Шпаргалка по экономике труда
Шпаргалка по экономике труда
1.Основные понятия экономической науки и экономики
труда:потребность,благо,ресурсы,норма,эффективность,продуктивность,человеческий
капитал, заработная плата, соц-экон-ая система, организация.
Потребность человека-ощущение недостатка в чём-либо
или стремление к чему-либо. Они
бывают:материальные(пища,одежда),социальные(общение),интеллектуальные(знания,науч.творчество),эстетические(красота,гармония),духовные(честность,доверие).
Благо-то, что может удовлетворить потребности
человека. По происхождению блага делятся на природные и
производственные(созданные чел-ком).По назначению- как потребности.
Ресурсы-то, из чего или благодаря чему производятся
блага. Могут быть: природными, человеческими(люди) и произведёнными человеком.
Эффективность-соотношение между затратами ресурсов и
полученными рез-тами, кот. В конечном счёте определяются кол-вом и качеством
произведённых благ.
Норма-правило или величина, служащие для
регулирования взаимоотношений между людьми и установления кол-ва ресурсов.
Бывает 2ух видов: норма-правило и норма-величина(число, опред-щее затраты
ресурса на ед-цу продукции) .
Продуктивность -величина, характеризующая объем
получаемого полезного продукта от определенного источника. Прод-ть труда =,на уровне гос-ва оценив-ся отношением нац.дохода
к числ-ти занятых.
Человеческий капитал-сов-ть врождённых способностей и
приобретённых знаний, навыков и мотиваций, целесообразное исп-е которых
способствует увеличению доходов на уровне индивида, предприятия и общества.
Инвестиции в чел.кап-л.
Заработная плата-вознаграждение за труд в зав-ти от
квалификации раб-ка , сложности, кол-ва, качества и условий, выполняемой
работы, а также компенсационные выплаты.
Соц-экон-ая система-множество межличностных и
межгрупповых отношений, обусловленных процессами производства, распределения и
обмена благ и ресурсов(автомоб.завод, банк,театр).
Организация-система из 2ух и более чел-к, деят-ть
которых координируется в соответствии с целями данной системы или системы,
частью которой явл-ся данная система(гос-во, предприятие, профсоюзы).
2.Понятие трудовой деятельности человека. Труд как
процесс и как экономический ресурс. Трудовой потенциал.
По А.Маршаллу труд- представляет собой всякое умств. И
физич.умение, расходуемое частично или целиком для достижения необх. Или
заданного рез-та. Цель труда- производство благ и ресурсов. Мотив-всё то, что
побуждает ч-ка трудиться. На сегодня классиф-ция труда осущ-ся по наличию в
труде творческой составляющей:
1)труд регламентированный, осуществляемый по заданной инструкции,приказу,когда
раб-к не вносит в него элементы новизны и творчества(альфа-труд).
2)труд творческий, инновационный, связанный с созданием
новых идей. Знаний, образов, представлений во всех сферах жизни и деят-ти
ч-ка(бета-труд).
Сущ-ет гамма труд(связан с духовной деят-тью).
Труд как процесс-вид деят-ти чел-ка по производству благ и
ресурсов, необходимых для потребления в домашнем хоз-ве , или для
экономич.обмена, или для того и др. одновременно.
Труд рассм-ся как важнейший экон.ресурс(фактор произ-ва).Согласно
теории факторов произв-ва к ним относятся: труд(кол-во раб-ков),земля(природные
ресурсы),капитал(здания),предпр.способности(вид творческих способностей ч-ка). Эк-ие
ресурсы связаны с доходом(з/п,рента,%,прибыль).
Экономические ресурсы делятся на:
1.природные ресурсы 2трудовой потенциал
3.ресурсы,произведённые человеком.
Труд . потенциал опр. Возможности участия ч-ка , коллектива,
предпр, иобщества в целом в произв-ве и обмене благ. Труд. потенциал
оценивается на уровне Индивида, коллектива, общ-ва.
Состояниездоровья,нравственность,творч.потенциал,организованность,образование,профессионализм.
Цель труда- производство благ и ресурсов. Мотив-всё то, что
побуждает ч-ка трудиться. Содержание труда- целесообразное преобр-е ресурсов
природы и связанные с этим затраты времени и ресурсов энергии чел-ка.
3.Сущность трудового процесса. Предметы и средства
труда, продукты труда. Цель, содержание и мотивы труда.
Трудовой процесс-вид деят-ти чел-ка по производству благ и
ресурсов, необходимых для потребления в домашнем хоз-ве , или для
экономич.обмена, или для того и др. одновременно.
Сущность трудового процесса опр-ся следующими основными
аспектами: психофизиологический(обусловлен затратами энергии ч-ка и его
эмоциональным состоянием), технологическим(действиями ч-ка, направленными на
преобразование ресурсов в блага), соц-экономический(полезностью рез-тов труда
и мотивами людей, побуждающими их производить материальные, интеллектуальные и
духовные блага).Важнейшим параметром всех аспектов трудовых процессов явл-ся
затраты раб.времени, определяющие длительность работ и числ-ть людей, занятых
их выполнением.
Средства труда - совокупность средств производства, с
помощью которых люди воздействуют на предметы труда, видоизменяя их в
соответствии со своими целями и потребностями.
Предметы труда - это то, на что человек воздействует в
процессе труда и что составляет материальную основу будущего продукта,
например, сырьё, различные материалы.
Продукт труда - материальный результат трудовой
деятельности.
4.Классификация видов трудовой деят-ти. Творческий
труд и его роль в развитии производительных сил и общества в целом.
1.по хар-ру и содержанию труда: наёмный частный
индивидуальный коллективный.
2.по желанию необх-ти и принуждению: физический умственный.
3.по предмету и продукту труда: научный инженерный
управленческий производственный
4.по средствам и СП-бам труда: ручной механизированный
автоматизированный высокотехнологичный.
5. виды деят-ти дифференц-ся по целям труда: стационарный
передвижной лёгкий средней тяжести с различной степенью тяжести.
На сегодня классиф-ция труда осущ-ся по наличию в труде
творческой составляющей:
1)труд регламентированный, осуществляемый по заданной
инструкции,приказу,когда раб-к не вносит в него элементы новизны и
творчества(альфа-труд).
2)труд творческий, инновационный, связанный с созданием
новых идей. Знаний, образов, представлений во всех сферах жизни и деят-ти
ч-ка(бета-труд).
Сущ-ет гамма труд(связан с духовной деят-тью).
Природу творчества исследуют но на сегодня она остаётся
неизвестной .Ясно одно: чем выше доля творчества тем в меньшей степени он
должен быть регламентирован.С экономич.точки зр. Творческой явл. Деят-ть
источником дохода которой выступает авторский гонорар. Цель творчества состоит
в создании новых идей;образов;методов;представлений и т.д.
Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений,
новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и
неповторимость движения к искомому результату.
В репродуктивном труде функции повторяются, остаются
устойчивыми, почти неизменными, т.е. его особенностью является повторяемость
(шаблонность) приемов достижения результата. Если творчество характеризуется
получением чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего, то
репродуктивная деятельность сводится к получению "стандартного"
результата.
5.Понятие о трудовой теории
стоимости(Д.Рикардо,К.Маркс) и теории факторов производства(Ж.Б.Сей,А.Маршалл и
др.).Их роль в развитии экономической теории и экономике труда.
Стоимость - это элемент экономических отношений в кооперации
труда при товарно-денежной системе взаимосвязей производителей. Она образует
количественные значения этих взаимосвязей в производстве, распределении, обмене
и потреблении продуктов как товаров.
Фундаментом марксистской политической экономии является так
называемая трудовая теория стоимости. Сущность ее заключается в том, что обмен
товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством человеческого
труда, которое затрачено на их производство. Разнородные продукты рыночного
обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому на рынке они
приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции. Способность
товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях называется
меновой стоимостью. Меновая стоимость является свойством, обязательно присущим
товару. Основой меновой стоимости товаров является общественный труд. Он
воплощается в стоимости товара.
Выдающимся представителем буржуазной классической экономической
теории является Давид Рикардо. Он утверждал, что стоимость товара определяется
необходимым трудом, затраченным на его производство.
Теория производства - теория, объясняющая законы
ценообразования на факторы производства.
Современная теория производства опирается на концепцию
убывающей отдачи или предельного продукта и полагает, что все факторы
производства взаимозависимо участвуют в создании продукта.
ТЕОРИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - экономическая концепция,
сторонники которой считают, что факторами, производящими стоимость и доходы,
являются капитал, земля и труд.
Тео́рии производи́тельности — экономические
теории, рассматривающие взаимодействие между производством и распределением его
результатов среди участников производства. Первоначально теории производительности
выступали в виде теории факторов производства (Ж. Б. Сей, Ф. Бастиа и др.),
согласно которой каждый фактор производства (труд, капитал, земля) участвует в
создании стоимости общественного продукта и получает соответственный доход в
форме заработной платы, прибыли и ренты.
Рикардо,Маркс,Сей,Маршалл- заложили научные основы экономики
труда.
6.Структура экономических ресурсов согласно теории
факторов производства. Роль труда как экономического ресурса в формировании
потребительской стоимости(конечного продукта).
Теории факторов производства (Ж. Б. Сей), согласно которой
каждый фактор производства (труд, капитал, земля) участвует в создании
стоимости общественного продукта и получает соответственный доход в форме
заработной платы, прибыли и ренты.
Согласно теории факторов произв-ва к ним относятся:
труд(кол-во раб-ков),земля(природные
ресурсы),капитал(здания),предпр.способности(вид творческих способностей ч-ка).
Эк-ие ресурсы связаны с доходом(з/п,рента,%,прибыль).
Маркс внес принципиально новый элемент - представление о
двойственном характере труда. Труд в его теории одновременно является и
конкретным, и абстрактным.
Конкретным трудом признается любая трудовая деятельность.
Конкретная форма труда обусловлена тем, что он всегда направлен на создание
вполне конкретных потребительных стоимостей. Потребительной стоимостью является
свойство продукта удовлетворять производственную, общественную, личную или иную
потребность людей. Поэтому потребительная стоимость - это естественное свойство
блага.
Труд, обезличенный или взятый вне его конкретной формы и
овеществленный в продукте, называют абстрактным трудом. Иначе говоря,
абстрактный труд - это затрата человеческой рабочей силы вообще, содержащаяся
во всех товарах и делающая их однородными и соизмеримыми. Поэтому критерием
уравнивания разнообразных потребительных стоимостей в процессе обмена выступает
абстрактный труд. Абстрактный труд создает стоимость.
Таким образом, труд имеет двойственный характер и
обуславливает два свойства товара. С одной стороны, он выступает в форме
конкретного труда, направленного на создание потребительной стоимости, а с
другой стороны, он выступает в форме абстрактного труда, который создает
стоимость товара.
Стоимость товаров создается общественным трудом
производителей. Этот труд является потому, что изготовитель рыночного продукта
создает его для других. Следовательно, стоимость - это общественный труд,
воплощенный в товаре. Если стоимость различных товаров одинакова, то это
значит, что на их производство затрачено одинаковое количество труда. Труд,
образующий стоимость различается по его сложности и качеству.
Таким образом, трудовая теория стоимости устанавливает такие
экономические связи, которые схематично можно изобразить так:
«товаропроизводитель - общественный труд - товар - общественная стоимость -
рыночная цена».
7.Трудовой потенциал и его компоненты. Понятие о
количественной оценке компонент трудового потенциала.
Трудовой потенциал хар-ет возм-ти участия чел-ка
,сотрудников предприятия,населения страны в пр-ве и обмене благ. Труд.
потенциал оценивается на уровне Индивида, коллектива, общ-ва. Каждая
компонента труд.потенциала подлежит колич. Оценке на уровне соответств. Объекта
анализа.
Например состояние здоровья оценивается на уровне ч-ка по показателям
трудоспособности а также по времени отсутствия на работе по болезни.на уровне
предприятия-по совокупным потерям раб.времени персонала из-за болезней а также
по затратам работодателя на обеспечение здоровья персонала.на уровне гос-ва в
целом-оценка осущ-ся по средней продолжит-ти жизни,смертности по возрастам а
также по доли затрат на здравоохранение в гос.бюджете.
Нравственность например на уровне предприятия оценивается по
хар-ру взаимоотношений между сотрудниками а также по экономич.потерям от конфликтов
между ними.на уровне общ-ва-по показ-лям преступности и соц.напряжённости.
Компоненты:Состояниездоровья,нравственность,творч.способности,организованность,образование,профессионализм,ресурсы
раб.времени,активность.
8.Основные понятия экономики труда: рабочая сила,
трудовой потенциал, человеческий капитал, рынок труда. Факторы, влияющие на
формирование трудового потенциала и человеческого капитала работников
хозяйственной орг-ции.
Рабочей силой наз-ся способность человека к труду,т.е.
сов-ть его физических и интеллектуальных данных , которые могут быть применены
в произв-ве.
Трудовой потенциал хар-ет возм-ти участия чел-ка
,сотрудников предприятия,населения страны в пр-ве и обмене благ. Состояниездоровья,нравственность,творч.способности,организованность,образование,профессионализм,ресурсы
раб.времени, активность.
Человеческий капитал-сов-ть качеств , которые определяют
производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия
и общества. Такими качествами считают здоровье природные способности образ-е
профессионализм мобильность. Инвестиции в чел.кап.
Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на
рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на
определенный срок. Основными компонентами рынка труда являются: - спрос на
рабочую силу и предложение рабочей силы; - стоимость рабочей силы; - цена
рабочей силы; - конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями
и наемными работниками. Различают внешние и внутренние, открытые и скрытые
рынки труда.
9.Понятие о качестве населения страны и персонала
предприятия. Методологические основы оценки качества персонала.
Трудовой потенциал хар-ет возм-ти участия чел-ка
,сотрудников предприятия,населения страны в пр-ве и обмене благ.
Понятие труд.потенциала исп-ся не только в рамках теорит-го
анализа, но и на практике в целях оценки качества персонала орг-ции и населения
страны.
Качество населения страны хар-ся степенью его соответствия
рекомендациям и нормативным док-там международных орг-ций, а также соц.нормам
,опред-мым традициями и обычаями страны.
Качество персонала предприятия-это степень соответствия его
хар-к требованиям, вытекающим изцелей предприятия , условий его деят-ти а также
требованиям общ-ва к развитию ч-ка и соц.отношениями ,иными словами,оценка
качества персонала состоит в установлении эталонных требований каждой группе
сотрудников предприятия, кот. Формиру-ся по компонентам труд.потенциала.
Где кач-во персонала по i-той
компоненте труд.потенциала.,i-той компоненты, i-той компоненты.
С поправкой на ранжирование данных компонент,опред-мым
видами деят-ти и хар-ром выполнения работ, формула имеет вид:
Эталонные значения компонент приводятся в тариф-классификац.
Справочникахдолжностных инструкциях и т.д.Исходя из изложенного анализ
персонала предполагает решение 2ух задач:1)оценки возм-ти(потенциала раб-ка)
2)оценка рез-тов д-ти сотрудника.
10.Основные компоненты деятельности человека. Понятие
об альфа-труде и бэтта труде и их эф-ти.
На сегодня классиф-ция труда осущ-ся по наличию в труде
творческой составляющей:
1)труд регламентированный, осуществляемый по заданной
инструкции,приказу,когда раб-к не вносит в него элементы новизны и
творчества(альфа-труд).
2)труд творческий, инновационный, связанный с созданием
новых идей. Знаний, образов, представлений во всех сферах жизни и деят-ти
ч-ка(бета-труд). Природу творчества исследуют но на сегодня она остаётся
неизвестной .Ясно одно: чем выше доля творчества тем в меньшей степени он
должен быть регламентирован.С экономич.точки зр. Творческой явл. Деят-ть
источником дохода которой выступает авторский гонорар. Цель творчества состоит
в создании новых идей;образов;методов;представлений и т.д.
Основной проблемой экономической теории и хозяйственной
практики является
анализ соотношения затрат и результатов. Затраты
определяются по отношению к
экономическим ресурсам. Результаты характеризуются объемом
выпуска продукции,
добавленной стоимостью, прибылью, а также показателями
конкурентоспособности,
качества жизни, экологии и др. Отношение результаты\затраты
в общем случае называется эффективностью.
Различают 2 компоненты д-ти ч-ка: альфа и бэтта труд,степени
участия которых в формировании конечного продукта различны.На пр-сть альфа
труда влияют след.факторы: затраты времени и энергии ч-ка,числ-ть. На прод-ть
бэтта труда : творческие СП-сти и желание их проявлять. В отличие от альфа
труда , за счёт бэтта труда увелич-е объёма пр-ва возможно при неизменных
затратах раб.времени и интенсивности труда.
(Экономия трудозатрат-это обратная сторона продуктивности.)
Также эк-ка труда выд-ет гамма-труд,духовную
компоненту.Рез-т гамма-труда зависит от особого ресурса-совести.От этого
ресурса зависят оношения в коллективе.Продуктивность гамма труда может быть как
отриц. Так и положит.
Рост нац.дохода ,приходящегося на 1 жителя развитых
стран,происходит в основном за счёт действующего и прошлого бэтта-труда.
Рез-т альфа труда м.б. увеличен только за счёт увеличения
длит-ти и темпа труда.
11.Понятие эффективности. Продуктивность и
рентабельность труда.
Эффективность производства - отношение между затратами
ограниченных ресурсов и произведенным в результате их использования объемом
товаров или услуг.
Экономическая эффективность - результат производственной
деятельности, выражаемый в виде соотношения между итогами хозяйственной
деятельности и затратами ресурсов.
Э=
Рез-тат эк.деят-ти чаще всего выраж-ся объёмом пр-ции и
прибыли. Практически важнейшими показ-ми эф-ти явл-ся продуктивность и
рентабельность .
Продуктивность хар-ет отношение объёма продукции к
соответствующим затратам труда, материалов, оборуд-я, энергии, а также по
отношению к суммарным затратам ресурсов .
Р=
T-затраты труда,Q-объём
продукции.
Рентабельность хар-ся отношением прибыли от данного вида
деят-ти к соответствующим затратам труда, материалов и др.ресурсов. Формула
Маркса:
-норма прибавочной стоимости,-заработная плата.
когда>1-Марксом хар-ся как высокая степень
эксплуатации связанная с потерей здоровья.Маркс рассм-ет когда =1.
В матем.схеме оптим. Планирования нормой рент-ти труда
явл-ся 0.
*100%
-затраты на персонал группы(з.п.+соц.выплаты)
С макроэкон.точки зр. Рент-ть труда показ-ет долю з)п в ВВП
страны.
12.Продуктивность труда. Показатели продуктивности
труда, применяемые в хоз-х орг-циях. Основные факторы, влияющие на
продуктивность труда раб-ков предприятия(машиностроения).
Продуктивность хар-ет отношение объёма продукции к
соответствующим затратам труда, материалов, оборуд-я, энергии, а также по
отношению к суммарным затратам ресурсов .
Р=
T-затраты труда,Q-объём
продукции.
Продуктивность использования ресурсов хар-ся показ-лями
трудоёмкости, зарплатоёмкости, фондоёмкости, материалоёмкости, энергоёмкости,
т.е. затратами ресурсов на ед-цу продукции.
Прод-ть труда= , Фонд з(п = Н* Q,Где Н – норматив заработной платы на 1р.
продукции ,Q- плановый объем продукции
Ср. з(п=
Ср. з(п= Н* Прод-ть труда
Прод-ть труда на уровне гос-ва может оцениваться отношением
нац.дохода к числ-ти занятых занятых в сфере матер.пр-ва или к числ-ти эконом.
Активного населения.
На предприятии оценив-ся прод-ть труда по отношению к одному
рабочему одного работающего(числ-ть работающих=ч-ть рабочих=ч-ть упр-цев)
Чистая продукция=з(п с начислениями з(п+прибыль
Факторы,влияющие на прод-ть труда раб-ков:
1. Технико-технологический или научно-технический
фактор(бэтта-труд)
2. фактор организационный
3.соц-экон. Фактор
4.соц.психологический
5. структурный фактор
Прирост прод-ти труда от действия сов-ных факторов равен
произведению частных индексов:
13.Продуктивность труда и показ-ли,характеризующие её
рост(изменение) на предприятии.
Продуктивность хар-ет отношение объёма продукции к
соответствующим затратам труда, материалов, оборуд-я, энергии, а также по
отношению к суммарным затратам ресурсов .
Р=
T-затраты труда,Q-объём
продукции
На предприятии рост продуктивности труда проявл-ся:
1.увеличение массы продукции создаваемой в ед.раб.времени
при неизменном её качестве
2.овышение кач-ва продукции
3.сниение затрат труда т.е. раб.времени и числ-ти на
ед.производимой пр-ции в эконом.трудоёмкости
4.в снижении доли затрат труда в себест-ти пр-ции(снижение
доли физич.;маломеханизированного труда и повышение доли
высококвалифицированного труда в себест-ти пр-ции)
5.в снижении времени пр-ва освоения пр-ва новой продукции
6. в увеличении массы прибыли и доходов работника
Продуктивность использования ресурсов хар-ся показ-лями
трудоёмкости, зарплатоёмкости, фондоёмкости, материалоёмкости, энергоёмкости,
т.е. затратами ресурсов на ед-цу продукции.
Факторы,влияющие на прод-ть труда раб-ков:
1. Технико-технологический или научно-технический
фактор(бэтта-труд)
2. фактор организационный
3.соц-экон. Фактор
4.соц.психологический
5. структурный фактор
Прирост прод-ти труда от действия сов-ных факторов равен
произведению частных индексов:
14.Рентабельность труда как показ-ль эф-ти
соц-экономической системы. Рентабельность альфа- и бэтта-труда.
Рентабельность хар-ся отношением прибыли от данного вида
деят-ти к соответствующим затратам труда, материалов и др.ресурсов. Формула
Маркса:
-норма прибавочной стоимости,-заработная плата.
когда>1-Марксом хар-ся как высокая степень
эксплуатации связанная с потерей здоровья.Маркс рассм-ет когда =1.
В матем.схеме оптим. Планирования нормой рент-ти труда
явл-ся 0.
*100%
-затраты на персонал группы(з.п.+соц.выплаты)
С макроэкон.точки зр. Рент-ть труда показ-ет долю з)п в ВВП
страны.
Правильно говорить о рентабельном или нерентабельном труде.
Если больше или =0-труд рентабельный, если меньше -
не рентабельный.
Альфа-труд объективно не может считаться источником прибыли.
Однако альфа-труд остаётся важной компонентой обществ-го произв-ва
,обеспечивающий его устойчивость в экономическом социальном нравственном
аспектах.
Рост нац.дохода , приходящегося на одного жителя развитых
стран, происходит в основном за счёт действующего и прошлого бэтта-труда.
Тенденция роста уровня жизни хар-на для всех раб-ков, в т.ч.
и кто занят альфа-трудом. Это как рост цен на землю в перспективных городах.
Рез-т альфа труда м.б. увеличен только за счёт увеличения
длит-ти и темпа труда.
В отличие от альфа труда , за счёт бэтта труда увелич-е
объёма пр-ва возможно при неизменных затратах раб.времени и интенсивности
труда.
Основная цель соц-экономической политики страны-повышение
доли умных и честных людей и обеспечение условий для их плодотворной деят-ти.
15.Понятие о теории человеческого капитала. Оценка
эф-ти инвестиций в человеческий капитал.
Теория человеческого капитала явл-ся составным элементом
современной экономики труда. Большинство исследований в рамках данной теории
связано с оценкой эф-ти инвестиций в образ-е. Основные положения были
сформулированы Шульцем, Беккером в сер.20века хотя принципиальное положение
было высказано Смитом,Маршаллом.
Согласно Беккеру: Человеческий капитал-сов-ть
врождённых способностей и приобретённых знаний, навыков и мотиваций,
целесообразное исп-е которых способствует увеличению доходов на уровне
индивида, предприятия и общества.
Инвестиции в чел.кап-л – это все виды вложения в чел-ка, кот.
Носят целесообразный хар-р и способствует росту нац. Богатства.
Инвестиции – это любое действие кот. Повышает квалификацию и
способности и тем самым производ-ть труда раб-ков. Затраты,кот способствуют
повышению произв-ти рассм-ся как инвестиции , поскольку текущие расходы или
издержки(на образ-е) осущ-ся с тем расчётом, что они будут многократно
компенсированы возросшим потоком доходов в будущем.
В основе данной теории лежит эконом.подход к чел.поведению.В
рамках теории рассм-ся 2 вида образ-я: общее и спец-ое. Общее-увелич-ет
конкурентность раб-ка в целом на рынке труда. Спец-ое –в рамках конкретной
хоз.орг-ции.
Матем.сегодняшняя ценность будущих выгод связанная с
получ.образ-я рассчит-ся:
Где -объём дохода, получаемого раб-ком от дополн. Года
обучения или выгоды от образ-я, приведённые к их текущей ст-сти через норму
дисконтирования .
-ожидаемое увеличение дохода на -ом году
работы в рез-те дополн-го года обучения
N-продолжит-ть труд.деят-ти после
обучения или число лет исп-я получ.знаний
Если R>С, где С-затраты на
дополнит. Год обучения, то инвестиции в образ-е целесообразны.
Рост дохода раб-ка опр-ся затратами на образ-е.
Выводы:1) следуя принципу экономич.целесообразности чел.
Будет наращивать свой капитал ,делая вложения в образ-е ,если это принесёт ему
в будущем доход не меньше инвестируемых средств 2)кол-во людей ориентированных
на длительныеи значит-ые инвестиции в образ-е зависит от:-величины расходов на
обуч-е,-доходности будущих специальностей,-от возраста людей 3)при N=0,R=0 инвестиции в образ-е
оправданы,если они бесплатны 4)чем боьше N,меньше альфа
и выше тем эф-нее инвестиции в повышение образ-я.
16.Понятие человеческого капитала. Роль и значение
теории человеческого капитала в современной эк-ке труда.
Теория человеческого капитала явл-ся составным элементом
современной экономики труда. Большинство исследований в рамках данной теории
связано с оценкой эф-ти инвестиций в образ-е. Основные положения были
сформулированы Шульцем, Беккером в сер.20века хотя принципиальное положение
было высказано Смитом,Маршаллом.
Согласно Беккеру: Человеческий капитал-сов-ть
врождённых способностей и приобретённых знаний, навыков и мотиваций,
целесообразное исп-е которых способствует увеличению доходов на уровне
индивида, предприятия и общества.
Инвестиции в чел.кап-л – это все виды вложения в чел-ка,
кот. Носят целесообразный хар-р и способствует росту нац. Богатства.
Инвестиции – это любое действие кот. Повышает квалификацию и
способности и тем самым производ-ть труда раб-ков. Затраты,кот способствуют
повышению произв-ти рассм-ся как инвестиции , поскольку текущие расходы или
издержки(на образ-е) осущ-ся с тем расчётом, что они будут многократно
компенсированы возросшим потоком доходов в будущем.
В основе данной теории лежит эконом.подход к чел.поведению.В
рамках теории рассм-ся 2 вида образ-я: общее и спец-ое. Общее-увелич-ет
конкурентность раб-ка в целом на рынке труда. Спец-ое –в рамках конкретной
хоз.орг-ции.
Рост дохода раб-ка опр-ся затратами на образ-е.
Выводы:1) следуя принципу экономич.целесообразности чел.
Будет наращивать свой капитал ,делая вложения в образ-е ,если это принесёт ему
в будущем доход не меньше инвестируемых средств 2)кол-во людей ориентированных
на длительныеи значит-ые инвестиции в образ-е зависит от:-величины расходов на
обуч-е,-доходности будущих специальностей,-от возраста людей 3)при N=0,R=0 инвестиции в образ-е
оправданы,если они бесплатны 4)чем боьше N,меньше альфа
и выше тем эф-нее инвестиции в повышение образ-я.
См.15
17.Понятие технического прогресса. Влияние
технического прогресса на изменение производ-ти ,затрат труда и качества жизни.
Научно-технический прогресс - использование передовых
достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью
повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего
удовлетворения потребности людей.
Развитие цивилизации хар-ся изменениями в благосостоянии
ч-ка,в производственной, социальной,интеллектуальной и духовной сферах,а также
в прир.среде под влиянием чел.деят-ти.О динамике качества жизни можно судить в
первую очередь по потреблению матер-х благ,средней продолжит-ти жизни и времени
труда.Устойчивые изменения этих хар-к отмечены с конца 18века когда началось
широкое применение таких изобретений как механический ткацкий станеок,паровая
машина. С этих пор и начинается рост производ-ти труда и уменьшение
обяз-ного времени труда и ростом потребления матер-х и интеллектуальных благ.
С техническим прогрессом растёт и производ-ть труда.
В целом с сер 19 века во всех развитых странах наблюдается
рост благосостояния при уменьшении обяз-го времени труда и улучшении его
условий. В последние десятилетия производ-ть увелич-ся в развитых странах в
среднем на 2-2,5% в год.Продолж-ть раб.года за последние 200 лет сократилась в
развитых странах более чем в 2 раза.Среднедушевое потребл-е матер-х благ
растёт.
Под качеством жизни понимают условия человеч-го сущ-я:
обеспеченность матер-ми благами, безопасность, доступность мед.помощи,возм-ти
для получ-я образ-я,состояние окруж.среды, соц.отношения в обществе.
Аристотель:Цель гос-ва –это совместное продвижение к высокому качеству жизни. Качество
жизни хар-ся степенью удовл-я потребностей ч-ка , определяемой по отношению к
соответствующим нормам , обычаям и традициям,а также по субъективной оценке
степени благополучия. Индекс развития человеч-го потенциала.
18.Основные понятия организации труда. Роль и значение
труда в обеспечении эф-ти трудовых процессов в хоз-х орг-циях.
Орг-ция труда представляет собой процесс исп-я раб.силы. А
также деят-ть , направленную на упорядочение труд-х процессов. Орг-ция
труда(организ.деят-ть) на предприятии наряду с управленческой предст-ет собой
одну из функций упр-я ,реализация кот. Способствует достиж-ю поставл-х перед
предприятием целей.
Основными элементами орг-ции труда выступают:
1)разделение труда и кооперация 2)исслед. Труд-х процессов и
затрат раб.времени 3)условия труда 4)нормирование труда
С орг-цией труда тесно взаимосвязаны вопросы касающиеся орг-ции
з(п и матер-го стимулирования.
Эф-ное реш-е названных выше вопросов создаёт предпосылки для
устойчивого развития предприятия, стабильности персонала и роста прод-ти труда.
Разделение труда-это обособление людей занятых на предприятии(функц-ое, технологическое,
предметное, профессиональное, квалифицированное).
Кооперация труда-это объединение людей.
Процесс произв-ва блага ,хар-ся исп-ем различ.видов ресурсов
и осущ-мый либо при непоср-ом участии, либо под наблюдением ч-ка наз-ся производ.процессом.
Условия труда-хар-ки произв-го пр-са и произв-ой среды возд-щей на
сотрудников предприятия.
Экон.эф-ть мер, направленная на улучшение усл.труда прояв-ся
в росте прод-ти работников за счёт снижения потерь раб.времени в силу снижения
проф.заболеваемлости и травматизма. В этом проявл-ся соц.эффект , влияющий на
трудовой потенциал пред-я и об-ва в целом.Рабочее место.
Все виды технологич-х процессов на предприятии могут
осущ-ся лишь в рез-те труда его раб-ков.
19. Виды и границы разделения труда на предприятии.
Кооперация труда. Понятие о производственном ,технологическом и трудовом
процессах.
Разделение труда-это обособление людей занятых на
предприятии.
Виды:(1.функц-ое(по вып-мым ф-циям выд-ют:а)рук-ли
б)специалисты в)рабочие-технические исп-ли г)ученики), 2.технологическое(в
соответствии с особ-ми технологии на предприятии созд-ся цеха и участки),
3.предметное(предполагает оюособление стр-рных подразделений пред-я в зав-сти
от изг-я опр-х видов продукции), 4.профессиональное(хар-ся знаниями и
названиями необх-х для вып-я опр-го вида работ), 5.квалифицированное(опр-ся
различием работ по степени сложности-это в свою очередь обусл-ся различные
сроки подготовки персонала к выполнению соотв.функций)).
Границы:1.Технические(обусл-ны воз-ми оборуд-я,
инструментами, а также требованиями к потреб. Качеством продукции)
2.Психофизиологические(опр-ся возм-ми человеч. Организма а также требованиями
сохранения работоспос-ти)3.Социальные(обусл-ны требованиями к содерж-ю труда,
его неох-му разнообразию а также развитию проф.знаний и
навыков.4.Экономич.границы (хар-ют влияние разд-я труда наэкономич. Результ.
Пр-ва ).
Кооперация труда-это объединение людей(сущ-ет и функц. И
технологич. Кооперация, а также в рамках коллективных раб.мест,между
раб.местами вплоть до пред-я в целом).
Процесс произв-ва блага ,хар-ся исп-ем различ.видов ресурсов
и осущ-мый либо при непоср-ом участии, либо под наблюдением ч-ка наз-ся производ.процессом.
Технологический процесс- целесообразное изменение формы,
размеров, состояния, стр-ры, места предметов труда.
Технологич.процессы,классиф-ция:1.источники энергии для
осущ-я пр-сов:-активные ,пассивные 2. Наличие перерывов в ходе пр-са-дискретные
и непрерывные 3.способ возд-я на предмет труда и хар-р применяемого
обор-я-механические и аппаратные.
Все виды технологич-х процессов на предприятии могут
осущ-ся лишь в рез-те труда его раб-ков.
Труд.пр-сы различ-ся: 1по хар-ру предмета и продукта
труда(вещественно-энергетические и информац-ые) 2по функциям(основные и
вспомогательные) 3. По степени участия чел-ка в воздействии на предмет
труда(ручные,машинно-ручные, машинные, автоматизированные) 4.по степени тяжести
труда.
20.Условия труда. Интенсивность и тяжесть труда как
фактора(показ-ли), определяющие уровень условий труда на раб.месте. Понятие об
оценке интенсивности и тяжести труда.
Условия труда-хар-ки произв-го пр-са и произв-ой среды
возд-щей на сотрудников предприятия.
Хар-ки произв-го пр-са опр-ся:применяемым оборуд-ем,
предметами и продуктами труда, технологией, системой обслуж-я раб.мест.
Произв-ая среда хар-ся : санитарно-гигиенич.условиями
труда,безопасностью, режимом труда и отдыха, взаимоотношениями между
сотрудниками предприятия.
Т.о. условия труда могут рассм-ся в технических,
организац-х, психофизиологич., социальных, правовых и др.аспектах.
Проектирование условий труда должно осущ-ся с учётом
различий сотрудников предприятия по полу, возрасту, состоянию здоровья,
квалификации, психологическим и социальным хар-кам.Разработаны системы
рекомендаций и нормативных материалов различной степени общности и
обязат-ти(МОТ,заводские нормы),кот.должны исп-ся при проектировании условий
труда.Основными директивными док-тами,регламентирующими условия труда , явл-ся
санитарные нормы и правила(СН и П),ГОСТ.(в них приводится в т.ч. и Пред.Допуст.Концентрация
вредных вещ-в)
Для улучш-я усл.тр.необх-мо:1.соверш-ть технологию 2.осущ-ть
автоматизацию оборуд-я 3.улучшать вентиляцию произв.помещений
Общ.уровень усл.тр.опр-ся:
Интенсивность труда хар-ет кол-во труда,затрачиваемого в
ед-цу раб.времени.
К основным факторам,влияющим на интенсивность и тяжесть
труда отн-ся:1.степень занятости раб-ка в течение раб.дня,2.темп труда 3.усилия
необходимые при выполн-ии работы,которые зависят от массы перемещаемых
предметов, особенностей оборуд-я, орг-ции труда 4.кол-во обслуживаемых объектов
5.специализация раб.места 6. Санитарно-гигиенич.усл.труда 7.формы
взаимоотношений в произв-х коллективах.
Измерение интенсивности и тяжести труда предст-ет сложную
проблему кот. До сих пор не имеет удовлетв-го решения.
Методы оценки инт-ти и тяжести труда учитывают:затраты
энергии раб-ко,темп работы,мнения раб-ков о степени утомления,психофизиологич-е
хар-ки утомления.
21.Понятие раб.места и его роль в решение организационно-технологических
и соц-экономических задач на предприятии. Факторы, влияющие на эф-ть исп-я
раб.мест в орг-циях. Понятие о классиф-ии и функциях обслуж-я раб.мест.
Любой произв-ый процесс осущ-ся на раб.местах. Сущ-ет 2
группы задач, при решении кот.исп-ся понятие раб.места:1.организационные,
технологические и эргономические задачи,связанные с проектированием
технологич-х и труд-х процессов,совершенствованием труда, оперативным
регулированием произв-ва. Раб.место-часть поизв-ой площади цеха или отдела,оснащённая
средствами труда для выполнения поизв-го проц-са одним иди группой раб-ков. 2.
Упр-е занятостью и обеспечение пред-й чел-ми ресурсами.
Страницы: 1, 2
|