бесплатные рефераты

Шпаргалки к госэкзаменам по Банковсому Делу

Управление Центробанком. В соответствие с законом ЦБ подотчётен Госдуме.

ЦБ управляется Советом директоров (Председатель, утверждаемый Госдумой, и 12 членов Совета директоров, выбираемые Госдумой по представлению Председателя ЦБ и работают 4 года). Совет директоров собирается не реже 1 раза/месяц. Его ф-ции: — утверждение годового отчёта; — рассмотрение сметы расходов ЦБ; — рассмотрение изменений УК; — определение порядка допуска иностр. капитала в банк. систему РФ.

При ЦБ создан Национальный банковский совет, состоящий из представителей: Минфин (1), Минэкономики (1), Председатели палат ВС (2), от Президента (1), от Правительства (1), эксперты (несколько).

Функции Нац. банквс. совета: *формирование концепции развития банковской системы РФ; *рассм. проекты и осн. направления ден.-кред. и валют. пол-ки; *рассм. наиболее важные ?? регулир-я деят-ти всех кред. орг-ций в стране.

ЦБ не может участвовать в капиталах создаваемых КО, но может участвовать в капиталах и действиях международных организаций. УК ЦБ = 3 млрд. руб. ЦБ не вправе давать кредиты на финансирование дефицита бюджетов и на другие нужды правительства, а также покупать гос. цб при их первичном выпуске и размещении на фондовом рынке. ЦБ и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов и таможенных платежей. При организации наличного денежного оборота не устанавливается официальное соотношение между рублём и золотом.

За ЦБ закреплены следующие инструменты:

— установление %-ставок по проводимым им операциям. Это min-ставки, по которым ЦБ осуществляет операции в целях влияния на %-политику в стране и конкретно на рыночную %-ставку.

— нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ устанавливаются в %-соотношении к обязательствам КО. Резервные требования в соотв. с законом не должны превышать 20% обязательств КО и являются дифференцированными по видам кредитных организаций и банков;

— операции на открытом рынке — купля—продажа гос цб, лимит таких операций устанавливается Советом директоров;

— рефинансир-е банков. Формы, порядок и условия рефинансирования определяются Центробанком в момент совершения таких операций;

— валютное регулирование — купля—продажа $ на рынке с целью воздействия на курс рубля и воздействия на суммарный спрос и предложение денег;

— установление ориентиров роста денежной массы осуществляется на основе расчётов по денежным агрегатам, которые показывают состояние нал. и б/н денежных средств, участвующих в обороте товаров и денег;

— прямые количественные ограничения в денежно-кредитной политике. Проводя денежно-кредитную политику, ЦБ осуществляет следующие операции:

— предоставление кредитов на срок не более 1 года, обеспеченных либо цб, либо др. активами;

— покупка—продажа чеков, простых и переводных векселей, имеющих форму товарного происхождения со сроком погашения не более 6 мес.

— покупка—продажа облигаций, депозита, сертификатов и др. Ценные бумаги со сроком погашения не до 1 года.

— выдача гарантий и поручительств другим КО, покупка—продажа, хранение документов, $; открытие счетов в российских и иностранных КО.


Система межбанковских коммуникаций (swift, reuters) (16)

Развитие миров. рынка влечет за собой увелич. объема валю, кред, фин,  расчетных опер-й. Увеличивается документооборот, кол-во  делов. бумаг. Информац. потоки выходят за нац. границы. В итоге, формир-ся банк данных д\рынка информац. услуг в миров. масштабе. М\д источниками рынка происх. обмен инфо, передача сведений о курсах валют и цб., % ставках, положение  на разных рынках,  надежность  партнеров  и  т.д. Д\повыш. эфф-ти междунар. вал.-кред. и расчет. опер-й необх. их макс. компьютеризация.

Брюссель, 1973г. – создано АО – Всемирная Межбанкв. финанс. телекоммуникац. сеть (СВИФТ). Офиц-но функцианир. с 1977г. Задача: 1)  скоростн. передача банкв. и  фин. инфо 2) сортировка и  архивация инфо.

РФ вступила в СВИФТ в 89г. (более 230 банков).

Оплата за использование  сети на междунар.  уровне – по  тарифам. При  вступлении в сеть платится взнос. (меняется ежегодно).

СВИФТ не выполн. финкции вал. клиринга.

Свифт охват.:контроль,  проверку подлинности отправителя и получателя, распределение сообщений по срочности, шифровку инфо (обычн. сообщения – в теч. 10  мин,  срочные – 1 мин). Затем сообщения передаются через прямой  канал связи получателя, если он  включ. в  сеть, или остается до востр. в базе.

Осн. достижение СВИФТ – создание и использ-е стандартов банкв. докум-ции, признанной международ. орг-цией инфо. ISO. Это позвол. изюежать сложностей и ошибок при международ. банкв.  расчетах.

Успешное функцион-ние СВИФТ заключ. в стандартизации форматов сообщений, т.е. разработка единого «языка банков».

Типовые сообщения: движение платежей  клиентов, межбанкв.  движение платежей, данные о кред. и вал. опер-ях, выписки из текущ. сч. банков (включая записи в Деб и Кр. счетов).

Стандартизированы операции:  продажа и оформление ц.б., балансов. отчеты д\клиентов, торговля драг мет., дорожные чеки, гарантии и тд.

СВИФТ ежекварт. издает справочник банкв. инфо кодов, руков-во д\польз-лей и тд.

Со 2-ой пол. 80-х  гг. разраб. новая система START – автоматизир. система контроля за правильным осуществлением проводок по сч. => повыш. аккуратность, ускор. обраб. данных, выявл. ошибки => облегч. труд банкв. служащих.

СВИФТ обслуж. более 160 стран (80% междунар. расчетов).


Др. автоматиз. системы межбанкв.  расчетов:

«СЕДЕЛ» – по  торговле ц.б.

«Рейтер монитор сервис»- по валют. опер-ям и информац. услугам.

Одна из  наибол. распростр. систем мира – ИНТЕРНЕТ – технологич. лидер «Хьюлет Паккард». Сеть дает получать ЛЮБУЮ инфо.


Концепция развития расчетной сети ЦБ РФ. (17)

Д\повыш. уровня обслуж. клиентов необх. обеспеч.  оперативность, беспереб-ть, кач-сть, конфиден-ть  расч. опер-й, осущ. их на миров. уровне с использ-ем наибол. соврем. и перспект. технологий.

Это завис. от возмож-тей Банка РФ, его рассчет. сети. Важно создать Единый Федерал. Расчетный Центр, реорганизовать и развть расчетную сеть ЦБРФ с соотв. со «Стратегией развития платежной системы РФ» и «Концепцией системы валовых расчетов в режиме реальн. времени ЦБ».

Глав. условие повыш-я эфф-ти расчетов – в развитии всех форм расчетов: а) прямых корр. отношений с наличием кор.сч., б) внутрибанкв. с использ-ем сч. межфилиал. расчетов, в) клиринговых, на базе небанкв. кред. орг-ций.

Конкурентность в расч. системе улучшить кач-во обслуж. клиентов.

Важно, чтоб кред.  орг-ции могли выбирать способ  проведения платежа, исходя  из требований   клиента и экономич. целесооб-ти д\себя.

Тарифы за расчеты – должен быть компромис м\д потреб-тью банка в рес-сах и  потреб-тью клиента в оператив. расчетах.

 Необх. д\ развития конкур-сти, чтобы :

а) ЦБ опубликовал методику расчета тарифов проведения платежей в своей расч. сист., тариф. политику на ближ. период (3-5 лет) д\ценовой  ориентации банков  при принят реш-й по инвестир-ю ср-в в  их собственные технологии

б) банкв.  сообщество вместе с ЦБ выработ. процедуры, исключающие недобросовестную конкур-цию на рынке расч. услуг,  установление демпинговых цен.

Д\вовлеч. в банкв. оборот ден.  ср-в, наход-хся в налич. обращении, внедряют новые технологии: 1) расчтеты  по пласт. картам, 2) использов-е «электронных денег», 3) осущ. расчетов черед Интернет, с управлением банкв. счетом в реальном времени из любой точки РФ.

Важно, чтобы расчетная сист. предостав. кред.   рг-циям широкий  спектр возм-тей по орган-ции обработки платежей (от полностью электронного способа до менее оперативного, но дешевле – бумажный вид). Д\этого ЦБ должен  ввести единый формат по всей стране. Предусмотреть д\банков-отправителей ср-в операт. получать данные о прохождении платежа вплоть о зачисления ср-в на сч. получателя, опред-т меры ответственности участников расчетов, в том числе ЦБ.

Комм. банки вместе с ЦБ должны выработ. рекомендации по: 1) унификации форматов  расч.  док-тов (возмож, на базе СВИФТ), что ускорит взаимоотнош. м\д банками-конграгентами, стандартизир. выходные форматы автоматизир-х банкв. систем.  2) использ-е системы СВИФТ-RUR д\рублевых расчетов м\д банк.-корреспон-ми. 3) переход банкв. систем РФ на междунар. стандарты бух.учета и аудита.

Така ярасч. система должна соблюдать банкв. тайну, защищать инфо от несанкциан. доступа. и тп.


Глобализация финан. рынков. (37)

ГФРынков – своб. межгос. перелив кап-лов в рез-те объединения  нац. рынков. Влечет: 1) либерализ-я деят-ть кред-фин. инстит-в, междунар. движение  кап-лов. 2) унификация нац. и банкв. систем, их взаимное проникновение на глоб. фин. рынок.

Наибол. глоб. явл. рынок ссудных кап-лов – внедрение соврем. информ. технологий,  ср-в коммун-ции и информ-ции, либерализации нац. рынков, допуск на них нерез-в, снижение ограничений по проверке  некот. операций.

Рез-т Глоб-ии – гигантс. рост объема фин. потоков в мире.

Годов. объем валют. рынка – 430 трилл. дол, суточный   объем – 1,3 трлн.

Рынок банкв. кредитов – 40 трлн, РЦБ – 20 трлн.

Глоб-ция кред. и фондовых  рынков – объем межнацион. кредитов вырос в 20 раз, вырос объем ц.б. и их видов.

Большая роль принадлеж. институциональным инвесторам – Пенс.Фонд, Страх. Фонд, инвестиц. компании – они аккедитуют ден. рес-сы и вклад. в ц.б.

Глоб-я осущ. в 2 направл.: 1) международ. кред-е, 2) портфельн. инвес-ции (преобладающ. вид фин.  потоков и по объему и по времени), значит. превосходит прям. иност. инвес-ции и междунар. кредиты. Этот процесс отраж. секъюритизацию кред. отношений, кот. осущ-ют все  чаще не в форме  кредита, а посредством купли-прод. ц.б.

Секъюритизация – 1) замена традиц. кред. опер-й банка на оп-ции с ц.б. 2)активизация работы банков на фонд. рынках.

Междунар. движ-е   кап-лов в форме займов, кредитов, торговли ц.б., валют. оп-ций – больше международ. товарооборота в 50 раз.

В соврем. условиях огром. знач. приобр. инфо (эк, полит, техн.) Явл.  одной из   главн. предпосылок ГФР. Система  Всемирн-х банкв. коммуникаций Свифт - (основ. в 73г. группой 250 стран) – переводы клиентов и банков, передача  извещений и запросов по переводам, займам , вкладам, проводки по Деб. и Кр., выписки со счетов.

++ системы: 1) упрощение расчетов, быстро, высок. скорость платежа,  выс. степень защиты, дешевая, закрытость инфо.


Показатели, характеризующие состояние рынка ц.б. (55)

Д\оценки состояния, тенденций развития РЦБ использ. лед.  основ. показ-ли:

1) Капитализация рынка – это произведение  курсовой ст-ти ц.б. (Pi) на кол-во ц.б.(Qi), наход-ся в обращении. K= сумма Pi*Qi 

2)Оборот рынка  - произвед. курс. ст-ти ц.б. на кол-во ц.б., по кот. фактич-ки совершены сделки. O= сумм Pi*Ci 

3) индексы рынка – расчетн. показ-ли, хар-щие изменение цен отобранных ц.б. Чаще   всего индексы рассчит-ся по акциям. Индекс показ: 1) движение цен 2)явл. ценовым ориентиром, 3) осн. инструмент д\фьюч. контрактов  и опционов.

Проблемы, связ. с расчетом Индекса: 1) какое кол-во ц.б. д\расчета взять 2) как расчитать индекс.

3 способа расчета Инд-са: а) простое арифмет. среднее (+ - простота расчета, минус – сглаживание различных по значимости процессов).

б) по капитализации    J= (сум. Pin*Qin )/(сум Pi n-1 * Qi n-1) * J n-1

При расчете инд-сов следует предусмарт. систему корректировки , чтобы исключ.  влияние нерын. факторов.

При расчете инд-сов берется цена закрытия биржи или цена, зафиксир. на конкр.  момент времени.

При этом зафикс. на данн.  мом. инд-с не имеет особого значения, а имеет значение его ОТКЛОНЕНИЕ за опред. промежуток времени (мес, декада, нед, день). Эти изменения отраж-ся графиками.


Проблемы кредитования реального сектора росс. эк-ки. (34)

Вложения в реал. сектор из-за высок. риска малопривлек-ны д\банквс. кап-ла, по сравн. с более доходными и надежными фин.  активами

Операции на фин. рынке (куп-прод. ин. валют, операции с ц.б.)  приносят такую Прибыль, кот. невозможна в матер. сфере. Поэтому кредиты ком. банков (и ср-ва КБ) в основном использ-ся не в сфере произ-ва и обращ-я продукции, а в сфере обращения, не обслуж-щей процесс произв-ва.

Перелив кап-ла из сферы произ-ва в сф. обращ-я => усугубление диспропорций в эк-ке + причина в высоких % ставках за кредиты долгосроч. хар-ра из-за высокого риска  невозврата ссуды (платежный кризис) и их инфляцион-го обесценения.

Проблемы: 1) В условиях высок. инфляции и низк. благососстоян. нас-я невозм. предост-е кредитов физ. лицам. 2) Высок степень риска выдачи кр-та на долгий  срок 3) отсутствие или недостат. разработанность правов. базы. 4) нет  долгосроч. ресурсной базы у банков , т.к. 1) невысок. дох-ды нас-я, 2) недоверие нас-я к банкам в рез-те кризисов, 3) высок. инфляция => невозм-ть долгосроч. вкладов, не покрываются % по депозитам.

Необходимо: д\ восстан. и развития эк-ки

1)         увелич. объемы и эффект-ть  произв-ва

2)         улучшение условий реализации товаров

3)         кредиты в сферу произ-ва

Меры: 1) льготы при налогооблож. на п\п 2) льготные кредиты, гос. стимулирование д\кредит-ния приоритетных  направлений, 3) возврат ден. ср-в из-за границы, вернуть доверие нас-я, необх. снизить доллларизацию эк-ки,  система страх-я депозитов.

Банк должен контролировать использ-е ср-в, разрабат. надежные методы оценки заемщика, кач-во обеспечения, меры по снижен.  рисков.


Оценка бизнеса (ОБ). (66)

Предмет оценки Б. – рын. ст-ть кап-ла оцениваемой компании.

3 подхода к ОБ: доходный, затратный, сравнительный. Каждый из них опирается на специфич. инфо и оценивает разные стороны.

1) Доходный – определяет ст-ти соб. кап-ла как сумму текущ. ст-тей буд. доходов п\п. Инфо: прогнозные данные по выручке от реализации, величины ден. потока. Невозмож. применять д\ п.п со значит-ми фин.  Ак-ми, но в условиях устойчивого фин. кризиса.

2) Затратный подход – опред-ет ст-ть соб.кап-ла Компании как сумму рын. ст-ти ее Ак-вов за вычитом заемных ср-в. Инфо д\расчета: текущее состояние Ак-вов и долгов. Ст-ть Ак-вов = совокупная величина затрат на их воссоздание – износ.  Сфера примен. подхода – компания со значит-ми матер. Ак-ми. В противном случ. перед оценщиком возникнет проблема определения рын.  ст-ти Немат. Ак-вов.

3) Сравнит. подход – ценность Собс. кап-ла фирмы определ-ся тем, за скока он м.б.  продан при наличии достаточно сформированного рынка. Вероятной  ценой оцениваемого бизнеса м.б. реальная цена продажи сходной фирмы, зарегистр. на рынке.

Рез-ты Сравнит.  метода довольно эффективны, имеют хор. объективную базу. 2 типа Инфо: 1) рыночная (ценовая) – данные о фактич. ценах купли-прод. акций сходной компании. 2) финансовая – бух. отчетность за текущ. год и предшест. периоды, фин. отчетность,  др. сведения. (Обычно за 5 лет).

3 метода сравнит. подхода: 1) метод компании-аналога (метод рынка кап-ла) – основ. на использ. цен, сформир-х открытым фондов. рынком. 2)  метод сделок (продаж) – ориентир. на цены приобретения п\п вцелом или контр. пакета акций.  3) м. отраслевых коэфф-тов (соотношений)- использ. рекомендуемые отношения м\д ценой и определенными фин.  параметрами. Отраслевые коэфф-ты рассчит-ся спец. институтами по  исследованию цены продажи п\п и его важн.  произв.-фин. хар-ками. (Данн. метод не оч.  распространен из-за малой базы инфо)


Методы оценки и основы ипотечно-инвестиционного анализа. (64)

В оценочной деят-ти сущ-ют 3 подхода: 1) затратный (использ. те п\п, кот. потенц-но не приносят доход, но необх. оценить имущ-во) 2) сравнительный (можно использ. д\оценки любого имущ-ва, но при наличии достат. инфо о рез-тах  недавних продаж), 3) доходный (2 метода в основе: основной – метод прямой капитализации и метод дисконтирования буд. доходов. Годится д\тех видов имущ-ва,  кот. способны приносить дох-д, а также при оценке пакета акций).

Ипотечно-инвестиц. анализ – разновидность доходного подхода, кот.  ипольз-ся д\оценки объектов недвиж-ти, приобрет. с участием ипотеч. кредита. Особ-ть: рын. ст-ть Ак-ва не  совпадает с величиной вложенного в  него собст. кап-ла, т.к. недв-ть частично куплена на заемные ср-ва.

Метод капитализации дохода – ст-ть объекта  опред-ся на основе конвертации годового чистого операцион. дохода в ст-ть при помощи коэфф-та капитализации, включающего норму дохода на инвестиции и норму возврата кап-ла. Коэф-т капит-ции зависит от: 1) требований инвестора к ставке дохода на вложенных соб. кап-л, 2) % ставки, срока кредитования, коэф-та ипотечной задолженности.

Метод дисконтирования ден. потоков – ст-ть недвиж-ти склад-ся из суммы получ-го ипотеч. кредита и текущ. ст-ти собст. кап-ла. Собст. кап-л = дисконтированных ден. доходов инвестора за период владения + дисконтир. выручка от предполагаемой продажи в кон. периода владения.

Специфика: 1) ставка дисконта соотвествует требуемой  инвестором ставке дохода на соб. кап-л, 2) в кач-ве дохода за пер. владения оценщик использ. не чистый операционный доход, а ден. поступления на соб. кап-л.

3) выручка от предполаг. продажи недв-ти в кон. периода явл. разницей м\д ценой перепродажи и остатком ипотечного долга на эту дату.

      Итак, Ипот.-Инв.  анализ – это моделированный доходный подход к  оценке недв-ти. В процессе оценки необх. анализ-ть конкрет. условия финансирования оцениваемого объекта и сравнивать их с типичными рын. условиями фин-ния. НА основе выявленных различий рассчит-ся соответствующая поправка на условия фин-ния, кот. трансформирует обоснованную рын. ст-ть недв-ти в цену.


Оценка земли. (65)

Неотъемлемым элементом любого объекта недвижимости, его природн. бызасом явл. земел. участок. Земля имеет право на  доход, приносимый всем объектом недвижимости, т.к. ст-ть зданий и сооруж.  на зем. участке носит вторичный хар-р и выспут. как дополнит. вклад в ст-ть зем. участка. Выгода от использ-я зем. уч-ка ипольз-ся неогранич. время.

В соврем. условиях России земля явл. 1 из наибол. сложн. объектов экон. оценки в составе недвиж-ти. Причины сложности оценки: 1) специфика данного объекта, 2) неразработ-ть нотариал-правовой базы, 3) неразвитость земельного рынка в стране.

Осн. земельн. законодат акт страны – Земел. Кодекс от 25.04.91г. В наст. время подготовлен новый проект Зем.Код.,  кот. учитывает экон. изменения в стране после 91г. и потребности страны.

Специфика земли и ее отличие от др. видов недвиж-ти обусловлено ее особ-тями: 1) земля – природн. ресурс, кот. невозмож свободно воспроизвести, 2) при оценке необх. учитывать возмож-ть многоцелевого использ-я земли: А) как осн. ср-ва произв-ва (с\х и лесн. земли), Б) как пространство д\соц.-экон. развития (размещение различ. объектов недвиж-ти). В) земельн. фонд – основа формирования среды проживания нас-я, и обеспечивает экологич. безопасность , особ-но лесной и водный фонд. Г) не применяется понятие физич. и функционального износа д\оценки ст-ти.

При всех этих кач-вах земля принадлежит ст-ной оценке. Объект оценки – земел. участок без наход-ся на нем и в его недрах объектов недвижимости.  Зем. участок – часть поверхности земли, имеющая функциональн. границу, площадь, местоположение, правовой статус и др. хар-ки,  отраж. в гос. Зем. Кадастре и док-тах гос. регистрации прав на землю.

Оценка З. подраздел. на массовую и кадастровую оценку земл. участков и региональную оценку единичного земел. участка.

Цель кадастровой оценки – опред-е ст-ти всех земл. участков в границах адм.-терр. образований (обл., регион, город) по оценочным зонам на нач. след. года.

Рын. оценка – опред. рын. ст-ти зем. уч-ка на дату оценки независимым оценщиком в соотв. с принятыми стандартами и методами оценки:

1)         доходный подход: *метод прямой капитализации, *капит-ция дохода по периодам, *техника остатка дохода д\З.

2)         сравнительный: *метод сравнения продаж, *метод переноса

3)         затратный: *метод изъятия *метод  определения затрат на освоение, *оценка по затратам на инфраструктуру.

В странах с развит. эк-кой по возможности примен. все 3 способа. Расхождения в оценках говорить либо об  ошибках в оценке,  либо о несбалансированности земельного рынка.


Ипотечный  кредит и ипотечный банк: сущность и различия. (68) (91)

Ипот. кредит – кр-т, предост. на длит. время д\приобрет-я  недвиж-ти, выступающей в кач-ве залога. Отличит. черта – совмещение объекта залога и приобретаемого объекта. Ипот. кр-т отлич. от др. видов кр-та тем, что :1) объект недв-ти  сохр. свои кач-ва в теч. длител. времени, что делает данн. вид кр-ния макс-ным по срокам – 10-30 лет. 2) цена на недв-ть  со  временем толко растет, что способствует полной гарантии кредиторов.

3) при ипотеке обеспеч-ся дополнит. защита прав банка-залогодержателя при пом. гос. рег-ции залога недв-ти. Это позвол. проследить последующие залоги недв-ти и др. изменения, угрож. интересам кред-ра. 4) простота контроля за сохранностью залога, что избавл кред-ра от лишних  расходов.

Эти особ-ти делают Ипот.кр-ние привлек. д\КБ при рын. эк-ке и хорошей прав. базе.

Ипот. банки – осущ. кред .оп-ции по привлеч-ю и размещ-ю ср-в на долгосроч  основе под залог недвиж-ти. Рес-сы Ип.Банков формир. в больш. части за счет собс. ср-в, и привлеч-х за сч. выпуска ипотеч.  облиг-й или ипот.заклыдных, обеспеч-х закладными  своих  клиентов. Еще за сч. реализации сравнит. надежных ц.б. (облиг. местн. органов власти). Сейчас Ипот.Банков очень мало, т.к. их функции перешли к страх. компаниям и универсальным комм банком, и др. кред. учреж-ям.

По анализу  ипотеч. кред-ния в РФ – банки самые активные участники этого процесса + регионал.  админ-ции.

Проблемы банков на ипот. рынке: 1) поиск долгосроч. рес-сов (кредиты только на 2-5 лет, а остальное из собст. ср-в банка) 2) невозможность проведения оп-ций с инструментами ипот. кред-ния на вторичн. рынке (отсутст. вторичного рынка закладных).

Один из вариантов эфф-но действующей, целостной системы ипотеч. жилищного кред-я и обеспечения ликв-ти банков, выдающих ипот. кр-ты – использовать «оптовые» источники, формирующ-ся за сч. вторичн. рынка ипот. кр-тов. На первичн. рынке кредиторы (КБ) выдают нас-ю ипот. кредиты. Д\обеспеч-я быстрой возвратности кред. рес-сов и решения проблемы собс. ликвидности, кредиоры продают выданные ими ипотечные кредиты на вторичн. рынке спец. созданному д\этой цели Агентству Ипот. Жил. кред-ния или др. оператору вторичного  рынка.



Особенности корпоративного кредита. (21)

Одно из важн. направлений деят-ти КБ  - кредитование. Осн. субъекты банкв. кред-ния  - акционерные и частные компании, кред-фин. учрежд-я, нас-е, фед. и местн. органы власти. Особое внимание заслуж. корпорат. клиенты – юр.  лица, клиенты банка (кроме кред.  орг-ций, нас-я, субъектов Фед, муниц. образований).

Высок. инфляция, девальвация нац. валюты,  отсутствие системы кред-ния может привести к глубок. кризису не тока в банкв. сфере, но и в эк-ке в целом. В развит. странах зависимость корпораций от банквс. кред-ния уменьш-ся, а для росс. п\п явл. практически единственным источником получ-я ден. ср-в.

Осн. функции организации кредитования корпорат. клиентов банком:

1)         макроэкон. – выполн. осн. банкв. задачи аккумуляции ден. рес-сов д\инвестирования, р азвитие эк-ки страны.

2)         микроэкон. – получение основных доходов, способвст-щее повышению дох-сти и надежности банков.

Особ-ти корпор. кред-ния:

1) большой объем, 2) высокая дох-ть, 3) выс. рисковость.

В Росс. условиях КК это один из самых рискованных Ак. операций, и неразумный подход к его осуществлению способен привести к потере ликв-ти и в итоге – к банкротству.


Оценка ц.б. (67)

Долевые ц.б. (акции). Оценка связ. с жизн. циклом (выпуск,  размещ, обращ.)

1-ая оценка акций – при выпуске (номинальная Оц.) – ст-ть, указ. на бланке акции (хар-ет долю УК на 1 акц. на мом. учреждения). УК АО = сумма номиналов акций. 2-ая оценка – при их первичном размещении – эмиссионная Оц. Цена , по кот. ее приобрел 1-й держатель. По закон-ву Эмис цена больше либо = Ном. При учреждении Э=Н.

При послед. выпусках оценка по Эмис. цена,  ориентир-ной на рын. (Эмис. дох-д = эм. цена – номин.) Эмисс. доход идет в СК.

3-я стадия эмиссии – опред-ся перспектива продажи акции – рын. оц-ка. (необх. при трансформ. ОАО в ЗАО, покупке голосующего  пакета, выдаче кредита под обеспеч. акциями).

Рын.ст-ть – цена, по кот. продавец, имеющ-й полную инфо и не обязанный продавать, а покуп-ль при тех же  условиях, согласен был бы купить. Рын. цена Ак. – ст-ть в тек. ценах по сделкам, заключ-м в кажд. мом. времени.

Рын. (курсов.) цена – по кот. Ак. покуп-ся и прод-тся на вторичном рынке. Устан-ся на торгах Фондв. биржи. Отраж. действит. цену Ак при условии большого объема сделок. Это цена исполнения сделок, цена реальной продажи = див-д / ссуд.% *100%

4) при стоимстной оценке важна балансовая ст-ть = общ. кол-во Ак. / кол-во Ак. вв обращении. Опред-ся экспертами д\инвестиров, ауд. проверка – при листинге, ликвидации.

5) Стоимостная оц. – на основе показ-й, хар-щих ее кач-во:

А) Р/Е=тек.рын. цена / прибыль на 1 Ак.       Е= прибыль / кол-во размещ. Ак.

Исп. д\сравнения ст-ти сопост-х ц.б.  Если высок. Р/Е, то возможна переоценкаАк и занижение цены.

Б) D/P = див-д на обык. Ак / тек. рын. цену на обык. Ак.  – Показ. текущ. рын. дох-ть Ак.

В) D/E= див-д на 1 Ак / Прибыль на 1 Ак.  Если низк. – то высок. рентаб-ть компании, перспектива ее  роста.

Облигации. (долговые ц.б.)  Оценка по 1) номин. – на балансе, т.е. сумма, кот. беретсявзаймы и подлеж. возврату по истеч. срока займа. Явл. базовой величиной. Обычно Обл. выпуск-ся с высоким номиналом (д\богатых инвесторов), гашение Обл. – по фиксир. номин. цене.  2) Эмисс. – рын. цена в мом. эмиссии, м.б. выше, ниже и = номиналу.  3) рын. – исходя из ситуации на фин. рынке + близость срока погаш-я (чем ближе, тем выше) + право на регул. фикс.  доход (чем выше, тем ниже) + надежность вложений (степень риска).

4)Курсовая оценка = рын. цена Об. / номин. цену Об.  (примен. при сопоставит. оценке рын. цен Об-ций с разными номиналами).

 

 

Банковский перевод. Его роль в системе безнал. расчетов и процесс организации. (86)

БП – поручение одного банка другому выплатить получателю перевода опред-ю сумму (в м\народ. расчетах банки выполн. переводы по поруч-ю своих клиентов).

Участники: 1) перевододатель – должник 2)банк перевододателя, принявший поручение, 3) банк, осущ-щий зачисление суммы перевода переводополучателя 4) переводополучатель

В форме БП осущ. аванс. платежи в счет окончательных расчетов, оплата инкассо. БП осущ. по почте или телеграфу, соотв-но почтовым или тегрф. поручениям.

Общая схема: 1) контракт ß> товар 2) док-ты, сопровож-щие груз, 3) заявление на перевод, 4) плат. док-т, 5) банк получателя зачислет платеж на счет получ-ля.

Межбанкв. расчеты – основа б\нал. расчетов. В наст. время строятся на основе системы м\филиал. оборотов и расчетов по кор\сч. Кор\сч открыв-ся КБ в ЦБ, на местах ЦБ представлен РКЦ, в кот. открыв-ся счета КБ.



Практика ипотеч. кредитовани яв РФ. (69)

В  наст. время происх. процесс возрожд. и формир. системы Ипот. кред-ния (Началось с развитием частных форм соб-сти). В Моск, С-Пет, Ниж.Новг  созд. 1-ые ипот. банки.

Процесс их становления очень сложен. Проблемы развития ипот. кр-ния росс. банками: 1) недост. ресур. база банков, дефицит кред. рес-сов долгоср. хар-ра, низкий платежеспос. спрос на недв-сть, выс. темпы инфл. и % ставок =>оч. дорогие и недоступ.д\больш-ва людей, отсутствие у банков опыта, закон-во по ипотеке, несоверш-во системы регистрации заклыдных и изъятия недв-ти у недобросов. заемщиков.

Больш-во ип.бнков – обычные универс. КБ, где ипот. кр-ние нас-я – незначительно. В тоже время, ип.кр-т необх. д\решения жилищ. проблем.

1990-е гг – Закон «О собственности», 92г – «О залоге».

93г – Ассоциация Ипот. банков – поддержка законов об ипотеке, поддер. ип. банков.

Д\развития  ипот. бизнеса важны источники кред. рес-в – это должны быть сбережения физ. лиц, своб. ден. ср-ва юр.лиц, необходимы гарантии ПРав-ва + законы, правов. база + вторичн. рынок ц.б.

2) Долгоср. кр-ние нас-я под залог имущ-ва традиц-но осущ-т Сбербанк РФ (3-5 лет) – на строит-во, пок-ку, реконстр, кап. рем дома в сел. мест-ти, в городе. Сумма кредита зависит от з\п заемщика.

Д\получ. кредита необх: паспорт, справка с места раб., док-тыо дох-х по вкладам вбанках и ц.б., заявку на выдачу кр-та и обеспеч-е, предусмотренное зак-вом.

НО: выс.%, макс. срок – до 5 лет, необх-мы гарантии Прав-ва, кот. взяли бы часть рисков, нет дешев. источ-в денег на внутр. рын. (недовер. к надеж-ти б-ков и инфл-я), отсутст. прав. базы, что сдерживает развитие.


Формирование фин. базы ипот. коедитования. (70)

Фин. базой д\ предост. ип. кр-та явл. долгоср. кред. рес-сы1) сбереж-я нас-я, своб. ден. ср-ва юр. лиц (долгоср. деп-ты, вклады, займы и кредиты, соб. ср-ва, УК, рез. фонд, нераспр. приб., более 50% Пасс. опер-й – эмиссия в виде долгоср. Обл.

2)продажа ип. кр-тов на втор. рынке (ипот. обяз-ва), кот. обеспеч. доп. привлеч. рес-сов д\кред-ния. Этим заним. фин. фонды, компании –скупают Ак-вы ип. банков, обеспеч-е залогом имущ-ва, и потом от своего имени на их бызе выпуск. ц.б. (Обл.) Ц.б. ликвидны, т.к. обеспечены недв-тью и позвол. получ. долгоср. стаб. дох.    Д\этого необх. развитый вторич. рынок ц.б., его функц-е обесп-т ликв-ть кап-ла ип. банков. Ип.бнки, осущ-яя оп-ции на вторич. рынке имеют возм-ть допол-но мобилизовать необх. ср-ва , кот. снова пускают в оборот, выдавая новые кр-ты.

В РФ: в целях расшир. использ-я ср-в нас-я и привлеч. внебюд. источ-ков фин-ния в жилищ. сфере – указ През-та «О выпуске и обращении жилищных серт-тов» от 94г.  Бр.л, имеющ. права заказчика при провед. строит-ва жилых домов, земел. уч-ток, проектную докум-цию – могут привлекать фин. ср-ва гр-н РФ с использ-ем ЖилСерт.

Жилищный сертификат(ЖС) – особый вид Обл, с индексир-мой ном. ст-тью, дающ. право собс-ку на: А) приобрет. кв-ры при условии приобрет-я пакеты ЖС, Б) получ. получ-е от эмит-та по 1-му требов-ю индексир. ном. ст-ти ЖС.

К выпуску и обращению допуск. ЖС, проспект эм-сии кот. прошел гос. регистр-ю в Минфине, выпуск должен иметь гос. рег-ный№.


Финансовый рынок: структура, функции, участники. (23)

Фин. рынок - организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация кап-ла. Осн.роль на фин.рынке играют фин. институты, направляющие потоки ден. ср-в от собственников к заёмщикам. Товаром выступают деньги и цб. Фин.рынок предназ. для установления непосредст. контактов м\д покуп-ми и продавцами фин.ресурсов.

Виды фин.рынка: валютный, золота и капиталов.

На валютном рынке совершаются валютные сделки. Основой этого рынка являются банки и др. кредитные учреждения.

На рынке золота совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом, в том числе со стандартными золотыми слитками. Основной V операций с физическим золотом осущ. между банками и специализир. фирмами; фьючерсная и опционная торговля золотом сконцентрирована на срочных биржах.

На рынке капиталов аккум. и обращаются долгоср. кап-лы и долговые обяз-ва. Он явл. осн. видом фин.рынка в условиях рын. эк-ки, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деят-ти. Рынок капиталов подразделяется на: 1) рынок цб (первичный, вторичный, биржевой и внебиржевой) и 2) рынок ссудных капиталов. Первичный рынок цб - это рынок, который обслуживает эмиссию и первичное размещение цб. Вторичный рынок представляет собой рынок, где производится купля-продажа ранее выпущенных цб. Существование вторичного рынка само по себе стимулирует деятельность первичного рынка. По организационным формам: биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынок. Биржевой рынок представляет собой рынок цб, осуществляемый фондовыми биржами. Порядок участия в торгах для эмитентов, инвесторов и посредников определяется биржами. Внебиржевой рынок - это сфера обращения цб, не допущенных к котировке на фондовых биржах.

Организац. структуры фин.рынка включают различ. фин.институты: финансово-банковские учреждения, страх. компании и др., но ключевыми среди них являются фондовые биржи, постоянное функционирование которых оказывает существенное влияние на сферу финансово-кредитных отношений. Хотя биржи значит. уступают по V совершаемых сделок внебирж. обороту цб, они, тем не менее, играют огромную роль в перераспред. финресурсов и эффективном их использовании.

Значение фин.рынка: 1) инвестировать денежные средства в производство, что позволяет увеличить производственные мощности страны, накапливать ресурсный потенциал; 2) с помощью фин.рынка облегчается развитие предприятий и отраслей, обеспечивающих максимальную прибыль инвесторам; 3) перелив капиталов, осуществляемый на фин.рынках, способствует ускорению НТП, быстрейшему внедрению научно-технических достижений; 4) финрынок позволяет  цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, ибо именно на фин.рынке изыскиваются свободные денежные средства для покрытия растущих госрасходов.



Финансовая система: понятие, элементы, основы построения. (24)

ФС – совок-ть различных сфер (звеньев) фин. отношений, каждая из которых хар-ся особенностями в формировании и использовании фондов ден.ср-в, различной ролью в обществ. воспр-тве. Фин.система состоит из:

а) общегос.Ф. – фед., регион., местн. бюджеты, гос. кред. система, система гос.страха, пенс.фонд, внебюд. фонды и т.п.

б) финансы хозсубъектов - финансы п\п, АО, комм. банк.система, комм. кредит-е и страх-е, залоговая, биржевая системы.

Общегос. централиз. фонды ден. рес-в созд-ся путём распред-я и перерасп-я нац.дохода, соз-го в отраслях матер. произ-ва. Формами их использования явл. бюдж. и внебюд. фонды, обеспеч-щие потребности гос-ва в решении эк., полит. и соц. задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кред. и страх. звеньями фин.системы. Децентрализ. фонды ден.ср-тв образуются из ден. фондов и накоплений самих п\п.

Основой фин.системы явл. Ф. п\п - они непосред. участв. в процессе мат. произ-ва. Источником централиз. гос.фондов ден. ср-в явл. нац. доход, созд-мый в сфере мат.пр-ва.

Общегос. Ф. - ведущая роль: в обеспечении определённых темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении фин.ресурсов между отраслями эк-ки и регионами страны, производ. и непроизв. сферами, а также формами соб-ти, отдельными группами и слоями нас-я.

Госбюджет – главн. звено фин.системы - форма образ-я и использ-я централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов гос.власти. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создаёт возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства, что позволяет влиять на единую экономическую и финансовую политику страны. В современных условиях средства госбюджета направляются на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей, что способствует формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-техн. потенциала, обновлению материально-технич. базы. Расходы бюджета на соцкультсферу имеют не только социальное, но и экономическое значение, т.к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование этих фондов происходит за счёт обязательных целевых отчислений, которые установлены в % к фонду оплаты труда и включаются в с/с продукции. Имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном V. Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий.

Гос.кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования гос.расходов. Кредитором выступают физ.- и юрлица, заёмщиком - государство. Дополнительные фин.ресурсы государство привлекает путём продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных цб. Данная форма кредита позволяет заёмщику направлять мобилизованные дополнительные фин.ресурсы на покрытие дефицита госбюджета без осуществления для этих целей эмиссии. Гос.кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Финансы предприятий различной формы собственности, являясь основой единой фин.системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов фин.ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования. В условиях рынка предприятия самостоятельно распределяют выручку, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 РЕФЕРАТЫ