Шпаргалки к госэкзаменам по Банковсому Делу
Управление Центробанком. В соответствие с законом ЦБ подотчётен Госдуме.
ЦБ управляется Советом директоров (Председатель, утверждаемый Госдумой, и 12
членов Совета директоров, выбираемые Госдумой по представлению Председателя ЦБ
и работают 4 года). Совет директоров собирается не реже 1 раза/месяц. Его
ф-ции: — утверждение годового отчёта; — рассмотрение сметы расходов ЦБ; —
рассмотрение изменений УК; — определение порядка допуска иностр. капитала в
банк. систему РФ.
При ЦБ создан Национальный банковский совет, состоящий из
представителей: Минфин (1), Минэкономики (1), Председатели палат ВС (2), от
Президента (1), от Правительства (1), эксперты (несколько).
Функции Нац.
банквс. совета: *формирование концепции развития банковской системы РФ;
*рассм. проекты и осн. направления ден.-кред. и валют. пол-ки; *рассм. наиболее
важные ?? регулир-я деят-ти всех кред. орг-ций в стране.
ЦБ не может участвовать в капиталах создаваемых КО, но может участвовать
в капиталах и действиях международных организаций. УК ЦБ = 3 млрд. руб. ЦБ не
вправе давать кредиты на финансирование дефицита бюджетов и на другие нужды
правительства, а также покупать гос. цб при их первичном выпуске и размещении
на фондовом рынке. ЦБ и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов,
сборов и таможенных платежей. При организации наличного денежного оборота не
устанавливается официальное соотношение между рублём и золотом.
За ЦБ закреплены следующие инструменты:
— установление %-ставок по проводимым им операциям. Это min-ставки, по которым ЦБ осуществляет
операции в целях влияния на %-политику в стране и конкретно на рыночную
%-ставку.
— нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ устанавливаются в %-соотношении к
обязательствам КО. Резервные требования в соотв. с законом не должны превышать
20% обязательств КО и являются дифференцированными по видам кредитных
организаций и банков;
— операции на открытом рынке — купля—продажа гос цб, лимит таких операций
устанавливается Советом директоров;
— рефинансир-е банков. Формы, порядок и условия рефинансирования определяются
Центробанком в момент совершения таких операций;
— валютное регулирование — купля—продажа $ на рынке с целью воздействия на курс
рубля и воздействия на суммарный спрос и предложение денег;
— установление ориентиров роста денежной массы осуществляется на основе расчётов по денежным
агрегатам, которые показывают состояние нал. и б/н денежных средств,
участвующих в обороте товаров и денег;
— прямые количественные ограничения в денежно-кредитной политике.
Проводя денежно-кредитную политику, ЦБ осуществляет следующие операции:
— предоставление кредитов на срок не более 1 года, обеспеченных либо цб,
либо др. активами;
— покупка—продажа чеков, простых и переводных векселей, имеющих форму
товарного происхождения со сроком погашения не более 6 мес.
— покупка—продажа облигаций, депозита, сертификатов и др. Ценные бумаги
со сроком погашения не до 1 года.
— выдача гарантий и поручительств другим КО, покупка—продажа, хранение
документов, $; открытие счетов в российских и иностранных КО.
Система межбанковских коммуникаций (swift, reuters) (16)
Развитие
миров. рынка влечет за собой увелич. объема валю, кред, фин, расчетных опер-й.
Увеличивается документооборот, кол-во делов. бумаг. Информац. потоки выходят
за нац. границы. В итоге, формир-ся банк данных д\рынка информац. услуг в
миров. масштабе. М\д источниками рынка происх. обмен инфо, передача сведений о
курсах валют и цб., % ставках, положение на разных рынках, надежность
партнеров и т.д. Д\повыш. эфф-ти междунар. вал.-кред. и расчет. опер-й необх.
их макс. компьютеризация.
Брюссель,
1973г. – создано АО –
Всемирная Межбанкв. финанс. телекоммуникац. сеть (СВИФТ). Офиц-но функцианир. с
1977г. Задача: 1) скоростн. передача банкв. и фин. инфо 2) сортировка и
архивация инфо.
РФ
вступила в СВИФТ в 89г. (более
230 банков).
Оплата за использование сети на междунар. уровне –
по тарифам. При вступлении в сеть платится взнос. (меняется ежегодно).
СВИФТ не
выполн. финкции вал. клиринга.
Свифт
охват.:контроль, проверку
подлинности отправителя и получателя, распределение сообщений по срочности,
шифровку инфо (обычн. сообщения – в теч. 10 мин, срочные – 1 мин). Затем
сообщения передаются через прямой канал связи получателя, если он включ. в
сеть, или остается до востр. в базе.
Осн. достижение
СВИФТ – создание и использ-е стандартов банкв. докум-ции, признанной
международ. орг-цией инфо. ISO. Это позвол. изюежать сложностей и ошибок при
международ. банкв. расчетах.
Успешное
функцион-ние СВИФТ заключ. в стандартизации форматов сообщений, т.е. разработка
единого «языка банков».
Типовые
сообщения: движение платежей клиентов, межбанкв. движение платежей, данные о
кред. и вал. опер-ях, выписки из текущ. сч. банков (включая записи в Деб и Кр.
счетов).
Стандартизированы
операции: продажа и оформление ц.б., балансов. отчеты д\клиентов, торговля
драг мет., дорожные чеки, гарантии и тд.
СВИФТ
ежекварт. издает справочник банкв. инфо кодов, руков-во д\польз-лей и тд.
Со 2-ой пол.
80-х гг. разраб. новая система START – автоматизир. система контроля за
правильным осуществлением проводок по сч. => повыш. аккуратность, ускор.
обраб. данных, выявл. ошибки => облегч. труд банкв. служащих.
СВИФТ обслуж.
более 160 стран (80% междунар. расчетов).
Др.
автоматиз. системы межбанкв. расчетов:
«СЕДЕЛ» – по
торговле ц.б.
«Рейтер
монитор сервис»- по валют. опер-ям и информац. услугам.
Одна из
наибол. распростр. систем мира – ИНТЕРНЕТ – технологич. лидер «Хьюлет Паккард».
Сеть дает получать ЛЮБУЮ инфо.
Концепция
развития расчетной сети ЦБ РФ. (17)
Д\повыш.
уровня обслуж. клиентов необх. обеспеч. оперативность, беспереб-ть, кач-сть,
конфиден-ть расч. опер-й, осущ. их на миров. уровне с использ-ем наибол.
соврем. и перспект. технологий.
Это завис. от
возмож-тей Банка РФ, его рассчет. сети. Важно создать Единый Федерал. Расчетный
Центр, реорганизовать и развть расчетную сеть ЦБРФ с соотв. со «Стратегией развития
платежной системы РФ» и «Концепцией системы валовых расчетов в режиме реальн.
времени ЦБ».
Глав.
условие повыш-я эфф-ти расчетов
– в развитии всех форм расчетов: а) прямых корр. отношений с наличием кор.сч.,
б) внутрибанкв. с использ-ем сч. межфилиал. расчетов, в) клиринговых, на базе
небанкв. кред. орг-ций.
Конкурентность в расч. системе улучшить кач-во обслуж.
клиентов.
Важно, чтоб
кред. орг-ции могли выбирать способ проведения платежа, исходя из
требований клиента и экономич. целесооб-ти д\себя.
Тарифы за
расчеты – должен быть
компромис м\д потреб-тью банка в рес-сах и потреб-тью клиента в оператив.
расчетах.
Необх. д\
развития конкур-сти, чтобы :
а) ЦБ
опубликовал методику расчета тарифов проведения платежей в своей расч. сист.,
тариф. политику на ближ. период (3-5 лет) д\ценовой ориентации банков при
принят реш-й по инвестир-ю ср-в в их собственные технологии
б) банкв.
сообщество вместе с ЦБ выработ. процедуры, исключающие недобросовестную
конкур-цию на рынке расч. услуг, установление демпинговых цен.
Д\вовлеч. в
банкв. оборот ден. ср-в, наход-хся в налич. обращении, внедряют новые
технологии: 1) расчтеты по пласт. картам, 2) использов-е «электронных
денег», 3) осущ. расчетов черед Интернет, с управлением банкв. счетом в реальном
времени из любой точки РФ.
Важно, чтобы
расчетная сист. предостав. кред. рг-циям широкий спектр возм-тей по
орган-ции обработки платежей (от полностью электронного способа до менее
оперативного, но дешевле – бумажный вид). Д\этого ЦБ должен ввести единый
формат по всей стране. Предусмотреть д\банков-отправителей ср-в операт.
получать данные о прохождении платежа вплоть о зачисления ср-в на сч.
получателя, опред-т меры ответственности участников расчетов, в том числе ЦБ.
Комм.
банки вместе с ЦБ должны выработ. рекомендации по: 1) унификации форматов расч. док-тов (возмож, на
базе СВИФТ), что ускорит взаимоотнош. м\д банками-конграгентами, стандартизир.
выходные форматы автоматизир-х банкв. систем. 2) использ-е системы СВИФТ-RUR
д\рублевых расчетов м\д банк.-корреспон-ми. 3) переход банкв. систем РФ на
междунар. стандарты бух.учета и аудита.
Така ярасч.
система должна соблюдать банкв. тайну, защищать инфо от несанкциан. доступа. и
тп.
Глобализация
финан. рынков. (37)
ГФРынков –
своб. межгос. перелив кап-лов в рез-те объединения нац. рынков. Влечет: 1)
либерализ-я деят-ть кред-фин. инстит-в, междунар. движение кап-лов. 2)
унификация нац. и банкв. систем, их взаимное проникновение на глоб. фин. рынок.
Наибол.
глоб. явл. рынок ссудных кап-лов
– внедрение соврем. информ. технологий, ср-в коммун-ции и информ-ции,
либерализации нац. рынков, допуск на них нерез-в, снижение ограничений по
проверке некот. операций.
Рез-т Глоб-ии
– гигантс. рост объема фин. потоков в мире.
Годов. объем
валют. рынка – 430 трилл. дол, суточный объем – 1,3 трлн.
Рынок банкв.
кредитов – 40 трлн, РЦБ – 20 трлн.
Глоб-ция
кред. и фондовых рынков – объем межнацион. кредитов вырос в 20 раз, вырос
объем ц.б. и их видов.
Большая роль
принадлеж. институциональным инвесторам – Пенс.Фонд, Страх. Фонд, инвестиц.
компании – они аккедитуют ден. рес-сы и вклад. в ц.б.
Глоб-я осущ.
в 2 направл.: 1) международ. кред-е, 2) портфельн. инвес-ции (преобладающ. вид
фин. потоков и по объему и по времени), значит. превосходит прям. иност.
инвес-ции и междунар. кредиты. Этот процесс отраж. секъюритизацию кред.
отношений, кот. осущ-ют все чаще не в форме кредита, а посредством
купли-прод. ц.б.
Секъюритизация
– 1) замена традиц. кред. опер-й банка на оп-ции с ц.б. 2)активизация работы
банков на фонд. рынках.
Междунар.
движ-е кап-лов в форме займов, кредитов, торговли ц.б., валют. оп-ций –
больше международ. товарооборота в 50 раз.
В соврем.
условиях огром. знач. приобр. инфо (эк, полит, техн.) Явл. одной из главн.
предпосылок ГФР. Система Всемирн-х банкв. коммуникаций Свифт - (основ. в 73г.
группой 250 стран) – переводы клиентов и банков, передача извещений и запросов
по переводам, займам , вкладам, проводки по Деб. и Кр., выписки со счетов.
++ системы:
1) упрощение расчетов, быстро, высок. скорость платежа, выс. степень защиты,
дешевая, закрытость инфо.
Показатели,
характеризующие состояние рынка ц.б. (55)
Д\оценки
состояния, тенденций развития РЦБ использ. лед. основ. показ-ли:
1) Капитализация
рынка – это произведение курсовой ст-ти ц.б. (Pi) на кол-во ц.б.(Qi),
наход-ся в обращении. K= сумма Pi*Qi
2)Оборот
рынка - произвед. курс. ст-ти ц.б. на кол-во ц.б., по кот. фактич-ки
совершены сделки. O= сумм Pi*Ci
3) индексы
рынка – расчетн. показ-ли, хар-щие изменение цен отобранных ц.б. Чаще
всего индексы рассчит-ся по акциям. Индекс показ: 1) движение цен 2)явл.
ценовым ориентиром, 3) осн. инструмент д\фьюч. контрактов и опционов.
Проблемы,
связ. с расчетом Индекса: 1)
какое кол-во ц.б. д\расчета взять 2) как расчитать индекс.
3 способа
расчета Инд-са: а) простое
арифмет. среднее (+ - простота расчета, минус – сглаживание различных по
значимости процессов).
б) по
капитализации J= (сум. Pin*Qin )/(сум Pi n-1 * Qi n-1) * J n-1
При расчете
инд-сов следует предусмарт. систему корректировки , чтобы исключ. влияние
нерын. факторов.
При расчете
инд-сов берется цена закрытия биржи или цена, зафиксир. на конкр. момент
времени.
При этом
зафикс. на данн. мом. инд-с не имеет особого значения, а имеет значение его
ОТКЛОНЕНИЕ за опред. промежуток времени (мес, декада, нед, день). Эти изменения
отраж-ся графиками.
Проблемы
кредитования реального сектора росс. эк-ки. (34)
Вложения в
реал. сектор из-за высок. риска малопривлек-ны д\банквс. кап-ла, по сравн. с
более доходными и надежными фин. активами
Операции на
фин. рынке (куп-прод. ин. валют, операции с ц.б.) приносят такую Прибыль, кот.
невозможна в матер. сфере. Поэтому кредиты ком. банков (и ср-ва КБ) в основном
использ-ся не в сфере произ-ва и обращ-я продукции, а в сфере обращения, не обслуж-щей
процесс произв-ва.
Перелив
кап-ла из сферы произ-ва в сф. обращ-я => усугубление диспропорций в эк-ке +
причина в высоких % ставках за кредиты долгосроч. хар-ра из-за высокого риска
невозврата ссуды (платежный кризис) и их инфляцион-го обесценения.
Проблемы: 1)
В условиях высок. инфляции и низк. благососстоян. нас-я невозм. предост-е
кредитов физ. лицам. 2) Высок степень риска выдачи кр-та на долгий срок 3)
отсутствие или недостат. разработанность правов. базы. 4) нет долгосроч.
ресурсной базы у банков , т.к. 1) невысок. дох-ды нас-я, 2) недоверие нас-я к
банкам в рез-те кризисов, 3) высок. инфляция => невозм-ть долгосроч.
вкладов, не покрываются % по депозитам.
Необходимо:
д\ восстан. и развития эк-ки
1)
увелич. объемы и эффект-ть
произв-ва
2)
улучшение условий
реализации товаров
3)
кредиты в сферу произ-ва
Меры: 1)
льготы при налогооблож. на п\п 2) льготные кредиты, гос. стимулирование
д\кредит-ния приоритетных направлений, 3) возврат ден. ср-в из-за границы,
вернуть доверие нас-я, необх. снизить доллларизацию эк-ки, система страх-я
депозитов.
Банк должен
контролировать использ-е ср-в, разрабат. надежные методы оценки заемщика,
кач-во обеспечения, меры по снижен. рисков.
Оценка
бизнеса (ОБ). (66)
Предмет
оценки Б. – рын. ст-ть кап-ла оцениваемой компании.
3 подхода
к ОБ: доходный, затратный,
сравнительный. Каждый из них опирается на специфич. инфо и оценивает разные
стороны.
1)
Доходный – определяет ст-ти
соб. кап-ла как сумму текущ. ст-тей буд. доходов п\п. Инфо: прогнозные
данные по выручке от реализации, величины ден. потока. Невозмож.
применять д\ п.п со значит-ми фин. Ак-ми, но в условиях устойчивого фин.
кризиса.
2)
Затратный подход – опред-ет
ст-ть соб.кап-ла Компании как сумму рын. ст-ти ее Ак-вов за вычитом заемных
ср-в. Инфо д\расчета: текущее состояние Ак-вов и долгов. Ст-ть Ак-вов
= совокупная величина затрат на их воссоздание – износ. Сфера примен. подхода
– компания со значит-ми матер. Ак-ми. В противном случ. перед оценщиком
возникнет проблема определения рын. ст-ти Немат. Ак-вов.
3)
Сравнит. подход – ценность
Собс. кап-ла фирмы определ-ся тем, за скока он м.б. продан при наличии
достаточно сформированного рынка. Вероятной ценой оцениваемого бизнеса м.б.
реальная цена продажи сходной фирмы, зарегистр. на рынке.
Рез-ты
Сравнит. метода довольно эффективны, имеют хор. объективную базу. 2 типа
Инфо: 1) рыночная (ценовая) – данные о фактич. ценах купли-прод.
акций сходной компании. 2) финансовая – бух. отчетность за текущ. год и
предшест. периоды, фин. отчетность, др. сведения. (Обычно за 5 лет).
3
метода сравнит. подхода: 1)
метод компании-аналога (метод рынка кап-ла) – основ. на использ. цен,
сформир-х открытым фондов. рынком. 2) метод сделок (продаж) – ориентир.
на цены приобретения п\п вцелом или контр. пакета акций. 3) м. отраслевых
коэфф-тов (соотношений)- использ. рекомендуемые отношения м\д ценой и
определенными фин. параметрами. Отраслевые коэфф-ты рассчит-ся спец.
институтами по исследованию цены продажи п\п и его важн. произв.-фин.
хар-ками. (Данн. метод не оч. распространен из-за малой базы инфо)
Методы
оценки и основы ипотечно-инвестиционного анализа. (64)
В оценочной
деят-ти сущ-ют 3 подхода: 1) затратный (использ. те п\п, кот. потенц-но
не приносят доход, но необх. оценить имущ-во) 2) сравнительный (можно
использ. д\оценки любого имущ-ва, но при наличии достат. инфо о рез-тах
недавних продаж), 3) доходный (2 метода в основе: основной – метод
прямой капитализации и метод дисконтирования буд. доходов. Годится д\тех видов
имущ-ва, кот. способны приносить дох-д, а также при оценке пакета акций).
Ипотечно-инвестиц.
анализ – разновидность
доходного подхода, кот. ипольз-ся д\оценки объектов недвиж-ти, приобрет. с
участием ипотеч. кредита. Особ-ть: рын. ст-ть Ак-ва не совпадает с
величиной вложенного в него собст. кап-ла, т.к. недв-ть частично куплена на
заемные ср-ва.
Метод
капитализации дохода – ст-ть
объекта опред-ся на основе конвертации годового чистого операцион. дохода в
ст-ть при помощи коэфф-та капитализации, включающего норму дохода на инвестиции
и норму возврата кап-ла. Коэф-т капит-ции зависит от: 1) требований инвестора к
ставке дохода на вложенных соб. кап-л, 2) % ставки, срока кредитования, коэф-та
ипотечной задолженности.
Метод
дисконтирования ден. потоков –
ст-ть недвиж-ти склад-ся из суммы получ-го ипотеч. кредита и текущ. ст-ти
собст. кап-ла. Собст. кап-л = дисконтированных ден. доходов инвестора за период
владения + дисконтир. выручка от предполагаемой продажи в кон. периода
владения.
Специфика: 1)
ставка дисконта соотвествует требуемой инвестором ставке дохода на соб. кап-л,
2) в кач-ве дохода за пер. владения оценщик использ. не чистый операционный
доход, а ден. поступления на соб. кап-л.
3) выручка от предполаг. продажи недв-ти в кон. периода
явл. разницей м\д ценой перепродажи и остатком ипотечного долга на эту дату.
Итак, Ипот.-Инв. анализ – это моделированный
доходный подход к оценке недв-ти. В процессе оценки необх. анализ-ть конкрет.
условия финансирования оцениваемого объекта и сравнивать их с типичными рын.
условиями фин-ния. НА основе выявленных различий рассчит-ся соответствующая
поправка на условия фин-ния, кот. трансформирует обоснованную рын. ст-ть
недв-ти в цену.
Оценка
земли. (65)
Неотъемлемым
элементом любого объекта недвижимости, его природн. бызасом явл. земел. участок.
Земля имеет право на доход, приносимый всем объектом недвижимости, т.к. ст-ть
зданий и сооруж. на зем. участке носит вторичный хар-р и выспут. как дополнит.
вклад в ст-ть зем. участка. Выгода от использ-я зем. уч-ка ипольз-ся неогранич.
время.
В соврем.
условиях России земля явл. 1 из наибол. сложн. объектов экон. оценки в составе
недвиж-ти. Причины сложности оценки: 1) специфика данного объекта, 2)
неразработ-ть нотариал-правовой базы, 3) неразвитость земельного рынка в
стране.
Осн. земельн.
законодат акт страны – Земел. Кодекс от 25.04.91г. В наст. время подготовлен
новый проект Зем.Код., кот. учитывает экон. изменения в стране после 91г. и
потребности страны.
Специфика
земли и ее отличие от др. видов недвиж-ти обусловлено ее особ-тями: 1)
земля – природн. ресурс, кот. невозмож свободно воспроизвести, 2) при оценке
необх. учитывать возмож-ть многоцелевого использ-я земли: А) как осн.
ср-ва произв-ва (с\х и лесн. земли), Б) как пространство д\соц.-экон. развития
(размещение различ. объектов недвиж-ти). В) земельн. фонд – основа формирования
среды проживания нас-я, и обеспечивает экологич. безопасность , особ-но лесной
и водный фонд. Г) не применяется понятие физич. и функционального износа
д\оценки ст-ти.
При всех этих
кач-вах земля принадлежит ст-ной оценке. Объект оценки – земел. участок
без наход-ся на нем и в его недрах объектов недвижимости. Зем. участок
– часть поверхности земли, имеющая функциональн. границу, площадь,
местоположение, правовой статус и др. хар-ки, отраж. в гос. Зем. Кадастре и док-тах
гос. регистрации прав на землю.
Оценка З.
подраздел. на массовую и кадастровую оценку земл.
участков и региональную оценку единичного земел. участка.
Цель
кадастровой оценки –
опред-е ст-ти всех земл. участков в границах адм.-терр. образований (обл.,
регион, город) по оценочным зонам на нач. след. года.
Рын.
оценка – опред. рын. ст-ти
зем. уч-ка на дату оценки независимым оценщиком в соотв. с принятыми
стандартами и методами оценки:
1)
доходный подход: *метод прямой капитализации,
*капит-ция дохода по периодам, *техника остатка дохода д\З.
2)
сравнительный: *метод сравнения продаж, *метод переноса
3)
затратный: *метод изъятия *метод определения затрат на
освоение, *оценка по затратам на инфраструктуру.
В странах с развит. эк-кой по возможности примен. все 3
способа. Расхождения в оценках говорить либо об ошибках в оценке, либо о
несбалансированности земельного рынка.
Ипотечный кредит и ипотечный банк: сущность и
различия. (68) (91)
Ипот.
кредит – кр-т, предост. на
длит. время д\приобрет-я недвиж-ти, выступающей в кач-ве залога. Отличит.
черта – совмещение объекта залога и приобретаемого объекта. Ипот. кр-т отлич.
от др. видов кр-та тем, что :1) объект недв-ти сохр. свои кач-ва в теч.
длител. времени, что делает данн. вид кр-ния макс-ным по срокам – 10-30 лет. 2)
цена на недв-ть со временем толко растет, что способствует полной гарантии
кредиторов.
3) при ипотеке обеспеч-ся дополнит. защита прав
банка-залогодержателя при пом. гос. рег-ции залога недв-ти. Это позвол.
проследить последующие залоги недв-ти и др. изменения, угрож. интересам
кред-ра. 4) простота контроля за сохранностью залога, что избавл кред-ра от
лишних расходов.
Эти особ-ти
делают Ипот.кр-ние привлек. д\КБ при рын. эк-ке и хорошей прав. базе.
Ипот.
банки – осущ. кред .оп-ции
по привлеч-ю и размещ-ю ср-в на долгосроч основе под залог недвиж-ти. Рес-сы
Ип.Банков формир. в больш. части за счет собс. ср-в, и привлеч-х за сч. выпуска
ипотеч. облиг-й или ипот.заклыдных, обеспеч-х закладными своих клиентов. Еще
за сч. реализации сравнит. надежных ц.б. (облиг. местн. органов власти). Сейчас
Ипот.Банков очень мало, т.к. их функции перешли к страх. компаниям и
универсальным комм банком, и др. кред. учреж-ям.
По анализу
ипотеч. кред-ния в РФ – банки самые активные участники этого процесса + регионал.
админ-ции.
Проблемы
банков на ипот. рынке: 1)
поиск долгосроч. рес-сов (кредиты только на 2-5 лет, а остальное из собст. ср-в
банка) 2) невозможность проведения оп-ций с инструментами ипот. кред-ния на
вторичн. рынке (отсутст. вторичного рынка закладных).
Один из
вариантов эфф-но действующей, целостной системы ипотеч. жилищного кред-я и
обеспечения ликв-ти банков, выдающих ипот. кр-ты – использовать «оптовые»
источники, формирующ-ся за сч. вторичн. рынка ипот. кр-тов. На первичн. рынке
кредиторы (КБ) выдают нас-ю ипот. кредиты. Д\обеспеч-я быстрой возвратности
кред. рес-сов и решения проблемы собс. ликвидности, кредиоры продают
выданные ими ипотечные кредиты на вторичн. рынке спец. созданному д\этой цели
Агентству Ипот. Жил. кред-ния или др. оператору вторичного рынка.
Особенности
корпоративного кредита. (21)
Одно из важн.
направлений деят-ти КБ - кредитование. Осн. субъекты банкв. кред-ния
- акционерные и частные компании, кред-фин. учрежд-я, нас-е, фед. и местн.
органы власти. Особое внимание заслуж. корпорат. клиенты – юр.
лица, клиенты банка (кроме кред. орг-ций, нас-я, субъектов Фед, муниц.
образований).
Высок.
инфляция, девальвация нац. валюты, отсутствие системы кред-ния может привести
к глубок. кризису не тока в банкв. сфере, но и в эк-ке в целом. В развит.
странах зависимость корпораций от банквс. кред-ния уменьш-ся, а для росс. п\п
явл. практически единственным источником получ-я ден. ср-в.
Осн.
функции организации
кредитования корпорат. клиентов банком:
1)
макроэкон. – выполн. осн. банкв. задачи аккумуляции ден.
рес-сов д\инвестирования, р азвитие эк-ки страны.
2)
микроэкон. – получение основных доходов, способвст-щее
повышению дох-сти и надежности банков.
Особ-ти
корпор. кред-ния:
1) большой
объем, 2) высокая дох-ть, 3) выс. рисковость.
В Росс. условиях КК это один из самых рискованных Ак.
операций, и неразумный подход к его осуществлению способен привести к потере
ликв-ти и в итоге – к банкротству.
Оценка ц.б. (67)
Долевые ц.б. (акции). Оценка связ. с
жизн. циклом (выпуск, размещ, обращ.)
1-ая оценка акций – при выпуске (номинальная Оц.) – ст-ть, указ.
на бланке акции (хар-ет долю УК на 1 акц. на мом. учреждения). УК АО = сумма
номиналов акций. 2-ая оценка – при их первичном размещении – эмиссионная
Оц. Цена , по кот. ее приобрел 1-й держатель. По закон-ву Эмис цена больше
либо = Ном. При учреждении Э=Н.
При послед. выпусках оценка по Эмис. цена,
ориентир-ной на рын. (Эмис. дох-д = эм. цена – номин.) Эмисс. доход идет в СК.
3-я стадия эмиссии – опред-ся перспектива продажи акции – рын. оц-ка.
(необх. при трансформ. ОАО в ЗАО, покупке голосующего пакета, выдаче кредита
под обеспеч. акциями).
Рын.ст-ть – цена, по кот. продавец, имеющ-й полную инфо и не обязанный продавать,
а покуп-ль при тех же условиях, согласен был бы купить. Рын. цена Ак. –
ст-ть в тек. ценах по сделкам, заключ-м в кажд. мом. времени.
Рын. (курсов.) цена – по кот. Ак. покуп-ся и прод-тся
на вторичном рынке. Устан-ся на торгах Фондв. биржи. Отраж. действит. цену Ак
при условии большого объема сделок. Это цена исполнения сделок, цена
реальной продажи = див-д / ссуд.% *100%
4) при
стоимстной оценке важна балансовая ст-ть = общ. кол-во Ак. /
кол-во Ак. вв обращении. Опред-ся экспертами д\инвестиров, ауд. проверка –
при листинге, ликвидации.
5) Стоимостная оц. – на основе показ-й, хар-щих ее кач-во:
А) Р/Е=тек.рын. цена / прибыль на 1 Ак. Е=
прибыль / кол-во размещ. Ак.
Исп. д\сравнения ст-ти сопост-х ц.б. Если высок. Р/Е,
то возможна переоценкаАк и занижение цены.
Б) D/P = див-д на обык. Ак / тек. рын. цену на обык.
Ак. – Показ. текущ. рын. дох-ть Ак.
В) D/E= див-д на 1 Ак / Прибыль на 1 Ак. Если низк. –
то высок. рентаб-ть компании, перспектива ее роста.
Облигации. (долговые ц.б.) Оценка по 1) номин. –
на балансе, т.е. сумма, кот. беретсявзаймы и подлеж. возврату по истеч. срока
займа. Явл. базовой величиной. Обычно Обл. выпуск-ся с высоким номиналом
(д\богатых инвесторов), гашение Обл. – по фиксир. номин. цене. 2) Эмисс.
– рын. цена в мом. эмиссии, м.б. выше, ниже и = номиналу. 3) рын. –
исходя из ситуации на фин. рынке + близость срока погаш-я (чем ближе, тем выше)
+ право на регул. фикс. доход (чем выше, тем ниже) + надежность вложений
(степень риска).
4)Курсовая оценка = рын. цена Об. / номин. цену Об. (примен. при сопоставит. оценке
рын. цен Об-ций с разными номиналами).
Банковский
перевод. Его роль в системе безнал. расчетов и процесс организации. (86)
БП – поручение одного банка другому выплатить
получателю перевода опред-ю сумму (в м\народ. расчетах банки выполн. переводы
по поруч-ю своих клиентов).
Участники: 1) перевододатель – должник 2)банк
перевододателя, принявший поручение, 3) банк, осущ-щий зачисление суммы
перевода переводополучателя 4) переводополучатель
В форме БП
осущ. аванс. платежи в счет окончательных расчетов, оплата инкассо. БП осущ. по
почте или телеграфу, соотв-но почтовым или тегрф. поручениям.
Общая
схема: 1) контракт ß> товар 2) док-ты, сопровож-щие груз, 3)
заявление на перевод, 4) плат. док-т, 5) банк получателя зачислет платеж на
счет получ-ля.
Межбанкв.
расчеты – основа б\нал.
расчетов. В наст. время строятся на основе системы м\филиал. оборотов и
расчетов по кор\сч. Кор\сч открыв-ся КБ в ЦБ, на местах ЦБ представлен РКЦ, в
кот. открыв-ся счета КБ.
Практика
ипотеч. кредитовани яв РФ. (69)
В наст. время
происх. процесс возрожд. и формир. системы Ипот. кред-ния (Началось с развитием
частных форм соб-сти). В Моск, С-Пет, Ниж.Новг созд. 1-ые ипот. банки.
Процесс их
становления очень сложен. Проблемы развития ипот. кр-ния росс. банками:
1) недост. ресур. база банков, дефицит кред. рес-сов долгоср. хар-ра,
низкий платежеспос. спрос на недв-сть, выс. темпы инфл. и % ставок =>оч.
дорогие и недоступ.д\больш-ва людей, отсутствие у банков опыта, закон-во по
ипотеке, несоверш-во системы регистрации заклыдных и изъятия недв-ти у
недобросов. заемщиков.
Больш-во
ип.бнков – обычные универс. КБ, где ипот. кр-ние нас-я – незначительно. В тоже
время, ип.кр-т необх. д\решения жилищ. проблем.
1990-е гг –
Закон «О собственности», 92г – «О залоге».
93г –
Ассоциация Ипот. банков – поддержка законов об ипотеке, поддер. ип. банков.
Д\развития
ипот. бизнеса важны источники кред. рес-в – это должны быть сбережения физ.
лиц, своб. ден. ср-ва юр.лиц, необходимы гарантии ПРав-ва + законы, правов.
база + вторичн. рынок ц.б.
2) Долгоср. кр-ние нас-я под залог имущ-ва
традиц-но осущ-т Сбербанк РФ (3-5 лет) – на строит-во, пок-ку, реконстр, кап.
рем дома в сел. мест-ти, в городе. Сумма кредита зависит от з\п заемщика.
Д\получ.
кредита необх: паспорт,
справка с места раб., док-тыо дох-х по вкладам вбанках и ц.б., заявку на выдачу
кр-та и обеспеч-е, предусмотренное зак-вом.
НО: выс.%,
макс. срок – до 5 лет, необх-мы гарантии Прав-ва, кот. взяли бы часть рисков,
нет дешев. источ-в денег на внутр. рын. (недовер. к надеж-ти б-ков и инфл-я),
отсутст. прав. базы, что сдерживает развитие.
Формирование
фин. базы ипот. коедитования. (70)
Фин. базой
д\ предост. ип. кр-та явл. долгоср. кред. рес-сы – 1) сбереж-я
нас-я, своб. ден. ср-ва юр. лиц (долгоср. деп-ты, вклады, займы и кредиты, соб.
ср-ва, УК, рез. фонд, нераспр. приб., более 50% Пасс. опер-й – эмиссия в виде
долгоср. Обл.
2)продажа ип. кр-тов на втор. рынке (ипот.
обяз-ва), кот. обеспеч. доп. привлеч. рес-сов д\кред-ния. Этим заним. фин.
фонды, компании –скупают Ак-вы ип. банков, обеспеч-е залогом имущ-ва, и потом
от своего имени на их бызе выпуск. ц.б. (Обл.) Ц.б. ликвидны, т.к. обеспечены
недв-тью и позвол. получ. долгоср. стаб. дох. Д\этого необх. развитый
вторич. рынок ц.б., его функц-е обесп-т ликв-ть кап-ла ип. банков. Ип.бнки, осущ-яя
оп-ции на вторич. рынке имеют возм-ть допол-но мобилизовать необх. ср-ва , кот.
снова пускают в оборот, выдавая новые кр-ты.
В РФ: в целях расшир. использ-я ср-в нас-я и
привлеч. внебюд. источ-ков фин-ния в жилищ. сфере – указ През-та «О выпуске и обращении
жилищных серт-тов» от 94г. Бр.л, имеющ. права заказчика при провед. строит-ва
жилых домов, земел. уч-ток, проектную докум-цию – могут привлекать фин. ср-ва
гр-н РФ с использ-ем ЖилСерт.
Жилищный
сертификат(ЖС) – особый
вид Обл, с индексир-мой ном. ст-тью, дающ. право собс-ку на: А) приобрет. кв-ры
при условии приобрет-я пакеты ЖС, Б) получ. получ-е от эмит-та по 1-му требов-ю
индексир. ном. ст-ти ЖС.
К выпуску и
обращению допуск. ЖС, проспект эм-сии кот. прошел гос. регистр-ю в Минфине,
выпуск должен иметь гос. рег-ный№.
Финансовый рынок:
структура, функции, участники. (23)
Фин. рынок -
организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На
этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация
кап-ла. Осн.роль на фин.рынке играют фин. институты, направляющие потоки ден.
ср-в от собственников к заёмщикам. Товаром выступают деньги и цб. Фин.рынок
предназ. для установления непосредст. контактов м\д покуп-ми и продавцами
фин.ресурсов.
Виды фин.рынка: валютный,
золота и капиталов.
На валютном
рынке совершаются валютные сделки. Основой этого рынка являются банки и др.
кредитные учреждения.
На рынке золота
совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом, в том числе со
стандартными золотыми слитками. Основной V операций с физическим золотом осущ.
между банками и специализир. фирмами; фьючерсная и опционная торговля золотом
сконцентрирована на срочных биржах.
На рынке капиталов
аккум. и обращаются долгоср. кап-лы и долговые обяз-ва. Он явл. осн. видом фин.рынка
в условиях рын. эк-ки, с помощью которого компании изыскивают источники
финансирования своей деят-ти. Рынок капиталов подразделяется на: 1) рынок
цб (первичный, вторичный, биржевой и внебиржевой) и 2) рынок ссудных
капиталов. Первичный рынок цб - это рынок, который обслуживает
эмиссию и первичное размещение цб. Вторичный рынок представляет собой рынок,
где производится купля-продажа ранее выпущенных цб. Существование вторичного
рынка само по себе стимулирует деятельность первичного рынка. По организационным
формам: биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой
рынок. Биржевой рынок представляет собой рынок цб, осуществляемый
фондовыми биржами. Порядок участия в торгах для эмитентов, инвесторов и
посредников определяется биржами. Внебиржевой рынок - это сфера
обращения цб, не допущенных к котировке на фондовых биржах.
Организац. структуры
фин.рынка
включают различ. фин.институты: финансово-банковские учреждения, страх.
компании и др., но ключевыми среди них являются фондовые биржи, постоянное
функционирование которых оказывает существенное влияние на сферу
финансово-кредитных отношений. Хотя биржи значит. уступают по V совершаемых
сделок внебирж. обороту цб, они, тем не менее, играют огромную роль в
перераспред. финресурсов и эффективном их использовании.
Значение фин.рынка: 1)
инвестировать денежные средства в производство, что позволяет увеличить
производственные мощности страны, накапливать ресурсный потенциал; 2) с помощью
фин.рынка облегчается развитие предприятий и отраслей, обеспечивающих
максимальную прибыль инвесторам; 3) перелив капиталов, осуществляемый на
фин.рынках, способствует ускорению НТП, быстрейшему внедрению
научно-технических достижений; 4) финрынок позволяет цивилизованным способом
покрывать бюджетный дефицит, ибо именно на фин.рынке изыскиваются свободные
денежные средства для покрытия растущих госрасходов.
Финансовая система:
понятие, элементы, основы построения. (24)
ФС – совок-ть
различных сфер (звеньев) фин. отношений, каждая из которых хар-ся особенностями
в формировании и использовании фондов ден.ср-в, различной ролью в обществ.
воспр-тве. Фин.система состоит из:
а) общегос.Ф. –
фед., регион., местн. бюджеты, гос. кред. система, система гос.страха,
пенс.фонд, внебюд. фонды и т.п.
б) финансы
хозсубъектов - финансы п\п, АО, комм. банк.система, комм. кредит-е и
страх-е, залоговая, биржевая системы.
Общегос. централиз. фонды ден. рес-в
созд-ся путём распред-я и перерасп-я нац.дохода, соз-го в отраслях матер.
произ-ва. Формами их использования явл. бюдж. и внебюд. фонды, обеспеч-щие
потребности гос-ва в решении эк., полит. и соц. задач. Иные формы и методы
образования и использования денежных фондов применяются кред. и страх. звеньями
фин.системы. Децентрализ. фонды ден.ср-тв образуются из ден. фондов и
накоплений самих п\п.
Основой фин.системы явл.
Ф. п\п
- они непосред. участв. в процессе мат. произ-ва. Источником централиз.
гос.фондов ден. ср-в явл. нац. доход, созд-мый в сфере мат.пр-ва.
Общегос. Ф. - ведущая роль:
в обеспечении определённых темпов развития всех отраслей народного хозяйства;
перераспределении фин.ресурсов между отраслями эк-ки и регионами страны,
производ. и непроизв. сферами, а также формами соб-ти, отдельными группами и
слоями нас-я.
Госбюджет – главн. звено
фин.системы - форма образ-я и использ-я централизованного фонда денежных
средств для обеспечения функций органов гос.власти. С помощью бюджета
происходит перераспределение национального дохода, что создаёт возможность
маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень
развития общественного производства, что позволяет влиять на единую
экономическую и финансовую политику страны. В современных условиях средства
госбюджета направляются на осуществление инвестиционной политики,
субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей, что
способствует формированию рациональной структуры общественного производства,
наращиванию научно-техн. потенциала, обновлению материально-технич. базы.
Расходы бюджета на соцкультсферу имеют не только социальное, но и экономическое
значение, т.к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей
силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.
Внебюджетные фонды - это
средства федерального правительства и местных органов власти, связанные с
финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование этих фондов
происходит за счёт обязательных целевых отчислений, которые установлены в % к
фонду оплаты труда и включаются в с/с продукции. Имеют строго целевое
назначение, что гарантирует использование средств в полном V. Обособленное
функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять
финансирование важнейших социальных мероприятий.
Гос.кредит отражает
кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных
денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности
для финансирования гос.расходов. Кредитором выступают физ.- и юрлица, заёмщиком
- государство. Дополнительные фин.ресурсы государство привлекает путём продажи
на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов
государственных цб. Данная форма кредита позволяет заёмщику направлять
мобилизованные дополнительные фин.ресурсы на покрытие дефицита госбюджета без
осуществления для этих целей эмиссии. Гос.кредит используется также в целях
стабилизации денежного обращения в стране.
Фонд страхования
обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных
случаев, а также способствует их предупреждению.
Финансы предприятий
различной формы собственности, являясь основой единой фин.системы страны,
обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и
национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность
централизованных денежных фондов фин.ресурсами. При этом активное использование
финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не
исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования. В
условиях рынка предприятия самостоятельно распределяют выручку, формируют и используют
фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им
средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и
возможности финансового рынка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|