бесплатные рефераты

Шпаргалки к госэкзамену по теме "Экономическая теория, финансы и кредит"

Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегос. мероприятий: гос. целевых комплексных программ, обороны, обеспечения правопорядка, охраны границ, гос. управления, развития соц. сферы, выполнения международных обязательств.

Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования эк. процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов.

Назначение внебюджетных фондов - финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников.

В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей гос. органам для финансирования гос. потребностей.

48. Финансовая система государства и ее структура. Основные направления реформирования финансовых отношений в РФ.

Совокупность гос. мероприятий по использованию фин. отношений для выполнения гос-вом своих функций представляет фин. политику. Она охватывает широкий комплекс мероприятий: разработку общей концепции фин. политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; создание адекватного фин. механизма; управление фин. деятельностью гос-ва. Основу фин. политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования эк. и соц. сферы страны. Одновременно с этим гос-во осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования фин. отношений.

     Важной составной частью фин. политики является установление фин. механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности гос-ва в области финансов. Он представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации фин. отношений. К элементам фин. механизма относятся формы фин. ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ц/б.

Основные направления реформирования фин. отношений в РФ: 1).Сбалансированность фин. ресурсов госуд. и хозяйствующих субъектов через налогово-бюджетную систему: это снижение налоговой нагрузки и оставление больших фин. ресурсов у хозяйствующих субьектов. Пример, ЕСН-35,6% будет 26%. должно оставить большие ресурсы на предприятии (около 160 млрд. рублей). 2). Развитие бюджетного федерализма (законодательное установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон — федеральных и региональных органов власти и управления, а также правил их взаимодействия).

49. Государственный бюджет, формирование его доходов и основные направления расходов.

Бюджет РФ, являясь важнейшим звеном фин. системы страны и отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, представляет собой эк. форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств гос-ва.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов гос. власти соответствующего уровня. Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени); неналоговые (доходы от использования имущества, находящегося в гос. или муницип. собственности, от платных услуг, оказанных органами власти; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, фин. помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней); безвозмездные перечисления; доходы целевых бюджетных фондов;

Главное назначение всех звеньев бюджетной системы – фин. обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов. В зависимости от эк. содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. Текущие - часть расходов, обеспечивающая текущее функционирование органов гос. власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики. Капитальные - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Это средства предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы на проведение кап. ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество РФ. Основными задачами в области расходов бюджета являются: сокращение числа федеральных целевых программ, обеспечение концентрации средств бюджета на наиболее эффективных и соц.-значимых проектах; снижение расходов на содержание гос. аппарата; расширение практики гос. - коммерческого финансирования проектов; повышение эффективности использования ассигнований на нац. оборону и оборонный комплекс.

50. Региональные и местные финансы. Основные направления совершенствования бюджетных отношений.

Региональные финансы РФ являются формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, с/х, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. Доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов. К собственным доходам относятся: налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, дорожный, транспортный налоги, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы. Регулирующие доходы включают: отчисления от федеральных налогов и сборов, отчисления от дотаций, субвенций, субсидий.

Местные финансы- это система эк. отношений, посредством которых распределяются и перераспред. национальный доход, фонд денежных средств, используемых на эк. и соц. развитие территорий. Роль местных финансов все более усиливается т.к. функции регулирования эк. и соц. процессов переходят от центральных уровней гос. власти к местным. Через местные финансы государство активно проводит социальную политику. За счет средств местных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие, спец.средние заведения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды. С помощью местных финансов гос-во осуществляет выравнивание уровней эк. и соц. развития территорий, которые в результате исторических, географических и военных условий отстали от других регионов. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц. К местным финансам относятся фин. ресурсы муниципальных предприятий, фин. ресурсы предприятий, фирм, используемые на финансирование соц.-культурных и жилищно-коммунальных объектов.

51. Характеристика бюджетной системы РФ. Основные принципы бюджетного устройства.

Бюджетная система РФ - важнейшее звено фин. системы страны, отражает содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, представляет собой эк. форму образования и использования основного фонда денежных средств гос-ва. Бюджетный кодекс РФ регламентирует перечень принципов бюджетного устройства: 1). Принцип единства - единство правовой базы, ден. сис-мы, форм бюджетной документации, единый порядок фин-ния расходов бюджетов всех уровней. 2). Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования дополнительного привлечения ср-в. 3). Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований: предварительного обсуждения проектов бюджета на открытых заседаниях парламента; обязательного опубликования утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а также отчетов об исполнении бюджетов; сообщения о ходе исполнения бюджетов в течение года. 4). Принцип адресности и целевого характера бюджетных ср-в - они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на фин-ние конкретных целей. 5). Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной сиc-мы РФ - закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами гос-ной власти РФ, органами местного самоупр-ния.

Обобщая содержание принципов построения бюджетной сис-мы можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегос-ных эк. и соц. программ, а также перераспределением фин. ресурсов для выравнивания развития регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52. Особенности бюджетного процесса в РФ.

Бюджетный процесс - деятельность органов гос. власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.

Участники бюджетного процесса: Президент РФ; органы законодательной; исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы фин. контроля; бюджетные учреждения; гос. и муницип. унитарные предприятия; кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Первой стадией бюджетного процесса является составление проекта бюджета. Составление проекта бюджета состоит из нескольких этапов: 1). Разработка федеральными органами исполнительной власти и Правительством РФ плана - прогноза функционирования эк. на очередной фин. год. 2). Второй этап - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной год в соответствии с функциональной и эк. классификацией расходов бюджетов и по получателям бюджетных средств. 3). Правительство РФ рассматривает проект федерального бюджета и сопутствующие ему документы и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу РФ.

Второй и третьей стадией бюджетного процесса являются рассмотрение и утверждение бюджета.

Проект федерального закона о федеральном бюджете в течении трех дней направляется в Совет Федерации, комитеты ГД для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. Заключительной стадией бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. В конце каждого фин. года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого гос. внебюджетного фонда в отдельности.

53. Финансы предприятий: сущность, функции и основные принципы построения.

Финансы предприятий - это финансовые отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.

Функции финансов предприятий: (1) Распределительная (формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство капитала); (2) Контрольная (её объективная основа - стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и расходов денежных фондов).

Фин. отношения коммерческих предприятий строятся на определенных принципах: (1) Принцип хоз. самостоятельности: хозяйствующие субьекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу эк. деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли. (2) Принцип сбалансированности: одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субьекта. К собственным источникам финансирования относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. (3) Принцип материальной заинтересованности: обьективная необходимость этого принципа обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности- извлечение прибыли. (4) Принцип материальной ответственности: он означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности. (5) Принцип обеспечения фин. резервами: этот принцип диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу.

54. Финансы коммерческих и некоммерческих организаций: особенности их формирования, распределения и использования.

Основная цель организаций, функционирующих на коммерческой основе, - получение прибыли.

У некоммерческих организаций - удовлетворение потребностей общества своей деятельностью. Создаются для достижения соц., благотворительных, культурных, образовательных и научных целей. Могут оказывать платные услуги и осуществлять предпринимательскую деятельность, могут выступать учредителями коммерческих организаций и т.д., если эти виды деятельности способствуют достижению целей их создания.

Фин. ресурсы коммерческой организации – денежные доходы, поступления и накопления, которые находятся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначены для выполнения фин. обязательств и осуществления затрат на расширенное воспроизводство, соц. развитие  и эк. стимулирование работающих. Фин. ресурсы некоммерческой организации – это денежные доходы, поступления и накопления некоммерческой организации, которые используются для осуществления уставной деятельности такой организации.

Направления использования финансовых ресурсов коммерческих организаций: платежи в бюджет; уплата % за пользование кредитами, займами и ссудами; страховые платежи; инвестирование собственных средств на расширение и обновление производства; выплаты %. Фин. ресурсы некоммерческих организаций используются для реализации основной цели их создания: расходы по эксплуатации помещений; выплаты арендной платы, з/п; платежи в бюджет.

Полученные доходы коммерческие организации распределяют между участниками. Для коммерческих организацй прибыль – главный фин. показатель деятельности. Некоммерческие организации не распределяют прибыль между участниками. Имущество также не распределяется между членами.

Главный фин. план коммерческой организации – баланс доходов и расходов, где показываются доходы и поступления средств, расходы и отчисления, кредитные взаимоотношения с банковскими учреждениями и бюджетом. Некоммерческие организации составляют смету – основной вид фин. плана; свод доходов и расходов учреждения и документ внутрифирменного планирования затрат. Особенности фин. плана некоммерческих организаций: расходы разделяются по группам в соответствии с бюджетной классификацией и указываются объемы бюджетных и внебюджетных средств по статьям расходов.

55. Финансы системы страхования: сущность, основные функции и виды. Формы страховых фондов.

Основой фин. устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых фондов, а также система перестрахования. Финансам систем страхования свойственны следующие функции: формирование денежных фондов страховщиков; использование этих фондов для выполнения компаниями своих функций. Помимо этих, им присущи специфические функции: рисковая (в рамках её действия происходит перераспределение денежной формы стоимости страховых событий); предупредительная (направлена на финансирование за счет части средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска); контрольная (заключена в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда). Финансы систем страхования состоят из доходов (доходы от страховой деятельности, инвестиций, консультаций, обучения кадров и других операций) и расходов (на выплату страхового возмещения, отчисления в резервы, расходы на ведение дела).

Страхование путем формирования страхового фонда с помощью заранее фиксированных страховых платежей, с одной стороны, и возмещением ущерба из этого фонда участникам страхования — с другой, обеспечивает важнейшее условие нормального воспроизводственного процесса — непрерывность и бесперебойность. Государственный централизованный страховой фонд формируется из общегос. ресурсов в натуральной и денежной формах. В натуральной форме он представляет постоянно возобновляемые запасы продукции, товаров, сырья, топлива, продовольствия и др.; в денежной форме он выступает в виде фин. резервов (золото, драгоценности и др.). Назначение этого фонда состоит в обеспечении возмещения ущерба и устранения последствий стихийных бедствий и крупных аварий.

Под фондом риска товаропроизводителя понимается создание в децентрализованном порядке каждым хозяйствующим субъектом обособленного фонда, как правило в виде натуральных запасов. Например, в агропромышленном комплексе образуются семенной и другие натуральные фонды.

Страховой фонд страховщика формируется децентрализованно из средств страхователей, поскольку страховые взносы уплачиваются каждым из них обособленно. Расходы страхового фонда имеют строго целевой характер и предназначены для выплаты страховых сумм (личное страхование) и возмещения ущерба (имущественное страхование) в соответствии с установленными страховщиком правилами и условиями страхования.

56. Финансы домашних хозяйств: семейный бюджет, источники доходов и структура расходов домохозяйств. Финансовые индикаторы уровня жизни населения.

Фин. домашнего хоз-ва – эк. денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств для обеспечения материальных и соц. условий жизни членов хоз-ва и их воспроизводства.

При формировании бюджета образуются денежные фонды: Индивидуальные; Совместные; Накопление и обеспечение (резервный фонд). На объем бюджета домашнего хозяйства оказывает воздействие гос-во: через налоговую систему; через оплату труда работников в гос. секторе; через гос. ценообразование.

Доходы дом. хоз. - это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства. В современных условиях большую роль имеет гос. регулирование оплаты труда. Об этом свидетельствует постоянное внимание к таким рычагам как минимальный размер оплаты труда и размер прожиточного минимума. Минимальный размер оплаты труда постоянно повышается, однако, он отстает от темпов инфляции.

Денежные расходы дом. хоз. представляют собой фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимых для продолжения жизни человека.

Классификация расходов: 1). По степени регулярности (постоянные расходы (на питание, коммунальные услуги и т.д.); регулярные расходы (на одежду, транспорт и др.); разовые расходы (на лечение, товары длительного пользования ид.)). 2). По степени необходимости (первоочередные (на питание, одежду); на медицину; второочередные расходы (на образование, страховые взносы и тп.)). 3). По цели использования (потребительские расходы (на покупку товаров и оплату услуг); оплата обязательных платежей и различных обязательных взносов; накопление и сбережение во вкладах и ценных бумагах; покупка иностранной валюты; прирост денег на руках населения).

Индикаторы уровня жизни населения: Среднедушевые денежные доходы в месяц; Реальные располагаемые денежные доходы в процентах к предыдущему периоду; Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике; Средний размер назначенных месячных пенсий; Величина прожиточного минимума; Численность населения с денежным доходом ниже величины прожиточного минимума. Важным индикатором уровня жизни населения является обеспеченность жильем

57. Характеристика международных финансовых потоков. Основные международные финансовые институты.

Основа мировых фин. потоков - материальные процессы воспроизводства. Мировые фин. потоки обслуживают движение товаров, услуг, перераспределение денежного капитала между странами. Движение мировых финансовых потоков осуществляется по каналам: валютно-кредитное и расчетное обслуживание купли-продажи товаров и услуг; зарубежные инвестиции; операции с ценными бумагами; валютные операции; перераспределение части национального дохода посредством бюджетов государств в форме: прямой помощи другим гос-вам; взносов в международные фин.о-кредитные организации. Средой движения международных фин. потоков являются мировые кредитные и фин. рынки.

Международные финансовые - это организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных эк., в том числе валютно-кредитных и фин. отношений. К таким организациям относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития.

Банк международных расчетов - первый межгосударственный банк, который был организован в 1930г. в Базеле как международный банк центральных банков. Выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков.

Международный валютный фонд - международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Цели МВФ: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений; предоставление государствам - членам фонда средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

Международный банк реконструкции и развития - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-фин. конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58. Валютные отношения и валютная система, этапы ее формирования. Валютный курс и факторы, воздействующие на него.

Валют. отношения – это отнош., кот. представ. собой совок. эк. и фин. отношений, складывающиеся при функционировании валюты в мир. хоз-ве, и обслуживающие взаимный обмен результатами деятельности населения разных стран. Факторы, оказывающие влияние на междун. вал. отношения: рост произ-ва; состояние мир. рынка; углубление междун. разделения труда; формирование мир. сис-мы хоз-ва; интернационализация хоз. связей.

Валют. система – форма оргаизации и регулирования валют. отношений, закрепленных нац. законодательством и междунар. соглашениями. Виды: нац. валют. система – составная частью денежной системы страны, обладает относит. самостоят. она как правило, выходит за пределы страны; мировая валют. сис-ма – форма мировой орг-ции МВО закрепленная межгос. соглашением; региональная.

Требования к миров. валют. системе:  Обеспечение междунар. обмена достаточным кол-вом, пользующихся доверием платежно-расчетных ср-в. Поддержание относит. стабильности и эластичности приспособления валютного механизма к изменению условий мировой экономики. Соответствия интересам всех стран участников.

Эволюция мировой валютной системы: Парижская (с 1867 г., золотомонетный стандарт, конвертируемость валют в золото); Генуэзская (с 1922 г., золотодевизный стандарт, золото как резервно-платежное средство, свободно колеблющиеся курсы); Бреттонвудская (с 1944 г., конвертируемость доллара в золото по официальной цене); Ямайская (1976-1978 г., официальная демонетаризация золота, свободный выбор режима валютного курса).

Валют. курс необходим: для взаимного обмена валютами при торговле; для сравнения цен мирового и нац. уровня; для периодической переоценки счетов орг-ций в иност. валюте.

Стоимостной основой валют. курса является покупательная способность валют, выражающая средние нац. уровни цен. Соотношение цен на товары и услуги разных стран представляет собой номинал. валют. курс. Реальный валют. курс – это соот. цен за рубежом и в данной стране, выраженных в одной валюте.

Валют. курс подвержен постоянным колебаниям, на него влияют кратковременные (связано: с колебаниями деловой активности, с внешнеполитическими обстоятельствами, изменениями во внут. пол-ке, слухами, догадками, прогнозами) и долговременные факторы (покупательная способность ден. ед. и темп инфляции; разница % ставок в разных странах; гос. политика; рост нац. дохода).

59. Сущность и функции, основные виды инвестиций.

Инвестиции - совокупность долговременных затрат фин., трудовых и материальных ресурсов в целях увеличения активов и прибыли. Они обеспечивают динамичное развитие предприятия и имеют следующие функции: расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления фин. и материальных ресурсов; приобретение новых предприятий, диверсификация вследствие освоения новых областей бизнеса.

Прямые инвестиции - вложения, направленные на увеличение основных фондов предприятия производственного и непроизводственного назначения путем нового строительства основных фондов, расширения, технического перевооружения или реконструкции действующих предприятий.

Портфельные инвестиции - вложения, направленные на формирование портфеля ц/б. Портфель - это совокупность собранных различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. Туда могут входить ц/б одного вида или различные инвестиционные ценности.

Венчурные инвестиции - вложения в акции новых предприятий осуществляющих свою деятельность в новых сферах бизнеса и связанных с большим риском, направляются в не связанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств, но и имеющие высокую степень риска. Рисковое вложение капитала обусловлено необходимостью финансирования мелких инновационных фирм в областях новых технологий. Рисковый капитал сочетает в себе различные формы приложения капитала - ссудного, акционерного, предпринимательского.

Аннуитет - инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени: вложение средств в страховые и пенсионные фонды, которые выпускают долговые обязательства. Они могут использоваться владельцами на покрытие непредвиденных расходов в будущем

60. Система финансирования инвестиций: основные источники, методы и формы.

Инвестиции — это долгосрочные вложения капитала в различные сферы экономики с целью его сохранения и увеличения.

Все источники инвестиций подразделяются на собственные (внутренние) и внешние. К собственным источникам относятся: собственные фин. средства, формирующиеся в результате начисления амортизации на действующий основной капитал, отчислений от прибыли на нужды инвестирования, сумм, выплаченных страховыми компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба; иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность в виде патентов, программных продуктов, торговых марок и т. п.); привлеченные средства в результате выпуска предприятием и продажи акций; благотворительные и другие аналогичные взносы.

К внешним источникам инвестиций относятся: ассигнования из федерального, региональных и местных бюд-жетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе; иностранные инвестиции, предоставляемые в форме участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и фин. институтов, государств, предприятий и организаций различных форм собственности и частных лиц; различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые гос-вом и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе, кредиты банков и других инвесторов (инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов), других предприятий, векселя и другие средства.

Эмиссия ценных бумаг позволяет привлечь дополнительные средства для финансирования инвестиционного проекта. В зависимости от потребностей АО можно говорить о видах, или типах эмиссии, направленных на их удовлетворение: для увеличения уставного капитала эмитента; для изменения структуры его акционерного капитала; для мобилизации ресурсов на инвестиции или пополнение оборотных средств; для погашения кредиторской задолженности эмитента. Указанные типы эмиссии являются наиболее общими и схематичными. На практике чаще всего реализуются их комбинации, поскольку обычно надо решить несколько задач, например мобилизовать средства, изменить структуру акционерного капитала, и частично погасить кредиторскую задолженность.

61. Основные факторы, влияющие на инвестиционную деятельность. Инвестиционная политика РФ.  

На данный момент Р. экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни и, в первую очередь, на соц. сфере, что в свою очередь вызывает соц. напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь гос-ву в преодолении эк. кризиса призваны инвестиции. Инвестиции предназначены для поднятия и развития пр-ва, увеличения его мощностей, технологического уровня. Рост инвестиций зависит от комплекса факторов внутренней и внешней среды, которые воздействуют на инвестиционный спрос и предложение. Наряду с технико-эк., организационно-управленческими на динамику роста инвестиций и их структуру существенное влияние оказывают политические, соц.-психологические, правовые и другие факторы. Среди них выделяются: специфика объектов вложения (предприятий, отраслей, структура народного хозяйства); ожидаемая норма прибыли, или рентабельности инвестиций; инвестиционный климат, альтернативные возможности инвестирования; нормативно-правовая база инвестирования; система налогообложения и налогового климата; инвестиционный риск; объемы и динамика роста национального дохода; динамика инвестиционного спроса и предложения, склонность к потреблению, сбережению, инвестированию и т.д.

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата принимается ряд кардинальных мер: радикализация борьбы с преступностью; торможение инфляции; пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства; мобилизация свободных средств предприятий и населения  на инвестиционные нужды путем повышения % ставок по депозитам и вкладам; принятие  законов  о концессиях и свободных эк. зонах; создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний; создание Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России; разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

62. Рынок ценных бумаг: сущность, основные функции и виды профессиональной деятельности на фондовом рынке.

Рынок ц.б. - сектор фин. рынка, на кот. осущ. эмиссия и купля-продажа ц.б. Он тесно связан с двумя другими секторами фин. рынка - банковским и валютным. Движение денежных средств между ними происходит по принципу «сообщающихся сосудов»: прилив денег в один сектор приводит к оттоку из других. Поэтому привлекательность для инвесторов банк-го или валютного рынка мгновенно ухудшает положение дел на рынке ценных бумаг.

Функции рынка ценных бумаг: 1) создание источников, обеспечивающих прирост денежных средств; 2) создание «инвестиционных» источников; 3) осуществление свободного перелива фин. средств между секторами рыночной эк.; 4) содействие платежному и денежному обороту.

Фондовая биржа - организованный рынок ц.б., функционирующий на основе постоянных операций по их купле-продаже. Виды профессиональной деятельности на фондовом рынке: брокерская деятельность (совершение сделок с ценными бумагами на основе договоров комиссии и поручения); дилерская деятельность (совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой  счет); деятельность по организации торговли ценными бумагами (предоставление  услуг, способствующих заключению сделок с ценными бумагами  между  участниками  рынка ценных бумаг); депозитарная деятельность (деятельность   по хранению ценных  бумаг и учету прав на ценные бумаги); консультационная деятельность (предоставление юр., эк.  и  иных консультаций по поводу выпуска и обращения ценных бумаг); деятельность по ведению и хранению реестра акционеров (оказание услуг эмитенту  по  внесению  наименования/имени владельцев именных ценных бумаг в соответствующий реестр); расчетно-клиринговая деятельность по ценным бумагам (деятельность по определению взаимных обязательств по поставке ценных бумаг); расчетно-клиринговая  деятельность  по денежным средствам (деятельность по определению взаимных обязательств и по поставке денежных  средств  в связи с операциями с ценными бумагами). Согласно действующему законодательству,  профессиональные участники рынка  ценных  бумаг имеют право совмещать различные виды деятельности,  за исключением совмещения деятельности дилера или брокера с посреднической деятельностью.

63. Виды и характеристика ценных бумаг, допущенных к обращению на российском фондовом рынке.

Ценные бумаги с фиксированным доходом, или как они еще называются, долговые обязательства. Этот вид ценных бумаг представлен на рынке ценных бумаг облигациями, депозитными сертификатами, гос. ценными бумагами и векселями.

Облигация - долговое обязательство, выпускаемое как центральным правительством, так и муниципальными образованиями и частными компаниями. Эмитент, выпустивший облигацию, обязуется выплачивать по ней определенный процент и вернуть долг в фиксированный момент погашения. Владелец облигации имеет право только на процент по капиталу, который от отдает в долг и не является совладельцем. Облигации являются ценными бумагами с наименьшей степенью риска, но и, конечно, доход по ним из-за этого не очень велик.

Депозитный сертификат – фин. документ, который удостоверяет факт депонирования денежных средств и право вкладчика на получение депозита и процентов по нему, причем существуют как срочные сертификаты, так и сертификаты до востребования.

Вексель - необеспеченное обещание компании-должника выплатить долг и процент по нему в установленный срок, причем по степени надежности он стоит на последнем месте в среде долговых обязательств фирмы.

Гос. ценные бумаги - долговые обязательства правительства, одни из самых надежных в современном мире. Гос-во выпускает ценные бумаги для привлечения средств по строительству крупных объектов, для погашения дефицита федерального бюджета, на финансирование военных кампаний и др. Среди разновидностей важнейшими являются казначейские векселя, обязательства и облигации.

Вторым видом ценных бумаг являются бумаги с нефиксированным доходом, прежде всего к ним относятся акции. Предприятие выпускает акции для увеличения своего капитала. Акция это, во-первых, титул собственности и, во-вторых, за ней закреплено право на дивиденд. Как титул собственности акцию можно охарактеризовать так: акционер, вложив деньги в предприятие не может потребовать обратно свои средства, поэтому управление предприятия может сколь угодно долго распоряжаться капиталом, и также акция обладает правом голоса. Вторая черта акции - обладание правом на часть прибыли, причем именно на часть, так как прибыль может быть вложена и в расширение производства. Акции разделяются на обычные и привилегированные, а также предъявительские и именные. Привилегированные акции - у их владельца имеются права, отличающие его от держателя обыкновенных акций.

Последним видом ценных бумаг являются смешанные формы. К этому виду можно отнести опционные займы, причем они подразумевают под собой переходную форму займов с фиксированным процентом к акциям, то есть получая процент держатель имеет право и на дополнительные обязательства компании.

64. Сущность и структура денежного оборота. Организация и принципы налично-денежного оборота в РФ.

Денежный оборот - движение денег в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. В основе денежного оборота лежит товарное производство. Многочисленные сделки купли-продажи образуют непрерывный процесс товарного оборота в обществе. В качестве средства обращения деньги позволяют заменить натуральный оборот Т-Т на более универсальную схему Т-Д-Т. Употребление денег как универсального средства обращения позволяет эффективно осуществлять товарообменные операции как с точки зрения экономии времени, так и расширения возможностей и свободы товарообмена.

Налично-денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими 2-х функций: средства платежа и средства обращения. Наличные деньги используются: для оплаты товаров, работ, услуг; для расчетов, не связанных с движением товаров и услуг (расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, стипендий, пенсий, при оплате ценных бумаг и выплате дохода по ним, по платежам населения, на хозяйственные нужды, на оплату командировок, на представительские расходы). Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот (банковских билетов), бумажных денег (казначейских билетов), разменных монет, других кредитных инструментов (векселей, чеков, кредитных карточек).

Эмиссия денег является монопольным правом ЦБ и находится только в его компетенции. Необходимость выпуска новых денег обусловлена реализацией национального дохода или вновь созданной стоимости совокупного общественного продукта. Эмиссия денег производится в размерах, утверждаемых Советом Министров РФ, и распределяется в соответствии с предусмотренными целями. Выпуск денег - главный источник денежных средств ЦБ, используемый для авансирования расширенного воспроизводства. Эмиссия денег осуществляется в формах: деньги банковского оборота при кредитовании коммерческих банков; наличные деньги, обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного хозяйства и бюджета.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ