Рынок труда и занятость населения
- применяются методы индивидуального
обучения (принцип так называемого личного модуля), в основе которых лежат
подбор предметов, наиболее полно удовлетворяющих интересы обучающихся и
предлагающих оптимальные темпы и последовательность их освоения;
- учебные курсы составляются силами
ведущих специалистов университетов и промышленных фирм; оплата
преподавательского состава проводится на уровне, который существует для
специалистов их класса в частных фирмах;
- в максимально возможном числе
профессиональных школ на консультативных началах используется опыт наиболее
талантливых педагогов и воспитателей для постановки методики обучения;
- поддерживается оптимальное, исходя
из международного опыта на разных уровнях обучения, соотношение учеников и
педагогов (7-8 к 1), которое позволяет осуществлять индивидуальное обучение и
следить за качеством подготовки каждого ученика;
- используется метод опекунства
старшекурсников над вновь поступившими, что создает общую благоприятную
психологическую атмосферу и обеспечивает всеобщую заинтересованность в успешном
обучении.
Чем крупнее затраты на активные меры
по поддержанию занятости, при общих более значительных масштабах финансирования
политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий
уровень трудовой активности населения.
Показательно, в данном отношении,
сопоставление ситуации на рынке труда Швеции и США. Притом, что в Швеции в 3 с
лишним раза выше, чем в США, относительные затраты на программы политики рынка
труда - 2, 7 против 0,8 ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты
населения от безработицы, в два раза значительнее- 70% против 35%.
Нет сомнения в том, что именно эти
различия в масштабах и качестве внимания к социальной защите населения на рынке
труда является одним из главнейших факторов, определявших сложившийся уровень
занятости населения обеих стран.
Единственная возрастная группа, по
которой занятость в США выше, чем в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется
это тем, что в США намного значительнее, чем в других западных странах, в том
числе и в Швеции, распространена частичная занятость среди учащихся старших
классов школ и студентов.
Трудовое воспитание оплачиваемым
трудом, кстати сказать, проходит в большинстве западных стран, часто по месту
учебы, примерно половина учащейся молодежи, что в целом связано с потребностью
семей в дополнительных средствах на удовлетворение элементарных жизненных нужд.
Высокий уровень эффективности рынка
труда в Швеции во многом определяется тем, что в стране хорошо поставлена
профориентация, которая предшествует профессиональному обучению.
1.6. Роль рынка труда
Современный этап развития связан с новым взглядом на
рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд -
свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях
технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов
производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в
целом и отдельного работника в частности.
Возрастание роли
человеческого фактора в производстве подтверждено результатами экономических
исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным
источником роста производительности труда и национального дохода США в
триаде ‘ труд - земля - капитал ’ является первый фактор, охватывающий
совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных
характеристик рабочей силы.
Вложения средств в человеческие
ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором
конкурентоспособности и выживания фирмы в условиях рыночной экономики. Не
случайно прямые затраты частного бизнеса в США на все виды обучения возросли
уже к началу 80-х годов до 30 млрд. долл., а полные частные и государственные
затраты с учетом выплат компенсаций за время обучения достигли 100 млрд. долл.
В эпоху высокоразвитой рыночной
цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает.
Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние
два десятилетия, научно - технологической революции, освоения высокосложных
технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без
массовой творческой деятельности.
Впервые в истории производительные
силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в
условиях творческой активности работников значительной части профессий и
широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств
и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно
новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства
практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро
меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной
продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного
совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм
производственного и непроизводственного обслуживания.
В новых, более эффективных
организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест,
включение в инновационно - производственный процесс творческого потенциала
трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной
защиты трудящихся и т.п.
Интенсивная экономика, живущая в
режиме периодического технологического и организационного обновления,
постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой
характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов
управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.
Рынок труда становится важнейшим
звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые
ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь
идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности,
стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.
Исследования показывают, что активный
созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание
деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с
высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого
персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд
национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50 %
занятых в народном хозяйстве.
2. Занятость населения
Достижение
высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики
государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество
рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем
самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При
неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы, система работает, не
достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица
наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том
роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или
же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный
психологический стресс. Показатель безработицы является одним из ключевых
показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее
эффективности.
2.1. Показатели безработицы
В экономической теории используется
два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической
нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.
Показатель уровня безработицы
используется для измерения масштабов безработицы и измеряется как доля
официально зарегистрированных безработных к численности занятых в
производстве.
Продолжительность безработицы
характеризует среднее время перерыва в работе.
Различают безработицу фрикционную,
структурную, институциональную, циклическую, добровольную.
Фрикционная безработица отражает текучесть кадров,
связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей
силы какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые
рабочие места. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые незаняты в
связи с переходом с одной работы на другую и в течение недели рассчитывают
приступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, где временные
увольнения являются нормой без влияния на общий уровень дохода людей, например,
в строительстве. В период внедрения новых достижений технического прогресса,
такое движение становится не только неизбежным, но и более интенсивным. В
какой-то мере эта безработица является желательной т.к. многие рабочие переходят
с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и
более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и
более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и
больший реальный объем реального национального продукта.
Структурная безработица по существу является углублением
фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии
происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру
общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды
профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии,
включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила
реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре
рабочих мест.
Разница между структурной и
фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит
в том, что у “фрикционных” безработных есть навыки, которые они
могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без
переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а
структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.
Институциональная безработица возникает, когда сама
организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация
о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной
работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие
по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность
безработицы т.к. гасятся стимулы для энергичных поисков работы.
Циклическую безработицу вызывает спад производства
во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического
цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов.
Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а
безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют
безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему
число безработных обычно становится меньше.
Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе
существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным
причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по
принудительному устройству так называемых “бомжей” не привели к переориентации
этой категории населения.
Таким образом, безработица является
характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не
совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие “полная занятость” не означает полного отсутствия
безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно
неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен
сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень
безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица
равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным
уровнем безработицы. Например, в 60-ых годах в США естественной
безработицей считались 4% от занятой рабочей силы. Сегодня этот уровень
поднялся до 5-6%, что связано с изменением демографического состава рабочей
силы и институциональными изменениями.
Сегодняшняя информация о масштабах
безработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровень безработицы
приблизительно в 5 раз, что создает дополнительную тревогу и без того
нестабильной экономике России.
2.2. Причины безработицы
Анализ причин безработицы дают
многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений дано в труде
английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец 18 века) “Опыт о законе народонаселения”. Мальтус заметил, что безработицу
вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения
превышают темпы роста производства. Недостаток этой теории состоит в том, что
она не может объяснить возникновение безработицы в высокоразвитых странах с
низкой рождаемостью.
Довольно тщательно исследовал
безработицу К. Маркс в “Капитале” (вторая половина 19 века). Он
отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств
производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному
отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется
причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, т.к.
если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает, или хотя бы
рассасывается, несмотря на то, что рост капитала происходит еще более высокими
темпами.
Маркс допускал и другие причины, в
частности, цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным
спутником развития рыночного хозяйства.
Выведение безработицы из циклического
развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической
теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют
друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и
свертывание производства, увеличение армии безработных.
Заслуга Кейнса в разработке
теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма,
раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую -
безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в
развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход
потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они
превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так
называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение
потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие,
падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство
не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.
Интересна трактовка безработицы
видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге
“Теория безработицы” (1923 г.) обосновал тезис о том, что
на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены
труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее
заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному
увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда
предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует
принцип: лучше взять одного на работу
и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). В своей
книге Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение
денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но все же эта
теория не может дать полного объяснения источников безработицы. Да и статистика
не подтверждает положение о том, что армия безработных всегда пополняется за
счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы.
Методы борьбы с безработицей
определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной
страны.
Пигу и его последователи, считающие,
что корень зла - в высокой заработной плате, предлагают:
1. содействовать снижению
заработной платы;
2. разъяснять профсоюзам, что
рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом
безработицы;
3. государству трудоустраивать
работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие
социальной сферы.
Из рекомендаций Пигу широко
применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между
несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает
безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.
В мире накоплен богатый опыт борьбы с
безработицей. Многие подходы к решению этой проблемы использовались на
практике в конце 70-х годов, в не столь уж отдаленном прошлом, во время
нефтяных кризисов. Далее будет рассмотрен взгляд на преодоление безработицы с
точки зрения двух школ: кейнсианской и монетаристской.
В 1950-х годах в политике
государственного регулирования применялись кейнсианские методы. Кейнсианцы
считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень
занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно
- уровня потреблений и инвестиций).
Дж.-М. Кейнс писал: "Хроническая
тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет
свои корни в недопотреблении..."
Недопотребление выражается в том, что
по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов
"склонность к сбережению" превышает "побуждение к
инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.
Таким образом, кейнсианцы, показав
неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость
государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.
Прежде всего, следует повысить
эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.
Неокейнсианцы вводят понятие "мультипликатор занятости", который
рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в
отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены
инвестиции.
Согласно взглядам автора "Общей
теории", "подлинная" инфляция возникает только тогда, когда
экономика страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост
денежной массы влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая
("ползучая") инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный
эффект, сопутствуя росту производства и дохода.
В 60-х годах сторонники кейнсианского
подхода использовали кривую Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения
безработицу и инфляцию и учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане.
Монетаристы выступили против кейнсианского
истолкования кривой Филлипса как простого и доступного решения проблемы выбора
целей экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как
"неизбежная плата" за достижение высокого уровня занятости. В 1967
году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня
безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может
быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается
поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью
традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры
будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.
С позиции монетаристов, чем выше
темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса
учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать
с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п.
Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который
делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство,
правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет
к все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя
"бессмысленность" политики стимулирования спроса, Фридмен считал
нерациональным достижение полной занятости.
Среди аргументов монетаристов по
поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость
результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении
эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения
частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу
государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения
госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.
Однако при всех своих положительных
чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма
ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных
рабочих мест результатом "свободного выбора" людей, добровольно
отказывающихся участвовать в трудовом процессе.
Монетаристские
методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то
же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они
воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда
рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы
предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения
спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери
для народного хозяйства.
2.4. Будущее российской политики в
области занятости
Действенная политика занятости должна
в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс
мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее
переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт
регулирования безработицы, изложенный выше.
Вот наиболее важные меры такого рода:
I. Перераспределение имеющегося
спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий
день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы,
чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
II. Бюджетное субсидирование
дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих
предприятиях.
Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых
рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом
году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена
дополнительно занятым на производстве.
III.Снижение фактического
предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного
возраста.
Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения
квалификации.
IV.Предоставление рабочих мест,
не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области
охраны окружающей среды и т.д.
V. Переход к созданию системы
социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних
соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной
платы. С
работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на
заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
Расширение занятости в будущем
зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и
технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект.
Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
Решение проблемы "очаговой"
безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет
осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне
регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.
Значительно сократить количество
незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности.
Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя
даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.
Нельзя жалеть средства на борьбу с
безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует
гораздо меньше затрат, чем в будущем.
Во-вторых, потому что борьба с
безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование
государством дополнительных рабочих мест в США в 1977-78 гг. вовсе не было
бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредитовалась не
больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч
долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест.
В-третьих,
потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения
ее негативных последствий и приводит к дефициту госбюджета, для сокращения
которого она и создавалась.
В мире накоплен большой теоретический
и практический опыт по регулированию рынка труда. Россия нуждается в особом,
комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти
чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те
препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.
Похоже,
что еще несколько лет нам придется мириться с высоким уровнем безработицы.
Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не в среднесрочном, то в
долгосрочном периоде.
3. Современное состояние и
особенности рынка труда Самарской области
С переходом
Российской Федерации на капиталистический путь развития население нашей страны
попало в водоворот приватизации, реструктуризации и безработицы. Все ее явные и
скрытые формы несут в себе элементы:
- повышение
удельного веса населения с доходами ниже прожиточного минимума;
- снижение норм потребления
продовольственных и непродовольственных товаров;
- ухудшение, качества медицинского
обслуживания и профилактических мероприятий;
-
рост числа заболеваний;
-
рост преступности;
-
снижение продолжительности жизни;
снижение
репродуктивных установок, ухудшений демографической ситуации;
-снижение
объемов инвестиционных ресурсов;
-сокращение
объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
-увеличение объема
непроизводительных потерь рабочего времени вследствие скрытой безработицы;
-ухудшение
морально-психологического микроклимата в коллективах и семьях.
В
конечном итоге перечисленные негативные стороны высокого уровня безработицы
замыкаются на важнейшем, социально-экономическом показателе - снижении
безопасности жизнедеятельности населения, то есть снижении уровня жизни
населения, проявляющегося через экономические, социальные, демографические и
стратегические направления.
В целях снижения социальной и
политической напряженности повсеместно созданы центры занятости населения,
прототипами которых являлись отделы по труду при исполкомах советов народных депутатов
всех уровней. Их отличие от современных центров занятости проявлялось через
функциональные обязанности – сократить до минимума разрыв от момента увольнения
до трудоустройства на новое, более качественное, с позиции ищущего место
работы; повысить эффективность использования трудовых ресурсов не только в
рамках конкретного региона, но и с позиций всей страны по такому направлению,
как расселение населения по территории страны. Фактически отделы по труду
занимались работой по сокращению временного лага по фрикционной безработице,
при которой человек ищет где лучше. При всех других формах безработицы главная
цель большинства безработных - найти место работы, лишь бы оно было, а затем
перейти в ранг ищущих более подходящее место работы.
В современных условиях службы
занятости (биржи труда) выступают в качестве определенного гаранта в общей
системе мероприятий, проводимых в регионе по социальной защите населения.
Под социальной
защитой мы понимаем комплекс системно увязанных, законодательно закрепленных экономических,
правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому человеку соблюдение
важнейших социальных прав, включая право на труд, а также достойный уровень
жизни, необходимый для воспроизводства и развития
личности.
Каждая территория
разрабатывает свой комплекс мероприятий по социальной защите населения, и он
определяется, следующими показателями:
1) уровнем общей
безработицы;
2) качественным
составом безработных;
3) отраслевой
структурой сферы материального производства;
4)
морально-психологическим настроем самих безработных;
5) уровнем
развития непроизводственной сферы;
6) темпами выхода региона из
тисков экономического кризиса;
7) отношением
территориальных властей к проблеме безработицы;
8) стоимостью
вновь создаваемого рабочего места;
9) оперативностью
реагирования рынка труда на все события, происходящие в стране и в регионе, в
том числе на требования, предъявляемые к рынку труда со стороны ищущих работу
и со стороны работодателя;
10)
соотношением темпов высвобождения работающего населения и темпов создания новых
рабочих мест;
11) организационной структурой рынка труда.
Рынок труда Самарской области
представлен широкой сетью центров занятости, основными задачами которых, в
соответствии с Законом "О занятости населения в Российской
Федерации", являются:
- давать оценку текущего состояния и
прогнозы развития занятости населения, регулярно информировать о положении на
рынке труда все вертикальные и горизонтальные властные структуры и население о
положении на рынке труда;
-принимать участие в разработке и
реализации, федеральной и территориальных целевых программ по социальной защите
населения, составной частью которых выступает обеспечение желающих трудиться
рабочими местами;
-удовлетворить потребности работодателей в
качественном подборе рабочей силы, то есть отвечать большинству требований,
предъявляемых к ней;
-Оказывать населению необходимую помощь в
профессиональной ориентации, подготовке, переподготовке и повышении
квалификации как состоящим, так и не состоящим на учете в службе занятости в
соответствии с требованиями рынка труда;
-Оказывать финансовую поддержку
незанятому населению, имеющему статус безработного, и членам их семей в виде
социальных выплат, пособий, досрочных пенсий, а также работодателям в виде
дотаций и субсидий, на создание новых рабочих мест.
В настоящее время
государственная служба занятости Самарской области состоит из Департамента
Федеральной государственной службы занятости населения, 7 городских, 22
районных, 3 межтерриториальных и одного межрайонного отделов. В этой
структуре, по данным на 30 июня 1999 г., трудится 671 чел. Каждая региональная
служба занятости имеет свою структуру, специфику управления, влияющую, на
процесс формирования и использования трудоресурсного потенциала. Параллельно ей
в области имеется 20 коммерческих бирж труда. Служба занятости выступает в
качестве одного из рычагов управления социально-экономическим процессом и, как
всякая структура, изменяется под влиянием времени, совершенствуется.
Служба занятости Самарской области
входит в число различных структур, обеспечивающих рынок труда. Кроме этой
государственной структуры, имеется значительное число коммерческих бирж труда,
а также оказывают услуги средства массовой информации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|