Шпоры по Основам Экономической Теории
33 Потребления, сбережения, инвестиции, эффект
мультипликатора.
Потребление -
завершающая фаза воспроизводственного процесса Потребление-это использование
произведённых продуктов труда и услуг. В усл. рыночных отношений товары и
услуги поступают в потребление через обмен. Уровень потребления определяют
потребительские расходы на которые оказывают влияние различные факторы,
важнейшими из которых явл. доход после уплаты налогов, а поскольку уровень
доходов у различных слоёв населения неодинаковы, то и структура расходов их
различна. По закону Энгеля, чем беднее семья, тем больше дохода она тратит на
необходимые средства существования - пищу и жильё. Существуют пределы денежных
средств, которые будут расходоваться на пищу по мере роста доходов. В связи с
этим доля расходов на питание снижается по мере роста доходов и стабилизируется
доля затрат на жильё у большинства населения опр. Часть дохода, которая
остаётся у населения после уплаты налогов и не потребляется составляет
сбережения В зап. Эк. лит-ре рассматривается функция потребления как отношения
общего потребительского расхода к уровню дохода. (график) Линия, расположенная
на графике под углом 45 показывает уровень потребления и свидетельствует о том,
что уровень собственного дохода в такой семье позволяет жить без убытка.
Факторы, оказывающие влияние на потребление и сбережения:1. Уровень
благосостояния 2. Уровень цен 3. Ожидание 4. Потребительская задолженность 5.
Налогообложение. Инвестиции-вложения в основной капитал (осн. средства
произ-ва) в запасы, резервы, а также др. экономические объёкты, требующие
отвлечения материальных и денежных средств в течении продолжительного времени.
Инвестиции играют важную роль в макроэкономике. Во-первых: они оказывают решающее
воздействие на совокупный спрос ( на занятость и объём произ-ва) во-вторых:
инвестиции ведут к накоплению капитала. Источником инвестиций явл. сбережения
населения и накопления предприятий. Уровень расходов на инвестиции опред. След.
Факторами:1. Доходы 2. Ожидаемая норма чистой прибыли 3.ставка процента 4.
Издержки 5.применяемые технологии
Показателем эффективности капитальных вложений(инвестиций) явл.
мультипликатор(множитель) Модели мультипликатора - увеличение(уменьшение
инвестиций) ведёт к уменьшению или к увеличению объёма произ-ва и занятостью.
Мультипликатор показывает размер роста объёма произ-ва в результате воздействия
в каждой единицы увеличения инвестиций. Пример: Если в произ-во вложено
100млн., а объём произ-ва через год сост. 300млн., то коэф. мультипликатора
будет равен 3.
35 циклический хар-р эк. развития. Эк. цикл и
его фазы.
Движение общ. Произ-ва не явл. равномерным и
непрерывным. Эк. рост постоянно чередуется с падением повышения деловой
активности её понижением. Развитие рыночной экономики происходит волнообразно
или циклически. Цикличность эк. развития - это регулярно повторяющиеся
колебания рыночной экономики в движении общест. Произ-ва. Эк. цикл связан с
определёнными фазами времени протекания, чистотой повторения, амплитудами,
показателями деловой активности. Эк. цикл определяют как развитие рыночной
экономики от одного кризиса до начала другого. Эк. цикл включает след.
Фазы:1.кризис 2.депрессия 3.оживление 4.подъём
Кризис(спад)-это
такое состояние экономики, когда происходит нарушение её равновесия, вызывающее
её сокращение и преостановку произ-ва, а в наиболее тяжёлых случаях и
разрушение производит. сил. Кризисы произ-ва могут быть двух основных
типов:1.кризисы перепроизводства 2.кризисы недопроизводства. Кризисы перепроиз.
характерны для развитых стран. Причинами явл. противоречия между производством
и низким платёжеспособным спросом населения (график) Кризис проявляется в
следующем:
-
возникновение излишних
товаров относительно платежеспособного спроса на них.
-
Сокращение объёма произ-ва
и деловой активности
-
Банкротство предприятий
-
Рост безработицы
-
Падение цен
-
Снижение ставки ссудного
процента, падение жизненного уровня.
Эк. кризисы могут быть общие – это циклические кризисы перепроизводства.
Промежуточные отличаются от циклических тем, что не дают начало новому циклу, а
прерывают на определённое время фазы подъёма или оживления. Существует такой
тип кризиса как частичный - это кризис, охватывающий какую-нибудь локальную
сферу (финансовый кризис) Отраслевые кризисы поражают определённую отрасль
произ-ва. Структурные кризисы –это кризисы, вызванные крупными диспропорциями в
развитии общества (энергетич. кризис, сырьевой, продовольственной и др. Мировые
к.- это кризисы, затрагивающие экономику ведущих стран мира.
Депрессия(стагнация)-это неустойчивое равновесие. Депрессия представляет
собой фазу приспособления хоз. жизни к новым усл. и потребностям.
Черты:
§
Прекращения падения объема
произв-ва и их стабилизация, но на более низком уровне по сравнению с
предшествующим периодом
§
Рассасывание тов. Запасов
§
Прекращение падения цен
§
Увел предложения денежных
средств банками
В фазе депрессии начальные процессы структурной перестройке эк-ки и
перехода на энерго- и материалосберегающие технологии.
Оживление – восстоновит фаза. Черты:
§
Незначит расширение
произв-ва
§
Накот сокращение
безработицы
§
Постепенный рост цен и
ссудного процента
§
Рост спроса на новое пром
оборудование (увел. инвестиций)
Подъем (бум). Черты:
§
Превыщшение уровня
произв-ва, достигнутого в предыдущем цикле
§
Сокращение безработицы до
минимальных размеров
§
Возрастание спроса на
продукцию отраслей, определяющих НТП
§
Значит увел спроса на
сырьевые рес.
§
Увел цен на товары и
ссудного процента
Превый кризис в Англии в 1825г.
С точки зрения длительности цикла различают:
1.
циклы Кондратьева (45-50
лет)
2.
строит цикла Кузнеца (15-20
лет)
3.
циклы Джаглера (7-11 лет)
4.
циклы Китчена (3-5 лет)
5.
частные хоз. циклы (1-12
лет)
Совр. западная эк. лит-ра не отвергая классификацию циклов на фазы
применяют более агрегированное деление и выделяют всего 2 фазы: рецессия, кот.
объединяет кризис и депрессию, и подъем, включающий оживление и бум.
36 Безработица и ее формы
безработица –
временная незанятость экономически-активного раселения (или трудоспособного
насел) в обществ произв-ве.
Причины:
1.
структурые сдвиги в эк-ке
2.
эк спад или дипрессия
3.
сезонные изменения уровня
произв-ва в отдельных отраслях
4.
демографич изм в структуре
насел
5.
политика прав-ва и
пофсоюзов в области зарплаты
6.
сокращение армии
7.
конверсия (переквалификация
военных предприятий в гражданские
8.
миграции
в реальной эк жизни
безработица – превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Сттруктура безработицы
по ее причинам включает 4 осн категории раб силы: потерявшие работу в рез-те
увольнения, добровольно оставившие работу, пришедшие на рынок после перерыва,
впервые пришедшие на рынок труда.
Уровень безработицы –
отн кол-ва безработных к общему числу работоспособных. УБ=Б/РС*100%.
Эк-ка не может
ф-ровать при 100% использовании ресурсов (впервую очередь трудовых). Она должна
располагать резервами, кот можно привести в действие в усл циклического
развития эк-ки. Полная занятость в рыночной эк-ке определяется как занятость,
составляющая менее 100% раб силы и равная сумме уровней фрикционной и
структурной безработицы. Этот уровень наз естественным уровнем безработицы
Прим.: в США в 60-х – 4,3%, в 70-х –6,6%, в 80-х – 7%, в 90-х – 6% безработных.
В Европ странах средний уровень – 5%, а в Швеции и Японии –3%.
Формы безработицы:
1.
фрикционная, связанная с
перемещением людей с одной работы на др.
2.
структурная
3.
сезонная
4.
циклическая,
полная и частичная,
скрытая и явная, добровольная и вынужденная, молодежная и женская.
Закон Оукена–отражает
отношения м/у уровнем безработицы и отставанием объема ВВП. Согласно этому
закону превышение текущего уровня безработицы на 1 % над предполагаемым
естественным уровнем увеличивает отставание объема ВВП на 2,5 %.
Соц-эк последствия: не
производится какая-то часть товаров и услуг, снижение налоговых поступлений
гос-ву от з/п, деквалификация раб силы, снижается уровень жизни семьи
безработного, усиливается эксплуатация труда и т.д.
38 объективная необходимость гос. регулирования эк-ки.
Эк. ф-ии гос-ва.
Гос-во призвано корректировать
те недостатки, кот. присущи рыночному механизму. Как известно, рынок имеет
негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых рес. и защите
окр. среды; не может регулировать исп-ние рес., принадлежащих всему человечеству, напр. рыбных богатств океана. В
усл. рынка порой игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений и не
создаются стимулы для произв-ва тов. и усл. коллективного пользования, не гарантируется право
на труд и
доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных иссл. в науке. Рынок в
основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на
удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с
присущими этому рецессионными и инфляционными процессами. Гос-во берет на себя
ответственность за создание отн. равных усл. для взаимного соперничества фирм,
для эффективной конкуренции, за ограничения монополизированного произв-ва.
Гос-ву требуется направлять эк. рес. на удовлетворение коллективных потребностей людей,
создавать произв-во обществ. тов. и усл. Участие гос-ва в эк. жизни диктуется и тем, что ему
надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулир. рынок труда,
принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике,
регулир. платежного баланса и валютных курсов.
В усл. рынка гос. регулир.
Эк-ки (ГРЭ) представляет собой систему мер законодат., исполн. и контролирующего хар-ра, осущ. гос.
учреждениями с целью приспособления сущ. соц-эк. системы к изменяющимся усл. хозяйствования.
Цели: достижение эк. и
соц. стабильности, обеспечение нац. конкурентных преимуществ, эк. безопасности,
адаптации рыночного механизма к разл. ситуациям.
Эк. ф-ии совр. гос-ва многообразны и сложны:
• поддержка функц-ния рыночной системы и созд.
конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодат.;
• перераспределение дохода и богатства,
корректировка распределения рес. с целью изм. структуры нац. продукта,
стабилизации эк-ки посредством контроля над уровнем занятости и инфляции;
• ограничение действия некот. эл-в рыночного
механизма. Так, жесткое ограничение использования рыночных эл-в наблюдается в
сфере распределения бюджетных рес. на поддержание и охрану обществ. порядка,
нац. оборону, транспортную систему, обслуживание инфраструктурных комплексов,
водоснабжение и т. д. Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления
и обеспечения общественно-нормальных усл. жизни, образования, мед.
обслуживания. Гос. органы обеспеч. функци-ние систем образования,
здравоохранения, экол. контроля с учетом рыночных и обществ. интересов;
• достижение и сохранение нац. конкурентных
преимуществ в мировой эк-ке. Эти ф-ии гос-ва осущ. посредством развития
способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на
мировом рынке.
39 Формы, методы и инструменты гос. регулир.
Формы гос. регулирования: законодат., административн., судебные.
Общепринято деление методов гос. регулир. на правовые, адм., эк., прямые,
косвенные.
Правовое регулир. сост. в установлении гос-вом правил «эк. игры» для фирм-производителей и
потребителей. Опр. формы и права собств., усл. заключения контрактов и функц-ния фирм,
взаимные обязательства профсоюзов и работодателей и др.
Адм. регулир. включают в себя
меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.
д.. С помощью системы адм. мер осущ.
гос. контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом.
Эк. методы предполагают влияние на совокупный спрос, предложение, степень
концентрации капитала, структуризацию эк-ки и соц. усл., исп. факторов .
роста. С этой целью исп.:
•бюджетная и фискальная политика;
•денежно-кредитная политика;
•программирование;
•прогнозирование и планирование.
Финансовая политика предполагает использ.
бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения нац-эк. и соц.
целей.
Денежно-кредитная политика предполагает
использ. метода косвенного воздействия Центрального банка на эл-ты рыночного
механизма.
Высшей формой гос. рег. явл. программирование,
прогнозирование и планирование. Объектами таких целевых программ явл. отрасли
(в том числе аграрная), регионы, соц. усл., направления научных исследований и
т. д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.
Наиболее распространены общенац. программы по
восст. эк-ки, структурной перестройке, приватизации, послекризисной стабилизации
эк-ки.
Среди методов прямого ГРЭ преобладают
разл. формы безвозвратного финансирования в виде субвенций или субсидий. Целью
таких методов явл. достижение приоритетов развития, защита обществ-необходимых
секторов эк-ки и групп населения. Могут быть негативные последствия в виде
деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня
конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.
Прямое ГРЭ осущ. через инвестиции в опр.
отрасли хоз-ва. Оно может идти по 2 направл.: или развитие гос. предприним.
(напр., угольная пром.), или субсидирование предприятий негос. сектора.
Гос-во реализует программу поддержки таких
сфер, как образование, здравоохр., охрана окр. среды.
Гос-во оказывает также прямое регулир.
воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз опр.
видов сырья, создавая льготное кредитование экспорта либо представляя гос.
гарантии под внешние кредиты.
Гос-во осущ. и прямое воздействие на нац. рынок
путем гос. заказа. Под ним понимают гос. задание фирме на произв-во опр. вида
прод. в опр. сроки и в опр. размерах на уникальную, особо дефицитную прод.
К косвенным отн.: кредитно-денежные методы,
налоговые, бюджетные, индикативное планирование.
40 сущность и ф-ии финансов. Финансовая система.
Эк. структура любого
общества не может функц-ть без нормально организованного потока денежных средств м/у гос-вом
и производств.
структурами, гос-вом и разл. слоями насел., м/у регионами и отдельными гос-вами. Такие
денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи
и отн. м/у гражданами и юрид. учреждениями. Через финансовый механизм гос-во реализует все свои
ф-ии по управлению, ограничению, контролю и аудиту за производств. и финансовыми
структурами. В ходе выполнения этих ф-ий финансы исп-ся в качестве индикатора
роста нац. эк-ки,
роста благосостояния, а также как инструмент устранения негативных моментов в эк. росте. Они
стимулируют снижение издержек произв-ва и их конкурентоспособность на мировом рынке,
формируют структуру произв-ва, межотраслевые и территориальные пропорции.
Сл-но, финансы – это
система отношений по поводу распределения и исп. фондов денежных средств или
финансовых рес. через особые фонды и учреждения.
Становление финансовых
отн. происходит одновременно с развитием товарно-денежных отн. в целях обслуживания
потребностей гос-ва в организации эк. и культ. жизни, содержании аппарата управления, армии,
здравоохр., образования, пенсионного обеспечения и т. д.
Реализуются финансовые
связи через финансовую систему, кот. включает в себя бюджеты разл. уровней,
фонды соц., имуществ. и личного страхования, валютные резервы гос-ва, денежные
фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные
денежные фонды. В рамках эл-тов финансовой системы формируются финансовые рес., как количественно
определенная и специально предназначенная сумма денежных средств.
Чем более развиты рыночные
отн., чем сложнее и многообразнее эк. связи в гос-ве, тем сложнее финансовая система и
тем больше ее финансовые
рес. Развитость и размер финансовых рес. обеспечивают более широкую маневренность гос-ва
в выполнении внутр. и внеш. эк. ф-ий.
Различают финансы хозяйствующих субъектов,
населения и государства. 3a счет
гос. финансов решаются такие соц. программы, как защита окр. среды, эколог.
мониторинг, создание земельного кадастра, конверсия военно-пром. предпр. и т. д.,
а также соц. вопросы: помощь ветеранам, инвалидам, вынужденным переселенцам,
военнослужащим, уволенным в запас, и др. Гос. финансы обеспеч.
обороноспособность и защиту.
К концу XX столетия в большинстве стран гос. финансы
стали активно исп. для достижения результатов стабильного роста – повышения
конкурентной способности нац. эк-ки, ускорения НТП, преодоления региональной
неравномерности в распределении и исп. рес. и трудового потенциала.
41
гос. бюджет.
Главным звеном финансовой системы
явл. гос. бюджет. Это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении
прав-ва. Гос. бюджет образует централизованный фонд денежных рес. прав-ва для содержания
гос. аппарата, вооруж. сил, здравоохр., образования, выплаты соц. пособий. Бюджет явл. мощным рычагом гос.
регулир. эк-ки, воздействия на хоз. конъюнктуру, осущ. мер по ее стабилизации. Воздействие гос-ва на
эк-ку происходит путем финансирования, выдачи субсидий и т. д.
Бюджет совр. гос-ва – сложный,
многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотнош. соц-эк. интересов
разл. групп и партий. Это компромисс м/у собственниками и работающими по найму, по
вопросам налогообложения, доходов и з/п, по поводу расходов на соц. цели.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|