бесплатные рефераты

Шпоры по Основам Экономической Теории

С помощью бюджета гос-во осущ. сочетание централизован­ных и местных интересов регионов ч/з распределение налогов, бюджетных до­таций, трансфертов.

Направления исп-ия: поддержание конъюнктуры и эк. рост через субсидии и инвестиции, катализатор развития НТП, повышение конкурентоспособности нац. прод. на внеш рынках, расходы на развитие аграрного сектора, на вооружение, мат обеспечение внешнеэк связей, содержание аппарата, обслуживание внутр и внеш гос долга, расходы на кредитование экспорта, для обеспечения поставок на внутр рынок зарубежных товаров. Как эк. документ бюджет отражает полит. и соц. динамику общества.

Доходы гос. бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений, прибыли казенной пром., поступлений от приватиза­ции собств. и т. д.

Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные рас­ходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в об­щей структуре, образуется бюджетный дефицит.

Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами. Образовавшийся остаток доходов прав-во может исп. на не­предусмотренные программой или планом расходы, осущ. долгосрочные выплаты по гос. долгу или перенести этот остаток в бюджет следу­ющего периода (года).

Бюджетный дефицит по меж/нар. стандартам не дол­жен превышать 5 % от ВВП. Покрывается он внутр. и внеш. гос. займами в виде продаж гос. ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов.

Во время эк. потрясений, кот. могут постигнуть гос-во, прав-во нередко прибегает к эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита. Последствия такой эмиссии перерастают в неконтролируемую инфляцию.

 

 

42 налоги, их сущность, виды и ф-ии.

 Налог — это принудительно изымаемые гос-вом или местными властя­ми средства с физ. и юрид. лиц, необходимые для осущ. гос-вом своих ф-ий. Сборы эти производятся на осн. гос. законодательства.

Исп. налогов в качестве инструмента централизованного воздей­ствия на эк. развитие гос-ва имеет длит. историю с пе­риода широкого развития товарно-денежных отношений. Первый денежный по­головный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II веке.

В совр. усл. налоги выполняют 2 осн. ф-ии: фискаль­ную и эк-кую.

Фискальная – осн. Используя ее, гос-во формирует де­нежные фонды.

Эк. – предполагает исп. налогов в качестве инст­румента перераспределения нац. дохода, заинтересованности произ­водителей и предприним. в развитии разнообразных видов деят. по производству товаров и услуг. Используя эту ф-ию налогов, гос-во ока­зывает влияние на реальный процесс произв-ва и инвестирования капиталь­ных вложений.

Взимание налогов основывается на исп. разл. ставок нало­гов:

•   Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т. д.).

•   Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

• Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки на­лога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы.

• Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны физ. и юрид. лицам, обладающим незначит. доходами.

По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену тов. или усл. Значит. часть их образуют акцизы.

По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на опр. цели. Это налоги, например, на продажу бензина, топлива, сма­зочных масел и др.

В соотв. с гос. устройством и бюджетной структурой на­логи подразделяются на федеральные и местные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. сущность, ф-ции и формы кредита.

Кредитная сделка — это купля-прода­жа с отсроченным платежом.

Кредит — это форма сущ-ния (движения) ссудного фонда, своеобразная форма реализации собственно­сти на ссудный фонд.

Ссудный фонд представляет собой часть централизованного денежного фонда и ассоциируется с некой суммой денег. Он связан с двумя процессами: с формированием и использ-м на условиях возвратности временно свободных денежных средств.

Кредит выполняет важные ф-ии в обеспечении микро- и макроэк. равновесия. С помощью кредита осущ. перераспреде­ление капитала м/у разл. отраслями и предпр. Осн. принципы кредитования – срочность и возвратность – позволяют выступать кредиту эффективным дисциплинирующим средством рыночного меха­низма.

Кредит осущ. свое движение в разл. формах. Коммерческий кредит исп. при продаже товара с отсрочкой платежа. Цель – ускорение реализации тов. и усл. Документом при осущ-нии сделки в форме коммерч. кредита выступает вексель. Вексель – это одна из разновидностей ценных бумаг. Он представляет собой особый вид письменного долгового обязательства, дающий его владельцу право требовать по истечении определенного срока уплаты обозначенной в нем суммы. Банковский кредит предоставляется банками в форме денежных ссуд предпри­ним. и другим заемщикам. Кредитором выступает банк.

Банковские кредиты делятся на краткосрочные, когда кредит выдается сроком до года и используется на формир. оборотного капитала, и долгосрочные, вы­даваемые на срок больше года.

Банковский кредит более эластичен, чем коммерческий, так как он не ограничен суммами кредитных сделок, их сроками и направленностью.

Следующей формой явл. гос. кредит, когда заемщиком вы­ступает гос-во, а кредитором – главным образом население. Оформляется эта форма кредита в гос. займах, целевых беспроцентных займах, казначейских обязательствах.

В условиях становления рынка получает развитие потребительский кредит, пре­доставляемый на бытовые цели, и меж/нар. кредит, кот. обслуживает межгос. связи.

Новыми формами кредитных отн., кот. успешно применяются в циви­лизованных странах, являются лизинг-кредит, факторинг, фарфейтинг и др.

Лизинг – это безденежная форма кредита, форма аренды с передачей в пользование машин, оборудования и др. мат. средств с последующей постепенной выплатой их стоимости. Право собств. на имущество остается за арендодателем, а арендатор пользуется им опр. время до полной оплаты стоимости этого имущества.

Факторинг — это перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческие операции по доверенности.

Форфейтинг–это долгосрочный факторинг, связанный с продажей банку долгов, взыскание кот. наступит через 1-5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44 Банки, ихъ виды и ф-ии.

Банк —эк. институт, занимающийся привлечени­ем и размещением денежных рес. Можно выделить  3 важнейших эл-та совр. кредитной системы:

- центральный банк

- коммерческие банки

-специализированные  финансовые  учреждения (страховые, ипотечные, сберегательные)

Банковскими операциями явл. операции, кот. могут осущ. исключительно банки и др. кредитные организации:

1)    привлечение денежных средств физ. и юрид. лиц во вклады (до востребования и на опр. срок);

2)    размещение  указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3)    открытие  и   ведение   банковских   счетов   физ.   и юрид. лиц;

4)    осущ. расчетов по поручению физ. и юрид. лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их счетам;

5)    инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физ. и юрид. лиц;

6)    купля-продажа  иностранной  валюты  в наличной и безналичной формах;    

7)    привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8)    выдача банковских гарантий.

Крупные коммерч.  банки предоставляют клиентам полный спектр услуг,  включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отл. от специализир. учреждений,  кот. ограничены опр. ф-ями.

Банки осущ. активные и пассивные операции. С помощью пассивных операций банк мобилизует рес., а с помощью активных осущ. их размещение.

Ресурсы банка формир. за счет собственных, привлеченных и эмитирован­ных средств. К собств. средствам относится акционерный и резервный капи­тал, а также нераспределенная прибыль. Собств. средства составляют нез­начит. часть рес. совр. банка. Осн. часть рес. банка привлекается в виде вкладов (депозитов), а также контокоррентных и корреспон­дентских счетов.

Центр. банк, или, как еще его называют "банк банков", - это центр кредитной системы гос-ва. Это орган, кот. регулирует и контролирует деят. всех институтов нижнего уровня банковской системы. В переходной эк-ке основу обра­зуют коммерч. банки. В мировой практике сущ. разл. модели взаимоотношений м/у Центробанком, прав-вом и парламентом. Созданы такие механизмы, кот. не дают права прав-ву свободно распоряжаться рес. банка для финансирования бюджетных рас­ходов. У нас такие механизмы отсутствуют.

Важные ф-ии в рыночной эк-ке выполняют разнообразные небанковские финансово-кредитные учреждения с информационными системами, которые работа­ют на базе финансово-кредитных телекоммуникаций. Это лизинговые компании, тра­стовые, инвестиционные, выпускающие акции, факторинговые, фарфейтинговые, клиринговые палаты, страховые общества, занимающиеся страхованием финансо­вых рисков, пенсионные фонды. Совр. кредитная система создает усл. для «молниеносных расчетов» без соотв. бумажных документов путем элект­ронных импульсов через межбанковскую телекоммуникацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45,46 мировое хоз-во.

Мир. эк-ке (мировому хоз-ву, всемирному хоз-ву) можно дать широкое и узкое определение. По широкому опр., мир. эк-ка – это сумма всех нац. экономик мира. По узкому опр. – это совокуп­ность только тех частей нац. экономик, кот. взаимодействуют с внеш­ним миром. Однако различие м/у двумя опр. становится все менее за­метным, так как в любой стране остается все меньше отраслей и подотраслей, которые не взаимодействуют с внешним миром прямо или косвенно, например, через те отрасли нац. эк-ки, кот. активно торгуют на внеш. рынке.

М/у странами сущ. меж/нар эк. отн. (внешнеэк. связи, мирохоз-ные связи), т.е. хоз. отн. м/у юрид. и физ. лицами разных стран. Их можно классифицировать по следующим формам: меж/нар. (мировая) торговля то­в. и усл., меж/нар. движение капитала, меж/нар. миграция рабочей силы, меж/нар. торговля знаниями (меж/нар. передача технологии), а также меж/нар валютно-расчетные отн.

Мировой (всемирный) рынок тов. и усл., т.е. совокупность нац. рынков (по узкому опр. — это совокупность только тех тов. и усл., кот. продаются и покупаются на внешнем рынке) сложился к концу XIX в. После того как к началу XX в. к этому добавилось мощное меж/нар. движение факторов произв-ва, стало возможным говорить о более широком понятии мирового (всемирного) хоз-ва.

Коренная причина возникновения и развития меж/нар. эк. отн. заключается в различии в наделенности стран факторами произв-ва (эк. рес.). С одной стороны, это ведет к меж/нар. разделению труда, с другой – к перемещению этих факторов м/у страна­ми.

Усиление участия страны в мировом хоз-ве, наз. интернационализацией ее хоз. жизни, измеряется набором показателей: экспортной квотой, долей иностранных товаров на внутр. рынке, объемом экспорта тов. и усл. на душу населения, отн. иностр. капиталовложений к ВВП страны, их долей в ее ежегодных инвестициях, долей иностр. рабочей силы в общем числе занятых, долей иностр. патентов и лицензий в общем кол-ве зарегистрир. в стране патентов и лицензий.

В свою очередь уровень интернационализации растет во многом в рез-те деят. ТНК (транснациональных корпораций), число и размах хозяйствования кот. особенно быстро уве­л. начиная со 2-й пол. XX в. Их деят. базируется на прямых инвестициях, принимающих форму зарубежных филиалов ТНК.

Деят. ТНК все больше превращает мир. хоз-во в единый рынок тов., усл., раб. силы и капитала. Подобный процесс наз. Глобализацией, кот. является более высокой стадией интернацио­нализации.

Глобализация осущ-ся прежде всего через регионализацию, когда Внешнеэк. связи страны ориентируются на свой и соседние регионы. На базе регионализации идет меж/нар эк. интеграция, т.е. срас­тание экономик соседних стран в единый региональный хоз. комплекс на  основе глубоких и устойчивых эк.. связей м/у их компаниями. Так возникают интеграционные объединения, призванные регулировать интегра­ционные процессы м/у странами-участницами.

Хотя на протяжении большей части XX в. гос. регулир. эк-ки усиливалось, в последние 10-летия преобладает тенденция к дерегуляции (либерализации). Различают внутри- и внешнеэк. либерализа­цию. Последняя начала сменять внешнеэк. протекционизм как главное направление во внешнеэк. деят. развитых стран в 50-60 гг., а в остальных группах стран – позже. В рез-те, экономики большинства стран мира превращаются во все более открытые, хар-ующиеся более высокими темпами эк. роста по сравнению с закрытыми эк-ками.

На   глобальном   уровне   механизмы управления и регулир. меж/нар. эк.   отн.  более полно представлены в системе Организации Объединенных Наций (ООН). Этими вопросами занимаются, в частности, Эк. и соц. совет (ЭКОСС) и Комитет по эк. и финансовым  вопросам ООН. В 1974 на II сессии Генеральной Ассамблеи ООН были утверждены Декларация и Программа действий по усовершенствованию меж/нар эк. порядка и Хартия эк. прав и обязанностей гос-в. Эти документы явл. определяющими в формировании меж/нар эк. политики всех гос-в.

Глобальное эк. регулир. осущ. также Меж/нар. валютный фонд (МВФ), Меж/нар. банк реконструкции и развития – Мировой банк (МБРР), Всемирная организация торговли (ВОТ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34 Эк. рост, типы, показатели, факторы.

В совр. ЭТ под эк. ростом обычно понима­ются не кратковременные взлеты и падения реального объема произв-ва относи­тельно естественного значения, а долговременные изменения естественного уровня реального объема произв-ва, связанные с развитием производит. сил на долгосрочном временном интервале. Сущность реального эк. роста сост. в разрешении и воспроиз­ведении на новом уровне осн. противоречия эк-ки: м/у огранич. рес. и безгранич. потребностей. Разрешаться это противоречие может двумя осн. способами: 1, за счет увел. производств. возможностей, 2, за счет наиболее эффектив­ного исп. имеющихся производств. возможностей и развития обще­ств. потребностей. Однако на этом процесс не завершается: на каждом новом этапе развития при расширении производств. возможностей опять не все обще­ств. потребности удовлетворяются. Развитие производств. возможностей обусловливается не только и не столько кол-нным ростом обществ. потребностей, сколько изм. их структуры, повышением в структуре потребит. предпочтений доли одних потребностей и уменьш. доли др.

Производственные рес. и структура выпуска, как правило, не могут изменяться столь же быстро, как структура потреб­ностей.

Отсюда следует, что стремление осн. субъектов эк-ки к эк. росту существует всегда независимо от того, какой уровень развития достиг­нут в обществе. Однако реальные усл. произв. далеко не всегда позволя­ют реализоваться потенциалу роста. В этих усл. наступает депрессия, или эк. спад, кот. может быть обусловлен как внутр. эк. факторами, так и внеш.

В ЭТ сложились 2 осн. подхода к трактовке форм проявления эк. роста. Наиболее распростр. явл. понима­ние эк. роста как итоговой хар-стики развития нац. эк-ки за опр. период, измеряемый либо темпами роста реального объема ВНП (НД), либо темпами увел. этих показателей в расчете на душу населения. В настоящее время в теориях роста превалирует 2-й способ измерения. Под эк. ростом подразумевается такое развитие нац. эк-ки, при кот. темпы увеличения реального нац. дохода превышают темпы роста населения.

Могут быть выделены 2 осн. типа эк. роста: экстенсивный и интенсивный. При экстенсивном типе эк. роста расширение объема мат. благ и усл. достигается за счет исп. большого кол-ва работников, средств труда, земли, сырья, топливно-энерг. рес. и т.д. Сохраняются постоянные пропорции м/у темпами роста реального объема произв-ва и совокупных издержек на его создание.

Интенсивный тип, напротив, хар-ется тем, что расширение произв-ва обеспеч за счет качественного совершенствования: применения прогрессивных технологий, исп. рабочей силы, имеющей большую квалификацию и более высокую производит труда, и т.д. В этом случае темпы роста реальных объемов произв-ва будут превышать темпы изм-ния реальных совокупных издержек. (В действит экстенсивный и интенсивный типы в чистом виде не сущ).

Факторами эк. роста наз. те явл. и процессы, кот. оп­ределяют масштабы увеличения реального объема произв-ва, возможности по­вышения эффективности и качества роста.

По способу воздействия на эк. рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми наз. те, кот. непосредственно определяют физ. способность к эк. росту. Косвенные факторы влияют на возмож­ность превращения этой способности в действительность. В состав прямых входят 5 осн. факторов, непосредственно определя­ющих динамику совокупного произв-ва и предложения:

•  увел. численности и повышение качества трудовых рес.;

•  рост объема и улучш. качественного состава осн. капитала;

•  совершенствование технологии и организации произв-ва;

•  повышение кол-ва и качества вовлекаемых в хоз. оборот при­р. рес.;

•  рост предприним. способностей в обществе.

В сост. косвенных входят такие факторы предложения, как снижение степени монополизации рынков, уменьшение цен на производств. рес., снижение налогов на прибыль, расширение возможности получения кредитов и т. п., а также факторы спроса и распределения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37 Инфляция

Инфляция – превышение денежной ед., находящ. в обращении над суммой товарных цен и появление в рез-те этого денег, не обеспечен-х товарами и услугами. И вытекает из нарушения требований закона денежного обращения.

M(кол-во денег в обращ)=PQ/V; MV>PQ-И; MV=PQ (P-цена, Q-кол-во, V-скорость обращения)

Причины И: 1Дефицит госбюджета 2Кризис и депрессия 3Опережение роста з/пл 4Милитаризация эк-ки 5 Высокий уровень монополизации

И. классифицируется по разл. критериям:

1) По формам проявления И делится на: открытую(явная) и скрытую(подавленная).

Открытая И. характерна для рыночной эк-ки. Она проявляется в повышении ур-ня тов. цен. Скрытая И. хар-на для командно-адм. системы, когда гос-во удерживает цены на определенном уровне, но это приводит к дефециту товаров, вызывает развитие спекуляции и функционирование черного рынка.

2)По темпам роста цен:

 а)Ползучую(умеренную) И от 4 до 10% в год

б) Галонирующая И от 10 до 200%

в) ГиперИ. свыше 50% в месяц

1993-10300% в год, 1994-501% 1995-281, 1996-гривна 97-10%, 98-20%, 99-19%, 2000-оживление эк-ки 6% в год 2001-9%

3) по происхождению:

а) И спроса

б) И предложения(издержек)

И спроса возникает в усл. Избыточного совокупного спроса . когда произ-во не может отреагировать на его возрастание, увеличение V ВНП

И предложения(изд) означает рост цен в рез-те повышения номин. З/пл, увеличения цен на сырье, топливо, обор-ие. Результатом такого повышения яв-ся рост издержек на ед. продукции, что вызывает рост цен. В механизме воспроиз-ва отпр. И важнейшую роль играют:

1. Инф-ые ожидания

2. Ин-ая спираль: Цена –з/пл-цена

Последствия И:

1Обесценивание сбережений

2 Сокращение текущего потребления

3 Уменьшение заинтересованности в произ. труде

4Усилив-ся бег от денег к товарам

6 Подавляются стимулы к денеж накоплению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47  Валютная система и Валютный курс

Валютная система — это совокупность валют, правил и норм их исп. и взаимного обмена, применения платежных средств, а также денежно-кредитных отн., связанных с исп. валюты. К валютной системе отн. органы, кот. регулируют выпуск и обращение валюты. Различают мировую,  и нац. валютные системы.

Нац. валютная система устанавливает принципы организации и регулир. валютных отн. внутри отдельной страны. Она явл. частью денежной системы данной страны, но относительно самостоятельна и имеет право выхода за национальные границы. В каждой стране особенности такой системы определяются уровнем развития эк-ки и внешнеэк. связей.

На основе нац. валютных систем сформир. меж/нар. (мировая) валютная система

Меж/нар. (мировая) валютная система – это совокупность способов, средств и органов, с помощью кот. осущ-ся денежные расчеты в пределах мирового хоз-ва. Ее составляющей явл.: формы меж/нар. средств платежа (мировые деньги); унифи­цированные рамки валютных курсов; усл. взаимной конвертации валют и валютных рынков; меж/нар. регулирование валютных ограничений и меж/нар. валютно-финансовые орг.

Мировая валютная система в своем развитии прошла три осн. этапа: золотой, золотовалютный (долларо­вый) и бумажно-валютный стандарты.

Под валютным курсом понимается цена одной денежной ед., выраженная в денежной ед. другой страны. Различают курс покупателя, т.е. цену, по кот. банк покупает иностр. валюту за нац-ную, и курс продавца, по кот. он продает иностр. валюту за нац-ную. Разница между курсом продавца и курсом покупателя составляет маржу, кот. тратится на покрытие расходов по организации валютных операций и формирует прибыль банков.

Валютный курс зависит от множества факторов: от спроса и предложения валюты на рынке.

Высокие темпы инфляции в стране обесценивают нац. валюту, и ее курс начинает снижаться по отн. к валютам стран, где темпы инфляции ниже. Поэтому обязательно рассчитываются реальные курсы валюты, т.е. паритет покупательной способности, кот. представляет собой соотн. цен на аналогичные тов. и усл., произведенные в сравниваемых странах.

Кроме этого, на курс валюты могут оказать влияние развитие валютной спекуляции, популярность и доверие к опр. валюте, реальные сроки меж/нар. расчетов и, конечно, валютная политика гос-ва.

Обменный курс может быть двух типов. Первый - это свободно  плавающий  валютный  курс,  или свободный флоатинг. В этом случае гос-во полностью находится вне пределов валютного рынка, и курс устанавливается только на основе спроса и предложения валют, т.е. он абсолютно гибкий. Другой тип сущ. тогда, когда гос-во жестко фиксирует обменные курсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48. Денежная система. Формы денег.

Деньги – это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента.

Ф-ии:

6.               мера стоимости (т.к. затрачен абстрактный чел труд). Сначала функц-ли в форме слитков, затем в форме монет. После открытия китайцами бумажных денег, они стали проникать и в Европу. Бумажные деньги функц-ли в течение длит времени, как знаки золота и серебра. Каждой бумажной единице соотв. опр. кол-во (весовое) золота и серебра. Т.е. каждая страна вводила свой масштаб цен – фиксированный вес золота и серебра денежной единице. До 2 мир войны 1доллар = 0,888 гр. золота, фунт стерлингов = 2 гр золота, 1 руб = 0,987.

7.               средство обращения, т.е. роль посредника в обращении товар – деньги – товар. Деньги функц-ют как реальные, но могут быть неполноценными.

8.               деньги как средство накопления, образования сокровищ

9.               деньги как средство платежа

10.            мировые деньги

Отсюда денежная система — это форма организации денеж­ного обращения в стране, т.е. движения денег в наличной и безна­личной формах. Она включает следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег в стране и порядок их эмиссии, порядок обращения денег и платежей, а также гос. аппарат, осущ-щий регулир. денежного обращения.

Денежное обращение -- «кровеносная» система эк-ки. От его успешного функц-ния зависит хоз. актив­ность, эк. рост, благополучие общества.

В странах с рыночной эк-кой денежный оборот склады­вается из наличных и безналичных денег. Под наличными деньгами понимаются монеты, банковские билеты (банкноты) и казначей­ские билеты. Монеты служат в качестве разменных денег, по­зволяют совершать любые мелкие покупки. В обращение их вво­дит центр. банк.

Первоначально банкноты выпускались всеми банками как векселя вместо обычных денег. Впоследствии они приобрели силу законного и единственного платежного средства с принудительно устанавливаемым гос-вом курсом, т.е. стали нац. деньгами. Их выпуск (эмиссию) осущ. только централь­ный банк.

Казначейские билеты – те же бумажные деньги, но вы­пускаемые непосредственно гос. казначейством -министерством финансов или спец. гос. фи­нансовым органом, ведающим кассовым исполнением гос. бюджета.

Под безналичными деньгами понимаются средства на счетах в банках, различные депозиты (вклады) в банках, депозитные серти­фикаты и гос. ценные бумаги. Эти вклады называют­ся также банковскими деньгами.

Хранение денег на текущих счетах получило в странах с рыноч­ной эк-кой наибольшее распространение. Функц-ва­ние этих счетов обеспечивается через чековое обращение. Чек -это переводной вексель, выставленный на банк и оплачиваемый по предъявлении.

 

 

 

 

                                                                                                                                                           

 

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ