рынке
предложение труда увеличивается за счёт продолжительности и интенсивности труда
занятых работников. В конечном счёте, это служит важным фактором укрепления
системы частного предпринимательства и рыночной организации хозяйствования.
Колебания цены рабочей силы – заработной платы в сторону её снижения приводят к
противоположным результатам: ограничивают приток населения на рынок труда,
уменьшая предложение на рынке труда. В профессионально-квалификационных группах
с низкой оплатой тотчас же возникает дефицит в работниках. Низкая оплата труда расширяет
сферу бедности, снижает социальную защищённость населения, усиливает социальную
напряжённость в обществе, подрывая основы частного предпринимательства и
отвлекая население от рынка труда в другие области занятости либо усиливая
миграцию самой работоспособной части населения в другие страны с более высокой
оплатой труда. Таким образом, цена рабочей силы – заработная плата выполняет
важную, регулирующую рынок труда экономическую функцию. Не менее важна роль
прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне
естественно и закономерно его стремление извлечь из купли рабочей силы
максимальную выгоду при наименьших затратах. Стремясь уменьшить затраты на наём
рабочей силы и увеличить прибыль, предприниматель модернизирует, обновляет и
внедряет новые, более производительные технологии, совершенствует организацию
труда производства, что требует персонала меньшей численности, но более
высокого профессионально-квалификационного состава. В результате происходят
глубокие изменения во всех частях рынка труда. Доход предпринимателя является
экономической основой его инвестиционной инициативы. Колебания нормы прибыли в
зависимости от цикла деловой коньюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда,
регулируя его количественно-качественный состав. Регулирующей силой, повышающей
или снижающей цену труда и определяющей движение рынка труда, является прибыль
предпринимателя. Поэтому она становится объектом конкуренции между
предпринимателями. Поэтому конкуренция и есть тот экономический
механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда.
Последняя побуждает наёмных работников переходить с одних фирм на другие,
менять профессии, и т.п., т.е. приводить в движение и регулировать рынок труда.
Рынок труда
регулируется спросом и предложением товаров – рабочей силы и рабочих мест.
Цена рабочей силы колеблется в зависимости от спроса на неё и предложения: рост
предложения снижает цену рабочей силы, рост спроса повышает её. Однако нужно
обратить внимание на взаимосвязь спроса и предложения. Если растёт спрос на
рабочую силу, повышая заработную плату, то это привлекает наёмный труд, повышая
его предложение. В итоге оказывается, что рост спроса создаёт рост предложения,
снижающего спрос. И наоборот, рост предложения, насыщая спрос, сменяется
отливом рабочей силы под натиском снижающейся заработной платы. При подъёме
деловой коньюнктуры резервные рабочие места поглощают значительную часть
безработных, это порождает галопирующую инфляцию, съедающую рост доходов
наёмных тружеников за счёт обесценения денежной заработной платы.
Важную
регулирующую функцию выполняют процентные ставки. В российской переходной
экономике удушающие налоги и пугающие процентные ставки по кредитам свели на
нет доходность реального сектора экономики, привели к резкому падению объёмов
производства промышленной и с/х продукции, предельному сокращению
инвестиционной активности и, в конечном счёте, к обвальному сокращению
предложения рабочих мест в реальном секторе экономики. Цена труда, норма
прибыли, спрос и предложение, конкуренция – все эти рычаги
саморегулирования рынка труда формируют доходы населения и распределяют
богатство общества.
Каким
образом измеряется неравенство в распределении доходов?Дифференциация
заработной платы означает неравенство в распределении личных доходов. Однако
важнейшим фактором их распределения является неравномерное распределение
собственности на средства производства, ценные бумаги и недвижимое имущество,
реализуемое доходами в форме ренты, процента, прибыли, дивидендов, арендных
платежей и др. Чтобы определить глубину различий в размерах доходов,
используется кривая Лоренца ~ ученого, который впервые применил для
этого графический способ. С этой целью на горизонтальной оси располагаются
группы населения — от самых малообеспеченных до самых богатых. Обычно
население делят на пять частей (квинте-лей), включая в каждую 20% населения. На
вертикальной оси фиксируется процент дохода. Если все группы населения имеют по
20% дохода, это означает абсолютное равенство в их распределении, которое
графически отмечено прямой линией ОЕ, а абсолютное неравенство — линией OGE. Кривая Лоренца отражает
фактическое распределение дохода и находится между линиями абсолютного
равенства и абсолютно неравенства. Чем больше площадь фигуры между прямой и
кривой Лоренца, тем более неравномерно распределение доходов, тем большей
вогнутостью (точки А, В, С, D) характеризуется кривая Лоренца, тем ближе она к точке G. Соответственно можно
определить размеры доходов всех групп населении,
отмеченных точками А, В, С, D, Е (рис. 11). По принципу кривой Лоренца и наша
статистика учитывает дифференциацию доходов, распределяя население на пять
20-процентных групп и показывая, какой удельный вес от общей суммы денежных
доходов населения приходится на каждую группу — от беднейшей до наиболее
состоятельной группы. Это определяется коэффициентом концентрации доходов — коэффициентом
Джини, который показывает степень неравномерности
распределения населения по уровню дохода. В случае уравнительного распределения
доходов каждая группа получает доход пропорционально своей численности, при
значительной неравномерности преобладающая часть общего объема доходов
сосредоточивается у небольшой по удельному весу (численности) группы. Так, коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини),
равный 0, соответствует равномерному распределению дохода между всеми группами.
Напротив, если коэффициент Джини равен 1, это означает, что весь совокупный
доход приходится на одну группу. Статистические
данные указывают на то, что в последние годы 20% беднейшего населения России
получало 6—8% от общей суммы денежных доходов в стране, а 20% наиболее
состоятельной части населения концентрируют в своих руках 45—50% от общей суммы
денежных доходов населения России. Кроме коэффициента концентрации доходов
(коэффициент Джини) неравенство распределения денежных доходов измеряется так
называемым децильным коэффициентом, который указывает, во сколько раз
доходы 10% наиболее обеспеченного населения превосходят доходы 10% наименее
обеспеченного населения. В последние годы в среднем по России доходы 10%
богатых были в 13 раз выше доходов 10% беднейших. В Москве, как показывают некоторые
данные, эта разница между богатейшими и беднейшими прослойками населения города
еще больше (от 40 до 70 раз).
Однако важно
разобраться за счёт чего же происходит уменьшение неравенства различных слоёв
населения по получаемым доходам. Происходит ли это вследствие саморегулирования
рынка или за счёт каких-то иных регулирующих факторов? Общественность в странах
рыночной экономики неоднозначно реагирует на такое вмешательство государства в
экономический механизм саморегулирования рынка труда. Сторонники
саморегулирования рынка нетерпимо относятся к вмешательству государства. По их
мнению, рыночный механизм перерабатывает объем информации, недоступный для
любой информационной системы, обеспечивая естественный порядок в экономике
общества, рынок не мыслим без ограничения государственной власти.
Подлинная
революция в вопросе о рыночном саморегулировании связана с именем английского
экономиста Дж.М. Кейнса. Его анализ предполагал, что рыночные силы в
современных условиях уже не являются эффективным автоматическим механизмом
регулирования рынка труда. Поэтому Кейнс отводил государству центральную
роль в стабилизации рыночной экономики, обеспечении занятости и устранении
безработицы.
5. Государственное
регулирование рынка труда.
Любой
механизм, созданный людьми, стареет, нуждается сначала в текущем ремонте, затем
– в капитальном, наконец – в замене другим механизмом. Эта аксиома, которая
вполне применима к механизму рыночного саморегулирования в целом, к
саморегулированию рынка труда в частности. По мере развития рыночной экономики
её механизм саморегулирования стал давать сбой. По мнению Кейнса, настало
время, когда рыночные механизмы в значительной мере исчерпали возможности
поддерживать свою жизнеспособность, которая отныне должна подпитываться извне.
Поэтому Кейнс указывал на жизненную необходимость создания централизованного
государственного контроля в вопросах, которые в основном решало частное
предпринимательство, а теперь, по его мнению, государство должно будет
осуществлять своё руководящее влияние. Основной акцент Кейнс делал на
учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной
занятости, что потребует значительного расширения традиционных функций
правительства. И хотя предполагаемые меры, отмечал Кейнс, покажутся «ужасающим
потрясением основ» частного предпринимательства, - это «единственное
практически возможное средство избежать полного разрушения» существующей
рыночной экономики и условие успешной деятельности частного
предпринимательства. Наиболее значительными пороками общества рыночного
саморегулирования Кейнс считал его неспособность обеспечить полную занятость
на рынке труда и произвольное, несправедливое распределение богатства и
доходов. Чтобы не допустить дальнейшего нарастания социальной
напряжённости, он предложил систему государственного вмешательства в рыночное
регулирование. С этой целью государство разрабатывает программы занятости,
социальной защиты безработных и помощи той части населения, которая находится
за чертой бедности. Чтобы уменьшить безработицу, государство должно проводить
финансово-бюджетную политику, которая предоставляла бы предпринимателям
выгодные условия вложения капиталов создание дополнительных рабочих мест. Чтобы
покрывать возросшие расходы по «лечению болезней» рыночного саморегулирования,
государство должно применять систему налогообложения на логообложения на доходы,
прежде всего на доходы (прибыль, процент, ренту) предпринимателей.
Эффективность
экономического вмешательства государства, помимо регулирования занятости и
доходов заключается в его попытках исправить «ошибки» рынка. Например,
строительство государством дорого, линий связи и других объектов, неподъёмных
для частного предпринимательства, но необходимых ему.
Стабилизационная
функция государства состоит в его контроле и сглаживании колебаний делового
цикла, когда при использовании государственной финансовой и налоговой власти
оно влияет на уровень производства. Занятости, инфляции, сдерживает безработицу
и поддерживает экономический рост.
Справедливость
государство поддерживает, перераспределяя национальный доход в пользу бедных,
оказывая помощь безработным, престарелым, нетрудоспособным, многодетным и
другим, создавая по существу широко разветвлённую и надежную социальную защиту
безработных и слабозащищённых слоёв населения.
Было бы,
однако, ошибочным ограничивать государственное регулирование рыночной экономики
и рынка труда только экономическими методами по рецептам Кейнсианства.
Значительно раньше, ещё на заре рыночной экономики государство начало применять
правовое регулирование рынка труда законодательными актами. Рыночное
законодательное регулирование стало развиваться в ходе реформирования советской
экономики, однако находится в стадии становления, не преодолевая пока в
должной мере негативные проявления рыночного саморегулирования. Только в конце
2001г. был принят Трудовой кодекс Российской Федерации, претворение в жизнь
которого – дело времени.
Рынок труда
самый сложный и взрывоопасный в системе рыночной капиталистической экономики.
Взрывоопасность эта определяется свойствами рынка труда рождать самые трудные и
нетерпимые для нормального существования общества социальные проблемы, которые
сам по себе рынок труда не в состоянии решать. В условиях рыночной экономики
это тяжёлое бремя вынуждено на себя брать государство.
Законом
определено, что государство осуществляет регулирование занятости и рынка труда
экономическими, законодательными и организационными методами. Экономические
методы предполагают государственные методы финансирования кредитной,
бюджетной, инвестиционной и налоговой политики, которые способствовали бы
сохранению, развитию, созданию рабочих мест.
Законодательное
регулирование направлено на соблюдение трудового законодательства, законных
прав и интересов граждан, государственных гарантий и на улучшение
законодательства о труде и занятости населения. Организационное
регулирование предусматривает создание соответствующего федерального
органа, государственной службы занятости населения и других
государственных органов
содействия занятости в стране. Деятельность государственной службы занятости
должна основываться на государственной политике занятости, которая изложена в
ст. 5 Закона о занятости.
Было бы
неправильно считать, что в современной рыночной экономике развитых стран на
рынке труда действуют: механизм саморегулирования, государственные формы
вмешательства и поддержки рынка труда, профсоюзное движение (через коллективные
договоры, тарифные соглашения, социальное партнёрство и др.) Рынок труда
подвергается регулирующему воздействию многих других общественных и природных
сил. На рынок труда постоянно действуют три общественные силы: 1. Забастовочное
движение, демонстрации, митинги, пикеты и другие организованные профсоюзами или
непосредственно трудящимися действия, направленные на повышение заработной
платы, улучшение условий труда и быта, сокращение рабочего дня т.п. 2. Влияние
средств массовой информации, средств связи и транспорта. 3. Влияние нравов,
обычаев, привычек и традиций на рынок труда. К числу постоянно влияющих на
рынок труда природных факторов относятся региональные, климатические, географические
условия. Наглядное представление о факторах, регулирующих рынок труда, дает схема
.
6.
Современная стадия формирования рынка труда в Российской Федерации.
Существует
ли рынок труда в Российской экономике? Однозначно на этот вопрос ответить пока
нельзя. Можно сказать, что идёт процесс формирования рынка труда, если
иметь в виду полнокровный рынок труда в масштабах всей экономики.Современный
рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и
продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса
90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве,
снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы.
При
сокращении внутреннего валового продукта в 1990-1998 годах на 42,5 процента
численность занятых уменьшилась с 75,3 до 63,6 миллиона человек, или на 15,3 процента.
Наибольшее сокращение произошло в промышленности, где численность работников
сократилась на 8,6 миллиона человек, а доля работающих в общей численности
занятых в экономике снизилась с 30,3 до 22,2 процента. При этом структурные
процессы в промышленности в 90-е годы привели к значительному снижению численности
занятых в наиболее приоритетных наукоемких отраслях. Предложение рабочей силы
на рынке труда в 1990-2000 годах оставалось относительно высоким и определялось
экономическими, демографическими, миграционными, образовательными,
социально-психологическими и другими факторами. Численность населения
трудоспособного возраста, приостановившись в росте в начале 90-х годов
(зарегистрированный в 1993 году минимум составил 83,7 миллиона человек),
увеличилась к началу 2001 года до 87,3 миллиона человек. Выход на пенсию
относительно малочисленного поколения "детей войны" и вхождение в
трудоспособный возраст среднего по численности поколения, родившегося в 80-е
годы, предопределили увеличение численности населения трудоспособного возраста.
Эта тенденция сохранится и в 2004-2005 годах, которые станут последними годами
увеличения численности населения трудоспособного возраста. После 2005 года,
когда в трудоспособный возраст начнет входить поколение граждан, родившихся в
период низкой рождаемости 90-х годов, произойдет не только количественное
сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение - начало
старения экономически активной части населения.
Определенное
влияние на рынок труда в России оказывает миграция населения. Миграционный
прирост частично компенсирует естественную убыль населения России. Однако в
настоящее время наблюдается тенденция к снижению компенсирующей роли миграции
(в 1998-2001 годах миграционный прирост составил около 0,1 процента). Более
существенно присутствие на рынке труда нелегальных мигрантов (около 1,5
миллиона человек). Сфера приложения труда нелегальных мигрантов - в основном
строительство, торговля и сельское хозяйство. Составляющие значительный объем
экономически активного населения нелегальные мигранты оказывают на рынок труда
неоднозначное действие: с одной стороны, заполнение рабочих мест, не
пользующихся спросом у российских граждан, а также создание дополнительных
рабочих мест в малом бизнесе, с другой стороны, уход в теневую сферу и
криминализация деятельности. Эти обстоятельства требуют комплексного решения
проблемы использования иностранной рабочей силы с учетом интересов национального
рынка труда.
Для
современной экономики важное значение имеет воспроизводство интеллектуального
потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы. В 90-е
годы на образовательном рынке услуг наблюдался подъем, проявившийся как в росте
спроса на профессиональное образование, так и в увеличении его предложения.
Доля в экономически активном населении лиц, имеющих высшее профессиональное
(полное и неполное) образование, с 1992-го по 2001 год возросла с 17,6 до 25,2
процента. С 1999 года в экономике начался подъем, вызванный адаптацией
организаций к новым условиям, возникновением новых рынков сбыта, переходом на
новые виды продукции и благоприятной конъюнктурой внутреннего рынка.
Результатом этих процессов стал резкий рост спроса на квалифицированную рабочую
силу.
За
10 лет реформ большинство организаций практически свернули внутрифирменную
подготовку и повышение квалификации рабочих. Устаревшие производственные
технологии и оборудование, длительные и порой необратимые остановки производства
существенно снизили общий уровень профессиональной подготовки и квалификации
рабочих кадров.
Между
тем российская экономика подошла вплотную к неизбежному этапу развития, когда
для экономического роста на основе технологической модернизации отраслей
требуются специалисты качественно нового уровня. Однако рынок образовательных
услуг оказался не готов оперативно реагировать на изменение спроса, что не
позволило решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров и
ликвидировать диспропорцию спроса и предложения на локальных рынках труда.
Наиболее
острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость.
Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности
труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически
безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие
спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).
Проблема
кадрового потенциала и ограниченность возможностей инвестирования в современные
технологии обусловливают низкий уровень производительности труда, которая
выступает в качестве определяющего фактора экономического развития. Уровень
производительности труда в настоящее время в России в 3 раза ниже, чем в
развитых странах, что приводит к недостаточным по сравнению с другими странами
показателям экономического роста, низкому уровню оплаты труда, низкой конкурентоспособности
отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и слабому
инвестиционному потенциалу российской экономики, который не позволяет в необходимой
степени внедрять современные технологии.
Одним
из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость.
Численность работников организаций (за исключением субъектов малого
предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе
администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила
около 3 миллионов человек, сократившись в 1998-2001 годах почти в 4 раза.
Несмотря
на усилия, предпринятые за последнее десятилетие, количество организаций малого
бизнеса в России по-прежнему недостаточно. По статистическим данным,
организации малого бизнеса в России дают 11 процентов суммарного внутреннего
валового продукта, что крайне недостаточно для рыночной конкурентной среды.
Развитие
малого предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять
жизненный уровень населения и создать новые рабочие места. Особое значение в
силу ряда объективных экономических и социальных причин (рост численности
трудоспособного населения, слабое развитие агропромышленного комплекса,
недостаточное количество создаваемых новых рабочих мест, специфика условий
сельского труда и ряд других факторов) имеет развитие малого предпринимательства
для поддержания занятости сельского населения.
Развитие
самозанятости и различных форм малого предпринимательства, стимулирующих
создание новых рабочих мест как в аграрном секторе, так и в смежных отраслях
экономики, способствует также снижению социальной напряженности. Растет сельская
общая и регистрируемая безработица. В 2000-2002 годах общая численность
безработных возросла с 1,86 до 1,94 миллиона человек, или на 4,3 процента, а
численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, - с
325,3 до 455,9 тысячи человек, или на 40,1 процента.
Сельское
население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с
рынка труда. С одной стороны, экономический кризис 90-х годов на селе лишил
многих жителей рабочих мест, с другой стороны, возможности сельскохозяйственного
производства в домашнем хозяйстве активно способствовали уходу людей с рынка
труда. Особенно это коснулось женщин предпенсионного возраста с низким образовательным
уровнем и молодых женщин (до 24 лет), которые покинули формальный рынок труда,
став активными участниками неформальной экономики домохозяйства. Вместе с тем
после периода резкого сокращения численности занятого сельского населения
наметилась тенденция его роста. Так, если в 1992-1999 годах численность занятых
уменьшилась на 3,1 миллиона человек, то в 1999-2001 годах произошло увеличение
на 1,5 миллиона человек. В последние годы снижается интенсивность миграционного
движения сельского населения. Отток жителей из села снизился в 2001 году более
чем в 2 раза по сравнению с 1991 годом, однако сохраняется значительный отток
молодежи в возрасте до 30 лет (более 46 процентов выбывшего сельского
населения). Растет заболеваемость и смертность сельского населения, что может
вызвать серьезные негативные демографические последствия и проблемы в
восполнении трудовых ресурсов в агропромышленном комплексе.