|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* По данным статистического сборника: Рынок Труда Самарской области. Самара, 1999. С. 23. ** Выпускники высших и средних специальных заведений.
В фактах увольнения по собственному желанию, по всей видимости, присутствуют элементы принуждения и политика соглашательства в силу следующих причин: - промышленные предприятия, отправляют работающих в неоплачиваемые отпуска или длительное время не выдаётся заработная плата; - предприятия смешанной формы собственности, частного сектора принуждают не устраивающих их людей писать заявления об увольнении по данной статье КЗоТ; - работающий, которого увольняют за нарушение трудовой дисциплины сам просит администрацию предприятия (учреждения) уволить его по собственному желанию; - на предприятиях всех форм собственности в силу массового высвобождения работников у ряда руководителей могло возникнуть желание чрезмерной эксплуатации наемного труда. Подобную ситуацию предвидели еще в 1990 г. разработчики программы мер по социальной защите населения Самарской области условиях становления рынка и включили в нее такой раздел: меры по защите населения от чрезмерной эксплуатации наемного труда работодателя независимо от форм собственности. Он охватывал все стороны производственной деятельности и вознаграждений за труд, а именно: 1) профсоюзам вменялось в обязанность заключение с работодателями коллективных договоров, в которых должны быть предусмотрены такие гарантии: - минимум заработной платы, доплата за работу в тяжелых и вредных условиях, выплаты компенсационного характера; - недопущение ужесточения норм труда без соответствующего изменения организационно-технических условий их выполнения; - ограничение норм продолжительности рабочего времени; - установление сокращенного рабочего дня, неполной рабочей недели; - льготные пенсии, доплаты и материальная помощь, для неконкурентноспособных граждан; - продолжительность трудовых и социальных отпусков; 2) Должна была осуществляться организация государственной экспертизы условий труда на территории области. По всей видимости, работодатели проигнорировали требования, выдвигаемы этой программой, или она вообще была забыта, в результате чего в области наблюдался высокий уровень травматизма, давший уже в 1991 г. 8118 несчастных случаев, в том числе 167 случаев со смертельным исходом. К 1996 г. численность травматических случаев сократилась до 3986, в том числе среди 992 женщин, но абсолютная величина смертельного травматизма снизилась незначительно, до 161 (-6). Такое положение на предприятиях области потребовало разработки программы по улучшению условий и охраны труда в Самарской области, рассчитанную на 1998-2000 гг. Было принято Постановление Губернатора Самарской области с одобрением этой программы и направлением ее для утверждения в Губернскую Думу. Контроль за выполнением этого постановления был возложен на первого заместителя Губернатора Самарской области. Но не исключены и случаи меркантильных интересов и самих работающих, и работодателей. Уволившиеся регистрируются в службе занятости, получают статус безработного и причитающееся им ежемесячное пособие, а сами устраиваются на работу в те структуры, где не требуют трудовую книжку. По истечении определенного времени им предлагаются рабочие места, но у них цель - упросить работодателя оформить им отказ в трудоустройстве, чтобы не потерять пособие. Нередко и предприятия проявляют по отношению к службе занятости также корыстные интересы. Так, для получения лицензии для открытия совместного предприятия или Западной компании необходимо заключение государственной службы занятости, в котором оговаривается численность безработных, которая будет направлена на это предприятие службой занятости, но с получением данного заключения под различными предлогами им отказывают в трудоустройстве. Наибольшее количество уволившихся по собственному желанию граждан отмечается в городах: Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске, Отрадном и сельских районах: Борском, Кинельском, Кинель-Черкасском, Красноярском. В 2 раза сократился удельный вес высвобожденных работников - с 50,5 до 25,8%. Эти две причины занимают 2/3 от общего числа причин. Абсолютная величина лиц 16 лет и старше, обучавшихся с отрывом от производства и не нашедших места приложения своих профессиональных знаний в анализируемом периоде, возросла с 351 до 5038 чел. Это свидетельствует о том, что процесс обучения и переобучения не согласовывается с потребностями рынка труда. Сам же рынок труда не дает для широких слоев населения информацию, какие профессии являются дефицитными, полудефицитными, по каким направлениям профессий и специальностей в данном регионе наблюдается перепроизводство. Перепроизводству определенного круга специальностей способствует та легкость, с которой государствённые и частные (коммерческие) высшие и средние специальные учебные заведения получают лицензии на подготовку специалистов, не соответствующих их профилю. Доля лиц этой категории в общей структуре причин сократилась с 10,8 до 7,6 %. Данная выше количественная и качественная характеристика зарегистрированных в органах государственной службы занятости – это одна сторона социально-экономического явления. Обратная сторона выступает в качестве противовеса, отражает пути и степень решения проблемы. В настоящее время рынок труда Самарской области представлен широкой сетью различных служб, государственных и негосударственных призванных регулировать потоки рабочей силы. Самарский областной рынок труда характеризуется сокращением числа привлекательных вакансий, изменением конъюнктуры спроса на профессии, ростом реальной безработицы, несоответствием между спросом и предложением вакансий, образовательным и профессионально-квалификационным уровнями безработных и так далее. Как на всяком рынке, на рынке труда есть продавец и покупатель. В качестве продавца выступает безработный, продающий свой профессиональный капитал, а в качестве покупателя – «работодатель», призванный публично представить все имеющиеся в его распоряжении вакантные места, доступные для широкого круга соискателей. Все каналы мобильности и посредники на рынке труда призваны выполнить одну из важных социально-экономических задач - снижение напряженности на рынке труда, одного из элементов социальной напряженности в регионе, стране в целом. Частные агентства по трудоустройству - это новый посреднический институт, набирающий свою силу и значимость. Коммерческие биржи труда Самарской области осуществляют свою деятельность в соответствии с лицензией, выдаваемой комиссией при Департаменте экономики Самарской области. В нее входят два представителя от Государственной службы занятости, которые соглашаются с организацией конкурирующих с ними структур. К началу 1998 г. коммерческих бирж труда насчитывалось около 20. Одной из форм в удовлетворении потребностей ищущего работу выступают личные связи, именуемые в рыночных условиях как рекомендации и протекция. Суть этой формы трудоустройства заключается во встрече рекомендателя с "нужными" людьми и формальных процедурах оформления. Особенно широкое распространение это нашло на ИЧП, в акционерных обществах, где трудовой коллектив формируется из родителей, их детей, родственников. В ходе социологического исследования на одном из предприятий г. Самары довелось увидеть в отделе кадров уникальный документ-журнал, в котором поставлены на очередь дети и родственники работников этого предприятия. В Самарской области в качестве посредников выступают средства массовой информации. Регулярно в ряде газет отводятся целые полосы с предложением вакансий. Этот вид посредничества не несет никакой ответственности за достоверность информации. Иногда среди этих объявлений имеются такие, которые носят сугубо мошеннический характер. Многоуровневый маркетинг - одна из специфических форм посредничества на рынке труда. Здесь не существует прямого различия между работодателями, посредниками и клиентами, так как потребитель распространяемого товара одновременно вербуется как участник пирамиды, а все продавцы в обязательном порядке потребляют собственную продукцию. Эта форма трудоустройства объединяет найм при продаже товара, вручении листовок на улице, анкетирование, объявления в газетах, обзвоны населения по телефонам с предложением им работы. Каждый человек, вошедший в эту пирамиду, получает определенную часть денег от реализации товара и от вербовки на работу нового человека, то есть принцип заинтересованности налицо. Все перечисленные виды посредничества можно считать еще одной особенностью рынка труда Самарской области. Единовременным социологическим обследованием в апреле - мае 1998 г. получены следующие данные по г. Самаре: а) социальные связи - 59,4%; б) самостоятельно-21,3%; в) через службу занятсти-2,6%; г) частные агентства- 0,8%; д) объявления; е) распределение. Как свидетельствуют приведенные статистические данные, призванные обеспечить трудоустройство службы занятости фактически не оправдывают возложенных на них обязанностей. Согласно данным Департамента Федеральной службы занятости населения и данным Государственного комитета статистики по Самарской области за 1993-1998 гг. возросла продолжительность безработицы (табл. 3.4).
Таблица 3.4 Распределение безработных Самарской области по продолжительности безработицы на конец отчетного периода, % | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Годы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1993
|
1995
|
1996 |
1997
|
1998
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего
|
100
|
100
|
100 |
100
|
100
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В том числе по продолжительности безработицы: До 1 месяца от 1 до 4 месяцев от 8 месяцев до 1 года более 1 года
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
12 |
11 |
10 |
10 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40
|
42
|
34 |
27
|
31
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 6 |
16 8 |
20 10 |
22 17 |
17 17 |
Заключение
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике и, не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, но также она затрагивает западные страны. До недавнего времени правительство России не обращало должного внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения. Но положение отчасти поменялось с принятием «Программы социальных реформ в РФ на период с 1996 по 2000 г.», в которой упор делался на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости. После принятия этой программы по нынешний день принимаются новые решения и программы в пользу работающих и ищущих работу людей. Поэтому будем надеяться, что эти программы будут эффективны и станут предпосылками экономического роста России.
1. Долан Э., Линдерт А. Макроэкономика. СПб., 1996.
2. Курочкин В.К., Мокшин В.Н., Цыганкова Е.В. Стабилизация социально-экономического развития Самарской области: стратегия, проблемы, решения, Самара, 1997.
3. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М., 1992.
4. Макконнелл К.Р. Брю С.Л. Экономикс. М., 1992. Т.1.
5. Мэнкью Г. Принципы экономики. Учебник XXI века. СПб. 1999.
6. Сакс Дж. Рыночная экономика в России. М. 1995.
7. Информационно справочный материал Департамента Федеральной государственной службы занятости по Самарской области за 1998 г.
8. Рынок труда в Самарской области: стат.сборник. Самара, 1999.
9. Экономика: учеб./ под ред. А.С. Булатова. 2-е изд., М., 1997.
10. Экономическая теория: учеб. для вузов/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. 3-е изд. СПб., 1999