Шпаргалки к госэкзамену по теме "Экономическая теория, финансы и кредит"
Роль
республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для
финансирования общегос. мероприятий: гос. целевых комплексных программ,
обороны, обеспечения правопорядка, охраны границ, гос. управления, развития
соц. сферы, выполнения международных обязательств.
Местные
бюджеты в значительной степени используются для регулирования эк. процессов,
размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры,
воспроизводства трудовых ресурсов.
Назначение
внебюджетных фондов - финансирование отдельных целевых мероприятий за счет
специальных целевых отчислений и других источников.
В
государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных
денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей гос.
органам для финансирования гос. потребностей.
48.
Финансовая система государства и ее структура. Основные направления
реформирования финансовых отношений в РФ.
Совокупность
гос. мероприятий по использованию фин. отношений для выполнения гос-вом своих
функций представляет фин. политику. Она охватывает широкий комплекс
мероприятий: разработку общей концепции фин. политики, определение ее
основных направлений, целей, главных задач; создание адекватного фин.
механизма; управление фин. деятельностью гос-ва. Основу фин. политики
составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и
среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение
главных задач, вытекающих из особенностей функционирования эк. и соц. сферы
страны. Одновременно с этим гос-во осуществляет выбор текущих тактических
целей и задач использования фин. отношений.
Важной составной частью фин. политики является установление фин. механизма,
при помощи которого происходит осуществление всей деятельности гос-ва в
области финансов. Он представляет собой систему установленных государством
форм, видов и методов организации фин. отношений. К элементам фин. механизма
относятся формы фин. ресурсов, методы их формирования, система
законодательных норм, которые используются при определении доходов и расходов
государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ц/б.
Основные
направления реформирования фин. отношений в РФ: 1).Сбалансированность фин.
ресурсов госуд. и хозяйствующих субъектов через налогово-бюджетную систему:
это снижение налоговой нагрузки и оставление больших фин. ресурсов у
хозяйствующих субьектов. Пример, ЕСН-35,6% будет 26%. должно оставить большие
ресурсы на предприятии (около 160 млрд. рублей). 2). Развитие бюджетного
федерализма (законодательное установление бюджетных прав и обязанностей двух
равноправных сторон — федеральных и региональных органов власти и управления,
а также правил их взаимодействия).
49.
Государственный бюджет, формирование его доходов и основные направления
расходов.
Бюджет РФ,
являясь важнейшим звеном фин. системы страны и отражая содержание процессов
производства и распределения общественного продукта и национального дохода,
представляет собой эк. форму образования и использования основного
централизованного фонда денежных средств гос-ва.
Доходы бюджета
- это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке
в соответствии с законодательством в распоряжение органов гос. власти
соответствующего уровня. Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные,
региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени); неналоговые (доходы от
использования имущества, находящегося в гос. или муницип. собственности, от
платных услуг, оказанных органами власти; средства, полученные в результате
применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной
ответственности, фин. помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней);
безвозмездные перечисления; доходы целевых бюджетных фондов;
Главное
назначение всех звеньев бюджетной системы – фин. обеспечение выполнения
функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих
функций формируется система бюджетных расходов. В зависимости от эк.
содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. Текущие -
часть расходов, обеспечивающая текущее функционирование органов гос. власти,
бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и
отдельным отраслям экономики. Капитальные - часть расходов бюджета,
обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Это средства
предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы
на проведение кап. ремонта и иные расходы, связанные с расширенным
воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или
увеличивается имущество РФ. Основными задачами в области расходов бюджета
являются: сокращение числа федеральных целевых программ, обеспечение
концентрации средств бюджета на наиболее эффективных и соц.-значимых
проектах; снижение расходов на содержание гос. аппарата; расширение практики
гос. - коммерческого финансирования проектов; повышение эффективности
использования ассигнований на нац. оборону и оборонный комплекс.
50. Региональные
и местные финансы. Основные направления совершенствования бюджетных
отношений.
Региональные
финансы РФ являются формой образования и расходования денежных средств,
предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам
ведения субъекта РФ. На основе предоставления региональным органам власти
средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование
промышленности, с/х, строительства и содержания дорог, охраны окружающей
среды. Доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и
регулирующих доходов. К собственным доходам относятся: налог на имущество
предприятий, налог на недвижимость, дорожный, транспортный налоги, налог с
продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы.
Регулирующие доходы включают: отчисления от федеральных налогов и сборов,
отчисления от дотаций, субвенций, субсидий.
Местные финансы-
это система эк. отношений, посредством которых распределяются и перераспред.
национальный доход, фонд денежных средств, используемых на эк. и соц.
развитие территорий. Роль местных финансов все более усиливается т.к. функции
регулирования эк. и соц. процессов переходят от центральных уровней гос.
власти к местным. Через местные финансы государство активно проводит
социальную политику. За счет средств местных бюджетов стали финансироваться
не только общеобразовательные школы, но и высшие, спец.средние заведения,
мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей
среды. С помощью местных финансов гос-во осуществляет выравнивание уровней
эк. и соц. развития территорий, которые в результате исторических,
географических и военных условий отстали от других регионов. Средства на их
осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих
административно-территориальных единиц. К местным финансам относятся фин.
ресурсы муниципальных предприятий, фин. ресурсы предприятий, фирм,
используемые на финансирование соц.-культурных и жилищно-коммунальных
объектов.
51.
Характеристика бюджетной системы РФ. Основные принципы бюджетного устройства.
Бюджетная
система РФ - важнейшее звено фин. системы страны, отражает содержание
процессов производства и распределения общественного продукта и национального
дохода, представляет собой эк. форму образования и использования основного фонда
денежных средств гос-ва. Бюджетный кодекс РФ регламентирует перечень
принципов бюджетного устройства: 1). Принцип единства - единство правовой
базы, ден. сис-мы, форм бюджетной документации, единый порядок фин-ния
расходов бюджетов всех уровней. 2). Принцип полноты требует отражения в
бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования дополнительного
привлечения ср-в. 3). Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета,
что означает соблюдение следующих требований: предварительного обсуждения проектов
бюджета на открытых заседаниях парламента; обязательного опубликования
утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а также отчетов об
исполнении бюджетов; сообщения о ходе исполнения бюджетов в течение года. 4).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных ср-в - они выделяются в
распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на фин-ние
конкретных целей. 5). Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями
бюджетной сиc-мы РФ - закрепление соответствующих видов доходов и полномочий
по осуществлению расходов за органами гос-ной власти РФ, органами местного
самоупр-ния.
Обобщая
содержание принципов построения бюджетной сис-мы можно сказать, что их
реализация должна определяться необходимостью выполнения общегос-ных эк. и
соц. программ, а также перераспределением фин. ресурсов для выравнивания
развития регионов.
52.
Особенности бюджетного процесса в РФ.
Бюджетный
процесс - деятельность органов гос. власти, органов местного самоуправления и
участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов
бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их
исполнением.
Участники
бюджетного процесса: Президент РФ; органы законодательной; исполнительной
власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы фин. контроля;
бюджетные учреждения; гос. и муницип. унитарные предприятия; кредитные
организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Первой
стадией бюджетного процесса является составление проекта бюджета. Составление
проекта бюджета состоит из нескольких этапов: 1). Разработка федеральными
органами исполнительной власти и Правительством РФ плана - прогноза
функционирования эк. на очередной фин. год. 2). Второй этап - распределение
федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного
финансирования на очередной год в соответствии с функциональной и эк.
классификацией расходов бюджетов и по получателям бюджетных средств. 3).
Правительство РФ рассматривает проект федерального бюджета и сопутствующие
ему документы и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете
для внесения его в Государственную Думу РФ.
Второй и
третьей стадией бюджетного процесса являются рассмотрение и утверждение
бюджета.
Проект
федерального закона о федеральном бюджете в течении трех дней направляется в
Совет Федерации, комитеты ГД для внесения замечаний и предложений, а также в
Счетную палату РФ на заключение. Заключительной стадией бюджетного процесса
является рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. В конце
каждого фин. года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и
подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета
каждого гос. внебюджетного фонда в отдельности.
53. Финансы
предприятий: сущность, функции и основные принципы построения.
Финансы
предприятий - это финансовые отношения, возникающие в ходе
предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного
капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.
Функции
финансов предприятий: (1) Распределительная (формирование первоначального
капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в
производство, воспроизводство капитала); (2) Контрольная (её объективная
основа - стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции,
выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и расходов
денежных фондов).
Фин. отношения
коммерческих предприятий строятся на определенных принципах: (1) Принцип хоз.
самостоятельности: хозяйствующие субьекты независимо от формы собственности
самостоятельно определяют сферу эк. деятельности, источники финансирования,
направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли. (2) Принцип
сбалансированности: одно из основных условий предпринимательской
деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего
субьекта. К собственным источникам финансирования относятся: амортизационные
отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. (3) Принцип материальной
заинтересованности: обьективная необходимость этого принципа обеспечивается
основной целью предпринимательской деятельности- извлечение прибыли. (4)
Принцип материальной ответственности: он означает наличие определенной
системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной
деятельности. (5) Принцип обеспечения фин. резервами: этот принцип диктуется
условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными
рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений
последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и
самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу.
54. Финансы
коммерческих и некоммерческих организаций: особенности их формирования,
распределения и использования.
Основная
цель организаций, функционирующих на коммерческой основе, - получение
прибыли.
У
некоммерческих организаций - удовлетворение потребностей общества своей
деятельностью. Создаются для достижения соц., благотворительных, культурных,
образовательных и научных целей. Могут оказывать платные услуги и
осуществлять предпринимательскую деятельность, могут выступать учредителями
коммерческих организаций и т.д., если эти виды деятельности способствуют
достижению целей их создания.
Фин.
ресурсы коммерческой организации – денежные доходы, поступления и накопления,
которые находятся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначены для
выполнения фин. обязательств и осуществления затрат на расширенное
воспроизводство, соц. развитие и эк. стимулирование работающих. Фин. ресурсы
некоммерческой организации – это денежные доходы, поступления и накопления
некоммерческой организации, которые используются для осуществления уставной
деятельности такой организации.
Направления
использования финансовых ресурсов коммерческих организаций: платежи в бюджет;
уплата % за пользование кредитами, займами и ссудами; страховые платежи;
инвестирование собственных средств на расширение и обновление производства;
выплаты %. Фин. ресурсы некоммерческих организаций используются для
реализации основной цели их создания: расходы по эксплуатации помещений;
выплаты арендной платы, з/п; платежи в бюджет.
Полученные
доходы коммерческие организации распределяют между участниками. Для
коммерческих организацй прибыль – главный фин. показатель деятельности. Некоммерческие
организации не распределяют прибыль между участниками. Имущество также не
распределяется между членами.
Главный
фин. план коммерческой организации – баланс доходов и расходов, где
показываются доходы и поступления средств, расходы и отчисления, кредитные
взаимоотношения с банковскими учреждениями и бюджетом. Некоммерческие
организации составляют смету – основной вид фин. плана; свод доходов и
расходов учреждения и документ внутрифирменного планирования затрат.
Особенности фин. плана некоммерческих организаций: расходы разделяются по
группам в соответствии с бюджетной классификацией и указываются объемы
бюджетных и внебюджетных средств по статьям расходов.
55. Финансы
системы страхования: сущность, основные функции и виды. Формы страховых фондов.
Основой фин.
устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного
капитала и страховых фондов, а также система перестрахования. Финансам систем
страхования свойственны следующие функции: формирование денежных фондов
страховщиков; использование этих фондов для выполнения компаниями своих
функций. Помимо этих, им присущи специфические функции: рисковая (в рамках её
действия происходит перераспределение денежной формы стоимости страховых
событий); предупредительная (направлена на финансирование за счет части
средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска);
контрольная (заключена в строго целевом формировании и использовании средств
страхового фонда). Финансы систем страхования состоят из доходов (доходы от
страховой деятельности, инвестиций, консультаций, обучения кадров и других
операций) и расходов (на выплату страхового возмещения, отчисления в резервы,
расходы на ведение дела).
Страхование
путем формирования страхового фонда с помощью заранее фиксированных страховых
платежей, с одной стороны, и возмещением ущерба из этого фонда участникам
страхования — с другой, обеспечивает важнейшее условие нормального
воспроизводственного процесса — непрерывность и бесперебойность.
Государственный централизованный страховой фонд формируется из общегос.
ресурсов в натуральной и денежной формах. В натуральной форме он представляет
постоянно возобновляемые запасы продукции, товаров, сырья, топлива,
продовольствия и др.; в денежной форме он выступает в виде фин. резервов
(золото, драгоценности и др.). Назначение этого фонда состоит в обеспечении
возмещения ущерба и устранения последствий стихийных бедствий и крупных
аварий.
Под фондом
риска товаропроизводителя понимается создание в децентрализованном порядке
каждым хозяйствующим субъектом обособленного фонда, как правило в виде
натуральных запасов. Например, в агропромышленном комплексе образуются
семенной и другие натуральные фонды.
Страховой фонд
страховщика формируется децентрализованно из средств страхователей, поскольку
страховые взносы уплачиваются каждым из них обособленно. Расходы страхового
фонда имеют строго целевой характер и предназначены для выплаты страховых
сумм (личное страхование) и возмещения ущерба (имущественное страхование) в
соответствии с установленными страховщиком правилами и условиями страхования.
56. Финансы
домашних хозяйств: семейный бюджет, источники доходов и структура расходов
домохозяйств. Финансовые индикаторы уровня жизни населения.
Фин. домашнего
хоз-ва – эк. денежные отношения по формированию и использованию фондов
денежных средств для обеспечения материальных и соц. условий жизни членов
хоз-ва и их воспроизводства.
При формировании
бюджета образуются денежные фонды: Индивидуальные; Совместные; Накопление и
обеспечение (резервный фонд). На объем бюджета домашнего хозяйства оказывает
воздействие гос-во: через налоговую систему; через оплату труда работников в
гос. секторе; через гос. ценообразование.
Доходы дом. хоз.
- это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и
предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей
членов хозяйства. В современных условиях большую роль имеет гос.
регулирование оплаты труда. Об этом свидетельствует постоянное внимание к
таким рычагам как минимальный размер оплаты труда и размер прожиточного
минимума. Минимальный размер оплаты труда постоянно повышается, однако, он
отстает от темпов инфляции.
Денежные расходы
дом. хоз. представляют собой фактические затраты на приобретение материальных
и духовных ценностей, необходимых для продолжения жизни человека.
Классификация
расходов: 1). По степени регулярности (постоянные расходы (на питание,
коммунальные услуги и т.д.); регулярные расходы (на одежду, транспорт и др.);
разовые расходы (на лечение, товары длительного пользования ид.)). 2). По
степени необходимости (первоочередные (на питание, одежду); на медицину;
второочередные расходы (на образование, страховые взносы и тп.)). 3). По цели
использования (потребительские расходы (на покупку товаров и оплату услуг);
оплата обязательных платежей и различных обязательных взносов; накопление и
сбережение во вкладах и ценных бумагах; покупка иностранной валюты; прирост
денег на руках населения).
Индикаторы уровня
жизни населения: Среднедушевые денежные доходы в месяц; Реальные
располагаемые денежные доходы в процентах к предыдущему периоду;
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в
экономике; Средний размер назначенных месячных пенсий; Величина прожиточного
минимума; Численность населения с денежным доходом ниже величины прожиточного
минимума. Важным индикатором уровня жизни населения является обеспеченность
жильем
57.
Характеристика международных финансовых потоков. Основные международные
финансовые институты.
Основа мировых
фин. потоков - материальные процессы воспроизводства. Мировые фин. потоки
обслуживают движение товаров, услуг, перераспределение денежного капитала
между странами. Движение мировых финансовых потоков осуществляется по
каналам: валютно-кредитное и расчетное обслуживание купли-продажи товаров и
услуг; зарубежные инвестиции; операции с ценными бумагами; валютные операции;
перераспределение части национального дохода посредством бюджетов государств
в форме: прямой помощи другим гос-вам; взносов в международные
фин.о-кредитные организации. Средой движения международных фин. потоков
являются мировые кредитные и фин. рынки.
Международные
финансовые - это организации, созданные на основе межгосударственных
соглашений с целью регулирования международных эк., в том числе
валютно-кредитных и фин. отношений. К таким организациям относятся: Банк
международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк
реконструкции и развития, а также региональные банки развития.
Банк
международных расчетов - первый межгосударственный банк, который был
организован в 1930г. в Базеле как международный банк центральных банков.
Выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и
хранение золота, выступает агентом центральных банков.
Международный
валютный фонд - международная валютно-кредитная организация, имеющая статус
специализированного учреждения ООН. Цели МВФ: содействие развитию
международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм
регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней
системы платежей и устранения валютных ограничений; предоставление
государствам - членам фонда средств в иностранной валюте для выравнивания
платежных балансов.
Международный
банк реконструкции и развития - специализированное учреждение ООН,
межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в
соответствии с решениями международной валютно-фин. конференции в
Бреттон-Вудсе в 1944 г. Официальной целью деятельности МБРР является
содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления
долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций.
58. Валютные
отношения и валютная система, этапы ее формирования. Валютный курс и факторы,
воздействующие на него.
Валют.
отношения – это отнош., кот. представ. собой совок. эк. и фин. отношений,
складывающиеся при функционировании валюты в мир. хоз-ве, и обслуживающие
взаимный обмен результатами деятельности населения разных стран. Факторы,
оказывающие влияние на междун. вал. отношения: рост произ-ва; состояние мир.
рынка; углубление междун. разделения труда; формирование мир. сис-мы хоз-ва;
интернационализация хоз. связей.
Валют.
система – форма оргаизации и регулирования валют. отношений, закрепленных
нац. законодательством и междунар. соглашениями. Виды: нац. валют. система –
составная частью денежной системы страны, обладает относит. самостоят. она
как правило, выходит за пределы страны; мировая валют. сис-ма – форма мировой
орг-ции МВО закрепленная межгос. соглашением; региональная.
Требования
к миров. валют. системе: Обеспечение междунар. обмена достаточным кол-вом,
пользующихся доверием платежно-расчетных ср-в. Поддержание относит.
стабильности и эластичности приспособления валютного механизма к изменению
условий мировой экономики. Соответствия интересам всех стран участников.
Эволюция
мировой валютной системы: Парижская (с 1867 г., золотомонетный стандарт,
конвертируемость валют в золото); Генуэзская (с 1922 г., золотодевизный
стандарт, золото как резервно-платежное средство, свободно колеблющиеся
курсы); Бреттонвудская (с 1944 г., конвертируемость доллара в золото по
официальной цене); Ямайская (1976-1978 г., официальная демонетаризация
золота, свободный выбор режима валютного курса).
Валют.
курс необходим: для взаимного обмена валютами при торговле; для сравнения цен
мирового и нац. уровня; для периодической переоценки счетов орг-ций в иност.
валюте.
Стоимостной
основой валют. курса является покупательная способность валют, выражающая
средние нац. уровни цен. Соотношение цен на товары и услуги разных стран представляет
собой номинал. валют. курс. Реальный валют. курс – это соот. цен за рубежом и
в данной стране, выраженных в одной валюте.
Валют.
курс подвержен постоянным колебаниям, на него влияют кратковременные
(связано: с колебаниями деловой активности, с внешнеполитическими
обстоятельствами, изменениями во внут. пол-ке, слухами, догадками,
прогнозами) и долговременные факторы (покупательная способность ден. ед. и
темп инфляции; разница % ставок в разных странах; гос. политика; рост нац.
дохода).
59. Сущность и
функции, основные виды инвестиций.
Инвестиции -
совокупность долговременных затрат фин., трудовых и материальных ресурсов в
целях увеличения активов и прибыли. Они обеспечивают динамичное развитие
предприятия и имеют следующие функции: расширение собственной
предпринимательской деятельности за счет накопления фин. и материальных
ресурсов; приобретение новых предприятий, диверсификация вследствие освоения
новых областей бизнеса.
Прямые
инвестиции - вложения, направленные на увеличение основных фондов предприятия
производственного и непроизводственного назначения путем нового строительства
основных фондов, расширения, технического перевооружения или реконструкции
действующих предприятий.
Портфельные
инвестиции - вложения, направленные на формирование портфеля ц/б. Портфель -
это совокупность собранных различных инвестиционных ценностей, служащих
инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. Туда
могут входить ц/б одного вида или различные инвестиционные ценности.
Венчурные
инвестиции - вложения в акции новых предприятий осуществляющих свою
деятельность в новых сферах бизнеса и связанных с большим риском,
направляются в не связанные между собой проекты в расчете на быструю
окупаемость вложенных средств, но и имеющие высокую степень риска. Рисковое
вложение капитала обусловлено необходимостью финансирования мелких
инновационных фирм в областях новых технологий. Рисковый капитал сочетает в
себе различные формы приложения капитала - ссудного, акционерного,
предпринимательского.
Аннуитет -
инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные
промежутки времени: вложение средств в страховые и пенсионные фонды, которые
выпускают долговые обязательства. Они могут использоваться владельцами на
покрытие непредвиденных расходов в будущем
60. Система
финансирования инвестиций: основные источники, методы и формы.
Инвестиции
— это долгосрочные вложения капитала в различные сферы экономики с целью его
сохранения и увеличения.
Все
источники инвестиций подразделяются на собственные (внутренние) и внешние. К
собственным источникам относятся: собственные фин. средства, формирующиеся в
результате начисления амортизации на действующий основной капитал, отчислений
от прибыли на нужды инвестирования, сумм, выплаченных страховыми компаниями и
учреждениями в виде возмещения ущерба; иные виды активов (основные фонды,
земельные участки, промышленная собственность в виде патентов, программных
продуктов, торговых марок и т. п.); привлеченные средства в результате
выпуска предприятием и продажи акций; благотворительные и другие аналогичные
взносы.
К внешним
источникам инвестиций относятся: ассигнования из федерального, региональных и
местных бюд-жетов, различных фондов поддержки предпринимательства,
предоставляемые на безвозмездной основе; иностранные инвестиции,
предоставляемые в форме участия в уставном капитале совместных предприятий, а
также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и
фин. институтов, государств, предприятий и организаций различных форм
собственности и частных лиц; различные формы заемных средств, в том числе
кредиты, предоставляемые гос-вом и фондами поддержки предпринимательства на
возвратной основе, кредиты банков и других инвесторов (инвестиционных фондов
и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов), других предприятий,
векселя и другие средства.
Эмиссия
ценных бумаг позволяет привлечь дополнительные средства для финансирования
инвестиционного проекта. В зависимости от потребностей АО можно говорить о
видах, или типах эмиссии, направленных на их удовлетворение: для увеличения
уставного капитала эмитента; для изменения структуры его акционерного
капитала; для мобилизации ресурсов на инвестиции или пополнение оборотных
средств; для погашения кредиторской задолженности эмитента. Указанные типы эмиссии
являются наиболее общими и схематичными. На практике чаще всего реализуются
их комбинации, поскольку обычно надо решить несколько задач, например
мобилизовать средства, изменить структуру акционерного капитала, и частично
погасить кредиторскую задолженность.
61. Основные
факторы, влияющие на инвестиционную деятельность. Инвестиционная политика РФ.
На данный
момент Р. экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех
сферах жизни и, в первую очередь, на соц. сфере, что в свою очередь вызывает
соц. напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть
этот кризис. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом
своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо
бюджета. Помочь гос-ву в преодолении эк. кризиса призваны инвестиции.
Инвестиции предназначены для поднятия и развития пр-ва, увеличения его
мощностей, технологического уровня. Рост инвестиций зависит от комплекса
факторов внутренней и внешней среды, которые воздействуют на инвестиционный
спрос и предложение. Наряду с технико-эк., организационно-управленческими на
динамику роста инвестиций и их структуру существенное влияние оказывают
политические, соц.-психологические, правовые и другие факторы. Среди них
выделяются: специфика объектов вложения (предприятий, отраслей, структура
народного хозяйства); ожидаемая норма прибыли, или рентабельности инвестиций;
инвестиционный климат, альтернативные возможности инвестирования;
нормативно-правовая база инвестирования; система налогообложения и налогового
климата; инвестиционный риск; объемы и динамика роста национального дохода;
динамика инвестиционного спроса и предложения, склонность к потреблению,
сбережению, инвестированию и т.д.
Для
стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата принимается ряд
кардинальных мер: радикализация борьбы с преступностью; торможение инфляции;
пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и
стимулирования производства; мобилизация свободных средств предприятий и
населения на инвестиционные нужды путем повышения % ставок по депозитам и
вкладам; принятие законов о концессиях и свободных эк. зонах; создание
системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть
государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний;
создание Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его
полной конвертируемости.
62. Рынок
ценных бумаг: сущность, основные функции и виды профессиональной деятельности
на фондовом рынке.
Рынок
ц.б. - сектор фин. рынка, на кот. осущ. эмиссия и купля-продажа ц.б. Он тесно
связан с двумя другими секторами фин. рынка - банковским и валютным. Движение
денежных средств между ними происходит по принципу «сообщающихся сосудов»:
прилив денег в один сектор приводит к оттоку из других. Поэтому
привлекательность для инвесторов банк-го или валютного рынка мгновенно
ухудшает положение дел на рынке ценных бумаг.
Функции
рынка ценных бумаг: 1) создание источников, обеспечивающих прирост денежных
средств; 2) создание «инвестиционных» источников; 3) осуществление свободного
перелива фин. средств между секторами рыночной эк.; 4) содействие платежному
и денежному обороту.
Фондовая
биржа - организованный рынок ц.б., функционирующий на основе постоянных
операций по их купле-продаже. Виды профессиональной деятельности на фондовом
рынке: брокерская деятельность (совершение сделок с ценными бумагами на
основе договоров комиссии и поручения); дилерская деятельность (совершение
сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет);
деятельность по организации торговли ценными бумагами (предоставление услуг,
способствующих заключению сделок с ценными бумагами между участниками
рынка ценных бумаг); депозитарная деятельность (деятельность по хранению
ценных бумаг и учету прав на ценные бумаги); консультационная деятельность
(предоставление юр., эк. и иных консультаций по поводу выпуска и обращения
ценных бумаг); деятельность по ведению и хранению реестра акционеров
(оказание услуг эмитенту по внесению наименования/имени владельцев именных
ценных бумаг в соответствующий реестр); расчетно-клиринговая деятельность по
ценным бумагам (деятельность по определению взаимных обязательств по поставке
ценных бумаг); расчетно-клиринговая деятельность по денежным средствам
(деятельность по определению взаимных обязательств и по поставке денежных
средств в связи с операциями с ценными бумагами). Согласно действующему
законодательству, профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют
право совмещать различные виды деятельности, за исключением совмещения
деятельности дилера или брокера с посреднической деятельностью.
63. Виды и
характеристика ценных бумаг, допущенных к обращению на российском фондовом
рынке.
Ценные бумаги
с фиксированным доходом, или как они еще называются, долговые обязательства.
Этот вид ценных бумаг представлен на рынке ценных бумаг облигациями,
депозитными сертификатами, гос. ценными бумагами и векселями.
Облигация -
долговое обязательство, выпускаемое как центральным правительством, так и
муниципальными образованиями и частными компаниями. Эмитент, выпустивший
облигацию, обязуется выплачивать по ней определенный процент и вернуть долг в
фиксированный момент погашения. Владелец облигации имеет право только на
процент по капиталу, который от отдает в долг и не является совладельцем.
Облигации являются ценными бумагами с наименьшей степенью риска, но и,
конечно, доход по ним из-за этого не очень велик.
Депозитный
сертификат – фин. документ, который удостоверяет факт депонирования денежных
средств и право вкладчика на получение депозита и процентов по нему, причем
существуют как срочные сертификаты, так и сертификаты до востребования.
Вексель -
необеспеченное обещание компании-должника выплатить долг и процент по нему в
установленный срок, причем по степени надежности он стоит на последнем месте
в среде долговых обязательств фирмы.
Гос. ценные
бумаги - долговые обязательства правительства, одни из самых надежных в
современном мире. Гос-во выпускает ценные бумаги для привлечения средств по
строительству крупных объектов, для погашения дефицита федерального бюджета,
на финансирование военных кампаний и др. Среди разновидностей важнейшими
являются казначейские векселя, обязательства и облигации.
Вторым видом
ценных бумаг являются бумаги с нефиксированным доходом, прежде всего к ним
относятся акции. Предприятие выпускает акции для увеличения своего капитала.
Акция это, во-первых, титул собственности и, во-вторых, за ней закреплено
право на дивиденд. Как титул собственности акцию можно охарактеризовать так:
акционер, вложив деньги в предприятие не может потребовать обратно свои
средства, поэтому управление предприятия может сколь угодно долго
распоряжаться капиталом, и также акция обладает правом голоса. Вторая черта
акции - обладание правом на часть прибыли, причем именно на часть, так как
прибыль может быть вложена и в расширение производства. Акции разделяются на
обычные и привилегированные, а также предъявительские и именные.
Привилегированные акции - у их владельца имеются права, отличающие его от
держателя обыкновенных акций.
Последним
видом ценных бумаг являются смешанные формы. К этому виду можно отнести
опционные займы, причем они подразумевают под собой переходную форму займов с
фиксированным процентом к акциям, то есть получая процент держатель имеет
право и на дополнительные обязательства компании.
64. Сущность
и структура денежного оборота. Организация и принципы налично-денежного
оборота в РФ.
Денежный
оборот - движение денег в наличной и безналичной форме, обслуживающее
реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. В
основе денежного оборота лежит товарное производство. Многочисленные сделки
купли-продажи образуют непрерывный процесс товарного оборота в обществе. В
качестве средства обращения деньги позволяют заменить натуральный оборот Т-Т
на более универсальную схему Т-Д-Т. Употребление денег как универсального
средства обращения позволяет эффективно осуществлять товарообменные операции
как с точки зрения экономии времени, так и расширения возможностей и свободы
товарообмена.
Налично-денежное
обращение — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими 2-х
функций: средства платежа и средства обращения. Наличные деньги используются:
для оплаты товаров, работ, услуг; для расчетов, не связанных с движением
товаров и услуг (расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий,
стипендий, пенсий, при оплате ценных бумаг и выплате дохода по ним, по
платежам населения, на хозяйственные нужды, на оплату командировок, на
представительские расходы). Налично-денежное движение осуществляется с
помощью различных видов денег: банкнот (банковских билетов), бумажных денег
(казначейских билетов), разменных монет, других кредитных инструментов
(векселей, чеков, кредитных карточек).
Эмиссия
денег является монопольным правом ЦБ и находится только в его компетенции.
Необходимость выпуска новых денег обусловлена реализацией национального
дохода или вновь созданной стоимости совокупного общественного продукта.
Эмиссия денег производится в размерах, утверждаемых Советом Министров РФ, и
распределяется в соответствии с предусмотренными целями. Выпуск денег -
главный источник денежных средств ЦБ, используемый для авансирования
расширенного воспроизводства. Эмиссия денег осуществляется в формах: деньги
банковского оборота при кредитовании коммерческих банков; наличные деньги,
обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного хозяйства и
бюджета.