бесплатные рефераты

Шпаргалки к госэкзамену по теме "Экономическая теория, финансы и кредит"

32. Финансовый капитал. Финансовая олигархия и формы её господства.

Фин. кап-л – кап-л, возникающий на основе сращивания монополистического промышленного и монополистического банковского капиталов. Сначала промышленные и банковские монополии в стремлении максимизировать собственную прибыль соединяли свой бизнес.  Затем эти процессы стали сопровождаться переплетением собственности, взаимным владением акциями и прочими формами переплетения капиталов на уровне уже капитала-собственности. И, наконец, произошло сращивание, когда два типа разных монополистических капиталов прочно срослись в единый капитал, с едиными интересами и едиными действиями. Становление фин. кап-а приводит к образованию и соответствующей прослойки фин. капиталистов – фин. олигархии. Формы эк. господства фин. кап-ла и фин. олигархии: Система участия - владение пакетами акций, позволяющее самым непосредственным образом воздействовать на деятельность предприятия. Личная уния - практика взаимного представительства фин. магнатами в органах управления различных компаний. Достаточно распространенным является участие одних и тех же персон в Советах директоров нескольких (порой до 10 и более) компаний. Очевидно, что во всех этих компаниях они реализуют один и тот же интерес. Это дает возможность опосредованным образом (не через реальную собственность) контролировать гигантские пирамиды капитала, обращая их деятельность в свою пользу.

 

 

 

33. Экономическая роль государства в рыночной экономике.

Роль гос-ва в рыночной экономике проявляется через функции: а) создание правовой основы для принятия эк. решений. Гос-во разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан, антимонопольное регулирование; б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада пр-ва, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты; в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Гос-во организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хоз-ва, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.; г) обеспечение соц. защиты и соц. гарантии. Гос-во гарантирует минимум зар. платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

В действительности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на эк. ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределении доходов.

Главные формы и методы вмешательства гос-ва в экономику: прямое вмешательство через расширение гос. собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер эк. политики.

Во всех промышленно развитых странах существуют значительный по своим масштабам гос. сектор экономики. Его размеры могут служить критерием эк. роли гос-ва. Гос-во обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятия. Это делает гос-во владельцем части общественного капитала.

34. Денежная масса и её основные показатели в РФ.

Денежная масса - совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хоз. оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и гос-ву.

Для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объема денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты).

Для расчета совокупной денежной массы в обращении в РФ предусмотрены следующие денежные агрегаты: 1). агрегат М0- наличные деньги. 2). агрегат М1- равен агрегатуМ0 + средства расчетных, текущих и прочих счетах (специальные счета, счета местных бюджетов, счета бюджетных, профсоюзных, общественных организаций), + средства Госстраха, плюс вклады в коммерческих банках, + депозиты до востребования в Сбербанке. 3). М2-равен агрегату М1 + срочные вклады в Сбербанке. 4). М3- включает агрегат М2, депозитные сертификаты и облигации гос. займов.

Измененение объма денежной массы может быть результатом как изменения массы денег в обращении, так и ускорения их оборота. Скорость обращения денег - показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используют косвенные данные. Поскольку скорость обращения денег обратно пропорциональна количеству денег в обращении, то ускорение их оборачиваемости означает рост денежной массы. Увеличение денежной массы при том же объеме товаров и услуг на рынке ведет к обесценению денег т.е. в конечном итоге является одним из факторов инфляционного процесса.

35. Эмиссия наличных и безналичных денег. Механизм действия банковского мультипликатора.

Эмиссия наличных денег – конституционная функция ЦБ. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ, введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются. ЦБ – эмиссионный банк. Главное его назначение – создать условия для функционирования денежно-кредитной и финансовой систем общества. ЦБ осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение в соответствии с потребностями товарно-денежного оборота. Политические условия подталкивают государство к попыткам решить фин. проблемы за счет печатания денег. Это чрезвычайно болезненный путь для населения страны, которое в первую очередь испытывает на себе последствия эмиссии необеспеченных денег, приводящей к росту цен. Решению фин. вопросов властей за счет содержимого кошельков населения может помешать только независимость ЦБ – его право монополии на эмиссию денег.

Наряду с наличными деньгами в экономике, в значительно больших масштабах, используются безналичные деньги, т.е. записи на счетах. Они ускоряют и упрощают платежи и расчеты. Рост безналичных денег в определенной мере контролируется ЦБ. Однако, в отличие от эмиссии наличных, проведение которой всецело зависит от решения ЦБ, денежное обращение происходит в силу многих объективных причин, порой независящих от ЦБ. Объемы и скорость обращения, мотивация сделок – это не случайность и не юридический закон, а суммированные потребности общества и его граждан. ЦБ регулирует безналичное денежное обращение, что выражается в установлении порядка и правил осуществления безналичных расчетов.

Банковский мультипликатор – это процесс многократного увеличения (мультипликации) остатков на депозитных счетах в коммерческих банках в результате их перевода их одного банка в другой. Благодаря действию банковского мультипликатора происходит расширение депозитов, путем многократного увеличения любых новых резервов, получаемых банковской системой. Т.е. банковский мультипликатор определяет зависимость между суммой резервов, которые банки обязаны хранить на счете в ЦБ, свободными резервами их кредитных операций и банковскими депозитами. величина коэффициента банковского мультипликатора обратно пропорциональна норме обязательных резервов.

Коэффициент мультипликатора показывает во сколько раз, образовавшаяся на депозитном счете денежная масса, превышает величину первоначального депозита. Процесс мультипликации непрерывен, т.е. коэффициент мультипликации рассчитывается за определенный период времени.

 

 

 

 

 

 

36. Сущность денежной системы государства и характеристика её основных типов.

Устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное нац. законодательством представляет собой денежную систему. Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает ЦБ. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной эк. деятельности в стране. Принципы функционирования современной денежной системы: 1). кредитный характер денежной эмиссии -выпуск новых денежных знаков в хозяйственный оборот осуществляется только в результате проведения банками кредитных операций; 2). обеспеченность- выпускаемые в оборот денежные знаки должны быть реально застрахованы активами банка; 3). правительству предоставляются средства только в порядке кредитования на возвратной и возмездной основе; 4). надзор и контроль за денежным обращением осуществляется со стороны гос-ва через банковскую, финансовую и налоговую систему; 5). на территории страны функционирует исключительно национальная денежная единица.

Существуют 2 типа денежных систем в зависимости от денег, выполняющих роль всеобщего эквивалента: 1). Денежная система металлического обращения -базируется на действительных деньгах, а обращающиеся знаки стоимости беспрепятственно обмениваются на действительные деньги. Биметаллизм - когда роль всеобщего эквивалента закреплена гос-вом за двумя металлами (медь и серебро, серебро и золото). Монометаллизм - это когда один металл выполняет роль всеобщего эквивалента. Характеризуется свободной чеканкой монет из одного металла (золота и серебра), действует одна цена. 2). Денежная бумажно-кредитная система - утвердилась после мирового кризиса, когда были ликвидированы все формы золотого стандарта. Характеризуется: отменой официального золотого содержания денежных единиц, золото полностью вытеснено из внешнего и внутреннего оборота; сохранением золотого резерва преимущественно в ЦБ, а также у частных лиц в виде золотых монет, слитков, украшений; переходом к неразменным на золото кредитным деньгам; национальной денежной единицей становится банкнота ЦБ; расширением эмиссии банкнот для покрытия дефицита бюджета, что вызывает перерождение их в бумажные деньги; развитием и преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при одновременном сокращении наличного; созданием и развитием механизмов государственного денежно-кредитного регулирования.

37. Виды денег и их характеристика.

Деньги - это не товар, а эквивалент, который измеряет цену товара. Раньше деньги были товаром. Натуральный обмен. Основные характеристики денег – их покупательская способность (она измеряется количеством товаров и услуг, которые на них можно приобрести) и то, что они признаются всеми в обществе в качестве средств платежа. При этом совершенно не важно, что представляет собой товар, используемый в качестве денег. Таким образом собачьи зубы будут являться точно такими же деньгами, как и долларовые банкноты, если все остальные люди будут согласны их при расчетах. Виды денег: (1) Наличные деньги – монеты и банковские билеты (банкноты). Их эмиссию осуществляет ЦБ. Казначейские билеты - те же бумажные деньги, но выпускаемые непосредственно гос. казначейством -министерством финансов. (2) Безналичные деньги - это средства на счетах в банках, различные депозиты (вклады) в банках, гос. ценные бумаги. (3) Электронные деньги - денежный документ, удостоверяющий наличие счета ее держателя в кредитном учреждении.

Мера стоимости - функция денег, заключающаяся в том, что деньги обеспечивают выражение стоимости товаров как одинаковых величин, качественно равных и количественно сравнимых. Мировые деньги - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются в качестве средства расчетов в международном платежном обороте между странами. Средство обращения - функция денег, заключающаяся в том, что деньги выполняют роль посредника в обращении товаров. Средство платежа - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются при продаже товаров в кредит, при уплате налогов, земельной ренты и т.п. Средство сбережений - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются для накопления. Эта функция требует наличия полноценных денег - золота или серебра.

38. Предпосылки возникновения кредита, его сущность и роль в развитии экономики. Основные принципы построения кредитных отношений.

Кредит — форма движения денежного капитала предоставляемого в ссуду. Выражается в предоставлении денег или товаров в долг с уплатой процентов.

Возникновение кредита связано со сферой обмена, где владельцы товаров взаимодействуют как независимые друг от друга собственники, готовые вступить в эк. отношения. Возникновение и развитие явления кредита связано с кругооборотом и оборотом капитала. В процессе движения основного и оборотного капитала происходит высвобождение ресурсов (денежных средств, товаров, услуг). Средства труда используются в процессе производства длительное время, их стоимость переносится на стоимость готовой продукции частями. Постепенные восстановление стоимости основного капитала в денежной форме приводит к тому, что высвобождающиеся денежные средства оседают на счетах предприятий. В силу сезонности производства, неравномерных поставок и другого происходит несовпадение времени создания и обращения продукции. У одних хозяйствующих субъектов появляется временный избыток средств, у других - их недостаток. Это создаёт возможность возникновения кредитных отношений, то есть кредит разрешает относительное противоречие между временным оседанием средств и необходимостью, их использования в хозяйстве.

Основные принципы кредита: Возвратность кредита - выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора фин. ресурсов после завершения их использования заемщиком. Принцип срочности кредита отражает необходимость его  возврата не в любое приемлемое для заемщика время, а в точно  определенный срок, зафиксированный в кредитном договоре  или заменяющем его документе. Нарушение указанного условия является для кредитора достаточным основанием для применения к заемщику эк. санкций в форме увеличения взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке (в нашей  стране – свыше трех месяцев) – предъявления фин.  требований в судебном порядке. Платность кредита - выражает необходимость не только прямого возврата заемщиком  полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права  на их использование. Обеспеченность кредита - выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя  обязательств и находит практическое выражение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под фин.  гарантии. Целевой характер кредита. Распространяется на большинство видов кредитных операций, выражая необходимость целевого использования средств, полученных от кредитора. Дифференцированный характер кредита - определяет дифференцированный подход со стороны кредитной  организации к различным категориям потенциальных заемщиков.

39. Функции кредита, его формы и виды.

Ссудным капиталом называется капитал в денежной форме, предоставляемый в ссуду его собственниками на условиях возвратности за плату в виде процента. Движение этого капитала называется кредитом. Кредит - это движение стоимости на условиях возвратности.

Формы кредита: 1).Коммерческий кредит - кредит, предоставляемый одними предприятиями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Цель коммерческого кредита - ускорить реализацию товаров и заключенной в них прибыли. 2). Банковский кредит - предоставляется владельцами денежных средств, банками, специальными кредитными учреждениями заемщикам в виде денежных ссуд. Объект - денежный капитал. Цель - получение прибыли по ссудам (займам, кредитам). 3).Потребительский кредит - предоставляется частным лицам. Его объектами являются товары длительного пользования (мебель, автомобили, телевизор), разнообразные услуги. 4). Гос. кредит - совокупность кредитных отношений, в которых заемщиками или кредиторами выступают гос-во и местные органы власти. 5). Международный кредит - движение и функционирование ссудного капитала между странами

Виды кредита: Краткосрочный кредит - кредит, выдаваемый на срок до одного года, предназначенный для формирования оборотных средств предприятий и фирм. Объект краткосрочного кредитования - оборотные средства заемщика: кредитование под остатки материальных ценностей, расчетные документы в пути, затраты на производство, на реструктуризацию краткосрочной задолженности и т.д.

Долгосрочный кредит - кредит, предоставляемый на срок свыше года и используемый в основном в качестве инвестиционного капитала. Среднесрочный кредит - предоставляется на сроки от одного года до 5-7 лет; сроки различаются по странам и зависят от сложившихся традиций национальных рынков ссудных капиталов и действующих законодательных норм.

Функции кредита: 1).Перераспределительная, при его помощи свободные денежные капиталы и доходы аккумулируются и превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование. 2). Эмиссионная (частично замещая наличные деньги кредитными деньгами и ускорение обращения денег). 3). Контрольная функция - банк жестко контролирует этот кредит. 4).Ускорение НТП. 5).Обслуживание товарооборота.

40. Ссудный процент, его классификация по формам и определение уровня.

Ссудный процент - доход, получаемый собственником капитала в результате использования его денежных средств в течение определенного времени. Ссудный процент выполняет такую важную функцию как гарантия сохранения ссужаемой собственности, т.е. возврата кредитору кредитных средств в полном объеме. С этой целью при выдаче кредита  учитываются многие факторы (срок кредита, размер, наличие обеспечения ссуды и т. д.), которые в свою очередь являются признаками для классификации видов ставок процента и дифференциации их величины. Для определения размера ссудного процента используют показатель нормы процента, который рассчитывают как отношение годового дохода на ссуженную стоимость к ее абсолютной величине. Уровень ставки процента по каждой конкретной ссуде зависит от множества факторов. При ее определении, прежде всего, учитывают срок кредита. Увеличение срока ссуды связано с риском ее непогашения из-за изменения внешней среды, фин. состояния заемщика, риска упущенной выгоды от колебания ставок процента на рынке кредитных ресурсов. Ставка процента зависит от размера кредита. Это объясняется тем, что при больших суммах займа увеличивается риск, величина которого оценивается размером потерь кредитора от неплатежеспособности заемщика. Цель использования кредита бывает разной, в зависимости от нее разной будет и ставка % . Повышенным риском обладают ссуды выдаваемые для устранения фин. затруднений, на инвестиционные цели и т.д.. Различаются ставки % в зависимости от формы кредита ( коммерческий, банковский, государственный, потребительский и т. д.), а также от вида заемщика (кредит для торгово-промышленных компаний, для сел.-хоз. предприятий, индивидуальных заемщиков).

Классификация ссудного процента по формам кредита (коммерческий, банковский, потребительский, государственный, международный), по видам кредитных учреждений (коммерческие банки; общества финансирования и инвестиционные тресты - мобилизуют денежные капиталы не путем приема вкладов, а путем выпуска собственных акций и облигаций; эмиссионные банки – их ресурсы образуются не только за счет собственных капиталов и депозитов, но и за счет банкнотной эмиссии; специальные кредитные институты - ипотечные банки, кредитная кооперация, сберегательные кассы и ломбарды), по срокам кредитования (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный).

41. Центральный банк России: его сущность, основные функции и инструменты регулирования экономики.

ЦБ РФ - главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в гос. собственности. ЦБ призван приводить деятельность в соответствие с общей эк. стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь эк. методы управления и только в отдельных случаях административные.

Функции: Эмиссия банкнот (За ЦБ закреплено осуществление эмиссии  наличных  денег,  организация  их  обращения  и изъятия из обращения на территории  РФ); Проведение денежно-кредитной политики (совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок, основные инструменты - изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ; - регулирование официальной учетной ставки; - проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой); Регулирование официальной учетной ставки ЦБ (используется ЦБ в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ и является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов); Проведение валютной политики (представляет интересы РФ во взаимоотношениях с ЦБ иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-фин. организациях; Регулирование деятельности кредитных институтов (система мер, посредством которых гос-во через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков); Функция финансового агента правительства (ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению гос. долга, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами).

Используя денежно кредитную политику как средство   регулирования   эк.,  ЦБ привлекает инструменты: Ставки учетного процента (дисконтную политику); Нормы обязательных резервов кредитных учреждений; Операции на открытом рынке; Регламентацию эк. нормативов для кредитных учреждений.

42. Основные функции и операции коммерческих банков.

Можно выделить три важнейших элемента современной кредитной системы: центральный (эмиссионный) банк; коммерческие банки; специализированные фин. учреждения (страховые, ипотечные, сберегательные и т.д.).

Есть определенный базовый набор операций, без которого банк не может существовать и нормально функционировать: прием депозитов; осуществление денежных платежей и расчетов; выдача кредитов.

Создание платежных средств тесно связано с депозитной функцией кредитования банковских клиентов. Депозит может возникнуть: в результате внесения клиентом наличных денег в банк или же в процессе банковского кредитования. Если клиент внес деньги до востребования, то они превратились из наличных в безналичные. Общая сумма денег в хозяйстве не изменилась. Если же деньги зачислены на депозит, то общее количество денег в хозяйстве увеличилось, так как банк своей операцией создал новые платежные средства. Вторая  обширная функциональная сфера деятельности банков – посредничество в кредите. Коммерческие банки выполняют роль посредников между хозяйственными единицами, накапливающими и нуждающимися в денежных средствах. Функции банков осуществляются через банковские операции. Они подразделяются на пассивные и активные.

Пассивные: ресурсы  формируются за счет собственных (акционерный, резервный капитал и нераспределенная прибыль), привлеченных (составляют основную часть ресурсов коммерческих банков, депозиты, а также контокоррентные - единственный счет, посредством которого производятся все расчетные и кредитные операции между клиентом и банком и корреспондентские счета) и эмитированных средств (средства клиентуры, которыми банку можно пользоваться достаточно длительный период - облигационные займы, банковские векселя и т.д).

Активные: Мобилизованные денежные средства банки используют для кредитования клиентуры и осуществления своей предпринимат. деятельности. Вексельные операции подразделяются по учету векселей и ссуды под векселя. Подтоварные  ссуды – ссуды под залог товаров и товарораспорядительных документов. Фондовые операции. Их объектом служат различные виды ценных бумаг.

Кредитные операции: Ссуды для финансирования оборотного капитала. Эта группа связана с нехваткой у предприятия денежных средств для покупки элементов оборотного капитала, необходимых для повседневных операций. Ссуды для финансирования основного капитала. Эта группа представлена средне- и долгосрочными кредитами для покупки недвижимости, земли, оборудования и т.п.

43. Собственные и привлеченные средства коммерческого банка, их структура и виды.

К собственным ср-вам относят уставный и добавочный капитал, фонды и страховые резервы, а так же нераспределенная прибыль. За счет собственных ср-в банки покрывают 10-20% своей общей потребности в ресурсах, т.е. они работают преимущественно за счет привлеченных средств. Уставный капитал образуется из величины вкладов участников банка и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов. Добавочный капитал включает в себя прирост стоимости имущества банка при его переоценке. Фонды банка образуются из чистой прибыли Страховые резервы это обязательные резервы для покрытия возможных потерь по ссудам  и операциям с ценными бумагами при обесценивании последних.

Все привлеченные ресурсы по способу их аккумуляции делятся на две большие группы: депозитные и недепозитные привлеченные средства. Основную часть привлеченных ресурсов банков составляют депозиты, т.е. денежные ср-ва, внесенные в банк клиентами для хранения на определенные счета. Недепозитные - ср-ва которые банк получает в виде займов (кредитов) в основном с целью поддержания своей ликвидности

По категориям владельцев все банковские депозиты подразделяются на депозиты юр.  лиц и вклады физ. лиц.

По форме возврата депозиты принято подразделять на: депозиты до востребования (договор на условиях выдачи по первому требованию); срочные депозиты (договор на условиях возврата по истечении срока); условные депозиты (договор  на иных условиях возврата т.е. при наступлении определенных условий - целевые, страховые, накопительные вклады).

 

 

 

 

 

44. Финансовый контроль, его основные формы и виды.

Фин. контроль – специальная отрасль осуществляемого в стране контроля. Наличие фин. контроля объективно обусловлено тем, что финансам как эк. категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Системность контроля достигается комбинированным использованием его различных видов: логического и математического, документального и фактического.

Способы документального контроля: формальная и арифметическая проверка документов; юр. оценка хоз. операций, отраженных в документах; сплошное и выборочное наблюдение; встречная проверка документов; оценка законности и обоснованности хоз. операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета; балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей с их отражением в финансово-бухгалтерской документации.

Способы фактического контроля: инвентаризация; экспертная оценка объема и количества выполненных работ, обоснованности материальных затрат и выхода готовой продукции; визуальное наблюдение при обследовании складских помещений, производственных подразделений, состояния контрольно-пропускного режима.

Среди форм финансового контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный проводиться до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Он имеет важное значение для предупреждения нарушений фин. дисциплины. Текущий – это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения фин. обязательств перед гос-вом, получения и использования денежных средств для административно – хоз. расходов, капитального строительства и.т.д.). Последующий – это контроль, осуществляемый после совершения фин. операций (после исполнения доходной и расходной части бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и.т.п.) В этом случае определяется состояние фин. дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

45. Сущность и основные функции финансов. Финансовые ресурсы и основные источники формирования.

Финансы - важнейшая эк. категория, отражающая эк. отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хоз-ва к регулярному товарно-денежному обмену и было связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Функции финансов: Распределительная (формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство капитала, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом); Контрольная (Распределительные отношения затрагивают интересы общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенная задача - их оптимальная организация. Объективная основа контрольной функции - стоимостной учет затрат на пр-во и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и расходов денежных фондов).

Фин. ресурсы - это совокупность собственных денежных доходов и поступлений из вне, предназначенные для выполнения фин. обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства. Собственные фин. ресурсы включают первоначальные взносы учредителей и часть денег, полученную в результате фин.-хоз. деятельности - прибыль и амортизационные отчисления. Важный источником финансирования воспроизводства основных средств - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Направления ее использования, величина прибыли, направленная на финансирование инвестиций, определяются организацией самостоятельно, распределяется на цели накопления и потребления. Привлеченные источники формирования фин. ресурсов включают денежные средства, полученные от размещения акций и взносы членов трудовых коллективов. К заемным средствам относятся долгосрочные ссуды коммерческих банков, приобретение основных средств на основе фин. лизинга и инвестиционный налоговый кредит.

46. Финансовая политика государства: содержание и требования. Структура финансового аппарата РФ.

Совокупность гос. мероприятий по использованию фин. отношений для выполнения гос-вом своих функций представляет фин. политику. Она охватывает широкий комплекс мероприятий: разработку концепции фин. политики, определение ее основных направлений, целей; создание фин. механизма; управление фин. деятельностью гос-ва. Основу фин. политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования эк. и соц. сферы страны. Важной составной частью фин. политики является установление фин. механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности гос-ва в области финансов. К элементам фин. механизма относятся формы фин. ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм, которые используются при определении доходов и расходов государства. Задачи фин. политики: (1) обеспечение условий для формирования максимально возможных фин. ресурсов; (2) установление рационального распределения и использования фин. ресурсов; (3) организация регулирования и стимулирования эк. и соц. процессов фин. методами; (4) создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Направления фин. политики: снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочение гос. обязательств, создание эффективной системы межбюджетных отношений.

Управление финансами в РФ осуществляют высшие законодательные органы власти: Федеральное Собрание и две его палаты – Гос. Дума и Совет Федерации. Важнейшим органом осуществляющим управление финансами выступает Мин. фин. РФ. Его задачи: разработка и реализация единой гос. фин. политики, составление проекта и исполнение федерального бюджета, совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности. Министерство по налогам и сборам - осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет. Федеральная службы налоговой полиции - осуществляет предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений. Гос. таможенный комитет – осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в РФ; несет ответственность за поступление таможенных пошлин,.

47. Государственные финансы, их виды, характеристика.

Государственные финансы - раздел эк. науки, изучающий расходы и доходы бюджетной сферы и органов государственной власти, а также влияние, которое они оказывают на экономику. Эк. сущность гос. финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования фин. ресурсов гос-ва, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций гос-ва и гос. предприятий.

В составе гос. финансов выделяются: гос. бюджет, внебюджетные фонды, гос. кредит, финансы гос. предприятий и организаций. По уровню гос. руководства эк. и соц. сферой гос. финансы подразделяются на общегосударственные (федеральные, правительственные) и местные (муниципальные). Благодаря такому разнообразию фин. связей по функциональному назначению гос-во может оказывать влияние на многие эк. и соц. процессы как в территориальном, так и отраслевом аспектах.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ