Рынок труда и особенности его развития в Российской Федерации
Существенную
долю российского рынка труда составляет неформальный сектор экономики. Во
второй половине 90-х годов численность граждан в России, для которых
неформальная занятость являлась единственной, составляла 7 миллионов человек, а
общие масштабы неформальной занятости оцениваются в размере 10-12 миллионов человек.
Наиболее важная социально-экономическая функция неформального сектора экономики
состоит в том, что он в 1990-е годы компенсировал последствия сокращения
занятости в формальном секторе, а в настоящее время дает части россиян
возможность иметь дополнительный заработок, смягчая тем самым социальное
напряжение в обществе. В то же время неформальный сектор экономики оказывает
отрицательное воздействие на собираемость налогов и другие экономические
показатели.
Сохраняются
значительные различия уровня занятости и уровня безработицы в субъектах
Российской Федерации вследствие дифференциации экономического развития регионов
и низкой трудовой мобильности населения. В 2002 году 9 субъектов Российской
Федерации отнесены к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда.
Требует кардинального улучшения состояние занятости населения в Чеченской Республике,
а также в других республиках Северного Кавказа, где уровень общей и регистрируемой
безработицы превышает средний показатель по России в 1,5-3 раза. Остается
острой проблема занятости в населенных пунктах с градообразующими
организациями, в которых в настоящее время проживает свыше 24 миллиона человек.
Негативное воздействие на региональный рынок труда оказывает массовый отток
населения трудоспособного возраста из северных, восточных и дальневосточных
территорий, богатых сырьевыми ресурсами, что ведет к неравномерному распределению
трудовых ресурсов по территории России, к концентрации излишней рабочей силы в
одних регионах и нехватке трудовых ресурсов в других регионах.
Структурные
изменения и сокращение спроса на рабочую силу в 90-е годы вызвали рост общей
безработицы, которая достигла максимума в феврале 1999 года (после финансового
кризиса 1998 года) - 10,4 миллиона человек, или 15 процентов экономически
активного населения. Максимальный показатель регистрируемой безработицы
отмечался в апреле 1996 года - 2,8 миллиона человек, или 3,8 процента экономически
активного населения.
Экономический
рост привел к снижению среднегодовой численности безработных, рассчитанной по
методике Международной организации труда, с 7,5 миллиона человек в 2000 году до
5,7 миллиона человек в 2002 году, или с 10,5 до 8,1 процента экономически
активного населения, а также к относительной стабилизации среднегодовой
численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (в
2000-2001 годах - 1,1 миллиона человек (без учета данных по Чеченской
Республике), или 1,5 процента экономически активного населения, и
незначительному росту в 2002 году (1,3 миллиона человек (с учетом данных по
Чеченской Республике), или 1,8 процента).
7. Факторы, влияющие на развитие рынка труда в
Российской Федерации в период с 2003г. по 2005 г.
На
основании анализа и прогноза социально-экономической сферы можно сделать вывод
о том, что на развитие рынка труда в 2003-2005 годах окажут воздействие следующие
факторы:
1) увеличение в
2003-2005 годах численности населения трудоспособного возраста (на 0,8 миллиона
человек, или на 0,9 процента), что обусловлено вступлением в трудоспособный
возраст значительной части граждан, родившихся в 80-е годы. В 2003 году отмечается
максимальный за последние годы прирост населения трудоспособного возраста - на
674 тысячи человек, после чего он будет постоянно снижаться: в 2004 году
составит 542 тыс. человек, в 2005 году - 258 тысяч человек, а после 2006 года
начнется абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста;
2) сохранение тенденции
превышения предложения рабочей силы над спросом. Реформирование экономики, в
том числе реструктуризация и модернизация угольной промышленности, черной
металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей,
а также участие России в процессах глобализации мирового хозяйства в связи со
вступлением во Всемирную торговую организацию активизируют высвобождение
работников, которое не в полной
мере будет
компенсироваться спросом на рабочую силу с учетом новых рабочих мест в
перспективных отраслях экономики;
3) профессиональный
уровень значительной части работников российских организаций не соответствует
требованиям международных стандартов, что отрицательно влияет на их
конкурентоспособность на международном рынке труда. Кроме того, сохраняется
тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных
рабочих, а также сокращению объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных
кадров на производстве;
4) недостаточный спрос
на рабочую силу при ее дефиците на локальных рынках труда по причине
несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения,
низкой трудовой мобильности населения, проблема прогноза потребности рынка
труда в специалистах определенных профессий и квалификации и связанных с ним
программ подготовки специалистов в системе профессионального образования;
5) сохранение высокого
уровня неэффективной занятости;
6) недостаточный
уровень развития сферы малого бизнеса;
7) рост напряженности
на рынке труда в сельской местности, обусловленный ростом численности
трудоспособного населения и ростом общей и регистрируемой безработицы,
недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающие
рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики;
8) сохранение
значительной дифференциации в сфере занятости и напряженной ситуации на рынке
труда в субъектах Российской Федерации и на отдельных территориях;
9) наличие нелегальной
миграции, создающей неконтролируемую ситуацию на внутреннем рынке труда и
осложняющей ситуацию в области занятости населения в ряде приграничных районов
Сибири и Дальнего Востока;
10) сохранение
негативных процессов внутренней трудовой миграции, характеризующейся оттоком
населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, богатых сырьевыми
ресурсами;
11) сохранение низкой
конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без
практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов,
беженцев, вынужденных переселенцев и др.), обусловленной ужесточением
требований работодателей.
8.
Основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации.
Исходя
из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу, можно сделать вывод, что в 2004-2005 годах не произойдет
коренных изменений в структуре экономики России и, соответственно, на рынке
труда и в сфере занятости населения. Вместе с тем в этот период должны будут подготавливаться
и происходить качественные структурные преобразования в экономике
(реформирование структуры промышленности, реструктуризация и модернизация отраслей
экономики, подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию,
модернизация системы среднего и высшего образования и др.).
В этой
связи ключевыми задачами действий на рынке труда в 2003-2005 годах становятся
разработка и реализация комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят
в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность
занятости населения.
Приоритетными
направлениями действий на рынке труда РФ в 2003-2005 годах являются:
- в
области совершенствования действующего законодательства в сфере занятости населения
обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной
защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения; повышение
конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка
труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающей
базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку;
- разграничение
полномочий, функций в области регулирования рынка труда и сферы занятости между
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями,
а также уточнение источников финансирования мероприятий по содействию занятости
населения; динамичное развитие системы рабочих мест и свободное перемещение
рабочей силы по отраслям и территориям;
- создание
условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую
силу, в том числе путем создания рабочих мест в перспективных отраслях
экономики;
- поддержка
малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и
содействия занятости населения; обеспечение регулирования привлечения
иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности
иммигрантов;
- в
области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на
рынке труда, обеспечения отраслей экономики рабочими и специалистами определенных
профессий и квалификации разработка прогноза потребности в рабочих и
специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам
экономической деятельности и отдельным регионам и увязка потребности с объемами
подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в
целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей
силы на рынке труда;
-
разработка механизма определения потребности организаций в выпускниках
учреждений
профессионального
образования всех уровней, а также критериев оценки эффективности вложения
бюджетных средств в профессиональное образование молодежи;
- создание
системы контроля качества образования, позволяющей осуществить структурную перестройку
профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда;
- развитие
профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой
деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;
улучшение профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а
также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению,
как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях
реструктуризации отдельных отраслей экономики;
- разработка
общероссийского классификатора профессий (занятий), который позволит
унифицировать системы кодирования профессиональной деятельности с учетом
международных классификаторов в связи с подготовкой к вступлению России во
Всемирную торговую организацию;
-
разработка системы профессиональных стандартов, которая заложит требования к
профессиональному уровню работников, с учетом обеспечения качества
производительности выполняемых работ;
- создание
системы оценки качества работников, основанной на определении их компетентности
и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к
квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с
требованиями профессиональных стандартов;
- совершенствование
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации
безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и
возможности скорейшего трудоустройства;
- в
области содействия занятости, стимулирования создания и сохранения рабочих
мест, совершенствования форм социального партнерства на отраслевых рынках труда
проведение экспертного анализа возможных экономических и социальных последствий
вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;
- совершенствование
налогового законодательства Российской Федерации с целью снижения налоговой
нагрузки на работодателей и стимулирования создания рабочих мест в
перспективных отраслях экономики;
-
разработка и реализация инвестиционных, отраслевых и иных программ,
предусматривающих меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест,
повышению
производительности
труда;
-
разработка показателей, отражающих движение рабочей силы в
территориально-отраслевом аспекте, в том числе в депрессивных регионах и
отраслях, при составлении прогнозов и определении сценарных условий
социально-экономического развития на средне срочную и долго срочную
перспективу; проведение анализа перспектив повышения занятости в проблемных
отраслях экономики, в том числе в угольной, металлургической,
топливно-энергетической, текстильной и легкой промышленности;
- поддержка
малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест и развития инфраструктуры
военных городков, закрытых административно-территориальных образований,
территорий с расположенными на них градообразующими организациями;
- поддержка
развития всех форм малого предпринимательства и самозанятости населения на
селе, содействие созданию новых рабочих мест в агропромышленном секторе;
- развитие
социального партнерства на всех уровнях, разработка механизма взаимодействия
органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных
представительных органов работников при решении проблем занятости населения на
отраслевых рынках труда;
- развитие
системы социального планирования в организациях реструктурируемых отраслей
экономики;
- содействие
созданию в организациях, предусматривающих высвобождение работников в процессе
реструктуризации отраслей экономики, пунктов для консультирования перед
увольнением и содействия в трудоустройстве высвобождаемых работников;
- организация
общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников,
высвобождаемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;
- в
области развития региональных рынков труда разработка и реализация территориальных
программ содействия занятости населения; обеспечение наличия в разрабатываемых
региональных и отраслевых программах разделов, предусматривающих создание
рабочих мест и другие мероприятия, оказывающие положительное влияние на ситуацию
на региональных рынках труда;
- проведение
мониторинга результатов реализации программ и мероприятий по содействию
занятости населения;
- обеспечение
наиболее полной сбалансированности профессионально-квалификационной структуры
спроса и предложения рабочей силы на региональных рынках труда, в том числе на
основе анализа и прогноза потребности отраслей экономики в соответствующих
категориях работников и корректировки структуры профессионального обучения с
учетом перспектив социально-экономического развития отдельных регионов; -
осуществление комплексных мер по содействию трудовой занятости населения
республик Северного Кавказа на основе создания новых рабочих мест в основных
сферах экономической деятельности в регионе, создание условий для развития
малого бизнеса, развития национальных промыслов и ремесел;
- расширение
связей организаций с местными образовательными учреждениями всех уровней в
целях привлечения инвестиций в развитие материальной базы учебных заведений,
совершенствования системы профориентации учащихся общеобразовательных школ с
учетом потребностей местных рынков труда;
- разработка
и реализация программ содействия занятости населения в населенных пунктах,
образованных градообразующими организациями, с критической ситуацией на рынке
труда, обусловленной реструктуризацией градообразующих организаций;
- развитие
малого бизнеса в сфере услуг (с учетом региональной специфики) с целью создания
условий для трудоустройства незанятого населения; разработка местных программ и
развитие местных инициатив по поддержанию занятости граждан, особо нуждающихся
в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- расширение региональных банков вакансий за счет более полного
представления работодателями данных о свободных рабочих местах в
территориальные органы службы занятости;
- в
области регулирования трудовой миграции совершенствование нормативной правовой
базы по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также
порядка въезда, выезда и пребывания иностранных граждан в России с учетом целей
въезда и сроков нахождения на территории России;
- создание
условий для повышения мобильности рабочей силы на базе создания системы
экономических и социальных стимулов с учетом прогнозов социально-экономического
развития Российской Федерации;
- достижение
баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой
иностранной рабочей силы с учетом реальных возможностей субъектов Российской
Федерации по приему и обустройству иммигрантов, а также приоритетного
использования российских граждан на региональном рынке труда;
-
совершенствование механизма сбора и распространения информации о возможностях
трудоустройства незанятых граждан из числа мигрантов в благоприятных для
расселения районах; создание условий для легализации мигрантов, осуществляющих
трудовую деятельность на территории России;
- в
области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите
внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан, предусматривающих
разделение категорий зарегистрированных безработных на половозрастные,
социально-профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности
и методам поиска работы;
- реализация принципа адресности в работе служб занятости,
ориентированного на слабо защищенные категории населения: инвалидов,
многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и
детей-инвалидов, лиц предпенсионного возраста, несовершеннолетних в возрасте от
14 до 18 лет, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей,
вынужденных переселенцев и др.;
- создание
экономических и социальных условий для ликвидации факторов, обусловливающих
наличие элементов дискриминации на рынке труда по половозрастному,
национальному и иным признакам; обеспечение возможности для наименее социально
защищенных категорий граждан (женщин, инвалидов и др.) получения в полном
объеме предоставляемых органами службы занятости услуг по повышению их
конкурентоспособности на рынке труда;
- разработка
и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации
и профессионального обучения, внедрение новых социально ориентированных
технологий, внедрение современных форм обучения (таких, как дистанционное и
модульное), развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости; развитие
различных форм семейного бизнеса;
- развитие
клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных граждан, имеющих
длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы; в области
финансирования мероприятий по содействию занятости населения
консолидация финансовых средств для реализации мероприятий по содействию занятости
населения и повышению эффективности их использования;
- координация действий федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений
работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов, выделяемых на
осуществление мер, связанных с регулированием рынка труда и содействием
занятости;
- совершенствование
методики выделения бюджетных средств всех уровней на реализацию мероприятий по
содействию занятости населения исходя из потребностей и прогнозируемой численности
соответствующих категорий населения (безработных граждан) и объемов оказываемых
услуг;
- повышение
эффективности использования средств федерального бюджета на основе оценки
эффективности реализуемых мероприятий по содействию занятости населения (как на
федеральном, так и на региональном уровне) с точки зрения их
социально-экономической результативности;
-
совершенствование механизма перераспределения средств федерального бюджета с
учетом
ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации; привлечение средств
местных бюджетов и работодателей для реализации мер по содействию занятости
работников, подлежащих увольнению;
- в области повышения
эффективности деятельности органов службы занятости усиление оперативной работы
органов службы занятости с гражданами, подлежащими увольнению, в целях
содействия их занятости;
развитие системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечение
доступности информации для клиентов органов службы занятости;
- совершенствование технологии работы органов службы занятости по
предоставлению услуг незанятыми без работным гражданам; введение для
работодателей платных услуг, предоставляемых государственными учреждениями
службы занятости.
9. Заключение.
Первостепенная
проблема нашей экономики на пути реформ – это формирование цивилизованного
предпринимательства, ориентированного на создание отечественной рыночной экономики
и высококачественного рынка труда. Сделаны лишь первые шаги в этом направлении.
Уровень формирования российского рынка труда определяется прежде
всего степенью удовлетворения жизненных потребностей населения страны рыночным
хозяйствованием, способностью отечественной системы наёмного труда обеспечивать
прогресс общества не только в технике, науке, производстве, но самое главное –
в повышении благосостояния и уровня жизни всего населения. Современная
российская экономика идёт по пути перехода к рыночным отношениям. На этом пути,
безусловно, имеются издержки, но общая направленность реформ в сторону
развития, к которому следуют цивилизованные страны мира, является
прогрессивной. Переход
к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании
трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много
факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. При
решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать
специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень
коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда
преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения,
социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных
отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных
регионах, городах и сельской местности.
Регулирующая
роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности
экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических
преобразований.
Приложение.
Таблица 1.
Соотношение основных показателей
экономического роста и уровня занятости населения в период 1992-2001 годах.
|